участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.
На стадии реализации правовая норма начинает «работать» - использоваться участниками правоотношения, применять к конкретной ситуации. Реализация прав и обязанностей может происходить как в короткий срок, так и занимать длительный период времени. На этой стадии осуществляются такие функции права как правоохранительная, право обеспечительная.
На стадии правотворчества приоритет принадлежит, безусловно, правосознанию, которое выполняет три задачи: 1) критически оценивает действующую систему норм права; 2) выявляет малоэффективные, несовершенные, устаревшие и иные дефектные нормы права; 3) обосновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действующих норм права и проектирует новые, более совершенные правовые нормы.
Таким образом, правовое регулирование - это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применениях государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка2.
Значит, регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Воздействие не может считаться правовым регулированием, если: 1) под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством или противоречащие целям законодателя; 2) оно осуществляется не юридическим лицом.
Можно утверждать, что духовное, психологическое и идеологическое воздействие права связано со специально-юридическим правовым регулированием общественных отношений. В свою очередь специально-юридические средства и способы, воздействуя на поведения людей и общественные отношения, оказывают значительное влияние на идеологическую, духовно-нравственную сферу общественной жизни.
Нужно различать такие понятия как правовое регулирование и правовое воздействие. Если рассматривать право со стороны влияния на поведение человека, то правовое регулирование общественных отношений будет уже, чем правовое воздействие, так как право, определяя направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Поэтому право можно назвать информационной и культурной ценностью.
Для непосредственного регулирования общественных отношений предназначены строго определенные средства правового воздействия, которые, образуя цельный, системный юридический механизм, являются предметом правового регулирования всей совокупности общественных отношений.
Понимание регулятивной роли законов и других нормативных актов и правовых средств в их взаимодействии и взаимосвязи является необходимой для подготовки будущих юристов к изучению правовых явлений, подчиненных практическим задачам.
С помощью специфических юридических средств и способов правовое регулирование выделяется как результативная, целенаправленная, нормативно-организационная деятельность. Все это имеет смысл в плане подготовки профессионалов правоведов.
1.2 Предмет правового регулирования
Предметом является то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание или на что направлено какое-нибудь действие. Значит, предмет правового регулирования общественных отношений - это общественные отношения, требующие правового воздействия и подвергающиеся ему.
Предметом правового регулирования нельзя считать поведение человека. С одной стороны, нормы права влияют на его сознание, выражаясь в воле и заставляя действовать определенным образом. Но с другой стороны, большинство действий человека не охвачено законом: личная жизнь, трудовая, психологическая, мыслительная деятельность, так как они не влияют на сферу интересов государства, общества и отдельных лиц. Поэтому правовым регулированием выступает только такое поведение, которое порождает между лицами определенную социальную связь, понимаемое как общественное отношение.
Отношения человека к правилу поведения выражаются в двух вариантах: 1) по отношению к человеку юридическая норма остается внешней, поэтому лицо либо нейтрально к ней, либо считает неправильной данную норму; 2) в процессе социализации человек усваивает юридическую норму, при этом, трансформируя в собственные установки и убеждения, делает ее «своей».
Сфера правового регулирования должна быть точно определена. Если же она расширена (особенно в том случае, когда наблюдается централизованное государственно-властное воздействие), то создается условие возникновения тоталитарного режима, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, что приводит к социальной пассивности. А если же сфера правового регулирования заужена, то в обществе происходит хаос и произвол.
Отношения, которые входят в сферу правового регулирования, имеют определенные признаки: 1) выполнение определенных правил, признание их общеобязательными - все это является основой для этих отношений; 2) отношения требуют соблюдение правил, обязательность которых закреплены достаточно действенной силой; 3) это отношения, в которых отражены интересы общества и отдельного человека; 4) реализуя взаимные интересы, участники данных отношений идут на ущемление своих интересов, ради удовлетворения интересов другого.
Исходя из этого, можно выделить три группы общественных отношений.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересованно и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой социального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общественных интересов и должно реализовываться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования1.
Способы, средства, характер, особенности правового регулирования зависят от содержания и характера общественных отношений, которые и составляют предмет правового регулирования.
Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, то есть широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.
