Современное состояние системы финансового контроля в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    139,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние системы финансового контроля в Республике Казахстан

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы финансового контроля

1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля

Виды финансового контроля

Формы проведения финансового контроля

Методы проведения финансового контроля

1.2 Зарубежный опыт организации финансового контроля

Глава 2. Современное состояние системы финансового контроля в Республике Казахстан

2.1 Органы финансового контроля Республики Казахстан: цели, задачи и функции

2.2 Анализ контроля деятельности органов финансового контроля в Республики Казахстан

Глава 3. Проблемы функционирования финансового контроля в РК и пути их решения

Заключение

Список использованный литературы

Введение


Финансовый контроль - составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль - это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Тема актуальна, так как финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций.

Глава 1. Теоретические основы финансового контроля


1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля


Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Система финансового контроля в развитых западных государствах в целом однотипна и включает следующие элементы:

ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;

контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых - снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует часто фискальные цели.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля. К ним относятся такие универсальные принципы как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Финансовый контроль как область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов и другие.

Виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский.

По видам финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурные подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

По сферам финансовой деятельности финансовый контроль можно условно разделить на: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Формы проведения финансового контроля

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:

предварительный;

текущий;

последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

финансовый контроль казахстан орган

Методы проведения финансового контроля

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Наблюдение - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия - клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

1.2 Зарубежный опыт организации финансового контроля


Государственный и муниципальный финансовый контроль в зарубежных странах выстраивается по различным моделям, однако в общем для развития этой системы свойственна тенденция децентрализации и выделения аудита либо его элементов в самостоятельную ветвь контрольной деятельности, в процессе осуществления которой определяются целесообразность и надлежащее распределение доходов и расходование средств бюджетов разных уровней, выполнение принятых решений, а также положений соответствующих законодательных актов, эффективность деятельности органов власти при исполнении возложенных на них функций.

На сегодняшний день в развитых странах большинство органов государственного финансового контроля широко использует аудит эффективности как один из важнейших методов проведения государственного бюджетного контроля. Важнейшей его целью является определение социально значимого результата от использования имеющихся государственных ресурсов, к примеру, в виде улучшения здоровья и качества жизни населения, повышения качества образования или снижения уровня преступности. Доля аудита эффективности в общем количестве проверок высших органов финансового контроля в ряде развитых стран превышает 50 %.

В некоторых странах (Австралия, Канада, Великобритания, Дания, Индия, Египет, Ирландия) функции государственного финансового контроля выполняются отдельными должностными лицами. В других государствах (Белоруссия, Литва, Молдавия, Кипр, Албания, Израиль, Афганистан, Иордания, Индонезия, Колумбия, Монако) счетные ведомства наделены полномочиями службы государственного контроля. Третью группу образуют страны, в которых функции органов финансового контроля выполняют Счетные суды (Франция, Италия, Румыния, Тунис, Аргентина, Гаити, Алжир, Гвинея, Марокко, Словения). В эту же группу можно отнести страны, в которых государственный финансовый контроль осуществляется в форме Счетных трибуналов (Бразилия, Португалия, Уругвай).

Большую группу органов контроля составляют страны, в которых финансовых контроль осуществляет Офис Генерального Аудита, который возглавляется одним аудитором. В некоторых государствах контрольные функции возложены на Государственные Генеральные инспекции, Счетные палаты, а также контрольные палаты и Ревизионные палаты. Также следует отметить, в Греции и Конго финансовый контроль осуществляют Счетные подразделения в Верховном Суде; в Маврикии и Мали - Департамент контроля государственных расходов; в Лаосе, Камбодже и Экваториальной Гвинее - Счетное ведомство в Министерстве иностранных дел; в Сенегале - второй отдел Президентского отчета в Парламенте.

В названии большинства контрольно-счетных органов государств отражен принцип федерализма: Федеральная Счетная палата в Германии, Федеральное счетное управление - в Швейцарии. В Финляндии и Эстонии применяется обобщенный термин - Высший контрольный орган.

·              независимость органов финансового контроля от законодательной и исполнительной власти;

·              особое внимание уделяется целевому использованию, эффективности и экономичности программ расходования финансовых ресурсов;

·              эффективность деятельности контрольных органов определяется с помощью сравнения средств, потраченных на ее осуществление и полученных в результате "доходов" (денежные средства, возвращенные в бюджет и/или не израсходованные с нарушением бюджетного законодательства, возможная упущенная выгода от распоряжения государственным или муниципальным имуществом).

В частности, в Японии органом, осуществляющим государственный финансовый контроль, является счетная палата. Она наделена конституционным статусом независимости от трех ветвей власти государства (судебная, исполнительная, законодательная). Эффективность этого контролирующего органа Японии можно оценить в 336 700 млн. иен. Следует отметить, что критерии эффективности исчисляются исходя из суммы денежных средств, возвращенных в бюджет в результате принятых палатой мер, и суммы денежных средств, которая была "сэкономлена" в ходе аналитической деятельности палаты при планировании бюджета на следующий финансовый год.

