Развитие оптовой торговли в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    328,39 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие оптовой торговли в Республике Беларусь

Введение

Условия рыночной экономики вызывают необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.

Решение этой ответственной задачи требует от торговли не только усилий, связанной с реализацией производственной стоимости, но и выполнение сложнейшего комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям.

Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - получила в последние годы новые импульсы развития, существенно расширив «поле и правила игры» в экономике переходного периода. Среди основных направлений коммерческо-посреднической деятельности на первый план выступает работа по проведению оптовой торговли. Эта работа - основная форма выражения сущности коммерческо-посреднической деятельности, способствующая активному регулированию процессов перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени. Оптовая торговля, являясь важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи, реализует этот акт в крупных объемах и большими партиями товаров.

Понятие оптовой торговли и ее сущности на протяжении всего периода развития экономической теории является предметом влияния и изучения. Мнения по этому поводу у представителей науки и практиков не слишком расходятся, по крайней мере, по ключевым позициям.

На современном этапе белорусской экономики оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, актуальность изучения этой области деятельности предприятия не требует особых доказательств, поскольку оптовая торговля играет важную роль в формировании экономики Республики Беларусь.

Целью написания данной курсовой работы является изучение современного состояния и развития оптовой торговли Республики Беларусь.

Исходя, из цели основными задачами курсовой работы являются:

Роль и значение оптовой торговли в современных условиях хозяйствования.

Изучение современного состояния развития оптовой торговли в Республике Беларусь.

Основные направления совершенствования оптовой торговли.

Объект исследования в курсовой работе - оптовая торговля. Предмет исследования в курсовой работе - развитие оптовой торговли в Республике Беларусь.

При выполнении курсовой работы использовались методы наблюдения, индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения.

При выполнении курсовой работы использовались материалы учебных пособий Половцева Ф. Г., Виноградовой С. Н. и других авторов, в которых раскрыта теоретическая сторона развития оптовой торговли. Также в работе использования материалы сети Интернет, а именно статьи сайта Национального статистического комитета, которые содержат подробную информацию о развитии оптовой торговли Республики Беларусь.

Текст курсовой работы содержит 5 рисунка, 5 таблицы. Общий объем курсовой работы составляет 23 страниц. В процессе исследования было использовано 12 источников.

. Роль и значение оптовой торговли в современных условиях хозяйствования

Торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров, приобретенных или приобретенных на комиссию с целью последующей продажи.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Следовательно, торговля выражает собой экономические отношения, связанные с обменом товаров и конкретные хозяйственные отношения, связанные с процессом их реализации. В воспроизводстве торговля занимает свое определенное место в фазе облика, а как отрасль - определенное место в системе отраслей народного хозяйства.

Торговля -предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров. [1, с. 5].

Оптовая торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.[1, с.4].

В оптовой торговле используются договоры поставки, согласно которым поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием. Таким образом, вид торговли определяется в зависимости от использования или не использования предмета торговли в предпринимательских целях [2, с. 134].

Из этого следует, что мелкооптовая торговля с юридическими лицами может приравниваться к розничной торговле, если товары приобретаются не для предпринимательских целей.

Оптовая торговля является основным субъектом рынка промежуточных продавцов, которыми могут быть промышленные, оптовые и розничные предприятия, посреднические фирмы.

Большое значение в определении оптовой деятельности является рассмотрение видов оптовых организаций. Всех оптовиков можно разбить на четыре группы (таблица 1). [3, с.95]

Таблица 1. - Виды оптовых организаций.

Оптовики-купцы

Брокеры и агенты

Оптовые отделения и конторы производителей

Разные специализированные оптовики

Оптовики с полным циклом обслуживания:  -Торговцы оптом  -Дистрибьюторы товаров промышленного назначения  Оптовики с ограниченным циклом обслуживания:  -Оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара  -Оптовики-коммивояжеры  -Оптовики-организаторы  -Оптовики-консигнанты  -Сельскохозяйственные производственные кооперативы  -Оптовики -посылторговцы

Брокеры  Агенты

Сбытовые отделения и конторы  Закупочные конторы

Оптовики-скупщики сельхозпродуктов  Оптовые нефтебазы  Оптовики-аукционисты

Примечание - Источник: [3]

Оптовики-купцы - это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности оптовиков-купцов называют по разному: оптовые фирмы, дистрибьюторы, снабженческие дома. Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.

