Анализ товарной политики предприятия ООО 'Рута'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    167,97 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ товарной политики предприятия ООО 'Рута'

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы товарной политики предприятия

1.1 Экономическая сущность и основные понятия товарной политики

.2 Цели, задачи и основные направления товарной политики

.3 Особенности товарной политики на предприятиях

Глава 2. Анализ товарной политики предприятия ООО "Рута"

.1 Описание предприятия

.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия

.3 Оценка товарной политики данного предприятия

.4 Мероприятия по совершенствованию товарной политики предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная политика. Дело в том, что решения по товару являются главенствующими в рамках разработки и реализации комплекса маркетинга.

В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы подтоварную структуру спроса населения.

Основная задача товарной политики состоит в определении ассортимента товара, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.

Умение компании сосредоточиться на ключевых позициях своего ассортиментного набора может являться одним из существенных факторов в достижении конкурентного рыночного преимущества.

Роль руководства заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с его товарной политикой, обеспечивающей рост и прибыль. Тщательно разработанная товарная политика предприятия служит руководству указателем, курсом, которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в направлениях, сулящих большую отдачу.

Правильный выбор товарной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. Ассортимент предприятия должен быть по возможности широким. Расширение номенклатуры реализуемой продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания мелкой розницы и снижения издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей. Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителем предприятия.

На основании вышеизложенного видно, что актуальность темы очевидна, так как при правильном выборе товарной политики торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, произойдет получение прибыли торговой организацией, и в конечном итоге магазин будет рентабельным.

Объектом исследования является ООО "Рута" г.Улан-Удэ. Предметом исследования служит процесс совершенствования товарной политики предприятия. Целью курсовой работы является анализ товарной политики предприятия с целью выявления ее слабых сторон и совершенствования. В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть содержание понятий: "товарная политика", "товарный ассортимент", "товарная номенклатура";

изучить факторы, принципы и содержание деятельности по формированию оптимального товарного ассортимента и товарной политики на торговом предприятии в современных условиях;

дать характеристику исследуемого предприятия;

проанализировать внешнюю и внутреннюю среду на предприятии;

дать рекомендации по усовершенствованию товарной политики ООО "Рута".

Теоретическая часть данной курсовой работы основана на использовании экономической литературы, учебных пособий и периодических изданий по маркетингу.

Глава 1. Теоретические основы товарной политики предприятия

1.1 Экономическая сущность и основные понятия товарной политики

Товарная политика предполагает определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров. Отсутствие такого набора действий приводит к неустойчивости ассортимента предприятия, провалам, подверженности ассортимента чрезмерному воздействию случайных или преходящих конъюнктурных факторов. Текущие решения руководства в таких случаях нередко носят половинчатый, малообоснованный характер, основывающийся на интуиции, а не на расчете, учитывающем долговременные интересы.

Роль руководящего начала при формировании ассортимента заключается в том, чтобы, умело сочетая ресурсы предприятия с внешними факторами и возможностями, разрабатывать и осуществлять такую товарную политику, которая обеспечивала бы стабильное положение предприятия за счет роста сбыта высокоэффективных конкурентоспособных товаров.

Хорошо продуманная товарная политика предприятия не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода ориентиром общей направленности действий, позволяющим корректировать текущие ситуации.

Отсутствие генерального, стратегического курса действий предприятия, без которого нет и долгосрочной товарной политики, чревато неправильными решениями, распылением сил и средств, отказом от запуска изделий в производство в момент, когда уже все готово к их серийному или массовому выпуску. Естественно, ошибки такого рода дорого обходятся товаропроизводителям.

Товарная политика промышленного предприятия - это не только целенаправленное формирование ассортимента и управление им, но и учет внутренних и внешних факторов воздействия на товар, его создание, производство, продвижение на рынок и реализация, юридическое подкрепление такой деятельности, ценообразование как средство достижения стратегических целей товарной политики и др.

Товарная политика - это комплексное понятие, включающее в себя ассортиментную политику, создание новых товаров и запуск их в производство, исключение из планов товаров, потерявших потребительский спрос, модификацию товаров, вопросы упаковки, товарного знака и наименование товара.

Составные элементы товарной политики организации определяются характеристиками товара. Составные элементы товарной политики предприятия представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 1 - Составные элементы товарной политики промышленного предприятия.

Ассортиментная политика - цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Ассортимент характеризуется широтой, полнотой устойчивостью, структурой, гармоничностью и рациональностью;

Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим ее руководством. Общей целью в области качества является достижение и поддержание заданного уровня установленных требований для обеспечения конкурентоспособности товаров. Также политика в области качества должна решать внутренние и внешние цели;

Ценовая политика - цели, задачи и основные направления в области ценообразования, специально сформулированные высшим руководством организации. Цель ценовой политики - обеспечение запланированной прибыли, а также конкурентоспособности товаров с помощью цен на реализуемые товары;

Сбытовая политика - цели, задачи основные направления в области сбыта, официально сформулированные высшим руководством организации. Этот вид товарной политики особенно важен для производителей продукции и исполнителей услуг. Цель сбыта - регулирование объема продаж для обеспечения запланированной прибыли организации и удовлетворения потребностей целевых потребителей;

Информационная политика - цели, задачи и основные направления коммуникативных мероприятий, официально сформулированных высшим руководством организации. Цель информационной политики - формирование и поддержание потребительских предпочтений товаров и услуг, реализуемых организацией, а также ее имиджа и конкурентоспособности.

Товарная политика определяется на стадии разработки стратегии организации, а маркетинговые операции являются частью стратегии маркетинга, его тактикой.

Стратегия маркетинга - это способ действия на рынке, руководствуясь которым предприятие выбирает цели и выбирает наиболее эффективные пути их достижения, цель устанавливает границы и сферы рыночной деятельности, пути достижения поставленной цели формируются с помощью выбора стратегических направлений развития, стратегических зон хозяйствования, стратегических правил, собственно разрабатывается и комплекс маркетинговых средств. Разработка стратегии маркетинга опирается на прогнозы относительно долгосрочных перспектив развития рынка и потенциальных возможностей предприятия.

Тактика маркетинга - это совокупность конкретных средств и действий в области контактов с потребителями, развития ассортимента, каналов сбыта, цен, рекламы, кадров, финансов и т.д. Разработка тактики опирается на учет конъюнктуры рынка, на реальные условия реализации товаров.

Вывод:

Таким образом, товарная политика представляет собой совокупность целей, задач и основных направлений, определяемых высшим руководством организации, в отношении наиболее значимых характеристик товара и направленных на стимулирование сбыта для достижения целей организации.

.2 Цели, задачи и основные направления товарной политики

Стратегические решения по товару являются важнейшими в рамках обшей маркетинговой стратегии предприятия - это связано с тем, что товар служит основным источником получения прибыли, кроме того товар - это центральный элемент комплекса маркетинга; цена, сбыт коммуникации основываются на особенности товара.

Товарная стратегия - это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективную деятельность предприятия в целом.

Задачи разработки товарной стратегии могу быть различны: удовлетворение запросов потребителей, оптимальное использование технологий и опыта фирмы, оптимизация финансовых результатов фирмы, завоевание новых покупателей разными путями.

Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах разработки и совершенствования товара, по этому товарная политика включает проведение систематических исследований на всех этих этапах, причем их объектом является не сам товар, а потребитель с его запросами по отношению к данному товару, его ответной реакции на маркетинговые операции на каждом этапе продвижения товара.

