Экономика и планирование природопользования
Содержание
Введение
1.
Социально-экономические аспекты природопользования
2. Планирование
природопользования
3. Методы и механизмы
экономического регулирования
Заключение
Список литературы
Введение
Научная
дисциплина экономика занимается изучением процессов управления хозяйством в
материальном производстве и непроизводственной сфере. Целью такого изучения
является познание и использование экономических законов для эффективного
развития народного хозяйства в стране и ее регионах, для чего вырабатываются
механизмы взаимоотношений государства и субъектов хозяйственной и иной деятельности,
закреплённые нормативно-правовыми актами. Экономика природопользования, как
раздел этой дисциплины, исследует объективные законы и закономерности развития
природы и общества, разрабатывают научно обоснованные методы адаптации
социально-экономических систем к биосферным процессам, формируя нормы их
взаимодействия.
Экономика
природопользования изучает проблемы наиболее эффективного использования
природных ресурсов в хозяйственной и иной деятельности общества, а также методы
анализа и обоснования наиболее рациональных технологий, предотвращающих,
минимизирующих или ликвидирующих ущерб от загрязнения окружающей среды.
Одновременно с этим она вырабатывает рекомендации по перестройке структур
потребления и разработке экологически безопасных продуктов.
1. Социально-экономические
аспекты природопользования
В сфере
экономики можно выделить макроэкономику и микроэкономику.
Макроэкономика
– раздел экономической теории, который изучает общие для всей экономики явления
и причины их возникновения. Она использует для этого агрегированные
(всеохватывающие) показатели и их связи. Главные задачи национальной
экономической деятельности сводятся к обеспечению стабильных цен, полной
занятости, длительного экономического роста, справедливого решения социальных
проблем общества и эффективного распределения ресурсов. Их решение существенно
влияет на благосостояние как общества в целом, так и всех его граждан.
Следует
подчеркнуть взаимосвязь и взаимообусловленность указанных задач, что затрудняет
выделение из них какой-либо основной. На разных этапах развития экономики
первостепенное значение может приобретать одна вполне определенная задача, от
решения которой зависят успехи и в решении других, не менее важных
экономических проблем социального, производственного и экологического
характера. С точки зрения рационального природопользования наиболее важной в
настоящее время является задача эффективного распределения ресурсов, которое
связано с их ограниченностью, а также со стремлением получать больше продукции
из имеющихся ресурсов, не допуская при этом образования значительного
количества отходов.
Неблагоприятная
экологическая обстановка, которая во много создаётся вследствие стремления
собственников к своим эгоистическим целям, препятствует реализации целей
макроэкономики. Хищническое использование ресурсов приводит к росту цен на
продукцию (товары, оборудование и пр.) и услуги, закрытию ряда производств.
Возможно также сокращение числа рабочих мест и при ликвидации экологически
неблагополучных предприятий. В этих условиях невозможно рассчитывать на
длительный экономический рост и справедливое распределение доходов. Более того,
такие тенденции способны привести к экономическому упадку. В подобной ситуации
неизбежно вмешательство государства в частный сектор экономики. При этом государственные
структуры стремятся исправить положение на нерегулируемом рынке, чтобы
обеспечить решения пяти упомянутых выше задач макроэкономики.
Микроэкономика
- раздел экономической теории, связанный с изучением относительно
маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. В центре внимания
здесь находятся производители и потребители, отношения между предпринимателями
и государством.
Рыночное
предприятие в своей деятельности преследует цели, которые можно сформулировать
следующим образом:
-
удовлетворение
потребностей общества, (в противном случае продукция или услуги данного
предприятия не найдут сбыта и предприятие окажется банкротом);
-
получение
прибыли, необходимой для удовлетворения потребностей работников предприятия и
развития деятельности самого предприятия;
-
повышение
эффективности производства, за счет чего достигается снижение затрат на выпуск
продукции, улучшение ее качества или услуг, т.е., в конечном итоге,
обеспечивается их конкурентоспособность на рынке.
