Финансовый менеджмент коммерческого банка на примере ООО 'Сбербанк России'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    92,87 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый менеджмент коммерческого банка на примере ООО 'Сбербанк России'















Финансовый менеджмент коммерческого банка на примере ООО «Сбербанк России»

 

Введение

финансовый менеджмент коммерческий банк

Финансовый менеджмент в коммерческом банке - это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов банка. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом - управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка.

Тема данной курсовой работы является актуальной, так как рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы.

Цель курсовой работы - изучение финансового менеджмента в коммерческом банке на примере ООО «Сбербанк России».

Задачи, поставленные для достижения цели работы:

изучить теоретические аспекты финансового менеджмента в коммерческом банке, а именно: определить цели и сущность финансового менеджмента, объекты и его субъекты, основные направления;

на основе имеющихся данных бухгалтерской финансовой отчетности провести анализ и дать оценку состоянию финансового менеджмента на примере Сбербанка;

выявить проблемы организации финансового менеджмента в выбранном банке, выработать основные предложения по его совершенствованию.

Объект исследования работы - ООО «Сбербанк России».

Предмет исследования - состояние финансового менеджмента в этом кредитном учреждении.

В первой главе работы рассмотрены теоретические основы организации финансового менеджмента в коммерческом банке. Глава 2 содержит финансово-экономическую характеристику ООО «Сбербанк России», рассмотрена организация финансового менеджмента непосредственно в самом банке, его эффективность. В главе 3 на основании выявленных недостатков в исследуемом банке разработаны и рассмотрены основные предложения по совершенствованию финансового менеджмента в соответствующем банке.

В работе использованы монографический, экономико-статистический методы исследования.

Информационной базой послужили данные из публикуемой финансовой и бухгалтерской отчетности банка за 2008-2010 гг. Также использованы материалы из учебно-методической, научной литературы, статей газет и журналов и информация с официального сайта Сбербанка.

1. Теоретические основы финансового менеджмента в коммерческом банке

финансовый менеджмент коммерческий банк

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.

Другими словами, это - управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.

Банковский менеджмент подразделяется на два блока. Он включает финансовый менеджмент и управление персоналом. Основные направления финансового менеджмента обусловлены спецификой деятельности банка как особого финансового института. Эти направления связаны с общими и более конкретными задачами банка: [7]

Стратегическое и текущее планирование (определение миссии банка, приоритетов и программ перспективного развития на долгосрочных горизонтах планирования; регулярный мониторинг выполнения бизнес-плана и формирование прогнозов его выполнения);

Формирование банковской политики (использование таких процедур, как изучение сложившегося состояния банка и потребностей клиентов, постановка целей и задач развития банка, разработка предложений каждым подразделением по достижению этих целей и задач, обсуждение и координация выдвинутых предложений, принятие решений);

Маркетинг (разработка и развитие банковских продуктов, а также связанного с ними комплекса маркетинга (стратегии ценообразования, стратегии доставки и коммуникативной стратегии);

Управление активами и пассивами (процесс формирования и последующего регулирования структуры активов и пассивов баланса банка, которая обеспечивает достижение выработанных стратегий и установленных целей финансового менеджмента);

Управление ликвидностью и доходностью (комплекс мер по анализу, оценке, контролю и регулированию ликвидности, обоснование методов и инструментов управлению ликвидностью; определение функций подразделений, участвующих в управлении прибылью, планирование доходов, расходов и прибыли банка, определение способов оценки и методов текущего регулирования прибыли);

Управление собственным капиталом (его эффективное использование в соответствии с возможностями формирования ресурсной базы и наоборот, управление собственными и привлеченными ресурсами);

Управление кредитным портфелем (разработка кредитной политики, стратегии развития в данной сфере деятельности, организация процесса кредитования);

Управление рисками (валютными, процентными, операционными) (использование разнообразных способов, с помощью которых происходит рассредоточение риска, его диверсификация, предотвращение, поглощение, перевод и компенсация).