Специалисты по маркетингу рекомендуют при разработке и осуществлении товарной стратегии ориентироваться на проверенные коммерческой практикой подходы (направления):

) важно (если товар серийного и массового производства) добиться чтобы товар в глазах покупателей выгодно отличался от конкурентов, благодаря фирменному стилю, упаковке, цвету и т.д.;

) из ряда товаров целесообразно выбрать один товар, который может быть привлекательным для многих покупателей и обеспечить этому товару концентрированный маркетинг;

) применяя дифференцированный маркетинг можно попытаться создать разновидности одного и того же товара для различных сегментов рынка, разработать соответствующие программы маркетинга;

) товарная узкая специализация оправдывает себя, если предприятие работает на узком сегменте рынка, когда спрос на один товар продолжает расти в течение длительного времен; узкая специализация может быть вынужденной мерой когда недостаточно ресурсов, особенно технологий, глубокая сегментация рынка данного товара. Узкая специализация может быть оптимальной для небольшого предприятия, или когда предприятие иногда меняет узкую специализацию используя ее для освоения новых рынков или адаптируется к меняющемуся характеру спроса;

) высоких результатов можно добиться, выходя на рынок с новым товаром (товарной новизны);

) плодотворным может оказаться поиск новых областей использования для уже выпускаемого товара, поддержанный широкой рекламной компанией и др. мероприятиями стимулирования сбыта;

) можно добиться рыночных преимуществ выделяя свои товары в качестве особых в отличие от товаров конкурента, за счет особых потребительских свойств, особо улучшенного качества, превосходства сырьевых материалов, комплекса сопровождающих товар услуг (системная продажа). Чем полнее "шлейф" сопровождающий основной товар, сопутствующих изделий и услуг, тем привлекательней для покупателя становится не сам товар, а весь комплекс, позволяющий предельно полно удовлетворить существующие потребности.

Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных задач связанных с:

оптимизацией структуры предлагаемых товаров, в том числе и с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла товара;

разработка и внедрение на рынок новых товаров;

обеспечение качества и конкурентоспособности товара;

принятие решений связанных с рыночной атрибутикой товаров.

Разработка и осуществление товарной политики промышленного предприятия требует соблюдения как минимум следующих условий:

четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу;

наличие стратегии;

хорошее знание рынка и его требований;

ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

Сделаем вывод, осуществляя товарную политику, предприятие преследует цель: производить товары, которые в наибольшей степени могут удовлетворить потребителя и который он предпочтет всем другим аналогичным товарам, т.е. товары которые окажутся приоритетными при выборе продукции на рынке и будут обладать высоким качеством и высокой конкурентоспособностью.

.3 Особенности товарной политики на предприятиях

Товарная политика предполагает осуществление таких мероприятий, как: разработка новых видов продукции; модернизация товара; снятие с производства устаревших товаров; установление оптимальной номенклатуры и наилучшего ассортимента выпускаемых товаров; разработка упаковки и проведение маркировки товаров; сервисное обслуживание и прочее.

Ценовая политика представляет собой общие цели фирмы, которых она пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. Политика соответствует краткосрочному периоду существования предприятия.

В область ценовой политики предприятия входят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы, маркетологи устанавливают на товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы.

На данном этапе маркетологи, используя исследования рынка, конкурентов и потребителей, разрабатывают программу действий предприятия в области производства товара (предполагают, какой товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара.

Товарная политика - разработка оптимального состава выпускаемой продукции по номенклатуре изделий предполагает определение состава наименований изделий и удельного веса каждого наименования в выпуске. Оптимальным считается номенклатурный состав продукции, который максимизирует прибыль.

Товарная политика предполагает решение проблемы выбора номенклатуры производимой продукции, и ее оптимизацию. Основная задача ассортиментной политики - определение структуры производства в производственном отделении, а именно:

выявление соотношений (доли) между новой продукцией, продукцией, требующей усовершенствования и модификации, и традиционной продукцией, не требующей усовершенствований, устаревшей продукцией;

установление номенклатуры выпускаемой продукции и планируемых показателей качественных и количественных;

определение числа моделей и модификаций одной и той же выпускаемой продукции;

определение структуры жизненного цикла по всей номенклатуре выпускаемой продукции и перспектив обновления ассортимента;

определение степени дифференциации продукции и степени технологической общности новых и существующих продуктов;

конъюнктурой и динамикой цен.

Практика показывает, что разработкой и осуществлением ассортиментной политики фирмы занимаются постоянно. Концепция жизненного цикла товара имеет довольно широкое распространение и используется для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии сбыта.

Товарная политика - составляющая маркетинговой деятельности предприятия, направленная на развитие ассортимента, создание новых товаров, исключение из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос, улучшение упаковки товара, разработку броского наименования и выразительного товарного знака.

Совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей. (Эриашвили Н.Д.)

Основными целями товарной политики является:

обеспечение прибыли;

увеличение товарооборота;

приумножение доли рынка, на котором действует фирма;

снижение расходов на производство и маркетинг;

повышение имиджа;

рассеивание риска.

Достижение основных целей товарной политики осуществляется благодаря стратегическим решениям в следующих областях создания и продвижения товара:

его инновации;

установления и выбора марки;

упаковки;

формы и вида товара и т.д.

Соответственно к задачам товарной политики относится: поиск новых товаров; развитие новых товаров; ввод новых товаров на рынок; обоснование форм товаров; регулирование качества товаров; контроль за поведением новых товаров на рынке и т.д. Первые три указанные задачи решаются при введении новых товаров на рынок, а решение прочих задач происходит на протяжении всей жизни товара.

Систематизируя данные, можно выделить основные направления, реализация которых осуществляется с помощью товарной политики предприятия:

модификация изготовляемых товаров;

разработка новых видов продукции;

снятие с производства устаревших товаров;

установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий;

обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров;

установление целесообразности и выявление возможностей использования товарных знаков;

создание необходимой упаковки и проведение маркировки товаров;

организация сервисного обслуживания;

послепродажные контакты с покупателями и потребителями.

Разработка и осуществление товарной политики предприятия требуют соблюдения как минимум следующих условий:

четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу;

наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия;

хорошего знания рынка и характера его требований;

ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

Этапы формирования товарной политики предприятия.

Каждый из этапов формирования товарной политики и реализации товарной стратегии предприятия представляет собой отдельную подсистему, выполняющую ту или иную функцию, без осуществления которой невозможно достижение основных целей хозяйствующего субъекта.

Структура процесса выработки товарной стратегии предприятия и понимание того, что в рамках политики работы предприятия с товаром могут предлагаться разные стратегические направления для тех или иных номенклатурных позиций ассортиментного перечня позволяет определить следующие этапы формирования и реализации товарной политики предприятия:

этап - аналитическая работа, включающая оценку потребности в товаре предприятия, анализ конкурентного положения предприятия и экономический анализ работы предприятия, или, другими словами, оценку потенциала реализации товарной стратегии;

этап - выбор стратегических зон хозяйствования (СЗХ) и определение товарных стратегий для набора СЗХ предприятия;

этап - формирование модели товаров и планирование структуры товарного ассортимента;

этап - оптимизация товарной политики предприятия.

Конечная цель проведения исследований потребности в товаре - разработка стратегии поведения предприятия на целевых сегментах рынка. Для этого осуществляется исследование факторов и оценка емкости рынка, определяется степень соответствия товаров предприятия рыночным требованиям, проводится сегментация рынка потребителей продукции предприятия, определяется объем и структура предъявляемого спроса в разрезе выделенных сегментов. Результатом подобных исследований, в том числе, должен стать набор свойств каждого товара номенклатуры предприятия, наиболее полно отражающих потребности реальных и потенциальных пользователей.

Оценка конкурентного положения предприятия позволяет определить факторы и оценить степень ограничивающего воздействия конкурентного окружения предприятия. Для этого необходимо выявить основных и потенциальных конкурентов предприятия, оценить их сильные и слабые стороны.

Экономический анализ работы предприятия и оценка потенциала реализации стратегии товарной политики позволяет определить степень готовности предприятия к реализации планируемых направлений и стратегических рекомендаций в отношении товарной товарных единиц номенклатуры. Так должна быть дана оценка темпов динамики объемов сбыта в разрезе видов продукции, степени загрузки производственных мощностей. Необходим анализ покрытия затрат, объемов производства и остатков продукции на складах предприятия. Все это позволит оценить степень адекватности продукции (в разрезе номенклатуры) экономическим целям предприятия. Таким образом, формируется обоснование дальнейших решений предприятия в отношении отдельных единиц его ассортиментной структуры. Будет ли продолжено производство данного товара, следует ли исключить его из производственной программы вовсе, какова необходимость конкретных мероприятий, стимулирующих сбыт, - ответы на эти вопросы могут быть получены лишь после детального анализа производственного и сбытового процессов предприятия. Необходимо также получение оценки внутренних резервов и потенциальных возможностей предприятия при работе на анализируемом рынке для обоснования стратегических направлений развития предприятия в рамках работы с товаром.

