Органы финансового контроля Республики Казахстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Органы финансового контроля Республики Казахстан

Введение

С момента обретения независимости в Республике Казахстан постоянно совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям.

В 2001 году Правительством была одобрена Концепция развития системы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, а 29 января 2002 года принят Закон «О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов». Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля.

Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий. Примечательно то, что оформлено это межведомственным соглашением, и на практике оно работает лучше, нежели некоторые законодательные акты.

Пройденный путь Казахстаном за 20 лет подтверждает развитие рыночных отношений, функционирование хозяйственных и финансовых структур, присущих рынку, появление новых контролирующих государственных органов и независимых органов в виде аудиторских служб.

Сегодня можно вполне критически подойти к вопросу о деятельности всех органов системы финансового контроля. Хотя права и обязанности этих органов, а также методы, применяемые ими, имеют свои особенности, тем не менее, на наш взгляд, присутствует дублирование, различные подходы к одной и той же проблеме, незавершенность в результатах контроля.

Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы органов государственного финансового контроля (ГФК). Тем не менее, организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом.

Сама деятельность органов финансового контроля регулируется Конституцией Республики Казахстан от 30.08.95 года и следующими Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Закона:

«О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30.03.95 года;

- «Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций» от 31.12.2003 года;

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «органы финансового контроля» в современной казахстанской финансовой системе, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций, а также изучение анализа организации финансового контроля.

В рамках достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

изучить теоретические аспекты организации финансового контроля;

определить цели, задачи и функции органов финансового контроля;

обозначить права, обязанности и ответственность работников, осуществляющих контроль;

определить принципы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций;

рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования организации государственного финансового контроля.

Объектом исследования выступает финансовая система и органы финансового контроля Республики Казахстан.

Курсовая работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.

В первой главе курсовой работы кратко рассматривается необходимость и важность проведения финансового контроля, определяются цели, задачи и функции органов финансового контроля, также обозначены права, обязанности и ответственность работников, осуществляющих контроль.

Во второй главе данной курсовой работы рассмотрены принципы работы органов государственного и общегосударственного контроля, дана характеристика сферы их деятельности, а также подробно рассмотрены перспективы развития и пути совершенствования организации государственного финансового контроля.

Теоретической и методической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов финансистов по проблеме развития финансовой системы государства.

Необходимо отметить, что в периодической печати очень часто выходят статьи, которые освещают практическую деятельность органов финансового контроля.

1. Органы финансового контроля Республики Казахстан

1.1 Органы финансового контроля Республики Казахстан: цели, задачи и функции

 

На современном этапе развития казахстанской экономики, финансовый сектор страны перешел на качественно новый уровень своего развития. Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена.

Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты.

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства, непременным условием нормального функционирования экономики и финансовой системы выступает финансовый контроль. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управленческий объект сопоставляются с требованием принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений.

Каждое государство заинтересовано в том, чтобы все его предписания, касающиеся организаций и осуществления финансовой деятельности, были точно и неуклонно выполнены. Причем это качается как собственных органов и их должностных лиц, так и всех других субъектов - физических и юридических лиц, так или иначе попадающих в сферы финансовой деятельности. Также государство заинтересовано в том, чтобы государственные деньги тратились экономно, рационально и эффективно.

Государство всегда стремится уберечь свои деньги от всякого рода хищений, а также стремиться пресечь и такое отрицательное для себя явление, как взяточничество, с помощью которого нечистые на руку налогоплательщики уклоняются от уплаты налога или занижают его размер.

Поэтому наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуще не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Иначе, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства.

В своем широком значении финансовый контроль касается всех финансов, как государственных, так и частных. Однако применительно к финансовой деятельности государства речь может идти только о государственном финансовом контроле.

Но понятие «государственный контроль» еще не означает, что этот контроль осуществляется только государственными финансовыми органами. За рубежом широко используется практика, когда государство привлекает для проведения финансовой проверки негосударственные организации. Такой контроль даже получил название «независимый финансовый контроль».

Таким образом, субъектами государственного финансового контроля выступают непосредственно государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями, для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения. То есть для проверяемого объекта они выступают в качестве государственного контролера. [1]

Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства, а именно:

а) государственные органы;

б) государственные юридические лица;

в) негосударственные юридические лица;

г) граждане.

