Учет расчетов с покупателями и заказчиками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    140,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетов с покупателями и заказчиками
















Учет расчетов с покупателями и заказчиками

1. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

При отгрузке произведенной продукции покупателям и заказчикам на счетах организации возникает дебиторская задолженность. Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требования, договора мены и т.д.

Возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету этого счета отражают суммы, на которые предъявлены расчетные документы; по кредиту - суммы поступивших платежей (включая суммы авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

К счету 62 могут быть открыты субсчета:

-       62-1 «Расчеты в порядке инкассо» с отражением на нем сумм по предъявленным к покупателям и заказчикам счетам за отгруженную в их адрес продукцию, выполненные работы и принятым банком к оплате расчетным документам;

-       62-2 «Расчеты плановыми платежами». Данный субсчет используется организациями, находящимися между собой в длительных хозяйственных связях. Произведение расчетов по каждой поставке в таком случае порождает большое количество документов. Поэтому расчеты производятся ежедневно или в другой отрезок времени исходя из планового объема поставок с обязательной корректировкой в конце месяца по фактически выполненным обязательствам;

-       62-3 «Векселя полученные». На этом субсчете учитывается задолженность покупателей, обеспеченная выданными векселями.

Учет расчетов с покупателями должен обеспечить контроль возникновения дебиторской задолженности в процессе реализации, сроков и фактов погашения, а также реальной оценки дебиторской задолженности и времени поступления финансовых средств в организацию. Кроме того, учет расчетов с покупателями является составной частью учета реализации и непосредственно влияет на уровень налогообложения.

Все расчеты с покупателями и заказчиками организации строят на основании заключенных договоров-контрактов, в которых указаны сроки, условия поставки продукции, порядок оплаты и т.п. Документами при расчетных взаимоотношениях с покупателями и заготовительными организациями являются специальные приемные квитанции. В приемных квитанциях отражают, какая продукция принята, ее количество (в натуральной и зачетной массе), дата, причитающаяся оплата и т.п. Эта квитанция является основанием для записей в учетные регистры по счету 62.

На суммы реализованной продукции организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику, дебетуя при этом счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредитуя счет 90 «Продажи». При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств (табл. 1.1).

При продаже амортизируемого имущества, то есть основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.

Поступление дебиторской задолженности признается в учете как формирование прочих доходов.

Действующее законодательство предусматривает погашение дебиторской задолженности путем уступки права требования первоначальным кредитором новому кредитору. Данный порядок регулируется п. 1 ст. 382 ГК РФ.

Таблица


Не допускается переход прав кредитора к другому лицу по регрессным требованиям. В подобной ситуации имеется в виду, что к поставщику, выполнившему свои обязательства и уступившему право требования на удовлетворение этих обязательств новому кредитору, последний не вправе предъявить данное требование первоначальному кредитору.

Сумма обязательств согласно уступке требования к новому кредитору может быть ниже или выше суммы первоначальной дебиторской задолженности. Это зависит не только от финансовой устойчивости первоначального кредитора, но и от сложившейся ситуации на соответствующем сегменте его предпринимательской деятельности.

Дебиторскую задолженность можно разделить на истребованную, т.е. признанную не удовлетворенной должником, несмотря на принятые меры по ее возврату кредитором, и неистребованную. В последнем случае считается, что кредитор не предпринял необходимых действий, подтвержденных документально, по ее возврату, включая попытку возврата через суд. Не исключено, что такие действия могут быть результатом умысла одной из сторон. Согласно ст. 169 ГК РФ в подобной ситуации имущество, полученное по сделке, должно быть возвращено другой стороне. Полученное же этой стороной имущество либо причитавшееся ей в возмещение исполненного подлежит взысканию в доход федерального бюджета, т.е. налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшению не подлежит.

Неистребованная дебиторская задолженность списывается кредитором на убытки только по истечении трех лет со дня фактического получения организацией-должником товаров (работ, услуг). Если в дальнейшем сумма дебиторской задолженности поступит, то ее оприходование относится на прочие результаты.

Признание дебиторской задолженности нереальной к погашению в силу неплатежеспособности должника и отнесение ее на убытки организации по истечении срока исковой давности (три года) не дает основания прекратить текущий контроль за ней. Она принимается к учету с момента отнесения на убытки на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» и продолжает числиться в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

-       покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

-       покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

-       авансам полученным;

-       векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

-       векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

-       векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости №38. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер №11, а из него - в Главную книгу.

