Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования
Содержание
Введение
. Теоретические основы
торговли
.1 Понятие и сущность торговли
.2 Функции торговли
.3 Виды торговли
.4 Организационные формы
торговли
. Правовое регулирование
торговой деятельности
.1 Государственное регулирование
торговли: направления и принципы осуществления
.2 Меры для повышения эффективности
политики государственного регулирования
. Современное состояние торговли в
Республике Беларусь
.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010
года
.2 Перспективы развития торговли
.3 Тенденции развития торговли в
современных условиях
Заключение
Список использованных источников
торговля государственный
регулирование беларусь
Введение
Тема данной курсовой работы "Торговля в
Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления
совершенствования" очень актуальна на сегодняшний день, так как торговля в
Республике Беларусь занимает весомую часть в экономике страны: она участвует в
формировании ВВП на 11,1%. Хотя наше государство не такое большое по сравнению
с другими странами Европы, различные показатели в торговле повышаются, а,
следовательно, улучшается и состояние отрасли. Рост показателей торговли
свидетельствует о ее развитии.
Целью данной курсовой работы является изучение
общего понятия торговли как экономической категории, её виды и формы, а также
современное состояние торговли в Республике Беларусь и перспективы развития.
Для изучения данной цели были поставлены
следующие задачи:
· дать понятие торговли в различных
аспектах
· изучить правовое регулирование
торговой деятельности
· исследовать современное состояние
торговли в Республике Беларусь и тенденции ее развития
Для достижения поставленных задач была
использована литература таких авторов, как Валевич Р.П., Максименко Н.В.
Данная работа состоит из введения, трех глав и
заключения.
1. Теоретические
основы торговли
1.1 Понятие
и сущность торговли
Торговлю можно рассматривать в различных
аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид
предпринимательской деятельности.
Как экономическая категория торговля выражает
отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может
рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена
продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и
преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей.
Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и
потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства.
Торговля как отраслевая экономическая система
представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее
совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее
общностью материально-технической базы, используемых кадров и
торгово-технологического процесса. Ей присущи, все внутренние и внешние
свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и
устойчивость, к внешним - обусловленность отраслевой системы и ее способность к
адаптации.
Торговля как вид предпринимательской
деятельности рассматривается в Законе Республики Беларусь "О
торговле" от 28.07.2003. В статье 2 данного Закона торговля определяется
как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных
предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных,
переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг,
связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного,
семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического
назначения и иное имущество, предназначенное для продажи. Как вид
предпринимательской деятельности торговля выделена в самостоятельную отрасль
экономики, что обусловлено общественным разделением труда и характером
обращения товаров народного потребления. Обособление выражается в создании
материально-технической базы (магазины, мелкорозничная сеть, кафе, бары,
рестораны, склады, хранилища, комплексы торгового оборудования) и авансировании
оборотных средств для закупки товаров и других товароматериальных ценностей.
Однородность торговли заключается в однородности
получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного
потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.
Торговля обладает также способностью к адаптации
, т.е. стремлением к такому, изменению условий внутренней и внешней среды,
которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной
системы. При этом торговля как отраслевая адаптивная система вписывается в
более общую систему (экономику в целом), в которой действуют другие отраслевые
системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью. В процессе
доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос
населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного
потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями
экономики.
Целевые функции торговли и всей экономики
совпадают. В то же время торговля, являясь обособленной отраслевой системой,
выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве.
В современных условиях торговля осуществляется
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на условиях
конкуренции.
1.2 Функции торговли
Двойственный характер товара обусловливает
раздвоение и функций торговли.
Как экономическая категория торговля выполняет
следующие функции:
· обеспечивает реализацию стоимости
товаров и возмещение на этой основе затрат труда на их производство.
Предприятие получает прибыль лишь после реализации товара, когда товарная форма
стоимости меняется на денежную;
· способствует удовлетворению потребностей
населения в разнообразных товарах путем реализации последних как потребительных
стоимостей;
· содействует обеспечению
воспроизводства рабочей силы. Торговля завершает процесс движения товара, цель
которого - удовлетворение потребностей человека, необходимое для его
нормального функционирования как биологического и социального организма.
Товары как потребительные стоимости реализуются
ради удовлетворения потребностей населения в конкретных предметах потребления.
