Инфляция и ее социально-экономические последствия
Курсовая работа
Инфляция и ее
социально-экономические последствия
Введение
инфляция экономический цена
Инфляция - это сложное
социально-экономическое явление, которое уже существует длительное время.
Считается, что она появилась с возникновением денег, с функционированием
которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в
чрезвычайных обстоятельствах, то в последние полстолетия во многих странах она
стала постоянной.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической
науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют
серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного
хозяйства.
Инфляционные процессы обесценивает результаты труда,
уничтожают сбережения юридических и физических лиц, препятствуют долгосрочным
инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную
систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет
национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении
иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного
бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения
национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым,
усиливая тем самым его социальное расслоение.
Цель курсовой работы - изучить инфляционные процессы в
Республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути
преодоления.
Задачи курсовой работы следующие:
1) ознакомиться с теоретическими основами
инфляции;
2) изучить особенности инфляционных
процессов в Республике Беларусь;
3) проанализировать формы и методы
антиинфляционной политики в Республике Беларусь и выявить проблемы их
реализации.
При написании данной курсовой работы
использовались различные источники. Необходимо отметить учебное пособие
Лемешевского И.М. «Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика», где
подробно расписаны этапы разработки антиинфляционной программы, на что
правительство должно в первую очередь обратить внимание, при разработке борьбы
с инфляцией. Необходимо отметить учебник «Макроэкономика» под редакцией
Вечканова Г.С. и Вечкановой Г.Р., где доходчиво и последовательно представлены
существующей на данный момент виды инфляции, а также социально-экономические
последствия инфляции. Для статистических расчётов активно использовался
официальный сайт Белстат и сайт Национального Банка Республики Беларусь, где в
удобной форме представлены годовые и оперативные данные. Таким образом, в
данной курсовой работе будет рассмотрена антиинфляционная политика, направления
и инструменты, а также особенности ее проведения в Республике Беларусь.
. Инфляция как форма проявления
макроэкономической нестабильности
1.1 Формы,
виды и причины инфляции
Впервые термин «инфляция» появился в Северной Америке, период
Гражданской войны 1861-1865 гг. для обозначения процесса возбухания денежной
массы, необходимой для финансирования военных расходов.
В настоящее же время инфляцию можно определить как процесс
повышения общего уровня цен в экономике, сопровождающийся снижением
покупательной способности денег, или их обесценением. Но в то же время инфляция
не означает автоматического роста цен на абсолютно все товары и услуги. Так как
даже в периоды значимой инфляции цены на отдельные товары ведут себя
неодинаково, возможны ситуации, когда цена на некоторый товар не только не
растет, но даже снижается. Открытая инфляция проявляется в продолжительном
росте уровня цен, что характерно для рыночной экономики, скрытая - в усилении
товарного дефицита, этим отмечается централизованно планируемая экономика [1, c. 257].
Чтобы сделать вывод о наличии в стране инфляции, необходимо
учесть некоторые особенности данного процесса.
Во-первых, повышение цен должно выглядеть как устойчивая
тенденция, охватывать всю национальную экономику, распространятся на все
основные виды потребительских и инвестиционных благ.
Во-вторых, при повышении цен не должно иметь место повышение
качества производимых благ. Ведь качественный товар имеет право претендовать на
более высокую цену.
В-третьих, при любых ценах товары должны быть доступными для
покупателей, не исчезать с рынка, их качество не должно ухудшаться [2, c. 302].
Таким образом, основные причины инфляции - диспропорции между
различными сферами экономики - накоплением и потреблением, спросом и предложением;
доходами и расходами государства; денежной массой в обращении и потребностями в
деньгах.
Внутренняя инфляция отражается через постоянное повышение
розничных цен, а также оптовых цен на инвестиционные товары на внутреннем
рынке. Имеет место снижение покупательной силы национальных денег, что
затрагивает интересы всех слоев населения.
Внешняя инфляция отражается через снижение покупательной
способности национальных денег на внешних рынках, прежде всего через снижение
обменного курса национальной валюты (девальвация) [3, c. 268].
Общее
равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением всегда выступает
как равенство экономических интересов различных субъектов экономики и
социальных групп.
Проанализировав
литературу, приведу основные факторы, влияющие на инфляцию:
1) государство, которое активно вмешивается в механизм
ценообразования, к тому же в полном объеме реализует монополию на денежную
эмиссию, внешнюю торговлю и т.д.;
) профсоюзы, стремящиеся максимизировать собственную
полезность и не останавливающиеся перед навязыванием высокого национального
уровня оплаты труда;
) монополии, монополистические группы, объединения и т.п.,
вносящие собственный колорит в понимание необходимых издержек производства,
принципов ценообразования, распределения добавленной стоимости и т.д.;
) домашние хозяйства, которые в состоянии демонстрировать не
только высокие инфляционные ожидания порождают разнообразие инфляционной волны.
Вышеприведенные факторы называют агрегированными
экономическими силами, которые для достижения собственной выгоды использую
разные приемы, чтобы склонить пропорции обмена в свою сторону [3, с. 272].
Отсюда рождается и множество факторов инфляции.
В качестве исходного условия инфляции раньше экономисты
выделяли состояние денежного обращения, определив, что совокупный спрос
являются совокупными расходами, представленные в виде расходуемых денежных
средств. Обратимся к уравнению ниже.
Условием возникновения инфляции является преобладающая
динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода.
Это условие формально выводится из уравнения (6) обмена количественной теории
денег:
,
где M - количество денег в обращении;
V - скорость обращения;
P - цены товаров;
Y - реальный доход;
PY - номинальный доход.
Уравнение показывает, что при увеличении количества денег в
экономике должно произойти либо увеличение уровня цен или объема выпускаемой
продукции, либо снижение скорости обращения денег [6, c. 378].
Факты, необходимые для объяснения равновесного уровня цен и
темпов инфляции:
1. скорость обращения денег сохраняет относительную
стабильность во времени;
2. так как скорость обращения денег стабильна, изменение
центральным банком количества денег (М) вызывает пропорциональное изменение
номинальной стоимости произведенной продукции (P·Y);
. объем производства товаров и услуг (Y) зависит главным образом
от предложения производственных ресурсов и уровня технологий. В силу свойства
нейтральности денег их количество не влияет на объем выпуска продукции;
4. при изменении центральным банком предложения денег (M) происходит изменение
номинальной стоимости объемов производства (P·Y). При объеме
производства (Y),
определяемом только предложением производственных ресурсов и уровнем
технологий, действия центрального банка приведут к изменению уровня цен (P);
5. поэтому, когда центральный банк увеличивает
предложение денег, темпы роста цен возрастают.
Эти пять пунктов рассуждений и составляют суть количественной
теории денег [6, c. 380].
Для выявления причин и факторов инфляции необходимо
рассмотреть ее как многофакторный процесс, возникающий под воздействием
денежного (монетарного) и неденежных факторов.
При преобладании денежного фактора, наблюдается инфляция
спроса («инфляция покупателей»). Под воздействием неденежных факторов
формируется инфляция предложения (издержек), («инфляция продавцов»).
Взаимодействие этих факторов затрудняет сдерживание.
Инфляция спроса может быть вызвана монетарными и
немонетарными факторами.
К монетарным факторам относят:
- рост номинального количества денег, превышающий
рост производства при неизменной скорости их обращения;
- возрастание скорости оборота денежной
массы, вызванное инфляционными ожиданиями экономических субъектов.
К немонетарным факторам относят:
- изменение поведения экономических субъектов
(автономного реального потребления домохозяйств, плановых инвестиций фирм,
государственных расходов и чистого экспорта);
- структурные сдвиги в совокупном спросе [7,
с. 218]
А теперь рассмотрим поподробнее инфляцию спроса и инфляцию
предложения.
Инфляция спроса обусловливается
«разбуханием» денежной массы и в связи с этим снижение платежеспособности денег
при данном уровне цен и в условиях недостаточно эластичного производства, т.е.