Так,
обезвреживание стоков и выбросов связано с необходимостью установки
дополнительного оборудования и его обслуживанием, что, естественно, приводит к
затратам, иногда значительным, влияющим на конечные финансовые результаты
деятельности предприятия. Определенные затраты неизбежны и при комплексной
переработке сырья, и при осуществлении рециркуляции технологических потоков.
Создание санитарно-защитной зоны вокруг предприятия требует размещения жилых и
общественных зданий за пределами такой зоны. Для населения, которое оказалось в
санитарно-защитной зоне, также должно быть предоставлено жилье за ее пределами.
Крупные капитальные затраты в этих случаях, существенно снижают его финансовые
результаты.
Экологические
проблемы обусловлены как выбросами в окружающую среду, так и потреблением
ресурсов. Например, добыча полезных ископаемых значительно воздействует на
окружающую среду, нарушая ландшафты, загрязняя почву, водоемы и воздух. При
этом процесс извлечения сырья, как правило, сопровождается потреблением
энергии, количество которой зависит от способов и технологий добычи, вида
транспортных средств, применяемых при добыче и доставке сырья предприятию и
т.п. Велики неблагоприятные воздействия на природу и при обогащении первичного
сырья, в процессе этого формируются отходы. Их размещение обычно требует значительных
площадей, а в некоторых случаях и специальных хранилищ. Наконец, само
использование полезных ископаемых в каком-то одном производстве исключает
возможность изготовления другой продукции, для которой необходимо тоже самое
сырье. Таким образом, экологические проблемы, связанные с потреблением
ресурсов, существуют на всех стадиях производства готовой продукции.
Комплексное
использование определенного вида сырья предполагает получение на его основе
вполне конкретных разных полезных материалов и изделий. Оно делает ненужным
добычу других видов сырья для получения тех материалов и изделий. Выгода
очевидна: из одного вида сырья изготавливают несколько наименований полезной
продукции. При этом сырье, которое прежде использовалось в устаревших
технологиях, остается в недрах земли для будущих поколений. Кроме того, важно
подчеркнуть, что при комплексной переработке сырья существенно уменьшаются
неблагоприятные воздействия на окружающую среду за счет снижения отдельных
расходов сырья и количества образующихся выбросов, сбросов и отходов. Последнее
достигается благодаря внедрению новых, более современных технологий
производственных процессов. С позиции микроэкономики подобные технологии
повышают эффективность производства и увеличивают прибыль предприятия за счет
сбыта всех продуктов комплексной переработки. Однако следует отметить, что в
настоящее время далеко не всегда сырье может быть использовано комплексно из-за
отсутствия экономически целесообразных и экологически эффективных технологий.
Поэтому предприятия вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях
ограниченности ресурсов.
Макро- и
микроэкономику, несмотря на различие в масштабах деятельности, объединяет
проблема эффективного управления и использования природных, экономических,
финансовых и трудовых ресурсов для максимального удовлетворения материальных
потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. В этой проблеме
следует выделить две особенности: во-первых, ресурсы, предназначенные для
создания продуктов производства и потребления небезграничны – они всегда
ограничены, а во-вторых, материальные потребности общества, его структур и, в
конечном итоге, каждого человека, в противоположность предыдущей особенности,
безграничны. Таким образом, ограниченность ресурсов, обусловленная рамками
объективной реальности была и остается главным и весьма важным условием
существования и развития общественного и личного благосостояния.
Такое
положение приводит к тому, что перед обществом и отдельным человеком возникает
задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в
различных целях. В процессе выбора стратегии развития, вызванного
ограниченностью ресурсов, в условиях рынка приходится решать следующие задачи:
сколько следует производить продукции и как при этом распределить и
использовать ресурсы в производстве; что следует производить для наиболее
полного удовлетворения потребностей общества; как, то есть с помощью каких
технологических способов производить необходимую продукцию, работу, услуги и
пр.; кто должен получать продукцию.
