Налогообложение сферы природопользования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,93 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогообложение сферы природопользования

Содержание

Введение

. Роль налоговой политики в системе природопользования

. Виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами, действующее в Российской Федерации

. Проблемы системы налогообложения природопользования в Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Существование налогов обусловлено потребностями государства в средствах для выполнения своих важных функций. Однако налогообложение связано со многими факторами, в том числе с прямыми затратами на сбор налогов, а также влиянием налогообложения на эффективность распределения ресурсов и справедливость использования доходов.

Среди многих видов макроэкономической политики в подавляющем большинстве случаев предоставляется приоритет именно налогово-бюджетной политике. Комплекс объективных факторов объясняет повышенный интерес власти к вопросам налогообложения, в первую очередь, обусловленный потребностями в увеличении доходов. В полной мере это касается природопользования. Однако действующие сегодня налоговые рычаги и стимулы в этой сфере недостаточно эффективны, они не обеспечивают сбалансированного использования природоресурсного потенциала, его охрану и воспроизводство. Именно поэтому на сегодняшний день теоретико-методологические подходы к формированию эффективных налоговых механизмов с учетом особенностей и специфики платного природопользования вызывают повышенный интерес со стороны ученых-теоретиков и практиков.

1. Роль налоговой политики в системе природопользования

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов - налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Современные условия необходимости сохранения и укрепления территориальной целостности страны, преодоления экономического кризиса диктуют необходимость создания такой налоговой системы, которая бы позволила эффективно управлять экономикой, учитывала интересы и государства, и экономических субъектов, и населения. При разработке налоговой политики России необходимо учитывать международный опыт, а также национальные особенности развития страны. Одним из главных элементов налоговой системы являются налоги. Посредством перераспределения финансовых ресурсов стимулируется развитие приоритетных направлений экономики, осуществляется социальная поддержка определенных категорий населения. Проведением грамотной налоговой политики государства возможно достичь положительных результатов в финансовой и социально-экономической сфере.

Эффективное проведение налоговой политики государства должно учитывать все факторы политической и социально-экономической сферы. В "Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" отмечено, что приоритетным направлением ее развития является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы [15]. Должны быть предприняты все усилия, направленные на формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации в условиях экономических санкций и снижения цен на нефтяные ресурсы на международном рынке. В этих условиях более детальный анализ формирования налоговых доходов бюджетной системы страны будет способствовать решению поставленных задач. Доходы субъектов Российской Федерации продолжают формироваться в основном за счет налоговых поступлений. Одной из весомых и стабильных составляющих которых являются поступления от региональных налогов.

Для перехода к устойчивому и инновационному развитию экономики современной России принципиально важное значение имеет повышение эффективности использования природного капитала и достижение в обществе рационального природопользования. Так, в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года" отмечено, что формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов [14].

Модель эколого-экономически безопасного развития с одной стороны, должна в максимальной мере удовлетворить рекреационные потребности людей, а с другой стороны - охранять и улучшать окружающую природную среду как источник удовлетворения этих потребностей. Достижению таких результатов будут способствовать различные формы и методы стимулирования рационального природопользования. Активное применение экономического стимулирования природопользования в современной России должно создать условия однонаправленности экономических интересов субъектов рынка, и, в конечном счете, способствовать формированию экологоориентированной инновационной экономики.

. Виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами, действующее в Российской Федерации

Система налогов и платежей за пользование природными ресурсами является составной частью налоговой системы страны. Они связаны с финансированием природоохранной деятельности государства, являются самостоятельным источником доходов государственного бюджета.

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами осуществляются в Законодательством РФ. В настоящее время пользование природными ресурсами является платным и взимается за: пользование лесными ресурсами, недрами, водными ресурсами, континентальным шельфом, пользование животным миром, пользование землей, негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи за пользование лесными ресурсами

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (редакция от 13.07.2015, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.10.2015) устанавливаются следующие основные принципы лесного законодательства:

) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

) обеспечение охраны и защиты лесов;

) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

) платность использования лесов [5].