производства, не способного быстро реагировать на потребности рынка. Повышенный
избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем
продукции и вызывает инфляцию спроса. Она обусловлена дефицитом бюджета и
ростом военных расходов, кредитной экспансией, притоком иностранной валюты. Инфляция
спроса может иметь место в специфических условиях: при низких темпах
экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае рост
спроса служит своеобразным стимулом для активизации производства. При инфляции
спроса в платежном обороте существует определенный «навес» избыточной массы
денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает
повышение цен и обесценение денег. Наглядно это можно проследить на рисунке
1.1:
Рисунок 1.1 - Инфляция спроса
Модель роста цен на основе увеличения совокупного спроса
(увеличение совокупного спроса AD вызывает рост цен P и объёма предложения Y - на восходящем участке
кривой совокупного предложения).
Инфляция издержек - это такой механизм формирования цен, при
котором рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Инфляция
издержек обусловлена ростом затрат на все производственные компоненты -
материальные ресурсы, заработную плату, затраты на обслуживание долгов и
покупку денежных ресурсов и т.д. Рост издержек на единицу продукции
ограничивает прибыль и объем продукции, в результате чего уменьшается
предложение товаров и услуг. Это уменьшение предложения, в свою очередь,
приводит к росту уровня цен [6, c. 175].
Графически это можно представить следующим образом (рисунок 1.2):
Рисунок 1.2-Инфляция издержек
Модель роста уровня цен на основе повышения издержек (объем
производства сокращается с Y0 до Y1, а цены растут с P0 до P1).
Анализ моделей инфляции спроса и издержек показывает:
- инфляция спроса может продолжаться до тех пор,
пока существуют чрезмерные общие расходы; инфляция издержек порождает спад,
который, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек, т.е.
автоматически себя ограничивает и в конечном итоге постепенно исчезает;
- при инфляции спроса рост цен наблюдается
лишь в длительном периоде, в коротком периоде расширение спроса вызывает не
только рост цен, но и увеличение объёма производства; при инфляции издержек
рост цен всегда сопровождается падением производства [5, c. 215].
Развивая данную тему, необходимо привести классификацию
инфляции. Все ее виды классифицируются по следующим критериям (см. рисунок
1.3):
Рисунок 1.3 - Классификация инфляции
Открытая инфляция присуща странам с
рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения
способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен, если покупательская
способность денег падает. Хотя она и искажает рыночные процессы, тем не менее
сохраняет за ценами реальную стоимость денег. Тем самым открытая инфляция сама
выступает своего рода антиинфляционным средством. Открытая инфляция означает,
что мы имеем дело с ценовой инфляцией.
Скрытая (подавленная) инфляция
характеризуется дефицитом товаров и услуг, ухудшением их качества, она более
свойственна командно-административной системе экономики, в которой государство
жестко регулирует цены, доходы и ассортимент выпускаемой продукции. В таких
условиях одни товары начинают предоставляться в избытке, а другие переходят в
разряд дефицитных. Происходит перемещение «нехватающих» товаров из официальной
экономики в «теневую», исчезают с прилавков магазинов и реализуются на «чёрном
рынке» [9, c. 336].
1) нормальная (до 3,5% в год) масштаб
этого вида инфляции поддаётся контролю;
2) ползущая инфляция со
среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерна для развитых стран,
где происходит умеренное обесценение денег из года в год. Это признается
неизбежным для нормального развития рыночной экономики и рассматривается в
качестве фактора экономического роста;
) галопирующая инфляция
(прирост цен на 10-50%) делает бессмысленным денежные накопления с целью
приобретения товаров длительного пользования и отдаленного спроса, а также
непродовольственных товаров повседневного спроса. В результате усиливаются
инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса
практически полностью на продовольственные товары;
) гиперинфляция (среднегодовое
повышение цен более 100% в год) характерна для развивающихся стран, переходящих
от планово-распределительной системы к рыночной. Рассматривается как негативное
явление, приводящее к социально-экономической и политической напряженности в
обществе. В рамках гиперинфляции выделяют супергиперинфляцию (рост цен свыше
50% и более в месяц) [9, c. 191].
По степени различий роста цен по различным
товарным группам выделяют:
- сбалансированную
инфляцию, которая выступает как результат синхронного повышения цен на все
товары. Поэтому, не смотря на тотальное повышение цен, натуральные пропорции
обмена между основными видами товаров все же не изменяются, а значит на
внутреннем рынке страны сохраняется паритет товарных цен;
- несбалансированная
инфляция имеет место, когда цены в разрезе товарных групп изменяются
непропорционально. Возникают так называемые «ножницы цен». В итоге у одних
отраслевых производителей условия хозяйствования улучшаются (выше цена и больше
прибыль), а у других резко ухудшаются (меньше доход, ниже рентабельность). Так
через механизм инфляции происходит скрытое перераспределение доходов [2, c.
305].
Также различают по степени предсказуемости ожидаемую
инфляцию, она представляет собой такой рост цен, который точно просчитывается в
пределах определенного временного периода. Наличие такой информации позволяет
хозяйствующим субъектам заранее предпринять меры по защите своих интересов и до
минимума свести негативные последствия инфляции. Неожиданная инфляции является
непредсказуемой для хозяйствующих субъектов. Уровень такой инфляции невозможно
смоделировать, следовательно, нельзя и должным образом приспособиться. В таких
условиях обесцениваются кредиторская и дебиторская задолженность хозяйствующих
субъектов, потребительский кредит, а также внутренний государственный долг. В
проигрыше оказываются те слои населения, которые получают фиксированные доходы
[2, c. 307].
1.2 Измерение инфляции и ее показатели
Для измерения инфляции нужны показатели.
Желательно - система. В
этих целях обычно используются
соответствующие индексы:
индекс цен на потребительские товары
(ИПЦ);
индекс валового национального продукта;
чистый индекс потребительских цен
(включаются только товары со свободными рыночными ценами без влияния
государства);
индекс цен производителей промышленной
продукции;
дефлятор ВВП
- различные денежные индикаторы (денежная база, денежный
мультипликатор), включая и степень снижения обменного курса национальной
денежной валюты [2, с. 303].
На микроуровне для оценки уровня инфляции используют индексы
потребительских цен. ИПЦ (1) Данный показатель наиболее пригоден для отражения
динамики цен в условиях постоянной экономической конъюнктуры. Характеризует
изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги,
приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индекс
рассчитывается как соотношение стоимости потребительской корзины базисного
периода (например, за прошлый год), рассчитанной в текущих ценах данного года,
к стоимости потребительской корзины базисного периода, рассчитанной в ценах
базисного периода [2, c. 320].
ИПЦ показывает изменение среднего уровня
цен потребительской корзины товаров и услуг. ИПЦ рассчитывается по индексу
Ласпейреса(2). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная
корзина становится дороже в текущем периоде.
,
где - количество i-го блага, входящего в
набор, в базовом году;
и - соответственно, цены i-го блага, входящего в набор, в базовом и текущем годах;
i=1,2,3,…, n - виды благ и услуг,
входящих в потребительскую корзину.
,
где р1-цены текущего периода;
р0-цены базового периода;-фиксированная товарная
корзина.
Особенности ИПЦ в том, что, во-первых, при его расчете в
состав потребительской корзины включаются такие товары, что их удельный вес в
структуре потребления домашних хозяйств превышает установленный минимальный
уровень. Во-вторых, в потребительскую корзину не входят инвестиционные товары.
В-третьих, состав потребительской корзины текущего года не учитывается, а
принимается во внимание ситуация по факту базисного года. В-четвертых, уровень
цен далеко не всегда отражает качество реализуемых товаров.
При использовании данного индекса может искажаться объём
реального ВВП, потому что он не учитывает изменения в структуре весов в текущем
году по сравнению с базовым годом [5, c. 323].
Другой метод опирается на использование
индекса (формулы) Пааше (3). Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на
сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем
в базовом периоде:
,
где p1 - цены текущего периода;
p0 - цены базового периода;
q0 - фиксированная товарная корзина.
Последние рассмотренные индексы имеют недостаток: в них не
учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров а значит, не
отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса
несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее
отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику
стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных
наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера (4):
,
где Ip - индексПааше;
Il - индексЛаспейреса.
Индекс Фишера (5) представляет собой
геометрическую среднюю из индекса Ласпейресаи индекса Пааше. Этот индекс в
известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и
другого индекса [4, с. 180].