Брокеры и агенты отличаются от оптовиков-купцов по следующим показателям: они не берут на себя право собственности на товар и выполняют ограниченное число функций. Их основная функция - содействие купли-продажи. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение от двух до шести процентов продажной цены товара; они обычно специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов. Основная функция брокера - свести покупателя с продавцами и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто его привлек. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, не принимает на себя никакого риска. Наиболее типичные примеры: брокеры по операциям с пищевыми продуктами, недвижимостью, страховые брокеры, брокеры по операциям с ценными бумагами. Агент представляет покупателя или продавца на более долговременной основе.

Оптовые отделения и конторы производителей - это третья основная разновидность оптовой торговли, которая состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения оптовых торговцев. Существует два вида предприятий, занимающихся такой деятельностью: сбытовые отделения и конторы. Производители организуют сбытовые отделения и конторы, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию.

Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям и деловым предприятиям. Оптовики скупщики сельхозпродуктов скупают продукцию у фермеров, собирают ее в крупные партии и отгружают предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени госучреждений. Оптовики - аукционисты играют большую роль в тех отраслях деятельности где потребители хотят до совершения сделки осмотреть товар. Это рынки скота, табака, морепродуктов и т.д.[3, с.95]

Оптовая торговля необходима для:

общественного разделения труда;

наличия товарно-денежных отношений;

узкой специализации промышленных предприятий;

потребности в быстрой реализации изготовленного товара для возобновления процесса расширенного производства, доведения его до конечного потребителя.

Наличие опта обусловлено также рядом причин финансового характера. Мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямогомаркетинга.Кроме того, даже располагая достаточным капиталом, производитель (в условиях насыщенного рынка) скорее предпочитает направлять средства на развитее производства, а не на организацию оптовой торговли. И, кроме того, розничным организациям выгоднее широкий ассортимент покупать у одного продавца [4, с. 57].

Рост оптовой торговли, как свидетельствует мировой опыт,определяется следующими значительными тенденциями в экономике:

ростом массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции;

увеличением объемов производства продукции впрок, а не для выполнения уже заключенных конкретных договоров;

увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей;

обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных потребителей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.

Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий в обеспечении сбалансированности спроса и предложения. Оптовая торговля накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания промышленности и других покупателей. Оптовые предприятия сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию рыночной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления.

Оптовые организации призваны совершенствовать товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительными сторонами деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки:

не соблюдаются сроки поставки товаров;

нарушаются договорные обязательства по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

Оптовая торговля Республики Беларусь слабо занимается вопросами оптимизации распределения товарных ресурсов по экономическим районам [5, с. 136].

Основная задача оптовых организаций является выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.

Роль и назначение оптовой торговли, наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций на макроуровне и микроуровне.

Функции на макроуровне:

интегрирующая функция (по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями - по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции);

оценочная функция (по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование);

организующая и регулирующая функция (по обеспечению рационального построения и гармоничного функционированию экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения).

Функции на микроуровне:

функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва;

функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

функция сглаживания цен;

функция хранения;

функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;

функция маркетинговых исследований рынка и рекламы [6, с. 106].

Таким образом, среди основных задач, которые должна решать оптовая торговля, можно выделить следующие:

сбор и создание банка данных конъюнктурного исследования рынка с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству, качеству;

своевременное, ритмичное, качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;

формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;

внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;

широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками, посредниками и покупателями с сохранением достаточной доли коммерческого успеха для каждого;

получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

Решая эти задачи развития оптовой торговли, ее проводники выполняют определенный комплекс взаимосвязанных функций, и, прежде всего:

определяют возникновение потребности, спросы, заказы потребителей, то есть организуют и проводят большую работу по формированию портфеля заказов;

подготавливают, организуюти осуществляют комплекс рекламных, консультативных, логистических и сервисных услуг по реализуемому ассортименту товаров;

осуществляют погрузо-разгрузочные работы с последующей транспортировкой товаров, их установкой, наладкой, сервисным послепродажным обслуживанием конечных покупателей;

разрабатывают и внедряют систему мер, направленную на наиболее радикальное, качественное, экономичное обслуживание потребителей, на каждом этапе сложного процесса оптовой торговли [7, с. 15].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что благодаря своим функциям и задачам, и эффективное развитие оптовой торговли обеспечивает развитие экономики страны в целом, в том числе и внешнеэкономической деятельности.

