Себестоимость
(руб.)
|
6
|
Прибыль (руб.)
|
4
|
Акциз
|
3,9
|
НДС (18%)
|
2,45
|
Ц= 6+4+3,9+2,45=16,35 руб.,
где Ц - цена 1 литра бензина (АИ-92).
Ставка акциза на бензин в 2009 г. составляет 3900 руб. за 1
тонну.
Торговая надбавка 25% от цены изготовителя без НДС.
Тогда розничная цена составит:
Ц = 16,35+3,745 (торговая надбавка)=20,1 руб.
В соответствии со статьей 342 Налогового Кодекса налоговая
ставка НДПИ составляет 419 руб. за 1 тонну добытой нефти.
Область применения агрегатного метода относительно невелика,
поскольку для определения цены на готовую продукцию необходимо иметь цены на
отдельные конструктивные элементы, что на практике бывает редко. Другими
недостатками агрегатного метода являются: ошибки в ценах на отдельные
конструктивные элементы, полностью воспроизводимые в цене готового изделия;
отсутствие стимулирующего воздействия на повышение потребительских параметров
изделия и экономию затрат на его производство.
Существуют разные сорта нефти, это связано с разностью
состава нефти. Стандартом для цен служит нефть сорта Brent. Чтобы упростить
экспорт, были придуманы некие стандартные сорта нефти, связанные с
месторождением. Для России - это тяжелая Urals и легкая Siberian Light.
Дешевая нефть закончилась в принципе, считают эксперты.
Другое дело, что цены могут варьироваться в разумных пределах 50-60 долларов за
баррель. И то при условии, что ни ОПЕК, ни независимые экспортеры не будут
снижать объемы экспорта «черного золота». Дешевле 40 долларов за баррель нефть
не будет стоить уже никогда.
Рисунок 3 - Динамика мировых цен на нефть марки Brent (IPE)
Проведем краткий анализ динамики цен на нефть в период с 2006
по 2010 год. В июле 2006 г. цена превысила отметку в 70 долларов за баррель.
Это объясняется в первую очередь попытками урегулирования ядерного кризиса
вокруг Ирана. В начале августа цены на нефть начали опускаться до уровня 50
долларов за баррель. Это произошло в результате увеличения объема добычи нефти
странами ОПЕК и коммерческих запасов сырой нефти в странах ОЭСР (Организация
экономического сотрудничества и развития). Кроме того, в США с приближением
зимы сезонные запасы нефтепродуктов достигли своего самого высокого уровня с
1999 г. К тому же в мире ослабело геополитическое напряжение. Но 9 августа 2006
г. произошла авария на трубопроводе в Америке, происходит повышение цен до
73,38 долл./барр. Затем сново падение цен. В конце октября 2006 года министры
нефти стран ОПЕК приняли решение сократить совокупное производство нефти, чтобы
остановить падение цен ниже коридора 50-55 долл./барр. Причиной понижения цен
явился рост запасов котельного топлива США.
В 2007 г. цены на нефть возрастают. Цена барреля нефти
поднималась до 90 долларов за баррель. Одна из причин роста цены на нефть -
слабеющий доллар (Причина: ослабление инфляционного давления в США, признаки
замедления американской экономики.)
В 2008 г. цена на нефть достигла исторического максимума -
130 долларов за баррель. Резкий рост объясняется увеличением спроса со стороны
новых растущих великанов - Индии и Китая.
год. И вновь, перевалив через вершину, цены рухнули вниз до
отметки 40 долларов за баррель. И здесь были свои объективные обоснования,
например, в России случился первый за десятилетие спад по добыче нефти. А в
Саудовской Аравии задержалось вступление в строй нефтяного месторождения
«Хурсанийя», на которое возлагались очень большие надежды. Из-за урагана «Айк»
долго не могли восстановить добычу в Мексиканском заливе. Потом случился
российско-грузинский конфликт на Кавказе, был поврежден нефтепровод
Баку-Тбилиси-Джейхан, из-за чего добыча в Азербайджане снизилась на 480 тысяч
баррелей в день. А также захват сомалийскими пиратами огромного саудовского
танкера. Мировое потребление нефти сократилось. Мировая экономика рухнула в
кризис.
