Механизм правового регулирования общественных отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм правового регулирования общественных отношений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМ. ЛУКЬЯНОВА»

Кафедра государственно-правовых дисциплин





по дисциплине: Теория государства и права

Курсовая работа

Тема: «Механизм правового регулирования общественных отношений»


Выполнил:

Курсант 105 уч. гр.

Рядовой полиции

Фролов А.П.





Орел

Содержание

Введение

. Понятие нормативной и ненормативной систем правового регулирования

. Понятие системы (механизма) правового регулирования

. Элементы и стадии правового регулирования

. Социальный и психологический механизмы действия права

Заключение

Список использованной литературы и нормативно правовых актов

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, которая позволяет последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, стоящими на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель данного механизма направлена на обеспечение беспрепятственного движения интересов, субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их удовлетворение. Актуальность темы заключается в том, что цель данного механизма на современном этапе развития общества - это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов правового регулирования, в том числе и сотрудников ГИБДД.

Механизм правового регулирования - это система различных по своей природе и функциям правовых средств, позволяющих достигать его целей.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования.

Предметом работы можно считать практическую реализацию законов, юридическую литературу и научные труды современных правоведов в области института правового регулирования с целью усовершенствования, развития и регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере.

Цель работы - комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования, понятии механизма правового регулирования, его элементах и стадиях, а также определение понятия социального и психологического механизма действия права.

Данная цель достигается решением следующих задач:

Проанализировать нормативную правовую базу и юридическую литературу, устанавливающую понятие нормативной и ненормативной системы правового регулирования.

Исследовать понятие механизма правового регулирования.

Рассмотреть элементы и стадии правового регулирования.

Определить понятие социального и психологического механизма действия права.

Методологическая основа работы: в основу исследования положены: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, конкретно-социологический и статистический методы научного познания.

Структура курсовой работы. Она соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, четырех вопросов, заключения и списка использованной литературы.

правовой регулирование общественный

1. Понятие нормативной и ненормативной систем правового регулирования

Одной из основных социальных функций права является регулирование общественных отношений. Потребность общества в правовом регулировании существует объективно, так как сложные социальные связи и отношения всегда требуют своего упорядочения и регулирования.

Характер цивилизованных форм общения, присущих современному обществу, необходимость правовой формы обеспечения свободы граждан, их инициативы обусловливают установление юридических форм для регулирования общественных отношений в сложной системе социальной жизни. Поэтому в системе социальной регуляции юридические средства организации поведения и деятельности участников общественных отношений имеют определяющее значение, так как господство права в общественных отношениях способствует стабильному функционированию общества и его гармоничному развитию.

Правовое регулирование общественных отношений имеет прогрессивную, созидательную роль в общественной жизни, так как упорядоченность, урегулированность сложных социальных связей позволяет как обществу в целом, так и отдельной личности, творчески развиваться и совершенствоваться.

Правовое регулирование - это осуществляемая с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. Регулируя поведение, право тем самым регулирует и те отношения, в которых находятся субъекты, обладающие правами и обязанностями. Правовое регулирование всегда вводит фактические отношения в определенные рамки, упорядочивает, стабилизирует, ставит их под защиту государства.

Правовое регулирование имеет свои специфические особенности, которые зависят, во-первых, от характера и содержания регулируемых общественных отношений и, во-вторых, от юридических средств и методов воздействия на поведение участников социальных отношений.

Правовое регулирование осуществляется в двух основных формах - при помощи правоотношений и вне их. Вне правоотношений правовое регулирование связано с реализацией всеобщих и абсолютных прав, всеобщих юридических обязанностей, объем которых точно предусмотрен законом или иным источником права. Правовые отношения являются специфической разновидностью общественных отношений и особой формой правового регулирования. Когда правовое регулирование происходит в правовых отношениях, то состав участников, обладающих взаимными правами и обязанностями, известен. Объем субъективных прав и юридических обязанностей, их характер не вытекают прямо из закона, а во многом зависят от юридического факта и часто от волеизъявления сторон.

Процесс правового регулирования предполагает систему взаимосвязанных между собой юридических форм, методов и средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и воздействие на поведение участников социальных отношений.

