Состояние и направления развития фирменной торговли Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние и направления развития фирменной торговли Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Состояние и направления развития фирменной торговли Республики Беларусь» является актуальной в настоящее время, так как в связи с переходом к рыночным отношениям фирменная торговля получила существенное развитие. Совет Министров Республики Беларусь в 90-х гг. принял решение о передаче промышленным организациям, колхозам и совхозам до 30% продовольственных и непродовольственных магазинов для организации фирменной торговли.

Переход Республики Беларусь к рыночным отношениям создал условия для развития предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка. Одним из наиболее прогрессивных и перспективных направлений развития торговли стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий.

В результате организации фирменных магазинов отдельные производственные организации пытаются выйти из кризисной ситуации, в которой они находятся в последние годы. Однако не единичны случаи, когда под маркой фирменного магазина в городах открываются предприятия самого разнообразного профиля. В этой связи следует выделить понятие «фирменный магазин» и требования, которым он должен отвечать, так как подделка под фирменный магазин дезориентирует покупателей, дискредитирует саму систему фирменной торговли.

Фирменный магазин организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание товаров своей номенклатуры. Он должен иметь фирменное наименование, фирменный знак, фирменную упаковку для продаваемых товаров, фирменную одежду для своих работников, выполненную в едином стиле с рекламным оформлением учредителей или коммерческой организации, структурным подразделением которой магазин является.

Таким образом, прежде всего организация фирменной торговли отличается принадлежностью к определенной фирме, предприятию-производителю или изготовителю.

В сфере потребительских товаров товарными знаками должна маркироваться, как правило, упаковка товаров. Кроме того, тара-упаковка художественно оформляется в определенном фирменном стиле, который связывается в подсознании покупателя с тем или иным производителем. И если однажды покупателю придется выбирать из двух и более однотипных товаров, то он выберет товар с наиболее известной и хорошо зарекомендовавшей себя фирменной символикой. Наличие фирменных атрибутов (фирменные стиль, знак, цвет и др.) в немалой степени способствует рекламе фирмы в целом.

Таким образом, организация работы фирменной торговли является актуальной в настоящее время, так как в связи с переходом к рыночным отношениям фирменная торговля получила существенное развитие.

В Республике Беларусь фирменные магазины имеют концерн Беллегпром (фирменные магазины «Одежда», «Луч»), Минсельхозпрод (фирменный магазин «Белые Росы» и др.), Белрыбпромсбыт (магазин «Океан»), Министерство стройматериалов (магазин «Керамика») и многие другие.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить об актуальности выбранной для исследования темы.

Цель курсовой работы заключается в разработке направлений развития и совершенствования фирменной торговли Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:

) проанализировать тенденции развития фирменной торговли;

) провести анализ состояния фирменной торговли Республики Беларусь;

) разработать пути развития фирменной торговли в Республике Беларусь.

Объектом исследования выступает фирменная торговля Республика Беларусь.

Предмет исследования - развитие фирменной торговли.

Методика исследования основана на использовании контент-анализа различных источников научной и специальной литературы, статистической отчетности и документации.

Информационную базу исследования составили работы отечественных авторов в области развития торговли, материалы периодической печати, а также статистические данные Республики Беларусь.

Работа включает 39 страниц печатного текста, 22 литературных источника, 10 таблиц, 2 приложения.

1. ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА И ФИРМЕННОЙ СЕКЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФИРМЕННЫХ МАГАЗИНОВ И СЕКЦИЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Переход к рыночным отношениям требует широкой экономической самостоятельности предприятий, возможностей проведения ими разнообразных производственных, сбытовых и финансовых маневров для максимального реагирования на изменения общественных и индивидуальных потребностей различных слоев населения. Важное значение в приспособлении промышленности к требованиям рынка принадлежит фирменным магазинам.

В целях насыщения рынка республики товарами народного потребления, улучшения торгового обслуживания населения, расширения рынков сбыта белорусских товаров, в том числе за пределами республики, организации сервисного обслуживания технически сложных товаров отечественного производства, оказания комплекса других торговых услуг, активизации рекламной деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 113 «О развитии фирменной торговли», с изменениями и дополнениями, предусмотрена необходимость развития и совершенствования фирменной торговли в Республике Беларусь [22].

октября 1998 г. Приказом Министерства торговли Республики Беларусь № 138 (в редакции Приказа Министерства торговли № 171 от 14.11.08г.) было утверждено новое Типовое положение о фирменном магазине предприятия (объединения), которое было создано на основе Типового положения 1996 года с учетом недостатков и упущений. В него вошли следующие основные моменты:

Фирменным магазином считается розничное торговое предприятие, учредителем (учредителями) которого является субъект (субъекты) хозяйствования, выпускающий товары, и реализующее преимущественно товары учредителя [3, с. 105].

Фирменный магазин, как правило, создается и действует в качестве юридического лица, осуществляет раздельный от иных видов деятельности его учредителей учет финансово-хозяйственных операций, связанных с деятельностью фирменного магазина.

Товарная специализация фирменного магазина определяется его учредителем, согласовывается с исполнительным комитетом по месту нахождения магазина и указывается в лицензии на право розничной торговли.

Товарные ресурсы выделяются фирменным торговым предприятиям облисполкомами, Минским горисполкомом исходя из складывающихся их общих объемов и с учетом необходимости равномерного снабжения товарами в широком ассортименте всех регионов областей и города Минска, создания населению равных условий для приобретения этих товаров в магазинах по месту жительства. При этом увеличение товарных ресурсов фирменных торговых предприятий осуществляется за счет выпуска учредителями этих предприятий товаров сверх объемов, предусмотренных к поставке в торговую сеть по заказам Министерства торговли, Белкоопсоюза, облисполкомов и Минского горисполкома.

Фирменный магазин не имеет права осуществлять оптовую торговлю, за исключением мелкооптовых операций по продаже продукции его учредителей для использования (потребления) на территории Республики Беларусь.

Фирменный магазин может быть открыт предприятием-изготовителем как по месту нахождения учредителя, так и в других регионах республики, а также за ее пределами.

Режим работы фирменного магазина, основанного на государственной форме собственности, устанавливается исполнительным комитетом, выдающим лицензии на розничную торговлю. Режим работы фирменного магазина, основанного на других формах собственности, устанавливается собственником по согласованию с соответствующим исполнительным комитетом.

Фирменный магазин комплектуется специалистами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку.

Фирменный магазин - это торговое предприятие, основными функциями и задачами которого являются:

изучение и формирование спроса населения на вырабатываемую продукцию;

активное воздействие на проводимую промышленными предприятиями работу по обновлению и улучшению ассортимента товаров и улучшению их качества, проведение консультаций и оказание других услуг;

осуществление мероприятий по рекламе товаров;

широкое применение прогрессивных форм продажи товаров;

обеспечение высокого уровня торгового обслуживания [3, с. 107].

Фирменные магазины являются составной частью розничной торговой сети города и осуществляют свою деятельность в условиях конкуренции с другими субъектами хозяйствования.

По подчиненности фирменные магазины делятся на три типа [18]:

фирменные магазины отрасли - в них представлена продукция всех или многих предприятий данного министерства;

фирменные магазины промышленного объединения - они реализуют продукцию только данного объединения;

фирменные магазины отдельных производственных предприятий.

Фирменные магазины должны реализовывать преимущественно продукцию, произведенную учредителем или полученную на такую продукцию. Они являются заключительным звеном товарного обращения. Именно здесь дается реальная оценка изготовленной промышленностью продукции, определяется ее дальнейшая судьба на рынке. Развитие сети фирменных магазинов в условиях рыночной экономики обуславливается рядом причин. Одна из них - стремление производителей товаров обзавестись собственными каналами сбыта продукции для получения непосредственной информации о конъюнктуре рынка.

Опыт показывает, что успех деятельности на рынке товаров народного потребления зависит от познания ключевых проблем развития того или иного рынка (товарного, регионального и т.п.).

В условиях полной самостоятельности предприятий знание конъюнктуры рынка позволяет правильно оценить производственные возможности коллектива, уменьшить степень коммерческого риска, связанного с выходом нового товара на рынок, предпринять необходимые меры для расширения производства или замены продукции на другую, нужную покупателям.

Таким образом, важное назначение фирменных магазинов - изучение спроса на продукцию и оперативное получение информации о нем. Имея непосредственный контакт с различным контингентом покупателей и прямые связи с промышленными предприятиями, фирменные магазины могут оперативно реагировать на происходящие изменения конъюнктуры рынка и своевременно ставить в известность об этом производителей товаров [5, с. 55].

Другой причиной развития фирменных магазинов является необходимость ускорения оборота материальных и денежных ресурсов промышленных предприятий. Зарабатывание денег предприятиями необходимо для дальнейшего их производственного и социального развития, а также оплаты труда работников. Быстрая реализация, а, следовательно, и ускорение оборота средств, вложенных в производство товаров, взаимосвязаны между собой.

