Налоги в сфере природопользования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоги в сфере природопользования

Содержание

1. Расчетная часть контрольного задания

2. Налоги в сфере природопользования

.1 Налоги и сборы в сфере природопользования и охраны окружающей среды

.1.1 Общие положения

.1.2 Экономическое значение платежей за природные ресурсы

.2 Функциональные особенности ресурсного налогообложения

.2.1 Плата за пользование недрами

.2.2 Налог на добычу полезных ископаемых

.2.3 Плата за загрязнение окружающей природной среды

.2.4 Плата за пользование лесным фондом

.2.5 Водный налог

.3 Проблема совершенствования системы налогообложения при недропользовании на примере нефтедобывающей отрасли

Заключение

Библиографический список

1. Расчетная часть контрольного задания

Общее условие. В результате проведения реконструкции водоочистного оборудования на предприятии уменьшилась концентрация вредных веществ в сточных водах (см. таблицу 1.2). Исходные данные приводятся в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Исходные данные

Номер варианта

Годовой объем сточных вод (V), тыс.м3

Дополнительные капитальные вложения (К),  тыс. руб.

Расходы по эксплуатации очистного оборудования (С), тыс. руб.

Коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года (Квг)

Коэффициент, учитывающий состояние водных объектов (Кв)


производственные и хозяйственно-бытовые (I поток)

Химически загрязненные (II поток)

на очистку производственных, хозяйственно-бытовых стоков

на очистку химически загрязненных стоков

производственных, хозяйственно-бытовых стоков

Химически загрязненных стоков



4

130

125

1250

11500

2050

1900

1,16

1,23


Задание:

1.      Определить полный экономический эффект от работы оборудования по очистке хозяйственно-бытовых, производственных и химически загрязненных стоков, т.е. для каждого потока и общий экономический эффект.

2.      Рассчитать чистый экономический эффект по предотвращению загрязнения водных объектов.

.        Определить показатели общей экономической эффективности водоохранных мероприятий для каждого потока и в сумме.

.        На основании полученных результатов сделать выводы о целесообразности проведения указанных мероприятий.

Таблица 1.2 - Концентрация загрязнений, ПДК

п/п

Состав загрязняющих веществ

Концентрация вредных веществ, мг/дм3

ПДК, мг/дм3



перед очисткой

после очистки


Производственные и хозяйственно-бытовые стоки (I поток)

1

БПК полн.

21.0

5.0

3.0

2

Взвешенные вещества

34.0

20.0

10.0

3

СПАВ

1.8

0.7

0.5

4

Нефтепродукты

0.8

0.1

0.05

5

Железо

1.7

0.9

0.1

Химические загрязненные стоки (II поток)

1

БПК полн.

32.0

5.0

3.0

2

Взвешенные вещества

53.0

18.0

10.0

3

Сульфаты

150.0

110.0

100.0

4

Хлориды

450.0

350.0

350.0

5

СПАВ

3.3

0.8

0.5

6

Фосфаты

3.6

2.04

2.0

7

Азот аммонийный

2.25

0.5

0.39

8

Азот нитритный

0.6

0.04

0.02

9

Нефтепродукты

2.94

0.07

0.05


Решение: Экономическая эффективность средозащитных мероприятий характеризуется различными величинами эффекта в зависимости от видов учитываемых эффектов и методов их определения.

Коэффициент Кинт устанавливается в зависимости от кратности превышения фактической концентрации загрязняющего вещества при сбросе над установленной ПДКр/х для него и принимается в размере:

равном 1 при превышениях до 10 раз;

равном 2 при превышениях более 10 и до 50 раз;

равном 5 при превышениях более 50 раз.

Рассчитаем Кинт i перед очисткой результаты по I потоку представлены в таблице 1.3, а по II потоку в таблице 1.4 .

Таблица 1.3 - Кинт i до очистки(I поток)

Состав загрязняющих веществ

перед очисткой

ПДК, мг/дм3

Кинт i

БПК полн.

21.0

3.0

1

Взвешенные вещества

34.0

10

1

СПАВ

1.8

0.5

1

Нефтепродукты

0.8

0.05

2

Железо

1.7

0.1

2


Таблица 1.4 - Кинт i до очистки (II поток)

Состав загрязняющих веществ

Перед очисткой

ПДК,мг/дм3

Кинт i

БПК полн.

32.0

3.0

2

Взвешенные вещества

53.0

10.0

1

Сульфаты

150.0

100.0

1

Хлориды

450.0

350.0

1

СПАВ

3.3

0.5

1

Фосфаты

3.6

2.0

1

Азот аммонийный

2.25

0.39

1

Азот нитритный

0.6

0.02

2

Нефтепродукты

2.94

0.05

5


mдо i = V *10-6 *(cфдо i- cдi)                                                                 (1.1)

где V - годовой объем сброса сточных вод, м3;

-6 - коэффициент перевода массы загрязняющего вещества из мг/дм3 в т/м3;

n - количество загрязняющих веществ в сточных водах до проведения мероприятий, по которым исчисляется размер ущерба;

cфдо i - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества в сточных водах до осуществления водоохранного мероприятия, мг/дм3;

cдi - предельно допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества в сточных водах, мг/дм3;

Кинт i - коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия i-го загрязняющего вещества на водный объект.

