Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на примере ООО 'Инструментал-Юг'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на примере ООО 'Инструментал-Юг'

ВВЕДЕНИЕ

Материально-производственные запасы - один из важнейших элементов производственного цикла любой организации.

Материально-производственные запасы представляют собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Их особенность состоит в том, что участвуя в процессе производства, материально-производственные запасы полностью потребляются в каждом его цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию (работы, услуги). Учет материально-производственных запасов ведется на любом предприятии.

Поэтому тема курсовой работы на сегодняшний день является актуальной. Отсутствие точного и достоверного учета операций по заготовлению и приобретению материалов и расчетов с поставщиками приводит к возникновению бухгалтерских ошибок, которые оказывают большое влияние на выполнение планов по производству продукции, завышение себестоимости продукции, которые в свою очередь влияют на прибыль и рентабельность предприятия. Несвоевременная поставка материалов ведет к нарушению ритмичности работы предприятий, простоям, требует дополнительных трудовых затрат, отражается на качестве выпускаемой продукции и ухудшает технико-экономические показатели производства нарушение ритма поставок и расчетов с поставщиками ведет к необходимости перестройки ассортимента выпускаемой продукции, невыполнению договорных обязательств по ее поставкам, а так же экономическим санкциям. Сбои в поставках материалов ставят под угрозу выполнение плана производства, вынуждают накапливать сверхнормативные запасы материалов в целях предотвращения простоев.

Таким образом, учет операций по заготовлению и приобретению материалов на предприятии имеет важное значение в повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Цель курсовой работы состоит в изучении и освоении методики учета материально-производственных запасов на примере конкретной организации.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

— изучить современного этапа реформирования бухгалтерского учета в РФ;

—      дать определение материально-производственных запасов, а также осуществить их классификацию;

—      рассмотреть способы оценки материально производственных запасов;

—      представить и проанализировать финансовую деятельность экономического субъекта исследования;

—      изучить бухгалтерский учет приобретения, расхода и иного выбытия материалов;

—      рассмотреть порядок проведения и учет результатов инвентаризации;

—      изучить учет резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

Экономическим субъектом исследования курсовой работы выступило предприятие ООО «Инструментал-ЮГ», выпускающей технологическую оснастку, а также оказывающее услуги по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Предметом исследования в курсовой работе является бухгалтерский учет материально-производственных запасов.

Методологическую основу курсовой работы составили нормативная, законодательная, специальная, и учебная литература по вопросам учета материально-производственных запасов, а также материалы периодических профессиональных изданий. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, включающего выводы по проведенному курсовому исследованию, списка использованных источников, приложений.

1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1.1  Cовременный этап реформирования системы бухгалтерского учета в РФ

В связи с переходном от командно-административной экономики к рыночной, а также с развитием нашей страны и экономики в целом, ведется непрерывное реформирование системы бухгалтерского учета. Задачи этого реформирования заключаются в первую очередь в создании системы, соответствующей современному типу экономики, формировании условий для отражения экономическими субъектами информации о финансовых результатах их хозяйственной деятельности, а также укреплении надежности и достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Сегодня финансовый учет и правила формирования бухгалтерской отчетности в России все больше подвергаются изменениям, связанным с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета. Идея раскрытия всей существенной информации говорит о необходимости отражения совершенно новых для нашей учетной практики аспектов: риски, особые обстоятельства, наличие условных активов и пассивов. [31]

Реформирование бухгалтерского учета в России началось в 1991 г. с разработки и внедрения Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. №56. Новый План счетов ввел в учетную практику такие объекты учета, как нематериальные активы, финансовые вложения, отношения аренды, займы. Изменилась методология учета основных средств, капитальных вложений и других объектов учета. Важным шагом стало принятие Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.1994 №100. В нем была изложена необходимость применения характерных для развитых зарубежных стран принципов бухгалтерского учета, таких, как полнота отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость данных бухгалтерского учета, рациональность его ведения, последовательность применения учетной политики. 21 ноября 1996 г. был принят Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», которым были установлены понятия, объекты и задачи бухгалтерского учета, определены предъявляемые к нему требования, разработаны способы регулирования и организации бухгалтерского учета [1]. В марте 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации №283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, которая наметила основные направления совершенствования российской системы бухгалтерского учета:

—    совершенствование нормативного правового регулирования (переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность; сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании);

—      формирование нормативной базы (стандартов);

—      подготовка методического обеспечения;

—      подготовка кадров;

—      международное сотрудничество [2].