Конец 2009 г. - постепенный рост цен.
Нефть - особый товар, цены на который могут на порядок
«отклониться» от реальных издержек производства и других объективных
составляющих стоимости. До сих пор не удалось создать целостную систему
регулирования нефтяного рынка, и прогнозирование в данной отрасли не всегда
является реалистичным.
2.
Россия на рынке нефти
2.1
Роль нефтяного сектора в экономическом развитии страны
Нефтегазовый комплекс России - это стержень национальной
экономики, обеспечивающий жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства,
формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных
поступлений страны. Начиная с 1998 г. нефтегазовый комплекс являлся одним из локомотивов
экономического роста в стране, обеспечивая при этом значительную часть
поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
· налога на добычу полезных ископаемых
(НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый
конденсат);
· вывозных таможенных пошлин на товары,
выработанные из нефти;
В настоящее время ТЭК в целом работает устойчиво.
Нефтегазовые доходы в 2008 году составили 10,6% ВВП.
Рисунок 4 - Поступление нефтегазовых доходов в федеральный
бюджет
Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7
млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.
Доля нефтегазового комплекса в налоговых поступлениях в бюджетную систему
Российской Федерации в 2008 году составила 47,5%. Доля нефтегазового комплекса
во всех таможенных платежах превышает 85%, а в суммарном объеме НДПИ - 90%.
Основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на
добычу полезных ископаемых (38%) (рис. 5).
Рисунок 5 - Структура поступлений администрируемых ФНС России
доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе - мае 2008 года (в %)
НДПИ в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд.
рублей, в том числе на добычу нефти - 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа
горючего природного - 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех
видов месторождений - 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления
НДПИ выросли на 42,9%.
В соответствии со статьей 96.6 Налогового Кодекса
нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового
обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния.
Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств
федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита
федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и
средств Резервного фонда.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального
бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления
нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для
финансового обеспечения указанного трансферта.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть
средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в
целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан
Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия
дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, нефтегазовая отрасль - это богатство России.
Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей
промышленностью и экономикой страны. На его развитие расходуется более 20%
денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30% стоимости
промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного
комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше
половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической
промышленности. Его доля в перевозках составляет треть всех грузов по железным
дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по
трубопроводам. Топливно-энергетический комплекс имеет большую
районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех
граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция. Поэтому в успешном
развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все
развитые государства мира и в первую очередь мы сами.
Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды
ресурсов. Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики
сегодня играют топливные ресурсы.
2.2
Анализ динамики добычи и экспорта нефти за 2007-2009 годы
Россия - единственная среди крупных промышленно - развитых
стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной
мере экспортирует топливо. Сегодня Россия производит энергоресурсов в два раза
больше своих потребностей и экспортирует примерно половину этого объема в
другие страны. Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной
выручке страны составляет приблизительно 27%.
По данным на 1 января 2009 года 294 организации владеют
лицензиями для недропользования и ведут добычу нефти и газового конденсата
(нефтяного сырья) на территории Российской Федерации. Часть из них (132
организации) входят в структуру 10 вертикально интегрированных компаний, на
долю которых по итогам года суммарно приходится 92% всей национальной
нефтедобычи.
Таблица 3 - Крупнейшие нефтяные компании России
В 2007 году наша страна продала за рубеж более 250 миллионов
тонн сырой нефти (рис. 6), что более чем в два раза превышает объемы экспорта
из Советского Союза за любой год.
Рисунок 6 - Динамика добычи и экспорта нефти в
России в 2007-2009 годы
Нефтяная промышленность России в последние годы переживает
глубокий спад. Добыча нефти и газового конденсата сократилась по сравнению с
1990 г. более чем на 40%. При этом отрасль продолжает обеспечивать как
внутренние потребности страны, так и экспорт. Несмотря на современное кризисное
состояние нефтяной промышленности Россия остается одним из крупнейших в мире производителей,
потребителей и экспортеров нефти и продолжает сохранять важные позиции на
мировом рынке, занимая третье место в мире по добыче нефти.