Предмет правового регулирования общественных отношений определяется уровнем культурного и экономического развития общества, а также общественными закономерностями, поэтому он носит объективный характер. Наблюдаются колебания государства и его органов в определении совокупности отношений, урегулированных правом: отменяя устаревшие акты, часть общественных отношений переходит из сферы правового регулирования в сферу социального, и наоборот, принимая новые нормативно-правовые акты, государство и его органы пополняют сферу правового регулирования новыми отношениями, ранее не входившие в предмет правового регулирования.
1.3 Правовые методы, способы, типы, режимы правового регулирования
Прежде чем дать характеристику методам, способам, типам правового регулирования, нужно понять смысл этих слов.
Авторы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова дают такие определения:
Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.
Способ - действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.
Тип - форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.
В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод централизованного, императивного регулирования (авторитарный). Он базируется на отношениях субординации (подчинении) между участниками общественного отношения. С его помощью регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общественный интерес. В государственно-организационном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Именно поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
Метод децентрализованного регулирования(автономный). Он построен на координации (равноправии) целей и интересов сторон в общественном отношении, а также применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, в первую очередь удовлетворяющих свои частные интересы, то есть в сфере отраслей частноправового характера.
Правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений, с тем, чтобы побудить граждан и других лиц к активному использованию предоставленных им прав и свобод, а также, чтобы обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права.
Способы правового регулирования подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся дозволение, обязывание, запрет; к дополнительным - поощрение, рекомендации.
Дозволение - предоставление права участнику правовых отношений действовать определенным образом. Этот способ правового регулирования общественных отношений находит широкое применение в нормах права, которые призваны побудить личность к творческой деятельности, к реализации ее способностей, навыков умений в научной и предметно-практической деятельности по созданию духовных и материальных благ. Личность сама принимает решение о реализации дозволения без какого-либо вмешательства и тем более государственного принуждения.
Дозволение - это право, которое может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, например, авторское право, свобода слова, право на участие в шествиях, митингах, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться тот, кто ими обладает, либо никто. Стимулом реализации дозволения является возможность личности своими действиями, самостоятельно удовлетворить свои интересы, интересы других лиц, общества и государства.
Обязывание - предписание совершить определенное положительное действие. Эти действия могут быть как активными (например, обязанность уплатить стоимость покупки, служить в армии, оказать предусмотренную договором услугу и др.), так и пассивными (например, не покушаться на права и свободы других лиц, не чинить препятствий собственнику пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом и др.).
Количество позитивных обязываний, закрепленных в праве, неизменно соответствуют числу правомочий. В противном случае могут создаваться такие ситуации, когда правомочивание будет некому исполнять, и оно останется на бумаге.
Позитивное обязывание является мерой должного поведения. Его неисполнение является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность. В случае уклонения лица от исполнения юридической обязанности, государство и его органы принимают необходимые меры и принуждают его исполнить эту обязанность надлежащим образом, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в виде конфискации, штрафа, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убытки и другие.
Запрет - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий. Нормы-запреты содержатся в законодательстве об административных правонарушениях, уголовном праве и ряде других актах. Для нормы, которая содержит запрет, любое поведение является допустимым и безразличным, если лицо не совершает запрещенных нормой права действий.
Запреты могут потребовать как воздержания от бездействования, когда невыполнение субъектом своих социальных функций нарушает социальные связи и может повлечь вредные последствия для общества, так и воздержания от активных действий. Поэтому ответственность наступает не только за совершение запрещенных действий, но и за не совершение того, что субъект юридически обязан делать.
Запрет исторически (и логически) первичен. Именно он наиболее определенно выражает требования общества. Запрет четко очерчивает круг запрещенных действий, он таким образом признает все остальные деяния дозволенными и берет их под правовую защиту. В этом случае свобода людей ограничивается минимальным образом. А за ее пределами остается лишь то, что действительно вредно для общества. Поэтому мнение о том, что запрет есть юридический способ наибольшего ограничения свободы индивидов - заблуждение.
Напротив, появление в практике юридического дозволения означает, что право расширяет сферу своего действия, выходит за рамки относительного узкого круга запрещенных поступков и начинает за его пределами нормировать свободу.
Обязывание и запрет имеют определенное сходство - и тот и другой способ предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом - пассивный.
Поощрения и рекомендации являются стимулами к правомерному поведению. Государство в нормах права нередко устанавливает материальные и моральные стимулы, с целью побудить гражданина и иное лицо активно пользоваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо добровольно исполнять обязанности. Стимулирование выражается в закреплении нормами права духовных и материальных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведения выражаются в виде: дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот; получения материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в определенные правоотношения; моральных стимулов - почетных грамот, государственных орденов и медалей.
Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Общие признаки реализации правовых стимулов:
1.они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
2.расширяют объем возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;
.обозначают собой положительную правовую мотивацию;
.предполагают повышение положительной активности;
.направлены на упорядочение изменение общественных связей, выполняют функцию их развития.
Правовое ограничение - правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.
Общие признаки реализации правовых ограничений:
.они связаны с неблагоприятными условиями для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;
.сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний;
.обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
.Предполагают снижение отрицательной активности;
.направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны1.
Со способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования1.
Общедозволительный тип правового регулирования общественных отношений основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможность для различного рода злоупотреблений.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только те действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения1.
Таких отраслей права, которые построены лишь на одном типе правового регулирования, нет. Так, например, элементы разрешительного типа присутствуют в гражданском праве, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.
В научно-практический в обиход в теории права входит термин «правовой режим».
Правовой режим - специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Сферы общественных отношений различны, и поэтому требуются различные способы, методы, типы правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различных сочетаниях, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.
Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового регулирования имеет наряду с теоретической большую практическую значимость.
Выбор той или иной формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов правового общества1.
Русский правовед Е.Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой - идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы правового регулирования2.
Дифференциация юридической деятельности на частноправовую и публично-правовую связана с методами, способами, типами правового регулирования общественных отношений.
Юристы публично-правовой ориентации мыслят и действуют в интересах всего общества.
Поэтому их деятельность направлена на подчинение частных и групповых интересов общегосударственному интересу и общесоциальному порядку. У юристов частноправовой ориентации в профессиональном правосознании интересы суверенного индивида превалируют над общесоциальными интересами. Свою профессиональную цель они видят в защите свободы человека от посягательств государственной и иной власти. Это разграничение юридической деятельности учитывается при подготовке будущих юристов.
ограничение правовой акт общественный
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Элементы механизма правового регулирования
Успешная деятельность государства и его органов в области правового регулирования общественных отношений заключается не только в правильном осознании границ правового регулирования, но и в творческом использовании в этих целях наиболее действенных правовых средств. В юридической литературе совокупность таких средств трактуется достаточно разнообразно1.
К составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов, своим способом воздействуя на поведение людей и общественные отношения, выполняет свои регулятивные функции.
Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Это исходная база правового регулирования общественных отношений. В нормах права в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.
Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.
В юридической науке и практике правовые нормы совершенно справедливо считаются нормативной основой механизма правового регулирования, так как в них сконструирована модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.
Нормативно-правовой акт - письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума), по установлению или признанию норм права, вводящих, изменяющих или отменяющих правила общего характера. Другими словами, нормативно-правовой акткак документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.
Нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостную и непротиворечивую систему. В ней действуют принцип, согласно которому принимаемые правотворческим органом акты не могут противоречить Конституции и актам вышестоящих органов. Те нормативно-правовые акты, которые противоречат данному принципу, подлежат немедленной отмене самим правотворческим органом, либо вышестоящим органом государства, либо Конституционным судом. Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права, которые в свою очередь также находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют единое целое - систему права, основными элементами которой выступают гражданское, трудовое, административное, финансовое, земельное, уголовное и другие отрасли права.
Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленум Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм. Высшую ступень среди них занимают акты конституционного толкования, которые во многих государствах даются конституционным судом. Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций, если они конституционно уполномочены на толкование законов.
Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Очень часто для возникновения правоотношения необходим не один юридический факт, а их совокупность, то есть фактический состав.
Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.
При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.
Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права - это официальные правовые документы, содержащие индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. Другими словами, это индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их не материальности. Этот признак не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. Эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования зависит от уровня правосознания и реальности режима законности.
В реальной действительности элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только юридически, но и при помощи неюридических средств и способов воздействия на поведение людей.
Интересы человека - вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования реализации законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса.
Исследование разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения показывает, какие из них являются наиболее оптимальными, эффективными в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.
2.2 Судебная практика
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. N
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., рассмотрев жалобу Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) на постановление <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07277B44B58C824B4BA8B05926DB3771C84467DA648zClDN> Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу N 2014 Арбитражного суда города Москвы по заявлению Росаккредитации о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Технологии пожарной безопасности" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.47 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D181DA951z0l1N> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установила: решением Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2015 заявление Росаккредитации удовлетворено.