Негосударственные юридические лица и граждане выступают объектом государственного финансового контроля главным образом с точки зрения проверки выполнения ими своих финансовых обязательств перед государством, в числе которых основное место занимают обязательства по уплате налогов. Проверка осуществляется с позиций исполнения данными субъектами предписаний финансового законодательства, т.е. на предмет соблюдения законности.

Государственные предприятия и учреждения проверяются на предмет не только законности, но и рациональности расходования своих денежных средств, которые по форме собственности всегда являются государственными, а так же по поводу общего ведения дел с позиций их финансовой результативности.

Государственные органы проверяются на предмет того, насколько они правильно и эффективно выполняют возложенные на них функции финансового органа государства.

Предметом же государственного финансового контроля выступает поведение объектов данного контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

Широта предмета финансового контроля зависит от того, кто выступает объектом этого контроля: государственные или негосударственные субъекты. Если объектом финансового контроля выступает негосударственная организация, то цель контроля сводится к соблюдению или своих финансовых обязательств перед государством. Вопросы хозяйственной деятельности, рациональности и эффективности распределения и использования денежных средств, находящихся в частной собственности, в качестве предмета финансового контроля не выступают.

Если же объектом финансового контроля выступают государственные предприятия и учреждения, то предмет контроля расширяется - помимо выполнения финансовых обязательств перед государством, проверяются также целесообразность и эффективность денежной операции, так как государство выступает также в качестве собственника денежных средств этих предприятий и учреждений и заинтересовано в том, чтобы его собственность использовалась не только законно, но и рационально и эффективно.

Граждане выступают обычно объектом финансового контроля в качестве налогоплательщиков, т.е. предметом этого контроля является выполнение этими гражданами своих налоговых обязательств перед государством.

Осуществление государственных регулирующих и надзорных функций за финансовым сектором закреплено за следующими государственными органами:

Правительством Республики Казахстан;

Национальным Банком Республики Казахстан;

Комитетом по регулированию и надзору финансового рынка (КФН);

финансовых организаций в рамках законодательно закрепленных за ними функций и полномочий.

Государственные органы финансового контроля схематично представлены на рисунке 1.

Составной частью политики Республики Казахстан в сфере регулирования и надзора национального финансового рынка были приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа.

Рисунок 1 - Государственные органы финансового контроля Республики Казахстан

В связи с этим в конце 90-х годов в Республике Казахстан начали формироваться элементы новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового рынка (1998 г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам - по регулированию рынка ценных бумаг (2001 г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан - по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002 г.). [2]

Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан.

Основной целью реформы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являлось:

создание эффективной и независимой системы консолидированного надзора, в целях повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

развитие стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка.

Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка.

Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» были определены цели государственного регулирования и надзора на финансовом рынке и финансовых организаций:

) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;

) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

) создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Законодательно определенными задачами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций были признаны:

) установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

В своей деятельности КФН РК сохранило преемственность политики и практики регулирования и надзора финансового рынка и руководствуется, прежде всего, целью дальнейшего реформирования системы государственного регулирования финансового рынка - создание независимой и эффективной системы консолидированного финансового надзора, включая комплексную реализацию методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.

Указами Президента Республики Казахстан от 12 апреля 2011 года №25 функции и полномочия Агентства были переданы Национальному Банку Республики Казахстан, а от 18 апреля 2011 года №61 был образован Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (далее - Комитет).

Данное преобразование осуществлено в русле мировой тенденции современного этапа развития системы регулирования и надзора финансового сектора, в т.ч. учитывающей опыт последнего глобального кризиса, заключающейся в усилении центральных банков.

Комитет выполняет основные функции по государственному контролю и надзору за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, субъектов рынка ценных бумаг и кредитных бюро, а также защите прав потребителей финансовых услуг.

Комитет, в целом сохраняя преемственность политики и практики Агентства по вопросам надзора финансового рынка и финансовых организаций, продолжает работу по дальнейшему совершенствованию надзора и контроля и повышению их эффективности, в т.ч. с учетом тенденций современного мира в области финансового надзора.

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:

. Государственный финансовый контроль проводят государственные органы власти и управление. Весь государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный.

общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений;

ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделами министерств и ведомств.

. Общественный финансовый контроль - осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации).

. Аудит - новый вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих основах.