Темп инфляции - относительная величина инфляции,
показывающая, на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период,
рассчитывается по формуле (5):
,
где Р1- индекс цен текущего года,
Ро - индекс цен базисного года [5, c. 324].
2. Социально-экономические последствия инфляции
.1 Государственное регулирование цен
В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным
отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования
ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной
частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится
на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
В последние годы с принятием ряда законодательных и
нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в
области ценообразования, позволяющая управлять процессами регулирования и
контроля за ценообразованием. Это Закон Республики Беларусь «О ценообразовании»
от 10 мая 1999 г. №255-З (далее - Закон), Концепция ценообразования в
Республике Беларусь и ряд других программных документов, согласно которым
определен курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов
ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением государственного
регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров
(работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой контроль и
ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих
экономических предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике,
принятия адекватных мер в области денежно-кредитной и валютной политики,
социальной защиты населения.
Закон устанавливает правовые основы государственной политики
в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого
ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование
ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность
субъектов ценообразования.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в
Республике Беларусь применяются на:
- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования,
занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и
включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые товары
(работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или
по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении
которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), определен
Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. №285 «О некоторых мерах
по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» с последующими изменениями
и дополнениями, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
18 июня 1999 г. №943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров
(работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются
Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» с последующими
изменениями и дополнениями.
Так, на сегодняшний день на государственном уровне
осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды
сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на
товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее
положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр
предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и
услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.
В соответствии с Законом государственное регулирование цен
(тарифов) может осуществляться путем установления:
- фиксированных цен (тарифов);
- предельных цен (тарифов);
- предельных торговых надбавок (скидок) к
ценам;
- предельных нормативов рентабельности,
используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую
цену (тариф);
- порядка определения и применения цен
(тарифов);
- декларирования цен (тарифов).
Методы государственного регулирования ценообразования носят
избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных условий, а
также от видов товаров (работ, услуг). При этом государственные органы,
осуществляющие регулирование ценообразования, исходя из государственных
интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в
порядке, установленном законодательством, вправе принимать решение о выборе
конкретного способа регулирования цен и тарифов.
Твердые фиксированные цены (тарифы) используются в основном в
тех случаях, когда государство намерено управлять предложением и спросом на
отдельные группы товаров. Так, фиксированные цены устанавливаются:
- на основные виды топливно-энергетических ресурсов
(нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты,
вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому
Советом Министров Республики Беларусь; газ природный и сжиженный; электрическая
и тепловая энергия);
- водку белую и спирт, сахар, табачные изделия,
стеклотару (залоговые цены);
- лекарственные средства, производимые
предприятиями республики (по перечню, определяемому Советом Министров
Республики Беларусь);
- драгоценные металлы в изделиях и ломе,
скупаемые у физических лиц; услуги связи, оказываемые населению и юридическим
лицам;
- перевозку пассажиров, грузов и багажа
железнодорожным и автомобильным транспортом;
- коммунальные услуги населению.
Одним из наиболее распространенных способов государственного
регулирования, применяемых в практике отечественного ценообразования, является
установление соответствующим органом, осуществляющим регулирование
ценообразования, верхнего уровня (предела) цены (тарифа). При этом покупатель и
продавец вправе договориться о приемлемом уровне цены (тарифа), но не выше
установленного предела.
В настоящее время предельные уровни отпускных цен
устанавливаются на отдельные социально значимые товары и услуги, оказываемые
населению, а также на товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных
предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
В настоящее время предельные минимальные цены устанавливаются
на основные виды высоколиквидной продукции, поставляемой за пределы республики,
по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь и Министерством
экономики Республики Беларусь (прокат черных металлов, лесоматериалы,
минеральные удобрения, лен и льноволокно, кожевенное сырье, молоко сухое
цельное, казеин, сырье пушно-меховое и др.), а также на ликероводочную и другую
алкогольную продукцию (за исключением спирта и водки).
Предельные уровни рентабельности по продукции (товарам,
услугам) предприятий-монополистов определены постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 27 февраля 2003 г. №273 «Об уровне рентабельности
товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей,
включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных рынках» с последующими изменениями и
дополнениями.
Предельными уровнями рентабельности ограничиваются также
формируемые субъектами хозяйствования или регулируемые облисполкомами и Минским
горисполкомом предельные уровни цен и тарифов на отдельные виды услуг,
оказываемых населению.
Предельные (фиксированные) надбавки (скидки) устанавливаются,
как правило, в сфере обращения. В соответствии с действующим Положением о
порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением
Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. №43 с
последующими изменениями и дополнениями, верхний предел надбавки в оптовом
звене ограничен 20%, в розничном - 30% (с учетом оптовой надбавки). По отдельным
социально значимым продовольственным товарам совокупный размер торговой
надбавки ограничен 10-20%. Согласно постановлению Совета Министров Республики
Беларусь от 27 февраля 1996 г. №148 с последующими изменениями и дополнениями
ограничен также размер оптовой и торговой надбавок, взимаемых при реализации
лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Декларированием цен называется регистрация в соответствующих
органах ценообразования предельных уровней цен (тарифов).
Ценовое регулирование путем регистрации декларируемых цен
(тарифов) в Департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства
экономики Республики Беларусь осуществляется в отношении товаров (работ, услуг)
организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный
реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на
республиканском товарном рынке. Это такие товары, как минеральные удобрения,
доломит, цемент, шифер, сельскохозяйственная техника, товары детского
ассортимента, сахар, молочные, мясные и плодоовощные консервы для детского
питания, а также жизненно необходимые лекарственные средства по перечню,
утвержденному Советом Министров Республики Беларусь.
На местах - в управлениях антимонопольной и ценовой политики
облисполкомов и Минского горисполкома - осуществляется регистрация цен
(тарифов) на товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных
предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках.
В настоящее время для всех субъектов хозяйствования
установлен единый порядок формирования и применения цен и тарифов на продукцию,
товары, работы, услуги. Особенности формирования и применения цен и тарифов по
видам деятельности определены отраслевыми положениями о порядке формирования и
применения цен и тарифов, утвержденными отдельными министерствами по
согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь.
Порядок включения затрат в состав себестоимости выпускаемых
товаров или оказываемых услуг определен Основными положениями по составу
затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными
Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. №19-12/397,
Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. №3, Министерством
статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. №01-21/8 и
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 30 января 1998 г.
№03-02-07/300.
В целях стабилизации и стимулирования развития экономики
республики процессы ценообразования могут регулироваться путем принятия
законодательных, административных и других мер. [32]
2.2
Инфляция и ее социально-экономические последствия
Социально-экономические последствия инфляции выражаются в
следующем:
1. Перераспределении доходов между группами населения,
сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством,
фирмами, населением, между дебиторами и кредиторами;
2. Обесценении денежных накоплений населения,
хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
. Постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно
получателями фиксированных денежных доходов;
. Неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство
норм прибыли в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
. Искажении структуры потребительского спроса из-за
стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту; вследствие этого
ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный
процесс;
6. Закреплении стагнации, снижении экономической
активности, росте безработицы, которая приводит к падению уровня жизни;
7. Сокращении инвестиций в народное хозяйство и
повышении их рискованности;
. Обесценении амортизационных фондов, что затрудняет
воспроизводственный процесс;
. Возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте,
процентах;
10. Активном развитии теневой экономики, ее «уходе» от
налогообложения;
11. Снижении покупательной способности национальной валюты и
искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
12. Социальном расслоении общества и в итоге обострении
социальных противоречий [10, с. 192].
Инфляция отрицательно сказывается на международных
экономических отношениях. Обесценивание денег приводит к снижению
конкурентоспособности фирм-экспортеров и способствует ввозу товаров из-за рубежа.
В поисках прибыльного приложения и надежного убежища капиталов происходит их
отток за границу, в результате чего ухудшается платежный баланс страны.
Инфляция отрицательно сказывается на людях с фиксированным
доходом и на тех, кто откладывает сбережения, и на кредиторах. Она
перераспределяет реальный доход от них и направляет его к другим, т.е.