Начиная с 1921 г. в США функции Высшего органа финансового контроля федерального уровня выполняет главное контрольно-финансовое управление США (U. S. GAO). Ведомственный финансовый контроль реализует министерство финансов США, а внутриведомственный - главный финансовый администратор и генеральный инспектор министерства образования США. Кроме того, эффективность работы Высшего органа финансового контроля США в 2010 г. составила 49,9 млрд долл., или 87 долл. на 1 долл., потраченный на обеспечение деятельности управления.

Рисунок 1 - Предлагаемая организационно-функциональная структура финансового контроля Казахстана.

Глава 2. Современное состояние системы финансового контроля в Республике Казахстан


2.1 Органы финансового контроля Республики Казахстан: цели, задачи и функции


На современном этапе развития казахстанской экономики, финансовый сектор страны перешел на качественно новый уровень своего развития. Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена.

Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты.

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства, непременным условием нормального функционирования экономики и финансовой системы выступает финансовый контроль. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управленческий объект сопоставляются с требованием принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений.

Каждое государство заинтересовано в том, чтобы все его предписания, касающиеся организаций и осуществления финансовой деятельности, были точно и неуклонно выполнены. Причем это качается как собственных органов и их должностных лиц, так и всех других субъектов - физических и юридических лиц, так или иначе попадающих в сферы финансовой деятельности. Также государство заинтересовано в том, чтобы государственные деньги тратились экономно, рационально и эффективно.

Государство всегда стремится уберечь свои деньги от всякого рода хищений, а также стремиться пресечь и такое отрицательное для себя явление, как взяточничество, с помощью которого нечистые на руку налогоплательщики уклоняются от уплаты налога или занижают его размер.

Поэтому наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуще не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Иначе, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства.

В своем широком значении финансовый контроль касается всех финансов, как государственных, так и частных. Однако применительно к финансовой деятельности государства речь может идти только о государственном финансовом контроле.

Но понятие "государственный контроль" еще не означает, что этот контроль осуществляется только государственными финансовыми органами. За рубежом широко используется практика, когда государство привлекает для проведения финансовой проверки негосударственные организации. Такой контроль даже получил название "независимый финансовый контроль".

Таким образом, субъектами государственного финансового контроля выступают непосредственно государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями, для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения. То есть для проверяемого объекта они выступают в качестве государственного контролера.

Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства, а именно:

а) государственные органы;

б) государственные юридические лица;

в) негосударственные юридические лица;

г) граждане.

Негосударственные юридические лица и граждане выступают объектом государственного финансового контроля главным образом с точки зрения проверки выполнения ими своих финансовых обязательств перед государством, в числе которых основное место занимают обязательства по уплате налогов. Проверка осуществляется с позиций исполнения данными субъектами предписаний финансового законодательства, т.е. на предмет соблюдения законности.

Государственные предприятия и учреждения проверяются на предмет не только законности, но и рациональности расходования своих денежных средств, которые по форме собственности всегда являются государственными, а так же по поводу общего ведения дел с позиций их финансовой результативности.

Государственные органы проверяются на предмет того, насколько они правильно и эффективно выполняют возложенные на них функции финансового органа государства.

Предметом же государственного финансового контроля выступает поведение объектов данного контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

Широта предмета финансового контроля зависит от того, кто выступает объектом этого контроля: государственные или негосударственные субъекты. Если объектом финансового контроля выступает негосударственная организация, то цель контроля сводится к соблюдению или своих финансовых обязательств перед государством. Вопросы хозяйственной деятельности, рациональности и эффективности распределения и использования денежных средств, находящихся в частной собственности, в качестве предмета финансового контроля не выступают.

Если же объектом финансового контроля выступают государственные предприятия и учреждения, то предмет контроля расширяется - помимо выполнения финансовых обязательств перед государством, проверяются также целесообразность и эффективность денежной операции, так как государство выступает также в качестве собственника денежных средств этих предприятий и учреждений и заинтересовано в том, чтобы его собственность использовалась не только законно, но и рационально и эффективно.

Граждане выступают обычно объектом финансового контроля в качестве налогоплательщиков, т.е. предметом этого контроля является выполнение этими гражданами своих налоговых обязательств перед государством.

Осуществление государственных регулирующих и надзорных функций за финансовым сектором закреплено за следующими государственными органами:

Правительством Республики Казахстан;

Национальным Банком Республики Казахстан;

Комитетом по регулированию и надзору финансового рынка (КФН);

финансовых организаций в рамках законодательно закрепленных за ними функций и полномочий.

Составной частью политики Республики Казахстан в сфере регулирования и надзора национального финансового рынка были приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа.

В связи с этим в конце 90-х годов в Республике Казахстан начали формироваться элементы новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового рынка (1998 г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам - по регулированию рынка ценных бумаг (2001 г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан - по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002 г.).

Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан.

Основной целью реформы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являлось:

создание эффективной и независимой системы консолидированного надзора, в целях повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

развитие стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка.

Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка.

Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" были определены цели государственного регулирования и надзора на финансовом рынке и финансовых организаций:

обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;

обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Законодательно определенными задачами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций были признаны:

установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.