Рассчитаем массу сброшенного i-го загрязняющего вещества до проведения очистки (по формуле 1.1)

I поток:

mдо БПК = 130 *103*10-6 *(21- 3) = 2.34 т./год;

mдо Взвешанные вещества = 130 *103*10-6 *(34- 10) = 3.12 т./год;

mдо СПАВ = 130 *103*10-6 *(1,8- 0,5) = 0,169 т./год;

mдо нефтепродукты = 130 *103*10-6 *(0,8- 0,05) = 0,0975 т./год;

mдо железо = 130 *103*10-6 *(1,7- 0,1) = 0,208 т./год.

II поток:

mдо БПК = 125 *103*10-6 *(32- 3) = 3.625 т./год;

mдо Взвешанные вещества = 125 *103*10-6 *(53- 10) = 5.375 т./год;

mдо Сульфаты = 125 *103*10-6 *(150-100) = 6.25 т./год;

mдо Хлориды = 125 *103*10-6 *(450- 350) = 12.5 т./год;

mдо СПАВ = 125 *103*10-6 *(3,3- 0,5) = 0,35 т./год;

mдо Фосфаты = 125 *103*10-6 *(3,6- 2) = 0,2 т./год;

mдо Азот амонийный = 125 *103*10-6 *(2,25- 0,39) = 0,2325 т./год;

mдо Азот нитритный = 125 *103*10-6 *(0,6- 0,02) = 0,0725 т./год;

mдо Нефтепродукт = 125 *103*10-6 *(2,94- 0,05) = 0,36 т./год;

Рассчитаем массу сброшенного i-го загрязняющего вещества после проведения очистки (по формуле 1.1)

I поток:

Mпосле БПК = 130 *103*10-6 *(5- 3) = 0,26 т./год;

Mпосле Взвешанные вещества = 130 *103*10-6 *(20- 10) = 1,3 т./год;

Mпосле СПАВ = 130 *103*10-6 *(0,7- 0,5) = 0,026 т./год;

Mпосле нефтепродукты = 130 *103*10-6 *(0,1- 0,05) = 0,0065 т./год;

Mпосле железо = 130 *103*10-6 *(0,9- 0,1) = 0,104 т./год.

II поток:

Mпосле БПК = 125 *103*10-6 *(5- 3) = 0,25 т./год;

Mпосле Взвешанные вещества = 125 *103*10-6 *(18- 10) = 1 т./год;

Mпосле Сульфаты = 125 *103*10-6 *(110-100) = 1,25 т./год;

MпослеХлориды = 125 *103*10-6 *(350- 350) = 0,0 т./год;

Mпосле СПАВ = 125 *103*10-6 *(0,8- 0,5) = 0,0375 т./год;

MпослеФосфаты = 125 *103*10-6 *(2,04- 2) = 0,005 т./год;

Mпосле Азот амонийный = 125 *103*10-6 *(0,5- 0,39) = 0,01375 т./год;

Mпосле Азот нитритный = 125 *103*10-6 *(0,04- 0,02) = 0,0025 т./год;

Mпосле Нефтепродукт = 125 *103*10-6 *(0,07- 0,05) = 0,0025 т./год;

Рассчитаем Кинт i после очистки результаты по I потоку представлены в таблице 1.5, а по II потоку в таблице 1.6 .

Таблица 1.5 - Кинт i после очистки (I поток)

Состав загрязняющих веществ

После очистки

ПДК, мг/дм3

Кинт i

БПК полн.

5.0

3.0

1

Взвешенные вещества

20.0

10

1

СПАВ

0.7

0.5

1

Нефтепродукты

0.1

0.05

2

Железо

0.9

0.1

1


Таблица 1.6 - Кинт i после очистки (II поток)

Состав загрязняющих веществ

После очистки

ПДК,мг/дм3

Кинт i

БПК полн.

5.0

3.0

2

Взвешенные вещества

18.0

10.0

1

Сульфаты

110.0

100.0

1

Хлориды

350.0

350.0

1

СПАВ

0.8

0.5

1

Фосфаты

2.04

2.0

1

Азот аммонийный

0. 5

0.39

1

Азот нитритный

0.04

0.02

2

Нефтепродукты

0.07

0.05

5


n

Удо1 = Квг* Кв* Кинд* ∑ Нi* mдо i* Кинт i                               (1.2)

i=1

где Квг - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года;

Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов);

Кинд - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития (принимается на уровне индексации 10%);

Нi - таксы для исчисления размера ущерба от сброса i-го вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты (определяются в соответствии с таблицей приложения В методических указаний), тыс.руб./т.;

mдо i - масса сброшенного i-го загрязняющего вещества, до проведения мероприятий, т./год;

Определяем экономический ущерб от загрязнения водных объектов до проведения мероприятий по I и II потоку в руб. (по формуле 1.2)

Удо I поток = 1,16*1,23*1,1*(170*2.34*1 + 30*3.1*1 + 280*0,169*1 + +670*0,975*2 + 510*0,208*2) = 3229.1446 тыс. руб/год;

Удо II поток = 1,16*1,23*1,1*(170*3.625*2 + 30*5.375*1 + 5*6.25*1 + 5*12.5*1 + +280*0,35*1 + 170*0,2*1 + 280*0,2325*1 + 670*0,0725*2 + 670*0,36*5) = 4689.2138 тыс. руб/год.