покупательская способность денег снижается. Примером таких людей являются
пенсионеры, землевладельцы. Аналогично от инфляции могут пострадать работники
общественного сектора, т.к. размер их дохода определяется схемами фиксированных
платежей. Фиксированные «прибавки» (повышения з/п), предусмотренные в их схемах
оплаты, могут не соответствовать темпам инфляции. Работники с минимальной
ставкой заработной платы и семьи, живущие на фиксированные доходы от социальной
помощи, также страдают от инфляции. Наносит ущерб владельцам сбережений. С
ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений,
снижается. В период инфляции срочные банковские счета, страховые полисы,
ежегодные ренты и другие финансовые активы с фиксированной стоимостью теряют
свою реальную стоимость. Почти все формы сбережений приносят проценты, но тем
не менее, если темпы инфляции превышают процентную ставку, стоимость сбережений
все равно будет падать. Непредвиденная инфляция приносит убытки и кредиторам.
Из-за инфляции заемщику дают «дорогие» деньги, а возвращает он «дешевые» [11, c. 158].
Но существуют и условия, при которых люди могут выигрывать от
инфляции. Это относится к тем людям, которые получают доходы по гибким схемам.
Например, человек, чей доход полностью состоит из выплат системы социального
обеспечения, в основном не пострадает от инфляции, так как такие платежи
являются индексированными. Они автоматически повышаются, когда индекс растет,
благодаря чему размер этих выплат от инфляции почти не страдает. Члены
профсоюза также не сильно страдают от инфляции, поскольку размер их заработной
платы автоматически растет за счет надбавки, учитывающей изменение прожиточного
минимума. Владельцы собственности, столкнувшись с бумом спроса на недвижимость
под влиянием инфляции, могут гораздо сильнее повышать гибкие ставки арендных
платежей, увеличивая их быстрее, чем растет инфляция. Точно так же от инфляции
могут выиграть и некоторые владельцы отдельных видов бизнеса. Если цены на
продукты растут быстрее, чем их ресурсы, доходы бизнеса повышаются быстрее, чем
его издержки. В этих случаях темпы роста прибыли обгоняют темпы роста инфляции
[11, c. 160].
Инфляция оказывает серьезное влияние на занятость населения.
Это влияние наглядно описывается моделью «инфляция спроса», предложенной в 1958
г. английским экономистом А. Филлипсом. Он показал кривую, отражающую обратную
зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы (см.
рисунок 1.4), и сделал вывод, что уменьшение инфляции сопровождается повышением
цен и заработной платы.
Если правительство рассматривает уровень безработицы U1 как излишне высокий, то
для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия,
стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых
рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины U2, но одновременно
возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать
кризисные явления, что заставит правительство принять меры для снижения темпов
роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится до уровня U3.
Практика показывает, что кривая Филлипса применима для
экономической ситуации на краткосрочный период, так как в долгосрочном плане,
несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, кривая
имеет вертикальный вид. Считается также, что кривая Филлипса применима лишь для
анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных
экономических потрясениях темп инфляции возрастает неожиданно и может
сопровождаться резким увеличением безработицы.
Рисунок 2.1 - Кривая Филлипса
Таким образом, можно заключить, что
условие возникновения инфляции - это преобладающая динамика номинальной денежной
массы по сравнению с ростом национального продукта. Инфляцию имеет широкую
классификацию по разным критериям. Среди прочих можно выделить основные 2
фактора инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения (издержек). Чтобы
определить уровень инфляции используют различные ценовые индексы, наиболее
распространённым и широко применяемым является индекс потребительских цен,
также рассчитывается темп инфляции - относительная величина инфляции,
показывающая, на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период.
В результате инфляции происходит обесценение и
перераспределение доходов, материализация денежных средств, снижение интереса к
долгосрочным целям, так как вкладываются деньги одной покупательной
способности, а доходы получают другой покупательной способности, развивается
теневая экономика, снижается покупательная способность национальной валюты,
происходит социальное расслоение общества. Однако существуют и ситуации, при
которых в результате инфляции люди могут одновременно и выигрывать, и проигрывать.
Поэтому, прежде чем делать вывод о том, ухудшилось или улучшилось в конечном
счете положение конкретного человека вследствие инфляции, следует
проанализировать все эти последствия. Инфляция обесценивает сбережения, но
приносит выгоду заемщикам за счет кредиторов. Она не влияет отрицательно на
тех, чей номинальный доход является гибким, но ухудшает положение тех, кто
получает относительно фиксированный номинальный доход.
3. Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси
3.1 Анализ инфляционных процессов в национальной экономике
В Беларуси инфляция существовала ещё с
момента достижения своей независимости.
Основными причинами инфляции в Республике
Беларусь являются:
- растущий дефицит бюджета,
а также торгового и платежного баланса;
- эмиссия белорусского
рубля Нацбанком;
- чрезмерно большие
социальные расходы государства, которые не соответствуют возможностям
государства;
- высокий уровень
монополизации экономики;
- возросшая стоимость
энергоносителей;
- высокий темп роста
доходов населения, опережающий рост производительности труда;
- государственное
регулирование цен;
- девальвация белорусского
рубля;
- небольшие инвестиции в
модернизацию производства;
- инфляционные ожидания
населения и др.
Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. ХХ в.
были связаны со структурой экономики. Республика Беларусь получила от советской
экономики ресурсо- и транспортоемкую структуру производственного сектора,
ориентированного на дешевые энергетические ресурсы, наблюдалась высокая степень
монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой
промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского
хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная
негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали
основными инфляционными факторами. Важно отметить и нерациональную
инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств
по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти
цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в
начале 90-х гг. на 80% состояла из дефицитных товаров.
В начале экономических реформ инфляция существовала в
экономике Республики в скрытом виде и имела следующие характеристики:
- общее превышение спроса над предложением;
- искаженные ценовые пропорции, т.е. были
занижены цены на сырье и преобладала неконкурентоспособная на мировом рынке
продукция;
- высокие инфляционные ожидания населения.
В 1993 году инфляция составляла 1290%, в 1994 году - 2321%,
1995 - 809%, 1996 - 153%, 1997 - 164%, 1998 - 173%, 1999 - 394%[12].
В 2000-2001 гг. наблюдается период снижения инфляции, в 2000
году инфляция составила 269%, а в 2001 - 161%. С 2000 г. инфляцию можно
определить как инфляцию издержек, так как наблюдался рост производственных
затрат. В экономике наблюдается тенденция снижения уровня рентабельности
реализованной продукции, работ и услуг, который за 2001 г. составил всего лишь
8,2% против 15,2% в 1999 г. и 22,1% - в 1992 г., т.е. отмечалось
функционирование затратной экономики. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться
достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов
инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение
положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса
белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и
предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в
национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация
официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США в сентябре
2000 г. привела к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке [13].
В 2002-2008 гг. мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее
постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции (см.
приложение А, рисунок А.1). Причиной послужил высокий экономический рост и
мягкая денежно-кредитная политика.
Причинами ускорения темпов роста инфляции можно назвать:
. Рост цен на поставляемые энергоносители;
. Рост цен импорта;
. Высокий темп роста доходов населения, опережающий рост
производительности труда;
. Государственное регулирование цен.
Долгое время политика стабильного курса национальной валюты
по отношению к доллару США была одним из основных факторов, оказывающих
стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, происходило
существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным
валютам. Но в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная
политика привела к появлению серьезных диспропорций. В условиях разразившегося
экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного
белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство
Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной
валюты по отношению к доллару США[14].
Чтобы определить особенности инфляции в нашей стране, следует
обратить внимание на графики динамики роста инфляции (см. приложение А, рисунок
А.2). Отмечу, что в 2008-2010 годах наблюдается относительно стабильный уровень
инфляции 9,9% - 13,3%, однако в 2011 году наблюдается самый высокий уровень
инфляции, она составила 108,7% и на это есть свои причины. Одной из них
является регулирование цен государством. Ещё в 1999 году был принят ряд
нормативно-правовых документов, направленных на государственное регулирование
цен. Если выбрать началом отсчета 2000 год, то Беларусь по темпам роста цен
стала абсолютным лидером в Европе за последнее десятилетие.
