Разработка предложений по формированию оптимальной стратегии ООО 'Аманта-Мебель'
Введение
Характерной чертой современного менеджмента организации является усиление внимания к стратегическим аспектам управления развитием организации в соответствии с меняющимися условиями внешнего окружения.
По мнению аналитиков в хозяйственной практике России механизм стратегического управления находится в процессе становления. Российский рынок вступил в стадию, когда отсутствие разработанной стратегии тормозит развитие организаций. Бедственное положение большинства потенциальных банкротов объясняется неудовлетворительной системой управления: при 100%-ном решении задач обеспечения производства решаются всего 25% задач инновационной политики, столько же по информационному обеспечению и только 12% - по планированию стратегии.
Область стратегических решений широка: это выбор направления развития организации, достижение конкурентных преимуществ, решение стратегических задач для осуществления миссии и целей организации. Необходимость стратегических решений возникает в связи с тем, что стратегический характер приобретают и ресурсы, функции структурных звеньев, бизнес-процессы.
Стратегическое управление строится не на рутинных процедурах, а на творческом подходе. Теория стратегического управления описывает методы, процедуры достижения эффективных результатов. Выбор инструмента должен быть увязан с конкретной ситуацией и является творческим процессом.
Экономическая стратегия фирмы должна вырабатывать преимущественно экономические (а не командно-административные) средства достижения целей, побуждающие участников производственного процесса, весь персонал, заинтересованно участвовать в обеспечении эффективного развития фирмы.
В современных рыночных условиях невозможно представить деятельность предприятия без наличия стратегии. Она играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% существующих фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой. Любой фирме для укрепления положения на рынке необходимо разрабатывать стратегии. Если предприятие будет игнорировать данный аспект деятельности, оно рискует потерять свою долю рынка, что приведет к ухудшению финансового положения.
Целью данной работы является разработка предложений по формированию оптимальной стратегии мебельного предприятия для успешного долговременного функционирования фирмы в условиях конкурентной среды.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены задачи:
определить понятие и составляющие стратегий предприятия;
выявить особенности стратегического планирования в малом бизнесе;
проанализировать рынок мебели для выявления характера влияния внешней среды, а также доминирующих тенденций развития отрасли;
на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия разработать предложения по формированию оптимальной стратегии.
Объектом исследования послужили мебельные предприятия России, в частности, ООО «Аманта-Мебель».
Предметом исследования является формирование оптимальной стратегии для предприятия мебельной промышленности.
В первом разделе приводится понятие стратегии, дается характеристика известным типам стратегий, раскрывается область их использования.
Во втором разделе приводятся: описание ситуации на рынке мебельной продукции, характеристика предприятия ООО «Аманта-Мебель», анализ конкурентоспособности, анализ среды непосредственного окружения, среды косвенного воздействия, SWOT-анализ для выявления сильных и слабых сторон, существующих возможностей и угроз. Анализ показал, что перспективным направлением повышения конкурентоспособности ООО «Аманта-Мебель» является освоение новых видов продукции и новых сегментов рынка мебели.
В третьем разделе даются предложения по формированию оптимальной стратегии и их обоснование, дается характеристика предлагаемых мероприятий, описывается их влияние на процесс производства.
1. Разработка стратегии как элемент процесса управления
.1 Понятие стратегии
Рассмотрим некоторые определения термина «стратегия» в экономике, которые дают крупные ученые в области стратегического управления.
Г. Минцберг из университета МакДжилл (Монреаль) в 1987 году рассматривал стратегию как «пять П»:
. План (последовательность намеченных и контролируемых мероприятий).
. Прием (краткосрочная стратегия с ограниченными целями).
. Поведенческая модель (стратегия изменений путем формы поведения).
. Позиционная стратегия по отношению к другим.
. Перспектива (стратегия изменения культуры определенной группы людей).
Профессор Чандлер из Гарварда дает определение «хорошей стратегии»: «стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей». Выделяются 3 элемента стратегии:
. Определение основных долгосрочных целей. Миссия организации - это её основная цель, смысл существования, ей подчинены все другие цели. Когда цели определены, сформулированы, приняты к исполнению, они становятся инструментом стратегического управления. Стратегические цели определяются менеджерами высшего уровня с учётом всех внешних и внутренних факторов, влияющих на организацию.
. Принятие курса действий. После определения стратегических целей формируются оперативные задачи для осуществления внутренней деятельности организации. Они охватывают более короткий период времени. Оперативные цели реализуются менеджментом среднего и низшего уровня.
.