Далее определяем экономический ущерб от загрязнения водных объектов, после проведения мероприятий по I и II потоку в руб. (по формуле 1.2)

Упосле I поток = 1,16*1,23*1,1*(170*0,26*1 + 30*1.3*1 + 280*0,026*1 + +670*0,0065*2 + 510*0,104*1) = 238.91 тыс. руб/год;

Упосле II поток = 1,16*1,23*1,1*(170*0.25*1 + 30*1*1 + 5*1,25*1 + +5*0,0*1 + +280*0,0375*1 + 170*0,005*1 + 280*0,01375*1 + 670*0,0025*1 + +670*0,0,0025*1) = 152.7104 тыс. руб/год.

Полный эколого-экономический эффект проявляется в предотвращении экономического ущерба от негативного воздействия предприятия на окружающую среду. При проведении водоохранных мероприятий полный эколого-экономический эффект (Эполн) можно определить по формуле:

Эполн = Удо - Упосле                                                                   (1.3)

где Удо, Упосле - экономический ущерб от загрязнения водных объектов, соответственно до и после проведения мероприятий, руб

Определим полный экономический эффект от проведения водоохранных мероприятий (по формуле 1.3).

Эполн I потока = 3229.1446 - 238.9 = 2990.2446 тыс.руб.;

Эполн II потока = 4689.2138 - 152.7104 = 4536.5 тыс.руб.

Тогда Эполн = 2990.2446 + 4536.5 = 7526.7446 тыс. руб.

Чистый эколого-экономический эффект - это разность полного эффекта и необходимых для его получения эксплуатационных расходов (Эчист):

Эчист = Эполн - С                                                                         (1.4)

где С - расходы по эксплуатации и содержанию основных фондов средозащитного назначения, руб.

Текущие расходы связаны с содержанием и эксплуатацией созданных природоохранных объектов. В их составе учитываются расходы на оплату труда обслуживающего персонала, стоимость потребленной энергии, амортизация, расходы на текущий ремонт, реагенты, лабораторные исследования, методическое и информационное обеспечение и др.

Вычислим чистый экономический эффект по предотвращению загрязнения водных ресурсов (по формуле 1.4)

Эчист I поток = 2990.2446 - 2050= 940.2446 тыс.руб.

Эчист II поток = 4536.5 - 1900= 2636.5 тыс.руб.

К показателям общей экономической эффективности относят:

.        Коэффициент эффективности капвложений (Ек)

                                                                      (1.5)

где К - капвложения природоохранных мероприятий, руб.

Капитальные вложения в охрану водных объектов включают затраты на строительство, реконструкцию станций биологической, физико химической и механической очистки сточных вод, установок и сооружений для сбора, переработки и ликвидации жидких производственных отходов и т. п.

Коэффициент эффективности капвложений отражает эффективность затраченных единовременных средств на природоохранные мероприятия. Иными словами, сколько рублей чистого эколого-экономического эффекта получено с одного рубля капвложений в данные мероприятия.

Рассчитаем коэффициент эффективности капвложений Ек (по формуле 1.5)

 0,75 руб./руб.;

 0,23руб./руб.;

Этот показатель отражает эффективность затраченных единовременных средств на природоохранные мероприятия. Иными словами, сколько рублей чистого эколого-экономического эффекта полученного с одного рубля капвложений в данные мероприятия.

2. Срок окупаемости капвложений природоохранных мероприятий (Ток)

        (1.6)

Этот показатель характеризует период времени, в течение которого вложенный капитал возвращается за счет эффекта, полученного от осуществления природоохранных мероприятий. Иными словами, период, за который величина прибыли становится равной величине вложенных средств.

Рассчитаем срок окупаемости капвложений природоохранных мероприятий Ток (по формуле 1.6)

 = 1/0.75 = 1,3 года;

= 1/0.23 = 4.35 года;

8,3 года.

Этот показатель характеризует период времени, в течение которого вложенный капитал возвращается за счет эффекта, полученного от осуществления природоохранных мероприятий. Иными словами, период, за который величина прибыли становится равной величине вложенных средств.

. Коэффициент эффективности приведенных затрат (Епз):


где ПЗ - сумма текущих затрат и доли единовременных капвложений на охрану окружающей среды, руб.;

Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений средозащитного назначения (принимается равным 0,12).

Коэффициент эффективности приведенных затрат показывает сколько рублей полного эколого-экономического эффекта получено с одного рубля приведенных затрат на данные мероприятия.