В своей деятельности КФН РК сохранило преемственность политики и практики регулирования и надзора финансового рынка и руководствуется, прежде всего, целью дальнейшего реформирования системы государственного регулирования финансового рынка - создание независимой и эффективной системы консолидированного финансового надзора, включая комплексную реализацию методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.

Указами Президента Республики Казахстан от 12 апреля 2011 года №25 функции и полномочия Агентства были переданы Национальному Банку Республики Казахстан, а от 18 апреля 2011 года №61 был образован Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (далее - Комитет).

Данное преобразование осуществлено в русле мировой тенденции современного этапа развития системы регулирования и надзора финансового сектора, в т. ч. учитывающей опыт последнего глобального кризиса, заключающейся в усилении центральных банков.

Комитет выполняет основные функции по государственному контролю и надзору за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, субъектов рынка ценных бумаг и кредитных бюро, а также защите прав потребителей финансовых услуг.

Комитет, в целом сохраняя преемственность политики и практики Агентства по вопросам надзора финансового рынка и финансовых организаций, продолжает работу по дальнейшему совершенствованию надзора и контроля и повышению их эффективности, в т. ч. с учетом тенденций современного мира в области финансового надзора.

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:

Государственный финансовый контроль проводят государственные органы власти и управление. Весь государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный.

общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений;

ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделами министерств и ведомств.

Общественный финансовый контроль - осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации).

Аудит - новый вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих основах.

Основными функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль, являются:

проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности;

производить проверки денежных и иных документов, относящихся к проверяемой деятельности субъектов хозяйствования; получать от субъектов хозяйствования и их должностных лиц необходимые сведения, а также объяснения по проверяемым вопросам;

при наличии предписания на проведение ревизии (проверки) и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием представителей субъектов хозяйствования производить обследование служебных и производственных помещений;

производить личный досмотр нарушителей законодательства, а также досмотр находящихся при них вещей, документов и транспортных средств;

изымать документы, свидетельствующие о нарушении субъектами хозяйствования норм законодательства либо являющиеся объектами таких нарушений;

опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, товарно-материальных ценностей и денежных средств, за исключением касс и хранилищ учреждений банков, назначать их инвентаризацию;

приостанавливать производство и реализацию товаров, работ или оказание услуг, если дальнейшее продолжение указанной деятельности причиняет либо может причинить вред жизни, здоровью либо имуществу граждан;

для определения качества товаров производить в установленном порядке отбор образцов;

приостанавливать в исключительных случаях отдельные операции по счетам субъектов хозяйствования. Каждый факт такой приостановки должен быть основан на достоверных данных о нарушениях законодательства;

требовать от руководителей и других должностных лиц субъектов хозяйствования устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать соблюдение таких требований;

в случаях выявления при проведении ревизий и проверок фактов, дающих основание предполагать совершение преступлений, передавать материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством;

рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

Применять экономические санкции.

2.2 Анализ контроля деятельности органов финансового контроля в Республики Казахстан


Многообразие источников расходования финансовых ресурсов государства на различных уровнях экономики формирует необходимость обеспечения контроля этих средств как органами внутреннего, так и органами внешнего контроля, чтобы обеспечить полноту охвата контролем весь ресурсный объем финансов государства. Необходимость реформирования системы организации финансового контроля, расширение его функций предполагает анализ существующей на данный момент системы контрольных органов, выявления их эффективности на отраслевом и местном уровнях.

Как показывает анализ за последние годы, большой объем контрольных мероприятий на региональном уровне осуществляется КФК Минфина РК. Объемы выявляемых финансовых нарушений местных бюджетов растут. За 2004-2007 годы и за 1 полугодие 2008 года выявлено финансовых нарушений местных бюджетов на сумму 75410,8 млн. тенге. Основными финансовыми нарушениями, выявленными органами КФК в местных бюджетах, как показывают проверки, являются:

) вмешательство уполномоченного органа акима области в бюджетные процессы районов и городов, путем внесения изменений в бюджетные субвенции, что приводит к нарушениям;

) нарушение норм Бюджетного кодекса по распоряжению коммунальной собственностью в части купли-продажи, имущественного найма и доверительного управления с последующим правом выкупа в собственность;

) нарушения, выявленные при соблюдении правил, условий, процедур в использовании финансовых активов.

При контроле республиканского бюджета, государственных учреждений или хозяйствующих субъектов, в отчетах КФК и его подразделений за 2004-2008 годы, выявляются и отражаются следующие виды финансовых нарушений:

) недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств;

) необоснованное использование бюджетных средств, грантов, гарантированных государством займов, активов государства;

) нецелевое использование бюджетных средств и кредитов;

) неэффективное использование бюджетных средств;

) прочие нарушения.