Хозрасчет, самофинансирование и самоуправление вынуждает работать с полной отдачей на рынок, что требует от работников промышленности комплексного изучения рынка, знания потребителя, целенаправленной торговой, ассортиментной, ценовой, рекламной и другой политики.

Фирменной секцией организации, выпускающей товары народного потребления, является секция (отдел) крупного магазина, созданная для реализации и рекламы максимально полного ассортимента товаров, выпускаемых одной или более организациями, производящими однородные товары. Фирменная секция может создаваться как структурное подразделение организации торговли либо производителя на условиях сдачи торговой площади в аренду в установленном порядке. В фирменной секции осуществляется розничная продажа товаров только данного производителя [22].

Работа фирменной секции организуется на договорных условиях между торговыми организациями и производителями товаров народного потребления. Обязательными условиями договоров должны быть:

обязательства производителя по обеспечению фирменных секций наиболее полным ассортиментом производимых им товаров (опытные партии, особо модные и принципиально новые изделия и т.п.),

оснащению их современным торговым оборудованием, отвечающим требованиям прогрессивных форм и методов торговли, осуществлению рекламно-пропагандистского оформления интерьера фирменной секции, обеспечению печатной рекламной продукцией;

обязательства торговой организации по рекламе товаров, изучению и формированию покупательского спроса, обеспечению фирменной секции высококвалифицированными кадрами, организации торговли, обеспечивающей высокую культуру обслуживания покупателей.

Товарные ресурсы выделяются фирменным секциям исходя из складывающихся их общих объемов и с учетом необходимости равномерного снабжения товарами в широком ассортименте всех регионов областей и г.Минска, создания населению равных условий для приобретения этих товаров в магазинах по месту жительства. При этом увеличение товарных ресурсов фирменных секций осуществляется за счет выпуска производителем товаров сверх объемов, предусмотренных к поставке в торговую сеть по заказам Министерства торговли, Белкоопсоюза, облисполкомов и Минского горисполкома.

Фирменная секция в своей работе руководствуется законодательством Республики Беларусь, регулирующим торговую деятельность, и настоящим Типовым положением о фирменной секции организации, выпускающей товары народного потребления, утвержденным приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 10.09.99 г. № 91 [22].

Основными задачами фирменной секции являются:

изучение покупательского спроса, подготовка предложений производителю по обновлению ассортимента выпускаемых товаров, улучшению их качества и повышению конкурентоспособности;

обеспечение высокого уровня торгового обслуживания населения, реализация в широком ассортименте товаров, внедрение прогрессивных форм и методов организации торговли.

В этих целях фирменная секция:

организует бесперебойную торговлю в широком ассортименте товарами данного производителя;

ежедневно анализирует ход продажи товаров каждого товара по моделям (маркам, артикулам и т.п.), изучает потребительские оценки ассортимента и качества товаров, выявляет требования покупателей к ассортименту, качеству и внешнему оформлению товаров;

осуществляет учет предложений и пожеланий покупателей, ежеквартально подготавливает обзорную информацию с предложениями по совершенствованию ассортимента, повышению качества, конкурентоспособности выпускаемых товаров, представляет ее производителю и органу управления торговлей;

с участием производителя проводит анкетные и устные опросы покупателей, покупательские конференции, просмотры новых коллекций товаров, демонстрации новых моделей, выставки-продажи и иные рекламные мероприятия;

применяет прогрессивные формы и методы продажи товаров (самообслуживание, продажа по предварительным заказам, образцам и другие);

использует современное торгово-технологическое оборудование и имеет современный интерьер;

обеспечивает изучение и внедрение передовых методов и приемов труда в торговле, систематическое повышение квалификации работников.

Фирменная торговля в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Указам Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 113 «О развитии фирменной торговли» (в редакции Указа № 355 от 26.07.2004г.), Типовым положением «О фирменном магазине предприятия», в редакции приказа Министерства торговли от 31.05.1999г. № 58, Постановления Министерства торговли от 02.10.2003г. № 47, Приказа Министерства торговли от 14.11.2008г. № 171, а так же в соответствии с другими нормативными документами Республики Беларусь.

Подпунктом 2.1 п. 2 вышеназванного Указа установлены основные задачи фирменной торговли, которыми являются [19]:

обеспечение высокого уровня торгового обслуживания населения, реализация в широком ассортименте продукции, в том числе комплектующих изделий, произведенной учредителями фирменных торговых предприятий, а также сопутствующих товаров, внедрение прогрессивных форм и методов организации торговли;

организация предпродажной подготовки товаров, доставки их покупателям, сборки и установки, гарантийного и послегарантийного обслуживания, оказание других услуг, связанных с торговым обслуживанием населения.

Особое внимание в развитии и совершенствовании фирменной торговли в Республике Беларусь отводится созданию сети образцовых фирменных торговых предприятий (магазинов, торговых центров, домов торговли; далее - фирменный магазин), оказывающих весь комплекс современных торговых услуг.

В свою очередь, в соответствии с Типовым положением о фирменном магазине предприятия (объединения), утвержденным приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 27 октября 1998 г. № 138 (с изменениями и дополнениями в соответствии с Приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 14 ноября 2008 г. № 171), фирменным магазином считается розничное торговое предприятие [22]:

учредителем (учредителями) которого является субъект (субъекты) хозяйствования, производящий(ие) товары народного потребления;

имеющее в ассортименте и объеме реализации удельный вес продукции учредителя фирменного магазина, а также других предприятий, вырабатывающих аналогичный ассортимент товаров, не менее 75% - для непродовольственных магазинов и не менее 50% - для продовольственных;

осуществляющее продажу сопутствующих и комплектующих изделий к реализуемым товарам;

расположенное в специально оборудованном помещении, отвечающем требованиям санитарных норм и правил (СНиП) для розничной торговли, с площадью торгового зала не менее 100 кв.м. В исключительных случаях исполнительные комитеты вправе исходя из ассортимента реализуемых товаров принимать решение о присвоении статуса "фирменный" магазину, площадь торгового зала которого менее 100 кв.м;

отвечающее требованиям Типового положения № 138.

Создание и функционирование фирменного магазина, как правило, осуществляется в качестве юридического лица с ведением раздельного от иных видов деятельности его учредителей учета финансово-хозяйственных операций, связанных с его деятельностью. Товарная специализация фирменного магазина определяется его учредителем и согласовывается с исполнительным комитетом по месту нахождения магазина. При этом фирменный магазин не имеет права осуществлять оптовую торговлю, за исключением мелкооптовых операций по продаже продукции его учредителей для использования (потребления) на территории Республики Беларусь.

Магазинам, отвечающим всем требованиям, указанным в Типовом положении № 138, решениями исполнительных комитетов местных советов присваивается статус «фирменный магазин». Фирменный магазин вправе пользоваться фирменным наименованием при заключении договоров (контрактов), указывать его на вывесках, бланках, счетах, на упаковке, в рекламных текстах. Фирменный магазин имеет зарегистрированный в установленном порядке знак торгового обслуживания и фирменную одежду для персонала. Фирменный магазин может быть открыт предприятием-изготовителем как по месту нахождения учредителя, так и в других регионах республики, а также за ее пределами. Магазины, созданные предприятиями, производящими товары народного потребления, не получившие статус «фирменный», считаются ведомственной торговой сетью министерств, концернов, предприятий.

Фирменный магазин в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом (положением) магазина, Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384, с изменениями и дополнениями, нормативными актами Министерства торговли Республики Беларусь, исполнительных и распорядительных органов по вопросам государственного регулирования торговли, Типовым положением № 138, а расположенный за пределами республики - также законодательством государства по месту нахождения магазина.

Выездная фирменная торговля в Республике Беларусь - оптовая, розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта (Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденный Постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28.04.2003 № 22) [19].

В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 226-З) передача резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту Республики Беларусь являются экспортом.

Планирование выездной фирменной торговли товарами за пределами Республики Беларусь начинается с издания руководителем организации приказа или распоряжения, которым назначаются ответственные лица за организацию выездной торговли, а также материально ответственные лица за торговлю товарами за границей и оприходованием от них валютных денежных средств. Также издается приказ о командировании этих работников за пределы Республики Беларусь для участия в выставке-ярмарке.

В соответствии со ст. 404 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю, в случаях, когда между работником и нанимателем в соответствии со ст. 405 Трудового кодекса заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей.

Согласно ст. 405 Трудового кодекса письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей [18].

Таким образом, в случае отсутствия до настоящего времени заключенных договоров об индивидуальной материальной или коллективной ответственности производится их заключение с командированными работниками, которым вверены товары и доверены после их реализации принятие, хранение и сдача валютных денежных средств. Это может быть иная форма материальной ответственности работников - коллективная, которая между данным составом работников ранее отсутствовала.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что при совершении вышеуказанных хозяйственных операций не требуется наличия торгового внешнеэкономического контракта. Хотя это расценивается как экспорт товаров по причине того, что организатор ярмарки-выставки, пригласивший резидентов Республики Беларусь поучаствовать в ней, не является покупателем их товаров. Покупателями товаров будут являться физические лица (граждане иностранного государства), и оформление сделки купли-продажи будет производиться посредством выдачи кассового чека или отрывного талона (форма 20-фс).