Рассчитаем коэффициент эффективности приведенных затрат Епз (по формуле 1.7)

Епз I поток 2990.2446/(2050+0.12*1250) =1.36 руб./руб.

Епз II поток 4536.5/(1900+0.12*11500)= 1.38 руб./руб.

Коэффициент эффективности приведенных затрат показывает сколько рублей полного эколого-экономического эффекта получено с одного рубля приведенных затрат на данные мероприятия.

Критериями целесообразности проведения или внедрения природоохранного мероприятия являются следующие соотношения:

.                     (1.8)

2. Налоги в сфере природопользования

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Минеральные и водные ресурсы являются базисом развития экономики и в большей степени определяют размещение и развитие производительных сил. Но с тех пор, как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход не возобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, реки мелеют и пересыхают, многообразие флоры и фауны сменяются порой неприглядными картинами.

Актуальность: важное значение приобретает формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. Построение рациональной системы налогообложения, установление платности пользования природными ресурсами преследуют цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Однако в настоящее время доля платы за пользование природными ресурсами в доходной части Федерального бюджета составляет порядка 3%.. Цель работы: изучить налоговую систему природопользования и защиты окружающей среды, рассмотреть налоговую базу, ставку, а так же определить эффективность всей системы.

Задачи работы: выполняя работу следует более подробно разобраться в особенностях построения системы природопользования и защиты окружающей среды, рассмотреть каждый вид налоговых платежей и сборов и неналоговых платежей в зависимости от вида ресурса.

В России сложилась система платежей за природные ресурсы, которая включает в себя, во-первых, налоговые платежи и сборы порядок начисления и уплаты которых регулируется Налоговым кодексом РФ: сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов; налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог; во-вторых, ряд неналоговых платежей, регулируемых законами неналогового характера: платежи за пользования недрами.

.1 Налоги в сфере природопользования и охраны окружающей среды

.1.1 Общие положения

Использование природных ресурсов осуществляется за соответствующую плату, в основу которой положена рентная составляющая. Разнообразие рентных составляющих определяет различный уровень платы за пользование природными ресурсами. Кроме того, на виды и размеры этих платежей влияют вид ресурса, его качественные свойства, цели использования. Обсуждение перспектив ресурсного налогообложения (1995-2005 гг.) носило характер жестких становлений сторонников и противников ресурсного налогообложения. Одни специалисты доказывают, что опора на рентную составляющую при формировании структурного состава налоговой системы России явится залогом развития экономики и препятствием неэкономического использования экспортного потенциала ресурсодобывающих отраслей.

Экспертами ВИЭМС были проведены фундаментальные расчеты, подтверждающие потери национальной экономики из-за несовершенства экономики и несоблюдения отечественного законодательства о недропользовании. Другая группа экспертов, напротив, считает, что в России не созданы необходимые условия для перехода - к ресурсному налогообложению. Следует полагать, что перспективным и важным направлением совершенствованием налоговых отношений в России является разработка принципов геофискальной политики и создание алгоритма их практической реализации.

Большинство ученых считает, что ресурсные налоги не создают налоговой нагрузки, затрудняющие экономический рост плательщика и страны в целом. В подтверждении важности рационального хозяйствования в сфере ресурсопользования уместно привести некоторые результаты фундаментальных исследований научного коллектива одного из сырьевых регионов России - Европейского Севера, возлагаемого профессором В. Лаженцевым. Обращают на себя внимание принципы, которые, по мнению В. Лаженцева, "пока недостаточно четко вписанных в технологию государственного управления". К важным принципам автор относит "соблюдение приоритета национальной безопасности над частными интересами, внутреннего рынка над внешним, стремление к пропорциональности между различными объектами развития хозяйственных систем".

В настоящее время в России действует система различных государственных платежей в бюджет, внебюджетные и другие фонды, дополнительные акцизы на углеродное сырье, газ. Основными платежами этого пользования недрами, отчисления на воспроизводство водохозяйственных темпов. Кроме того, в состав этой системы включены также экологические налоги. Ими обычно называют санкции, взимаемые за нарушение правил природопользования, уплата штрафных сумм за нарушение правил природопользования. Роль так называемых ресурсных налогов принято ориентировать по отношению к бюджетным потребностям козны государства и по отношению к реализации мер экологической защиты окружающей среды. Как налоговый источник бюджетов всех уровней ресурсные налоги играют несущественную роль. Экономическая роль ресурсных налогов с каждым годом повышается по мере осознания обществом опасности загрязнения окружающей среды.

Различают два направления, по которым можно определить эту роль ресурсных налогов. Одним является установление платежей санкционального свойства, например, за сверх нормативные выбросы в атмосферу вредных веществ, а в особых случаях взимается финансовый штраф или накладывается на виновных административное взыскание. Вторым направлением налогового регулирования сферы эксплуатации природных богатств является установление поощрительных мер, когда разрабатывается регрессивная шкала уплаты, например, налога на доход корпорации, ежеквартально (ежегодно) снижающей коэффициенты окружающей среды.