2. Учет расчётов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам относятся предприятия, поставляющие материалы, товары, оказывающие услуги или работы, а к подрядчикам - предприятия, проводящие строительные работы. Расчеты с ними осуществляются обычно после отгрузки материалов, товаров и т.д., либо одновременно с совершением этих операций. Форма расчетов устанавливается в договоре (контракте).

В связи с массовым неплатежами в настоящее время поставки производятся на условиях предварительной оплаты без согласия предприятия в безакцептном порядке оплатить требования за энергоносители и пользование связью.

Учет расчетов ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции по расчетам за приобретение материальных ценностей производятся по этому счету независимо от времени оплаты предъявленного счета.

На предъявленные счета покупатель делает записи:

-       Дебет счета 10 «Материалы» (и другие счета учета материальных ценностей),

-       Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками»;

-       Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,

-       Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» - на сумму НДС.

За услуги по доставке и переработке материалов сторонними организациями производятся записи, аналогичные приобретению ценностей.

При поставке материальных ценностей, на которые документы не были получены, необходимо проверить, не числятся ли ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или вывезенные со склада, и не числится ли сумма как дебиторская задолженность.

После проверки материалов они учитываются как неотфактурованные поставки:

-       Дебет счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,

-       Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» - по ценам, предусмотренным в договоре.

При поступлении расчетных документов эта запись сторнируется и делается новая запись. Погашение задолженности отражается по дебету счета 60 и по кредиту счета в соответствии с оплатой.

Сумма задолженности, обеспеченная векселями, не списывается со счета 60, а учитывается отдельно в аналитическом разрезе. Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному расчетному документу, а при расчете плановых платежей - в разрезе каждого поставщика и подрядчика. Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность приобретения необходимой информации по различным поставщикам, по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, по неоплаченным в срок расчетным документам, по нефактурованным поставкам, по векселям, срок оплаты которых не наступил, по векселям, не оплаченным в срок, по коммерческому кредиту. Эти данные необходимы при составлении баланса. При журнально-ордерной форме учета расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются в журнале-ордере №1, который ведется по кредиту счета 60 позиционным способом по каждому расчетному документу. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками при расчетах в порядке плановых платежей ведут в специальной ведомости №5, данные которой общими итогами в разрезе корреспондирующих счетов в конце месяца переносятся в журнал-ордер №6.

Типовые проводки «Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками»

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

Первичные документы

07

60

Приняты к оплате счета поставщиков по приобретенному оборудованию, требующего монтажа.

№ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»

08-4

60

Акцептованы счета поставщиков

Договор поставки, Отгрузочные документы поставщика.

08-3

60

Отражены расходы по строительству и монтажу основных средств сторонними организациями.

Договор на строительно-монтажные работы, №КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», №КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

19

60

Отражены суммы НДС, выделенные в счетах-фактурах по работам, услугам, используемым для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.

Счета-фактуры

20, 23, 25, 26, 29, 44

60

Отражена стоимость работ (услуг) сторонних организаций, используемых для производства и продаж продукции, облагаемой НДС.

Договора на оказание услуг, Акт приемки-сдачи выполненных работ, Бухгалтерская справка-расчет

60

50, 51, 52

Перечислены авансы поставщикам и подрядчикам.

Выписка банка по валютному и расчетному счетам, №КО-1 «Приходный кассовый ордер», Чек ККМ.

50, 51, 52

60

Возвращены авансы, выданные поставщикам и подрядчикам.

Выписка банка по валютному и расчетному счетам, №КО-2 «Расходный кассовый ордер».

91-2

60

Отражена сумма процентов к уплате по выданному векселю.

Бухгалтерская справка-расчет

60

62

Отражено исполнение обязательств перед поставщиками зачетом встречных требований, исполнение обязательств по договорам мены.

Договор мены, Акт о прекращении встречных требований.

60

91-1

Отражены положительные курсовые разницы по расчетам с поставщиками и подрядчиками в иностранной валюте.

Бухгалтерская справка-расчет

91-2

60

Отражены отрицательные курсовые разницы по расчетам с поставщиками и подрядчиками в иностранной валюте.

Бухгалтерская справка-расчет

07, 08-4

60

Отрицательные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие до принятия к учету оборудования и основных средств, включены в его стоимость.