Выбор стратегических зон хозяйствования и определение товарных стратегий для СЗХ. Тщательная оценка перспектив производства каждого вида товара, изучение показателей рыночного роста и позиции компании на конкретном рынке, понимание того, что продвижение в новые отрасли не всегда возможно, приводит предприятие к необходимости использования концепции стратегических зон хозяйствования.

Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или проходящих текучих факторов, потеря контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.

Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.

Товарная политика, хотя и очень важная, но, тем не менее, лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип "товар выбирает покупателя" в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель должен выпускать товары.

Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу; наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия хорошего знания рынка и характера его требований; данного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

В условиях необходимости мобилизации все более крупных ресурсов для решения производственно-сбытовых и иных задач, неопределенности коммерческих результатов (особенно при экспорте), требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику.

Необходимое продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как: оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства; темпы обновления продукции в целом и по отдельности ее видам с учетом жизненного цикла; соотношение новых и "старых" изделий в программе, новых и освоенных рынков при сбыте; уровень обновления товаров, выход на рынок с принципиально новыми видами продукции; выбор времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятия из программы существующих, но теряющих рыночные позиции товаров и др. Эти вопросы решаются в такой привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.

Поскольку рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предполагаются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием.

К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно "работает" на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.

Стратегия - это долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач.

Разработанная применительно к тому или иному периоду (3-5 лет и более) товарная стратегия в основе своей, в течение данного времени остается, как правило, практически неизменной.

Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия-изготовителя, специфики его профиля.

Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаковых тяжелых условиях сложившейся рыночно экономичной обстановки в России промышленные предприятия по-разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное незнание и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.

Вывод: товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителями, наличие из него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; подержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных сегментов; разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров.

Глава 2. Анализ товарной политики предприятия ООО "Рута"

2.1 Описание предприятия

Объектом курсовой работы является производственная фирма ООО "Рута". Данная фирма основана в 2002 году. Местоположение ООО "Рута" Республика Бурятия, ул.Трактовая, 1 а.

Организационно правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности - частная, учредителями являются физические лица. Средняя численность предприятия 35 человек.

В соответствии с действующим законодательством ООО "Рута" является юридическим лицом:

-        имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе;

-        отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

         от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности;

         выступает в качестве истца и ответчика в судах общей юрисдикции, арбитражных и иных судах.

ООО "Рута" вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами, в любых кредитных организациях, как в российских рублях, так и в иностранной валюте.

ООО "Рута" занимается производством корпусной мебели, в том числе офисной и домашней мебели: мебель для кухни, прихожие, шкафы, шкафы-купе, комоды, столы, компьютерная мебель. Каждая из групп включает в себя широкий видовой ассортимент.

Производственный процесс, применяемый на предприятии ООО "Рута" имеет тип мелкосерийного производства, что характеризуется изготовлением изделий под заказ, небольшим объемом выпуска. При этом производственный процесс осуществляется на различном универсальном оборудовании с применением ручного труда.

Мебель поставляется, как в собранном, так и в разобранном и упакованном виде с учетом пожелания заказчика. Сборка мебели производится квалифицированными специалистами на объектах заказчика. По желанию заказчика осуществляется бесплатная доставка в пределах города. Гарантийный срок 18 месяцев.

Мебель спроектирована с учетом современных тенденций. Сочетает в себе презентабельный вид, эргономичный дизайн и привлекательную цену.

При производстве используются экологически чистые импортные и российские материалы: ламинированное ДСП, противоударный пластик, различных расцветок и текстур толщиной до 2 мм, полированное стекло толщиной до 4 мм с различными вариантами обработки.

Реализация продукции осуществляется в розницу, через сеть собственных магазинов.

ООО "Рута" имеет три магазина специализирующихся на продаже своей продукции. Магазины располагается по адресу:

г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой 5 а, ТЦ "Гвоздь";

г. Улан-Удэ, п-т Автомобилистов 3, ТЦ "Дмитровский"

г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой 9, ТЦ "COMMOD"

ООО "Рута" осуществляет расчетно-кассовое обслуживание в ОАО АК "Байкалбанк", который также осуществляет инкассацию денежных средств в магазинах, и обеспечивает заемными средствами, что благоприятно сказывается на финансовой деятельности фирмы.

Директор ООО "Рута":

-        представляет интересы фирмы и совершает сделки;

         издает приказы о назначении на должности работников, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.

Отдел бухгалтерии обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на основе прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля. Организует также расчеты по зарплате с работниками предприятия, правильное начисление и перечисление платежей в государственный бюджет. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Обеспечивает своевременное составление бухгалтерской отчетности на основе данных первичных документов и бухгалтерских записей.

Отдел материально-технического снабжения ООО "Рута" осуществляет получение и доставку, деталей, конструкций, оборудования, инструмента, спецодежды и инвентаря, осуществляет планирование использования материальных запасов, хранение, учет, отгрузку сырья в производство со склада хранения сырья и материалов и отгрузку готовой продукции со склада хранения готовой продукции. Организационная структура управления ООО "Рута" представлена на рис. 2.

Производственный отдел направляет, систематически контролирует и регулирует деятельность производственных бригад; обеспечивает своевременный ввод мощностей и объектов; разрабатывает плановые задания; контролирует производственно-хозяйственную деятельность бригад; осуществляют диспетчерскую функцию, координацию подрядчиков; организует и контролирует эксплуатацию собственного и арендованного парка машин, механизмов и оборудования.

Производство мебели ООО "Рута" осуществляется с помощью современного оборудования, способного выдержать все требования эргономики и эстетики, предъявляемые на сегодняшний день к мебели.

Важнейшими отличительными чертами мебели ООО "Рута" являются:

-    высокая экологическая безопасность используемых материалов в производстве мебели;

-        высокая прочность изделий, достигаемая использованием цельнокроеных деревянных конструкций и деталей;

         оригинальные цветовые решения, выдержанные в классическом стиле и стиле "модерн";

         применение долговечных и устойчивых к чистке материалов.

Таким образом, характерной чертой производимой мебели является ее качество. ООО "Рута" использует современное оборудование по обработке древесины, которое обслуживает персонал широкого профиля.

В качестве сопутствующих услуг клиентам предлагается:

1.       изготовление мебели на заказ с заданными параметрами габаритов, цветового решения и состава;

2.      услуги дизайнера по оформлению комнаты с соблюдением эргономических, эстетических и возрастных требований к жилой комнате;

.        доставка и сборка приобретенной мебели в ООО "Рута". Предприятие полностью укомплектовано кадрами.

Компания быстро завоевала большой сегмент рынка по продажам мебели собственного производства, но не остановилась на этом, и в данный момент тщательно отслеживает динамику развития рынка мебели и старается разрабатывать новые и актуальные брэнды для потребителей. Таким образом, ООО "Рута" занимается производством корпусной мебели, в том числе офисной и домашней мебели. Производственный процесс, применяемый на предприятии ООО "Рута" имеет тип мелкосерийного производства, что характеризуется изготовлением изделий под заказ, небольшим объемом выпуска. Организационная структура линейно-функциональная.

.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия

Анализ производственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций. Принятие обоснованных, оптимальных управленческих решений невозможно без предварительного проведения всестороннего, глубокого экономического анализа деятельности организации. Результаты проведенного экономического анализа используются для установления обоснованных плановых заданий. Показатели бизнес-планов устанавливаются исходя из фактически достигнутых показателей, проанализированных с точки зрения возможностей их улучшения. Это же относится и к нормированию. Нормы и нормативы определяются на основании ранее действовавших, проанализированных с точки зрения возможностей их оптимизации. Например, нормы расходования материалов на изготовление продукции должны устанавливаться с учетом необходимости их снижения без ущерба качеству и конкурентоспособности продукции. Следовательно, анализ хозяйственной деятельности способствует установлению обоснованных величин плановых показателей и различных нормативов. Для анализа финансово хозяйственной деятельности были изучены данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках за 2011 и 2012. В таблицах 1,2 проанализируем финансовые показатели за 2011-2012гг.