С
1 марта 2011 года согласно принятой ранее Директиве №4 в Беларуси была введена
либерализация ценообразования. Однако продолжалась она всего 3 месяца и, в
конце мая 2011 года, Президент Республики Беларусь дал административное
указание остановить цены. Ситуация с ростом цен стала выходить из-под контроля
после того, как Нацбанк отказался поддерживать внутреннюю конвертируемость
белорусского рубля, ввел ряд валютных ограничений, а затем все же осуществил
одномоментную разовую девальвацию (на 56%). Случившаяся девальвация
спровоцировала стопроцентный рост цен на импортные товары и частичный рост цен
на товары местного производства в соответствии с той долей импорта, которая
была в нем задействована. Однако установленный главой государства рост цен
прекратился бы в любом случае. Даже если бы не последовало административного
указания. Потому что, как отмечали отдельные экономисты, эти цены уперлись бы в
потолок покупательной способности населения, т.е. правительство рано вмешалось
в регулирование ценообразования. Это административное указание остановить рост
цен чревато для экономики рядом негативных последствий. И самое главное из них
- это угроза наступления дефицита по отдельным товарам на внутреннем
потребительском рынке, т.к. ни один предприниматель не захочет работать в
убыток, ведь ему надо не только окупить себестоимость продукта, но и получить
прибыль от его реализации.
Под дефицитом товаров следует понимать не только их
отсутствие на прилавках магазинов, но и значительно сузившийся ассортимент.
После повышения цен, по мнению некоторых аналитиков, товары начали стоить
столько, сколько они стоят за пределами страны, доходы населения стали
меняться. [13].
Ещё одной причиной скачка цен в 2011 году является
ограничение импорта, связанное с нерешённостью проблем на белорусском валютном
рынке. Ещё в 2004 году Нацбанк зафиксировал номинальный обменный курс
белорусского рубля (держал курс Br 2150 за 1 $ в период 2004-2009 гг.). При
сохранении относительно высокой инфляции такой валютный режим стал быстро
подрывать ценовую конкурентоспособность белорусских товаров, как на внешнем,
так и на внутреннем рынке (экспорт становился все менее выгодным, а импорт,
наоборот, все более выгодным). В итоге с каждым годом нарастало отрицательное
сальдо текущего счета платежного баланса (см. приложение Б).
Все эти годы номинальный обменный курс национальной валюты
держался за счёт золотовалютных резервов, что можно было делать лишь при низкой
инфляции или при ее отсутствии (2-3% в год или при дефляции). При относительно
высокой инфляции - быстро нарастает девальвационный потенциал, в итоге
национальная валюта за 2011 год была девальвирована почти на 200%. Первая
корректировка курса белорусского рубля к иностранным валютам произошла 2 января
2009 г. (одноразовая девальвация 20%) и последующая девальвация в течение 2009 года
(еще на 10%), но затем Нацбанк снова попытался зафиксировать номинальный
обменный курс [16].
В начале 2010 года золотовалютные резервы
подошли к своему истощению, т.к. зарплаты в стране в 2010 году возросли до $500
и девальвационные ожидания у населения усилились. Люди, получив высокие
зарплаты, сформировали дополнительный внутренний спрос. Население, получив
столь большие доходы стало вкладывать белорусские рубли в покупку товаров
длительного пользования и иностранной валюты с целью сберечь эти доходы от
обесценения и заработать на ожидавшейся девальвации. Также белорусы в то время
активно скупало золотые слитки.
В итоге золотовалютные резервы истощились
достаточно быстро и Нацбанк не смог поддерживать внутреннюю конвертируемость
белорусского рубля. Были введены валютные ограничения, появилась
множественность курсов, но спустя некоторое время был установлен единый курс
(см. приложение В).
В 2013 году, если сравнить объемы покупки
и продажи валюты населением на наличном рынке, то можно отметить, что
население Беларуси в сентябре традиционно, четвертый месяц подряд, стало чистым
покупателем наличной валюты, причем объем чистой покупки вырос вдвое по
сравнению с августом. По данным Нацбанка, за сентябрь физлица купили на 218,4
млн долларов (в эквиваленте) больше, чем продали.
В сентябре объем покупки валюты вырос на
13,5% по сравнению с августом. Продажа снизилась на 0,9%.Рост валютной
активности произошел на фоне постепенного ослабевания белорусского рубля к
корзине валют и обострения девальвационных ожиданий у граждан. Не изменилась
тенденция и после завершения отпускного сезона, когда обычно у населения
снижался интерес к иностранной валюте.
Всего за январь-сентябрь граждане Беларуси
продали наличной иностранной валюты на 5,797 млрд долларов в эквиваленте,
купили - 6,429 млрд Белорусские субъекты хозяйствования с начала года купили
16,634 млрд долларов, продали 17,060 млрд [см. приложение Г].
Рост доходов населения должен проходить в
соответствии с производительностью труда в экономике, а не с помощью эмиссий со
стороны государства. Чрезмерное государственное вмешательство в экономику - в
виде государственной поддержки предприятий и чрезмерных социальных расходов,
как правило, всегда приводит к отрицательному счету платежного баланса, росту
внешнего долга, девальвации национальной валюты и гиперинфляции.
В 2011 в стране наблюдался серьёзный дисбаланс. Наиболее ярко
несбалансированность проявлялась в I квартале 2011 г. и первом полугодии, когда
отрицательное сальдо внешней торговли составило 18 и 11% к ВВП соответственно,
что было вызвано расширением денежного предложения и превышающими потребности.
По итогам 10 месяцев инфляция составила 89%, белорусский рубль девальвирован
почти в три раза, и это говорит о том, что инфляция носит монетарный характер.
Произошла потеря покупательной способности белорусского рубля, что привело к
снижению уровня жизни населения. Хоть государство и предпринимало меры по
снижению уровня инфляции в стране, но уровень продолжал расти. Её рост начал
влиять и на остальные макроэкономические показатели, в III квартале рост ВВП
замедлился до 3% (по сравнению со II). Это говорит о том, что резервов для роста ВВП
за счет внутренних не эмиссионных факторов нет. Следует отметить, что ранее
более высокого роста страна добивались за счет внутренних факторов,
подкрепленных внешними заимствованиями. Однако этот источник ограничен, так как
внешний долг в 2011 году вплотную приблизился к пороговому пределу
экономической безопасности - 55% ВВП. Более того, внешний долг сам по себе
является фактором, ограничивающим рост ВВП, так как часть созданного богатства
следует направить на выплату долгов [21].
В январе-августе 2013 г. наблюдалось отрицательное
внешнеторговое сальдо в размере 125,3 млн долларов. К уровню января-августа
2012 г. из расчета в текущих ценах объем внешней торговли товарами и услугами
составил 86,2%, экспорт - 81,4%, импорт - 91,7%[22].
Еще одной причиной роста цен является изменение стоимости
товаров, цены на которые регулируются государством. Продукты питания подорожали
в июне на 0,2%, с начала года - на 3,4%. Снизились в июне цены на яйца (минус
4,5%), растительное масло (минус 0,1%), овощи (минус 7,8%) и алкоголь (минус
0,4%).Непродовольственные товары в июне 2013 года по сравнению с маем выросли в
цене на 0,2%, с начала года - на 2,4%. Подешевела в июне только одежда. Платные
услуги в июне подорожали на 0,6%, с начала года - уже на 14,8%.
Подешевели в июне концертные услуги.
Правительство Республики Беларусь прогнозировало 11% инфляции
в этом году по отношению к предыдущему, однако эти ожидания не оправдались. По
данным, предоставленным аналитическим управлением Евразийского банка развития
(ЕАБР), темпы инфляции в Беларуси в 2014 году составят 15%. Как утверждают
аналитики, рост индекса потребительских цен упадет, и на конец 2014 года
составит примерно 14,5%. Такое возможно, если снижение ставки рефинансирования
Нацбанком не будет опережающими по сравнению с замедлением инфляции темпами и
правительство сохранит сдержанной бюджетную политику [24].
Существует несколько факторов, которые потенциально могут
усилить инфляционные процессы в стране.
Во-первых, это изменение курса
белорусского рубля.