К нормативной системе правового регулирования относятся те регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений и содержат одинаковый масштаб поведения, т.е. одну норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов («относятся к тем, кого это касается»), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Не допуская гиперболизации принуждения как метода социального регулирования, теория права вовсе не отбрасывает этот метод, а признает его как действенный механизм в нормативном регулировании. Более того, в некоторых ситуациях (преступная деятельность, попытки разрушить конституционный строй, целостность государства, осуществлять террор, мятеж, и т.п.) только принуждение и может выступить действенной силой.

«Принуждение, как необходимый компонент социальной нормы может быть различным: государственным (при нарушении юридической нормы), моральным (общественное осуждение при нарушении моральных норм), общественно-бытовым (при нарушении норм приличия, правил общежития и т.д.). Общественные отношения разрушаются, когда обязанности, установленные в правовой, моральной или иной, подпадающей под социальное регулирование сфере, нарушаются и за этим нарушением не следует реагирование в виде юридической, моральной или иной социальной ответственности».

К нормативным регуляторам относятся прежде всего правовой и моральный, а также юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и регулятор, который определяют как деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай, прецедент, доктрина (в некоторых обществах). К нормативным регуляторам относятся и религия в некоторых своих частях - например каноническое право, которое в определенные периоды общественного развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение.

В совокупности нормативные регуляторы и образуют социальную нормативно-регулятивную систему, которая и в целом, и в обособленности тех или иных регуляторов, их взаимодействии друг с другом, оказывает воздействие на участников общественных отношений.

Нормативная система хотя и важнейшая, однако не единственная регулятивная система, действующая в обществе. Ее содержание, способы функционирования и другие характеристики можно видеть как при обособленном анализе, так, главным образом, и при сопоставлении с другой регулятивной системой, которую можно обозначить как ненормативную.

К этой ненормативной регулятивной системе следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Он имеет весьма глубинную и сложную структуру и проявляется прежде всего в культуре всего общества или в культуре различных этнических (национальных) общностей, придавая ей регулятивное содержание. Кроме этнокультурных общностей, ценностный регулятор формируется и проявляет свое воздействие и среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп.

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений - это осуществляемая с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. К нормативной системе правового регулирования относятся те регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений и содержат одинаковый масштаб поведения, т.е. одну норму. А к ненормативной регулятивной системе следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы.

. Понятие системы (механизма) правового регулирования

В юридической литературе, когда речь идет о правовом регулировании общественных отношений, очень часто используется термин "механизм правового регулирования", который понимается шире, чем сам процесс правового регулирования.

Механизм правового регулирования рассматривается как единство всех юридических средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права. В систему этого механизма включают: нормы права, правоотношения, правосознание, правовую культуру, акты применения права, правовые стимулы и правовые ограничения.

Процесс правового регулирования общественных отношений охватывает, с одной стороны, деятельность государства, которая связана с установлением юридических норм. Устанавливая общеобязательные правила поведения, обязательные как для граждан, так и для должностных лиц, органов государственной власти, законодательство тем самым вносит упорядоченность и определенность в общественные отношения. С другой стороны - это деятельность органов государственной власти, связанная с определением правовых методов и средств по регулированию социальных отношений. Следовательно, содержанием правового регулирования является деятельность органов государственной власти, связанная с установлением определенных юридических средств и методов по организации поведения и деятельности индивидов и их организаций в целях обеспечения прав и свобод личности, нормального функционирования гражданского общества и его институтов.

На характер и содержание правового регулирования общественных отношений влияют различные факторы социальной жизни - уровень культуры общества, исторические традиции общественной жизни, менталитет нации (народа), характер и развитость институтов правовой системы, особенности регулируемых правом общественных отношений.

Эффективность действия права в целом зависит, во-первых, от правильного определения той сферы социальной деятельности, которая требует правового упорядочения и регулирования, и, во-вторых, от правильного выбора юридических средств и методов правового регулирования общественных отношений. Круг общественных отношений, регулируемых правом, очень широк, т.е. сферу правового регулирования общественных отношений составляют: отношения, складывающиеся в области производства, распределения и потребления материальных благ; политические отношения, связанные с деятельностью политических институтов и порядком их организации; семейные отношения, связанные с регистрацией и расторжением брака, с осуществлением прав и обязанностей супругов, родителей и детей, алиментными обязательствами членов семьи; отношения в сфере управления обществом и отношения по предотвращению и пресечению нарушений общественного порядка, отношения по осуществлению конституционных прав и свобод человека и гражданина, отношения в сфере природоохранительной деятельности и другие.