В российской практике в основном используются налоговые санкции, система специальных экологических налогов только создается. Вопрос о защите эколого-защитных мероприятий, реализуемых корпорациями, и их реальной налоговой нагрузки в 2000 году поставлен только концептуально. Разработка систем регрессивного налогообложения особенно в сфере ресурсных платежей, является проблемой, которую необходимо решить в ближайшее время.

.1.2 Экономическое значение платежей за природные ресурсы

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки, полученных бумаг и приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных средств. Если приведенные методы экологической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи, например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов. Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по становлению и производству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы.

Существуют следующие методы оценки природных ресурсов: воспроизводственный метод позволяет определить стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;

результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход через разницу доходов и текущих затрат;

рентный и монопольно-ведомственный метод расчета исходит из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает:

плату за право пользования природными ресурсами;

плату за частичное восстановление;

штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетом. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:

налог на пользование недрами;

налог на добычу полезных ископаемых;

сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

водный налог; лесной налог;

экологический налог.

К местным налогам относится земельный налог.

.2 Функциональные особенности ресурсного налогообложения

.2.1 Плата за пользование недрами

Пользователи недр (субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане иностранных государств, если законодательством РФ и законодательством субъектов РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами), осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.

На основании ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ внесены изменения в Закон РФ "О недрах" и принята гл.26 НК, в результате чего с 1 января 2002 г. отменены отчисления на воспроизводство минерально-сыревой базы и акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.

Таким образом, с 2002 г. система платежей за недра включает:

разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий оговоренных в лицензии;

регулярные платежи за пользование недрами;

плату за геологическую информацию о недрах;

сбор за участие в конкурсе (аукционе);

сбор за выдачу лицензии;

налог на добычу полезных ископаемых.

Поскольку практически все виды деятельности, связанные с пользованием недрами, требуют получение лицензии, предоставляемой путем проведения конкурсов и аукционов, указанные платежи начинаются со сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии. Его размер определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, а также подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Со всех пользователей недр взимаются регулярные платежи за пользование недрами, которые включают в себя платежи за поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в других целях (например: строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).

При определении размеров указанных платежей учитываются экономико-географические условия, размер участка недр, виды полезных ископаемых, степень геологической изученности территории и степень риска. Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю. Плата за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимается в форме регулярных платежей в течение всего периода их проведения. Платежи за пользование недрами взимаются в виде разовых и (или) регулярных взносов в течение срока реализации предоставленного права. Разовые платежи за пользование недрами уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. От оплаты за пользование недрами освобождаются:

пользователи недр;

ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на изучение недр;

геофизические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;

инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические изыскания, осуществляющие контроль над режимом подземных вод;

пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

разведка полезных ископаемых для их добычи.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один кв. километр площади участка недр. Минимальный и максимальный ее размер устанавливается правительством РФ, а конкретный размер - исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на чьей территории находится участок недр. Платеж взимается в денежной форме, вносится в бюджет ежеквартально.

Стартовые размеры разовых платежей определяются Комитетом РФ по геологии и использованию недр по согласованию с Министерством экономики РФ, но их величина не может быть менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии за пользование недрами.

.2.2 Налог на добычу полезных ископаемых

С 1 января 2002 г. вступила в силу гл.26 НК РФ. Она ввела новый налог на добычу полезных ископаемых. Этот налог пришел на смену отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежам за добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации и индивидуальные предприниматели, пользователи недр. Налогом облагаются полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование.

Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, также являются объектом налогообложения, но лишь в том случае, если на подобную деятельность нужно получать отдельную лицензию в порядке, который установлен в Законе РФ "О недрах". В пункте 2 ст.336 НК РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу:

общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;

геологические коллекционные материалы;

ископаемые, полученные в тот момент, когда образовались, использовались и ремонтировались геологические объекты;

полезные ископаемые, которые извлечены из отходов добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств. [1См. Налоговый кодекс РФ. Ст.336] В ст.337 НК РФ под термином "добытые полезные ископаемые" понимается продукции, которая содержится в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. В ст.337 НК РФ приведен исчерпывающий перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых.

Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, а для этого определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых.

Предусматривается два способа, при которых можно определить объем добычи, - прямой и косвенный. При прямом способе используются измерительные средства и устройства. Косвенный способ можно применить только в том случае, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье. Используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технологии добычи. Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать:

цены реализации полезных ископаемых без учета государственных субвенций;

расчетную стоимость этого ископаемого (например, если организация не получила выручки).

Применяя первый метод, организация должна исключить из расчета налог на добавленную стоимость и акциз. Кроме того, цену реализации необходимо уменьшить на сумму расходов по доставке, в которую входит оплата таможенных пошлин и сборов, затраты на перевозку добытого ископаемого от склада до получателя, а также обязательное страхование грузов, расходы по доставке магистральными трубопроводами, транспортом, затраты на слив, погрузку, разгрузку, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Для расчета налоговой базы необходимо стоимость единицы добытого полезного ископаемого умножить на его количество. Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, то берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленных для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка установлена для калийных солей - 3,8%, а самая высокая - для нефти и газового конденсата - 17,5%. [2 См. Налоговый кодекс РФ, ст.342].