Бухгалтерская справка

91-2

60

Отрицательные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие после принятия к учету оборудования, основных средств и материально-производственных запасов, отнесены на убытки организации.

Бухгалтерская справка

(07), (08-4)

(60)

Положительные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие до принятия к учету оборудования и основных средств, исключены из его стоимости - сторно.

Бухгалтерская справка

60

91-1

Положительные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие после принятия к учету оборудования, основных средств и материально-производственных запасов, отнесены на доходы организации.

Бухгалтерская справка-расчет


3. Учет расчётов с разными дебиторами и кредиторами

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60 - 75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.

К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться следующие субсчета:

.1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» - отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.

Исчисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей.

Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

В дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» списываются потери по страховым случаям (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей и т.п.) с кредита счетов учета производственных запасов, основных средств и др. По дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» также отражается сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Суммы страховых возмещений, полученных организацией от страховых организаций в соответствии с договорами страхования, отражаются по дебету счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списываются с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по субсчету 76.1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.

.2 «Расчеты по претензиям» - отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

По дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражаются, в частности, расчеты по претензиям:

-       к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних) несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок - в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или со счетами учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета товарно-материальных ценностей или затрат были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками);

-       к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы организации, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу - в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

-       к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин - в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

-       за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство;

-       к кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации, - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов;

-       а также по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются), - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Аналитический учет по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.

.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» - учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов (51 «Расчетные счета» и др.) и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

.4 «Расчеты по депонированным суммам» - учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей).

Депонированные суммы отражаются по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате этих сумм получателю делается запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счетов учета денежных средств.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обособленно.

Дебиторская задолженность - долги юридических и физических лиц по расчетам.

Кредиторская задолженность - долги предприятия в пользу кредиторов.

Так, на активном счете 76-2 «Расчеты по претензиям» дебетовое сальдо означает задолженность различных организаций за принятые претензии.

Суммы записей по дебету этого счета означают:

возникновение задолженностей за недостачи поставленных ценностей (кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);

-       суммы претензий к поставщикам энергии за простои по внешним причинам (кредитуется счет 26 «Общехозяйственные расходы»;

-       суммы штрафов, пени, неустоек, взыскиваемые с поставщиков, за несоблюдение договорных обязательств (кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Записи по кредиту активного счета 76-2 «Расчеты по претензиям» показывают суммы платежей, поступивших от дебиторов в погашение задолженности по претензиям (при этом дебетуется счет 51 «Расчетные счета»).

4. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами.

К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» могут быть открыты субсчета:

-       73-1 «Расчеты по предоставленным займам»,

-       73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.).

По дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции со счетом 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета». На сумму платежей, поступивших от работника - заемщика, счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» кредитуется в корреспонденции со счетами 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (в зависимости от принятого порядка платежа). На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно - материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

В дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и 98 «Доходы будущих периодов» (за недостающие товарно - материальные ценности), 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции) и др.

По кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» записи производятся в корреспонденции со счетами: учета денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы удержаний из сумм по оплате труда; 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска.

Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику организации.

В любой организации могут возникать расчеты со своими сотрудниками. Прежде всего, расчеты по заработной плате учитываются на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») и по подотчетным суммам (учитываются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами»). Составитель плана счетов предполагает, что все другие виды расчетов должны учитываться на отдельных субсчетах счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Тут, прежде всего, выделяется субсчет 73.1 «Расчеты по предоставленным займам». Они возникают в связи с тем, что администрация организации иногда выдает ему заем, как правило, беспроцентный, (для покупки квартиры, дачи, земельного участка и каких-то иных нужд). Если сотрудник получает заем, то счет 73.1 «Расчеты по предоставленным займам» дебетуется, а кредитуются счета денежных средств. Если при этом предполагается получение процентов, то на их начисление делается запись:

Дебет 73.1 «Расчеты по предоставленным займам»

Кредит 91.2 «Прочие доходы».

Далее, по выданным займам возникают две возможности:

-       или заем с процентами будут погашены;

-       или заем с процентами полностью и / или частично не будут погашены.

В первом случае записи очевидны, они, как правило, будут зависеть от того, за счет чего будет возвращаться долг:

если прямо наличными деньгами, то Дебет 50 «Касса»;

-       если через банк - Дебет 51 «Расчетные счета»;

-       если из заработной платы - Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Во всех случаях кредитуется счет 73.1 «Расчеты по предоставленным займам».