. Изучение современного состояния развития оптовой торговли в Республике Беларусь

Развитие оптовой торговли в Республики Беларусь имеет большое значение, так это в свою очередь обеспечивает развитие экономики в целом.

Данные о развитии оптового товарооборота за 2010-2014 гг. рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2- Динамика развития оптового товарооборота Республики Беларусь за 2010-2014 гг. [8, с. 371]

Показатель

Год

Темп роста, %


2010

2011

2012

2013

2014


Оптовый товарооборот, млрд. р.

85800,4

209947,4

351808,8

332949,1

393652,0

558,7

Оптовый товарооборот по видам собственности,  млрд. р.:







государственная

6558,9

10542,6

31055,4

23732,4

31363,4

478,2

-республиканская

5063,2

8415,3

27365,5

20271,3

27269,4

538,6

-коммунальная

1495,7

2127,3

3689,9

3461,1

4094,0

273,7

частная

72628,3

199078,2

264731,6

261462,3

307782,8

423,8

иностранная

6613,2

9326,6

56021,8

47754,4

54505,8

824,2


По данным таблицы 2.1 видно, что развитие оптовой торговли в Республике Беларусь имеет положительную динамику. При этом следует отметить скачек суммы реализации в 2012 году, однако это можно связать и гиперинфляцией. В общем виде объем оптовой торговли за 2010-2014 гг. вырос в 5,5 раза. Объем оптовой торговли государственных организаций вырос в 4,7 раза, частных - в 4,2 раза, иностранных - в 8,2 раза. Исходя, из этого можно сделать вывод, что наиболее стремительно развиваются иностранные оптовые организации. При определении темпа роста сравниваем показатели 2014 г. и 2010, что бы определить насколько увеличился оптовый товарооборот за прошедшие четыре года.

Распределение оптового товарооборота по формам собственности представлено на рисунке 2.1[8]

Рисунок 2.1- Динамика распределения оптового товарооборота по формам собственностиза2010-2014гг.,%

Примечание-Источник:[8]

оптовый торговля товарооборот

Основные показатели организаций оптовой торговли Республики Беларусь за 2010-2014 гг.[8]

Таблица 3- Динамика развития организаций оптовой торговли

Организаций оптовой торговли

Год


2010

2011

2012

2013

2014

Склады,расположенные в Специальных помещениях, ед.

9 367

8 809

9 131

9 401

10 341

Магазины-склады, ед.

93

98

97

152

159

Склады-холодильники, ед.

214

166

162

194

171

Хранилища Для картофеля, овощей и фруктов, ед.

31

32

52

37

45

Временно приспособленные помещения, ед.

1838

2052

2452

2469

2719

Оптовый товарооборот, трлн.руб.

85,8

209,9

351,8

332,9

393,7

Примечание - Источник: [8]

Проанализируем,какизменилоськоличествоскладов,магазинов-складов,хранилищивременноприспособленныхпомещенийдляхраненияпродукции за 2010-2014 гг. Рассмотрим каждый вид подробней.

Склады, расположенные в специальных помещениях (рисунок 2.2).[8]

Рисунок2.2-Динамика развития складов расположенных в специальных помещения.

Примечание - Источник: [8]

Из рисунка видно, что количество складов увеличилось на 10,4%, т.к. количество в 2010г. составляло 9367 ед., а в 2014 г-10341 ед.

Магазины-склады(рисунок2.3). [8]

Рисунок 2.3 - Динамика развития количества магазинов складов.

Примечание - Источник: [8]

В 2010 г. насчитывалось 93 ед., к 2014-159 ед., при этом прирост составил 71%.