По данным Федеральной Службы Государственной Статистики
(Росстата), добыча нефти в России в 2008 году снизилась по сравнению с 2007
годом на 0,7% - до 488 миллионов тонн.
Федеральная Таможенная Служба России (ФТС) сообщила, что в
2009 году экспорт нефтепродуктов составил 115,399 миллиона тонн ($78,325
млрд.).
Согласно статистическим данным, за 2009 год в России было
добыто 493,7 млн. тонн. Из них на внутреннем рынке было переработано 235,7
млн., а на экспорт ушло 247,4 млн. тонн (сырой нефти экспортировано 192 млн.
тонн). Объемы экспорта российской нефти увеличились, несмотря на кризис нефти
из России - на 2%, а переработка упала на 0,5% к предыдущему году. с.
Таким образом, добыча в России за год выросла на 1,3%, экспорт
Результаты экспорта в количественном и долларовом выражении в
2009 году имеют разнонаправленную динамику. Всего продажа нефти за рубеж
принесла российской казне в 2008 году 84,9 млрд. долл. Это на
,4% меньше, чем годом ранее, когда были зафиксированы
рекордные цены на нефть.
Если несколько лет назад участники рынка говорили, что добыча
нефти будет падать, то теперь, по мнению экспертов, в среднесрочной перспективе
можно ожидать дальнейшего роста нефтедобычи в стране, в первую очередь за счет
ввода в строй новых месторождений.
В январе 2010 - го, по данным Росстата, добыча нефти выросла
на 3,1% по сравнению с январем 2009 года и на 0,2% к предыдущему месяцу.
Ведущими регионами в добыче нефти являются Тюменская область
и входящий в нее Ханты - Мансийский автономный округ, однако их доля медленно
снижается: вместе с Ямало-Ненецким автономным округом эти три региона в 1998
году добывали более 80% всей нефти в стране, а в 2009 году - 77%. Наращивают
объемы добычи Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Оренбургская
область.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА),
потребление нефти в мире в 2009 году сократилось на 1,5%. Однако Россия смогла
увеличить экспорт, страны дальнего зарубежья сохранили спрос на российскую
нефть практически на уровне 2007 года. Также увеличились поставки в Китай, и по
прогнозам они будут расти и дальше.
2.3
Влияние запасов и экспорта нефти на экономическую ситуацию в России: текущее
состояние и перспективы
Примерно с IV квартала 2008 г. Россия оказалась вовлеченной в
сферу общемирового финансового кризиса и вступила в полосу рецессии своей
экономики.
Россия остается сильнейшим игроком на мировом рынке экспорта
нефти и газа. Объемы запасов нефтегазового сырья в РФ как минимум втрое
перекрывают объемы их добычи. На сегодняшний день Россия обладает достаточными
запасами, чтобы преодолеть кризис.
В. Андрианов, главный редактор журнала «Нефть России» в статье
«Кому при кризисе жить хорошо?» пишет, что кризис в энергетической сфере менее
всего опасен для России, сегодня у Европы фактически нет серьезного поставщика
нефти, альтернативного России. На Каспии и в Центральной Азии пока не
обнаружено настолько крупных доказанных запасов сырья, чтобы можно было
сократить долю России на европейском рынке углеводородов. Страны Персидского
залива вряд ли смогут нарастить добычу. Поэтому на фоне обострения проблем
энергоснабжения позиции России будут только укрепляться.
В географической структуре экспорта доминирует европейский
регион, включая европейские республики бывшего СССР, - в сумме почти 70% всех
поставок в 2000 г. Крупнейший экспортный рынок для России - Европейский союз
(ЕС), далее следуют бывшие социалистические государства Центральной и Восточной
Европы (ЦВЕ), потеснившие в 2000 г. другие группы стран. На ЕС и ЦВЕ сегодня
приходится подавляющая часть всего отечественного экспорта энергоносителей, что
с учетом роста их стоимости в последнее время существенно усилило позиции
указанных государств во внешней торговли России.
