Роль картелей в современной экономике России
Краснодарский архитектурной
строительный техникум
Роль картелей в экономике России
Шумейко Т.С. - студентка факультета экономика и бух. учёт
Адаменко А.А. - канд. экон. наук, доцент
Краснодар, Россия
Аннотация: целью данной работы является рассмотрение понятия
и сущности картелей, изучение зарубежной практики их правового регулирования,
координация картелей в России, их положение в современной системе монополии.
Ключевые слова: Картель, сговор, соглашение, борьба,
законодательство, антимонопольное.
Безусловно картели играют важную роль в современной экономике
так как они влияют на развитие как малого так и среднего бизнеса. С их помощью
можно контролировать экономическую ситуацию в различный отраслях. Картель - это
одна из форм монополии, простейшая из всех. Представляет собой союз каких-либо
предприятий одной промышленности с целью обеспечения наибольшей выручки,
занятия господствующей ниши на рынке. Говоря проще, это договор нескольких фирм
о ценах, рынке реализации своей продукции, объёмах производства, распределении
прибыли между участниками. Подобный сговор фирм существует, как правило, в
рамках одной отрасли. Одновременно с появлением новых картелей происходит
процесс распада существующих. Суть карательных сговоров заключается в полной
самостоятельности производственно - хозяйственной деятельности. Договор о
разделе и единой цене устраняет конкуренцию между карателями. А установление
единой цены способствует выравниванию издержек за счёт предложения фирмами
одинаковой цены поставщикам. Главной идеей картельных союзов служит
установление объёма и цен на таком уровне, который обеспечит получение
максимальной прибыли для группы фирм. В результате чего участники карательного
соглашения устраняют конкуренцию и имеют возможность диктовать наиболее
выгодные для себя условия.
Графически положение фирмы до вступления в картель и после
выглядит следующим образом.
Изображены предельные и средние издержки среднего
производителя. До входа в картельный сговор компания действует так, будто спрос
на ее продукцию с установленной ценой Р неограниченно эластичен. Эта фирма
остерегается, что ее продажи упадут на пользу конкурентам. Она выпускает
количество продукта равное qc. А так как подобным образом поступают все фирмы,
то отраслевой выпуск составляет Qc, является величиной выпуска, который мог бы
существовать в современной конкуренции. При установленной картельной цене
фирмой получено разрешение на выпуск qm на единицу продукта, соответственно
точке, в которой MR=предельным издержкам МС других отдельных фирм. Предположим,
что владельцы какой-либо фирмы допускают, что рыночная цена не понизится, если
компания станет продавать больше, чем установленное количество. То есть они
принимают Pm как цену, находящуюся за пределами их влияния, то их max прибыль
выпуском будут q, при этом Pm=MC. и это при условии, что рыночная цена не
понизится. Компания может увеличить прибыль PmABC до PmFGH путем преувеличения
своих квот. После установления объёма идёт процесс деления этого объёма между
участниками, путём определения квот в общем производстве или географического
закрепления рынков. На практике картельные соглашения заключаются не только для
захвата рынка. На сегодняшний день существует тенденция отклонения от
традиционной практики, то есть от объединения на производственной основе, когда
объединение устанавливает квоты. На современном этапе картельные союзе чаще
всего опираются на такие аспекты, как наиболее эффективный выход на новые
рыночные ниши, взаимное координирование развития всех участников. Причём
карательные соглашения могут и не иметь форму юридического документа. А том,
что они исполняются свидетельствует наличие согласованных действий. Основной
проблемой картельных соглашений является согласование решений между фирмами-членами
и установление системы ограничений. Нарушения принятого соглашения в виде
превышения квот или вторжения на чужие рынки сбыта продукции предусматривает
уплату штрафа. В большинстве стан подобные соглашения находятся под запретом, в
том числе и в России. Принятые законы касаются картелей связанных у
фиксированном цен, делением рынка, ограничении или устранение той или иной
продукции, снижении производственных мощностей. В законодательстве странах
Западной Европы существует разделение картелей на полезные и нежелательные. В
результате приватизации и консервации предприятий в России сложилась довольно
монополизированная экономика. На сегодняшний день они, как правило, затушёваны.