Ответы на эти
вопросы способны разрешить дилемму "безграничные потребности –
ограниченные ресурсы".
Природопользование
роднит с экономикой то обстоятельство, что природа и ресурсы общества, равно
как и экономические ресурсы, ограниченные, а потребности в них – безграничны.
Поэтому экономика природопользования по существу решает те же макро- и
микроэкономические задачи: "сколько", "что",
"как" и "кто", осложненные требованиями охраны окружающей
среды.
Ограниченность
ресурсов имеет абсолютный характер, так как заключается в принципиальной
невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей
человечества. Если бы ресурсы были не ограничены, то не было бы необходимости
заботиться об их рациональном распределении между различными целями, повышать
эффективность их использования, стремиться к их экономии.
Сам по себе
рыночный механизм может лишь ослабить, смягчить ограниченность ресурсов.
Поэтому в условиях такой ограниченности конкуренция целей расходования ресурсов
обостряется, и долг государственных органов придать ей цивилизованную
направленность, в результате чего могут быть успешно решены проблемы
рационального природопользования.
2.
Планирование природопользования
Необходимость
планирования природопользования вытекает из требований реализации
государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального
природопользования.
План в
обычном понимании – это документ, в котором представлена система
взаимосвязанных действий, направленных на достижение каких-либо целей и решение
конкретных задач (например, рационального природопользования), а также
последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий с
указанием сроков их выполнения. В плане могут быть отражены содержание, объемы
и способы выполнения работ, раскрывающие пути реализации плана. Подобного рода
документы в области природопользования могут создаваться в масштабах
государства, региона (группы или субъекта федерации, территорий, муниципальных
образований, отдельных предприятий). Планы могут определять решение проблем
природопользования топливно-энергетического, горно-металлургического,
агропромышленного комплексов и др. В некоторых случаях проблемы
природопользования решаются на основе программно-целевого планирования. Планы,
в зависимости от сроков их действий, подразделяются на краткосрочные (1 – 3
года), среднесрочные (4 – 9 лет) и долгосрочные (10 и более лет). Создание того
или иного типа плана диктуется сложившейся экологической обстановкой и
требованиями по ее улучшению.
Принципиально
важным становится сочетание территориальных и отраслевых планов
природопользования, основу которых составляют договорные отношения между
предприятиями и местными органами самоуправления (к примеру, долговременные
экономические нормативы по природопользованию: плата за пользование ресурсами,
плата за выбросы загрязняющих веществ, поступления в целевой фонд местного
бюджета этих средств и пр.). В результате развития и укрепления связей
предприятий с местными органами самоуправления на территории достигается комплексное
социально-экономическое развитие, которое обеспечивает рациональное
использование территориальных ресурсов, а также создание экологических объектов
для многих предприятий, расположенных в городе или промышленном узле. Общая
заинтересованность в снижении антропогенных нагрузок на природную среду
способствует ускорению внедрения достижений научно-технического прогресса
природопользования, составляющих базу наукоемких, высокотехнологичных,
природосберегающих производств и технологий.
Хорошо
организованное взаимодействие территорий и предприятий позволяет создать
предпосылки экономного бережного отношения к природным ресурсам за счет
минимизации отходов на всех этапах производства. Такими этапами являются:
изъятие ресурсов из природной среды, их использование (снижение удельных норм),
утилизация (повторное и последовательное использование единицы ресурса в
интересах многих потребителей, как на данном предприятии, так и в процессе
кооперирования предприятий для рационального природопользования).
Независимо от
значимости экологических проблем и задач, объемов работ, связанных с их
решением, планы природопользования должны предусматривать:
-
неистощительное
использование невозобновимых ресурсов;
-
рациональное
использование невозобновимых ресурсов.
