Перспективы развития экономики природопользования и природоохраны
СОДЕРЖАНИЕ
1. Совершенствование
экологического механизма природопользования
2. Экономическое
стимулирование природной среды
3. Финансовое
регулирование природоохранной деятельности
Список использованной литературы
1. Совершенствование
экологического механизма природопользования
В
условиях перехода к рыночным отношениям предпочтение, в государственном
регулировании качества окружающей среды, следует отдавать экономическим мерам -
элементам экономического механизма природопользования (ЭМПП), который должен
включать следующие элементы:
–
финансовую базу;
-
экологическую индустрию (экобизнес); экологическое планирование; систему
лимитов на природопользование (жестких экологических ограничений);
-
систему платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды (ОС);
-
систему экономического стимулирования рационального природопользования и ОС;
-
социально-экономическую оценку природных ресурсов; систему экологического страхования.
Основой
ЭМПП должна быть мощная и динамичная финансовая база. В кредитно-финансовой
системе необходимо создать новые структуры, которые позволяли бы осуществлять
как сугубо финансовые операции, так и функции объединения средств различных
экологических фондов, предприятий и организаций, а также функции контроля за
расходованием этих средств. Такими структурами могли бы быть экологические
банки как особые государственные и коммерческие учреждения.
Вторым
элементом ЭМПП должна стать экологическая индустрия. В России эта отрасль
хозяйствования только формируется. Её основу могут составить предприятия
экологического профиля любых форм собственности по следующим направлениям:
–
по переработке бытовых и промышленных отходов;
–
по защите воздушного бассейна, водных и земных ресурсов;
–по
производству экологически чистых продуктов питания, экологическому
воспроизводству, включающему воспроизводство редких видов животных и растений,
восстановление и повышение плодородия почв и продуктивности пастбищ, формирование
качества ближайшей среды жизни человека и другое. Необходимо экономическими
мерами стимулировать создание подобных предприятий [2, с.170].
С
формированием экоиндустрии тесно связан экологический рынок. В его рамках
необходимо развивать рынок идей, патентов, средощадящей техники и технологий,
ресурсов, в том числе и вторичных, товаров, труда, услуг и капитала. Можно с
большой уверенностью предположить, что в ближайшие 50 лет рынок "экологических
благ" займет ведущее место в мировой экономике и обгонит сферу
производства и обслуживания электронной техники.
Сегодня
в стране нет плане экоразвития, а принимаемые программы малоэффективны из-за
слабой экономической проработки, отсутствует четкая экополитика. Одним из
важнейших условий решения вопросов природопользования должно быть экологическое
планирование с реализацией планов восстановления природно-ресурсного потенциала
до определенного уровня. Его целью является оптимизация хозяйствования с
минимизацией экологических ущербов как от деградации эксплуатируемой территории
, так и от ухудшения состояния здоровья населения.
С
целью совершенствования существующей системы лимитов на природопользование,
кроме установленных предприятием жестких экологических ограничений, необходимо
также разрабатывать таковые и для отдельных территорий и экосистем. Показатели
экологической емкости территории должны учитывать допустимую техногенную
нагрузку, изъятие природных ресурсов и другие факторы.
–
плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес, иную растительность,
животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы, включая воздух для
хозяйствования);
–
плата за загрязнение ОС и другие виды воздействия.
Если
механизм платы за право пользования землей, недрами, водой и лесом разработан и
утвержден законодательством, то в отношении остальных природных ресурсов еще
необходимо провести ряд научно-исследовательских работ в этой области (особенно
по проблеме рационального использования кислорода и платы за него). Что же
касается платы за загрязнение ОС, то несмотря то, что "Порядок определения
платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды,
размещение отходов, другие виды вредного воздействия" существует, взимание
платы за радиоактивные, шумовые, электромагнитные, бактериальные загрязнения ОС
не осуществляется из-за отсутствия методических разработок. Тем более полностью
отсутствуют хотя бы какие-то наброски по этой проблеме относительно кислорода.
Что
касается системы экономического стимулирования рационального природопользования
и охраны ОС, несмотря на то, что ее элементы утверждены законом РФ "Об
охране окружающей среды", на практике она не применяется из-за усложненной
процедуры оформления налоговых и других льгот.