Организациями фирменной и ведомственной торговли постоянно проводится изучение покупательского спроса на выпускаемый ассортимент товаров, результаты которого учитываются при формировании производственных программ промышленных предприятий. Фирменная торговля призвана активно влиять на повышение качества и конкурентоспособности товаров, формирование положительного имиджа продукции.

На основании и вышеизложенного можно сделать вывод, что в современных условиях необходимость функционирования фирменных магазинов приобретает особую актуальность. Переход к рынку требует глубокого изучения и учета всех звеньев цепи продвижения товара к потребителю, начиная от зарождения идеи, создания товара и заканчивая его продажей. Для эффективного управления рынком необходима межотраслевая скоординированная деятельность промышленности, торговли, ценообразования, рекламы и т. п. Таким образом, в настоящее время основная роль фирменной торговли заключается в том, что она помогает промышленным предприятиям приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и успешно реализовывать свою продукцию на рынке.

2. СОСТОЯНИЕ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В момент вступления в силу Указа № 113 до 01.01.1999 г. в республике работало 2632 фирменных магазина, их удельный вес в товарообороте составлял уже более 13% против 2% в 1990 г. Особенно бурно эта сеть начала развиваться с 2000г. Больше всего таких магазинов открылось в системе Минсльхозпрода - 1661, концерне «Беллегпром» - 167 и Минпроме - 149.

Кроме количественного роста положительно и то, что все больше появлялось организаций, которые в полной мере отвечают статусу «фирменный». Это сеть магазинов «АБВ» «Беллегпрома», ООО «Марко», ОАО «Милавица», АО «Свiтанак» в Жодино, колхоза «Октябрь» в Гродно, молокозавода в Несвеже и др. В этих магазинах привлекательные интерьеры, высокий уровень обслуживания. Также постоянно изучается спрос покупателей на вырабатываемую учредителями продукцию, готовятся ежемесячные конъюнктурные обзоры и отчеты о реализации по выпускаемым моделям. Работники магазинов участвуют в художественных советах промышленных организаций, обсуждении планов производства, проводят выставки-продажи и показы перспективных моделей. В магазинах ОАО «Красный Октябрь» и «КИМ» принимаются заказы от населения на производство изделий нестандартных размеров. В магазине №1 «АБВ» в г. Минске постоянно проводятся расширенные распродажи товаров для пенсионеров и студентов со значительной скидкой в цене [10, с. 113].

Значительных успехов в работе достигли фирменные магазины «Белвест», «Милавица», «Марко», которые открыты в Смоленской и Брянской областях Российской Федерации. Также в Смоленске открылся торговый дом «Белая Русь», учредителями которого являются белорусские промышленные организации. Сегодня в странах СНГ (в основном в РФ) и дальнего зарубежья белорусскими промышленными организациями открыто более 600 дилерских представительств и сервисных пунктов, в том числе Минсельхозпрода, Минпрома, что способствует увеличению внешнеторгового оборота республики. Вообще же, фирменная торговля благодаря более быстрой оборачиваемости оборотных средств, ускорению расчетов с поставщиками сырья укрепляет финансовое положение организаций.

Одним из наиболее значимых в Республике Беларусь является РУП «Фирменная торговля Минпрома» - торговая организация работающая на рынке уже 10 лет. Основной принцип работы РУП «Фирменная торговля Минпрома» - это прямое сотрудничество с организациями, что позволяет предлагать на выбор покупателям большой ассортимент товаров по ценам предприятий - производителей. Организация осуществляет поставки продукции более 300-м торговым организациям. Организационная структура организации позволяет работать с менеджером, закрепленным за определенным географическим регионом, а это помогает наладить устойчивый контакт. Организация обладает гибкой системой скидок, которая учитывает как сроки оплаты, так и объемы заказов, что учитывает особенности работы разных категорий клиентов. Продукция является востребованной не только на всей территории Республики, но и других странах СНГ.

Таким образом, в последние годы фирменная торговля приобретает все больший размах. Тем не менее, в развитии фирменной торговли существуют и недостатки.

Как известно, главные задачи фирменного магазина - реализация в основном продукции учредителей, внедрение прогрессивных форм торговли, изучение покупательского спроса, формирование предложений по совершенствованию ассортимента и качества выпускаемых товаров. Такой магазин должен быть подлинным маркетинговым центром своего предприятия, образцом торговли. К сожалению, очень большое число фирменных магазинов этим и другим требованиям, изложенным в Типовом положении о фирменном магазине предприятия (объединения) пока не удовлетворяют [3, с. 108].

Министерством торговли при активном участии специалистов ведомств, облисполкомов была проведена проверка около 200 торговых организаций в г. Минска, в результате которой те или иные нарушения законодательства о торговли были установлены практически повсеместно. Например, в фирменном магазине «Пеунiк» Витебской бройлерной птицефабрики: обсчет, отсутствие товаров по ассортиментному минимуму, нарушение сроков годности и норм отпуска, контрольные весы без пломбы с отклонением в сторону обвеса, товары по количеству не принимаются, ответы на жалобы не даются и т.д. В результате чего было принято решение о лишении магазина лицензии, так как подобные нарушения здесь допускались и ранее.

Иногда фирменные магазины открывают в совершенно не предназначенных для этого местах. Так, фирменный магазин Минской птицефабрики им. Крупской был открыт в столичной поликлинике № 26 в детском кабинете № 13. Тем не менее, в Минсельхозпроде, «Беллегпроме», Минпроме в основном завершена разработка программ развития фирменной торговли до 2015 года, в результате чего фирменная сеть должна пополниться 250 магазинами. Концерн «Беллегпром» планирует открыть три фирменных магазина за пределами республики. Такая же задача поставлена и в Минпроме. Минсельхозпрод планирует наряду с другими мероприятиями развить дилерскую сеть за пределами республики для наращивания организованного экспорта.

В настоящее время развитие фирменной торговли в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с основными направлениями Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2011-2015 годы, а также программами, определенными учредителями фирменных магазинов. К примеру, Министерством промышленности до конца текущего года планируется открытие фирменных магазинов РУПП «Витязь» в городах Пинск и Орша. В системе Минсельхозпрода наибольшее количество предприятий торговли функционирует в Департаменте по хлебопродуктам. В системе концерна «Беллегпром» количество фирменных магазинов в первом полугодии 2007 г. в сравнении с соответствующим периодом прошлого года возросло на 43 процента. Организациями концерна «Белнефтехим» разработаны мероприятия по развитию и совершенствованию собственной торговой сети. До конца текущего года планируют открытие собственных магазинов ОАО «Борисовский завод пластмассовых изделий» и ОАО «Гродно Азот». Основным направлением развития фирменной торговли концерна является расширение фирменных секций [18].

Одновременно Министерство торговли рассматривает иные варианты развития фирменной сети производителя путем открытия специализированных магазинов, где будет представлена вся отраслевая гамма товаров. Формирование производителями собственной торговой сети (в том числе за рубежом) способствует продвижению товаров на рынок, маркетинговым исследованиям, увеличению роста розничного товарооборота. Так, по данным Министерства статистики и анализа, в январе-мае 2012 г. розничный товарооборот торговой сети по системе Минсельхозпрода составил 116,4% к аналогичному периоду 2011 г., Минпрома - 110,2%, концернов «Белгоспищепром» - 142,7%, «Беллегпром» - 119,1%, «Беллесбумпром» - 123,6%, «Белнефтехим» - 120,0% [18].

Фирменные и ведомственных магазины предприятий концерна «Беллегпром», в настоящее время насчитывается (включая торговые сети СП ЗАО «Милавица», СООО «Марко», ЗАО «ТД «Луч-М») более 420 магазинов. Доля продажи собственных товаров предприятий концерна в товарообороте фирменной торговли составляет 98-99 %.

За 2 квартал 2012 г. в фирменную торговлю концерна поставлено чулочно-носочных изделий 1434,4 тыс. пар или 28,7 % от объема поставки на внутренний рынок, трикотажных изделий соответственно 881,3 тыс.шт. или 18,4 %, швейных изделий соответственно 203,6 тыс.шт. или 15,6 %, кожгалантерейных изделий 2694,0 млн. руб. или 27,3 %, обуви соответственно 461,1 тыс.пар или 30,0 %.

Развитие фирменной торговли позволяет ряду предприятий отрасли через объекты фирменной торговли реализовывать значительные объемы продукции. В частности, в 2 квартале 2012 г. поставка в объекты ведомственной и фирменной торговли ОАО «Славянка» составила 60,2 % от общего объема поставки на внутренний рынок, ОАО «Элема» - 56,5 %, ОАО «Коминтерн» - 46,7 %, ОАО «Свiтанак» (г. Жодино) - 22,1 %, ОАО «Брестский чулочный комбинат» - 24,9 %, СООО «Белвест» - 55,4 %, ЗАО СП «Белкельме» - 35,5 %, СООО «Марко» - 50,1 %, ОАО «Галантэя» - 27,3%.