Использование лесов может быть следующих видов:

) заготовка древесины;

) заготовка живицы;

) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

) ведение сельского хозяйства;

) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

) осуществление рекреационной деятельности;

) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

) осуществление религиозной деятельности;

) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [5].

За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса РФ.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, если иное не предусмотрено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком [5].

Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Воспроизводство лесов включает в себя:

) лесное семеноводство;

) лесовосстановление;

) уход за лесами;

) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.

Плата за пользование водными ресурсами

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;

) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;

) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;

) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с Водным кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;

) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

) регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;

) гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;

) комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;

) платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

) экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;

) использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования [4].

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ (редакция от 13.07.2015).

Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и Водного кодекса не следует иное.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 11, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 статьи 11, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

) разведки и добычи полезных ископаемых;

) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

) подъема затонувших судов;

) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [4].

Плата за пользование континентальным шельфом

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 30.11.1995 №187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (редакция от 02.05.2015) континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка [8].

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Природные ресурсы континентального шельфа - минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее - минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - водные биоресурсы) [8].

Участки предоставляются пользователям недр континентального шельфа для:

регионального геологического изучения;

геологического изучения;

геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов;

осуществления иных видов пользования недрами, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах".

Лица, осуществляющие пользование природными ресурсами континентального шельфа, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, уплачивают налоги, сборы и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации [8].

Плата за пользование недрами

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Закон Российской Федерации "О недрах" Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд [12].

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности [12].

Недра предоставляются в пользование для:

) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

регулярные платежи за пользование недрами;

сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Плата за пользование животным миром

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью [7].

Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:

обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;

поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;

привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

платность пользования животным миром;

приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

охота;

рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;

использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 Федерального закона "О животном мире", уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Плата за пользование землей

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (редакция от 05.10.2015) и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

) земли сельскохозяйственного назначения;

) земли населенных пунктов;

) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

) земли особо охраняемых территорий и объектов;

) земли лесного фонда;

) земли водного фонда;

) земли запаса [3].

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (редакция от 13.07.2015) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду [6].

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 (редакция от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) [11].

. Проблемы системы налогообложения природопользования в Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию

природопользование налогообложение платёж ресурсы

В современных условиях у государства как публично-правового образования возрастает экологическая функция в финансово-правовом обеспечении охраны окружающей среды и рационального природопользования.

На совещании по улучшению экологической обстановки в России, прошедшем 30 марта 2010 года, отмечалось, что в критическом состоянии по экологическим показателям находится около 15% территории страны. Особенно неблагоприятная ситуация из-за загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, нарушения земель, связанного с размещением отходов производства и потребления. По оценке экспертов и практиков, основные вызовы в области формирования экологической ситуации в России и ее регионах обусловлены множеством факторов, прежде всего слабой экологической политикой как на федеральном, так и региональном уровнях, недостаточной увязкой ее с бюджетно-налоговой политикой. Чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения природопользования на федеральном уровне значительно ограничивает возможности региональных органов власти воздействия на природопользователей, повышения их экономической заинтересованности и экологической ответственности в соблюдении экологических требований и обеспечения экологической безопасности в регионе, активности в инвестировании природоохранных мероприятий.

Сравнительный анализ систем налогообложения природопользования в России и зарубежных странах выявил следующие различия по ряду важнейших признаков (таблица 1).