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета была разработана «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу», одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 г. Окончание срока действия «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности» ознаменовало принятие нового Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и внесение изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Главными «новшествами» закона выступают возможность для отдельных организаций использовать в гражданском законодательстве данные не бухгалтерского, а налогового учета, введение внутреннего контроля на организациях публичной значимости, исключение указания о применении унифицированных форм. [8] Следует отметить, что новая редакция закона уравнивает бумажный и электронный документооборот.

Параллельно реализации «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу», в декабре 2005 г. был запущен проект TACIS «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации», который осуществился в течение 25 месяцев.

Результаты проекта показали, что применение МСФО оказывает положительное влияние на качество финансового и управленческого учета. [32, стр.131-134].

В 2011-2012 гг. были приняты следующие нормативные правовые акты, регламентирующие прямое применение МСФО в РФ:

— Федеральный закон от 27.07.2010 г. №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;

—      Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 г. №107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 №35)»;

—      Приказ Минфина России от 22.11.2011 г. №156н «Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности»;

—      Письмо Минфина России от 12.12.2011 г. №07-02-06/240 «Об официальном опубликовании документов международных стандартов финансовой отчетности»;

—      Приказ Минфина России от 25.11.2011 г. №160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»;

—      Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 г. №179 «О предоставлении годовой консолидированной финансовой отчетностью»;

—      Приказ Минфина России от 30.03.2012 г. №148 «Об образовании Межведомственной рабочей группы по применению МСФО».

Следующий этап развития бухгалтерского (финансового) учета и отчетности начинается с утверждения Приказом Министерства финансов России от 30.11.2011 г. №440 Плана Министерства финансов РФ на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В качестве главных направлений были выделены: повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности; развитие профессии; международное сотрудничество. [6]

Подводя итоги реформы бухгалтерского учета, можно отметить такие достижения, как создание Института профессиональных бухгалтеров России, вступление России в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. РПБУ обогатилось рядом новых понятий, таких как «деловая репутация», «связанные стороны», «сегментная информация», «условные обязательства», почерпнув их из правил международных стандартов. Но самым главным достижением является то, что все большее число компаний стало само переходить на применение МСФО.

Сближение с МСФО не произойдет за один день, а явится результатом ряда взаимозависимых процессов, которые были и будут приведены в действие для достижения желаемого результата. Применяемые в России МСФО, должны быть адаптированы к особенностям нашей экономики. Процесс перехода на МСФО пойдет более значительными темпами, когда у менеджеров и российского инвестиционного сообщества будет сформирован спрос на информацию, подготовленную по международным правилам.

Переход на МСФО, обеспечит отчетность российских предприятий такими важными характеристиками, как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, что в свою очередь послужит для пользователей отчетности сокращением издержек, затрачиваемых на ее анализ. У компаний пропадет необходимость согласовывать внутренний и внешний учет. Но самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. В результате доступности инвесторам большего объема информации об объекте возможных вложений, риски инвестирования будут снижены. Применение МСФО значительно повышает эффективность управления и прозрачность компании, укрепляет систему корпоративного поведения и дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком. Это является необходимым для построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом.

1.2  Понятие, виды и оценка материально-производственных запасов

В соответствии с ПБУ5/01 к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются следующие активы:

— используемые для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг;

— предназначенные для продажи;

— используемые для управленческих нужд организации [3].

Таким образом, к материально-производственным запасам относятся материалы, готовая продукция и товары. Однако, основную и наиболее разнообразную категорию материально-производственных запасов составляют материалы, т.е. предметы труда, используемые в производственно-хозяйственной деятельности организации.

Для надлежащей организации учета производственных запасов важное значение имеют научно обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета.

В зависимости от назначения производственные запасы, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, а также для управленческих нужд, подразделяются на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; строительные материалы; возвратные отходы; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; инвентарь и хозяйственные принадлежности и др.

Сырье и основные материалы - это те предметы труда, из которых изготовляют продукт, они образуют его материальную (вещественную) основу. При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, молоко, нефть и т.п.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар, металл, древесина и т.п.).