Таблица 1 - Финансовые результать деятельности предприятия за 2011-2012 гг.

Наименование показателя

2010 (тыс.руб.)

2011 (тыс.руб.)

2012 (тыс.руб.)

Абсолют. отклонение (тыс.руб.)

Относит. отклонение (%)

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

30455,5

35830

40 405

9949,5

75,3

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

27 320,7

32 142,0

36 648,1

9327,4

75,4

Процент к уплате

(487)

(573)

(1156)

669

49,6

Прочие доходы

-

-

-

-

-

Прочие расходы

(487)

(537)

(816)

329

59,6

Налог на прибыль

(181,9)

(214)

(580)

398,1

31,4

Чистая прибыль

186

219

482

296

38,5


Выручка от продажи возросла на 9949,5 тыс.руб. или 24,7 %, выручка от продажи продукции - это доходы предприятия, связанные с основным видом деятельности. Значение выручки для предприятия определяется тем, что это наиболее регулярный источник поступления средств по сравнению с другими, она обеспечивает кругооборот средств предприятия. При этом себестоимость так же увеличилась 24,6 %. В связи с этим увеличилась чистая прибыль предприятия на 296 тыс.руб, это больше чем в 2,2 раза по сравнению с 2010 годом.

Увеличение прибыли свидетельствует о росте предприятия.

Таблица 2 - Показатели финансового состояния за 2011-2012 гг

Наименование показателя

Значение показателя

Комментарий к показателям и их тренду


2010

2011

2012


Оценка ликвидности и платежеспособности

Величина собственных оборотных средств (тыс.руб.)

1623

1909

2489

За год собственные оборотные средства увеличились на 580

Коэффициент автономии или коэффициент заемных средств предприятия в составе источников средств.

0,06

0,07

0,07

Коэффициент автономии характеризует долю собственников предприятия в общей сумме средств, используемых в финансово-хозяйственной деятельности.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,11

0,12

0,22

Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. За год коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0,1 предприятие достаточно платежеспособно.

Коэффициент быстрой ликвидности

0,45

0,54

0,44

Коэффициент быстрой ликвидности снизился на 0,1 и не соответствует норме, которая составляет 0,7-1. Это обусловлено тем, что основную часть оборотных средств компании составляет кредиторская задолженность.

Коэффициент текущей ликвидности

1,8

1,9

2,0

Этот коэффициент показывает возможность покрытия долгов. За анализируемый период он увеличился, следовательно коэффициент удовлетворяет нормативному оэффициенту, равному 2. Краткосрочные обязательства непревышают оборотные активы, что говорит о том, что у компании есть резервный запас для компенсации убытков.

Расчет показателей рентабельности

Рентабельность производственной деятельности

2,3

2,28

4,35

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. За анализируемый период рентабельность производственной деятельности выросла на 2,07%

Рентабельность оборота (коммерческая маржа)

2,2

2,12

4,0

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. За 2012год коммерческая маржа выросла на 1,88%, что положительно.


Оценивая ликвидность Компании можно сделать следующие выводы: предприятие платежеспособно, и имеет все потенциалы для дальнейшего роста.

В табл. 3 представлены данные о нормативной и фактической численности работников по категориям.

Таблица 3 - Обеспеченность ООО "Рута" трудовыми ресурсами в 2012 г.

Категория работников

Численность сотрудников, чел.

Обеспеченность, %


Нормативная

Списочная


Административный персонал

3

3

100,0

Специалисты

15

16

106,6

Прочие специалисты

10

9

90

Рабочие

15

14

93,3

Итого

43

42

97,6


Из таблицы видно, что штат организации укомплектован не полностью:

-       существуют вакансии прочих специалистов - 90%;

-       прослеживается нехватка рабочего персонала (обеспеченность 93,3%).

Следовательно, на предприятии недостаточно эффективно реализуется управление персоналом в области обеспеченности организации трудовыми ресурсами. В связи с этим проанализируем движение рабочий силы на предприятии.

Исходные данные для характеристики движения рабочей силы в ООО "Рута" представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Данные о движении рабочей силы

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность персонала на начало года

41

42

41

Приняты на работу

3

5

3

Выбыли, в т.ч.:

2

6

2

По собственному желанию

2

3

2

Сокращение штатов

-

3

-

Численность персонала на конец года

42

41

42

Среднесписочная численность персонала

41

41

41


Проведем анализ движения рабочей силы.

Коэффициент оборота по приему персонала рассчитывается по формуле:

 (2.1)

Коэффициент оборота по приему персонала составил:


Как показал расчет, коэффициент оборота по приему персонала за отчетный период не изменился.

Коэффициент оборота по выбытию рассчитывается по формуле:

 (2.2)

Коэффициент оборота по выбытию составил:


Таким образом, как показал расчет, коэффициент оборота по выбытию за отчетный период не изменился.

Коэффициент текучести кадров рассчитывается по формуле:

 (2.3)

Коэффициент текучести кадров составит:


Как показал расчет, коэффициент текучести кадров уменьшился за отчетный период по сравнению с прошлым периодом на 0,024 и составил 0,049.

Коэффициент постоянства состава персонала предприятия рассчитывается по формуле:

 (2.4)

Коэффициент постоянства составит:

.

Таким образом, коэффициент постоянства увеличился за отчетный период на 0,122 и составил 0,878.

Результаты расчетов представлены в табл. 5.

Таблица 5 - Анализ движения рабочей силы

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Коэффициент оборота по приему работников

0,073

0,122

0,073

Коэффициент оборота по выбытию работников

0,05

0,14

0,05

Коэффициент текучести кадров

0,049

0,073

0,049

Коэффициент постоянства кадров

0,878

0,756

0,878


Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства (затрат на производство продукции) оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства. Поэтому необходимо изучать издержки предприятия (себестоимость продукции), чтобы выявлять отклонения с целью поиска главных направлений резервов их снижения.

Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по экономическим элементам (Таблица 6). Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т. д.

Таблица 6 - Смета затрат на производство ООО "Рута", тыс. руб

№ п/п

Наименование показателя

2011г.

уд. вес, %

2011г.

уд. вес, %

2012г.

уд. вес, %

1

Сырье и материалы

8650,9

37,99

10 177,5

38,93

9 321

25,43

2

Покупные, комплект. изделия

4865,9

15,21

5724,7

14,25

7082

19,32

3

Услуги производственного характера

360,2

1,25

423,8

1,62

797,5

2,18

4

Топливо

1029,0

0,79

1210,6

0,81

266,9

0,73

5

Энергия

891

3,79

1012,5

3,87

1187,6

3,24

6

Итого материальные затраты

16616,7

60,01

19 549,1

59,48

18 655,1

50,9

7

Затраты на оплату труда

5517,2

19,84

6490,8

21,00

9 256,6

25,26

8

Отчисления на социальные нужды

2574,9

7,69

3029,3

7,76

2 988,8

8,15

9

Амортизация

1228,3

4,93

1445,0

5,53

3 120,3

8,51

10

Прочие затраты, всего:

1383,6

7,35

1627,8

6,23

2627,2

7,18

11

Налоги, сборы

311,1

1,50

366

1,40

650,9

1,78

12

Процент за пользование кредитом

0

0,00

0

0,00

0

0

13

Услуги банка

6,8

0,04

8,0

0,03

0

0

14

Услуги связи

68,1

0,38

80,1

0,31

116,7

0,32

15

Вода + канализация

33,3

0,19

39,2

0,15

67,9

0,19

16

Командировочные

73,2

0,37

86,1

0,33

178,5

0,49

17

Ремонт

618,9

2,61

728,2

2,79

796,3

2,17

18

Представительские

20,8

0,11

24,5

0,09

46,6

0,13

20

Всего затраты

27320,7

100

32 142,0

100

36 648,1

100

21

Товарная продукция

29846,4

35113,4

39596,9


Под структурой себестоимости понимается соотношение отдельных элементов (статей) затрат, их удельный вес в общей себестоимости (в процентах), который исчисляется следующим образом:

di = Cci /C x l00, (1)

где di; - удельный вес i -го элемента затрат в себестоимости продукции, %;i - сумма затрат по i - му элементу (статье), р;

С - себестоимость данной продукции, р.