Основными функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль, являются:

) проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности;

) производить проверки денежных и иных документов, относящихся к проверяемой деятельности субъектов хозяйствования; получать от субъектов хозяйствования и их должностных лиц необходимые сведения, а также объяснения по проверяемым вопросам;

) при наличии предписания на проведение ревизии (проверки) и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием представителей субъектов хозяйствования производить обследование служебных и производственных помещений;

) производить личный досмотр нарушителей законодательства, а также досмотр находящихся при них вещей, документов и транспортных средств;

) изымать документы, свидетельствующие о нарушении субъектами хозяйствования норм законодательства либо являющиеся объектами таких нарушений;

) опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, товарно-материальных ценностей и денежных средств, за исключением касс и хранилищ учреждений банков, назначать их инвентаризацию;

) приостанавливать производство и реализацию товаров, работ или оказание услуг, если дальнейшее продолжение указанной деятельности причиняет либо может причинить вред жизни, здоровью либо имуществу граждан;

) для определения качества товаров производить в установленном порядке отбор образцов;

) проводить контрольные покупки и оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов с покупателями;

) приостанавливать в исключительных случаях отдельные операции по счетам субъектов хозяйствования. Каждый факт такой приостановки должен быть основан на достоверных данных о нарушениях законодательства;

) требовать от руководителей и других должностных лиц субъектов хозяйствования устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать соблюдение таких требований;

) в случаях выявления при проведении ревизий и проверок фактов, дающих основание предполагать совершение преступлений, передавать материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством;

) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

) применять экономические санкции. [3]

1.2 Права, обязанности и ответственность работников, осуществляющих контроль

В Законе Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» оговариваются права, обязанности и ответственность работников, осуществляющих контроль.

Аудитор - физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.

Права аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при проведении аудита имеют право:

самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

проверять у аудируемого лица все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг;

привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством при проведении аудита для проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;

отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, необходимых для проведения аудита, и (или) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству;

осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Обязанности аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели обязаны:

выполнять требования законодательства при осуществлении аудиторской деятельности (оказании сопутствующих аудиту услуг);

вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;

качественно проводить аудит и (или) оказывать сопутствующие аудиту услуги;

сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудита при наличии определенных обстоятельств;

сообщать учредителям (участникам, собственникам имущества) аудируемого лица в ходе проведения аудита в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству;

исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности, в том числе вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, а также уставом аудируемой организации.

Ответственность аудиторских организаций и аудиторов.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора. Для целей настоящего Закона под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. [4]


2. Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Казахстан и пути совершенствования его организации

2.1 Принципы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций

Принципами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являются:

) эффективное использование ресурсов и инструментов регулирования;

) прозрачность деятельности финансовых организаций и финансового надзора;

) стимулирование управления финансовых организаций, основанного на оценке рисков;

) комплексность мер по обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом рынке;

) ответственность органов финансовой организации.

Не допускается осуществление профессиональной деятельности на финансовом рынке лицами, не обладающими соответствующей лицензией, выданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Сделки по оказанию финансовых услуг, совершенные без соответствующей лицензии уполномоченного органа, являются недействительными.

Пруденциальными нормативами являются экономические ограничения, устанавливаемые уполномоченным органом для финансовых организаций в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты интересов потребителей финансовых услуг.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, уполномоченный орган вправе устанавливать пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты на консолидированной основе.

Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.

Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно

влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами;

участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики.

Следовательно, эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.

Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает:

) разработку основных направлений социально-экономической политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению;

) разработку государственных социально-экономических и научно-технических программ, индикативных планов;

) разработку и исполнение республиканского бюджета;

) осуществление структурной и инвестиционной политики;

) организацию управления государственной собственностью;

) решение вопросов социально-экономического развития регионов;

) разработку мер по реализации внешнеэкономической политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с международными финансовыми организациями;

) осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.

Общегосударственные финансы управляются Министерством финансов.

Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных представительных и исполнительных органов, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов и налоговых органов.

Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция - как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем. [5]

Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.

Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.

Задачами таможенных органов являются защита экономических интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов - взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.

2.2 Перспективы развития и пути совершенствования организации государственного финансового контроля

Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы органов государственного финансового контроля (ГФК). Тем не менее, организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом.

Органы ГФК тесно взаимодействуют с органами государственной власти, направляют им материалы по итогам контрольных мероприятий, оказывают консультации, производят анализ и дают заключения по бюджетно-финансовым вопросам, использованию государственных финансовых ресурсов на различные цели и т.д.