Вместе с тем, снизилась значимость стран
азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь США и Японии. Одновременно
Китай стал важнейшим потребителем российских товаров в регионе.
Крупнейшие экспортные партнеры России в дальнем зарубежье -
Германия, Италия, Китай, США, Нидерланды, Великобритания и Польша, в СНГ -
Украина, Белоруссия и Казахстан.
Перспективы нефтяного экспорта России будут определяться,
прежде всего, необходимостью обеспечения валютных поступлений в страну. От их
получения зависит структурная перестройка экономики, переход на
энергосберегающую модель хозяйствования, преодоление кризисных процессов в
стране. Все эти факторы будут способствовать тому, чтобы, по крайней мере, сохранить
существующий объем экспорта жидкого топлива. Россия способна сохранить и рас
ширить свое присутствие на рынках жидкого топлива за границей. Сокращение
нефтедобычи пока, по существу, не сказывается на объемах вывоза нефти. В то же
время значительно увеличивать поставки нефти за рубеж также не представляется
целесообразным. Это может привести к деформациям в экономике России, потере ею
экономической самостоятельности.
Экспорт нефти и нефтепродуктов является важным фактором
экономической стабилизации России и позволяет нефтяному комплексу развиваться и
решать проблемы поддержания и развития материально-технической базы, повышать
надежность и эффективность энергообеспечения России.
Что касается запасов и добычи нефти, есть мнение, что через
пять-шесть лет мир переживет пик нефтедобычи, а потом неизбежную ее нехватку.
Есть версия, что «черного золота» вполне хватит на ближайшие полвека, по
истечении которых непременно будут открыты новые месторождения, а отрасль
вооружится самыми современными технологиями и оборудованием для нефтедобычи.
На самом деле, кризис российской энергетики наметился задолго
до мирового, а его внутренними предпосылками являются:
· устаревшее оборудование;
· затухание основных месторождений нефти в
Западной Сибири и истощение месторождений в «старых» нефтяных провинциях и др.
Все это в ближайшем будущем приведет к истощению запасов и
отрицательному наклону экспорта из России. В последние 5 лет никаких действий
по разработке новых месторождений РФ не предприняла.
По словам В. Литвиненко, ректора Санкт-Петербургского
университета, при существующих темпах добычи рентабельные запасы российской
нефти будут исчерпаны через 10 лет, а запасы газа - через 20 лет.
Таким образом, Россия прошла пик добычи нефти в 2007-2008
годах, теперь будет идти сокращение нефтедобычи. С 2010 года оно будет
характеризоваться процентами, а не десятыми процентов как в 2008 году. С 2015
года произойдет обвальное падение нефтедобычи на десятки процентов в год (по
отношению к уровню 2007-2008 года).
Правительству РФ необходимо срочно принять меры по пересмотру
политики в нефтегазовом секторе. Ведь благосостояние каждого гражданина
напрямую зависит от развития ТЭК.
3.
Перспективы развития экономики в современных условиях
3.1
Тенденции развития мирового рынка нефти с учетом кризиса
Вот уже в течение многих месяцев мир находится в состоянии
самого большого со времен Великой депрессии кризиса, который к тому же, скорее
всего, еще не достиг своего дна.
Положение дел в нефтяной отрасли, в первую очередь, будет
определяться ценами на мировом рынке, динамика которых непредсказуема.
Известно, что в середине 2008 г. она достигла спекулятивного пика в 147
долл./барр., а к концу года рухнула до 35 долл./барр., или в 4,2 раза.
Современная ситуация на рынке характеризуется высоким уровнем
неопределенности и непредсказуемости. Что будет с нефтяными ценами в
перспективе, не смогут предсказать даже экстрасенсы. В этих условиях нефтяным
компаниям практически невозможно сколько-нибудь достоверно планировать свою
деятельность как на текущий, и так и последующие годы.