Таблица 1 - Основные различия систем экологического налогообложения в России и странах ЕС

ПризнакЕСРоссияИдеология экологического налогообложенияУсиление экологической направленности в налоговых системах; влияние на поведение производителей и потребителей "загрязнитель платит""Платить за право загрязнять", низкие ставки платежей за загрязнение окружающей среды и низкий уровень администрирования этих платежейНалоговый федерализмРасширение компетенции региональных и местных органов власти по введению и взиманию налогов и сборов за загрязнение окружающей средыПрерогатива федеральных органов власти, ограниченные возможности регулирования ставок налогов и платежейСтруктура экологического налогообложенияНалоги: ресурсные продуктовый на потребление вредной для окружающей среды продукции (топливо и др.) на вторичную переработку или залоговую стоимость таможенные пошлины на ввоз в страну экологически вредной продукцииНалоги: НДПИ водный сбор за объекты животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов земельныйФункции экологического налогообложенияФискальная (снижение других налогов за счет поступлений от экологических налогов) Регулирующая (цель: снижение производства экологически опасной продукции или процессов, а также стимулирование переработки отходов)Фискальная

Необходимо восстановление в законодательстве понятия "экологические налоги", взимаемых в соответствии с НК РФ. Экологические налоги в большей степени реализуют регулирующую функцию по повышению значимости экологии как фактора общественной жизни, экологической ответственности бизнеса и экологической культуры населения. Расширение компетенции региональных органов власти по взиманию платежей за негативное воздействие на окружающую среду региона.

Поступления от экологических налогов должны быть основным источником финансирования экологической сферы и реализации федеральной и региональных программ, ориентированных на достижение целевых показателей по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время функции контроля за состоянием окружающей среды, введения и взимания налогов и платежей возложены на Минприроды, ФНС, Ростехнадзор. Региональные и муниципальные органы исполнительной власти, их деятельность и функции разобщены, как следствие - рост негативного воздействия на природную среду и недостаточный контроль за своевременностью и полнотой уплаты платежей в бюджет. Требуются законодательные меры по передаче функций по сбору и контролю за полнотой и своевременностью уплаты платежей за загрязнение окружающей среды налоговым органам при усилении контрольных функций Ростехнадзора за природопользователями.

Для компаний, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна быть введена отчетность об экологической ответственности компании. Отчетность должна отражать затраты на содержание и ремонт основных фондов природоохранного назначения, реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения; расходы по захоронению экологически опасных отходов и платежи за загрязнение окружающей среды. Особо необходимо выделять затраты на природоохранные мероприятия за счет прибыли организации. Такая отчетность является обязательной для компаний в развитых странах.


Вопросы налоговой политики, ее тактического и стратегического развития, реформирования действующей системы налогового администрирования сферы природопользования вызывает сегодня повышенный интерес, обусловленный проводимыми преобразованиями, изменениями, имеющими своей целью создание экономически и политически обоснованной системы налогов и сборов от добычи и использования природных ресурсов.

Современная экономика обуславливает необходимость научного исследования теории, методологии и практики применения эффективных форм, методов и инструментов налоговой политики и налогового администрирования. Кроме того, государство, определяя направления совершенствования налоговой системы, нуждается в теоретических разработках и научно-практических рекомендациях относительно реализации механизма оптимизации фискальных и регулирующих функций налогов в процессе налогообложения природопользования.

Важное значение имеют исследования, связанные с разработкой конкретных налоговых механизмов и методов налоговой политики и налогового администрирования сферы природопользования, являющихся инструментами изъятия доходов от использования различных видов природных ресурсов. Это обосновывает важность научного решения проблем в рамках системного исследования инструментария налоговой политики и администрирования сферы природопользования на государственном уровне в условиях глобализации экономических процессов.

Главной задачей современного этапа развития налоговой системы России в сфере природопользования является создание эффективного взаимодействия между государством и пользователями природных ресурсов.

Формирование адекватной системы регулирования добычи полезных ископаемых возможно на основе гибкого подхода к налогообложению, который позволит получить значительные выгоды и государству, и недропользователям.

Эффективная система управления налоговыми процессами должна служить основой формирования механизма устойчивого экономического роста, который приведет к увеличению валового внутреннего продукта, национального дохода как базы для формирования централизованных фондов денежных средств у государства.