Реализация таких
подходов способна гарантировать внедрение комплексного природопользования,
ориентированного на достижение целей устойчивого развития Российской Федерации
и предусматривающего научно обоснованные экологические методы разработки
минеральных, водных, земельных, лесных и других ресурсов.
Внимание
разработчиков планов природопользования должно быть сосредоточено на
максимально полной выработки извлеченных полезных ископаемых и добытых
биологических ресурсов за счет сокращения отходов, образующихся при их добыче и
переработке, до минимума.
Планирование
природопользования всегда должно быть направлено на снижение антропогенной
нагрузки на окружающую среду, что предполагает уменьшение выбросов в атмосферу,
сбросов в водные источники, а также отходов, размещаемых в литосфере.
Параллельно в планах большое внимание уделяется реализации проблем
ресурсосбережения, в частности, снижению удельных показателей по энерго- и
ресурсоемкости продукции и услуг, а также производству товаров, рассчитанных на
длительное использование до наступления износа.
В планах
природопользования значительное место должно уделяться разработке мероприятий
по решению энергетических проблем, острота которых в Российской Федерации
определяется, с одной стороны, повышенной энергоемкостью промышленного
производства и социальных услуг, а с другой – ограниченностью топливных
ресурсов, их неравномерным распределением по территории страны.
В последнее
время большую весомость приобретают проблемы, обусловленные негативным
воздействием транспорта на окружающую среду.
В этой связи
необходимо включение в планы природопользования мероприятий по модернизации и
развитию экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и
систем контроля, а также новых видов топлива, в том числе неуглеродного.
Планирование,
как процесс, всегда начинается с анализа исходного и прогнозируемого состояния
окружающей среды и использования природных ресурсов, что позволяет определить
ключевые экологические проблемы. Исходные материалы и данные для такого анализа
могут быть получены на основе оценки воздействия на окружающую среду.
Важным этапом
планирования, базирующимся на результатах анализа, является ранжирование
проблем охраны окружающей среды и природопользования, определяющих
стратегические цели экологической политики на основе критериев с учетом степени
риска, обусловленного загрязнением окружающей среды. При этом могут быть
использованы следующие критерии:
-
ущерб
здоровью людей;
-
ущерб
продуктивности природных ресурсов;
-
ущерб
экосистемам;
-
ущерб
производственным мощностям и объектам жизнедеятельности.
Следующий
этап планирования связан с оценкой и ранжированием мероприятий (инвестиционных
проектов), направленных на решение проблем охраны окружающей среды и
природопользования.
Для этого
обычно применяются следующие характеристики:
-
экологическая
эффективность мероприятий;
-
экономическая
осуществимость мероприятия;
-
организационная
обеспеченность мероприятия.
Значительную
часть работы при планировании природоохранной деятельности составляет
определение источников и механизмов финансирования конкретных природоохранных
мероприятий (инвестиционных природоохранных проектов).
В качестве
механизмов финансирование наиболее часто используются безвозмездные субсидии,
предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям из бюджета разных
уровней.
В плане
природопользования следует уделять внимание и тем трудовым ресурсам, которые
связаны с реализацией плана, предусмотрев для этого непрерывное
совершенствование экологических знаний производственного персонала, а в случае
необходимости – переподготовку или повышение квалификации участников внедрения
запланированных мероприятий.
Для анализа
материалов в ходе планирования природопользования могут использоваться не
только расчетные методы, но и методы экспертных оценок.
В заключение
необходимо подчеркнуть, что на всех этапах создания плана природоохранной
деятельности следует обеспечивать согласованность разрабатываемых мероприятий с
действующими целевыми программами, как по содержанию самих мероприятий, так и
по срокам их реализации.
3. Методы
и механизмы экономического регулирования
Экономическое
регулирование в целях рационального неистощительного природопользования,
снижения нагрузки на природную среду, ее охрану и защиту в условиях рыночных
отношений предполагает привлечение бюджетных и внебюджетных средств,
необходимых для осуществления природоохранной деятельности.