На субсчете 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты с сотрудниками предприятия по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба. Взыскание сумм в возмещение товарных потерь, установленных по результатам инвентаризации, с материально ответственных лиц должно производится в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается среднемесячным заработком работника и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. К таким случаям относится и полная материальная ответственность, которую сотрудник несет в соответствии с договором о полной материальной ответственности, заключенным с администрацией предприятия. Случаи полной материальной ответственности установлены статьей 243 ТК РФ.

При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, не полученные доходы не учитываются.

В статье 246 ТК РФ говорится: «Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества».

Порядок взыскания ущерба определен статьей 248 ТК РФ. Взыскание суммы ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее месяца со дня установления размера ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а сумма его превышает средний месячный заработок работника, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Работник, виновный в причиненном ущербе, может добровольно возместить его полностью или частично. Допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа (по письменному обязательству работника).

При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику (статья 138 ТК РФ). Размер удержаний из заработной платы при отбывании исправительных работ не может превышать согласно статье 138 ТК РФ 70%.

Задолженность работника по возмещению ущерба отражается на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Балансовая оценка утраченных материальных ценностей, подлежащая возмещению материально ответственным лицом, списывается со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на счет 73.2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» «Расчеты по возмещению материального ущерба»:

-       Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

-       Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если с виновных лиц взыскивается стоимость недостающих товаров по ценам, превышающим их балансовую стоимость, то разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»:

-       Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

-       Кредит 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы отражаются проводкой:

-       Дебет 50 «Касса»

-       Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

или при вычетах из заработной платы сумм в погашение задолженности:

-       Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

-       Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Выше указанная разница списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» на счет финансовых результатов:

-       Дебет 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

Недостачи ценностей, выявленные в текущем году, но относящиеся к прошлым периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения судебных органов о взыскании с виновных лиц, отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов».

Одновременно на эти суммы дебетуется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба») и кредитуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По мере погашения задолженности кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» и дебетуется счет 98 «Доходы будущих периодов».

Остатки по счетам бухгалтерского учета ОАО «Н» на 01 марта 20__ года

Номер счета

Наименование счетов

Сумма (руб.)

01

Основные средства

17176809

02

Амортизация основных средств

10623700

03

Доходные вложения в материальные ценности

470301

04

Нематериальные активы

637500

05

Амортизация нематериальных активов

191250

07

Оборудование к установке

17180

08

Вложения во внеоборотные активы из них в строительство здания

4543217 4035038

09

Отложенные налоговые активы

11800

10

Материалы

896910

14

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

10870

16

Отклонение в стоимости материальных ценностей

76576

19

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

161445

20

Основное производство

1973509

43

Готовая продукция

3174000

50

Касса

9800

51

Расчетные счета

269844

52

Валютные счета

1753940

57

Переводы в пути

57760

58

Финансовые вложения

1980000

59

Резервы под обесценение финансовых вложений

336000

60.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

858355

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

1245813

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

579600

67

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

8129500

68

Расчеты по налогам и сборам в т.ч. излишне уплаченный налог на прибыль

618300 38700

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

208610

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

579473

71

Расчеты с подотчетными лицами

4300

73

Расчеты с персоналом по прочим операциям

54544

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

-

76-1

Расчеты с разными дебиторами





76-2

Расчеты с разными кредиторами

581100

80

Уставный капитал

5900000

81

Собственные акции (доли)

1113000

82

Резервный капитал

2385000

83

Добавочный капитал

2650600

84

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1980000

96

Резервы предстоящих расходов

101256

97

Расходы будущих периодов

193890

98

Доходы будущих периодов

106370

Итого:




Бухгалтерская справка «Расшифровка состава себестоимости незавершенного производства и окончательного брака»

№ п/п

Название статей расхода

Незавершенное производство

Окончательно забракованная продукция



на начало месяца

на конец месяца


1

Материалы

865748

452774

1050

2

Основная и дополнительная заработная плата

374900

170400

670

3

Отчисления на социальные нужды

134964

61344

251

4

Общепроизводственные расходы

597897

231992

1001


Итого: плановая (нормативная) ограниченная себестоимость

1973509

916510

2972


Журнал регистрации хозяйственных операций с корреспонденцией счетов за март 2014 год

№ п/п

Факты хозяйственной деятельности

Сумма (руб.)