Как вид предпринимательской деятельности
торговля наделена функцией обеспечения непрерывности процесса расширенного
воспроизводства: через нее произведенные товары доводятся до потребителей,
осуществляется товародвижение, выполняется ряд производственных и
непроизводственных функций.
К производственным функциям торговли относятся
операции, связанные с завершением процесса производства и имеющие отношение к
сфере обращения: упаковка, фасовка, хранение, транспортировка товаров и т.д.
К непроизводственным функциям торговли относятся
изучение и формирование спроса, реклама товаров, организация учета и
отчетности, проведение маркетинговых мероприятий и др.
.3 Виды торговли
В Законе Республики Беларусь "О
торговле" (2003) и Гражданском кодексе Республики Беларусь (1998)
определены следующие виды торговой деятельности:
· оптовая торговля - вид торговли,
осуществляемый с целью последующего использования товаров в предпринимательской
деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним или
иным подобным использованием;
Оптовая торговля является необходимым звеном
товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по
установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и
организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента
товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети.
Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на
выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из
пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового
ассортимента, контролем качества товаров и т.п.
Торговые организации могут осуществлять оптовую
торговлю через общетоварные или специализированные склады; организовывать
хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать
информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.
· розничная торговля - вид торговли
товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего и иного подобного
использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; Она
осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка,
киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин).
· общественное питание - вид торговли,
включающий в себя производство, переработку, реализацию и организацию
потребления продуктов питания с оказанием либо без предоставления сопутствующих
услуг населению; Оно осуществляется через торговые объекты общественного
питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная,
буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая,
третья), либо не имеющие их.
· оптово-розничная торговля - торговая
деятельность, осуществляемая оптовым предприятием, которое имеет большие
складские площади, и предусматривающая отдельный учет по розничной и оптовой
торговле;
· торгово-посредническая деятельность
- деятельность предприятия, выполняющего функции посредника между
производителями и конкретными продавцами;
· производственно-коммерческая
деятельность, разделяемая на два подвида:
а) производственно-торговая - деятельность
предприятия, в составе которого имеются фирменные магазины;
б) торгово-производственная - деятельность
торгового предприятия, имеющего собственные производственные цехи.
.4 Организационные формы торговли
Формы осуществления торговли следующие:
• комиссионная
торговля - оптовая, розничная торговля, осуществляемая на основании заключенных
договоров комиссии;
• торговля на
конкурсах - оптовая торговля, характеризующаяся заключением на торгах договора
купли-продажи с претендентом, предложившим наилучшие условия.
• торговля на
аукционах - оптовая, розничная торговля, характеризующаяся реализацией товаров
на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому из
присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену;
• торговля по
образцам - оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по
образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе,
буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках;
• торговля с использованием
автоматов - розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых
автоматов;
• выездная торговля -
оптовая, розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на
определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта;
• посылочная торговля
- оптовая, розничная торговля, характеризующаяся доставкой товаров с
использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором
товаров при помощи каталогов и иных информационных источников;
• биржевая торговля -
оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заключением на биржевых торгах
договора купли-продажи;
• торговля на ярмарке
- оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время,
проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях;
• электронная
торговля - заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием
информационных систем и сетей;
• иные формы, не
запрещенные законодательством.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 07.04.2004 г. № 384 определены Правила осуществления розничной
торговли отдельными товарами и общественного питания.
2. Правовое регулирование торговой
деятельности
.1 Государственное регулирование торговли:
направления и принципы осуществления
Рыночная экономика не исключает полностью
государственного регулирования, под которым понимается комплексная система
осуществляемых государством мер по созданию предпосылок для эффективного
развития рыночной экономики в целом и бизнеса, в частности. Вмешательство
государства в функционирование рыночных механизмов основывается на комплексе
элементов различных теорий регулирования - кейнсианства, монетаризма и
конвергенции социально-экономических систем. Данные теории хотя и разработаны
для рыночной экономики, но в чистом виде не применялись. Они предполагали
использование в зависимости от стадии развития общества.