Высшим звеном государственного финансового контроля в демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной (представительной) власти. В силу своего особого статуса эти органы представляют систему внешнего (по отношению к исполнению бюджета и иным процедурам государственного управления) финансового контроля. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля (или контроля по линии законодательной - представительной власти). Кроме того:

они выступают органами публичного финансового контроля со стороны общества (налогоплательщиков) за законностью, целесообразностью и эффективностью использования государственных (по большей части бюджетных) средств;

международное сообщество обеспечивает организационную и правовую координацию деятельность национальных высших органов финансового контроля, что отвечает насущным потребностям современного этапа общественного развития.

Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран действует и система контроля по линии исполнительной власти, т.е. правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе государства президентский контроль. Парламентские, президентские и правительственные контрольно-ревизионные системы в развитых государствах функционирует параллельно и в тесной связи между собой.

Пройденный путь Казахстаном за 20 лет подтверждает развитие рыночных отношений, функционирование хозяйственных и финансовых структур, присущих рынку, появление новых контролирующих государственных органов и независимых органов в виде аудиторских служб.

Сегодня можно вполне критически подойти к вопросу о деятельности всех органов системы финансового контроля. Хотя права и обязанности этих органов, а также методы, применяемые ими, имеют свои особенности, тем не менее, на наш взгляд, присутствует дублирование, различные подходы к одной и той же проблеме, незавершенность в результатах контроля. [7]

Ныне существующую систему государственного финансового контроля трудно назвать оптимально организованной с четким разделением полномочий входящих в ее состав органов.

Центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю - Комитет финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов, реализуя полномочия по осуществлению внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, по сути, является органом ведомственного контроля. Более того, в действующую структуру Министерства финансов входят Налоговый комитет, Комитет таможенного контроля, Комитет казначейства и Комитет финансового контроля и государственных закупок.

То есть в одном министерстве сосредоточены государственные функции по мобилизации доходных источников бюджета, по исполнению расходных бюджетных программ, по контролю за своевременностью и полнотой поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также по контролю за расходованию бюджетных средств.

Подобное отсутствие четкого разделения ответственности между ключевыми функциями в сфере управления государственными финансовыми ресурсами ставит под сомнение объективность выдаваемого Комитет финансового контроля и государственных закупок заключений относительно рациональности и результативности деятельности исполнительной власти в части исполнения бюджета.

Кроме того, сегодня территориальные подразделения Комитета осуществляют сплошной контроль за исполнением местных бюджетов наряду с ревизионными комиссиями маслихатов. Таким образом, территориальные подразделения Комитета одновременно выступают в качестве органа внутреннего контроля по отношению к республиканскому бюджету и внешнего контроля по отношению к местным бюджетам, что противоречит основным принципам Лимской декларации Международной организации органов высшего финансового контроля (ИНТОСАИ). Спорной также является оптимальность и эффективность установленной Правительством ограничивающей нормы на создание служб внутреннего контроля, то есть только для отдельных министерств и ведомств согласно утвержденному перечню.

Выполнение требования Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о вхождении в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и управления государственности стоит особо остро.

Значительная роль в экономическом росте страны принадлежит эффективному государственному финансовому контролю.

Актуальность создания эффективной системы государственного финансового контроля позволяет рассматривать эту систему в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в стране.

Многие ведущие экономисты страны высказывают озабоченность по поводу отсутствия полноценной системы государственного контроля в Казахстане.

Дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля требует перестройки форм и методов работы, совершенствование казахстанского законодательства.

То есть практически идет речь о необходимости перестройки существующих форм и методов финансового контроля, корректировки функций государственных контрольных органов, а также соответствующих изменений и дополнений в законодательство.

Стоит отметить, что в прежние годы органы государственного финансового контроля развитых стран сосредоточили свою деятельность преимущественно на оценке соответствия деятельности организаций законодательству, определенным правилам и нормам. Эти направления контроля составляют значительную часть деятельности органов ГФК. Но помимо этого в связи с усложнением хозяйственной жизни и систем государственного управления в настоящее время государственный контроль все более становится направлен на рационализацию и развитие последних, эффективность финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций и их объединений, социальную эффективность государственных финансовых вложений (поиск путей сокращения доли бюджетных средств в общих затратах на государственные программы, повышения экономической отдачи последних, а также роста социальной насыщенности в их общих результатах).

Ни у кого не вызывает сомнения то, что система как таковая может функционировать слаженно, без каких бы то ни было коллизий, столкновений интересов только в случае четкого разграничения сфер деятельности и конкретных задач органов ГФК. К тому же количество органов должно быть адекватно целям и структуре системы.