Хранилища для картофеля, овощей и фруктов(рисунок2.4). [8]

В 2010 г. насчитывалось 31 ед. к 2014 г. 45 ед., но следует отменить, что в 2012 насчитывалось 52 ед., т.е. произошёл спад на 13,5 %.

Рисунок 2.4 -Динамика развития количества хранилищ для картофеля, овощей и фруктов.

Примечание - Источник: [8]

Временно приспособленные помещения(рисунок2.5).

Примечание-Источник:[8]

Количество в 2010 г. равнялось 1838 ед., а в 2014г. эта цифра возросла до 2719 ед., при том темп роста 147,9%.

Оптовый товарооборот организаций оптовой торговли по областям и г. Минску за 2010-2014 гг.(таблица 3) [8]

Таблица 3 - Динамика развития оптового товарооборота по областям за 2010-2014 гг.

Область

Год


2010

2011

2012

2013

2014

Брестская

3 999,7

6 825,2

11 405,8

14 386,7

16 892,9

Витебская

4 643,8

12 589,0

22 802,4

12 508,5

23 808,7

Гомельская

2 414,4

4 485,3

25 537,5

18 033,9

20 376,2

Гродненская

1 948,2

3 865,7

6 897,6

7 519,5

9 422,0

г. Минск

62 528,9

160 784,2

240 233,0

227 841,1

261 489,8

Минская

7 204,8

15 145,8

36 234,4

42 367,3

51 904,4

Могилевская

3 060,6

6 252,2

8 698,1

10 292,1

9 758,0

Республика Беларусь

26 351,7

67 087,1

85 800,4

209 947,4

351 808,8

Примечание - Источник: [8]

Проанализировав таблицу можно сделать вывод о том, что оптовый товарооборот по Брестской области увеличился в 4,22 раза, по Витебской в 5,13 раз, по Гомельской в 8,44 раз, по Гродненской в 4,83, по Минску 4,2 раза, по Минской области в 7,2 раз, по Могилёвской в 3,18 раза.

Число организаций оптовой торговли по областям и г. Минску за 2010-2014 гг. (таблица 4) [8]

Таблица 4 - Динамика развития числа организаций оптовой торговли по областям и г. Минску за 2010-2014 гг.

Год

2010

2011

2012

2013

2014

Республика Беларусь

13 050

14 274

15 411

15 556

Области:






Брестская

787

790

860

936

942

Витебская

870

898

911

1 000

992

Гомельская

892

931

1 001

1 147

1 161

Гродненская

580

610

680

786

839

г. Минск

7 310

7 522

8 165

8 559

8 415

Минская

1 234

1 598

1 879

2 160

2 355

Могилевская

681

701

778

823

852

Примечание - Источник: [8]

В целом по областям прирост организаций оптовой торговли составил 25,9%, что в значительной мере повлияло на увеличение оптового товарооборота.

Структура оптового товарооборота организаций оптовой торговли по областям и г. Минску в 2014 году (таблица 5) [8]

Таблица 5- Динамика структуры оптового товарооборота организаций оптовой торговли по областям и г. Минску в 2014 году.


Оптовый товарооборот, млрд. руб

В том числе товаров отечественного производства

Продано на внутреннем рынке



всего, млрд. руб.

в процентах к общему объему продажи

всего, млрд. руб.

в процентах к общему объему продажи

Республика Беларусь

393 652,0

224 606,9

57,1

254 979,0

64,8

Области:






Брестская

16 892,9

9 257,1

54,8

15 953,5

Витебская

23 808,7

17 898,7

75,2

13 504,7

56,7

Гомельская

20 376,2

16 860,8

82,7

19 527,5

95,8

Гродненская

9 422,0

5 540,3

58,8

9 081,0

96,4

г. Минск

261 489,8

143 197,5

54,8

154 831,3

59,2

Минская

51 904,4

25 585,8

49,3

32 776,7

63,1

Могилевская

9 758,0

6 266,7

64,2

9 304,3

95,4

Примечание - Источник: [8]

Из таблицы видно, что на внутреннем рынке реализуется большая часть товаров.

Валовой внутренний продукт Республике Беларусь возрос в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 1,6 % до 778,5 трлн руб.