Выделим основные статьи из сметы затрат на производство ООО "Рута" в отдельную таблицу для дальнейшего анализа и рассчитаем их удельный вес в общей себестоимости.

Таблица 7 - Динамика и структура затрат на производство продукции (по основным статьям)

№ п/п

Статьи затрат

Годы



2010

2011

2012



тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

1

Материальные затраты

16616,7

60,01

19 549,1

59,48

18 655,1

50,9

2

Затраты на оплату труда

5517,2

19,84

6 490,8

21,00

9 256,6

25,26

3

Отчисления на социальные нужды

2574,9

7,69

3029,3

7,76

2 988,8

8,15

4

Амортизация основных средств

1228,3

4,93

1445,0

5,53

3 120,3

8,51

5

Прочие затраты

1383,6

7,35

1627,8

6,23

2 627,2

7,18

6

Итого

27327,7

100,0

32 142,0

100,0

36 648,1

100,0


Анализируя данные (Таблица 7) можно сказать, что производство на предприятии является материалоемким, т.к. удельный вес статьи затрат "Материальные затраты" составляет, соответственно, в 2010 г. - 60,01%, 2011г. - 59,48% , 2012г. - 50,9% от 100% полной себестоимости. Это закономерно, т.к. обрабатывающие предприятия, обычно, относятся к материалоемким производствам. Сумма затрат по этой статье сократилась в 2012 г., по сравнению с 2010г. на 9,11 %. Это говорит о том, что на предприятии идет процесс экономии материальных ресурсов, т.к. снижение материалоемкости продукции оказывает существенное влияние на снижение себестоимости продукции.

Статья затрат "Затраты на оплату труда" тоже занимает большой удельный вес в структуре себестоимости - в 2010 г - 19,84%, 2011г. - 21,00 %, 2012г. - 25,26 % , т.е. производство является и трудоемким. Оно характеризуется высокими затратами труда, и как следствие - значительным удельным весом заработной платы в структуре себестоимости.

Главным резервом снижения себестоимости продукции является повышение производительности общественного труда. При росте производительности труда уменьшаются численность работающих и фонд заработной платы. На предприятиях, обеспечивающих темпы роста производительности труда, превышающие темпы роста средней заработной платы, расходы по оплате труда, приходящиеся на единицу продукции, снижаются:

∆С = ( J3/ Jн - 1) хd3н, (9)

где ∆С - относительное снижение себестоимости, %;н-доля заработной платы и отчислений на социальное страхование в общих затратах, %;н- индекс производительности труда, %;- индекс среднемесячной заработной платы одного работника, %.

∆С = (1,1823/ 1,1806 - 1) х32,38 = 0,05%

Таким образом, мы видим, что относительное снижение себестоимости продукции в результате роста производительности труда, в 2012 г. по сравнению с 2010 г. составило всего 0,05%.

Динамика движения этой статьи следующая - в 2012 г. по сравнению с 2010г. удельный вес статьи "Затраты на оплату труда" возрос на 5,42 %. Это связано с высоким уровнем инфляции, с тем, что вырос размер минимальной оплаты труда в РФ, а соответственно и тарифные ставки.

Статья затрат "Прочие" составляет всего около 7 %, но ее необходимо учитывать в структуре себестоимости, в эту статью входит очень большое количество элементов.

Таблица 8 - Темпы роста выручки от реализации, себестоимости продукции и объемов товарной продукции, тыс.руб.

№ п/п

Наименование

Годы

Темп роста 2011 г. к 2012г., %



2010

2011

2012


1

Выручка от реализации

30455,5

35 830

40 405

132,6

2

Себестоимость реализованной продукции

 27320,7

32 142,0

 36 648,1

134,1

3

Объем товарной продукции

29846,4

35113,4

39596,9

132,7


При анализе структуры себестоимости в динамике за два года, также важно не забывать, что темпы роста затрат не должны превышать (опережать) темпы роста объемов производства и денежной выручки (Таблица 8).

Рисунок 1 - Темп роста выручки от реализации, себестоимости продукции и объемов товарной продукции в 2011 г. к 2012 г., %

Анализируя данные (Таблица 8, Рисунок 1) можно сделать вывод, что не смотря на то, что темпы роста себестоимости продукции составили 132,6%, но темпы роста выручки от реализации 134,1% и объемов товарной продукции 132,7% значительно превысили темпы роста себестоимости продукции. Это говорит о том, что в этой ситуации предприятие получит больше прибыли, т.е. экономическая ситуация на предприятии благоприятная.

Вывод: в целом финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно оценить, как положительную, а финансовое состояние устойчивое.

2.3 Оценка товарной политики данного предприятия

Большинство компаний на рынке мебели Улан-Удэ практикуют смешанный тип продаж, то есть имеют розничные торговые точки, занимаются корпоративными клиентами и торгуют оптовыми партиями товара. Наибольшему числу компаний основной доход приносит розничное направление. В Улан-Удэ работают порядка 15-ти мебельных сетевых салонов, которые имеют две и более торговые точки, а также около 30-ти одиночных магазинов.

Уже на протяжении многих лет двумя основными видами розничных продаж мебели являются мебельные салоны и выставочные залы. Они ориентированы на работу с основной категорией потребителей. Однако удобнее и эффективнее работают большие торговые центры, собирающие под своей крышей до 15-ти различных мебельных магазинов. Именно поэтому, придя туда, покупатель может выбрать подходящую для него мебель из всех представленных товаров. В Улан-Удэ самыми крупными центрами считаются "Гвоздь", "Мега-Мебель", "Дмитровский" и другие центры.

Мебель является продуктом сезонного спроса, и, как правило, пик продаж приходится на конец года, это объясняется несколькими причинами:

. Заканчивается сезон отпусков

. К концу лета все стараются закончить ремонт в квартире или офисе, а после окончания ремонта закупают мебель.

Сезонность хорошо прослеживается в таблице 3.

Таблица 9 - Равномерность объема продаж ООО "Рута" по кварталам.


2011 год

%

2011 год

%

2012 год

%

I кв.

5308,4

17,43

6245,2

17,43

7151,7

17,7

II кв.

6365,2

20,9

7509,4

20,9

9026,5

22,34

III кв.

8250,4

9706,4

27,09

10743,7

26,59

IV кв.

10531,5

34,58

12390

34,58

13483,1

33,37

Всего за год

30455,5

100,0

35830

100,0

40405

100


Далее переходим к анализу и оценке структуры товарооборота (см. таблицу 10).

Таблица 10 - Динамика ассортимента и структуры товарооборота ООО "Рута" за 2011-2012 гг.

Наименование

2010

2011

2012

Изменение в динамике структуры товарооборота


Сумма, тыс. р

Удельный вес, %

Сумма, тыс. р

Удельный вес, %

Сумма, тыс. р

Удельный вес, %


Кухни типовые

2756,2

9,23

3242,6

9,05

4165,7

10,31

2,18

Кухни под заказ

3225,2

10,81

3794,4

10,59

3895,0

9,64

-4,45

Шкафы-купе типовые

2415,1

8,09

2841,3

7,93

2981,9

7,38

-2,90

Шкафы-купе под заказ

7452,5

24,96

8767,6

24,47

9729,5

24,08

11,74

Прихожие

2122,8

7,1

2497,4

6,97

2715,2

6,72

-3,73

Детские

6432,2

21,55

7567,3

21,12

8137,6

20,14

-4,05

Офисная мебель

2025,3

6,78

2382,7

6,65

2957,6

7,32

0,90

Кровати

1300,4

4,35

1529,9

6,27

2250,4

7,55

1,48

Прочее

2119,7

7,09

2493,8

6,96

2771,8

6,86

-1,18

Всего:

29846,4

100,0

35113,4

100,0

39596,9

100



Из таблицы видно, реализация программ мебели проходит неравномерно. Вырос объем продаж типовых кухонь из-за этого снизилась реализация кухонь под заказ т.к. эти две программы находятся примерно в одном ценовом диапазоне и рассчитаны на высшее и среднее звено. Шкафы-купе под заказ заняла лидирующее место в объеме продаж благодаря своей новизне и интересному дизайну. Снизился удельный вес программы детской мебели, но в общем объеме продаж ее место достаточно велико. Объем продаж типовых шкафов и прихожих достаточно мал и их удельный вес постоянно снижается. Офисная мебель и кровати занимает небольшое место в общем объеме продаж, но их удельный вес стабильно растет.