Успех реформирования ГФК, эффективность и действенность его системы напрямую зависят от успешного решения организационно - структурных вопросов, а точнее от совершенствования его организационной структуры. Важно предпочесть структуру с менее значимыми «слабыми местами» и адекватную нуждам управления экономикой. В целом же оргструктура ГФК должна быть наиболее оптимальной именно для настоящих условий и достаточно гибкой для возможности ее модификации.

Прежде всего, целесообразно усовершенствовать казахстанскую систему внутреннего контроля, которая должна соответствовать наиболее успешным примерам международной практики организации внутреннего контроля и обеспечивать эффективную поддержку старшему звену каждого государственного органа. И главное, система внутреннего контроля должна способствовать повышению ответственности каждого государственного органа за качественное выполнение возложенных на него функций. [8]

Система внутреннего контроля должна состоять из специально созданных в каждом госоргане подразделений служб внутреннего контроля, которые представляют объективные и достоверные заключения для того, чтобы содействовать усовершенствованию деятельности госоргана путем:

устранения или снижения рисков, оценки адекватности и эффективности процессов управления рисками;

обеспечения надежности и целостности управленческой информации, качества способов защиты активов, соответствия деятельности государственного органа законам, правилам и планам данного органа;

оценка экономичности, эффективности и результативности использования ресурсов;

текущего сбора операций с целью установления соответствия результатов поставленным задачам и целям;

своевременного становления и предупреждения недостатков, нарушений и других проблемных областей;

контроля и системного мониторинга за откорректированным планом действий с целью эффективного и правильного его исполнения.

Деятельность служб внутреннего контроля в обязательном порядке должна подлежать контролю со стороны высшего органа финансового контроля. В республике часто не соблюдаются установленные законы, нормы и процессы о закупках. Это стало настолько значительной проблемой, что правительство передало оперативный контроль над процессом закупок Комитету финансового контроля Министерства финансов в дополнение к его обязанностям по аудиту. Поскольку КФК занимается управлением операциями по закупкам для правительства, он сам стал частью государственных процессов и вследствие чего прекратил быть независимым внутренним контролем процессов осуществления закупок.

Таким образом, следуя требованиям международных стандартов с учетом специфики казахстанской финансовой системы, структуру системы внутреннего контроля должны составлять службы внутреннего контроля.

Целесообразно упразднение центрального уполномоченного органа по внутреннему контролю. Функции по контролю за исполнением республиканского и местных бюджетов, соответствующее финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Комитета финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов должны быть распределены между Счетным комитетом и ревизионными комиссиями.

Необходимым условием повышения эффективности государственного финансового контроля Казахстана также следует рассматривать институционального укрепление внешнего контроля. При этом основным приоритетом является укрепление ключевого института внешнего и финансового контроля - Счетного комитета, являющегося высшим органом финансового контроля республики.

Во многих отношениях ВОФК Республики Казахстан достаточно независим. Но тот факт, что деятельность Счетного комитета подлежит проверке со стороны Комитета финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов, противоречит основным положениям Декларации, и независимость Счетного комитета в данном случае серьезно компрометируется.

Финансовый контроль деятельности Счетного комитета должна проводиться только лишь частными аудиторами, выбираемыми Президентом транспарентным путем, исходя из соответствующих критериев.

Другим фактором, серьезно компрометирующим независимость, является то, что зачастую Счетный комитет вынужден заимствовать штат у КФК с целью проведения контрольных мероприятий.

Счетный комитет должен располагать достаточным собственным штатом сотрудников с тем, чтобы не заимствовать сотрудников из других органов финансового контроля для выполнения своей работы.

Несмотря на то, что отдельные вопросы независимости Счетного комитета рассматриваются в бюджетном законодательстве, многие необходимые аспекты не нашли должного отражения в законодательстве: установление необходимой степени независимости. В частности, не содержится никакого упоминания о том, что «будет гарантирована адекватная юридическая защита против любого вмешательства на независимость высшего органа финансового контроля и его аудиторский мандат (контрольные полномочия)», как то рекомендовано Лимской декларацией.

Независимость была бы еще больше усилена, если контрольные полномочия, организация и работа Счетного комитета были закреплены в отдельном законодательстве, а не в Бюджетном кодексе. По нашему мнению, со временем независимость Счетного комитета как высшего органа финансового контроля Республики Казахстан должна быть закреплена в Конституции и гарантирована в соответствующем отдельном законодательстве.