При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка 0%. В частности, для:

нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых;

попутного газа;

попутных и дренажных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых;

полезных ископаемых, которые остаются в отходах перерабатывающих производств, потому что в России нет технологии, позволяющей их извлекать;

подземных вод из контрольных или резервных скважин, если эти воды извлекают для планового контроля;

минеральных вод, когда их используют в лечебных и курортных целях и при этом ими не торгуют;

подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях.

Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэффициентом 0,7. Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых - квартал. В течение налогового периода каждый месяц вносят авансовые платежи, рассчитанные исходя из 1/3 общей суммы налога за предыдущий налоговый период.

Срок уплаты авансовых платежей в бюджет - не позднее последнего дня каждого месяца. В конце квартала производится перерасчет налога по итогам налогового периода с предоставлением налоговой декларации не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

.2.3 Плата за загрязнение окружающей природной среды

В России взимается плата за следующие виды загрязнений: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

Эти платежи выполняют следующие основные функции: являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов; используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей среды и повышения экологической безопасности производства и потребления; стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиций. Порядок установления платы включает три этапа: определение базовых нормативов платы; определение дифференцированных ставок; определение конкретных размеров платежей.

Базовые нормативы определяются по видам загрязняющих веществ или вредных воздействий (шум, вибрация, электромагнитные излучения) с учетом степени опасности для окружающей среды и здоровья населения.

Базовые нормативы платежей по отдельным видам загрязняющих веществ и отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения устанавливаются централизованно федеральным правительством.

Базовые нормативы представлены в двух видах - за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов, сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы устанавливаются на основе базовых нормативов, но с поправкой на коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию в регионах. Эти платы рассчитываются путем умножения базовых ставок на региональные экологические коэффициенты, отражающие природно-климатические, экономические особенности и значимость охраняемых объектов (территорий, бассейнов, рек, морей и т.д.).

Конкретные размеры платежей предприятий-загрязнителей определяются местными исполнительными органами с участием органов охраны природы, санэпиднадзора и самого предприятия. С учётом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости: в крупных промышленных городах до 20 %, а в зонах экологических бедствий и на особо охраняемых территориях (национальные парки, заповедники, курорты) - 100 %. Эти платежи производятся за счет себестоимости продукции, а за превышение лимитов - за счет прибыли предприятия.

Платежи за загрязнения носят налоговый характер и взимаются в безакцептном порядке. Постановлением правительства разъясняется, что если платежи предприятия равны прибыли или превышают ее, то можно рассматривать вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Следует заметить, что в России, как и в других странах, эмиссионные платежи занижаются. Основными причинами этого являются недостаточная платежеспособность предприятий-загрязнителей среды и, как следствие, боязнь властей вызвать разорение компаний и массовые увольнения, опасения, связанные со снижением конкурентоспособности национальных товаропроизводителей в системе международной торговли вследствие «чрезмерного бремени экологических издержек», хотя российским законодательством предусмотрена индексация эмиссионных платежей, но она значительно отстает от темпов инфляции и общего повышения индекса цен.

Экологические платежи относятся к числу основных элементов российского экономического механизма охраны окружающей среды. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 2002 г (ст. 16) предусмотрена плата за загрязнение окружающей природной среды, которая взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

.2.4 Плата за пользование лесным фондом

Платежи за пользование лесным фондом осуществляются на основании:

лесного кодекса РФ от 29.01.97 №22-ФЗ;

постановления Правительства РФ от 19.02.01 №124 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню";

постановления Правительства от 24.03.98 №345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда";

постановления Правительства РФ от 29.04.02 №278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда".

Плательщиками за пользование лесным фондом признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РФ. В соответствии с Лесным кодексом РФ платными являются виды лесопользования, которые требуют оформления соответствующих правоустанавливающих документов. Плата не взимается за общее природопользование в лесах: пребывание с целью отдыха, сбор дикорастущих плодов, ягод, передача участков в безвозмездное пользование и др., не требующих специального разрешения.

Виды платежей за пользование лесным фондом определены Лесным кодексом РФ - это лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда на более длительные сроки.

Лесные подати и арендная плата взимаются за:

заготовку древесины, отпускаемой на корню;

заготовку живицы;

заготовку второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, заготовку в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и других видов побочного лесного пользования по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством;

нужды охотничьего хозяйства;

культурно-оздоровительные, туристические или спортивные цели.

Не признается объектом платы пользование лесным фондом, проведение государственными органами управления лесным хозяйством лесохозяйственных мероприятий, лесообследования научно исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории.

Освобождаются от платы за пользованием лесным фондом участники ВОВ, инвалиды I и II групп, пенсионеры, лица пострадавшие от стихийных бедствий, переселенцы, фермерские хозяйства и др.

Льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков органами законодательной власти субъектов РФ в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.02.01 №127. Эти ставки действуют и в настоящее время с учетом коэффициента 1.12, принятого ФЗ №194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".

По всем остальным видам лесопользования (кроме отпуска древесины на корню) ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Минимальные ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса или за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда.

Платежи за пользование лесным фондом в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере 100% поступают в бюджет субъекта РФ по кодам бюджетной классификации 1050401 - лесные подати и 1050402 - арендная плата.

В соответствии с ФЗ №176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства, поступающие сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, плата за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные зачисляются в размере 50% в доходы бюджетов субъектов РФ и поступают по коду бюджетной классификации 2010616.

В соответствии с Лесным кодексом РФ часть сумм, поступающих за пользование лесным фондом, рекомендуется направлять на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов. В Московской области часть платежей за пользование лесным фондом, поступающих в бюджет области, используется на реализацию программы "Леса Подмосковья" на 2001-05 гг. для проведения лесовосстановительных работ.

2.2.5 Водный налог

Налог введен Федеральным законом РФ от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ, налогообложение осуществляется в соответствии с гл.25.2 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ [1 См. - Налоговый Кодекс РФ, гл.25.2, ст.333.8] с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащие лицензированию в порядке, установленном РФ. Объектом налогообложения признается пользование водными объектам с применением сооружений, технических средств или устройств, в целях:

осуществления забора воды из водных объектов;

удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

использование акватории водного объекта лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых.

Налоговая база в зависимости от вида пользования водным объектом определяется как:

объем воды, забранной из водного объекта;

общая продукция (работ, услуг), произведенной при пользовании водными объектами без забора воды; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Минимальные и максимальные налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов - для плательщиков, осуществляющих забор воды;

4,32-14,88 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из территориального моря РФ и внутренних морских вод - для плательщиков осуществляемых забор воды;

4,80-13,70 руб. за 1 тыс. кВт. ч вырабатываемой электроэнергии - для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций и другие. [6 См. - Налоговый кодекс РФ, гл.25.2 , ст.333.12]

Налоговым периодом признается квартал. Налогоплательщик исчисляет сумму самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

.3 Проблема совершенствования системы налогообложения при недропользовании на примере нефтедобывающей отрасли

Действующая в России система платного недропользования (система налогов и платежей при пользовании недрами) регулируется Законом РФ "О недрах" от 8 августа 2001 г. С 1 января 2002г. вступила в силу последняя редакция упомянутого закона, а также главы 25, 26 НК РФ, регламентирующие порядок обложения налогом на прибыль и налогом на добычу природных ресурсов.

Система платного недропользования в рамках лицензированного режима базируется на двух основных компонентах:

- система налогов (Налоговый кодекс, другие законодательные и нормативные акты о налогах):

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог; налог на дополнительный доход от добычи углеродов (проект);

налог на прибыль;

налоги и сборы (налог на землю и др.);

- система налоговых платежей и сборов (Закон РФ "О недрах"):

разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

регулярные платежи за пользование недрами: сбор за участие в конкурсе; сбор за выдачу лицензии: плата за геологическую информацию о недрах.

В рамках внесения изменений в Закон о недрах из системы исключены: отчисления на ВСМБ, акцизы и платежи на добычу полезных ископаемых в составе платы за пользование недрами (заменены налогом на добычу полезных ископаемых). По новому порядку система также включает налоги и сборы, установленные в соответствии с действующим законодательством.

Новая редакция Закона о недрах в части платежей при пользовании недрами представляет более систематизированную и детализированную систему платежей. Законодательно закреплены: порядок определения времени уплаты разовых платежей, минимальный размер разовых платежей (не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации). Уточнен порядок определения ставок, условия взимания регулярных платежей (разовые, как раньше, фиксируется в лицензии): пределы устанавливает Правительство РФ, конкретные ставки - исполнительный орган субъекта Федерации, если конкретный размер не установлен, то он принимается равным максимальной ставке.

Сложившаяся ситуация требует усилия государственного контроля за выполнением условий лицензионных соглашений, главным образом, на предмет выполнения намеченной программы и своевременного введения месторождений в промышленную эксплуатацию. Отсутствует эффективный механизм приостановления права пользования недрами. Оценка добытого полезного ископаемого, в нашем случае сырой нефти, конденсата, попутной продукции, для целей определения базы обложения налогами на добычу природных ресурсов, на прибыль, на добавленную стоимость и др. является ключевой проблемой действующей налоговый системы.

Причина - в высокой степени вертикальной интеграции нефтяного рынка, когда одна нефтяная компания объединяет всю технологическую цепочку продвижения нефтяного сырья от добычи до экспорта или розничной продажи продуктов его переработки. Стремление государства изъять высокий рентный доход, создаваемый в нефтедобывающей отрасли, наталкивается на перераспределение дохода из добывающего сектора сбыта через трансфертное ценообразование, снижая тем самым в 2-3 раза налоговое бремя на добываемую тонну и лишая "нефтяные регионы" львиной доли налоговых доходов от природных ресурсов.