Во-вторых, в Нацбанке считают, что на
уровне инфляции могут сказаться объемы льготного кредитования. Так, льготное
кредитование, провоцирующее рост денежного предложения в экономике, является
основной угрозой для стабильности цен.
В-третьих, еще одним инфляционным фактором является повышение
зарплат. По данным за первый квартал, опережающий темп роста зарплат над
производительностью труда сохранялся. Так, реальная зарплата в первом квартале
этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого выросла на 21,2%, а
производительность труда - только на 4,5%. Это может сформировать новые
инфляционные ожидания[25].
3.2 Антиинфляционная политика правительства и
Национального Банка Республики Беларусь
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность
инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.
Когда инфляционные процессы тормозят социально-экономическое
развитие страны, то возникает необходимость в разработке специальной
антиинфляционной программы. Антиинфляционная политика осуществляется
посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с
борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на
ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой
приспособление к условиям инфляции.
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий
государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную
политику.
Необходимо сослаться на причины инфляционных процессов в
Республике Беларусь для того, что выделить формы и методы антиинфляционной
политики, которые были предприняты в Республике Беларусь за последнее время.
Так в Беларуси действует, утвержденный правительством, план
антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой
ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение
выхода на прогнозный параметр инфляции. Так как одной из главных причин
существования инфляции в нашей стране является монополия, то с целью
совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных
на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных
рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. №499
«О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и
развитию конкуренции» [26].
В комплексе мер по антимонопольному регулированию также
находится и регулирование цен. Это заключается в конкурентном стимулировании
производства. Оно осуществляется путем проведения фискальной политики и
воздействия на цены и спираль «заработная плата - цены». Рассмотрим, как
действует инфляционная спираль (см. рисунок 2.1). Предположим, что центральный
банк увеличил предложение денег, что ведет к росту совокупного спроса. Кривая
совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В
результате уровень цен увеличивается с Р1 до Р2, а так
как ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то
реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход / уровень цен,
поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют
повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например,
до W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой
совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2.
Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся
(W2/P3< W2/P2) [8, c. 190].
Рисунок 3.1 - Инфляционная спираль
Также нельзя не сказать о том, что в сложившейся в
белорусской экономике ситуации проводить девальвацию нецелесообразно и чревато
негативными последствиями. Это может повлечь за собой утрату преимущества по
доходности инструментов в национальной валюте по сравнению со свободно
конвертируемой валютой, «лавинообразный рост» спроса на иностранную валюту,
«рост темпов инфляции в силу высокой импортоемкости основных товарных позиций
отечественного экспорта [27].
Основываясь на мировом опыте, будет актуально провести
регулирование спроса. Регулирование спроса осуществляется путем проведения
дефляционной политики. Регулирование денежного обращения в этом случае носит
монетарный характер, направлено на сокращение спроса на деньги, использует
денежно-кредитные и налоговые инструменты. Во время проведения такой политики
инфляция снижается за счет уменьшения денежной массы через сокращение
государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиления
налогового бремени.
При регулировании денежной массы государство ограничивает или
уменьшает количество денег в обращении и с помощью ужесточения условий эмиссии.
Кроме того, государство учитывает то, что рост цен, находится в прямой
зависимости от скорости оборота денег. Для того чтобы деньги стали дороже и
снизился инвестиционный спрос, государство должно замедлять оборот путем
повышения ставки и увеличивать норму обязательных резервов.
Важнейшей составляющей дефляционной политики является сокращение
бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов и увеличения
доходов, как правило, через возрастание налогового бремени. Основными способами
ограничения государственных расходов выступают: снижение затрат на содержание
государственного аппарата, уменьшение финансирования социальных выплат.
Основные отрицательные следствия дефляционной политики:
- замедление экономического роста, вызываемое
сокращением инвестиций;
- расширение бартерных отношений во
взаиморасчетах;
- усиление дефицита бюджета государства за
счет снижения налоговых поступлений;
- развитие кризисных явлений в экономике
страны;
- увеличение социальной напряженности
общества.
Следует отметить, одним из основных
инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов
инфляции, является в нашей стране ресурсосбережение. Достаточно отметить, что
материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг)
в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы
(топливо, электроэнергию и теплоэнергию) соответственно около 20%.
Сокращение ресурсопотребления достигается,
с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов
непосредственно на предприятиях, с другой посредством осуществления структурных
сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в
большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших
технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные
меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения),
что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при
определенном временном лаге.
Второй путь позволяет получить более
быстрый эффект, поскольку способствует развитию эффективных и менее
ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере
маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных
мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым
дополнительный кумулятивный эффект.
Поддержание низкоэффективных производств
(хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к
консервации неэффективной системы производства, ее высокой материало- и
энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало-
и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя
рыночные методы по повышению эффективности их функционирования
(реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.) [28].
В Беларуси действовал, утвержденный правительством, план
антиинфляционных мер на 2013 год, однако в связи с высокой инфляцией и
неэффективностью ее регулирования с помощью разработанных раннее мер,
правительство было вынуждено искать новую программу реформ. Разработка новой
антиинфляционной программы была основана на изменении государственных
приоритетов относительно валютного курса и золотовалютных запасов, а именно
государство отказалось от поддержки национального курса валюты за счет
уменьшения золотовалютных запасов страны. Для стабилизации экономики
правительство ограничивало рост доходов населения в валюте, продолжалась
программа сокращения государственного финансирования (сокращение кредитов
агросектору и государственного финансирования строительства жилья). Из-за
кризиса политика государства включала в себя такие элементы, как продажа
государственной собственности, продажу земли активную деятельность на рынке
ценных бумаг и т.д.
Основной мерой по снижению инфляции в РБ являлись кредиты
других стран. Например, соглашение между Беларусью и Евразийским банком
развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда
ЕврАзЭС. Общий объем кредита составляет $3 млрд. Средства поступили шестью
траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн поступил
в Беларусь в июне 2011 г. Общая сумма кредита в 2013 году - $1,24 млрд
Правительство Беларуси также добивалось получения кредита от России и МВФ.
Также в Беларуси с 11 ноября 2011 была увеличена ставка
рефинансирования на 5 процентных пунктов - с 35% до 40% годовых.
Соответствующее постановление №503 от 8 ноября 2013 принято правлением
Национального банка. Одновременно Комитет по монетарной политике Национального
банка принял решение о повышении с 11 ноября 2013 года процентных ставок по
операциям регулирования ликвидности. Процентные ставки по постоянно доступным и
двусторонним операциям поддержки ликвидности увеличены до 60% годовых, по
постоянно доступным операциям изъятия ликвидности - до 30% годовых.
Очередное повышение ставки рефинансирования и ставок по
операциям регулирования ликвидности является последовательным шагом по
ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и
финансовой сфере в целом. Эта мера позволит также поддержать возобновившийся в
последние месяцы рост срочных рублевых вкладов населения в банках,
стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также станет
дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса», -
пояснили в управлении информации Нацбанка [29].
В 2011 году была проведена полноценная смена курсовой
политики, согласно которой курс на валюту будет определяться, исходя из спроса
и предложения на нее. Это будет способствовать структурной перестройке
экономики «При этом Нацбанк, как его попросил об этом глава государства, будет
ежедневно отслеживать ситуацию и при необходимости вмешиваться, отбивать
спекулятивные атаки, - сказал эксперт. - Также предполагается, что, скорее
всего, Нацбанк все-таки будет выходить на валютный рынок с интервенциями, чтобы
сглаживать колебания на валютном рынке». Одновременно с мерами курсовой
политики от Нацбанка требуется не проводить никакой эмиссии, все стройки и
проекты должны финансироваться за счет здоровых неэмиссионных источников [16].
Для предотвращения темпов роста инфляции была также снижена
финансовая нагрузка на физических лиц по погашению имеющейся кредитной
задолженности в иностранной валюте в связи с увеличением курсов иностранных
валют. Так, при наличии объективных обстоятельств (увеличение рублевого
эквивалента размера платежей по кредитному договору, снижение уровня доходов,
потеря работы, длительная болезнь), а также социально значимым категориям
кредитополучателей (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам,
бывшим узникам и другим) кредитным комитетам учреждений банков дано право
предоставлять отсрочку погашения основного долга на срок до шести месяцев.