На наш взгляд, разная классификация нарушений по уровням бюджетов и хозяйствующих субъектов показывает факты несоблюдения стандартов и процедур финансового контроля, отсутствие единого методологического подхода и наличие субъективизма на местном уровне. При контроле местных бюджетов многие финансовые нарушения, соответственно, не конкретизированы и посему отражаются в строке отчета "прочие нарушения". Например, по данным отчета за 2004 год из общего объема нарушений в 2000,8 млн. тенге на прочие нарушения относятся 1211,3 млн. тенге или 60,5%, соответственно, в 2006 году при общем объеме нарушений 16541,9 млн. тенге, доля прочих нарушений составляет 11998,8 млн. тенге или 72,5%. По данным отчета за 2007 год из общего объема нарушений в 34737,0 млн. тенге на прочие относятся 31050,5 млн. тенге или 89,4%, т.е. наблюдается тенденция роста прочих нарушений из-за затруднения в классифицировании видов нарушений, что приводит к снижению ответственности по выявленным фактам.

Анализ контроля местных бюджетов и хозяйствующих субъектов в регионах показывает важность повышения уровня регионального финансового контроля, ибо из года в год растут суммы выявляемых финансовых нарушений.

В современных условиях рыночных отношений активную роль в системе контроля должны играть внутренние службы исполнительных органов, которые призваны обеспечивать внутренний аудит в структуре министерства или ведомства. Согласно отчетным данным Комитета финконтроля Минфина РК об итогах деятельности служб внутреннего контроля центральных исполнительных органов за 1 полугодие 2008 года, включены в их штат службы внутреннего контроля только в 12 центральных исполнительных органов. Во многих созданных службах внутреннего контроля не соблюдаются стандарты функциональной и организационной структуры контроля.

Основные результаты контрольных мероприятий высшего органа финансового контроля в лице Счетного комитета за 2004-2008 годы рассмотрим ниже. Анализ позволяет увидеть слабые места в бюджетном процессе при составлении бюджетных программ, недостатки в управленческих процессах, также недостатки по исполнению законодательных актов, формам совершенствования нормативно-методических аспектов функционирования системы финансового контроля. К примеру, как показывает анализ исполнения Закона "О республиканском бюджете на 2007 год", несмотря на предпринятые Правительством отдельные меры в полном объеме исполнены только 19 статей Закона, не обеспечено надлежащее исполнение 18 статей. Соответственно, анализ за 2008 год показывает, что не обеспечено надлежащее исполнение 19 статей, не исполнены вообще 3 статьи. По мере увеличения финансовых ресурсов бюджета каждый год в результате экономического роста в стране, растут и объемы финансовых нарушений, выявляемых по результатам контрольных проверок. При этом по данным годовых отчетов Счетного комитета РК за 2004 - 2008 годы общая сумма выявленных финансовых нарушений составила почти 384 млрд. тенге. В частности, в 2005 году сумма выявленных нарушений Счетным комитетом увеличилась по сравнению с предыдущим периодом 2004 года более чем в 2 раза и составила 47,0 млрд. тенге, за 2007 год - 108,2 млрд. тенге сумму выявленных нарушений (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели финансовых нарушений. выявленных Счетным комитетом РК за 2004-2008 годы, млрд. тенге

Виды финансовых нарушений

 2004

 2005

 2006

 2007

 2008

Установлено нарушений - всего, в том числе:

19,3

47,0

106,2

108,2

103,2

нарушения по доходам бюджета

-

-

30,1

8,6

2,6

нарушения по расходам бюджета - всего, в т. ч.:

14,1

29,8

53,6

76,6

75,55

нецелевые расходы

0,62

3,25

3,8

1,1

12,95

неэффективные расходы

7,69

7,77

17,9

38,5

39,5

необоснованные расходы

5,02

5,93

14,8

13,3

17,8

Прочие

0,6

12,8

17,1

23,7

5,5


Примечание: Составлено автором по данным годовых отчетов Счетного комитета РК за 2004-2008 годы.

) отсутствие механизма обеспечения непрерывности процесса контроля;

) невозможность охвата контрольными мероприятиями всех финансовых ресурсов государства.

В частности, сделанный выше анализ показывает, что при составлении бюджета не осуществляется проведение предварительного контроля, не делается заключение по проекту составляемого бюджета. Анализ действующего законодательства показывает, что в функциональных полномочиях высшего органа контроля Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета преимущественно закреплены функции по осуществлению текущего и последующего финансового контроля за использованием средств республиканского бюджета. Непрерывность контрольного процесса не соблюдается из-за отсутствия предварительного контроля. Требования совершенствования бюджетного планирования, ориентированного на конечные результаты, также усиливают необходимость внедрения предварительного контроля, как более эффективной формы контроля, направленной на предупреждение и пресечение нарушений при составлении, планировании и непосредственном использовании средств госбюджета.

Как показал анализ антикризисных мер Правительства, орган внешнего контроля при имеющихся полномочиях не может обеспечить охват контрольными мероприятиями всех финансовых ресурсов государства. Счетным комитетом выявлена слабая результативность предпринимаемых мер Правительством и неэффективность самой системы контроля (План совместных действий Правительства, Нацбанка и АФН от 13.01.09 г. № 6).

Таблица 2 - Распределение денежных средств на реализацию антикризисных мероприятий Планом совместных действий Правительства РК, млн. тенге

№ п/п

Наименование

Выделено

Освоено

Неиспользовано

1.

Финансирование за счет республиканского бюджета

1.1

Финансовый сектор

557,5

 476,0

 79,5


АО "ФНБ" "Самрук-Казына"

487,5

 476,0

 11,5

1.2

Фонд "Стрессовых активов"

70,0

 -

 68,0

1.3

Инновационные, индустриальные проекты

120,0

 -

 120,0


Итого:

677,5

 476,0

 199,5

2.