Вспомогательные материалы - материалы, используемые для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за средствами труда и облегчения процесса производства (смазочные, обтирочные материалы и т. п., специи в колбасном производстве и другие компоненты, которые воздействуют на сырье и придают изделию специфические свойства).

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит от отрасли экономики, а также от количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия - это материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т. е. составляют ее материальную основу.

Конструкции и детали - специфические производственные запасы строительных организаций, приобретаемые в порядке производственной комплектации строительных объектов.

Строительные материалы - это материалы, используемые организациями-застройщиками в процессе строительных и монтажных работ (кирпич, цемент, песок, краски и т.д.).

Возвратные отходы производства - это остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и т.п.).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тару и тарные материалы составляют предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (ящики, коробки, мешки и т. д.).

Запасные части используются для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности - производственные запасы, используемые, как правило, для хозяйственных и управленческих нужд, включаемые согласно учетной политике организации в состав средств в обороте.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, в состав производственных запасов включают семена, посадочный материал, корма, минеральные удобрения, биопрепараты и др. Кроме того, в составе средств в обороте находят отражение животные на выращивании и откорме, посадочный материал и др. [10]

Материалы классифицируют также по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления форм государственного статистического наблюдения (отчета) об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.

При значительной номенклатуре производственных запасов внутри каждой из перечисленных групп производственные запасы подразделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру материалов присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В нем указывают также определенную для каждого материала учетную цену и единицу измерения материалов - единицу учета отдельного наименования и/или однородных групп (видов).

При использовании в учете вычислительной техники содержание номенклатуры-ценника можно существенно расширить, введя туда показатели нормы запаса, номера синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоянные признаки.

Кодирование номенклатуры-ценника обычно осуществляют по смешанной порядково-серийной системе, используя семи-, восьмизначные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, третий - субсчет, один или два следующих знака - группу материалов, остальные - различные признаки характеристики материала.

Информацию, которая содержится в номенклатурах-ценниках, можно отнести к условно-постоянной. Она записывается на машинные носители и многократно используется для получения необходимых выходных данных.

Что касается единицы измерения (в штуках, килограммах, метрах и т.д.) конкретных видов запасов, то она выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение производственных запасов могут быть:

—    суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

—      суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением производственных запасов;

—      таможенные пошлины;

—      невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы производственных запасов;

—      вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены производственные запасы;

—      затраты по заготовке и доставке производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию, начисленные проценты по кредитам и займам;

—      затраты по доведению производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают в затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

—      иные затраты, непосредственно связанные с приобретением производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением производственных запасов.

Фактические затраты на приобретение производственных запасов уменьшаются или увеличиваются на величину курсовых разниц, возникающих до принятия запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте, кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой задолженности на дату ее погашения [12].

Фактическая себестоимость производственных запасов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость производственных запасов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату оприходования, а производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - исходя из стоимости имущества, переданного или подлежащего передаче организацией. Стоимость имущества, переданного или подлежащего передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичного имущества [3].

Оценка производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету запасов по договору.

Производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

При отпуске производственных запасов в производство и ином их выбытии оценка данных запасов может производиться одним из следующих способов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретений запасов (способ ФИФО). Применение одного из перечисленных способов по конкретному наименованию определяется в учетной политике организации и производится в течение отчетного года [3].

По себестоимости каждой единицы оценивают производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Например, на перерабатывающих предприятиях определяют себестоимость каждого вида переработанного скота (крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней).

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов путем деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества остатка запасов на начало месяца и поступивших в этом месяце.

Данный способ оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство, как правило, по учетным ценам, а в конце месяца - соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При способе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что, независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т. д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц [10].

.3 Задачи и методические основы организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов

Порядок бухгалтерского учета материально-производственных запасов определяется ПБУ5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основными задачами учета материально-производственных запасов являются:

—    формирование фактической себестоимости запасов;

—      правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

—      контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

—      контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

—      своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

—      проведение анализа эффективности использования запасов.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов:

—    сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;

—      учет количества и оценка запасов;

—      оперативность (своевременность) учета запасов;

—      достоверность;

—      соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

—      соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета [13].