Корреспонденция




Дебет

Кредит

1

2

4

5

1

Приняты к оплате счета - фактуры поставщиков по приобретенным объектам основных средств (котельное оборудование): - покупная цена - НДС

103 619 18 651

08/4 19

60 60


Итого:

122 270

-

-

2

Приняты к оплате расчетные документы поставщиков по приобретенным нематериальным активам: - покупная цена - НДС

11 519 2 073

08/5 19

60 60


Итого:

13 592

-

-

3

Приняты к оплате счета за консультационные услуги, связанные с приобретением объектов: - котельного оборудования: - НДС - нематериальных активов - НДС

  8 519 1 533 1 319 237

08/4 19 08/5 19

60 60 60 60


Итого:

11 608

-

-

4

Отнесена в затраты на капитальное строительство здания сумма процентов за полученные на эти цели кредиты (объекты в эксплуатацию не введены)

135 981

08/3

67

5

Приняты к оплате расчетные документы транспортных организаций за доставку приобретенного котельного оборудования: - по тарифу - НДС

4 519 813

08/4 19

60 60


Итого:

5 332

-

-

6

Приняты по окончательному акту выполненные строительно-монтажные работы по договору подряда: - сметная стоимость окончательного этапа строительно-монтажных работ по возведению здания - НДС

   4 980 219   896 439

   08/3   19

   60   60


Итого:

5 876 658

-

-

7

Приняты от подрядчика по акту монтажные работы по котельному оборудованию, предназначенному для использования в цехах вспомогательных производств - сметная стоимость - НДС

    4 219 759

    08/4 19

    60 60


Итого:

4 978

-

-

8

Акцептован счет Регистрационной палаты за регистрацию права собственности на законченное строительством здание цеха: - стоимость услуг - НДС

   25 419 4 575

   08/3 19

   60 60


Итого:

29 994

-

-

9

Приняты к бухгалтерскому учету объекты основных средств по первоначальной стоимости, всего (сумму определить) - здание цеха - котельное оборудование

   9 176 657 120 876

   01 01

   08/3 08/4

10

Начислена линейным способом амортизация основных средств, находящихся в эксплуатации к началу текущего месяца: - оборудования и других объектов основных средств, находящихся в основном производстве - объектов основных средств, используемых во вспомогательных производствах - объектов административно-хозяйственной сферы

   51 419  18 319  18 519

   20  23  26

   02  02  02


Итого: Для целей налогооблажения

88 257 90000

__

__

11

Списать с баланса проданные объекты ОС: Если, - первоначальная стоимость проданных объектов основных средств - сумма начисленной амортизации по объектам основных средств на момент продажи.

  45 989  9150

  01/2  02

  01/1  01/2

12

Списана остаточная стоимость объектов основных средств в связи с их продажей (сумму определить)

36 839

91/2

01/2

13

Отражена сумма выручки за проданные объекты основных средств (включая НДС)

67 597

62

91/1

14

Начислен НДС за проданные объекты основных средств (сумму определить с точностью до 1 рубля)

10 311

91/3

68 НДС

15

Приняты к оплате счета организаций за услуги, связанные с оценкой проданных объектов основных средств: - стоимость услуг по оценке - НДС

769 138

91/2 19

60 60


Итого:

907

__

__

16

Отражена сумма отчислений, производимых в установленном порядке на образование резерва на капитальный и текущий ремонт объектов основных средств, находящихся в эксплуатации в: - цехах основного производства - цехах вспомогательных производств - общехозяйственных подразделениях

    63 539 73 219 21 799

    20 23 26

    96 96 96


Итого:

158 557

__

__

17

Приняты к бухгалтерскому учету нематериальные активы (НМА), приобретенные за плату, по первоначальной стоимости (сумму определить)

12 838

04/1

08/5

18

Начислена амортизация по нематериальным активам: - применяемым в основном производстве - используемым в административно - хозяйственной сфере

  10 619 7 669

  20 26

  05 05


Итого:

18 288

__

__

19

Начислена амортизация объектов НМА, находящихся в основном производстве, по которым (согласно учетной политике) отчисления производятся путем уменьшения первоначальной стоимости объекта

1 189

20

05

20

Списать с баланса проданные объекты НМА: Если - первоначальная стоимость проданных объектов НМА - сумма начисленной амортизации по объектам НМА на момент продажи- - остаточная стоимость НМА (сумму определить)