Финансирование за счет средств Национального Фонда

2.1

Жилищный сектор

135,0

135,0

 0,0

2.2

Малый и средний бизнес

127,0

 37,6

 89,4

2.3

Агропромышленный комплекс

120,0

 0,0

120,0


Итого

382,0

172,6

209,4


Всего:

1059,5

648,6

408,9


Источник: Годовой отчет Счетного комитета РК за 2008 год, Астана

По итогам контрольно-аналитических мероприятий Счетного комитета, установлены финансовые нарушения на общую сумму 12,9 млрд. тенге, а также недостаточное обеспечение ответственными государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора своевременного освоения средств республиканского бюджета и Национального фонда, выделенных на антикризисные мероприятия, на общую сумму 560 млрд. тенге, которые находятся на счетах или размещены на депозитах в банках 2 уровня. Контроль расходования выделенных денежных средств по антикризисной программе показывает, что не все денежные средства используются эффективно. В отчетах отмечено, что согласно мониторингу контрольного органа полностью до адресатов дошли лишь средства, выделенные на стабилизацию финансовой системы - это 480 миллиардов тенге. Одной из серьезных проблем в контрольных функциях Счетного комитета РК является то, что Счетный комитет не имеет полномочий и не может обеспечить контроль деятельности БВУ, задействованных в реализации антикризисных мер государства. В этой связи должен быть разработан проект взаимодействия Счетного комитета, АФН РК и с другими контрольными органами, который предусматривает организацию системного обмена информацией и отчетностью и проведение совместных контрольных мероприятий за деятельностью получателей бюджетных средств.

В процессе использования государственных средств на реализацию антикризисных мер выявлены проблемы несовершенства законодательства, неэффективность механизмов реализации антикризисных мероприятий по стабилизации экономики, наличие различных противоречий в предпринимаемых мерах, также некачественное планирование антикризисных программ, отсутствие комплексного подхода к достижению поставленных целевых задач.

Таким образом, по результатам критического анализа современного состояния деятельности органов финансового контроля РК, может быть предложен ряд принципиальных мер для улучшения их деятельности:

пересмотреть организацию системы ФК за составлением, расходованием финансовых ресурсов консолидированного государственного бюджета, с целью обеспечения оперативности, полноты и непрерывности контроля;

совершенствовать систему управления государственными активами путем разработки законопроекта о государственных активах, уточнения видов активов, определения стратегических видов государственных активов, приоритетности права на покупку, персонификации ответственности за эффективность использования активов;

принять комплекс мер по обеспечению эффективного использования финансовых ресурсов, включая кредитные ресурсы, привлекаемые национальными компаниями и акционерными обществами с участием государства из внешнего финансового рынка.

Взаимосвязь совокупности показателей оценки эффективности с фактическими и конечными результатами контрольных мероприятий составляет основу для анализа системы оценки эффективности органов финансового контроля. Многие экономисты, ученые, рассматривая вопросы эффективности финансового контроля на макроэкономическом уровне, правомерно говорят о совокупном характере полученной эффективности органов финансового контроля (социальный, организационный и экономический эффекты). На наш взгляд, для казахстанской практики в деятельности финансового контроля для оценки всех аспектов эффективности в деятельности контрольного органа достаточно следующих показателей:

) уровень экономичности;

) уровень интенсивности;

) эффективность контрольного мероприятия;

) действенность представлений, предписаний;

) промежуточная эффективность.

Анализ контрольной работы органов внешнего и внутреннего контроля позволяет произвести сравнение показателей выявленных финансовых нарушений, и на этой основе оценить уровень эффективности их деятельности.

Таблица 3 - Сравнение показателей финансовых нарушений, выявленных Счетным комитетом и КФК РК за 2006-2008 годы, млрд. тенге

Виды финансовых нарушений

2006

2007

6 мес. 2008


Сч. ком.

КФК

Сч. ком.

КФК

Сч. Ком.

КФК РК

 Нарушений - всего, в т. ч.:

106,2

41,1

108,2

54,36

69,2

29,0

 - по доходам бюджета

30,1

-

8,6

-

2,1

0,98

 - по расходам бюджета - всего, в т. ч:

53,6

36,6

76,6

52,7

42,8

28,0

Нецелевые расходы

3,8

1,6

1,1

1,26

10,5

4,43

Неэффективные расходы

17,9

10,5

38,5

12,4

19,0

10,0

Необоснованные расходы

14,8

14,0

13,3

10,91

11,5

13,46

Прочие

17,1

10,5

23,7

28,12

1,8

0,14

Нарушения связанных с активами государства

6,2

-

12,7

-

21,4

Нарушения при проведении госзакупок

7,2

122,2

10,3

-

2,9

82,1

Суммы возмещения бюджетных средств

1,9

5,94

6,6

7,41

0,6*

6,1

Количество лиц, привлеченных к адм., дисц. ответственности

142

3393

70

2418

17

3262

В правоохранительные органы передано дел

21

2585

42

2147

27

1030


Примечание:

. Составлено автором по данным годовых отчетов.