Для учета материально-производственных запасов применяют следующие синтетические счета:

10 «Материалы» (активный, инвентарный, неденежного имущества, материальный) предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке);

«Животные на выращивании и откорме» (активный, инвентарный, неденежного имущества, материальный);

14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» (регулирующий, контрактивный) предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости ценностей от рыночной стоимости. Этот счет применяется также для обобщения информации о резервах под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т.п. Таким образом, счет14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» предназначен для уточнения оценки материально-производственных запасов;

«Заготовление и приобретение материальных ценностей» (активный, калькуляционный). По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» формируется фактическая себестоимость поступивших материалов. При этом запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» делается при поступлении в организацию расчетных документов от поставщика независимо от момента поступления самих материалов. Если в течение месяца списывается не весь запас материалов, то на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» образуется остаток - стоимость материалов в пути или неотфактурованные поставки;

«Отклонение в стоимости материальных ценностей» (регулирующий, дополняющий). Предназначен для обобщения информации о разнице в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, а также о данных, характеризующие суммовые разницы;

41 «Товары» (активный, инвентарный, неденежного имущества, материальный) предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания;

«Готовая продукция» (активный, инвентарный, неденежного имущества, материальный) предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность;

забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», 013 «Специальная оснастка в эксплуатации, стоимость которой полностью погашена» [14].

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

.1 «Сырье и материалы» - учитывается наличие и движение: сырья и основных материалов (в том числе строительных у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.,

10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» - учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей - у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 <#"788899.files/image001.gif">

Рис 2.1 Организационно-управленческая структура ООО «Инструментал-ЮГ»

Таблица 2.1

Основные показатели производственной деятельности ООО «Инструментал-ЮГ»

Показатель

2010 г.

2011 г.

Изменение




абсолютное

относительное, %

1

2

3

4

5

Выручка от продаж, тыс. р.

6585,0

9845,0

3260,0

49,51%

Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

6088,0

9241,0

3153,0

51,79%

Прибыль от продаж, тыс. р.

497,0

604,0

107,0

21,53%

Чистая прибыль

397,0

483,0

86,0

21,66%

Рентабельность производства, %

8,9

8,6

-0,3

-3,37%

Рентабельность продаж, %

8,2

6,5

-1,7

-19,85%

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.

635,0

735,5

100,5

15,83%

Фондоотдача, р.

10,4

13,4

3,0

29,12%

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.

4942,5

6276,0

1333,5

26,98%

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

1,3

1,4

0,1

7,52%

Период оборачиваемости оборотных средств, дней

274,4

255,2

-19,2

-7,00%

Среднесписочная численность персонала, чел.

29,0

34,0

5,0

17,24%

Фонд оплаты труда, тыс. р.

512,0

605,0

93,0

18,16%

Среднемесячная заработная плата, тыс. р.

17,7

17,8

0,1

0,79%

Производительность труда, тыс. р./чел.

227,1

289,6

62,5

27,52%

Затраты на 1р. реализованной продукции

92,5

93,9

1,4

1,53%


На основании табл. 2.1 можно сделать следующие выводы. Выручка на исследуемом предприятии возросла с 6585 тыс. р. в 2010 г. до 9845тыс. р. в 2011 г, что составило прирост 3260 тыс. р. но при этом наблюдается увеличение чистой прибыли на 86 тыс. р. в 2011 г по сравнению с предыдущим годом. Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 1333,5 тыс. р. в 2010 г. (темп прироста 27%), и составила в 2011г. 6276 тыс. р.

Среднесписочная численность персонала выросла в 2011г. на 5 человек и составила 34 чел. (темп прироста 17%).

Наблюдается рост фонда оплаты труда. В 2011г. фонд оплаты труда составил 605 тыс. р., что составляет на 18,16% больше, чем его величина в 2010г. При этом рост средней заработной платы остался практически неизменным, следовательно, увеличение фонда оплаты труда произошло в основном за счет увеличения среднесписочной численности работников.