Сферу правового регулирования составляют три группы общественных отношений:

имущественные;

управленческие;

обеспечение общественного порядка.

Другие общественные отношения подпадают под правовое регулирование тогда и постольку, когда и поскольку они носят имущественный, управленческий или охранительный характер. Круг общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, и составляют предмет правового регулирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, приемы и средства юридического воздействия на поведение участников этих отношений. Специфика юридического воздействия указывает на метод правового регулирования общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос о том, что регулируется правом, то метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти общественные отношения.

В общественной жизни очень важно определить динамику развития сферы правового регулирования с тем, чтобы вовремя предвидеть тенденцию развития правовых институтов и определить социальную обусловленность права.

Посредством правового регулирования поведение участников общественных отношений вводится в определенные рамки, соответствующие содержанию права. Государство, закрепляя определенные правила поведения в правовых нормах, регламентирует действия субъектов права посредством установления их субъективных прав и юридических обязанностей. Тем самым право регулирует сложившиеся общественные отношения с помощью дозволений, запретов и предписаний, характер которых получает отражение в содержании правовых норм.

В правовых нормах содержится информация о возможном и должном поведении, то есть формулируется логическая и вербальная модель будущего поведения субъектов права. А в процессе реализации права эта модель превращается в реальные правовые отношения. Таким образом, видно, что предписания правовых норм превращаются в реальные фактические отношения в процессе их реализации субъектами права.

В процессе реализации предписаний правовых норм немаловажное значение имеет внутренняя мотивация поведения участников общественных отношений, так как от мотивации во многом зависит содержательная сторона поведения субъектов правоотношений. Характер мотивации поведения личности во многом определяется теми субъективными правами и юридическими обязанностями и ограничениями, которые содержатся в юридических нормах. Многие правовые нормы содержат в себе стимулы и ограничения, прямо указывающие на характер поведения участников общественных отношений.

Таким образом, механизм правового регулирования рассматривается как единство всех юридических средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права, а в его систему включаются нормы права, правоотношения, правосознание, правовая культура, акты применения права, правовые стимулы и правовые ограничения.

. Элементы и стадии правового регулирования

Регулирование общественных отношений законодатель осуществляет с помощью определенных методов (приемов и средств) правового воздействия. Метод правового регулирования показывает, как регулируются общественные отношения, какими приемами и средствами обеспечиваются и выполняются предписания правовых норм. Поэтому под методом правового регулирования понимается система юридических приемов, средств, способов воздействия на поведение индивидов, определяемых характером регулируемых общественных отношений. Содержание метода правового регулирования заключается в том, что нормы права воздействуют на общественные отношения в зависимости от того, каков характер правил поведения, закрепленных в диспозициях юридических норм.

Правовое регулирование осуществляется с помощью определенных правовых стимулов (дозволения, поощрения, льготы) и правовых ограничений (это, прежде всего, запреты, а также юридические обязанности и меры наказания, содержащиеся в санкциях правовой нормы). Устанавливая определенные правила поведения, законодатель тем самым предписывает участникам общественных отношений, каким образом им следует поступать или же воздерживаться от совершения определенных действий, т.е. как строить свое поведение в социальном общении (действиях или бездействии).

Правовые стимулы - это побудительные факторы правомерного поведения личности, направленные на удовлетворение своих жизненных интересов, в которых заключена их социальная ценность. Правовые ограничения - это сдерживающие факторы от неправомерных действий. С помощью правовых ограничений государство устанавливает те правовые границы (рамки), в пределах которых не допускается возникновение правовых конфликтов, а если таковые имеются, то принимаются меры по возможному их ограничению и устранению. Правовые ограничения связаны с неблагоприятными последствиями, направленными на сдерживание противоправных деяний со стороны субъектов правоотношений.

Различают следующие виды (элементы, формы) правового регулирования:

запрет;

дозволение - управомоченная форма;

предписание.