Известно,
насколько серьезный ущерб хозяйствованию наносит аварийное загрязнение ОС. Его
доля в общем объеме загрязнения достигает 25-30 %. Реальность такова, что в
силу ограниченности в средствах как организаций и предприятий, так и
государства, более 80 % ущерба от загрязнения среды вообще не компенсируется,
лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное – из государственных
резервов. Поэтому очень важно сформулировать в рамках ЭМПП специальную систему
экологического страхования. Главным условием создания такой системы выступает
принцип трансграничности её функционирования, т.е. достижение стандартов
экологической безопасности обще регионального и даже мирового уровня для всех
ее участников, т.к. распространение вредных веществ не признает ни каких границ
[8, с.95].
Однако
само по себе формирование системы экологического страхования - ещё не гарантия
понесенных обществом потерь. Необходимо на её базе развивать различные формы
экологического предпринимательства, предварительно утвердив их в
законодательном порядке.
2.
Экономическое стимулирование природной среды
В
России стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей
природной среды (ООПС) осуществляется на законодательном уровне путем:
–
установления налоговых и иных льгот, представляемых государственным и иным
учреждениям и организациям, в том числе и природоохранным, при внедрении
малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных
ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей
природоохранительный эффект;
–
освобождения от налогообложения экологических фондов;
–
передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под
процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для
реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих
веществ;
–
применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
–
введения специального налогообложения экологически вредной продукции;
–
применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций,
независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих ООПС.
Однако
следует отметить, что в настоящее время до конца не разработан механизм
практического осуществления ряда предусмотренных законом мер. Так, например,
установление поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию
должно предполагать предварительную ее аттестацию независимой экологической
экспертизой и подтверждение этих качеств с определенной периодичностью. Эта периодичность
должна устанавливаться на каждый конкретный вид продукции [1, с.209].
Для
введения системы социального налогообложения экологически вредной продукции и
продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий,
необходимо определить место для раннего вида налогообложения, разработать его
принципы, обосновать и составить перечень видов экологической продукции и
технологий, при использовании которых нужно применять специально повышенное
налогообложение. При установлении поощрительных цен и надбавок на экологически
чистую продукцию, специального налогообложения экологически вредной продукции
необходимо разработать и утвердить порядок введения системы идентификации и дифференциации
товаров рынка экологических услуг (экологические марки, марочные и товарные
знаки).
3.
Финансовое регулирование природоохранной деятельности
В
большинстве развитых стран программы поддержания и улучшения качества
окружающей среды были приняты в конце 60-х - начале 70-х гг. Для
организационного обеспечения были созданы специальные государственные
учреждения: Агентство по охране окружающей среды (США, Япония), Комитет по
охране окружающей среды (ФРГ), Министерство культуры и окружающей среды (Франция),
Консультативный комитет по окружающей среде (Швеция) и др. Задача этих ведомств
состоит в разработке стандартов и в обеспечении эффективного механизма
воздействия на предприятия – источники вредного влияния на природную среду – в
случае нарушения принятых стандартов (национальные стандарты качества воздушной
среды, стандарты на выброс особо опасных веществ, приводящих к увеличению
смертности или повышению риска заболеваемости населения, стандарт на
предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, на удаление твердых
отходов).
Помимо
прямых затрат правительства на природоохранную деятельность в странах с
рыночной экономикой используются и эффективные экономические рычаги
стимулирования затрат на защиту окружающей среды. Одним из таких рычагов
является ускоренная амортизация оборудования по очистке сбросов и выбросов (для
основного производственного оборудования в США, например, срок амортизации
составляет 15 лет, а для систем очистки устанавливается льготный срок 5 лет).
Таким путем осуществляется скрытая субсидия в природоохранное оборудование,
причем закон уточняет, что речь идет именно об очистных устройствах, не дающих
никакой побочной прибыли [10, с.16].
Кроме
этого, устанавливаются еще всевозможные налоговые скидки на дополнительные
капиталовложения в очистные сооружения, которые полностью или частично освобождаются
от налога на основные фонды, на продажу, при аренде, и пр. Специально для
стимулирования установки очистных сооружений во многих странах применяется
предоставление государственных низкопроцентных займов на продолжительные сроки.