Производительность труда по ВВП (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) составила 158,5 млн руб., что на 3,1 % больше уровня 2013 г.

Промышленной продукции за прошлый год произведено на 668,4 трлн руб., что на 1,9 % больше, чем за 2013 г. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной - 14,2 %.

Сельскохозяйственной продукции (в хозяйствах всех категорий) произведено на 131,4 трлн руб. Прирост к 2013 г. составил 3,1 %.

Инвестиции в основной капитал составили 213,5 трлн руб.

Оптовый товарооборот достиг 535,7 трлн руб. (рост по сравнению с предыдущим годом на 9,1 %), розничный товарооборот - 308,4 трлн руб. (на 6,6 %).

За 2014 г. за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 5 млн 522,4 тыс. кв.м жилья, или на 5,8%. [12]

. Основные направления совершенствования оптовой торговли

Вместе с тем для сложившейся системы товародвижения, достигнутого уровня развития оптового рынка и организации оптовой торговли товарами потребительского назначения характерны недостатки и проблемы, решение которых может привести к значительному толчку в развитии оптовой торговли, в том числе товарами отечественного производства, в том числе:

регулирование ценообразования;

сложности с организацией производства импортозамещающих товаров под торговыми марками торговых организаций на основе лицензионного производства потребительских товаров, что позволило бы загрузить производственные мощности, создать рабочие места, увеличить производство востребованных на потребительском рынке отечественных товаров;

сложная бухгалтерская и финансовая отчетность;

необходимость хранения больших запасов товаров сезонного производства, что приводит к замораживанию оборотных средств и другие.

Основные направления развития оптовой торговли изложены в Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 годы. Согласно ей основными направлениями развития оптовой торговли станут:

развитие и оптимизация оптовых поставок отечественных и импортных товаров на потребительский рынок республики;

обеспечение высокой эффективности системы обращения товаров на основе принципов логистики;

совершенствование условий функционирования субъектов, осуществляющих оптовую торговлю (в части ценообразования, регулирования посреднической деятельности, упрощения отчетности, создания условий для заинтересованности субъектов всех форм собственности в обоснованном импорте потребительских товаров и экспорте отечественной продукции и других);

экономия издержек обращения за счет оптимизации товародвижения;

модернизация инфраструктуры оптовой торговли и мобилизация необходимых для этого финансовых ресурсов;

развитие оптовых структур, обеспечивающих эффективное товародвижение, способных поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;

использование информационных технологий [9].

Развитию оптовой торговли будет способствовать реализация Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 223, 5/28285).

Предусматривается создание оптово-логистических центров, располагающих новейшей технологией, позволяющей эффективно сочетать складские, экспедиторские и транспортные функции и на этой основе обеспечивать рациональное распределение товарных потоков, оптимизацию транспортных маршрутов, полную загрузку транспортных средств.

Значительное внимание будет уделяться проведению модернизации материально-технической базы оптовых организаций, осуществляющих торговлю плодоовощной продукцией и картофелем, организации на них производств по предпродажной подготовке указанной продукции, и ее переработке.

Большое значение для дальнейшего развития материально-технической базы по хранению плодоовощной продукции будет иметь финансирование из местных бюджетов оптовых организаций, осуществляющих закладку продукции растениеводства и животноводства на межсезонный период.

Предполагается, что участие организаций оптовой торговли во внешнеэкономической деятельности страны будет сконцентрировано на торговле потребительскими товарами. Продукция производственно-технического назначения, производимая в Республике Беларусь, реализуется за рубежом главным образом путем осуществления прямых поставок, через дилеров и товаропроводящую сеть. Основная доля импорта продукции производственно-технического назначения также поступает по прямым поставкам.

В рамках единого таможенного пространства с Россией и Казахстаном будут создаваться условия для увеличения транзитных перевозок, в том числе белорусскими грузоперевозчиками.

Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля будет способствовать синхронизации производства и потребления товаров за счет:

повышения действенности и результативности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей и взаимной экономической ответственности за их соблюдение;

расширения практики осуществления поставок товаров организациям оптовой торговли с предоставлением оптовых скидок;

взаимодействия с министерствами и концернами, облисполкомами, Минским горисполкомом по организации выпуска импортозамещающих товаров [10].