Низкие цены на нефть на мировом (и российском) рынках в
ближайшие 2009-2010 гг. могут вызвать ряд стратегически значимых отрицательных
явлений, а именно:
· серьезное снижение объемов
эксплуатационного бурения на разбуриваемых месторождениях;
· отказ от освоения новых месторождений,
ранее планировавшихся компаниями ко вводу;
· отказ от бурения низкорентабельных по
дебиту нефти скважин (очевидно, менее 50 т/сут.);
· сокращение объемов капитального
строительства и эксплуатационных затрат на добычу;
· сокращение действующего эксплуатационного
фонда скважин, увеличенный вывод в неработающий фонд низкорентабельных,
малодебитных и высокообводненных скважин;
· сокращение объемов геолого-технических
мероприятий и работ по увеличению нефтеотдачи пластов;
На основе анализа добычи нефти на крупнейших месторождениях,
на основе потребления энергоресурсов, экономического развития многих стран
эксперты выявляют основные тенденции развития мирового рынка нефти.
Усугубление финансового кризиса, скорее всего, приведет к
снижению экономической активности и, соответственно, спроса на нефть.
Но согласно выводам МЭА (Международное энергетическое
агентство), в долгосрочной перспективе мировое потребление первичных
энергоресурсов будет ежегодно увеличиваться в среднем на 1,6% - с 11, 73 млрд.
т нефтяного эквивалента в 2006 г. до более чем 17,01 млрд. т н.э. в 2030 г.
(общий рост составит 45%). К тому же США сохранят статус главного потребителя
энергоресурсов еще в течение семи лет. У Китая и Индии в долгосрочной
перспективе есть все шансы стать лидерами спроса на энергию. Ввиду
продолжающего быстрого экономического подъема на эти азиатские страны придется
чуть более половины мирового прироста потребления энергоресурсов в период с
2006 по 2030 гг. Но ситуация и в Китае, и в Индии сегодня напрямую зависит от
темпов развития американской экономики, переживающей кризис. Ожидается
расширение спроса также на Ближнем востоке, что увеличит объемы глобального
использования энергии еще на 11%.
Проведенное исследование указывает на устойчиво высокий
уровень потребительских расходов на нефть.
Рост добычи нефти будет обеспечен в основном странами ОПЕК, а
их общая доля в мировых поставках возрастет с 44% в 2007 г. до 51% в 2030 г.
Саудовская Аравия останется самым крупным производителем, а объемы ее добычи
возрастут с 10,2 млн. баррелей в сутки в 2007 г. до 15,6 млн. баррелей в 2030
г.
В то же время доходы стран ОПЕК от экспорта нефти резко
увеличатся - с менее чем 700 млрд. долларов в 2006 г. до свыше 2 трлн. в 2030
г.
Согласно данным МЭА, мировые ресурсы нефти достаточно велики,
чтобы удовлетворить прогнозируемый рост производства и после 2030 г. Однако не существует
никаких гарантий, что эти ресурсы будут разрабатываться в должном объеме. Уже
сейчас наблюдается падение добычи на действующих месторождениях, а масштабы
ввода в эксплуатацию новых мощностей и размер инвестиций в нефтегазовый
комплекс остаются неопределенными. Результаты детального анализа, проведенного
МЭА, показывают, что сокращение производства сырья на старых месторождениях,
скорее всего, ускорится в обозримой перспективе во всех основных нефтеносных
регионах мира.
Всего до 2030 г. необходимо ввести в действие дополнительные
мощности в объеме около 64 млн. баррелей в сутки, что почти в шесть раз
превышает сегодняшние активы Саудовской Аравии. Приблизительно 30 млн. баррелей
в сутки на новых объектах нужно будет добавить уже к 2015 г.
Ожидается, что мировая нефтедобыча из традиционных источников
в период между 2010 и 2020 гг. достигнет своего пика, а затем начнет постепенно
снижаться. Поэтому в период 2010-2020 гг. начнут усиленно осваиваться, несмотря
на значительные финансовые издержки, «нетрадиционные» источники энергии.