Воздействие государства на сферу товарного
обращения с целью сбалансирования спроса и предложения осуществляется в
следующих направлениях:
· управление налоговой и
денежно-кредитной политикой;
• регулирование цен и тарифов на
отдельные социально значимые товары и услуги;
· введение
квот, лицензий, стандартов и технических условий к качеству товаров и услуг;
· установление
социальных, гуманитарных и экологических норм;
· определение
требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, представляемой в
государственные органы;
· разработка
системы программ и мероприятий для достижения определенных параметров экономики
(например, программы поддержки малого бизнеса) и т.д.
В Законе Республики Беларусь " О торговле
" (2003) в главе 4 содержится перечень принципов, ограничений и
мероприятий по поддержке и содействию торговле, которые можно сгруппировать в
три блока:
1) правовой
(антимонопольное законодательство, правила сертификации продукции, регламент
проведения государственных закупок, правила работы бирж и т.д.);
2) финансово-экономический
(налоги, кредиты, льготы, дотации, государственные программы и др.);
3) социальный
(уровень минимальной заработной платы, размеры пенсий, пособий, выплат и т.д.).
Государственное регулирование основывается на
двух группах методов:
1) прямых
(законодательные акты, программы, субсидии, бюджетное финансирование,
государственный заказ);
2) косвенных
(налоговая, ценовая, финансовая, кредитная политика, регулирование
внешнеэкономической деятельности и др.).
Задача государственных органов - последовательно
и систематически в пределах своих полномочий в области торговли проводить
следующую работу:
· создавать
условия для эффективной деятельности субъектов торговли;
· поддерживать
инвестиционную деятельность, включая приобретение новой торговой техники и
оборудования, проведение научных исследований и внедрение их результатов, а
также новых технологических процессов;
· привлекать
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к
реализации государственных целевых программ и заказов;
· обеспечивать
реализацию программ демонополизации торговли;
· поддерживать
и развивать предпринимательство;
· формировать
стабилизационные фонды товаров;
· содействовать
приватизации объектов торговли;
· способствовать
освоению экономически малоэффективных торговых зон, расположенных в отдаленных
местах проживания граждан, труднодоступных пунктах приложения их труда,
экологически неблагоприятных районах;
· создавать
и развивать отраслевые и территориальные ассоциации, союзы торговых
организаций;
· стимулировать
торговлю посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иных
экономических мер в соответствии с законодательством.
Благодаря такой деятельности государственных
органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на
более высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.
Основными полномочиями местных исполнительных и
распорядительных органов в области государственного регулирования торговли
являются:
· разработка
и реализация программ развития торговли на территории соответствующих
административно-территориальных единиц;
· принятие
(в пределах их компетенции) нормативных правовых актов, регулирующих отношения
в области торговли на территории соответствующих
административно-территориальных единиц;
· формирование
товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в целях
обеспечения бесперебойной торговли;
· осуществление
государственного контроля в области торговли;
· применение
к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь
о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными
актами;
• иные полномочия в соответствии с
законодательством.
Закон Республики Беларусь "О защите прав
потребителей" (2002) регулирует правовые, экономические и организационные
основы в области защиты прав потребителей при розничной торговле. Данный закон
устанавливает права граждан на приобретение товаров надлежащего качества,
безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; на
получение информации о товарах и их изготовителях; на просвещение в области
защиты прав потребителей; на государственную и общественную защиту интересов
последних.
Правила торговли, утвержденные государственными
органами, устанавливают единые требования для частных, государственных и
кооперативных организаций торговли.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 30.05.2003 г. № 724 "О мерах по внедрению системы
государственных социальных стандартов по обслуживанию населения
республики" утверждены нормативы обеспеченности населения торговой
площадью (260 м2 на 1000 человек) и местами в общедоступной сети
объектов общественного питания (не менее 15 мест на 1000 человек).
2.2
Меры для повышения эффективности политики государственного регулирования
Правительство республики ежегодно принимает
решение о создании стабилизационного фонда продовольственных товаров на
межсезонный период и формировании цен на продукцию растениеводства,
разрабатывает порядок организации и проведения конкурсных торгов для закупки
товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения государственных нужд.