Действующий
Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" отнес к числу
основных методов экологического регулирования установление платы за негативное
воздействие на окружающую среду, а также возмещение вреда окружающей среды.
Сюда же следует отнести и определение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и
другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Введение
платности за природопользование обусловлено необходимостью аккумулирования в
специальных фондах средств, расходуемых на финансирование природоохранных
мероприятий в интересах потребителей и пользователей природными ресурсами. Эти
средства используются и для стимулирования рационального природопользования,
охраны и воспроизводства природных ресурсов, а также для уменьшения техногенных
нагрузок на окружающую среду, для снижения и предотвращения ущерба, наносимого
природной средой.
Система
платежей за природопользование включает платежи за природные ресурсы, за
размещение отходов, за возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями,
а также штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования.
Платежи за
право пользования природными ресурсами представляют собой форму реализации
экономических отношений между собственником (владельцев) природных ресурсов и
их пользователем. Полученные средства направляются на социально-экономическое
развитие территорий.
Плата за
воспроизводство и охрану природных ресурсов представляет собой форму возмещения
бюджетных ассигнований и затрат (специализированных хозрасчетных организаций)
на осуществление этого вида деятельности, связанного с сохранением
природно-ресурсного потенциала.
К методам
экономического регулирования относятся также методы, применяемые для
экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов, а также воздействий
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Среди прочих
методов регулирования экономических отношений в области рационального
природопользования широко применяются методы, направленные на предоставление
налоговых и иных льгот.
Природные
ресурсы должны не только удовлетворять потребности нынешнего и будущего
поколений, но и обеспечивать соблюдение прав человека на благоприятную
окружающую среду и благоприятные условия его жизнедеятельности. Решение этих
глобальных задач определяется эффективным действием экономических механизмов в
области охраны, воспроизводства и рационального использования природных
ресурсов. Некоторые из этих механизмов уже созданы, часть из них нуждается в
совершенствовании, другие – в ближайшем будущем – предстоит еще разработать и
внедрить в практику природопользования и охраны окружающей среды.
Возможны и
другие эколого-экономические подходы в оценке планируемых мероприятий
(проектов), в которых определяющими критериями выступают экологическая
эффективность, техническая и экономическая обоснованность, реализуемость.
Заключение
Как заявила
Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию при ООН ("комиссия
Брутланд"): "Человечество способно сделать развитие устойчивым –
обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность
будущих поколений удовлетворять свои потребности". Для того чтобы
осуществить такое развитие, как заявила комиссия, "экономика должна
удовлетворять нужды и законные желания людей, но её рост должен вписываться в
пределы экологических возможностей планеты". Поэтому задачи, решение
которых обеспечивает устойчивое развитие народного хозяйства, исключительно
сложны в современном мире. Экономическое развитие не может остановиться, однако
оно должно пойти по одному пути, не допускающему столь активного разрушения
окружающей среды. Другими словами, экономическое развитие должно осуществляться
в условиях ограничений, которые определяются:
-
возможностями
окружающей среды по природным ресурсам и ее аккумулирующей способности;
-
уровень
технологий, зависящих от современных достижений науки и техники;
-
степенью
развития общества, его способностью решать социальные, экономические и
экологические проблемы, отражающие национальные способности, которые в первую
очередь связаны с ростом населения, здоровьем экологических систем и др.
С развитием
общества и его возможностей рамки ограничений раздвигаются. Однако следует
иметь в виду, что сами ограничения при этом не исчезают.
Список
литературы
1. Нормативные акты
Федеральный закон РФ
"Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации, № 2. Ст. 133.
2. Учебная литература
Экология: Учебник / Под
ред. Г. В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. М.: Логос, 2005.
3. Периодические издания
Гирусов Э.В., Бобылев
С.Н., Новоселов А.А., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования //
Закон и право, 1998.
Экологической
безопасность РФ // Зеленый мир, 2001. № 1 –2.