Объектом финансового менеджмента в коммерческом банке являются процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке:

разработка и использование систем и методик рационального планирования;

реализация финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель функционирования банка - определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала и (или) прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.[7]

Считается, что важнейшей экономической целью банка является обеспечение максимальной прибыли, так как это обусловлено природой банка как коммерческого предприятия. В получении прибыли заинтересованы собственники банка, клиенты банка, коллектив банка, включая высших менеджеров и младших служащих. Но экономическая цель также должна состоять в максимизации стоимости банка, которая включает в себя получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды. Также банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам (создание системы управления текущей и долгосрочной ликвидностью, обеспечение высокого качества кредитного портфеля и депозитов и т.д.).

Социальный аспект целевых установок связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка (набор и качество услуг, быстрота выполнения заявок). Содействие банков развитию экономики через вложение ресурсов в производственную сферу, перспективные отрасли.

Указанные цели определяют задачи банковского менеджмента. В качестве основных обычно выделяются задачи создания соответствующих механизмов управления:

прибыльностью банка при обеспечении допустимого риска банковского бизнеса. Задача включает в себя постановку ряда частных взаимосвязанных задач: создание системы управления доходами, расходами, прибылью банка, стоимостью акций, объемом и структурой активных и пассивных операций банка;

ликвидностью при оптимизации объема и прибыли. Конкретные задачи: управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, организация контроля за состоянием высоколиквидных активов, прогнозирование ликвидной позиции банка;

рисками, что предполагает прогнозирование общих параметров экономики, разработку методологии оценки различных банковских рисков, определения методов защиты от риска;

конкурентной позицией банка в части общих итогов деятельности, а также в части банковского продукта и услуг.

С точки зрения процесса управления содержание финансового менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование и контроль.[7]

Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс включает в себя составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Они обеспечивают общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения.

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, недостатки в планировании и неудачи при принятии решений. Основу аналитической работы составляет анализ данных баланса (оценка ресурсной базы, состояния активов банка, ликвидности, доходности, анализ и оценка конкурентной позиции банка и т.д.). Материалы проведенных аналитических процедур используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка.

Регулирование имеет определенные особенности, которые обусловлены наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд требований к банкам (лицензирование, формирование обязательных резервов и т.д.). Система внутрибанковского регулирования направлена соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России, и включает самостоятельные направления (изменение объемов резервных фондов, собственного капитала, разработка мер по изменению объема и структуры портфелей банка и т.д.)

Контроль также подразделяется на внешний и внутренний. Внешний осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Его функции выполняют Совет банка, специальная служба внутреннего контроля, уполномоченные менеджеры. Главная задача внутреннего контроля- защита интересов инвесторов, самих банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонения в выполнении законодательства, положений внутри банка, отрицательных явлений и недостатков в деятельности банка.

Финансовый менеджмент - управление финансовыми ресурсами и финансовыми потоками, то есть тем, что составляет понятие «финансы». Финансовый менеджмент самым простым образом можно определить как управление денежными потоками. Он является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России.

Финансовый менеджмент банков имеет собственные научные основы, отражающие специфические стороны управления денежными ресурсами банков. К теориям, непосредственно раскрывающим основы финансового менеджмента в банках, относятся теории управления ликвидностью: теория коммерческих ссуд, теория перемещения активов и теория ожидаемого дохода. Важное место в научном обосновании принципов финансового менеджмента банка принадлежит теории надежности банка, которая позволяет обосновать методы оценки и управления надежностью.

Как управленческая деятельность менеджмент представляет собой систему, включающую следующие элементы: объект, субъект, инструменты, процедуры, правовое обеспечение.

Основным объектом управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке являются денежные средства, которые находятся в деловом обороте банка с помощью финансовых операций. Также к объектам относят операции, совершаемые банком (активные, пассивные и забалансовые), в результате чего банк добивается достижения целей и задач; результаты деятельности, которые отражают эти цели и задачи.