Таким образом, несмотря на недостатки, фирменная торговля занимает значительную долю в товарообороте республики, причем сохраняется тенденция к увеличению.

Внутренняя фирменная торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения и одним из основных источников поступления денежных средств для формирования основ финансовой стабильности государства. В связи с этим заинтересованность государства в увеличении масштабов торговой деятельности объективно обусловлена.

В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий.

Произошли позитивные количественные и качественные изменения. Торговые организации имеют полную правовую и хозяйственную самостоятельность.

Обеспечена возможность развития конкуренции между субъектами хозяйствования различных форм собственности, что в свою очередь создает условия для развития новых современных форм и методов обслуживания населения, способствующих экономии времени на совершение покупок, оказания сопутствующих услуг, оптимального ценообразования, предложения широкого ассортимента товаров и услуг и т.п.

Таблица 2.1 - Развитие торговой инфраструктуры в Республике Беларусь за 1990-2008гг.

ПоказательГодыТемп роста 2011г. к 2006г.Отклонение (+,-)2006200720082009201020112011г к 2006г2011г. к 2010г.12345678910Магазины - всего, ед.291003096632075348633734941559142,81124594210в том числе:91861054111025131121331513317144,9741312магазины самообслуживанияТорговая площадь магазинов - всего, тыс. кв. м2674,8277129683112,43315,83517,8131,52843202Фирменные магазины, ед.530589608622667674127,171447Торговые центры, ед.260324321365378371142,69111-7Площадь торговых центров, тыс. кв. м220,5358,6245,5283,8287,7312,8141,8692,325,1Торговые объекты в торговых центрах, ед.16900201191999415912157651635896,79-542593Торговая площадь магазинов и торговых центров - всего, тыс. кв. м2895,53129,63213,53395,93603,53830,6132,29935,1227,1Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, кв. м308,5322342362391416134,85107,525Рынки, ед.41641339639940139695,19-20-5Количество торговых мест на рынках, тыс. ед.73,6106,1102,8111109,7105,6143,4832-4,1Магазины-склады - всего, ед.161175173159169174108,07135Примечание. Источник: составлено автором по данным Приложения А.

По данным таблицы 2.1 можно сделать вывод, что торговая инфраструктура Республики Беларусь за анализируемый период постоянно увеличивается, в частности прирост магазинов составил 42,81 % или 12459 единиц в 2011г. по сравнению 2006г. Значительно увеличилось количество крупных торговых центров в 2011 г. по сравнению с 2006 г. прирост составил 111 единиц.

Как положительное явление, можно отметить рост фирменных торговых объектов с 530 единиц в 2006г. до 667 единиц в 2008г.

Таблица 2.2 - Магазины фирменной торговли в Республике Беларусь за 2005-2011гг. по формам собственности

ПоказательГодыОтклонение 2011 к. 2005г. Темп роста 2011г. к 2005г.2005200620072008200920102011Всего516530587608623667674158130,6в том числе по формам собственности: государственная198196213218195180158-4079,8республиканская159159175178162131106-5366,7коммунальная3937384033495213133,3частная318334372388426485516198162,3из нее смешанная: организации с долей государственной собственности198208237247263306309111156,1организации с долей иностранной собственности3542475157588146231,4иностранная--2222-0100,0Примечание. Источник: составлено автором по данным Приложения Б.

За анализируемый период растет доля частной собственности в фирменной торговле республики, темп прироста составил в 2011г. по отношению к 2005г. 62,3. Растет доля собственности с иностранным капиталом, что подтверждает привлекательность Республики Беларусь для иностранных инвесторов.

Таблица 2.3 - Магазины фирменной торговли в Республике Беларусь за 2005-2011гг.

ПоказательГодыОтклонение 2011 к. к 2005г. Темп роста 2011г. к 2005г.2005200620072008200920102011Республика Беларусь, в том числе:516530587608623667674158130,6Брестская969510210910711311721121,9Витебская827988879110210523128,0Гомельская72799210210711111139154,2Гродненская4438465356606218140,9г.Минск12313314614414715115128122,8Минская515154524958609117,6Могилевская4855596166726820141,7из них продовольственныхРеспублика Беларусь, в том числе:28829533334034837136880127,8Брестская555559575760627112,7Витебская504752505256566112,0Гомельская4649586465676519141,3Гродненская262327292932315119,2г.Минск5156657072727322143,1Минская3638444140484913136,1Могилевская242728293336328133,3из них непродовольственныхРеспублика Беларусь, в том числе:21521824325326528429580137,2Брестская4037414948505313132,5Витебская3131353638454817154,8Гомельская2327323440414320187,0Гродненская1815192427283113172,2г.Минск727781747579786108,3Минская75655670100,0Могилевская2426293132353511145,8Примечание. Источник: составлено автором по данным Приложения Б

Как видно из таблицы 2.3 количество магазинов фирменной торговли в 2011г. составило 674 единицы, при этом рост количества магазинов за анализируемый период составил 158 единиц или 30,6 %. При этом наибольшее число магазинов фирменной торговли в г.Минске - 151 магазин в 2011г.

Количество продовольственных магазинов фирменной торговли в 2011 г. составило 368 единиц, при этом рост количества магазинов за анализируемый период составил 80 единиц или 27,8 %. При этом наибольшее число магазинов фирменной торговли в г. Минске - 73 магазина в 2011г.

Количество непродовольственных магазинов фирменной торговли в 2011 г. составило 295 единиц, при этом рост количества магазинов за анализируемый период составил 13 единиц или 32,5 %. При этом наибольшее число магазинов как и в случае с продовольственными товарами находится в г. Минске - 78 магазина в 2011г.

Таблица 2.4 - Торговая площадь магазинов фирменной торговли в Республике Беларусь за 2005-2011гг.

ПоказательГодыОтклонение 2011 к. 2005г. Темп роста 2011г. к 2005г.2005200620072008200920102011ВсегоРеспублика Беларусь, в том числе:6482663458704007438077678831338413219306129,8Брестская1001496129875126231278913548137413727137,2Витебская114911105012308121581243214700144472956125,7Гомельская7520859010191114651211112519124954975166,2Гродненская33642961367450205872643873343970218,0г.Минск22451203472195220812218202188322004-44798,0Минская40774216500049064927578860461969148,3Могилевская59096753740073967727825780652156136,5из нее площадь продовольственных магазиновРеспублика Беларусь, в том числе:263842651530491317013322535300342537869129,8Брестская4378421241214412464450174813435109,9Витебская5592528160285702602062435450-14297,5Гомельская46174756582064126507682365751958142,4Гродненская17021587205121592374276428841182169,4г.Минск55735908673472677569727976292056136,9Минская26142715364234563604432844571843170,5Могилевская1908205620952293250728462445537128,1Примечание. Источник: составлено автором по данным Приложения Б.

По данным таблицы 2.4 можно сделать вывод, то за анализируемый период торговая площадь магазинов фирменной торговли Республики Беларусь выросла на 29,8 % или на 19306 м2. В разрезе областей наибольший темп роста наблюдается по Гродненской области (218,0%) и по Гомельской области области (166,2%). Однако рост торговой площади наблюдается за счет роста торговой площади фирменных магазинов по продаже продовольственных товаров.

Торговая площадь фирменных магазинов по продаже продовольственных товаров выросла за анализируемый период на 29,8% или 7869 м2.

Таблица 2.5 - Розничный товарооборот фирменной торговли по областям и г. Минску за 2005-2011гг.

ПоказательГодыОтклонение 2011г. к. 2005г. Темп роста 2011г. к 2005г.2005200620072008200920102011Республика Беларусь, в том числе:593,7692,5932,112031341,81497,22882,42288,7485,5Брестская68,689,1113169,3192,7219,7448,7380,1654,1Витебская78,787,8109,9144,8165,1222,7445,6366,9566,2Гомельская85,4111,2139,3196207,1229,3448,7363,3525,4Гродненская29,535,187,4122,2109,1123,6238,8209,3809,5г.Минск250,4262,3338,2397462450,8841,3590,9336,0Минская34,641,963,276,194113,1220,5185,9637,3Могилевская46,565,181,197,6111,8138238,8192,3513,5Примечание. Источник: составлено автором по данным Приложения Б.

По данным таблицы 2.5 видно, что наибольший товарооборот фирменной торговой сети наблюдается в г. Минске - 841,3 млрд р.. Темп роста в 2011г. по сравнению с 2005г. составил 336,0 % или 590,9 млрд р. В общем по Республике Беларусь розничный товарооборот фирменной торговли в 2011г. составил 2882,4 млрд р. За анализируемый период розничный товарооборот увеличился в 4,9 раз или на 2288,7 млрд р.