Повышению эффективности политики
государственного регулирования в сфере торговли, общественного питания и
бытового обслуживания должны способствовать следующие меры макроэкономического
характера:
· обеспечение
единых подходов при осуществлении государственного регулирования торговой
деятельности и деятельности товаропроизводителей;
· совершенствование
института собственности, других институтов рыночной инфраструктуры (в том числе
рынков товарных, информационных и консультационных услуг), развитие конкуренции,
разработка Программы поддержки малых и средних организаций в период
трансформации торговой сети под воздействием глобализационных процессов;
· содействие
повышению конкурентоспособности товаров и услуг;
· совершенствование
национальной системы управления качеством, приближение ее к международным
стандартам; отказ от системы квотирования потребительских товаров;
· пересмотр
критериев технического регулирования, в том числе касающихся лицензирования
деятельности субъектов предпринимательства;
· переход
к свободному ценообразованию при соответствующем государственном контроле за
ценами предприятий-монополистов и ценами на социально значимые товары;
· совершенствование
амортизационной политики в направлении повышения заинтересованности торговых
организаций и предприятий общественного питания в приобретении нового
современного оборудования и внедрения прогрессивных технологий;
· оптимизация
механизма налогообложения организаций торговой сферы и предприятий бытового
обслуживания;
· повышение
уровня компетентности государственных служащих в вопросах государственного
регулирования и рыночной экономики; разработка государственной политики,
направленной на формирование рыночной этики и идеологии, уважения
предпринимательства;
· активное
содействие открытию всевозможных школ торгового бизнеса, курсов повышения
квалификации для высшего и среднего управленческого звена, торгово-оперативного
персонала;
· стимулирование
пропаганды здорового образа жизни и высокого качества потребления среди
населения республики, поддержка рекламы отечественных товаропроизводителей;
· содействие
повышению экономической и потребительской грамотности населения,
совершенствование законодательной базы торговли, трансформация полномочий и
функций органов государственного регулирования, защита прав индивидуальных
предпринимателей и потребителей.
Реализация перечисленных мер совершенствования
политики государственного регулирования будет содействовать дальнейшему
развитию торговли и рыночных начал в экономике, повышению национальной
экономической безопасности, эффективному вхождению Республики Беларусь в
мировое сообщество, улучшению качества жизни ее населения.
3. Современное состояние торговли в
Республике Беларусь
.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 гг.
Роль торговли и общественного питания в стране
весома: отрасль формирует 11,1% в ВВП страны, занимая второе место после
промышленности. В 2010 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2009
г. на 17,1%, до 69,7 трлн. белорусских рублей: в торговле - на 17,5%, до 66,5
трлн. белорусских рублей, в общественном питании - на 10,3%, до 3,2 трлн.
белорусских рублей. За минувшую пятилетку число работников в отрасли выросло на
17%, до 700 тыс. человек (14,2% от всех занятых в экономике). Торговая сеть
расширена на 590 тыс. м2 (в прошлой пятилетке - на 161 тыс. м2).
В результате обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек
составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем
в 2005 г.
В общественном питании число мест за 2006-2010
гг. возросло на 40,9 тыс., в то время как за предыдущую пятилетку на 55,8 тыс.
В результате обеспеченность общедоступными объектами питания в республике
достигла 25 мест на 1 тыс. жителей. Объем бытовых услуг населению за
январь-ноябрь 2010 г. увеличился на 19,2%, в 2,6 раза в сравнении с 2005 г.
Однако в Министерстве Торговли признают, что,
несмотря на рост розничного товарооборота, рентабельность продаж за 11 месяцев
2010 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 0,1 п.п., до
2,8%, причем отрицательная динамика этого показателя наблюдается уже четвертый
год. Таким образом, эффективность работы отрасли не повышается. За 5 лет введен
в эксплуатацию 31 крупный торговый объект вместо 44 планируемых.
Зарплата в торговле увеличилась в 2010 г. на
12,3%, до 1,358 млн. белорусских рублей при задании 1,370 млн. Электронной
платежной системой пользуются лишь 8% покупателей против ожидаемых 30%. Велико
число претензий потребителей к качеству товаров и услуг, уровню обслуживания,
особенно на селе.
Убыточных организаций в 2010 г. насчитывается
5,5% от общего числа торговых предприятий, сумма их убытка выросла на 13,3%.