3.2
Политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса
Глобальный экономический кризис серьезно ухудшил условия
функционирования отечественного нефтегазового комплекса. Цена барреля
российской нефти Urals упала к концу ноября 2008 г. ниже 43 долларов, хотя еще в июле
она составляла 140 долларов. Из-за мирового финансово - экономического кризиса
продолжает снижаться спрос на «черное золото», которое приносит существенную
часть доходов российского бюджета. Экономика России находится в сложном
положении, но не в катастрофичном. У России имеется серьезный финансовый запас,
однако для выхода из кризиса надо развивать производство. В первую очередь,
производство нефтегазового комплекса. Так как результаты деятельности нефтегазового
комплекса остаются крайне важными для формирования платежного баланса страны,
поддержания курса национальной валюты.
На самом деле, кризис российской энергетики наметился задолго
до мирового, его предпосылками являются:
· устаревшее оборудование;
· затухание основных месторождений нефти в
Западной Сибири и истощение месторождений в «старых» нефтяных провинциях;
· отсутствие притока инвестиций;
· не эффективная налоговая политика и др.
В конце 2008 года президент России Дмитрий Медведев обратился
с традиционным посланием к Федеральному Собранию РФ. В нем были отмечены
основные пути коренной модернизации не только экономики, но и всего общества.
Примечательно, что немалая часть послания была посвящена проблемам энергетики,
в частности нефтегазового комплекса.
В своем послании он подчеркнул, что Правительство увеличит
прямые капиталовложения в освоение новых месторождений.
Это обязательное условие существования эффективного НГК
России, иначе в 2010-2011 гг. произойдет значительное сокращение добычи нефти,
а в 2012 г. она может и вовсе достичь критического минимума. Что категорически
нельзя допустить для блага наилучшего развития экономики России. Нефтяная
отрасль обладает большим мультипликативным эффектом, оказывает сильное влияние
на развитие других отраслей российской экономики. В связи с этим, наращивание
инвестиционной активности в отрасли является наилучшей антикризисной мерой.
При этом правительство РФ должно создать условия, позволяющие
повысить инвестиционную привлекательность ТЭК. Но и наращивать производство
нефти не следует.
Согласно прогнозу экспертов, в дальнейшем рост цен
продолжится, и в ближайшей перспективе «черное золото» будет стоить около 120
долларов за баррель. Однако Россия может столкнуться с новым кризисом уже в
2011-2012 гг. Это произойдет, если инвестиции в нефтегазовую отрасль
сократятся. Следовательно, необходимо повысить приток инвестиций в ТЭК.
Дефицит инвестиций в 2010 году может составить 500-600 млрд.
рублей.
Не наблюдается роста инвестиций и в пятилетней перспективе. Согласно
пятилетнему плану, который предусматривает бурение более 30 тысяч скважин,
решение проблемы утилизации более 60 млрд. кубометров попутного газа,
строительства установок для первичной переработки нефти в 60 млн. тонн и
вторичной переработки в более 140 млн. тонн, объем инвестиций должен составить
7,6 трлн. рублей. Этот план уже имеет дефицит в 2,8 трлн. рублей. Это без учета
затрат на освоение шельфа и реализацию проектов на новых рынках.
Также Правительством РФ готовятся меры по совершенствованию налоговой
политики.
Поддержать нефтяную отрасль в тяжелое время можно при помощи
налогового стимулирования. При этом отечественное налоговое законодательство
должно быть открытым, прозрачным и понятным.
В настоящее время в сфере налоговой политики в России готовятся
предложения по изменению системы налогообложения нефтяной отрасли. Например,
были введены налоговые каникулы при разработке месторождений континентального
шельфа, полуострова Ямал, Восточной Сибири. Меры направлены на повышение уровня
добычи нефти в России.
Правительство направило меры по государственному
регулированию цен и тарифов.