Таблица 2.6 - Розничный товарооборот фирменной торговли по формам собственности за 2005-2011гг.

ПоказательГодыОтклонение 2011 г. к 2005г.Темп роста 2011г к 2005г.2005200620072008200920102011Всего593,7692,5932,112031341,81497,22882,42288,7485,5в том числе по формам собственности:государственная247264,4319424,9411,8341551,9304,9223,4республиканская202,6215,8266,3352,6339,9212,329491,4145,1коммунальная44,448,652,772,371,9128,4257,9213,5580,9частная346,7428,1610,2773,5924,31150,32330,51983,8672,2из нее смешанная:организации с долей государственной собственности205,3249,6381,4481514,9666,512341028,7601,1организации с долей иностранной собственности46,75572,495,799,9134408,9362,2875,6иностранная--2,94,65,75,9-3203,4Примечание. Источник: составлено автором по данным Приложения Б.

Как видно из таблицы 2.6 наибольший товарооборот у организаций частной формы собственности, а именно 2 330,5 млрд р. в 2011 г.

На втором месте находится государственная форма собственности с розничным товарооборотом равным 551,9 млрд р.

Таблица 2.7 - Удельный вес розничного товарооборота фирменной торговли в розничном товарообороте торговли, (в %)

ПоказательГоды2005200620072008200920102011Республика Беларусь, в том числе:43,73,93,73,53,73,9Брестская3,63,63,744,14,44,8Витебская4,5443,93,84,85Гомельская4,44,64,74,84,44,54,6Гродненская1,81,73,43,52,82,93,2г.Минск64,84,84,24,23,83,8Минская1,91,82,11,71,722,1Могилевская3,33,63,633,13,73,4Примечание. Источник: составлено автором по данным Приложения Б.

Как видно из таблицы 2.7 удельный вес розничного товарооборота в целом по республике в фирменной торговле в 2011г. составил 3,9 % об общего объема товарооборота, при этом он снизился на 1 п.п. по отношению к 2005г. Наибольший удельный вес фирменной торговли в объема розничного товарооборота республики в Брестской (4,8 %) и Гомельской (4,6 %) области.

Таблица 2.8 - Розничный товарооборот пищевых продуктов, напитков, табачных изделий и непродовольственных товаров фирменной торговли (в фактически действовавших ценах)

ГодыВсе товары, млрд. руб.В том числеУдельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в розничном товарообороте, фирменной торговли, %пищевые продукты, напитки, табачные изделиянепродовольственные товары2005593,7343,6250,157,92006692,5431261,562,22007932,1563,33698,860,420081203766,5436,563,720091341,8851,6490,263,520101497,2906,9590,360,620112882,41695,51186,958,8Примечание. Источник: составлено автором по данным Приложения Б.

Как видно из таблицы 2.8 удельный вес продуктов питания в 2011г. оставил 58,8 % в общем объеме розничного товарооборота. При этом в фирменной торговле наблюдается общереспубликанская тенденция снижения удельного веса пищевых продуктов в сторону увеличения реализации непродовольственных товаров.

Таблица 2.9 - Структура розничного товарооборота фирменной торговли продовольственных и непродовольственных товаров за 2009-2011гг.

Товарные группыГодыОтклонение 2011г. к 2009г.Темп роста 2011г. к 2009г.200920102011Все товары100100100Продовольственные товары56,262,663,77,5113,3мясо2833,835,27,2125,7молоко2,92,82,7-0,293,1яйца1,41,41,40100,0рыба0,50,60,70,2140,0масло растительное0,10,10,30,2300,0маргарин и майонез0,50,30,3-0,260,0сахар0,60,60-0,60,0кондитерские изделия4,14,34,80,7117,1мука и крупы4,23,33-1,271,4овощи и фрукты0,60,70,80,2133,3алкогольные напитки9,210,310,10,9109,8другие4,143,9-0,295,1Непродовольственные товары43,837,836,3-7,582,9ткани0,50,10,1-0,420,0одежда4,23,53,7-0,588,1верхний и бельевой трикотаж2,31,72,2-0,195,7чулочно-носочные изделия10,70,7-0,370,0обувь10,610,28,4-2,279,2парфюмерия0,60,30,2-0,433,3телерадиотовары7,35,73,1-4,242,5табачные изделия0,80,70,90,1112,5галантерея2,112,40,3114,3мебель3,94,34,70,8120,5ковровые изделия0,50,50,60,1120,0посуда0,30,10,1-0,233,3хозяйственные товары0,40,20,2-0,250,0часы0,100-0,10,0электротовары2,71,91,8-0,966,7автомобили0,70,80,80,1114,3строительные материалы3,83,54,60,8121,1другие22,11,8-0,290,0Примечание. Источник: [18].


Таблица 2.10 - Реализация потребительских товаров длительного пользования через каналы фирменной торговли за 2009-2011 гг. шт.

Товарные группыГодыОтклонение 2011г. к 2009г.Темп роста 2011г. к 2009г.200920102011Холодильники и морозильники936075538141Стиральные машины11787511989811168,8Электропылесосы1567214865124945415,6Велосипеды и мопеды17357661192-54368,7Телевизоры966179672682398-1421985,3Примечание. Источник: [18].

По данным таблицы 2.8 видно, что наибольшими темпами растет реализация электропылесосов, за анализируемый период темп прироста 315,6 % или 4945 шт. Наибольший темп снижения реализации наблюдается по велосипедам и мопедам (68,7 %) и телевизорам (85,3%).

На основании проведенного анализа состоянии фирменной торговли в Республике Беларусь можно сделать следующие выводы. Значительных успехов в работе достигли фирменные магазины «Белвест», «Милавица», «Марко», которые открыты в Смоленской и Брянской областях Российской Федерации. Также в Смоленске открылся торговый дом «Белая Русь», учредителями которого являются белорусские промышленные предприятия. Сегодня в странах СНГ (в основном в РФ) и дальнего зарубежья белорусскими промышленными предприятиями открыто более 600 дилерских представительств и сервисных пунктов, в том числе предприятий Минсельхозпрода, Минпрома, что способствует увеличению внешнеторгового оборота республики.

Количество магазинов фирменной торговли в 2011г. составило 674 единицы, при этом рост количества магазинов за анализируемый период составил 158 единиц или 30,6 %. При этом наибольшее число магазинов фирменной торговли в г.Минске - 151 магазин в 2011г.

Наибольший товарооборот фирменной торговой сети наблюдается в г.Минске - 841,3 млрд р.. Темп роста в 2011г. по сравнению с 2005г. составил 336,0 % или 590,9 млрд р. В общем по Республике Беларусь розничный товарооборот фирменной торговли в 2011г. составил 2882,4 млрд р. За анализируемый период розничный товарооборот увеличился в 4,9 раз или на 2288,7 млрд р

Таким образом, состояние фирменной торговли республики находится на очень высоком уровне, что позволяет увеличивать реализацию промышленной продукции не только в нашей стране, но и за рубежом.

3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Большое внимание развитию фирменной торговли уделено в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. и Программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. [20]

Дальнейшее развитие получит фирменная (ведомственная) торговая сеть. Однако основное внимание будет уделено повышению качества работы этих магазинов, а не увеличению их количества. Отдельными министерствами и иными республиканскими органами государственного управления намечается осуществить ряд инвестиционных проектов по совершенствованию указанной торговой сети.

Более активно будут развиваться внемагазинные формы продажи товаров (уличная подвижная торговля, торговля через коммивояжеров, на рынках, электронная торговля и другие подобные формы).

Торгово-оперативная деятельность фирменных магазинов складывается из взаимосвязанных процессов, основные из которых - изучение и формирование покупательского спроса, закупка и завоз товаров в магазин, приемка, хранение и предпродажная подготовка товаров, продажа и представление торговых услуг покупателям, ведение финансовых операций.

Специфика торгово-технологического процесса, осуществляемого в фирменных магазинах от фирм-производителей (промышленных предприятий), состоит в некоторых смещениях акцентов с одних традиционных операций на другие, присущие только фирменным магазинам. В частности, в соответствии с основными задачами, выполняемыми фирменной торговлей, первостепенная роль принадлежит операциям связанным с изучением и формированием покупательского спроса, рекламой новых видов товаров, обеспечением высокой культуры торговли.

Основными направлениями достижения рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине является:

широкое внедрение прогрессивных методов и технологии продажи товаров и обслуживания покупателей;

рациональная планировка помещений магазина и применение современного высокопроизводительного торгово-технологического оборудования;

обеспечение бесперебойного снабжения магазина товарами, пользующимися устойчивым потребительским спросом;

разработка оптимальных схем размещения и выкладки товаров в торговом зале;

механизация и автоматизация трудоемких процессов;

применение современных технологических средств управления товародвижением, его компьютеризация.