Банки также могут устанавливать на срок до шести месяцев индивидуальные графики
погашения основного долга с учетом платежеспособности кредитополучателя с
последующим предоставлением рассрочки уплаты недоплаченной суммы основного
долга в пределах конечного срока пользования кредитом. Возможно также продление
сроков возврата кредитов, предоставленных в иностранной валюте. Мероприятия по
изменению условий кредитования осуществляются после оценки способности
кредитополучателя исполнять свои обязательства перед банком. При этом граждане,
получившие кредиты в иностранной валюте и испытывающие затруднения по их
погашению, должны обратиться в банк с письменным заявлением. Ранее банками уже
были приняты меры по снижению финансовой нагрузки на физических лиц по
погашению кредитов в иностранной валюте, в частности снижена процентная ставка
до 10% (Беларусбанк) годовых. Кроме того, по заявлениям кредитополучателей
сроки пользования кредитом продлеваются на 5 лет по кредитам на финансирование
недвижимости и на 3 года по кредитам на потребительские нужды. Одновременно, в
связи с ростом стоимости привлекаемых ресурсов, в том числе обусловленным
повышением ставки рефинансирования Нацбанка, Беларусбанк принял решение об
изменении процентных ставок по вновь заключаемым с физическими лицами кредитным
договорам в белорусских рублях на потребительские нужды и финансирование
недвижимости. При этом данное повышение не затронуло размер процентных ставок
по кредитам многодетным семьям.
В Беларуси был создан Банка Развития. Ему были переданы
кредиты, ранее выданные предприятиям в рамках госпрограмм. И все кредитование
по госпрограммам в дальнейшем осуществлялось этим специально созданным банком.
Это делается для стабилизации экономической ситуации и инфляционных процессов в
стране. Правительством Беларуси большие надежды возлагаются экономически -
эффективное участие в ЕЭП (Единого экономического пространства). При вступлении
в него государство повысило конкурентноспособность белорусских предприятий,
снизило стоимость энергоресурсов, увеличило объем рынка сбыта товаров.
Отечественный опыт регулирования социально-экономического
развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой
политики в 1990-х годах и в 2000-2004 гг. позволяет разрабатывать достаточно
гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых
стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были
вынуждены выходить из состояния стагфляции.
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в
Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению
издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и
комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и
совершенствованию системы ценообразования.
Первый комплекс включает меры:
- по регулированию заработной платы в составе
себестоимости продукции;
- поиску путей удешевления импортных
энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
- снижению материалоемкости и энергоемкости
продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
- реструктуризации и финансовому
оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих
себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
- сокращению трансакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры:
- по регулированию объема и структуры денежной
массы;
- проведению эффективной процентной политики
по кредитам и депозитам;
- сокращению скорости оборота денег;
- регулированию резервных требований;
- ограничению бюджетного дефицита;
- регулированию доходов населения;
- сокращению бартерных операций, неплатежей;
- стабилизации белорусского рубля и др.
Третий комплекс предусматривает меры:
- по государственному регулированию цен на продукты
и услуги первой необходимости;
- государственному регулированию цен на
товары монополистов;
- регулированию конкурирующего ввоза товаров
и услуг;
- регулированию уровня рентабельности;
- стимулированию удовлетворения спроса за
счет роста производства;
- ограничению инфляционных ожиданий;
- ликвидации ценовых перекосов, диспропорций
и других инфляционных потенциалов.
Указанные меры реализуются в правительственных программах и
прогнозах. С целью формирования в Республике Беларусь макроэкономических
условий, приближенных к условиям сопредельных государств и стран, которые
являются основными торговыми партнерами Республики Беларусь, Программа
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.
предусматривала размер индекса потребительских цен в 2005 г. не более 8-10%. С
учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и особенно
состояния торгового баланса и далее будет проводиться соответствующая политика
обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран.
На данном этапе денежно-кредитная политика Республики
Беларусь проводится в комплексе с другими мерами экономической политики,
которая стремится создавать условия для поддержания стабильных темпов
экономического роста, повышения уровня монетизации экономики и снижению ее
долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка [30].
По мере повышения внутренней и внешней
сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности
отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов
предусматривается постепенный переход к более гибкому формированию обменного
курса в рамках привязки к корзине иностранных валют.
В целях недопущения необоснованного обвального роста цен на
производимые в республике товары министерствами, другими республиканскими
органами управления, облисполкомами и Мингорисполкомом налажен постоянный
мониторинг уровня цен, оперативно принимаются меры по фактам их необоснованного
роста [30].
Власти Беларуси обращались к МВФ за
кредитной поддержкой.
МВФ рекомендует правительству ужесточить
денежно-кредитную политику и отказаться от идеи роста ВВП в ущерб
макроэкономической стабильности. МВФ называет ключевые реформы, которые
необходимо провести.
Необходимо реализовать системную,
комплексную программу, целями которой являлись бы оздоровление и повышение
эффективности экономики; обеспечение жизни по средствам; поддержание
сбалансированности внешней торговли; сокращение государственных расходов;
пополнение рынка, противостоящего денежной массе, новыми видами товаров и
услуг; получение стабилизационных кредитов от МВФ и России; поступление прямых
иностранных инвестиций на развитие [31].
С точки зрения совершенствования денежно-кредитной политики,
комплекс антиинфляционных мероприятий должен включать, как минимум, следующие
положения:
- сокращение кредитно-денежной эмиссии центрального
банка и приведение в соответствие с возможностями страны финансирование
наиболее расточительных государственных программ;
- повышение реальной цены денег в экономике
и стимулирование сбережений домашними хозяйствами. Сокращение спроса домашними
хозяйствами будет компенсировано спросом на инвестиционные товары со стороны
предприятий, получившими реальные финансовые ресурсы и способными их освоить с
максимальной эффективностью.
Одновременно снизится скорость обращения денег в экономике и
повысится коэффициент ее монеторизации;
Таким образом, государству в борьбе с инфляцией следует
отказаться от административного регулирования цен, если цены и растут, то рано
или поздно они упираются в потолок покупательной способности и прекращают свой
рост. Требуется отказаться от эмиссий в больших объёмах, которые только
разгоняют инфляцию. Необходимо уменьшить уровень господдержки,
госфинансирования предприятий, так как такие организации всегда знают, что если
что случится, то их подержит государство, предоставив, например, льготный
кредит, так как известно, что в обратной ситуации, то есть без поддержки,
предприятия начали бы искать способы сокращения своих расходов и работали бы
намного эффективнее, если хотели бы. Так как от убыточной организации прибыли
не получишь. Нужно сократить общую налоговую нагрузку на экономику, провести
дальнейшее упрощение системы налогообложения, провести совершенствование
монопольного регулирования, т.е. осуществлять контроль за деятельностью
доминирующих на рынке предприятий, стимулировать инновационные процессы и
инвестиционную активность субъектов хозяйствования как источников повышения
конкурентоспособности.
Заключение
Подводя итоги, нужно отметить, что на
сегодняшний день инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем
современного развития экономики во многих странах мира. Если ранее инфляция
возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, то в последние два-три
десятилетия во многих странах она стала хронической.
Условием возникновения инфляции является
преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом
национального продукта.
Инфляцию можно классифицировать по разным
критериям, но основные 2 её вида это: инфляция спроса и инфляция издержек.
Чтобы определить тип инфляции используют различные ценовые индексы, а наиболее
распространённым и широко применяемым является индекс потребительских цен,
также можно рассчитать темп инфляции, т.е. относительную величину инфляции,
показывающую, на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период.
В результате инфляции происходит обесценение и
перераспределение доходов, материализация денежных средств, снижение интереса к
долгосрочным целям, так как вкладываются деньги одной покупательной
способности, а доходы получают другой покупательной способности, развивается
теневая экономика, снижается покупательная способность национальной валюты,
происходит социальное расслоение общества. Однако существуют и ситуации, при
которых в результате инфляции люди могут одновременно и выигрывать, и
проигрывать. Поэтому, прежде чем делать вывод о том, ухудшилось или улучшилось
в конечном счете положение конкретного человека вследствие инфляции, следует
проанализировать все эти последствия. Инфляция обесценивает сбережения, но
приносит выгоду заемщикам за счет кредиторов. Она не влияет отрицательно на
тех, чей номинальный доход является гибким, но ухудшает положение тех, кто
получает относительно фиксированный номинальный доход.