В числе более гибких или более "экономичных" мер сокращения вредных
выбросов в атмосферу необходимо упомянуть компенсационную политику – принцип и
продажу прав на выброс.
В
России введение платежей за выбросы и сбросы (в дополнение к штрафам за
превышение предельно допустимых выбросов и сбросов) означает, что стратегия
природоохранной деятельности все в большей степени начинает использовать
положительный опыт природоохранной работы стран с рыночной экономикой.
Согласно
ст. 25 Закона РФ " Об охране окружающей среды" плата взимается за:
–
природные ресурсы (земля, недра, вода, лес, и другие ресурсы);
–
загрязнение окружающей среды;
–
нарушение природоохранного законодательства в порядке компенсации причиненного
ущерба.
Плата
за природные ресурсы взимается в соответствии с законами РФ "Земельный
кодекс РФ", "Налоговый кодекс РФ", "Об экологической
экспертизе", "Об охране окружающей среды" и др.
Значительную
роль в мобилизации средств для природоохранной деятельности и обеспечения
заинтересованности предприятий в снижении промышленных выбросов отводится
платежам за загрязнение окружающей среды, которые представляют собой особый вид
налогообложения, когда облагаемой величиной является масса выбросов или
сбросов, а также размещаемых отходов, независимо от других результатов
хозяйственной деятельности предприятий. Финансовое бремя такого налогообложения
распределяется между природопользователями пропорционально наносимому им вреду
окружающей среды и у каждого из них появляется стимул к уменьшению облагаемой
налогом величины. В соответствии с новым порядком предусматривается взимание платы
за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:
–
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных
источников;
–
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
–
размещение отходов;
–
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и
радиационные воздействия и т.п.).
Установлены
три вида базовых нормативов платы:
–
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного
воздействия в пределах нормативов;
–
то же, но в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
–
то же, за сверхлимитное загрязнение [2, с.433].
Базовые
нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода),
виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей
природной среды и здоровья населения. Норматив платы за размещение отходов,
являющихся вторичными ресурсами, устанавливаются в размере цен на эти ресурсы,
а по остальным – в зависимости от классов токсичности. В случае нарушения
природоохранного законодательства виновные могут быть подвергнуты штрафу в
административном порядке в соответствии со ст. 43 Закона "Об охране
окружающей среды". Виновные обязаны полностью возместить вред, причиненный
окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, хозяйству.
Однако
сумма штрафов и исков при крупных авариях может оказаться настолько велик, что
её не сможет выплатить даже мощное предприятие. Чтобы не допустить неизбежного "списания"
претензий в таких случаях, следует широко использовать экологическое
страхование, предусмотренное ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды".
Платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, а также суммы,
взысканные по искам о возмещении нанесённого ущерба и штрафа, поступают во
внебюджетный государственный экологический фонд. Средства экологических фондов
зачисляются на спецсчета в банках и распределяются специальным образом. 60% -
на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30% - то же,
республиканского, краевого и областного значения; 10% - тоже, федерального
значения. Расходовать средства экологического фонда на цели, не связанные с
природоохранной деятельностью, запрещается [6, с.302].
Список
использованной литературы
1. Гальперин М.В.
Экологические основы природопользования. М.: Форум, 2009. - 256 с.
2. Гредел Т.Е., Алленби Б.Р.
Промышленная экология. М.: Юнити, 2004. - 527 с.
4. Милютин А.Г. и др.
Экология: геоэкология недропользования. М.: Высшая школа, 2007. - 440 с.
5. Родькин О.И.
Экологический менеджмент. Мн.: РИВШ, 2008. - 254 с.
6. Серов Г.П., Серов
С.Г. Техногенная и экологическая безопасность в практике деятельности
предприятий: Теория и практика. М.: Ось-89, 2009. - 512 с.
7. Тарасов В.В.,
Тихонова И.О. и др. Мониторинг атмосферного воздуха. М.: Форум, 2008. - 128 с.
8. Черняховский Э.Р.
Управление экологической безопасностью: учебно-практическое пособие. М.:
Альфа-Пресс, 2007. - 248 с.
9. Юшин В.В., Попов
В.М., Кукин П.П. Техника и технология защиты воздушной среды. М.: Высшая школа,
2008. - 399 с.
10. Ясаманов Н.А.
Основы геоэкологии. М.: Academia, 2007. - 352 с.