Все технологические операции, выполняемые в магазине, делятся на три группы:

связанные с продажей и обслуживанием покупателей - выкладка товаров в торговом зале, отборка или отпуск товаров, расчетно-кассовые операции, предоставление дополнительных услуг;

связанные с хранением товарных запасов - приемка товаров, их перемещение к месту хранения, хранение запасов в установленном размере и ассортименте;

связанные с подготовкой товаров к продаже - обработка товаров, перемещение в торговый зал.

Между всеми технологическими операциями, совершаемыми в магазине, существует тесная взаимосвязь, поэтому рациональный торгово-технологический процесс обеспечивается применением наиболее целесообразных и экономичных способов и приемов выполнения как отдельных операций, так и процесса в целом.

Необходимым условием рационализации торгово-технологического процесса в фирменном магазине является широкое внедрение прогрессивной технологии продажи товаров, сущность которой заключается в том, что товар полностью подготовливается к продаже еще в сфере производства или в складском звене, где осуществляется превращение производственного ассортимента в торговый.

Важнейшим условием решения задачи совершенствования торгово- технологического процесса в фирменном магазине является широкое применение таких прогрессивных методов продажи товаров, как самообслуживание, продажа товаров по образцам и предварительным заказам, продажа по накопительным бонусным карточкам и в кредит, применение гибкой дифференцированной системы скидок.

Для обеспечения максимальной эффективности продажи товаров по методу самообслуживания необходимо:

обеспечить свободный доступ покупателей ко всем выставленным товарам и предоставить им максимальные удобства в процессе выбора;

организовать исчерпывающую информацию покупателей (четкая маркировка товаров, обозначение на каждом изделии цены и всех необходимых для покупателя данных о товаре), широкое использование рекламных средств для потребительской ориентировки покупателей в магазине (броское и ясное обозначение товарных отделов, информация о новых товарах, аннотации и т.п.);

рационально разместить товары по потребительскому назначению, видам;

рационально организовать расчеты с помощью современных быстродействующих компьютеризированных кассовых комплексов;

использовать рациональное торговое оборудование;

осуществлять постоянный контроль за наличием в магазинах широкого ассортимента товаров и его систематическое обновление;

максимально увеличить товарную выкладку и организовать правильное освещение выставленных товаров.

Одной из характерных черт фирменной торговли, обусловливающей ее значимость в процессе реализации товаров потребителю, является образцовая, высокая культура обслуживания покупателей. Важное место при этом отводится оказанию дополнительных услуг клиентам, связанных с покупкой товаров и их использованием как непосредственно в магазине, так и за его пределами. Эти услуги могут оказывать как сами работники фирменного магазина, так и специалисты, привлеченные из других организаций и другие фирмы по договору. Дополнительные услуги могут предшествовать продаже товаров и следовать за ней, быть платными и бесплатными. По своему функциональному назначению различают дополнительные услуги, связанные с продажей товаров и культурно-бытовым обслуживанием клиентов.

Можно рекомендовать следующий перечень дополнительных услуг, оказываемых в фирменном магазине:

прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующих в продаже; - комплектование подарочных и комплексных наборов;

доставка купленных товаров по указанному адресу;

мелкий ремонт технически сложных товаров и детских игрушек;

мгновенное фото, точка ножей и ножниц, установка автоматов по продаже напитков, сладостей, сигарет и других мелких товаров;

продажа билетов;

демонстрация новых товаров, выставка товаров;

консультации специалистов по правилам пользования товарами;

хранение купленных товаров и вещей покупателей;

обеспечение покупателей информацией.

Существенное влияние на рациональную и эффективную организацию торгово-технологического процесса в фирменном магазине оказывают торговые здания и сооружения (их местоположение, оформление интерьеров и экстерьеров), торгово-технологическое оборудование. Для обеспечения оптимального процесса продажи и создания возможностей широкого внедрения прогрессивных методов торговли наиболее эффективными являются встроенно-пристроенные и отдельно стоящие здания магазинов. Так как основной функцией фирменного магазина является продвижение торговой марки фирмы-производителя и продажа ее товаров, а также оказание сопутствующих услуг покупателям, то здание должно отвечать следующим архитектурным, эксплуатационным, экономическим, эстетическим и эргономическим требованиям:

конструкция здания должна быть подчинена основному назначению фирменного магазина - продвижению торговой марки (trade-mark) и фирменной культуры обслуживания покупателей, быть удобной для работы персонала магазина, обеспечить полную сохранность потребительских свойств товаров;

форма и размеры здания должны создавать условия для внедрения прогрессивной технологии, широкого применения современных методов торговли, в особенности, самообслуживания, комплексного удовлетворения спроса покупателей, рационального направления потоков покупателей и эффективного использования всех площадей магазина, организации различных дополнительных услуг;

здание должно легко поддаваться реконструкции, а также расширению с помощью сборных конструкций (легкосборные конструкции могут также использоваться для внутренней реорганизации торговых, складских и офисных площадей);

в торговом зале по возможности не должно быть опор иди колонн, а при наличии опор между ними должны быть большие расстояния;

выбор конструкции и отделочных материалов должен обеспечивать наибольшую экономическую эффективность строительства и эксплуатации;

архитектурное решение фасада магазина должно обеспечивать максимальное обозрение интерьера со стороны улицы, быть лаконичным, выразительным.

наружные витрины и другие рекламные средства по архитектурному решению и характеру композиции фасада должны выгодно отличаться от фасадов других зданий и вместе с тем составлять единое целое с архитектурными-ансамблями улиц и площадей;

конструктивное решение должно обеспечивать наилучшие условия для выкладки и показа максимального количества товаров широкого ассортимента и эффективного применения торгово-технологического оборудования, внедрения механизации и автоматизации трудоемких процессов, а также компьютеризации учета товародвижения и информационно-поискового обеспечения.

Одной из современных форм продажи товаров в фирменных магазинах является продажа по образцам. Другой современной формой продажи товаров в фирменных магазинах является продажа по каталогам. Одним из важнейших преимуществ данного вида торговли является рациональное использование торговой площади; возможность разместить в торговом зале весь имеющийся в магазине ассортимент товаров для широкого обозрения. Кроме того, покупатели самостоятельно и быстро знакомятся с товарами, продавцы тратят меньше времени на подбор и показ товаров и, следовательно, могут больше внимания уделить консультации покупателей, лучше изучать спрос.

Значительная роль при продаже товаров по образцам отводится продавцам-консультантам. Они должны хорошо знать свойства, назначение и условия эксплуатации товаров, давать исчерпывающую информацию покупателям и активно помогать им в выборе товара.

Дальнейшему повышению эффективности функционирования фирменной торговли должны способствовать обобщение и практический анализ накопленного в данном фирменном магазине (и в отделе маркетинга фирмы-производителя) опыта. На этой основе следует разработать единые нормативно-методические документы, включающие наряду с общими положениями конкретные требования к размещению и архитектурно-планировочному решению фирменных магазинов, организации в них торгово-технологических процессов и работ по изучению, формированию и стимулированию спроса, стимулированию и оценке эффективности труда обслуживающего персонала, построению коммерческих, информационных и иных связей с поставщиками и взаимодействию со всеми звеньями сбытового и производственного комплекса фирмы-производителя.

При изучении спроса фирменные магазины должны сосредотачивать усилия на решении двух основных задач: выявление потребительских оценок ассортимента и качества товаров, производимых соответствующим предприятием-производителем, и определение перспектив реализации новых товаров, намеченных к выпуску. В итоге этой работы должны быть установлены перспективные изделия, которые благодаря превосходству своих потребительских и функциональных характеристик пользуются наибольшим (повышенным) спросом, и перечень товаров не полностью отвечающих запросам покупателей и не являющихся перспективными. Решение вышеуказанных задач обеспечивается благодаря широкому использованию различных методов изучения опроса, ·в частности, сочетанию статистических и специальных наблюдений за его развитием. Преимущества такого подхода состоят в том, что он позволяет, во-первых, охватить и количественную и качественную стороны развития спроса, во-вторых, накапливать и передавать фирме-производителю информацию по стабильному кругу вопросов (показателей), в-третьих, правильнее выявлять причины изменений спроса на конкретные товары. Этим создается возможность для всестороннего обоснования решений по формированию и корректировке производственных программ, расширению и обновлению ассортимента, повышению качества продукции и ее потребительских свойств.

Выявить структуру фактической продажи можно, используя следующие виды учета:

учет продажи изделий на основе товарных чеков;

балансовым методом по оперативным данным о запасах и поступлениях товаров;

с помощью товарных ярлыков;

с помощью приставок к кассовым аппаратам или компьютеризированных кассовых аппаратов (в России крайне непопулярны из-за сложности сокрытия фактов продажи "неучтенного товара").