Положительным фактом следует называть рост производительности труда. В 2011 г. этот показатель врос на 62,5 тыс. р., или на 27,5. При этом можно отметить, что рост производительности труда опережает рост средней заработной платы более, чем на 20%. Однако, оптимальным считается опережение на 1,5-4%. Следовательно, предприятию стоит задуматься над увеличением средней заработной платы, например, путем перевода сотрудников на сдельную, или аккордную заработную плату, что приведет к мотивации сотрудников и способствует дальнейшему росту производительности труда. Также положительными фактами являются увеличение коэффициента оборачиваемости оборотных средств и снижение периода оборачиваемости оборотных средств. Можно также отметить, что в 2011г. основные средства используются более эффективно, так как наблюдается рост фондоотдачи. Отрицательным фактом является значительное увеличение себестоимости продукции, которая в 2011г. выросла на 9241 тыс. р. Кроме этого наблюдается снижение рентабельности продаж и рентабельности производства. К негативным фактам также можно отнести увеличение затрат на 1 рубль реализованной продукции, однако рост этого показателя незначителен (темп прироста составил чуть более 1%).

2.2  Анализ основных финансовых показателей деятельности

Для проведения анализа основных финансовых показателей составим аналитический баланс ООО «Инструментал-ЮГ», который представлен в табл. 2.2.

Как видно из баланса в 2010 г. и 2011 г. внеоборотные активы организации сформированы полностью за счет основных средств. Итог по разделу I уменьшился в 2011 г. по отношению к 2010 г. на 29 тыс. рублей или на 3,87%. При этом, стоимость оборотных активов в 2011 г. увеличилась по отношению к 2010 г. на 1278 тыс. р. или на 22,6%. Таким образом, активы в целом увеличились на 1249 тыс. р., что составило почти 20%.

В целом, в 2011г. по отношению к 2010г. наблюдается существенное увеличение активов. Доля основных средств в структуре активов существенно меньше доли оборотных активов. В 2010 г. в них было вложено примерно в 7,5 раз больше средств, чем во внеоборотные, а в 2011 г - почти в 10 раз. Следовательно, доля оборотных средств в динамике значительно увеличивается.

Пассив баланса характеризуется большим удельным весом заемных средств. При этом долгосрочные обязательства отсутствуют, а доля краткосрочных обязательств в 2011 г. составила почти 94%. В период с 2010г. по 2011 г. наблюдается существенное увеличение кредиторской задолженности. При этом наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности имеет задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Сравнивая эти показатели с активной частью баланса, можно предположить, что увеличение кредиторской задолженности связано с приобретением и последующей реализацией большого количества оборотных активов. Таким образом, за отчетный период наблюдается увеличение валюты баланса, следовательно, предприятие увеличивает свой оборот.

Таблица 2.2

Аналитический баланс ООО «Инструментал-ЮГ» за 2010-2011 гг.

Показатель

31.12.2010

31.12.2011

Изменение


тыс. р.

Уд. вес., %

тыс. р.

Уд. вес., %

Абс., тыс. р.

Относ.,%

По уд., весу, %

Внеоборотные активы

750

11,74

721

9,44

-29

-3,87

-2,30

Нематериальные активы

0

0,00

0

0,00

0


0,00

Основные средства

750

11,74

721

9,44

-29

-3,87

-2,30

Оборотные активы

5637

88,26

6915

90,56

1278

22,67

2,30

Запасы

181

2,83

241

3,16

60

33,15

0,32

Денежные средства

452

7,08

541

7,08

89

19,69

0,01

Дебиторская задолженность

5004

78,35

6133

80,32

1129

22,56

1,97

Капитал и резервы

407

6,37

493

6,46

86

21,13

0,08

Уставный капитал

10

0,16

10

0,13

0

0,00

-0,03

Нераспределенная прибыль

397

6,22

483

6,33

86

21,66

0,11

Краткосрочные обязательства

5980

93,63

7143

93,54

1163

19,45

-0,08

Кредиторская задолженность

5980

93,63

7143

93,54

1163

19,45

-0,08

Баланс

6387

100,00

7636

100,00

1249

19,56

0,00


Для проведения анализа ликвидности баланса сгруппируем активы по степени ликвидности и пассивы по сроку погашения.