В последнее время в связи с усложнением банковского дела и усилением конкуренции в банковской сфере объект управления стал все больше включать качественные процессы деятельности банка. Это означает управление не только объемами активов и пассивов, но и их качеством (рискованностью, ликвидностью, прибыльностью). Управление банковскими рисками становится самостоятельным направлением менеджмента банка.

Субъекты управления банком можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним субъектам относится государство в лице законодательного органа и Банк России как надзорный орган. Управление с их стороны банковской системой и конкретными банками осуществляется с помощью принятия определенных законодательных и нормативных актов. Цель такого управления - обеспечение устойчивости банковской системы, доверие к ней общества. Такое управление не касается принятия банком самостоятельных решений, эту задачу решают внутренние органы управления банком (Совет директоров банка и исполнительное руководство банка).Деятельность всех внутренних органов управления банком регулируется специальными нормативными документами, утверждаемыми соответствующим образом.

Инструменты управления подразделяются на общебанковские и относящиеся к конкретным направлениям деятельности банка. Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов, регулирующих деятельность банка.

К общебанковским инструментам относятся: банковская политика, положения, инструкции, регламенты и т.д. К индивидуальным инструментам относятся: лимиты кредитования, нормативы ликвидности и т.д.

Правовое обеспечение как один из элементов банковского менеджмента определяет правовую основу управленческой деятельности банка. Отличительной особенностью банковской деятельности является ее высокая рискованность. Формирование ресурсов банков и их размещение зависит от различных макроэкономических факторов (политическая, экономическая стабильность в стране, уровень инфляции и т.д.). Выделяют три блока правовых документов, регулирующих деятельность кредитных организаций в Российской Федерации. К первому блоку относятся федеральные законы «О Центральном банке РФ (Банке России)»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Ко второму блоку относят нормативные документы Банка России, определяющие состав и содержание норм и требований к кредитным организациям (требования к их порядку регистрации и лицензирования, осуществлению кредитных операций и т.д.). Третий блок документов составляют нормативные документы самих кредитных учреждений. Это различные положения, инструкции, методики, определяющие кредитную политику в целом и по определенным направлениям, требования к кредитной документации и другие вопросы.

Правовая основа банковского менеджмента постоянно расширяется и совершенствуется, это требует повышения профессионализма банковских менеджеров.

2. Состояние финансового менеджмента в коммерческом банке

 

.1 Общая характеристика ООО «Сбербанк России»


История Сбербанка России начинается с именного указа царя Николая от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году… Спустя полтора века - в 1987 году - на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения - Сбербанк СССР, который обслуживал также и юридические лица. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.

В июле 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)». Уставный капитал банка на 1 янв.2011 г. - 67760 млн.руб.

Сбербанк России - универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России.

Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, Банк стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан, способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и сбережению вкладов населения.

Основные направления деятельности Банка:

• кредитование российских предприятий;

• кредитование частных клиентов;

• вложение в государственные ценные бумаги и облигации Банка России;

• осуществление операций на комиссионной основе.

Средства для осуществления указанной деятельности привлекаются Банком из следующих источников:

• средства акционеров;

• вклады частных клиентов;

• средства юридических лиц;

• другие источники, в том числе заимствования на международных финансовых рынках.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банка, принимающим решения по основным вопросам его деятельности.

В соответствии с Уставом общее руководство деятельностью Банка осуществляет Наблюдательный совет.

Комитеты Наблюдательного совета являются органами, созданными для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции Наблюдательного совета, и подготовки рекомендаций по ним.

Рис.1

Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Президентом, Председателем Правления Банка и коллегиальным исполнительным органом - Правлением Банка.

В целях повышения эффективности работы и развития бизнеса в Банке функционирует ряд коллегиальных органов (комитетов), подотчетных Правлению, основными задачами которых является решение вопросов и проведение единой, согласованной политики по различным направлениям операционной деятельности Банка.

С 2008 года в Банке функционирует постоянно действующий коллегиальный рабочий орган - Коллегия Банка. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка годовым Общим собранием акционеров избирается Ревизионная комиссия.