Учет продажи изделий на основе товарных чеков рекомендуется использовать в тех случаях, когда этот вид документа является обязательным при оформлении покупки. При этом способе учета продавцы, заполняя товарные чеки, записывают в них все признаки, по которым намечено вести учет. Каждый день по окончании работы чеки группируются по указанным признакам в отделах (секциях) фирменного магазина. На основании этого в конце недели исчисляется главный обобщающий показатель - среднедневная продажа, которая устанавливается путем деления суммы (количества) проданных единиц товара на число дней, в течение которых они продавались. Сравнивая показатели среднедневной продажи, устанавливают интенсивность спроса на отдельные товарные позиции. Чем больше этот показатель, тем выше спрос на соответствующие товары и наоборот. Для упрощения записей, а также в целях сокращения затрат времени на выписку товарных чеков, ассортиментные признаки товаров рекомендуется обозначать специально оговоренными ЮНИСКАН шифрами\штрих-кодами. Применение шифров позволяет, кроме того, осуществлять обработку информации, содержащейся в товарном чеке, с помощью специального сетевого программного обеспечения, что снижает трудозатраты.

Учет продаж балансовым методом по оперативным данным о запасах и поступлении товаров используется в тех случаях, когда ассортимент изделий неоднороден, содержит много позиций и признаков, а регистрация покупок не представляется возможной. При этом методе объем продажи по каждой позиции ассортимента исчислятся по данным о поступлении и запасах товаров на начало и конец периода наблюдения. Вся процедура учета сводится к выполнению следующих операций:

учет товарных запасов в развернутом ассортименте перед началом и после окончания периода наблюдений. Это освобождает работников фирменного магазина от регистрации проданных товаров в момент обслуживания покупателей;

суммирование данных о поступлении товаров в развернутом ассортименте за период наблюдений по товарно-транспортным накладным и счетам-фактурам (проформа-инвойс);

определение на основании сведений о поступлении товаров и их запасов на начало и конец исследуемого периода объема продажи по каждой позиции ассортимента.

При этом продажа товара за учитываемый период может быть исчислена по формуле:


где Зн - запасы товара на начало учитываемого периода;

П - поступление товара за время его продажи;

Зк - запасы товара на конец учитываемого периода;

Показатель среднедневной продажи можно рассчитать тем же способом, что при учете продаж на основе товарных чеков.

В том случае, когда предприятие-изготовитель снабжает выпускаемые изделия специальными ярлыками, учет продажи осуществляется по этим ярлыкам. Продавцы при продаже товара снимают их, а после окончания рабочего дня сортируют по учитываемым признакам. Итоговые данные определяются путем группировки проданных изделий по установленным признакам учета.

При наличии специальных кассовых аппаратов, снабженных компьютерной приставкой, или даже перфоприставкой, учет продажи товаров осуществляется кассиром непосредственно при оплате покупки. Кассир считывает специальным устройством штрих-код изделия или набирает шифр изделия, в котором учитываются необходимые товарные признаки. Кассовый аппарат ведет соответствующие записи. В случае применения аппаратов с перфоприставкой, после периода наблюдений лента проходит компьютерную обработку, после чего выдаются готовые таблицы с данными о продаже по всем учитываемым позициям. В случае применения аппаратов с компьютерной приставкой процесс обработки данных может быть непрерывным.

Результаты статистических наблюдений за спросом в фирменном магазине по окончании месяца обобщаются и сводятся в итоговой форме. Эти сводные данные должны предоставляется фирме-производителю не позднее 5-10 числа следующего за отчетным, в виде конъюнктурной справки, которая должна содержать анализ сдвигов внутригрупповой структуры опроса. По данным конъюнктурных справок фирма-производитель (наряду с управляющими решениями экономического характера, связанными со стратегическими решениями и исполнением долгосрочных планов) может принимать решения по корректировке программы наблюдений за спросом, о проведении дополнительных мероприятий по стимулированию сбыта, о внесении изменений в производственную программу и т.п. В практике белорусских фирменных магазинов довольно часто фальсифицируются данные представляемые в маркетинговых отчетах фирмам-производителям, что чаще всего обусловлено желанием получать дополнительные скидки и льготы с учетом продвижения товаров в «тяжелых» условиях агрессивной внешней среды.

Фирменные магазины должны обеспечить активное формирование покупательского спроса, содействовать эффективной рекламе новых товаров. Эти цели достигаются посредством организации:

выставок новых и перспективных образцов товаров;

демонстрации новых и перспективных товаров;

консультаций, лекций и бесед с посетителями магазина о направлениях развития и совершенствования товарной продукции;

разнообразных форм рекламы товаров в магазине.

Формирование спроса на новые и перспективные товары с одновременным установлением отношения к ним покупателей осуществляется на выставках-просмотрах и постоянно действующих выставках. Для этого рекомендуется пользоваться подиумами, специально сконструированными декоративными стенками или решетками, внутримагазинными витринами, стендами, горками и другим оборудованием. Кроме образцов новых изделий в экспозицию выставки включаются планшеты с фотографиями, слайдами или рисунками новых и перспективных изделий.

Все представленные на выставке изделия снабжаются аннотациями с указанием предприятия-изготовителя, номера (кода) изделия, ориентировочной (розничной) цены, срока и объема выпуска.

Эффективной формой пропаганды продукции является демонстрация изделий в действии, преследующая различные цели:

демонстрация новых изделий, выпускаемых в серийном производстве и имеющихся в данный момент в продаже (или выполняемых на заказ). В этом случае преследуется цель обратить внимание на новые изделия, подчеркнуть их достоинства, утвердить желание купить (заказать) именно их;

демонстрация перспективных изделий, выпуск которых планируется начать не позднее, чем со следующего планового периода. Во время демонстрации необходимо указывать сроки поступления каждого изделия в продажу;

одновременная демонстрация уже выпускающихся и перспективных изделий (товаров). Необходимое условие при этом - перспективные изделия не должны резко, принципиально отличаться по техническим характеристикам, внешнему виду от уже имеющихся в продаже.

В комментарии к изделиям должны включаться сведения о разработках нового ассортимента; краткая характеристика о направлениях развития и совершенствования; характеристика демонстрируемых изделий и их моделей (достоинства, особенности, преимущества и т.п.) с рекомендациями по применению изделий и их моделей (модификаций); указание ориентировочных сроков и объемов производства.

Значительное место в формировании спроса на товары, продаваемые в фирменных магазинах, принадлежит индивидуальной работе с покупателем, в частности консультациям. Консультации могут проводить специалисты фирмы -производителя (предприятий-изготовителей), проектанты и дизайнеры, а также продавцы-консультанты и менеджеры фирменного магазина. Специалисты фирмы-производителя и дизайнеры-разработчики проводят консультации в период проведения выставок продаж, выставок-показов, демонстраций в действии, пробных продаж и других мероприятий.

Консультант или специально подготовленный товаровед (продавец, менеджер торгового зала) должен ежедневно давать покупателям рекомендации по реализуемым изделиям, информацию об их особенностях, преимуществах и эксплуатационных свойствах (характеристиках). Рабочее место консультанта организовывается в торговом (демонстрационном) зале там, где размещена постоянно действующая выставка новых и перспективных образцов товарной продукции.

Для дополнительной информации посетителей о перспективах развития производства товаров, их совершенствования в оформлении фирменных магазинов должны использоваться плакаты, планшеты, слайды, рисунки, фотографии, видеоматериалы, компьютерная графика, голография.

В фирменном магазине могут быть использованы следующие виды и средства рекламы:

наружное рекламное оформление, к которому относятся световая реклама (световые вывески, светодинамическая установка), витрины (оконные и отдельностоящие), уличная художественно-графическая реклама (рекламные щиты, плакаты, панно, тумбы);

реклама в торговом зале; используется световая и живописно-графическая реклама. Фотографии, слайды, образуются витрины, подиумы, стенды, подставки, развешиваются указатели, демонстрируются изделия и диапозитивы;

реклама средствами массовой информации, с этой целью предприятия-поставщики издают каталоги, проспекты, буклеты, листовки, памятки, вкладыши, ярлыки-ценники, микро- и макрофиши, средства упаковки (коробки, пакеты, бумага);

рекламные объявления с использованием торговой марки фирмы и или торгового символа магазина печатаются в газетах и журналах, передаются по радио и телевидению.

Наибольшей эффективности в пропаганде новых товаров можно достичь путем организации рекламной компании, т.е. единовременного использования всех рекламных средств. Каждое отдельное рекламное средство дополняет и усиливает действие других, но все они объединяются единым связывающим звеном (это может быть товарный знак, эмблема, рекламный слоган, рисунок и т.п.).

Рекламная деятельность должна удовлетворять ряду требований, которые обеспечивают ее эффективность и подчинение глобальным интересам фирмы-производителя: быть направленной, планомерной, экономически эффективной, правдивой и конкретной, научно-аргументированной, точной, высокоинформативной и эстетичной. Средства рекламы и информации многообразны и противоречивы. Исследования показывают, что, по крайней мере, для рынка элитных товаров в Республике Беларусь для фирменных магазинов прослеживается следующая тенденция: до 50 % посетителей приходит по телевизионной рекламе, до 20% по рекламе в престижных журналах и каталогах и только около 10 % по выносной рекламе. Это может говорить либо о специфике белорусского рынка, либо о крайней непрофессиональности щитовой рекламы.