Активы делятся на следующие группы:

А1 - наиболее ликвидные активы, к которым относятся денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 - быстрореализуемые активы, образованные дебиторской задолженностью;

А3 - медленно реализуемые активы, включающие запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также прочие оборотные активы;

А4 - труднореализуемые активы, к которым относятся внеоборотные активы.

Пассивы группируются по срокам погашения следующим образом:

П1 - наиболее срочные пассивы, представленные кредиторской задолженностью организации;

П2 - краткосрочные пассивы, включающие заемные средства, резервы предстоящих расходов, а также прочие обязательства;

П3 - долгосрочные пассивы, формируемые за счет долгосрочных обязательств;

П4 - постоянные пассивы, представленные доходами будующих периодов, а также итогом по III разделу баланса «Капитал и резервы» [33].


Таблица 2.3

Анализ ликвидности баланса ООО «Инструментал-ЮГ», тыс. р.

Актив

2009г

2010г

2011 г.

Пассив

2009г

2010г

2011 г.

А1

464

452

541

П1

4544

5980

7143

А2

3561

5004

6133

П2

-

-

-

А3

223

181

241

П3

-

-

-

А4

640

750

721

П4

344

407

493

Баланс

4888

6387

7636

Баланс

4888

6387

7636


Результаты расчетов по данным анализируемой организации показывают, что в этой организации сопоставление итогов групп по активу и пассиву в период с 2009г. по 2011г. включительно имеет следующий вид:

{А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 > П4}.

Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса как крайне недостаточную. Сопоставление первых двух неравенств свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Причем за анализируемый период возрос платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств (соотношение по первой группе). В 2011 г. это соотношение составило 0,076, при минимальном допустимом значении 0,2. При этом необходимо отметить, что неравенство А4>П4, говорит о том, что баланс считается не ликвидным.

Анализ платежеспособности предприятия основывается на расчете и оценке коэффициентов ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия. В целом эти коэффициенты отражают способность организации рассчитаться с кредиторами по краткосрочной задолженности.

Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к наиболее срочным пассивам и показывает, какую долю краткосрочных обязательств организация может погасить в данный момент времени за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

Промежуточный коэффициент покрытия рассчитывается как отношение суммы наиболее ликвидных активов и быстрореализуемых активов к краткосрочной задолженности предприятия. Данный коэффициент показывает, какую долю своих краткосрочных обязательств предприятие сможет погасить при условии того, что дебиторы вовремя и в полном рассчитаются по своим долгам.

Общий коэффициент покрытия рассчитывается как отношение оборотных средств к сумме краткосрочной кредиторской задолженности и показывает, какую долю краткосрочных обязательств организация может погасить за счет собственных оборотных средств [30].

Значения основных коэффициентов платежеспособности по предприятию ООО «Инстрментал-ЮГ» приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Анализ основных коэффициентов платежеспособности ООО «Инструментал-ЮГ»

Показатель

Норма

2010г.

2011г.

Изменение

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2 - 0,5

0,08

0,08

-

Промежуточный коэффициент покрытия

0,7 - 0,8

0,96

0,93

-0,03

Общий коэффициент покрытия

2,0 - 2,5

0,94

0,97

0,03


Из приведенных в таблице данных видно, что коэффициент абсолютной ликвидности, а также коэффициенты промежуточного и полного покрытия сильно отклоняются от нормы. Это связано с тем, что предприятие практически полностью формирует свои активы за счет краткосрочных обязательств. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о низкой платежеспособности предприятия. Т.е. в конкретный момент времени способность предприятия рассчитаться с кредиторами крайне низка. Динамика показателей платежеспособности в целом положительная, однако, их прирост в 2011г. по отношению к 2010г. незначителен.

2.3  Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики

Бухгалтерский учет на исследуемом предприятии ведет бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером. Структура бухгалтерской службы представлена следующим образом: главному бухгалтеру непосредственно подчиняются бухгалтер и бухгалтер-кассир.

Бухгалтерский учет в ООО «Инструментал-ЮГ» организован в соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, учетной политикой, утвержденной директором общества, другими нормативными актами и обеспечивает:

-- отражение в регистрах бухгалтерского учета всех фатов хозяйственной жизни;

- определенность хозяйственных операций и фактов хозяйственной деятельности в первичных документах таким образом, чтобы не было расхождений в их толковании;

- правильность оценки активов, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении;

- отнесение фактов хозяйственной деятельности к тем периодам, в которых они имели место, и определение точного времени совершения хозяйственных операций;

- своевременное правильное и оперативное формирование внешней и внутренней отчетности;

— предоставление оперативной и аналитической информации руководителю.