В основном мебель в столицу Бурятии привозят из других регионов России. Магазины сотрудничают с самыми крупными мебельными фабриками - "Громада", "Дятьково", "Мария" и другими. Основная причина того, почему выгоднее привозить мебель, а не производить самим - большие затраты на электроэнергию.

Именно поэтому большинство мебельщиков в один голос заявляют, что те цены, которые им предлагает производители других городов, намного ниже, чем цены на мебель с учётом затрат на собственное производство.

Для активного роста рынка мебели в Улан-Удэ складывается благоприятная ситуация повышение платежеспособного спроса населения, количество новостроек жилого и офисного назначения способствуют увеличению оборотов рынка на 15 - 20%. Основная конкурентная борьба разворачивается за потребителей среднего класса. Мебельный рынок в Улан-Удэ, сформировался практически во всех сегментах.

Как известно, каждый товар должен производиться лишь тогда, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Таблица 11 - Анализ обеспеченности плана производства продукции договорами (заявками) на поставку за 2012

Вид

Объем поставки по заключенным договорам, тыс. руб.

Остаток готовой продукции на начало месяца, тыс. руб.

План производства продукции на год, месяц руб.

Обеспеченность выпуска продукции договорами, %

Корпусная мебель

681

125,5

600

113,5

Офисная мебель

19497,9

5123

 27364,3

71,99


Как видно из таблицы 11, план выпуска корпусной мебели был полностью обеспечен договорами на поставку. По офисной мебели запланированный выпуск был обеспечен договорами на поставку соответственно на и 71,99%. В результате предприятию пришлось пересмотреть структуру производства, сократив удельный вес первого вида и увеличив долю второго вида. В связи с этим мы можем сделать заключение, что предприятие активно реагирует на конъюнктуру рынка, на изменение спроса, внося соответствующие корректировки в производственную программу.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, проанализируем динамику остатков готовой продукции (табл. 12).

Таблица 12 - Анализ динамики остатков готовой продукции за 2012 год

 Вид

Остаток на начало года

Фактический выпуск продукции

Объем реализации продукции

Остаток готовой продукции на конец года

Прирост






Тыс. руб.

%

Прихожие

98

2500

2490

108

+10

100,4

Детские

326

181414

181520

220

+106

99,9

Школьная мебель

105

10818

10811

112

+7

100

Кровати

-

420

400

20

+20

105


Из таблицы видно, что за отчетный год значительно возросли остатки нереализованной мебели, особенно по прихожим и кроватям, спрос на которые снизился, что требует от предприятия принятия определенных мер по недопущению убытков от невостребованной продукции, например, снижение цен на данные виды продукции или дополнительные затраты на рекламу и т.д. В противном случае, если эти виды мебели будут невостребованы покупателями, предприятие получит убытки в размере фактических затрат на ее производство и хранение.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Таблица 13 - Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада

Выпуск продукции за год, тыс. руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %


план

факт

план

факт



Первая

11 150

11 235,3

28,0

28,0

 1,004

29,0

Вторая

14 232

14162,3

35,0

35,0

 1,003

35,0

Третья

14 214,9

14 605,9

37,0

37,0

 1,005

37,0

Всего за год

39596,9

40 003,5

100

100

 1,004

100

Коэффициент вариации()определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:


где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

п - число суммируемых плановых заданий;

х - среднедекадное задание по графику.

В нашем случае коэффициент вариации составляет 7,75 %. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 7,75 %. Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем случае можно сказать, что предприятие работает ритмично.

Главной тенденцией на рынке мебели стало снижение доли эконом класса и смещение спроса в сторону мебели более высокого ценового уровня. Ожидается, что в этом сегменте скоро появится оперативная продукция из Китая. На уровне спада спроса с приходом серьезного игрока кому-то придется исчезнуть с рынка. Показатель увеличения спроса на мебель среднего ценового уровня - повышение стоимости рабочего места. Если в сегменте оперативной мебели изменения в цене незначительные, то на среднее звено спрос вырос на 30%, а цена - в полтора раза". Можно констатировать импортозамещение в этой ценовой категории: Раньше мебель была почти вся импортной и дорогой, теперь она качественного российского производства и более доступна. Сегодня в этой нише идет конкуренция на уровне брендов отечественных производителей.

Чтобы выявить прямых конкурентов ООО "Рута" и проанализировать их плюсы и минусы, расмотрим различные фирмы.

Названия фирм, относящихся к разным стратегическим группам представленным на рынке г.Улан-Удэ:

1.   Вся мебель (дорогая): Амида, Римми, кухни "Мария",Кухни и кухоньки

2.      Мебель для дома (розница): Рандеву, Март-мебель, Комфорт

3.      Федеральные производители и продавцы офисной мебели: Дятьково, Акбес-Мебель, Громада

4.      Местные производители: Мебельный рай, Мебельстрой, Азия-Инвест, Контакт, Бурятский мебельный деревообрабатывающий комбинат (БМДК), мебельный магазин Евростиль, Роман, Сити-мебель, Мебель от Зыкова, Мрдуль, Медведица, Контакт, Дриада

5.      Продавцы итальянской офисной мебели: ЭОС-мебель, Торкетти, Эллеком,

.        Вся мебель (недорогая): Сибирь, Софт-М, Реал, Постулат

Таблица 14 - Сравнительный анализ прямых конкурентов ООО "Рута"

Факторы / Фирмы

Рута

Контакт

Медведица

Амида

Дриада

Качество: Плита, Кромка, Оборудование

4

4

3

4

4

Цена (1 - высокая, 5 - низкая)

5

3

3

3

4

Система скидок (1- негибкая, 5-гибкая)

4

4

4

4

5

Срок поставки

2

3

3

4

4

Гарантия ( 6 мес. - 3 года)

3

4

5

4

4

Программы мебели: Количество, интересный дизайн

5

3

5

4

4

Сопутствующие услуги: Доставка Сборка мебели Выезд специалиста Дизайн проект

5

3

4

5

3

Комплектация помещений под ключ

4

4

4

5

3

Рекламная деятельность

3

2

5

4

3

Итого:

35

30

36

37

34


ООО "Рута" находится в 4 группе, эта группа занимает достаточно большую долю рынка Улан-Удэ. Прямые конкуренты нашей Компании: Амида, Контакт, Дриада так как данные компании производят те же самые мебельные линии. Поэтому стоит проанализировать нашу работу и работу наших прямых конкурентов, и выявить наши слабые и сильные стороны (таблица 14). Так же следует уделить повышенное внимание 3 группе - федеральные производители и продавцы офисной мебели. Они хоть и не входят в нашу стратегическую группу, но являются ближайшими конкурентами и перетягивают на себя часть наших потенциальных заказчиков.

Из таблицы видно, что фирма "Рута" занимает определенное место на рынке производителей и продавцов мебели, но это место далеко не первое. Очень серьезными конкурентами являются "Дриада" и "Контакт", так же нас догоняет "Медведица".

Сильные стороны ООО "Рута" - это оптимальное соотношение цены и качества, достаточно гибкая система скидок, широкий ассортимент интересных по дизайну программ мебели. Компания предоставляет дополнительные услуги, такие как выезд специалиста для показа каталогов, образцов плиты и кромки, замера помещений. На предварительном этапе сотрудничества составляется дизайн проект. В черте города Улан-Удэ осуществляется бесплатная доставка и сборка мебели.