. * - данные приведены за 5 мес. т. г.

Сравнение показателей, характеризующих деятельность органов внешнего и внутреннего контроля, позволяет сделать некоторые выводы и предложения, в частности:

) контрольный орган Минфина проводит большое количество проверок на различных уровнях бюджета (республиканский и местный бюджеты) и хозяйствующих субъектов, но результативность по выявленным нарушениям намного меньше, чем в деятельности Счетного комитета РК. При этом "на одного работника Счетного комитета приходится 66 млрд. тенге объема бюджетных средств, а на одного работника уполномоченного органа по внутреннему контролю - 3,2 млрд. тенге";

) по отчетам установлено, что многие проверки Комитета финансового контроля проводятся в внеплановом порядке, что свидетельствует об отсутствии должного наблюдения за ходом использования бюджетных средств и планирования контрольной работы. Например, в 2006 году из общего количества контрольных мероприятий 68% или 6513 мероприятий приходится на плановые, а 32% (3110 мероприятий) составляют неплановые, в 2007 году 33% (3466 мероприятий) составили неплановые;

) общее количество и суммы возмещаемых бюджетных средств, выявленных органами контроля Минфина выше, также намного больше привлекается должностных лиц к административной и дисциплинарной ответственности, передается материалов в правоохранительные органы, что объясняется большим количеством проводимых проверок во многих учреждениях, организациях местных бюджетов и хозяйствующих субъектах.

При сравнении показателей оценок эффективности деятельности органов финансового контроля получены определенные результаты.

Таблица 4 - Сравнение показателей оценки эффективности Счетного комитета РК и КФК Минфина РК.

Показатели эффективности

 2007

 2008 г.


КФК

Сч. ком.

КФК*

Сч. ком.

Уровень экономичности

 5,2

 20,2

4,9

4,8

Результативность контрольных мероприятий

 0,22

 1,16

0, 19

0,94

Эффективность контрольного мероприятия

 0,022

 0,45

0,018

0,16

Уровень действенности представлений

 1,1

 0,36

2,49

0,38

Уровень интенсивности на 1 мероприятие, млрд. тенге

220

6400

290

18700

 Уровень интенсивности на 1 объект, млрд.

650

350

2000

Промежуточная эффективность органа финансового контроля, млн. тенге

566,4

6318,7

5480

1724,3


Примечание:

) Рассчитано автором по данным годовых отчетов Счетного комитета РК и КФК РК, 2) данные КФК РК взяты за 6 месяцев 2008 года.

) органы внутреннего контроля при больших объемах проводимых контрольных мероприятий по сравнению с деятельностью Счетного комитета имеют низкие коэффициенты результативности и эффективности контрольных мероприятий;

) уровень интенсивности Счетного комитета намного выше, чем в КФК, хотя уровень действенности представлений в КФК РК выше;

) в деятельности Счетного комитета наблюдаются более высокие резервы повышения эффективности контрольного органа, к тому же их независимость функционирования позволяет более эффективно осуществлять контрольные функции;

) общая эффективность работы Счетного комитета выше.

Глава 3. Проблемы функционирования финансового контроля в РК и пути их решения


1) контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета;

) выполнение поручений Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;

) контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, кредитов, государственных и гарантированных государством займов, предназначенных для выполнения государственных и отраслевых программ Правительства и других расходов в соответствии с единой бюджетной классификацией;

) контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет.

Структуру Счетного комитета образуют Председатель, члены и аппарат Счетного комитета.

Состав Счетного комитета формируется в соответствии с подпунктом 7) статьи 44 и подпунктом 1) статьи 57 Конституции РК, в которых указывается, что состав СК формируется для контроля за исполнением республиканского бюджета. Однако сегодня конституционные положения Счетного комитета реализуются наполовину. Как отмечает председатель СК О. Оксикбаев: "На СК возложен контроль исполнения бюджета. Исполнение бюджета охватывает и его структуру - это доходы и расходы. СК полноценно, в меру своих возможностей осуществляет контроль за расходами, но нет такого контроля над доходами. СК просто анализирует на основе представленной ими информации исполнение бюджета и дает определенную оценку по доходной части. Но разовые проверки СК показывают, сколько проблем присутствует".

Сегодня активно внедряется мнение, что для правильной организации работы всей системы государственного финансового контроля необходимо принять отдельный закон о государственном финансовом контроле, который бы обеспечивал ее полноценное функционирование, регулировал взаимодействие органов государственного финансового контроля между собой и их взаимоотношения с другими государственными органами.

По мнению члена Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Кайырбека Сейткулова данное мнение весьма спорно, поскольку такой закон уже принимался ранее в 2002 году и назывался "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". На тот момент этот закон был необходим, так как в нем определялась структура системы контроля за исполнением бюджетов, устанавливались функции государственных органов, осуществляющих этот контроль, прописаны отдельные параметры их взаимодействия. Однако, в нем присутствовал ряд недостатков, а именно - элементы дублирования функций государственных органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов, ревизионным комиссиям маслихатов не был придан статус государственных органов и некоторые другие упущения, которые выявились в ходе его применения. При разработке Бюджетного кодекса в 2004 году было принято решение о том, что необходимость в отдельном законе, регламентирующем контроль за исполнением бюджета, отпадает. Нормы государственного финансового контроля вошли в новый, по тем временам, Бюджетный кодекс, в котором были учтены отдельные недостатки предыдущего законодательства.