Кризис заставляет как правительство, так и компании и
общественные организации оперативно реагировать на вызовы времени. И задача у
них одна: сохранить и нарастить потенциал отечественного минерально-сырьевого
комплекса. Сегодня самое время выработать правила функционирования новой
эффективной экономики, и в частности нефтегазового комплекса. Всем необходимо
принять посильное участие в этом. Кризис не вечен, и когда он закончится и
поднимется упавший сейчас спрос на нефть, Россия, если не окажется «впереди
планеты всей», во всяком случае, не будет во вторых рядах.
3.3
Планы на будущее и оценка вероятности их осуществления
Когда начался кризис, многие эксперты и политики заговорили о
необходимости диверсификации российской экономики. Подавляющее большинство
призывает покончить с сырьевой зависимостью России. Дмитрий Медведев, президент
РФ, отмечает, что в долгосрочной перспективе имеются планы на извлечение
отечественной экономики от «нефтяной зависимости». Ведь экономика России
держится в основном на НГК, и крупный бизнес всегда имеет долгосрочную
стратегию, рассчитанную на многие десятилетия вперёд. Безусловно, имеются
сценарии развития нефтегазового комплекса. Президент РФ планирует развивать
альтернативные источники энергии.
Рост цен на нефть оживил интерес к разработке и внедрению
других видов альтернативного горючего. К ним относятся:
· бензин и дизельное топливо, получаемые из
природного газа и каменного угля;
· диметиловый эфир, используемый в качестве
дизельного топлива;
· ветровая и солнечная энергия и др.
Но реально ли заменить нефтяную промышленность новыми
источниками энергии?
Совокупная доля новых и возобновляемых источников энергии
наряду с углем, нефтью, газом, ядерной энергией в перспективе может стать одним
из важных компонентов структуры энергетического баланса, к которой придет
человечество. Следует помнить, что применение новых и возобновляемых источников
энергии в значительной степени является пока уделом высокоразвитых государств.
Основным преимуществом большинства возобновляемых источников энергии является
их экологическая чистота. Забота же об экологии среды обитания начинается, как
правило, при достижении довольно высокого уровня экономического развития. К
тому же новые и возобновляемые источники энергии в массе своей находятся в фазе
высоких издержек производства, на стадии опытно-промышленного применения. Их
развитие будет зависеть от того, насколько сильно будут снижаться издержки
производства электроэнергии на их основе, а также от мер административного и
экономического стимулирования. Но никогда ни каждый из них в отдельности, ни
все они в совокупности не станут играть роль доминирующего ресурса в
энергопотреблении, потому что абсолютно большая часть этих энергоресурсов
нацелена на производство электроэнергии. Мы не можем перевести всю нашу
экономику на электроэнергию, всегда останется ниша для жидкого и для
газообразного топлива.
Несмотря на развитие альтернативных источников, нефть в
ближайшие 30 лет останется основным сырьем для производства топлива.
Использование альтернативных источников энергии необходимо
расширять, но без излишнего ажиотажа. Более того, это должно происходить не в
ущерб нефтегазовому сектору, который тоже нуждается в новых инновационных
технологиях.
Заключение
Нефть - кровь российской экономики. Нефтегазовый комплекс
России обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства,
формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных
поступлений страны. Доля нефтегазового комплекса в налоговых поступлениях в
бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году составила 47,5%. Начиная с
1998 г. нефтегазовый комплекс являлся одним из локомотивов экономического роста
в стране, обеспечивая при этом значительную часть поступлений в бюджетную
систему Российской Федерации. Нефтегазовые доходы в 2008 году составили 10,6%
ВВП.
Нефть и газ являются одной из основ российской экономики,
важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов
Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых
изделий и, прежде всего, машинно-технических в своем экспорте. Экспорт жидких
углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых
валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования
импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора
экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и
сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и
эффективных инвестиционных товаров.
Высокую значимость экспорта нефтегазового сырья для экономики
России и глобальный характер энергетических проблем подчеркивает влияние
кризиса мирового рынка энергоносителей на экономическую и политическую жизнь
новой России. ТЭК можно рассматривать как некий «спасательный круг» для
российской экономики в период кризиса.