Минусом являются сроки поставки, они могут достигать от 1 до 2 месяцев. Не каждый клиент согласится ждать такой длительный срок. Второй немаловажный момент - маленький срок гарантии, он составляет 18 месяцев. Тогда как Контакт дает гарантию на свою продукцию до 2лет. А фабрика "Амида" дает гарантию на свою мебель до 3 лет и срок поставки составляет не более 2 недель.

Практически по всем показателям нашу Компанию опережает фирма "Дриада". Единственный их минус - это достаточно высокая цена. Но фирма постоянно совершенствует производство, экономит на издержках, и последние 2 года цена на продукцию не повышалась, тогда как Компания "Рута" за этот же период повышала цены 2 раза.

Рекламная деятельность находится на высоком уровне только у двух конкурентов. У прочих, включая фирму "Рута", уровень средний и ниже среднего. Вероятно, фирмы, являющиеся ценовыми лидерами на рынке, обладающие безупречной деловой репутацией и действующие на рынке достаточно продолжительное время, считают, что не нуждаются в активной рекламной поддержке.

Анализ поставщиков

Для изготовления мебели ООО "Рута" использует только высококачественные и экологически безопасные материалы. Основной материал, применяемый для производства мебели, - ЛДСП, МДФ и ДВП. Основные поставщики - Техпласт, Сити-Арт. ЛДСП - ламинированная древесностружечная плита. Преимущества данного материала в мебельном производстве: прочность, надежность, невысокая цена, высокие эстетические качества, длительный период эксплуатации, экологическая чистота. В производстве применяется для изготовления основных деталей: столешниц, опор, дверец, боковых щитов, топов, лицевых панелей ящиков. МДФ - экологически чистый материал, так как дополнительные синтетические связующие не используются. МДФ - трудногорючее, биостойкое, атмосферостойкое сырье и более дешевый материал, по сравнению с деревом, используемый для производства мебели. В производстве планируется его применение для фасадов кухонных шкафов и столов, столешниц офисной мебели. ДВП - древесноволокнистая плита. Используется для изготовления задних стенок шкафов и дна ящиков. Применение ДВП обеспечивает высокие эксплуатационные качества мебели при её минимальной толщине, снижает стоимость единицы продукции.

Кромочный материал. В производстве мебели используется только кромка ПВХ 2мм, 0,4мм, обеспечивающая особо долгий срок эксплуатации ПВХ (Поливинилхлорид), используется для обработки внешних и внутренних деталей, устойчив к механическим воздействиям, имеет высокие эксплуатационные качества. Поставщик Сити-Арт

Фурнитура. При комплектации мебели используется отечественная и импортная фурнитура. Ручки, полкодержатели, петли, штанги для вешалок, направляющие для ящиков от известной немецкой фирмы "Hettich", Сити-Арт, Российской фирмы "Мир стекла" и Торговой группы "Steinel"

Упаковка. Все изделия поставляются в разобранном виде. Щитовые детали упаковываются в 2 слоя гофрокартона. Стеклянные двери упаковываются отдельно в пленку воздушно-пузырьковую и гофрокартон с жесткой прокладкой из ДСП по периметру. Фурнитура и схемы сборки находится внутри упаковки.

Любой поставщик по всем критериям оценивается по 5-бальной шкале. Этот метод позволяет определить недостатки в работе с каждым поставщиком.

Основным поставщиком плиты является Техпласт. Плита поставляется из Новосибирска большими партиями, обладает высоким качеством при невысокой цене. ООО "Рута" давно работает с этим поставщиком, и за все время работы сложились доверительные партнерские отношения. Работа начиналась с нескольких пробных партий, которые закупались по достаточно высокой цене и только по предоплате. Сейчас ООО "Рута" имеет очень хорошие скидки и товарный кредит сроком на 1 месяц. Сбои в поставках случаются крайне редко и зачастую, виноват не поставщик, а железная дорога, или груз может задержаться на таможне. Претензий по качеству плиты тоже практически не бывает. Единственным отрицательным моментом в работе с этим поставщиком являются высокие транспортные расходы.

Второй поставщик плиты УВА-Древ из Москвы имеет слабые показатели практически по всем пунктам: высокая цена, более низкое качество плиты, частые сбои в поставках, большие транспортные расходы, частые претензии по качеству плиты и менее выгодные условия оплаты. Этот поставщик не является основным. Постоянно ведутся переговоры по предоставлению скидок и рассрочки платежа. Но поставщик не хочет идти на уступки, объясняя это тем, что не видит заинтересованности в работе с ООО "Рута", т.к. Компания закупает небольшие партии плиты.

Хорошим партнером можно назвать фирму Сити-Арт. Она является поставщиком кромки ПВХ. Невысокая цена, сравнительно небольшие транспортные расходы, поставка точно в срок и отсутствие претензий по качеству продукции, обуславливает взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество с этим поставщиком. Единственный момент, который нужно проработать - это оплата. Сейчас ООО "Рута" оплачивает товар по факту получения. Но учитывая длительный срок сотрудничества и хорошие деловые отношения, можно вести переговоры о предоставлении рассрочки или даже отсрочки платежа.

С фирмой Пирамида ООО "Рута" сотрудничает недавно. Упаковка хорошего качества. На данный момент закупается небольшими партиями и по прайсовой цене, т.е. без скидок. Нужно продолжать сотрудничество с этим поставщиком, выходить на большие объемы и соответственно, более выгодные условия работы и оплаты.

Мир стекла, пожалуй, самый бесперспективный поставщик. Невысокое качество поставляемой продукции, высокие цены, большое число претензий по качеству и высокие транспортные расходы делают сотрудничество невыгодным.анализ ООО "Рута"

Сущность такого анализа заключается в оценке перспектив деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов.

Таблица15 Матрица SWOT-анализа деятельности ООО "Рута"

Преимущества

Возможности

· Свое производство · Современное оборудование · Свой склад · Соответствие цены и качества продукции · Гибкая система скидок · Интересный дизайн программ мебели · Предоставление клиентам дополнительного сервиса

· Улучшение условий поставок · Гибкое сезонное позиционирование · Позиционирование на перспективных сегментах рынка.

Недостатки

Угрозы

· Нескоординированность работы отделов · Большие сроки изготовления и большое количество претензий по качеству · недостаточная информированность потребителей

· Активность конкурентов Появления новых более сильных конкурентов · Нестабильность денежных потоков. · Расширение конкурентами ассортимента программ и услуг · Применение конкурентами контррекламы


В Улан-Удэ складывается благоприятная ситуация для роста рынка мебели. Отмечают рост и увеличение потребительского спроса на фоне активного строительства офисных зданий и жилых домов. Рынок ежегодно растет на 14-15%. Доля местных и федеральных игроков очень велика. Но, наряду с этим, в городе постоянно возникает много производителей мебели, поскольку технология производства не слишком сложна, и на данный момент в этом сегменте работает около 40 компаний. Нужно отметить, что среди прямых конкурентов, фирма занимает далеко не первое место. Не смотря на это, Компания находится в стадии роста, у нее хороший потенциал. Темп роста объема продаж за 2012 г. составил 14 %. Рентабельность за последний год тоже выросла. Предприятие достаточно платежеспособно.В 2012 году фирма работала с 447 покупателями, около 80 из них имеют статус постоянных. По итогам анализа деятельности ООО "Рута" выявлены основные слабые стороны. Мероприятия по устранению недостатков и совершенствованию сбытовой деятельности фирмы предложены в третьей главе.

Вывод: данное предприятие занимает достаточно весомое место в данном сегменте рынка, имея свои достоинства и недостатки. Основными конкурентными преимуществами ООО "Рута" являются цены и интересный дизайн программ мебели.

2.4 Мероприятия по совершенствованию товарной политики предприятия

Для ООО "Рута" стратегическими целями является увеличение доли рынка мебели Улан-Удэ, занятие лидирующих позиций в сегменте местных производителей, совершенствование своей сбытовой деятельности.

Для повышения эффективности товарной политики фирмы ООО "Рута" рекомендуется следующий комплекс мероприятий:

1.   Выделение сегментов рынка, понять и изучить их потребности. Разработать стратегии выхода и охвата.