К тому же, в действующем законодательстве, регламентирующем деятельность системы государственного финансового контроля, не четко определены роль и функциональные обязанности уполномоченного Правительством органа по внутреннему контролю, которым в настоящее время является Министерство финансов Республики Казахстан. В результате Комитет финансового контроля и государственных закупок, являющийся структурным подразделением Министерства финансов, зачастую дублирует или подменяет функции Счетного комитета. При этом нарушаются принципы независимости и прозрачности государственного финансового контроля вследствие того, что Правительство поручает проведение контроля за исполнением республиканского бюджета своему органу, какой бы статус он ни имел. Это право закреплено Конституцией Республики Казахстан за СК. Например, отраслевые бюджетные программы, программы развития утверждает Правительство и одновременно поручает проведение контроля за их реализацией государственному органу, входящему в его состав. Получается, что Правительство как бы не доверяет внешнему контролю, уводит свою деятельность из его сферы. Данное положение принижает роль всей системы государственного финансового контроля. В свете проходящей административной реформы неоднократно затрагивался вопрос исключения дублирования на уровне Правительства. Однако проблема не решена.

Оценка эффективности деятельности государственного органа международными экспертами в Казахстане проведена впервые и содержит полезные заключения и рекомендации, направленные на улучшение и совершенствование деятельности Счетного комитета. В частности, международными экспертами по итогам оценки рекомендовано закрепление законом максимальной степени независимости Счетного комитета, проведение контроля за его деятельностью организациями, определяемыми Президентом, оснащение необходимыми ресурсами, в том числе путем прямого представления заявки на финансирование в Парламент и другие.

Таким образом, несмотря на то, что в Казахстане впервые на законодательном уровне были определены основные направления развития системы финансового контроля, коллизии и пробелы все же остаются. И в этой связи, на сегодня итоги законопроекта РК "О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета", с учетом мнения заинтересованных госорганов свидетельствуют о необходимости придания правовой основы аналитической деятельности Счетного комитета, в рамках которой Счетный комитет наделен правомочиями проводить анализ исполнения республиканского бюджета, результатов контроля полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, целевого и эффективного использования бюджетных средств и активов государства, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных нарушений исполнения республиканского бюджета. На основе результатов аналитической и методологической работы Счетным комитетом предполагается вырабатывать рекомендации по улучшению исполнения бюджета, повышению государственной дисциплины и совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан. Наряду с этим, существует необходимость и в установлении на законодательном уровне квалификационных требований к кандидатам на должность члена СК. Это диктуется все более усложняющимися задачами контроля в условиях совершенствования бюджетного процесса и налогового администрирования, направленных на повышение эффективности системы управления активами государства и финансовыми ресурсами. Актуальным вопросом является независимость финансирования СК, требуемого в соответствии с принципами международной организации INTOSAI (Международной организации высших органов финансового контроля). Это касается, прежде всего, проекта бюджета на содержание СК и процедуры его внесения в проект республиканского бюджета на соответствующий финансовый год в Парламент РК без корректировок и изменений со стороны Правительства, как это практикуется в Швейцарии, России, Германии, Польше и других странах. Целесообразным также является придание ревизионной комиссии статуса самостоятельного органа.О. Оксикбаев отметил, что государственные деньги нельзя делить на муниципальные и республиканские. Они государственные. И контроль за исполнением бюджета должен быть одинаковым и на местах и в столице. Но на сегодняшний день очень много примеров коррупции возникает в связи с этим. Законом надо установить за СК право выработки и соблюдения единой методологии в сфере внешнего государственного финансового контроля, а также утверждение типовых положений ревизионных комиссий маслихатов. Такая норма диктуется необходимостью совершенствования и единообразного право применения соответствующих норм системы государственного финансового контроля и выстраивания четких взаимоотношений между ними.

Заключение


Проведенное научное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

. Финансовый контроль как особая управленческая функция финансов, в значительной степени обеспечивает социально-экономическое развитие за счет эффективного использования финансовых ресурсов государства. В процессе исследования исследована связь между системой контроля и воспроизводственным процессом. Исходя из этого, конкретизировано экономическое содержание понятия "финансовый контроль" как управленческой функции финансов по обеспечению контроля за движением финансовых ресурсов государства и части ВВП в воспроизводстве.

. В соответствии с объективными тенденциями расширения сферы финансового контроля для осуществления контроля консолидированного бюджета государства предложена понятия " система консолидированного финансового контроля" за использованием финансовых ресурсов государства.

. В предлагаемой системе консолидированного финансового контроля, определена целесообразность разграничения полномочий и ответственности в сфере контроля государственных финансов по уровням бюджетной системы, госсобственности и активов государства, государственного внешнего долга, установление оптимального соотношения между внешним и внутренним контролем, определены сферы применения независимого аудита.