Система внутреннего контроля Банка организована в соответствии с требованиями Банка России и обеспечивает поддержание рисков на уровне, не угрожающем интересам акционеров и клиентов Банка.

Рассмотрим основные показатели рентабельности банка, они представлены в следующей таблице:

Таблица 1 - Показатели рентабельности, %

№ п/п

Наименование статей

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Оценка тенденции (+ -)

1

Рентабельность активов

1,63

0,30

2,04

0,41

2

Рентабельность производительных активов

1,85

0,34

2,40

0,55

3

Рентабельность собственного капитала

14,17

2,55

16,5

2,33

4

Рентабельность уставного капитала

162,2

32

256

93,8


Наблюдается незначительное снижение рентабельности, доходности активов (на 0,41%). Остальные показатели носят положительную динамику. Наибольшее увеличение пришлось на рентабельность уставного капитала, увеличение на 90% к 2010 г. Это обусловлено увеличением чистой прибыли банка за последние годы. Ухудшение рентабельности активов и капитала снижает финансовую устойчивость банка, которая необходима для продолжения участия в системе страхования вкладов.

Для более точного выяснения причин, по которым происходит отрицательное влияние на деятельность и финансовое состояние банка, проведем анализ основных коэффициентов и показателей, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Финансовые коэффициенты и показатели деятельности.

№  п/п

Наименование статей

Отчетные даты

Оценка тенденции (+ -)



01.01.09

01.01.10

01.01.11


1

Коэффициент достаточности капитала

0,13

0,14

0,14

0,01

2

Доля уставного фонда в капитале банка

0,08

0,07

0,06

-0,02

3

Коэффициент размещения платных средств

1,24

0,97

0,81

-0,43

4

0,05

0,06

0,75

0,7

5

Коэффициент общей ликвидности

0,86

1,09

1,32

0,46

6

Коэффициент общей дееспособности

0,08

0,95

0,75

0,7

7

Коэффициент дееспособности по кредитным операциям

0,38

0,38

0,37

-0,01

8

Коэффициент дееспособности по фондовым операциям

2,89

-

0,51

-2,4

9

Коэффициент дееспособности по валютным операциям

-

-

0,9

0,9


В целом динамика показателей стабильна: нет резких скачков, изменений в работе Банка. Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о следующем:

Коэффициент достаточности капитала показывает минимальное значение 0,1. Банку следует повысить долю собственного капитала для надежности, устойчивости своей работы.

Доля уставного фонда в капитале банка не очень велика, она меньше минимума 0,15. К 2010 г. наблюдается снижение этого показателя. Также следует увеличить взносы учредителей банка для более эффективной деятельности.

Коэффициент размещения платных средств (определяет долю платных привлеченных ресурсов, направляемых в доходные (платные) операции) в 2010 г. ниже значения 1,2. Это свидетельствует о том, что часть платных ресурсов использовалась не по назначению. Они отвлекались либо на собственные нужды, либо в недоходные операции, что приводило к образованию убытков.

Коэффициент мгновенной ликвидности позволяет оценить долю обязательств банка, которая может быть погашена по первому требованию за счет ликвидных активов “первой очереди”. Наблюдается его увеличение, в 2010 г. он составил 0,75. Это обусловлено увеличением платных привлеченных средств в Банк.

Коэффициент общей ликвидности - наблюдается его стабильное положение, оно приближенно равно 1. Это говорит о сбалансированности активной и пассивной политики банка, ликвидности активов банка.

Коэффициент общей дееспособности - чуть меньше максимального значения, меньше единицы, расходы банка превышают его доходы. Это говорит о способности банка направлять полученную прибыль не только на покрытие нужд, обязательств, но и финансирования остатков средств, например в финансовые инструменты, покупку ценных бумаг.

Коэффициент дееспособности по кредитным операциям - также показывает стабильное положение работы банка на кредитном рынке. Ведь основной операцией является выдача ссуд юридическим и физическим лицам. Наблюдается незначительное его увеличение (процентные доходы банка превышает процентные расходы).