Однако у российского нефтегазового комплекса есть объективные
положительные причины для дальнейшего развития. Значительный рост цен на нефть
- оказал положительное влияние на российскую экономику, которая привычно росла
за счет сырьевого экспорта, и отрицательное - на экономику развитых стран,
вынужденных нефть закупать.
По прогнозам экспертов в начале 21 века предложение
нефтепродуктов на мировом рынке увеличится. Ряд промышленно развитых стран
перейдет на дешевое газовое топливо, к тому же на подходе разработка уже
открытых крупных месторождений (в частности на российском Севере). Будет расти
международная конкуренция в сфере экспорта и транспортировки. В этих условиях
возникает необходимость выработать оптимизированную экспортную стратегию.
Основным ориентиром энергетической дипломатии России является тезис о том, что
наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на
сохранении роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе
поставщика энергетического сырья.
Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в
ТЭК является значительное повышение его эффективности путем изменения структуры
присутствия России на зарубежных энергетических рынках и создания необходимых
условий по привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях
зарубежных инвестиций для развития и повышения конкурентоспособности добычи и
производства энергоносителей в России.
Экспортная политика России должна содействовать интеграции
отечественной экономики в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной
стороны, необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и
другие виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой - возможности
широкого доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами
организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе для
нужд экспорта.
В заключении можно отметить следующее: благополучие всех
граждан напрямую зависит от развития Топливно-энергетического комплекса.
Список
литературы
1. Лев
М.Ю. Ценообразование / Лев М.Ю. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 719 с.
2. Горина
Г.А. Ценообразование/ Горина Г.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 127 с.
. Аюров
В.Д. Мировой рынок природных ресурсов/ Аюров В.Д. - М.: Изд-во Московского гос.
горного ун-та, 2007. - 103 с.
. Экономидес
М. Цвет нефти/ Экономидес М., Олине Р. - М.: Олимп-Бизнес, 2004. - 252 с.
. Остальский
А. Нефть: чудовище и сокровище/ Остальский. А. - СПб.: Амфора, 2009. - 256 с.
. Судо
М.М. Нефть и углеводородные газы в современном мире / М.М. Судо, Р.М. Судо. -
2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд - во ЛКИ, 2008. - 254 с.
. Типпи
Б. А есть ли дефицит? Азбука нефтяной экономики: пер. с англ. / Типпи Б. - М.:
Олимп-Бизнес, 2005. - 328 с.
. Стариков
Н.В. Шерше ля нефть. Почему наш Стабилизационный фонд находится ТАМ? / Стариков
Н.В. - СПб.: Питер, 2009. - 269 с.
9. Бобылев,
Ю.Н. Факторы развития рынка нефти / Бобылев Ю.Н., Д.Н. Четвериков. - М.: ИЭПП,
2006. - 179 с.
10. Олкотт
М.Б. Владимир Путин и нефтяная политика России: пер. с англ./ Олкотт М.Б - М.:
Московский центр Карнеги, 2005. - 26 с.
11. Нижегородцев
Р.М. Мировой финансовый кризис/ Нижегородцев Р.М. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -
509 с.
12. Николаев
И. Цены на нефть и запас прочности российского бюджета/ Шульга И., Николаев И.
// Общество и экономика. -2007. - №2 с. 16-18.
. Андрианов
В. Кому при кризисе жить хорошо?/ Андрианов В. // Нефть России. -2008. - №11 с.
34-35.
. Федеральная
служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ - свободный.
. РосБизнесКонсалтинг
// [Электронный ресурс]. - URL:http://www.rbc.ru/ - свободный.
. Имония
Н. Глобальный финансовый кризис и мировой нефтегазовый сектор/ Имония Н. // Мировая
экономика и международные отношения. -2009. - №4 с. 13.
. Варшавский
Л.В. Моделирование динамики цен на нефть при разных режимах развития рынка
нефти / ВаршавскийЛ.В. // Прикладная эконометрика. -2009. - №5 с. 10.