Оптовая торговля должна обеспечить оказание широкого спектра услуг клиентам, создание постоянной доступности товара для них, высокую скорость реакции на спрос, низкие издержки товаропроводящих систем и безукоризненное исполнение декларируемых стандартов обслуживания клиентов.

Определенное значение на рынке услуг оптовой торговли будут иметь торговые агенты, брокеры, предметом деятельности которых является информационное обеспечение.

В качестве важных элементов оптовой инфраструктуры получат развитие организаторы оптового оборота (ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и ее региональные филиалы), ежегодные оптовые ярмарки, аукционы.

Предусматривается расширение перечня товаров, сделки с которыми подлежат совершению на биржевых торгах в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Планируется также формирование национальной электронной товаропроводящей сети, предусматривающей предоставление всего комплекса услуг, а также создание и развитие срочного товарного рынка.

Развитие торговли в дальнейшие годы в Республике Беларусь будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Для решения этих задач предусматривается опережающее наращивание товарных ресурсов, развитие инфраструктуры товарных рынков, совершенствование методов организации торговли, развитие системы торгового обслуживания социально незащищённых слоев и групп населения.

Намечено развивать новые формы взаимоотношений торговли с товаропроизводителями - улучшение маркетингового обслуживания предприятий промышленности, заключение долгосрочных соглашений, совершенствование фирменной торговли, создание торгово-промышленных групп, внедрение франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи предприятий торговли с предприятиями промышленности, а также с сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.

Для стимулирования продажи товаров и повышения уровня обслуживания населения предусматривается оказание дополнительных услуг, включающих расширение реализации товаров методами самообслуживания, комиссионной торговли, в кредит, по сниженным ценам и безналичному расчёту, с применением банковских пластмассовых карточек. Для жителей сельской местности планируется организация продажи товаров по предварительным заказам и в кредит. Особое внимание будет уделено обеспечению жителей села социально значимыми товарами, а также простейшими товарами хозяйственного назначения. Объём продажи товаров на душу населения в сельской местности намечается постепенно довести до среднереспубликанского уровня.

Первостепенное значение будет иметь обеспечение продовольственной безопасности страны. Для бесперебойного и равномерного снабжения населения продуктами питания предусматриваются меры по своевременному, оперативному созданию запасов мясомолочной и плодоовощной продукции на межсезонье, а также по совершенствованию системы поддержки аграрного сектора экономики. Проблему снабжения крупных городов и промышленных центров отечественными продуктами питания планируется решать с помощью регулируемых государством оптовых продовольственных рынков. Во всех областных центрах намечается организация оптовых продовольственных рынков, а в других городах республики - малых (мини) рынков и мелкооптовых структур по оптовой и розничной продаже сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров населению, предприятиям торговли и общественного питания [11, с. 75].

Таким образом, можно говорить оположительной динамики развития оптовой торговли в Республики Беларусь, что характеризуется ростом товарооборота и числа оптовых организаций. Основы развития оптовой торговли заложены Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 годы и других нормативно-правовых актах, в которых заложены следующие основные перспективы развития:

формирование и развитие национальной электронной товаропроводящей сети, предусматривающей предоставление всего комплекса услуг;

модернизация инфраструктуры оптовой торговли и мобилизация необходимых для этого финансовых ресурсов

развитие логистической системы Республики Беларусь, в т.ч. создание крупных оптово-логистических центров;

в качестве важных элементов оптовой инфраструктуры получат развитие организаторы оптового оборота, ежегодные оптовые ярмарки, аукционы и другое.

Заключение

В настоящее время все большее значение приобретает оптовая торговля. Оптовые предприятия призваны совершенствовать товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров.

Оптовая торговля способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей; в свою очередь изготовитель сам подбирает потребителей.

Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.

Оптовая торговля является не просто посредником между производством и розничными торговыми предприятиями - она должна выступать активным организатором как по отношению к производству, так и к розничной торговле. От деятельности оптовой торговли во многом зависит состояние и совершенствование всей торговли.