Обеспеченность собственными оборотными средствами в отрасли составляет 6,1% при
нормативе 10%, а почти половина торговых организаций не имеет их вообще. Одна
из причин этого - социальная функция розницы и государственное регулирование
цен на социально значимые товары. Другой фактор - низкая оборачиваемость
товарных запасов. В 90-е годы она выросла с 35 до 36 дней, а в
"нулевые" - до 40. Цена этих четырех дней - 560 млрд. белорусских
рублей. Низка и все больше замедляется оборачиваемость многих продовольственных
и непродовольственных товаров. Сейчас остатки верхней одежды и трикотажа могут
обеспечивать бесперебойную торговлю в течение трех месяцев, обуви, косметики и
чулочно-носочных изделий - двух. Это также снижает рентабельность и ведет к
росту кредиторской задолженности предприятий.
В 2010 г. удельный вес импорта в объеме
реализации продовольственных товаров по республике составил 16,6% против 15,9%
в 2009 г. За 11 месяцев 2010 г. в страну ввезено потребительских товаров почти
на 5 млрд. USD, на 21% больше, чем в январе-ноябре 2009 г. За год было продано
59,4% отечественных промышленных товаров (60,7% в 2009 г.). Минчане покупают
лишь 19% отечественных стиральных машин, 16% парфюмерно-косметической
продукции, 20,5% моющих средств. В то же время из предложенных Министерством
Торговли производителям 312 наименований импортозамещающих товаров в 2010 г.
освоено лишь 57, что составляет 5% от объема товаров, по-прежнему завозимых из-за
рубежа. Объем продаж отечественной продукции в 2010 году рос благодаря Указу от
6.07.2009 № 371 "О льготном потребительском кредитовании".
За 9 месяцев 2010 г. в развитие торговли было
направлено 1 трлн. белорусских рублей, на 36% больше, чем год назад, в основном
собственных или кредитных средств. Сейчас финансовые возможности капитальных
вложений у большинства организаций исчерпаны. При этом за 9 месяцев 2010 г.
отрасль привлекла 48,2 млн. USD ПИИ.
Розничный товарооборота в январе-феврале 2011
года
За январь-февраль 2011 года объем розничного
товарооборота торговли и общественного питания, учитывая все каналы реализации,
составил 11758,9 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом
предыдущего года на 21,5% (январь-февраль 2010 г. - на 11,1%).
Розничный товарооборот торговли через все каналы
за январь-февраль 2011 г. составил 11173,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению
с январем-февралем 2010 г. в сопоставимых ценах на 22%.
Снизился в целом по республике на 2,3 процентных
пункта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, удельный вес
товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков в розничном
товарообороте торговли через все каналы. За январь-февраль 2011 года он
составил 25,2%. Наиболее высокий удельный вес в Гродненской (27,7%), Витебской
(26,5%) областях и в г. Минске (26,8%).
Доля товарооборота по торговым организациям
государственной формы собственности составила 14,1%, что на 1,2 процентных
пункта ниже уровня предыдущего года, объем товарооборота этих организаций
увеличился на 17,4%.
Темп роста розничного товарооборота торговли и
общественного питания организаций потребительской кооперации - 110,1% (доля
товарооборота предприятий потребкооперации - 11,1%).
По организациям общественного питания обеспечен
темп роста товарооборота к уровню предыдущего года на 12,5%. Удельный вес
продукции собственного производства составил 99,8%.
В январе-феврале 2011 г. населению увеличилась
продажа пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 18,5%,
непродовольственных товаров - на 25,1%. В розничном товарообороте торговли
через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных
изделий в январе-феврале 2011 г. составил 52,2% (в январе-феврале 2010 г.
-50,4%), непродовольственных товаров - 47,8% (в январе-феврале 2010 г. -49,6%).
Доля продажи товаров отечественного производства
торговыми организациями в розничном товарообороте торговли в январе-феврале
2011 г. составили 73,7%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных
изделий - 83,6%, непродовольственных товаров - 58,4%. Товарные запасы по
состоянию на 1 марта 2011 г. увеличились на 5 дней по сравнению с началом года
и снизились на 5 дней по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и
обеспечивают 45 дней торговли.
Таблица № 1 "Розничный товарооборот через
все каналы реализации по областям и г. Минску за январь-февраль 2011 года"
(млрд.
руб.)
Примечание. [5, Главная → Статистика и
аналитические материалы →Розничный товарооборот]
3.2 Перспективы развития торговли
В декабре 2010 г. в Минске состоялось четвертое
Всебелорусское собрание, на котором определялась Программа
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.