По классическим правилам, оконная витрина должна играть не меньшее значение, чем внутримагазинная выставка товаров. Одним из важнейших средств рекламы в фирменном магазине является витрина, которая должна в выгодном свете показать товар и тем самым способствовать активизации его продажи.

В композиционное решение витрин фирменных магазинов рекомендуется вводить фирменные и товарные знаки, информацию с краткой характеристикой торгового и промышленного предприятия, слайды, фотографии и видеоролики производственных цехов и испытательных лабораторий предприятия-изготовителя (Особое внимание необходимо обратить на сертификацию и стандартизацию продукции и производства в соответствии со стандартами IEC 9000-9004). В витрине выставляются товары, имеющиеся в постоянной продаже. Витрина должна быть привлекательной. Оформлять ее следует просто, строго, периодически меняя выставленные товары. В основе формирования витрин лежит принцип рекламирования натурального товара) как главного содержания витринной экспозиции.

Большое внимание развитию фирменной торговли уделено в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и Программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

торговый магазин секция беларусь

В современных условиях необходимость функционирования фирменных магазинов приобретает особую актуальность. Переход к рынку требует глубокого изучения и учета всех звеньев цепи продвижения товара к потребителю, начиная от зарождения идеи, создания товара и заканчивая его продажей. Для эффективного управления рынком необходима межотраслевая скоординированная деятельность промышленности, торговли, ценообразования, рекламы и т. п. Таким образом, в настоящее время основная роль фирменной торговли заключается в том, что она помогает промышленным предприятиям приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и успешно реализовывать свою продукцию на рынке.

Фирменная торговля в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Указам Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 113 «О развитии фирменной торговли», Типовым положением о фирменном магазине предприятия, в редакции приказов Министерства торговли от 31.05.1999г. № 58, от 02.11.1999г. № 119, постановления Министерства торговли от 02.10.2003г. № 47, приказа Минторга от 14.11.2008г. № 171, а так же в соответствии с другим нормативными документами Республики Беларусь.

Значительных успехов в работе достигли фирменные магазины «Белвест», «Милавица», «Марко», которые открыты в Смоленской и Брянской областях Российской Федерации. Также в Смоленске открылся торговый дом «Белая Русь», учредителями которого являются белорусские промышленные предприятия. Сегодня в странах СНГ (в основном в РФ) и дальнего зарубежья белорусскими промышленными предприятиями открыто более 600 дилерских представительств и сервисных пунктов, в том числе предприятий Минсельхозпрода, Минпрома, что способствует увеличению внешнеторгового оборота республики. Вообще же, фирменная торговля благодаря более быстрой оборачиваемости оборотных средств, ускорению расчетов с поставщиками сырья укрепляет финансовое положение предприятий.

На основании проведенного анализа состоянии фирменной торговли в Республике Беларусь можно сделать следующие выводы. Значительных успехов в работе достигли фирменные магазины «Белвест», «Милавица», «Марко», которые открыты в Смоленской и Брянской областях Российской Федерации. Также в Смоленске открылся торговый дом «Белая Русь», учредителями которого являются белорусские промышленные предприятия. Сегодня в странах СНГ (в основном в РФ) и дальнего зарубежья белорусскими промышленными предприятиями открыто более 600 дилерских представительств и сервисных пунктов, в том числе предприятий Минсельхозпрода, Минпрома, что способствует увеличению внешнеторгового оборота республики. Как положительное явление, можно отметить рост фирменных торговых объектов с 530 единиц в 2006г. до 667 единиц в 2008г.

Количество магазинов фирменной торговли в 2011г. составило 674 единицы, при этом рост количества магазинов за анализируемый период составил 158 единиц или 30,6 %. При этом наибольшее число магазинов фирменной торговли в г.Минске - 151 магазин в 2011г.

Наибольший товарооборот фирменной торговой сети наблюдается в г.Минске - 841,3 млрд р.. Темп роста в 2011г. по сравнению с 2005г. составил 336,0 % или 590,9 млрд р. В общем по Республике Беларусь розничный товарооборот фирменной торговли в 2011г. составил 2882,4 млрд р. За анализируемый период розничный товарооборот увеличился в 4,9 раз или на 2288,7 млрд р

Таким образом, состояние фирменной торговли республики находится на очень высоком уровне, что позволяет увеличивать реализацию промышленной прод укции не только в нашей стране, но и за рубежом.

Большое внимание развитию фирменной торговли уделено в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. и Программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.

Для обеспечения максимальной эффективности продажи товаров в фирменной торговле по методу самообслуживания необходимо:

обеспечить свободный доступ покупателей ко всем выставленным товарам и предоставить им максимальные удобства в процессе выбора;

организовать исчерпывающую информацию покупателей (четкая маркировка товаров, обозначение на каждом изделии цены и всех необходимых для покупателя данных о товаре), широкое использование рекламных средств для потребительской ориентировки покупателей в магазине (броское и ясное обозначение товарных отделов, информация о новых товарах, аннотации и т.п.);

рационально разместить товары по потребительскому назначению, видам;

рационально организовать расчеты с помощью современных быстродействующих компьютеризированных кассовых комплексов;

использовать рациональное торговое оборудование;

осуществлять постоянный контроль за наличием в магазинах широкого ассортимента товаров и его систематическое обновление;

максимально увеличить товарную выкладку и организовать правильное освещение выставленных товаров.

Можно рекомендовать следующий перечень дополнительных услуг, оказываемых в фирменном магазине:

прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующих в продаже; - комплектование подарочных и комплексных наборов;

доставка купленных товаров по указанному адресу;

мелкий ремонт технически сложных товаров и детских игрушек;

мгновенное фото, точка ножей и ножниц, установка автоматов по продаже напитков, сладостей, сигарет и других мелких товаров;

продажа билетов;

демонстрация новых товаров, выставка товаров;

консультации специалистов по правилам пользования товарами;

хранение купленных товаров и вещей покупателей;

обеспечение покупателей информацией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ, Издат-во ЭКМОС, 2001. - 416 с.

2.Торговля круглые сутки: (Режим работы магазина. Круглосуточные магазины) // Бел. Торг. Газ. - 2004.- 23-29 сент. (№34). - С.9-10.

.Бурцев, В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации / В.В. Бурцев. - М.-Экзамен, 2000.-320 с.

.Голова А.Г. Выстовочно-ярмарочная деятельность// МАРКЕТИНГ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - 2004.- №3.-с. 64-67.

.Комар, Е.А. Выстовочно-яромарачная деятельность - международная и не только // Право Беларуси.- 2994.0№ 30.- с. 53-55.

.Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: учебное пособие для вузов/ С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др. Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. - СПб. - Политехника, 2000.- 322 с.

.Кругликов Н.В. Доминанта организационного управления// Проблемы управления - 2003. №2.- с.33-36.

.Крылова Г.Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций; УЧЕБ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ/ Г.Д. Крылова, М.И. Соколова.- М. ЮНИТА-ДАНА, 1999.- 519 С.: 65.290-211.1 я 73 Чз 1-2.

.Макаревич Е.А. Товаропроводящая сеть действенный механизм сбыта // Директор. - 2003. - №3. - с. 40-43.

.Маслова Т.Д.: Маркетинг: Учеб пособие для вузов / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик.- СПб Питер. 2005.- 400 С.

.Махоркина И.К. Выставки-ярмарки за рубежом: система и эффективность // Гермес. - 2004. №9 - с. 11-13.

.Межевов А.А. Оценка конкурентоспособности бизнеса / А. Межевов // Маркетинг. - 2005. - №5. - с.24-31.

.Ничипор Д.П. Оценка эффективности сбытовой деятельности: радужные прогнозы и претензионные ситуации/Д. Ничипор // Маркетинг, реклама, сбыт (прил. К журн.» Экономика. Финансы.УПР.»). -2005. - С.30-34.

.Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева Л.И. Цыгичко. - М. - Финансы и статистика,2006. - 304 с.

.Осипова Н.В. Основы коммерческой деятельности: учеб. ля вузов / В.Л. Осипова, И.М. Синяева.: М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000. - 623 С.

17.Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. - Режим доступа www.belstat.gov <http://www.belstat.gov>. - Дата доступа: 20.08.2012г.

.Официальный сайт Министерства торговли Республики Беларусь. - Режим доступа www.mintorg <http://www.mintorg>.by - Дата доступа: 20.08.2011г.

.Правовой Интернет-портал: законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravo.by - Дата доступа: 21.08.2012г.

.Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.: краткое содержание // Белорусский экономический журнал. - 2011. -№ 2. - С.4-25.

.Программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011г. № 669// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.

.Электронная справочная система Консультант-Плюс [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.сonsyltantplus.by - Дата доступа: 13.08.2012г.

Похожие работы на - Состояние и направления развития фирменной торговли Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!