Существует большая классификация оптовой торговли в зависимости от формы торговли оптовой организации объемов торговых сделок. Современные условия хозяйствования предполагают функционирования различных форм торговых организаций, которые классифицируются по ряду признаков.

Развитие оптовой торговли в Республике Беларусь имеет положительную динамику.

Предполагается, что участие организаций оптовой торговли во внешнеэкономической деятельности страны будет сконцентрировано на торговле потребительскими товарами. Продукция производственно-технического назначения, производимая в Республике Беларусь, реализуется за рубежом главным образом путем осуществления прямых поставок, через дилеров и товаропроводящую сеть. Основная доля импорта продукции производственно-технического назначения также поступает по прямым поставкам.

Можно сделать вывод о том, что благодаря своим функциям и задачам, и эффективное развитие оптовой торговли обеспечивает развитие экономики страны в целом, в том числе и внешнеэкономической деятельности.

В 2014 году 79% всего оптового товарооборота приходилось на частную форму собственности, 17% на иностранную и 4% на государственную форму собственности. Развитие оптовой торговли в Республике Беларусь имеет положительную динамику. При этом следует отметить скачек суммы реализации в 2012 году, однако это можно связать и гиперинфляцией. В общем виде объем оптовой торговли за 2010-2014 гг. вырос в 5,5 раза. Объем оптовой торговли государственных организаций вырос в 4,7 раза, частных - в 4,2 раза, иностранных - в 8,2 раза. Исходя, из этого можно сделать вывод, что наиболее стремительно развиваются иностранные оптовые организации.

Также развитию оптовой торговли будет способствовать реализация Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 223, 5/28285).

Оптовый товарооборот по Брестской области увеличился в 4,22 раза, по Витебской в 5,13 раз, по Гомельской в 8,44 раз, по Гродненской в 4,83, по Минску 4,2 раза, по Минской области в 7,2 раз, по Могилёвской в 3,18 раза.

Намечено развивать новые формы взаимоотношений торговли с товаропроизводителями - улучшение маркетингового обслуживания предприятий промышленности, заключение долгосрочных соглашений, совершенствование фирменной торговли, создание торгово-промышленных групп, внедрение франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи предприятий торговли с предприятиями промышленности, а также с сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях

Список использованных источников

1. О торговле : закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. N 128-З о государственном регулировании оптовой торговли и общественного питания. [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://www.pravo.by.

.Бакальская, Е. Сфера торговли: сущность дифференциации / Е. Бакальская // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 7/8. - С. 135-138.   

. Организация и технология торговли : учебник / С. В. Виноградова [и др.] ; под общ.ред. С. Н. Виноградовой. - 3-е изд., перераб. - Минск :высш. школа, 2009. - 464 с.

. Ефремов, А. Проблемы организации торговли / А. Ефремов // Экономист. - 2007. - № 4. - С. 57-60.

.        Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность / Ф. Г.Панкратов, Т. К.Серегина. - М. : Юнит, 2008. - 327с.

. Громова, А. Ю. Оптовая и розничная торговля. Бухучет и налогообложение / А. Ю. Громова, И. Н. Пашкина, Е. А. Рыхлова. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 256 с.

. Ковтуненко, А. Н. Белорусская модель хозяйствования: задачи и их решение / А. Н. Ковтуненко // Банкаўсківеснік. - 2012. - № 16. - С. 15-19.

. Розничная и оптовая торговля в Республике Беларусь. Статистический сборник / официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/trade/2013/about.php - Дата доступа: 06.10.2015.

. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики на 2011-2015 гг. : указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 № 136 [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://www.pravo.by - Дата доступа: 06.10.2015.

.Румас, С. Н. Концепция реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 годы / С. Н. Румас. - [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://www.pravo.by - Дата доступа: 06.10.2015.

. Шкабарина, А. О. Тенденции и направления развития оптовых организаций Республики Беларусь / А. О. Шкабарина // Потребительская кооперация. - 2012. - № 1. - С. 74-78.

. Планово-экономический отдел, журнал[Электронный ресурс].- Режим доступа : http://www.pravo.by - Дата доступа: 06.10.2015.

Похожие работы на - Развитие оптовой торговли в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!