Они существуют либо негласно, либо отдельные пункты их соглашения прописываются
в договорах с клиентами компаний. Все фирмы стремятся получить максимальную
прибыль, что толкает их на заключение карательного соглашения. Этому
способствуют, во-первых, слабо развитый правовой аппарат. Во-вторых, это
обусловлено сильным стремлением недобросовестных собственников получать сверх
прибыль. Правовое регулирование в Российской Федерации осуществляется законом
" О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. В частности, ст.10 закона
устанавливает запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке,
ограничение или устранение конкуренции. в ст.11 закона говорится о запрете
соглашения или согласованных действий, если они приводят или могут привести к
ограничению конкуренции. Законом запрещены соглашения, которые приводят к
разделу рынка по территориальному признаку, объёму продаж, ассортименту
товаров, установлению или поддержанию цен. Антимонопольному органу довольно
сложно доказать наличие у компаний картельного соглашения. В вышеизложенном
упоминалось, что такие соглашения, как правило, не существуют в виде единого
юридического документа. Для установления факта картельных соглашений ФАС
сотрудничает с прокуратурой и МВД РФ, где создан 60-й отдел, занимающийся
антимонопольными расследованиями. А сам федеральный антимонопольный орган не
имеет права проводить какие-либо оперативно-розыскные мероприятия. ФАС
намеренно действует публично, раскрывая информацию о выявленных сговорах. В
странах с развитым антимонопольным законодательством существуют практические
руководства по расследованию и доказыванию противозаконных соглашений. Эти
руководства содержаться не в законах и подзаконных актах, а формируются на
основе судебной практики, которая состоит из критериев доказательств в делах о
картельных союзах. Подытожишь выше написанное можно сделать вывод, что
карательные союзы в большей своей части оказывают негативное влияние.
Российское антимонопольное законодательство существует не так давно, поэтому
судебная практика не так богата, как зарубежная. В России ответственность за
заключение и исполнение карательных соглашений такова: ст.14.32 Кодекса об
административных правонарушениях предусматривает ответственность за заключение
хозяйствующих субъектом ограничивающего субъектом соглашения или осуществление
ограничивающих конкуренцию действий следующее: штраф для должностных лиц в
размере от 17 до 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет. Для
юридических лиц от 0,01 до 0.15 размера суммы выручки от реализации продукции,
полученной в результате правонарушения. Ответственность занимающим доминирующее
положение хозяйствующим субъектом действий признанных злоупотреблением
заключается в выплате штрафа для должностных лиц от 15 до 20 тыс. руб. Для
юридических лиц от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от
реализации продукции, полученной в результате правонарушения. Суровой
административную ответственность отчасти делает такой вид наказания, как
дисквалификация. Дисквалификация - это лишение физического лица права занимать
руководящие должности юридического лица. Существует единый реестр
дисквалифицированных лиц, который ведётся МВД РФ. Он является открытым, и
каждый вправе с ним ознакомиться. Заключение картельных союзов может повести за
собой иуголовную ответственность, но не для компаний, а для их руководства.
Такие действия наказываются либо штрафом в размере до 200 тыс. руб., либо
арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Как же бороться с подобным видом правонарушения, если
единично они опираются на административные ресурсы? Ведь часть нарушений антимонопольного
законодательства в России совершают органы власти. И особенность этого
государственного механизма заключается в его невиданных масштабах. Полагаю, что
необходимо ужесточить наказание за нарушение закона о " Защите конкуренции
" и особенно ужесточить ответственность чиновников участвующих в
карательных сговорах. Разрабатывать, применять и экспериментировать с новыми
мерами по выявлению, предотвращению и доказыванию наличия картельного сговора.
А пока картели существуют, существовали и будут существовать.
картель монополия правовое регулирование
Использованная
литература
1.
Акимов А.Д. Карательные соглашения в условиях российского рынка \\ Инвестиции в
России, 2008
.
Якушев О.А. Экономика России и конкуренция \\ Вопросы экономики, 2009
.
Кирушенко И.Л. Правовое регулирование картелей в России \\ Коммерсант, 2009
.
Луценко И.Д. Караул картель \\ Экономика, 2009
.
www.fas.gov.ru/tags/tags _62.html/? num=75
6.
www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_37112.html
<http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_37112.html>