Помимо этого, для того чтобы еще больше укрепить независимость Счетного комитета необходимо увеличить срок действия полномочий Председателя. Председатель Счетного комитета должен отстраняться от занимаемой должности во время своего срока полномочий только при обоюдном предложении обеих Палат Парламента и при достаточных основаниях. Необходимо также обеспечение независимости членов Счетного комитета. Для достижения этого срок действия полномочий членов должен быть установлен в Конституции. Если же происходит частая смена членов органа финансового контроля, то независимость компрометируется.

Процедуры по смещению членов и Председателя должны быть отображены в Конституции.

Следует подчеркнуть, что придание статуса высшего органа финансового контроля и наделение органа соответствующими полномочиями должно сопровождаться соответствующим ресурсным обеспечением. Во-первых, необходимо увеличить штатную численность аппарата Счетного комитета; во-вторых, установить объемы финансирования, достаточные для решения вопросов материально-технического обеспечения, привлечения к осуществлению контрольных мероприятий высококвалифицированных специалистов, решения вопросов информатизации; в-третьих, подключить соответствующие госорганы к процессу формирования эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников государственного финансового контроля.

Проблемы функционирующей системы внешнего контроля на местном уровне не ограничиваются отсутствием четкой нормативной правовой и методической баз, размытостью, дублированием и параллелизмом функций.

Наряду с указанными проблемами серьезными ограничениями по совершенствованию деятельности ревизионных комиссий является отсутствие надежной материально-технической базы и нехватка кадров.

Ревизионные комиссии маслихатов необходимо законодательно наделить полномочиями по формированию выводов и рекомендаций по результатам проведенного контроля.

Поскольку только в случае осуществления полноценного и качественного внешнего контроля может быть обеспечена полнота, объективность и достоверность выводов контролирующих органов относительно направления исполнительной властью финансовыми ресурсами государства, уже на сегодняшний день, по нашему мнению, необходимо обеспечить функциональную, организационную и финансовую независимость Счетного комитета путем:

принятия закона о Счетном комитете и полного отражения в нем всех аспектов его независимости;

законодательного гарантирования независимости, четкого отражения процедур назначения и освобождения от должности членов Счетного комитета;

законодательного закрепления нормы относительно прямого представления заявки на финансирование в Республиканскую бюджетную комиссию и проведения контроля за деятельностью Счетного комитета исключительно независимыми экспертами;

следует также расширить контрольные возможности Счетного комитета, распространив их на региональный уровень путем:

преобразования ревизионных комиссий маслихатов в обособленные независимые органы внешнего контроля на местном уровне и установления их прямой подотчетности перед Счетным комитетом;

дальнейшего укрепление ревизионных комиссий (возможно Счетных комитетов областей и городов Астана, Алматы).

определить Счетный комитет органом, осуществляющим методологическое руководство над проведением госфинконтроля;

законодательно закрепить порядок взаимодействия Счетного комитета, как высшего органа финансового контроля, и ревизионных комиссий;

совершенствовать механизм реализации решений, принятых органами внешнего контроля по итогам контрольных мероприятий.

Решение таких вопросов, как место того или иного органа ГФК в оргструктуре их системы, его функциональная направленность, структура, численность и характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое, информационное и иное обеспечение органа, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри органа, а также особенности структуры взаимоотношений органа с другими звеньями ГФК, зависят от многих факторов, в том числе от цели и задач создания органа, государственного устройства, принципов государственного управления, развития государственных систем и.т.д. Структура и иерархический ранг органов ГФК, определение их места в общей системе во многом определяется тем, насколько верна позиция руководства страны по отношению к государственному контролю, т.е. насколько правильно понимает руководство роль ГФК в управлении государством. Мы описали несколько упрощенную процедуру формирования организационного обеспечения системы ГФК. Естественно, в существующих условиях необходимо исходить из уже существующей системы, принять попытку ее реформирования и совершенствования.

Организационно-структурная основа системы ГФК нам представляется 2 уровневой:

-й уровень - «периферия» структуры - все иные государственные органы и их аппараты, законодательно наделенные контрольными функциями как составной частью своих непосредственных управленческих обязанностей.