Бухгалтерский учет организации ведет бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

Главный бухгалтер назначается на должность руководителем организации, подчиняется непосредственно директору и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерского отчетности.

В целях соблюдения единства системы бухгалтерского учета и охвата всех ее составляющих: методологической, технической и организационной сторон бухгалтерский учет в ООО «Инструментал-ЮГ» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» и основывается на соблюдении правил, уставленных настоящим положением.

В течение отчетного 2011 г. ООО «Инструментал-ЮГ» применяет следующие правила бухгалтерского учета:

-- ведение бухгалтерского учета осуществляется на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета; унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых для оформления операций;

-- требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников предприятия;

На ООО «Инструментал-Юг» применяются типовые формы документов, предусмотренные общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД). Формы первичных учебных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, подлежат обязательному утверждению руководителем предприятия.

Рассматривая учетную политику ООО «Инструментал-ЮГ» и ее элементы можно отметить ее основные аспекты.

Стоимостной лимит основных средств установлен организацией в размере 40000 р.

Амортизация основных средств, а также всех видов нематериальных активов начисляется линейным способом.

Переоценка первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов не производится.

Синтетический учет производственных запасов исследуемым предприятием осуществляется по фактической себестоимости приобретения (заготовления) на счете материалов.

Израсходованные материальные ресурсы (материалы, топлива и др.) отражаются в учете по средней стоимости каждого вида материалов, сырья, товаров, определяемой по мере поступления ресурсов.

Специальная одежда, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, учитывается путем единовременного списания на затраты в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации.

Стоимость специальной оснастки погашается организацией линейным способом.

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемые договорной (контрактной) ценой.

Общепроизводственные расходы распределяются пропорционально прямым статьям затрат; общехозяйственные расходы списываются ежемесячно в качестве условно-постоянных расходов в дебет счета 90 «Продажи». Затраты по заготовке и доставке товаров до склада организации, производимые до момента их передачи в продажу, включаются в себестоимость товаров.

Ответственность за исполнение приказа об учетной политике ООО «Инструментал-ЮГ» возлагается на главного бухгалтера организации.

В целом можно сказать, что учетная политика ООО «Инструментал-ЮГ» типична для большинства малых предприятий. Например, управленческие и коммерческие расходы списываются на себестоимость продукции. Предприятие ведет учет материально-производственных запасов, не используя счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение стоимости материальных ценностей».

К недостаткам учетной политики ООО «Инструментал-ЮГ» можно отнести то, что в состав амортизируемого не включаются объекты основных средств, первоначальная стоимость которых составляет не более 40000 р. включительно. Основные средства предприятия представляю собой совокупность объектов средней стоимостью не более 70 тыс. руб. Поэтому целесообразно включать в их состав также объекты основных средств, стоимостью менее 40000 р., понизив стоимостной лимит до 20000р. К недостаткам учетной политики ООО «Инструментал-ЮГ» можно отнести то, что в состав амортизируемого не включаются объекты основных средств, первоначальная стоимость которого составляет не более 40000 р. включительно. учет инвентаризация материальный производственный

3. Организационно-методическое обеспечение бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ООО «Инструментал-Юг»

.1 Бухгалтерский учет приобретения, расхода и иного выбытия материалов

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, а также от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.

Поступающие в организацию материалы от поставщиков и транспортных организаций оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке. На товарных станциях материальные ценности принимает (получает) работник отдела снабжения (экспедитор) по доверенности (форма №М-2 или форма№М-2а). По поступающим документам он проверяет соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами (форма №М-4). Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов (форма №М-7), который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными (форма №М-11), которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица [18].

Учет приобретения материально-производственны запасов может быть организован одним из двух способов:

— с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

—      без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Если учетная политика организации предусматривает первый вариант, то учет наличия и движения материалов на счете 10 «Материалы» ведется по учетным ценам. При этом фактические затраты по приобретению материалов отражаются по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а выявленное отклонение фактической себестоимости от учетной цены учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом положительное отклонение учитывается по дебету счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», а отрицательное - по кредиту.