Согласно этой программе к 2015 г. на 1 тыс.
белорусов будет приходиться 600 м2 торговой площади, что
соответствует нынешнему уровню Чехии, Польши и России.
Один из приоритетов развития торговли -
вытеснение импорта с белорусского рынка (23,4% в общем объеме продаж).
Анализируя отраслевые программы импортозамещения, в министерстве пришли к
выводу, что развитие производства потребительских товаров, аналоги которых
импортируются, в ближайшее время не планируется. Чтобы увеличить темп
обновления потребительских товаров, министерство планирует наладить более
тесную кооперацию промышленности и торговли, проводить совместные акции по изучению
спроса.
Первостепенной задачей остается привлечение
прямых иностранных инвестиций. Чтобы довести этот показатель к 2015 г. до 170
млн. USD, местным органам власти поручено провести ревизию неиспользуемых
объектов недвижимости и составить предложения по продаже их за 1 базовую
величину, а информацию о госимуществе, которое можно сдать в аренду, разместить
на сайтах исполкомов. Подчиненные Министерству Торговли организации должны в
ближайшее время утвердить и представить перечни инвестиционных проектов с участием
иностранного капитала.
Внешнеторговая деятельность будет направлена на
развитие товаропроводящей сети за рубежом. Вслед за белорусско-армянским
торговым домом в Ереване в 2011 г. откроются торгово-выставочные и
информационно-маркетинговые центры в Венесуэле, Туркменистане и других странах.
Внутренний рынок ждет насыщение крупными
торговыми объектами и сетевыми структурами.
Инфраструктура торговли и общественного питания
будет расширяться за счет передачи ритейлу первых этажей зданий и жилых домов.
В области внешнеэкономической деятельности
особое внимание будет уделено повышению эффективности внешнеторговых связей и
обеспечению их сбалансированности. Рост экспортных поставок будет обеспечен,
прежде всего, за счет повышения эффективности действующих предприятий и
создания новых экспортоориентированных производств. Сохранится многовекторность
внешнеэкономической политики. Продолжится политика освоения новых рынков сбыта
и усовершенствования системы продвижения белорусской продукции на внешние
рынки. Активизируется работа по созданию филиалов белорусских предприятий за
рубежом.
.3 Тенденции развития торговли в современных
условиях
1. Постоянный рост розничного товарооборота,
обеспеченный ростом денежных доходов населения и объемов производства отечественных
товаров и сельхозпродуктов. При этом в последние годы в составе розничного
товарооборота наблюдается увеличение доли организованной торговли и сокращение
- неорганизованной. Растет товарооборот частных организаций и индивидуальных
предпринимателей на фоне снижения государственной торговли: доля товарооборота
частных предприятий и индивидуальных предпринимателей в 2010 году составляет
83,9%.
. Изменение структуры товарооборота. Повышение
доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота.
3. Рост доли продажи более ценных в питательном
отношении продуктов питания (овощи и бахчевые, фрукты, мясо, яйца) при
одновременном замедлении темпов продажи хлебопродуктов, сахара, картофеля в
структуре торговли продовольственными товарами. По результатам бюджетного
обследования семей, потребление мясопродуктов возросло с 69 кг на душу
населения в 2007 г. до 77 кг в 2009 г., яиц соответственно с 275 до 284 шт.,
овощей и бахчевых - с 141 до 146 кг.
4. Изменения в структуре товарооборота
непродовольственного сектора. Более высокими темпами, чем в легкой
промышленности, возрастает продажа товаров культурно-бытового и хозяйственного
назначения.
5. Увеличение количества торговых организаций и
расширение их торговых площадей. Норматив государственного социального
стандарта по обслуживанию населения в области торговли выдерживается как по
республике в целом, так и по отдельным областям и Минску обеспеченность
населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составила по республике 362 м2,
что на 60 м2 больше, чем в 2005 г. Однако этот показатель
значительно уступает среднеевропейскому (650 м2), США (1200 м2)
и Москвы (520 м2). Для дальнейшего развития торговли
предусматривается укрупнение торговых объектов.