Рамки данной работы не позволяют провести подробный анализ всех органов ГФК, поэтому акцент здесь хотелось бы сделать на специализированных органах ГФК за исполнением бюджетов. Мы считаем целесообразным уделить внимание и деятельности органов казначейства Казахстана. Анализу же деятельности таких достаточно узконаправленных контрольных органов, как, например, органы валютного, таможенного, налогового контроля и др., в научно-практической литературе в последнее время уделяется достаточное внимание. Тем не менее, вопросы совершенствования их деятельности остаются также открытыми.

Основными инструментами предлагаемой системы контроля должен стать экономический анализ, обеспечивающий выполнение причин и условий, ведущих к правонарушениям. [9]

Предложенные меры позволят построить новую модель государственного финансового контроля, которая будет способствовать повышению уровня прозрачности формирования и эффективности использования ресурсов и активов государства и будет служить действенным инструментом управления экономической безопасностью нашей страны.

Заключение

В настоящей курсовой работе были рассмотрены вопросы, цель которых состояла в определении не только понятия организации финансового контроля, но и раскрытие их сущности, а также определения функций и полномочий представителей органов финансового контроля.

Подводя итог работы необходимо остановиться на следующих основных моментах.

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:

. Государственный финансовый контроль проводят государственные органы власти и управление. Весь государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный.

общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений;

ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделами министерств и ведомств.

. Общественный финансовый контроль - осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации).

. Аудит - новый вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих основах.

В Законе Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» оговариваются права, обязанности и ответственность работников, осуществляющих контроль.

Органы финансового контроля тесно взаимодействуют с органами государственной власти, направляют им материалы по итогам контрольных мероприятий, оказывают консультации, производят анализ и дают заключения по бюджетно-финансовым вопросам, использованию государственных финансовых ресурсов на различные цели и т.д.

Пройденный путь Казахстаном за 20 лет подтверждает развитие рыночных отношений, функционирование хозяйственных и финансовых структур, присущих рынку, появление новых контролирующих государственных органов и независимых органов в виде аудиторских служб.

Сегодня можно вполне критически подойти к вопросу о деятельности всех органов системы финансового контроля. Хотя права и обязанности этих органов, а также методы, применяемые ими, имеют свои особенности, тем не менее, на наш взгляд, присутствует дублирование, различные подходы к одной и той же проблеме, незавершенность в результатах контроля.

Ныне существующую систему государственного финансового контроля трудно назвать оптимально организованной с четким разделением полномочий входящих в ее состав органов.

Многие ведущие экономисты страны высказывают озабоченность по поводу отсутствия полноценной системы государственного контроля в Казахстане.

Дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля требует перестройки форм и методов работы, совершенствование казахстанского законодательства.

То есть практически идет речь о необходимости перестройки существующих форм и методов финансового контроля, корректировки функций государственных контрольных органов, а также соответствующих изменений и дополнений в законодательство.

Стоит отметить, что в прежние годы органы государственного финансового контроля развитых стран сосредоточили свою деятельность преимущественно на оценке соответствия деятельности организаций законодательству, определенным правилам и нормам. Эти направления контроля составляют значительную часть деятельности органов финансового контроля. Но помимо этого в связи с усложнением хозяйственной жизни и систем государственного управления в настоящее время государственный контроль все более становится направлен на рационализацию и развитие последних, эффективность финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций и их объединений, социальную эффективность государственных финансовых вложений (поиск путей сокращения доли бюджетных средств в общих затратах на государственные программы, повышения экономической отдачи последних, а также роста социальной насыщенности в их общих результатах).

Успех же реформирования органов финансового контроля, эффективность и действенность его системы напрямую зависят от успешного решения организационно - структурных вопросов, а точнее от совершенствования его организационной структуры. Важно предпочесть структуру с менее значимыми «слабыми местами» и адекватную нуждам управления экономикой. В целом же организационная структура финансового контроля должна быть наиболее оптимальной именно для настоящих условий и достаточно гибкой для возможности ее модификации.

финансовый государственный контроль работник

Список источников

1.   Конституция Республики Казахстан, от 30.06.95 года.

2.      Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 30.03.95 года «О Национальном Банке Республики Казахстан»

.        Указ Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года «Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций»

.        Пресс-релиз о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2012 года (предварительные данные) Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

.        Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан 01.12. 2011

.        Материалы с официального сайта Национального банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz

.        Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. - Алматы, 2002 г.

.        Искакова З.Д., Танашева А.Б. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине «Финансы». Караганды, 2008

9. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997

Похожие работы на - Органы финансового контроля Республики Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!