Если в стране есть хоть какие-то признаки
инфляции, то правительство должно либо с ней бороться, если она достигла
больших размеров, или совершать политику, контролирующую её. Борьба с инфляцией
и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым
элементом стабилизации экономики. В этом случае проводится, так называемая,
антиинфляционная политика, которая означает комплекс мер и механизмов по
регулированию экономики со стороны государства, направленных на борьбу с
инфляцией.
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в
Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению
издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и
комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и
совершенствованию системы ценообразования
В Республике Беларусь инфляция существовала ещё с момента
достижения своей независимости, как и в любой другой нормальной стране. Однако
следует обратить внимание на большие темпы её роста: в течение последних 10 лет
Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции, а в 2013 году занимала
лидирующую позицию среди стран СНГ по темпам роста инфляции. В 2013 году
инфляция в Беларуси составила 16,5%. Такой рост был вызван различными
факторами, в том числе: регулируемость цен государством; ограничение импорта,
рост зарплаты превышал рост производительности труда, эмиссия денег,
отрицательное сальдо внешней торговли, девальвация белорусского рубля и др.
Были предприняты руководством страны такие меры, как: выход на единый курс,
отпущение цен на товары и услуги, уменьшение затрат на государственные программы,
сокращение эмиссионных операций и др. На данный момент темпы роста инфляции
составили 15%, то есть превышают прогнозируемые 12%. По прогнозам правительства
Беларуси прирост ВВП в 2013 году должен был составить 8,5%, однако объем ВВП
увеличился по сравнению с 2012 годом на 3,8%. Прогнозируемый уровень инфляции в
2014 году составит 15%.
Государству в борьбе с инфляцией следует отказаться от
административного регулирования цен, требуется отказаться от эмиссий в больших
объёмах, необходимо уменьшить уровень господдержки, госфинансирования
предприятий, сократить общую налоговую нагрузку на экономику, провести
дальнейшее упрощение системы налогообложения, провести совершенствование
монопольного регулирования, т.е. осуществлять контроль за деятельностью доминирующих
на рынке предприятий, стимулировать инновационные процессы и инвестиционную
активность субъектов хозяйствования как источников повышения
конкурентоспособности.
Список использованных источников
1. Ковалев,
В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. / В.В. Ковалев - М.: Финансы и
статистика, 2002. - 560 с.
2. Лемешевский,
И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для
студентов эконом. специальностей вузов / И.М. Лемешевский. - 3-е изд., перераб.
и доп. - Минск: «ФУАинформ», 2009. - 702 с.
3. Лемешевский,
И.М. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций / И.М. Лемешевский. -2-е
изд. перераб. и доп. - Минск: ФУАинформ, 2006. - 544 с.
. Вечканов,
Г.С. Макроэкономика: учеб. пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.:
Питер, 2008. 240 с.
. Белотелова,
Н.П., Белотелова, Ж.С. Деньги. Кредит. Банки: учебник/ Н.П. Белотелова, Ж.С.
Белотелова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,
2008. - 484 с.
6. Мэнкью,
Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью. - 2-е изд. / Пер. с англ. - СПб.:
Питер, 2004. - 576 с.
7. Вечканов,
Г.С., Вечканова, Г.Р. Макроэкономика: учебник для вузов. / Г.С. Вечканов, Г.Р.
- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.
. Вечканов,
Г.С., Вечканова, Г.Р. Макроэкономика: учебник для вузов. / Г.С. Вечканов, Г.Р.
- 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 448 с.
. Экономическая
теория: учебное пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А.В. Бондарь,
В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2011. - 479 с.
. Деньги,
кредит, банки: учебник / О.И. Лаврушина [и др.]; под общ. ред. О.И. Лаврушина.
- 4-е изд. - Москва: КНОРУС, 2006. - 560 с.
. Макконнелл,
К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. -
17-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2009. - 916 с.
12. Официальный сайт БЕЛСТАТ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/prices.php. - Дата доступа:
02.11.2014.
. Блог
экономиста Владимира Акулича [Электронный ресурс]/ ред. В.А. Акулич. - 2011. -
Режим доступа: http://blog.ekonomika.by/akulich/2011/07/08/. - Дата доступа:
01.11.2014.
14. Govorim.by народный портал [Электронный ресурс] / ред. А. Аслунд. - 2011. -
Режим доступа:
http://govorim.by/novosti-belarusi/24606-anders-aslund-defolt-belarusi-neizbezhen.html.
- Дата доступа: 07.11.2014.
15. Белорусские
новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.naviny.by/ - Дата доступа:
06.11.2014.
. Национальный
банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb.by/ - Дата доступа:
03.11.2014.
. Турпром:
портал с туристическим лицом [Электронный ресурс]. - М.: ТУРПРОМ.ru, 2013. -
Режим доступа: http://www.tourprom.ru/information/ currency/belarus/ - Дата
доступа: 07.11.2014.
. Новостной
портал news.open.by [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://news.open.by/economics/108959. - Дата доступа: 08.11.2014
. Новостной
портал tut.by [Электронный ресурс]/ ред. Белта. - 2013. Режим доступа:
http://news.tut.by/economics/360985.html. - Дата доступа: 08.11.2014.
. Новостной
портал tut.by [Электронный ресурс]/ ред. tut.by. - 2013. Режим доступа:
http://news.tut.by/economics/368893.html. - Дата доступа: 10.11.2014.
. Злотников,
Л.В. Кризис заставляет сделать выбор / Л.В. Злотников // Белорусы и рынок. -
2011. - №17 (957). - С. 4
22. Официальный сайт БЕЛСТАТ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php. - Дата доступа: 04.11.2014
. Новостной
портал tut.by [Электронный ресурс]/ ред. Белстат. - 2013. Режим доступа:
http://news.tut.by/economics/356670.html. - Дата доступа: 06.11.2014.
. Белорусская
служба новостей belnovosti. By [Электронный ресурс]/ ред. А. Кириной. - М.: belnovosti. By, 2013. - Режим доступа: http://belnovosti.by/economics/11107-infljacija-v-belarusi-v-2013-godu-budet-15-noj-eabr.html. - Дата доступа:
04.11.2014.
. Все
банки Беларуси, select.by [Электронный ресурс]/ ред. Д. Заяц. - 2013. - Режим доступа:
http://select.by/content/view/5398/802/. - Дата доступа: 03.11.2014
. О
некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию
конкуренции: Указ Президента Респ. Беларусь., 13 октября 2009 г. №499 //
национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск,
2009. - Дата доступа: 07.11.2014.
. Белорусские
новости [Электронный ресурс]/ ред. Д. Заяц. - 2013. - Режим доступа:
http://naviny.by/rubrics/economic/2013/11/04/ ic_articles_113_183546/. - Дата
доступа: 07.11.2014.
. Об
утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на
2011-2015 годы: Поставновление Совета министров Республики Беларусь, 18 февраля
2011 г., №216 [Электронный ресурс]. - Минск, 2011. - Дата доступа: 01.11.2014
. Белорусское
телеграфное агенство Белта [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа:
http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Natsbank-Belarusi-s-11-nojabrja-povyshaet-stavku-refinansirovanija-do-40-godovyx_i_581189.html.
- Дата доступа: 04.11.2014.
. Белорусский
экономический портал ekonomika.by [Электронный ресурс]/ ред. В.А. Акулича. -
М., - 2011. - Режим Доступа:
http://ekonomika.by/obzor-glavnoy-stranitsi/kak-v-belarusi-snizit-inflyatsiiu-chto-dlya-etogo-nuzhno.
- Дата доступа: 04.11.2014.
. Новостной
портал tut.by [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.tut.by/economics/321585.html. - Дата доступа
03.11.2014
. Белорусский
правовой портал. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http:// http://pravo.kulichki.com/dop/plan/plan0278.htm. - Дата
доступа: 03.11.2014