Фактические затраты, связанные с приобретением материалов отражаются следующими записями:

— поступили материалы от поставщика:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Дебет 19 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

— поступили материалы от подотчетного лица:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

— поступили материалы безвозмездно:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»;

— поступили материалы, изготовленные организацией самостоятельно:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 23 «Вспомогательные производства», 20 «Основное производство»;

— отражены дополнительные затраты по заготовлению и приобретению материальных ценностей:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Фактически поступившие и принятые на склад материалы принимаются к учету по учетным ценам:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

По окончании месяца фактическая себестоимость поступивших материалов сопоставляется с их учетной стоимостью. Положительное отклонение возникает, если фактическая себестоимость превышает учетную стоимость. Выявленное положительное отклонение списывается:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Отрицательное отклонение возникает, если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости. Отрицательное отклонение списывается:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

В результате, счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» закрывается и на отчетную дату сальдо не имеет. Однако, дебетовое сальдо по этому счету свидетельствует о наличии материалов в пути. Т.е. право собственности на материальные ценности перешло к организации, затраты, связанные с их приобретением признаны, но при этом материалы еще не поступили на склад предприятия. [19]

Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) материалов складывается на основе данных счета 10 «Материалы» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Если наблюдается положительное отклонение стоимости материальных ценностей, то их фактическая себестоимость оценивается как сумма конечного дебетового сальдо счета 10 «Материалы» и конечного дебетового сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Если же наблюдается отрицательное отклонение в стоимости материальных ценностей, то их фактическая себестоимость оценивается как разность дебетового сальдо по счету 10 «Материалы» и кредитового сальдо по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». [20]

Если учетная политика организации предусматривает второй вариант, то фактические затраты по приобретению материалов учитываются непосредственно по дебету счета 10 «Материалы». Соответственно, учет наличия и движения материалов ведется по фактической себестоимости.

Все фактические затраты, связанные с приобретением материалов отражаются:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления», 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» и др.

Со склада материально-производственные запасы могут быть отпущены:

— в производственные цеха (подразделения) для изготовления продукции;

—      на прочие цеховые нужды;

—      на административно-хозяйственные нужды;

—      на продажу;

—      безвозмездно другим лицам;

—      в счет вклада в уставный капитал другой организации.

Важным условием контроля за рациональным использованием материалов являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами (форма №М-8). Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Могут применяться квартальные лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование №» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные (форма №М-11). Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону (форма №М-15), которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий - в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Помимо первичных документов по расходу материала используются также карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выполненных работ. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе. [21]

Порядок бухгалтерского учета операций по расходованию материалов зависит от применяемого в организации способа учета их приобретения.

Если учет приобретения материально-производственных запасов ведется с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», то отпущенные со склада в течение месяца материалы списываются по учетным ценам:

— на производство продукции:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 10 «Материалы»;

— на обслуживание оборудования и прочие цеховые нужды:

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит 10 «Материалы»;

— на административно-хозяйственные нужды:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 10 «Материалы»;

— на нужды вспомогательных производства:

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 10 «Материалы»;

— на упаковку готовой продукции на складе и иные нужды, связанные со сбытом продукции:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 10 «Материалы»;

— на выполнение строительно-монтажных работ:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 10 «Материалы»;

— на нужды прочей деятельности организации:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 10 «Материалы»;

— на исправление брака:

Дебет 28 «Брак в производстве»

Кредит 10 «Материалы»;

— на нужды обслуживающих производств и хозяйств:

Дебет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Кредит 10 «Материалы»[22].

По окончании месяца учетная стоимость израсходованных материалов должна быть откорректирована на сумму отклонения от фактической себестоимости. Списание отклонения производится в дебет тех же счетов, куда были списаны израсходованные материалы, при этом кредитуется счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». На сумму положительного отклонения делается дополнительная запись, а на сумму отрицательного - сторнировочная запись.

Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных (сумма отклонения к списанию на израсходованные материалы) и оставшихся материалов по твердым учетным ценам.

Процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены определяется по следующей формуле:

Похожие работы на - Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на примере ООО 'Инструментал-Юг'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!