На современном этапе развития экономики в период продолжающегося финансового кризиса особое значение и актуальность приобретает грамотный государственный налоговый менеджмент, базирующийся на четкой государственной налоговой стратегии. При этом одной из функций государства по-прежнему остается поддержание стабильного роста налоговых поступлений, однако обеспечение достаточного объема доходов бюджета становится уже не только залогом финансового благополучия страны, но и основой для реализации и финансирования новых государственных программ и системы мер, направленных на повышение уровня налоговой культуры.

Список использованной литературы

1.Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (редакция от 13.07.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182838

.Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (редакция от 05.10.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186991

.Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (редакция от 05.10.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178358

.Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ (редакция от 13.07.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182882

.Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (редакция от 13.07.2015, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.10.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182144

.Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (редакция от 30.09.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186732

.Федеральный Закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (редакция от 13.07.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183028

.Федеральный Закон Российской Федерации от 24.04.1995 №52-ФЗ "О животном мире" (редакция от 13.07.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182887

.Федеральный Закон Российской Федерации от 30.11.1995 №187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (редакция от 02.05.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178905

.Федеральный Закон Российской Федерации от 02.12.2013 №349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (редакция от 26.12.2014) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172899

.Закон Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 "О плате за землю" (редакция от 26.06.2007) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=69403;

.Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" (редакция от 13.07.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182928

.Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 №632 (редакция от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148379

.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (редакция от 18.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;

.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2014) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126727;

.Налоговые ставки по водному налогу / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=66207;

.Данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти и газового конденсата (в целях применения главы 26.4 Налогового Кодекса РФ) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=50630;

.Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) / [Электронный ресурс] / Режим доступа:://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.bellona.ru%2Ffiles%2Ffil_BaseStatePolit.pdf&name=fil_BaseStatePolit.pdf&lang=ru&c=5628dfdc5e54;

.Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования - М.: Инфра-М, 2014, 400 с.;

.Богатырев М.А. Налогообложение сферы природопользования Российской Федерации - РнД: Мини-Тайп, 2013 - 208 с.;

.Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды. Учебник - М.: Юрайт, 2015 - 396 с.;

.Губанова С.В. Плата за негативное воздействие на окружающую среду // Экология производства №12 (125) - М.: Отраслевые ведомости, 2014;

.Зозуля В.В. Налогообложение природопользования. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата - М.: Юрайт, 2014 - 257 с.;

.Копытова А.И. Анализ применения экономических механизмов природопользования в РФ // Вестник Томского государственного педагогического университета №12 (127) - Томск: ТГПУ, 2012;

.Костяная А.А., Зиновьева И.С. Международное сотрудничество в области экономики природопользования и охраны окружающей среды // Успехи современного естествознания №4 - М.: Академия естествознания, 2012;

.Магарил Е.Р., Березюк М.В., Рукавишникова И.В. Экономика природопользования: междисциплинарный подход - М: КДУ, 2013 - 422 с.;

.Москаленко А.П., Гутенев В.В., Москаленко С.А., Денисов В.В. Экономика природопользования и ресурсосбережения - РнД: Феникс, 2014 - 480 с.;

.Мухина А.В. Реализация принципа "Загрязнитель платит" // Экология производства №12 (101) - М.: Отраслевые ведомости, 2012;

.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Учебник - М.: Юрайт, 2015 - 392 с.

.Полещук В.А., Юхименко Ю.М. Использование экономических методов регулирования деятельности предприятий в области природопользования и охраны окружающей среды // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ №1 / том 3 - Новосибирск: СГГА, 2010;

.Попов Е.В., Семячков К.А. Развитие институтов природопользования как фактор повышения конкурентоспособности региона // Экономика природопользования №1 - М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2014;

.Ревунов Р.В. Международный опыт сотрудничества в сфере регулирования природопользования // TERRA ECONOMICUS №4-2 / том 9 - РнД: Южный федеральный университет, 2011;

.Федоров А.И., Куликов Б.С., Федорова Н.В. Критерии подходов к экономическим оценкам природопользования // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ №2 / том 3 - Новосибирск: СГГА, 2010

Похожие работы на - Налогообложение сферы природопользования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!