. Обосновано и сформировано по систематизации основополагающих принципов финансового контроля, охватывающего фундаментальные основы функционирования системы консолидированного финансового контроля в целом, общих и рабочих стандартов, также процедур и требований, обеспечивающих эффективность контрольного процесса. На этой основе доработки казахстанских стандартов, процедур финансового контроля, представляющих собой единые нормы документооборота с конкретным и чётким описанием рабочих отчётных документов, в которых получил бы отражение выявленный перечень всех установленных нарушений.

. Проведенный анализ свидетельствует о выявлении систематических недостатков освоения бюджетных средств, а также о низком уровне финансовой дисциплины администраторов бюджетных программ, несвоевременного и неполного зачисления в бюджет налогов и других обязательных платежей, нецелевого, неэффективного и необоснованного использования бюджетных средств. Основные проблемы в сфере финансового контроля в Казахстане связаны с неэффективностью бюджетного процесса, а также невозможностью охвата контролем консолидированного государственного бюджета, необходимости повышения контрольных функций в сфере обеспечения финансовой безопасности государства. По результатам анализа современного состояния органов финансового контроля предложен ряд принципиальных мер для улучшения их деятельности:

пересмотреть организацию системы финансового контроля за составлением, расходованием финансовых ресурсов консолидированного государственного бюджета, с целью обеспечения полноты и непрерывности контроля;

усовершенствовать систему управления государственными активами путем разработки законопроекта о государственных активах, уточнения видов активов, определения стратегических видов государственных активов и приоритетности права на покупку, персонификации ответственности за эффективность использования активов;

. В ходе структурно-функционального анализа деятельности органов финансового контроля, его составных подсистем (внешнего и внутреннего) выявлена объективная необходимость четкого его взаимодействия и реорганизации. В процессе исследования выявлена объективная потребность в организации системы консолидированного финансового контроля, предложены концептуальные подходы по его построению на основе единого методологического обеспечения и предоставления координирующей роли Счетному комитету РК как высшему органу внешнего контроля с расширением области применения независимого аудита за использованием государственных финансовых ресурсов;

. В свете реализации общей концептуальной основы финансового контроля страны обоснована необходимость совершенствования его методического обеспечения путем разработки Классификатора финансовых нарушений, в соответствии с общепринятым мировым опытом, с конкретизацией перечня всех финансовых нарушений и их соответствия нормативно-правовым актам национального законодательства.

. На основе анализа современных тенденций развития аудита выявлена актуальность и уточнено содержание "эффективности внутреннего контроля", который содержит в себе анализ состояния внутреннего контроля, методические процедуры измерения рисков бизнес-процессов и устранения выявленных нарушений в процессе контрольных мероприятий. На этой основе автором предложен алгоритм проверки эффективности внутреннего контроля, позволяющий определить реальное состояние внутреннего аудита в компании.

. С позиций системного подхода выявлены возможности организации системы консолидированного финансового контроля. В этой связи выделены и сформулированы рекомендации по формированию функциональных, организационно-экономических и финансовых условий консолидированного финансового контроля.

Список использованный литературы


1. Необходимость совершенствования системы финансового контроля в Казахстане. Сб. научных трудов, посвященных 10-летию Юридической академии "Фемида". - Караганда, ТОО "Кент-LTD", типография "Досжан", 2008. - 0,4 п. л.

. Совершенствование методического обеспечения финансового контроля в Казахстане. Материалы международной научно - практической конференции на тему: " Глобализация и современные университеты". Караганда, КарГУ имени Е. Букетова, 2008. - 0,5 п. л.

. Концептуальные подходы к организации финансового контроля в Казахстане. Журнал "Вестник КарГУ". Серия экономика. №3 (51), 2008. - 0,5 п. л.

. Финансовый контроль в Казахстане. Сборник материалов международной научно-практической конференции "Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения. Проблемы и перспективы развития бизнеса и экономики" / - Омск, Изд. АНО ВПО "Омский экономический институт", 2008. - 0,3 п. л.

. Проблемы аудита в Республике Казахстан. Материалы 4 международной научно-практической конференции "Наука и инновация - 2008". Премышль. Польша, 2008. - 0,3 п. л.

. Состояние внутреннего контроля в Республике Казахстан. Журнал "Вестник регионального развития". Караганда. №3 (17), 2008. - 0,4 п. л.

. Финансовый контроль в системе управления регионом. Журнал "Вестник КарГУ". Серия экономика. Караганда. №4 (52), 2008. - 0,43 п. л.

. Состояние контроля за исполнением местных бюджетов в Республике Казахстан. Журнал "Вестник КазЭУ". Алматы. №5 (65), 2008. - 0,42 п. л.

. Организация консолидированного финансового контроля. Журнал "Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция". Караганда, №1 (12), 2009. - 0,52 п. л.

10. <http://avtoreferats.com/article/view/id/16386>

. <http://articlekz.com/article/7477>

12. http://exsolver. narod.ru/Books/Fininvest/Finance/c9.html <http://exsolver.narod.ru/Books/Fininvest/Finance/c9.html>

. http://bibliofond.ru/view. aspx? id=601781

Похожие работы на - Современное состояние системы финансового контроля в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!