Запрет - это возложение обязанностей воздерживаться от определенных действий. При запрете свобода поведения субъектов права начинается за пределами предписаний, заключенных в правовой норме. Запрет как метод правового регулирования используется, как правило, в нормах административного и уголовного законодательства. В этих нормах содержится перечисление запрещенных действий. Именно эти действия образуют составы административных правонарушений и уголовных преступлений. За пределами этих запретов, заключенных в нормах административного и уголовного законодательства, субъекты права свободны в своем поведении. В имущественных отношениях субъекты права, как правило, связаны только запретами, в остальном они обладают свободой волеизъявления.

Дозволения - управомоченная форма правового регулирования. Эта форма выражается в предоставлении участнику правовых отношений определенных субъективных прав, то есть в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). В дозволениях заключено правило: "Поступайте как сочтете нужным". Дозволения - это приемы диспозитивного регулирования общественных отношений. При дозволении участники общественных отношений свободны поступать так, как считают нужным. При этом поведение субъектов правоотношений не должно выходить за рамки правовых границ - той меры свободы, которая не нарушает свободу других субъектов права. Диспозитивное регулирование общественных отношений выражается формулой: "Все, что не запрещено законом, - дозволено".

Предписание как форма правового регулирования обязывает совершение определенных действий (например, граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы Российской Федерации, собственник жилого дома обязан платить налоги). Предписание - прием императивного регулирования общественных отношений. Оно выражается формулой: "Все, что не разрешено, - запрещено". В правовых предписаниях устанавливаются правила поведения, то есть то, каким образом следует поступать субъектам права. Если имеются отклонения от такого поведения, то для этого субъекта правоотношений могут наступить нежелательные правовые последствия.

В теории права выделяют также два основных типа правового регулирования:

общедозволительный

запретительный.

Общедозволительный тип выражается формулой: "Разрешено все, что не запрещено законом". Данный тип применяется при осуществлении индивидом своих субъективных прав и свобод. Запретительный тип выражается формулой: "Запрещено все, что не разрешено законом". Запретительный тип применяется в деятельности органов государственной власти, должностных лиц. В своей деятельности они имеют право только на то, что прямо указано в законодательных актах, т.е. круг их полномочий четко очерчен в нормативно-правовых актах.

В установлении характера правового регулирования определяющая роль принадлежит природе регулируемых общественных отношений. Так, для частноправовых отношений характерен диспозитивный метод правового регулирования. Правовые нормы, регулирующие эти отношения, обычно носят дозволительный характер. А публично-правовым отношениям присущ метод императивного характера, и нормы этих отраслей законодательства содержат запреты или же предписания, в которых указывается, как нужно вести себя.

Вопросы о методах и средствах правового регулирования общественной жизни имеют не только теоретическую, но и практическую значимость. Чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным и способствующим прогрессу общественной жизни, необходимо, чтобы юридические средства соответствовали содержанию регулируемых отношений.

Выделяются следующие стадии правового регулирования:

установление общеобязательных правил поведения в законодательных актах государства. При этом определяются правовой статус субъектов и круг регулируемых правом общественных отношений;

непосредственное осуществление права. На этой стадии реализуются, воплощаются в жизнь права и обязанности конкретных субъектов правоотношений.

Таким образом, можно выделить три элемента и две стадии правового регулирования. Элементами являются: запрет; дозволение; предписание. А стадиями являются: установление общеобязательных правил поведения в законодательных актах государства и непосредственное осуществление права.

4. Социальный и психологический механизмы действия права

Под социальным механизмом действия права понимается механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.

Выделяются следующие формы социального воздействия права:

психологическая;

этическая;

информационная.

Психологическое воздействие связано с формированием определенного отношения личности к действующему законодательству. Это отношение может быть позитивным и в данном случае можно говорить о потенциальной психологической направленности личности на правомерное поведение. Но оно может быть и отрицательным и здесь в лучшем случае следует говорить о потенциальной психологической направленности личности на конформное поведение, а в худшем - на неправомерное.

Результатом психологического воздействия права становится формирование образа права, т.е. «обобщенной, эмоционально окрашенной формы отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах, методах их проведения в жизнь».