  60 869  12 130  48 739

  04/2  05  91/2

  04/1  04/2  04/2

21

Выставлен покупателям счет - стоимость проданных НМА - НДС по проданным нематериальным активам (сумму определить) к оплате-

 55 019 8 393  63 412

 62 91/3  __

 91/1 68 НДС  __

22

Поступили на расчетный счет суммы за: - проданные НМА (операция 21) - проданные объекты основных средств (операция 13)

 55 019 67 597

 51 51

 62 62


Итого:

122 616

__

__

23

Получен краткосрочный кредит банка, деньги зачислены на расчетный счет

251 219

51

66

24

Оплачено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам и подрядчикам, возникшей за: - приобретенные объекты О.С. - приобретенные нематериальные активы - консультационные услуги - транспортные услуги - строительно-монтажные работы - монтажные работы

   122 270 13 592 11 608 5 332 5 876 658 4 978

   60 60 60 60 60 60

   51 51 51 51 51 51


Итого:

6 064 432

__

__

25

Акцептованы счета поставщиков за приобретенные материалы: - по оптовым ценам - НДС

  1 071 219 192 819

  15 19

  60 60


Итого:

1 264 038

__

__

26

Учтена сумма процентов, причитающихся по полученным кредитам, до принятия к бухгалтерскому учету запасов

5 439

15

66

27

Отражены расходы по транспортировке, выгрузке и другим услугам подрядных организаций, возникших в процессе заготовления материалов: - по тарифам - НДС

   53 769 9 678

   15 19

   60 60


Итого:

63 447

__

__

28

Оприходованы приобретенные в течение месяца материалы по учетным ценам

981 234

10

15

29

Выявлены суммы отклонения фактической себестоимости приобретенных материалов от учётных цен. (закрытие сч. 15, сальдо по счету нет)

149 193

16

15

30

Отпущены со склада материалы по учётным ценам на нужды: - основного производства - вспомогательного производства - общепроизводственных подразделений - общехозяйственных подразделений - операций, связанных с продажей продукции (изготовление тары, упаковка)

  512 139 186 091 294 573 146 593 82 599

  20 23 25 26 44

  10 10 10 10 10


Итого:

1 221 995

__

__

31

Списаны суммы отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от их учетной оценки на увеличение затрат: - основного производства - вспомогательных производств - общепроизводственных подразделений - общехозяйственных подразделений по упаковке продукции

  61 564 22 370 35 410 9 929 17 622

  20 23 25 44 26

  16 16 16 16 16


Итого:

146 895



32

Списаны: - стоимость проданных материалов по рыночным ценам (НДС в т.ч) - стоимость проданных материалов по учетным ценам - отклонения фактической себестоимости от учетной цены - начислен НДС по проданным материалам

 80 274  58900  5 890  12 245

 62  91/2  91/2  91/3

 91/1  10  16  68 НДС

33

Поступили на расчетный счет суммы за проданные материалы

80 274

51

62

34

Отражено образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей

6 199

91/2

14



Заключение

Термин «обязательства» в первоначальном значении - это отношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. В бухгалтерском учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть имущества и оборотного капитала организации (предприятия). В соответствии с по взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, предварительной оплате и т.п.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Увеличение или снижение кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов.

Аудит расчетов с поставщиками и покупателями является основным элементом проверки практически для всех хозяйствующих субъектов. К таким расчетам можно отнести не только сделки в рамках договоров купли-продажи, но и различные операции мены, зачеты взаимных требований, бартерные операции, расчеты векселями собственными или третьих лиц и т.д. В результате осуществляемой деятельности у организации образуется задолженность, информация о которой должна быть корректно раскрыта в финансовой отчетности.

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Список литературы

задолженность дебиторский поставщик заказчик

1.   Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и ЗП: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФА-М, 2009. - 158 с.

2.       Галкина Е.В. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие/ Е.В. Галкина. - М. КНОПУС, 2009.

.        Зонова А.В. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. пособие/ А.В. Зонова, Л.А. Адамайтис, И.Н. Бачуринская; под ред. А.В. Зоновой. - М.: Эксмо, 2009.

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.        Экономика предприятия: Учебник / Под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко. - Минск, 2010. - 912 с.

.        Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 167 с.

Похожие работы на - Учет расчетов с покупателями и заказчиками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!