Постановлением <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07277B44B58C824B4BA8B05926DB3771C84467DA648zClDN> Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 решение суда первой инстанции отменено; в привлечении общества к административной ответственности отказано.
Росаккредитация обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции.
Изучив жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что правовых оснований для ее удовлетворения не имеется.
Судами установлено, что на основании приказа от 18.06.2014 N Росаккредитация в связи с поступившим обращением проверила соблюдение обществом требований действующего законодательства в области технического регулирования и выявила, что обществом необоснованно 08.05.2013 выдан сертификат соответствия C-RU.ПБ.25.В.01694, что отражено в акте от 08.08.2014 N 433-АВП.
Росаккредитация 18.11.2014 составила в отношении общества протокол N 709 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.47 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D181DA951z0l1N> КоАП РФ.
Материалы проверки в соответствии с частью 1 статьи 23.1 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D1819A25Dz0l3N> КоАП РФ переданы в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.47 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D181DA951z0l1N> КоАП РФ необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что выявленные Росаккредитацией нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной нормой <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D181DA951z0l1N> КоАП РФ, и привлек общество к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, указал на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, что исходя из положений части 1 статьи 4.5 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D1819A255z0l4N> и пункта 6 части 1 статьи 24.5 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D181EA0560719zEl3N> КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Этот вывод суда административный орган не оспаривает.
Кроме того, апелляционная инстанция посчитала, что Росаккредитацией в силу положений статьи 1.5 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D181EA0540513zEl3N> КоАП РФ и части 5 статьи 205 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B58D04996DBE2A168C1F71A44FC2EABF5D181EA0550611zEl1N> АПК РФ не доказана объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.47 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D181DA951z0l1N> КоАП РФ.
Несогласие Росаккредитации с выводом суда апелляционной инстанции о недоказанности объективной стороны вмененного административного правонарушения при истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности не свидетельствует о том, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения КоАП <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A4z4lFN> РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно, объективно и правильно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено, оснований для изменения мотивировочной части судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D181AA457z0lDN> и 30.17 <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07276B44E219D77B8B589079E61BE2A168C1F71A44FC2EABF5D181AA451z0l0N> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил: постановление <consultantplus://offline/ref=B8B26E755F9B41A6C07277B44B58C824B4BA8B05926DB3771C84467DA648zClDN> Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу N Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а жалобу Федеральной службы по аккредитации - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Г.Г.КИРЕЙКОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие правовых средств на поведение людей и общественные отношения. Правовое регулирование предполагает активную деятельность как всего общества, так и отдельно взятого человека в процессе создания и применение права.
Система общественных отношений, регулируемых правом, разнообразна и сложна. Она подразделяется на политическую, экономическую, социальную сферы. Предмет правового регулирования, то есть сфера общественных отношений, должен быть четко определен, для того, чтобы избежать угрозы возникновения произвола в обществе или тоталитарных режимов.
Входящие в сферу правового регулирования общественные отношения неодинаковы, именно поэтому наблюдаются различия в методах, способах юридического воздействия. Разделение юридической деятельности на публично-правовую и частноправовую связано с разнообразием методов, способов, типов правового регулирования. Это должно учитываться при подготовке будущих юристов.
Механизм правового регулирования общественных отношений - система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, правоотношения и другие), при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Правильное осознание границ правового регулирования общественных отношений и использование наиболее действенных юридических средств - все это нужно для успешной деятельности государства.
Исследование механизма правового регулирования обеспечивает законодателя набором оптимальных юридических средств и правовых механизмов, для наиболее эффективного решения общественных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА . М, 1999. - 440с.URL: #"justify">2. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В.. М., 2001. - 520 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1990. - 535с.
4. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: «Фирма Гардарика», 1996. - 304с.
. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. Редактор Голубкова Н.А. М.: Былина, 1998. - 512с.
. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие/ Под ред. Д. Ю. Н., проф. Р.А. Ромашова. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2000. - 276с.
. Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв. ред. Д.Ю.Н., проф В.Д. Перевалов. - 3-е изд, перераб. и доп. - М.: Норма, 2004.-496с.
. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - 570с.
. Трубецкой Е.Н. Лекции по Энциклопедии права. М., 1909. - 245с.
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова - М. - 2001. - 377с.
11. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. - 367с.
. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994. - 219с.