Этическая форма действия права проявляется через соответствие требований, содержащихся в нормах права, требованиям социальной справедливости. Только те нормы права будут эффективно работать в конкретных правоотношениях, которые адекватно, а не гипертрофированно искаженно отражают реальные социальные взаимосвязи.

Суть информационной формы социального действия права составляет то, что норма права - это источник сведений о субъективных и объективных правах участников правоотношений, их обязанностях, о характере правовых связей в обществе и т.д.

Кроме форм социально-правового воздействия права выделяют также и его стадии. К основным стадиям социального действия права относят:

доведение правовых принципов и норм до всеобщего сведения;

направление правового поведения путем формирования в правовых актах социально полезных целей - целеполагание;

формирование с помощью правовых предписаний социально полезного правомерного поведения;

социально правовой контроль.

Данным стадиям присущи следующие элементы социальной действительности:

правовая образованность и воспитанность всего населения, профессионально-юридическая культура должностных лиц, в том числе работников правоохранительных органов;

устойчиво положительные правовые установки и ценностные ориентации населения, должностных лиц и особенно работников правоохранительных органов, которые должны к тому же отличаться умением применять право, привычкой соблюдать закон и правовой активностью;

прочная законность и правопорядок;

правосудие и другие способы защиты и охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Доведение правовых принципов и норм до всеобщего сведения является некоторой проблемой, т.к. до недавнего времени в юридической науке не уделялось должного внимания изучению правовой информированности населения. Эта проблема, исходя из различных оснований, признавалась второстепенной. В системе общественных социально-правовых ориентиров приоритет принадлежал законности, то есть неукоснительному и строгому исполнению норм законодательства, всеми субъектами правоотношений.

Под правовой информированностью понимается обусловленная интересом личности степень восприятия и осознания правовой информации, выраженной в понятиях, суждениях, представлениях и взглядах о праве, его институтах и учреждениях.

В рамках стадии направления правового поведения путем формирования в правовых актах социально полезных целей законодатель выдвигает перед субъектами социальных связей определенные цели, которые в конечном итоге во многом определяют выбор того или иного варианта поведения.

Выделяются два вида целеуказания: общее и нормативное. Общее или описательное целеуказание содержится в призывах, декларациях, преамбулах нормативных актов и направлено на разъяснение целей принятия этих актов, их социальной значимости и необходимости. Нормативное целеуказание указывает на способы достижения обозначенных целей и сосредоточена в конкретных прямо воздействующих на личность правовых средствах: правах и обязанностях, поощрениях и наказаниях и т.п.

Существует ряд оснований того, что участники социальных связей придерживаются правовых предписаний - это и страх перед юридической ответственностью, и соглашательская, приспособленческая позиция, и осознание значительным числом человечества того факта, что право это необходимый, универсальный регулятор поведения людей, позволяющий человеку уйти от ситуации «война всех против всех» и обеспечивший возможность строить свои взаимоотношения на принципах равенства, справедливости, уважения прав и свобод личности.

Рассматривая социальный механизм действия права, необходимо отметить, что его существенным элементом является социально-правовой контроль.

Социально-правовой контроль представляет собой исторически сложившуюся систему воздействия на субъекта (социальную группу, личность) с целью организации его деятельности в рамках принятых в обществе норм и социальных ценностей, выражающих общественный интерес.

Выделяются две основные функции социального контроля:

оценивающе - констатирующая;

опережающе - диагностическая.

Первая фиксирует соответствие или несоответствие поведения личности установленным нормам. Вторая же заранее выражает оцененные в нормах варианты будущего поведения и определяет его последствия.

Основным субъектом, осуществляющим социальный контроль в правовой сфере, является государство в лице правоохранительных органов.

Социальный контроль осуществляется через систему разработанных действий и санкций, стимулов и наград, имеющих целью обеспечение такого поведения личности, которое соответствует принятым обществом нормам поведения и системе ценностей.

Психологический аспект механизма государственно-правового регулирования общественных отношений характеризует происходящие в результате правового регулирования процессы формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) участников общественных отношений.

При исследовании психологического аспекта механизма государственно-правового регулирования принципиальное методологическое значение имеют разрабатываемые в психологии положения о единстве сознания и деятельности, о действии внешних факторов через внутренние личностные условия, о социальной детерминации психологического склада личности.