Коэффициент дееспособности по фондовым операциям и коэффициент по валютным операциям не имеют положительной динамики. Это связано с существованием риска потерь при проведении таких операций.

2.2 Организация финансового менеджмента и его эффективность в ООО «Сбербанк России»


В данной главе мы рассмотрим основные направления финансового менеджмента в Сбербанке с помощью двух распространенных методов: оценки количественных объемных показателей и оценки качественных показателей, характеризующих надежность коммерческих банков.

Основными направлениями Кредитной политики банка за 2008-2010 гг. было увеличение доходов от размещения кредитных средств и получение максимальной прибыли от кредитных операций при умеренных показателях ликвидности и рисков.

Рассмотрим динамику средств клиентов банка в следующей таблице:

Таблица 3 - Средства клиентов банка, млн. руб. (по данным МСФО отчетности)

Число клиентов

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 в % к 2008 г.

Физические лица:

3112102

3787312

4834459

155

Текущие счета / Вклады до востребования

395090

540455

785750

198

Срочные депозиты

2717012

3246857

4048709

150

Прочие юридические лица:

1463676

1514655

113

Текущие / Расчетные счета

850621

861028

1082754

127

Срочные депозиты

613055

653627

576616

94

Государственные и общественные организации:

219454

136904

157302

70

Текущие / Расчетные счета

160540

104004

116827

72

Срочные депозиты

58914

32900

40475

68

Итого средств клиентов:

4795232

5438871

6651131

140

Из таблицы видно преобладание средств физических и юридических лиц. Наименьшее положение занимают средства государственных и общественных организаций. Итого средства клиентов банка к 2010 г. увеличились на 40%, в т.ч. средства физических лиц на 55%, юридических лиц на 13%, а средства государственных и общественных организаций снизились на 30%.

В следующей таблице рассмотрим структуру кредитного портфеля Банка по отраслям экономики:

Таблица 4 - Структура кредитного портфеля по отраслям экономики, в %

Сфера отрасли

2008 г.

2009г.

2010г.

 Оценка  тенденции(+ -)

Физические лица

64,8

69,6

72,7

7,9

Услуги

4,7

4,6

4,0

-0,7

Торговля

4,7

4,5

3,9

-0,8

Нефтегазовая промышленность

6,4

4,3

3,8

-2,6

Строительство

4,4

2,8

2,5

-1,9

Энергетика

1,8

2,5

1,7

-0,1

Машиностроение

1,9

1,6

-0,3

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

1,4

1,3

1,3

-0,1

Государственные и муниципальные учреждения

2,0

1,0

1,2

-0,8

Металлургия

1,3

1,0

1,2

-0,1

Химическая промышленность

1,1

0,9

0,7

-0,4

Прочее

5,5

5,6

5,4

-0,1

Итого:

100

100

100

-


Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в структуре кредитного портфеля Банка за три года занимают физические лица (около 70%). Наименьшую долю занимают: хим. промышленность (0,7%), металлургия, государственные и муниципальные учреждения (около 1%), сельское хозяйство, машиностроение, энергетика. Это выражено неблагоприятными условиями для развития этих сфер как по области, так в целом и по стране.

Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности коммерческого банка, а следовательно, и оценки эффективности его как коммерческого предприятия. В таблице 6 представлены доходы банка за исследуемый период.

Из таблицы видно, что в целом, по всем показателям наблюдается положительная динамика. Так процентные доходы в 2010 г. в сравнении с 2008 г. увеличились на 28%.

Основным источником процентных доходов являются ссуды, предоставленные другим клиентам, к 2010 г. их увеличение составило 17%. Поэтому рост доходов банка определен увеличением совокупного объема операций, за счет увеличения традиционных операций кредитования, которые обеспечили соответствующие поступления процентных платежей.

Таблица 5 - Динамика и структура доходов банка, млн. руб.

Наименование статей

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 в % к 2008 году

Процентные доходы - всего в том числе доходы от:

620022

811316

796993

128


Похожие работы на - Финансовый менеджмент коммерческого банка на примере ООО 'Сбербанк России'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!