2.      Устранить замечания, касающиеся качества мебели, сроков поставки, усовершенствовать ассортимент.

.        Усовершенствовать коммуникационную политику предприятия.

Как уже говорилось во второй главе, сегмент, на котором ООО "Рута" осуществляет свою деятельность, можно определить как региональный.

Все отгрузки проходят централизованно со склада в Улан-Удэ. Компании не стоит отказываться от политики экспансии в другие регионы. Нужно развивать свою дилерскую сеть.

В данный момент сбытовая политика Компании такова, что клиентом может стать любой желающий, будь то корпоративный заказчик или покупатель, который пришел за одним столом. Мебель производится под заказ большими партиями, срок изготовления составляет месяц, а в сезон еще больше, помимо этого стол нужно привести и собрать, а доставка и сборка по городу осуществляется бесплатно. Таким образом, Компании не выгодно работать с небольшими частными клиентами.

Можно выделить несколько типов клиентов, сотрудничество с которыми наиболее приоритетно для ООО "Рута":

1.  Корпоративные клиенты. Как, правило, такие клиенты сразу заказывают большой объем мебели или постепенно, на протяжении определенного периода времени обставляют свои офисы. Минимальный срок эксплуатации мебели составляет пять лет. Поэтому, по прошествии определенного периода клиент меняет мебель, как правило, обращаясь в фирму, с которой работал раньше, и которая зарекомендовала себя как надежный партнер по бизнесу. ООО "Рута" уже имеет наработанную базу клиентов, но есть заказчики, которые по тем или иным причинам не стали работать с Компанией.

2.      Мебельные салоны. В Улан-Удэ много торговых центров и салонов, которые занимаются продажей мебели розничным покупателям. Компания Рута уже сотрудничает с несколькими салонами. Преимущества такой работы в том, что салон берет на себя часть затрат по поиску клиентов, продвижению продукции, складированию, хранению, доставки и сборки мебели. Еще одним преимуществом является то, что Компания не теряет "мелких" заказчиков, а направляет их в салон, где клиент переплатит определенную сумму, но ему не придется больше месяца ждать свой стол, т.к. салон имеет складской запас продукции, который пополняет по мере необходимости.

При работе с салонами должны применяться следующие программы стимулирования сбыта:

· предоставление постоянных скидок;

· предоставление скидок с цены за объемы;

· предоставление скидок на образцы нового товара;

· предоставление представительских материалов с рекламой торговой марки производителя;

· организация сервиса;

· организация обучения персонала;

· поставка запасных комплектующих частей;

3.  Высшие учебные заведения, школы. Доля на рынке местных производителей офисной мебели достаточно велика. Программы мебели в целом схожи. Но мало кто из них производит мебель для школ и учебных заведений. Тем не менее, мебель во многих учебных заведениях очень старая и требует замены. С переходом на платное обучение, многие кафедры выделяют средства на ремонт и оснащение своих аудиторий новой мебелью. Работа с такими клиентами должна строится по принципу личных продаж. Менеджер отдела сбыта в ходе телефонных переговоров узнает потребности клиента, договаривается о встрече. Далее предоставляет буклеты, прайсы, каталоги. Делает замер помещения, составляется дизайн-проект. Клиент вносит свои коррективы. После согласования заказа выставляется счет, обязательно оговаривается скида, даже если это небольшой объем мебели. После оплаты мебель запускается в производство. С клиентом согласовывается время доставки и сборки мебели. Если все этапы прошли успешно, и клиент остался доволен работой менеджера и качеством мебели, то в дальнейшем он будет рекламировать Компанию "Рута" своим коллегам

Для повышения эффективности товарной политики ООО "Рута" рекомендуется провести следующий комплекс мероприятий:

. Учитывая тенденции развития рынка мебели в сторону повышения стоимости рабочего места и смещения акцентов с мебели эконом класса, на мебель для среднего звена, Компания должна уделить особое внимание офисной мебели. Сейчас удельный вес этой серии в общем объеме продаж очень маленький. Это объясняется тем, что мебель этой серии неэргономична и неудобна в эксплуатации. Дизайнеры должены доработать и усовершенствовать эту программу мебели.

Объем продаж прихожих небольшой и с каждым годом снижается. Мебель не интересна в своем дизайнерском исполнении и достаточно дорогая. Компании нужно снять с производства эту серию и разработать новую программу. Анализ рынка показывает, что все более востребованной становится мебель на металлическом каркасе. Задачей дизайнеров должна стать разработка креативной программы мебели на металлических каркасах. Программу нужно представить в нескольких цветовых решениях, которые гармонируют между собой. Стекла у шкафов должны быть исполнены в металлической оправе. Мебель будет рассчитана на среднее звено, и находиться в средней ценовой категории.

Так же нужно провести комплекс мероприятий в работе с поставщиками:

1.   Отказаться от сотрудничества с УВА-Древ и фирмой "Мир стекла". Вся плита будет закупаться у одного поставщика Техпласт. Это позволит увеличить объем партии товара, тем самым снизить транспортные расходы. Так же с поставщиком нужно вести переговоры, чтоб часть транспортных расходов он брал на себя.

2.      Продолжить сотрудничество с поставщиком упаковки фирмой "Промкомплект", увеличить объем партии товара, увеличить процент скидки и получить рассрочку платежа.

.        С фирмой Пирамида нужно вести переговоры об отсрочке платежа.

Все эти мероприятия позволят сократить сроки выпускаемой продукции с одного месяца до двух недель. Не отказываться от клиентов, у которых срочный заказ, а формировать его из складских запасов. Снизить себестоимость выпускаемой продукции. Повысить качество выпускаемой мебели и уменьшить число рекламаций от клиентов.

Как показывает опыт проведения предыдущих рекламных мероприятий, период, в течение которого предприятие получает отдачу от массированной рекламной кампании (продолжительностью примерно в 2 недели) составляет около 2,5 месяцев. В течение данного периода возрастает количество покупателей и соответственно увеличивается объем продаж. Затем постепенно эффект рекламных мероприятий ослабевает. Из этого следует, что Компания "Рута" должна проводить рекламные кампании 3-4 раза в год. Помимо этого текстовые объявления в тематических рубриках газет должны подаваться постоянно, информация на корпоративном сайте в Интернете своевременно обновляться, а адресная рассылка коммерческих предложений, прайсов, каталогов по факсу и электронной почте осуществляться регулярно.

. Указать на главное конкурентное преимущество ООО "Рута" - высокое качество поставляемой мебели при невысоких ценах.

. Обратить внимание клиентов на высокий уровень качества обслуживания: выезд специалиста для замера помещений, изготовление дизайн-проекта, доставка и сборка мебели по городу осуществляется бесплатно.

. Особо отметить то, что сроки изготовления мебели снижены с 30 дней до 14 дней. Срок отгрузки позиций из складской программы не более 3 дней.

. Обратить внимание покупателей на то, что с 2011г в производство запускается новая программа на металлических опорах "Креатив", так же доработана и усовершенствована программа мебели для менеджеров среднего звена "Комфорт".

. Подчеркнуть льготы, предоставляемые постоянным клиентам: товарные кредиты, скидки.

. Разработать запоминающийся рекламный слоган.

По результатам исследования рынка рекламных услуг г.Улан-Удэ рекомендуется обратиться в рекламное агентство РИА "Медиа Бурятия". Рекламное агентство "Медиа Бурятия" действует на рынке рекламы и PR г.Улан-Удэ более 5 лет. За это время зарекомендовало себя как разработчик эффектных и эффективных рекламных кампаний для многих предприятий. Цены на услуги фирмы "Медиа Бурятия" находятся примерно на уровне среднерыночных, но если заключить договор о долговременном сотрудничестве, то скидка на услуги агентства составит 5 %. Срок проведения рекламных мероприятий составляет ориентировочно 2 недели. За это время осуществляется:

1.     Показ рекламного ролика по двум телеканалам - 10 раз

2.      Передача радиосообщений на двух радиостанциях - 30 раз

.        Растяжка рекламных транспарантов над оживленными улицами - в 6 местах

.       

Похожие работы на - Анализ товарной политики предприятия ООО 'Рута'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!