Анализ сознания и деятельности личности, дает возможность понять, что представляет собой личность в качестве активной стороны социального взаимодействия, порождающего правовое поведение, какой «вклад» она вносит в детерминацию поведения, помогает уяснить сложный механизм этой детерминации.

Правосознание и нравственное сознание в механизме регуляции социального поведения взаимодополняют друг друга, а не взаимозаменяют. Там, где нравственное сознание оказывает нужное влияние на мотивацию, правосознание это влияние усиливает. В ситуациях, где уровень нравственного сознания не удерживает конкретное лицо от готовности совершить правонарушение, правосознание иногда оказывается достаточно прочным фундаментом обеспечения правомерного поведения.

Главенствующее место в иерархии субъективных факторов, образующих психологический аспект механизма принадлежит правосознанию индивида. Именно оно является тем ведущим элементом механизма внутренней регуляции человеческого поведения в правовой сфере, который позволяет субъекту осознавать, окружающие социально-правовые явления, соотносить их с правовыми предписаниями и требованиями и в конечном итоге принимать правильные, правомерные или противоправные решения в тех или иных юридических ситуациях, а соответственно и вести себя, т.е. действовать.

Таким образом, социальный аспект механизма правового регулирования - это система социальных и иных факторов, влияющих на перевод требований правовых принципов и норм в правовое поведение субъектов права, а психологический аспект механизма правового регулирования характеризует происходящее в результате правового регулирования процесса формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) поведения участников общественных отношений.

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы о нормативной и ненормативной системах правового регулирования, понятии механизма правового регулирования, его элементах и стадиях, а также определено понятие социального и психологического механизма действия права, и решены поставленные задачи:

Проанализирована нормативная правовая база и юридическая литература, устанавливающая понятие нормативной и ненормативной системы правового регулирования.

Исследовано понятие механизма правового регулирования.

Рассмотрены элементы и стадии правового регулирования.

Определено понятие социального и психологического механизма действия права.

Подводя итог, следует сформулировать важные с теоретической и практической точек зрения выводы:

Во-первых, правовое регулирование общественных отношений - это осуществляемая с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. К нормативной системе правового регулирования относятся те регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений и содержат одинаковый масштаб поведения, т.е. одну норму. А к ненормативной регулятивной системе следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы.

Во-вторых, механизм правового регулирования рассматривается как единство всех юридических средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права, а в его систему включаются нормы права, правоотношения, правосознание, правовая культура, акты применения права, правовые стимулы и правовые ограничения.

В-третьих, можно выделить три элемента и две стадии правового регулирования. Элементами являются: запрет; дозволение; предписание. А стадиями являются: установление общеобязательных правил поведения в законодательных актах государства и непосредственное осуществление права.

В-четвертых, социальный аспект механизма правового регулирования - это система социальных и иных факторов, влияющих на перевод требований правовых принципов и норм в правовое поведение субъектов права, а психологический аспект механизма правового регулирования характеризует происходящее в результате правового регулирования процесса формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) поведения участников общественных отношений.

Список использованной литературы и нормативно правовых актов

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Парламентская газета», № 4.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // «Российская газета», № 287, 13.12.2012

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // «Ведомости Федерального Собрания РФ», 01.01.2002, № 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.12.2012, с изм. от 17.01.2013) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1).

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // «Парламентская газета», № 220-221, 20.11.2002.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», №275, 07.12.2011.

Бабинцев А. Если норма права отсутствует // ЭЖ-Юрист. 2011. № 1-2.

Доктринальные подходы к соотношению международно-правовых и национальных норм Каширкина А.А. «Журнал российского права», 2009, № 6.

К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства Фомина Н.А. // "Государственная власть и местное самоуправление", 2009, №3.

Калашников С.В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики / под ред. Д.С. Велиевой. М.: ДМК Пресс, 2010.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

Литвинов А.С. Роль механизма реализации норм права в системе правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2011. № 12.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.

Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003.

Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001.

Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010.

Экимов А.И., Сауляк О.П. Аутентическое толкование норм права - резерв законодателя // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 6.

Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. // Издательство «Азъ», 1992.

Похожие работы на - Механизм правового регулирования общественных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!