. Финансовое оздоровление организаций торговли,
повышение уровня ее рентабельности, снижение доли убыточных магазинов. Вместе с
тем все еще остаются низкими показатели платежеспособности торговых организаций
и их обеспеченности собственными оборотными средствами. По оценкам экономистов,
в 2007 г. только в Минске рентабельность реализации в розничной торговле
составила 20,7 %, а, например, в Минской области - всего 5,4, Могилевской
области - 7,6 % .
7. Рост инвестиций в основной капитал торговли.
Если в 2000 г. доля инвестиций в торговлю составляла 2,6 % общего объема
вложений во все отрасли экономики, то в 2007 г. она повысилась до 5,5 %.
. Увеличение численности работников торговли. В
2000 г. доля этой категории занятых в экономике Беларуси составляла 12 %, в
2010 г. - 14,8%.
. Глобализация и интернационализация экономики.
Привлечение инвестиций в отрасль способствует дальнейшему внедрению современных
технологий в сферу торговли и общественного питания. В Беларуси строятся
гипермаркеты, создаются условия для развития сетевой розничной торговли. В
Минске появились торговые структуры "Рублевский",
"Копилка", "Аксис", "Соседи"; в Витебске -
"Веста", "Витебские продукты", "Ника"; в Бресте -
"Продтовары". Продолжает расти сеть предприятий быстрого обслуживания
и придорожного сервиса. Расширяется сфера применения биржевой и электронной
торговли, накапливается опыт проведения конкурсных (тендерных) торгов. Есть
реальные перспективы у таких сегментов инфраструктуры и методов продажи, как
оптовая торговля, выставочно-ярмарочная деятельность, система безналичных расчетов,
современные информационные технологии и т.д.
. Увеличение в товарообороте доли импортных
товаров. Но в интересах продовольственной безопасности мировая практика
ограничивает долю импорта по продовольственным товарам на уровне 25-30 %.
Дальнейшее
развитие внутренней торговли предполагает следующие меры:
· усиление влияния торговых
организаций на производителей товаров по обновлению ассортимента и повышению
качества товаров;
· повышение эффективности работы всех
звеньев торговли на пути продвижения товара от промышленности до покупателя,
содействующее ускорению оборачиваемости капитала;
· совершенствование методов, форм и
нормативно-правовой базы в области регулирования сферы торговли и ее
инфраструктуры;
· обеспечение конкурентной среды на
потребительском рынке страны, в том числе за счет развития малого и среднего
бизнеса;
· привлечение инвестиций и новых
технологий для повышения качества обслуживания населения;
· осуществление
финансово-экономического оздоровления торговли, содействие росту заработной платы
и доходов в отрасли;
· развитие сельской торговли в
соответствии с принятой Программой возрождения и развития села.
Заключение
Торговля - отрасль народного хозяйства,
реализующая товары путем купли-продажи.
Правовое регулирование торговли осуществляется
государством. Задачей государственных органов является последовательно и
систематически в пределах своих полномочий проводить работу, направленную на
создание условий для эффективной деятельности субъектов торговли, поддержание
инвестиционной деятельности, проведение научной деятельности, стимулирование
торговли, поддержание предпринимательства, создание союзов торговых организаций
.
Благодаря такой деятельности государственных
органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на более
высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.
На современном этапе торговля в Республике
Беларусь также развивается и улучшает свои показатели: в 2010 г. розничный
товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 17,1%, за минувшую пятилетку
число работников в отрасли выросло на 17%, торговая сеть расширена на 590 тыс.
м2 , в общественном питании число мест за 2006-2010 гг. возросло на
40,9 тыс., объем бытовых услуг увеличился на 19,2%.
В перспективах развития торговли на 2011-2015
гг. планируется расширение торговых площадей, инфраструктуры торговли,
привлечение новых инвестиций, развитие внешнеторговой деятельности.
Список использованных источников
1. Закон Республики Беларусь
от 28.07.2003 "О торговле"
. Экономика предприятий
торговли: учебное пособие/ Н.В.Максименко, Е.Е.Шишкова, Минск: Вышэйшая школа,
2005.
. Экономика организаций
торговли: учебное пособие/ Р.П.Валевич, Минск: БГЭУ, 2010.
. "Национальная
экономическая газета" № 8, 1 февраля 2011 г.
. Сайт Министерства торговли
Республики Беларусь www.mintorg.gov.by
. Сайт Национального
статистического комитета Республики Беларусь www.belstat.gov.by