В этой связи решение проблемы определения "справедливой" цены нефти (рыночной цены) имеет большую актуальность не только в целях компенсации выпадающих доходов, но и реализации права государства как собственника недр на часть создаваемого за счет их использования дохода - ренту.

В России специализированными организациями ежегодно добывается и реализуется для целей дальнейшей переработки или экспорта более 300 млн. т. сырой нефти. Процесс реализации продукции в любом случае сопровождается документальным оформлением, и соответственно рынок сделок формируется в любом случае. Также проводится и мониторинг цен на рынке сырой нефти и нефтепродуктов.

Сущность проблемы не в том, что отсутствуют сделки или предложение по идентичным товарам и недоступна информация, как правило, из-за ее высокой стоимости, а в том, что трансфертная политика нефтяных компаний искусственно формирует на региональных рамках сырой нефти требуемые цены. В этой связи большое значение в принятии решения о применении косвенных методов для целей расчета налоговой цены реализации должна играть не только не возможность определения цены на рассматриваемом рынке продавца, но и степень его самостоятельности в определении условий реализации сырой нефти.

В старой редакции Закона "О недрах" обозначался рентный характер платежей за добычу полезных ископаемых, которые должны были определяться "с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горнотехнических и экономических условий освоения и разработки месторождений, степени риска". Были введены минимальные и максимальные ставки платы (от 6 до 16% по нефти и газу). Однако отсутствие четкого механизма дифференциации присуще действующему налоговому законодательству.

Новый налог на добычу нефти не исключен. Его предполагаемый рентный характер в ходе разработки проекта, когда предусматривалось три различных коэффициента по нефти, был реализован в весьма слабом виде. Отсутствуют отличительные особенности рентного обложения: прибыль от разработки лучших по качеству месторождений как налогооблагаемая база, учет дифференцированного подхода к качеству месторождения, системы льгот для месторождений с трудно извлекаемыми запасами, выравнивание начальных условий для деятельности предприятия.

Конечно, учет всех этих особенностей усложнит порядок определения налога, однако дает возможность объективно оценить доходность конкретного месторождения.

Заключение

Работая над расчетной частью, коэффициент эффективности капвложений (Ек) показал больше значение, чем Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений средозащитного назначения. Это один из критериев целесообразности проведения или внедрения природоохранного мероприятия.

Работая над материалом теоретической части, я пришла к следующим выводам: во-первых, использование природных ресурсов осуществляется за соответствующую плату, в основу которой положена рентная составляющая. Разнообразие рентных составляющих определяет различный уровень платы за пользование природными ресурсами.

В настоящее время в России действует система различных государственных платежей в бюджет, внебюджетные и другие фонды.

Существует два направления, которые определяют роль ресурсных налогов.

Одним из этих направлений является установление платежей санкционального свойства. Вторым направлением является установление поощрительных мер, когда разрабатывается регрессивная шкала уплаты.

Разработка систем регрессивного налогообложения особенно в сфере ресурсных платежей, является важнейшей проблемой, которую необходимо решить в ближайшее время; во-вторых, рассматривая этот вопрос также, я выяснила, что для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки полученных бумаг и приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных сред.

Существует три метода оценки природных ресурсов:

воспроизводственный метод;

результативный метод;

рентный и монопольно - ведомственный метод.

В третьих, я рассмотрела особенности ресурсного налогообложения, которые включают в себя:

плата за пользование недрами;

плата за загрязнение окружающей среды;

плата за пользование лесными фондами;

водный налог;

налог на добычу полезных ископаемых.

В четвертых, на мой взгляд, наиболее важным аспектом, который я попыталась раскрыть в этой теме является проблема совершенствования системы налогообложения при недропользовании.

Действующая в России система платного недропользования регулируется Законом РФ "О недрах" от 8 августа 2001 г.

Существует два основных компонента системы платного недропользования: система налогов; система налоговых платежей и сборов.

Законодательно закреплены порядок определения времени уплаты разовых платежей и минимальный размер разовых платежей. Уточнен порядок определения ставок, условия взимания регулярных платежей.

Система ресурсного налогообложения на данном этапе времени не достаточно совершенна и нуждается в более глубоком изучении.

недропользование арендный плата

Библиографический список

1. Грызлова, Е.В. Об обложении налогом в сфере природопользования [текст] Е.В. Грызлова Журнал «Налоговый вестник», 2010.

. Ляпина, О.А. Экономическое стимулирование природопользования: толкование и применение [текст] О.А. Ляпина // Журнал российского права, 2010.-№10, с. 78 - 85.

. Юмаев, М.М. О налоге в сфере природопользования [текст] М.М. Юмаев // Журнал «Налоговый вестник», 2011.- № 6.

. Ялбулганов, А.А. Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах". Содержится в правовой системе «Гарант».

. Вершило, Н.Д. Правовые основы взимания платежей за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду [текст] Н.Д. Вершило Российская юстиция, 2008.- № 12.

Похожие работы на - Налоги в сфере природопользования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!