Период
|
ИПЦ
|
Индекс цен продовольствия
|
декабрь 2008 г.
|
11,9
|
17,1
|
март 2009 г.
|
13,4
|
21,1
|
Таким образом, в настоящий момент наблюдается увеличение
темпов инфляции, что является, отчасти, итогом влияния мирового финансового
кризиса, но в свою очередь замедляет темпы роста российской экономики. Так
например, В марте 2009 года темпы роста оборота розничной торговли сократились
в годичном исчислении до 13,2 процента против обычных 16-17 процентов [7].
Таким образом, высокая инфляция и сокращение потребительского кредитования
привели к тому, что рост в торговле оказался наименьшим за последние два года.
Не удивительно, что на таком фоне продолжают расти
инфляционные ожидания. Если верить Росстату, 66% россиян опасаются быстрого
роста цен. И эти настроения вносят свою лепту в раскручивание инфляции. Люди
начинают меньше сберегать и больше тратить: наблюдается тенденция снижения
объема денежных вкладов населения в банках.
Другим важнейшим инфляционным фактором является неизбежное
сбалансирование потребительских и промышленных цен. Дело в том, что цены
производителей в прошлом году росли значительно быстрее потребительских. А это
значит, что на первые месяцы года придется восстановление утраченного баланса
(через подтягивание розничных цен).
Что касается мер по обузданию инфляционной опасности,
эксперты сходятся во мнении, что сегодня одной из наиболее действенных методов
для того, чтобы воспрепятствовать росту цен, является применение таргетирования
инфляции.
В качестве монетарной политики в России практически весь
период становления банковской системы и до 2007 года применялось таргетирование
валютного режима. "С 2007 года руководством Центробанка был заявлен курс
на переход к таргетированию уровня инфляции" [8].
Банк России в своем ежегодном документе, определяющем цели
денежно-кредитной политики на год вперед, регулярно заявляет: "Снижение
инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной
политики" [8]. Однако наблюдаемый в последнее время массивный приток
иностранной валюты добавляет к фактическим целям монетарного регулирования в
России еще и поддержание стабильного курса национальной валюты. Денежные власти
маневрируют между двумя противоречащими друг другу целями:
- поддержание (на заниженном уровне) курса
рубля;
- удержание инфляции.
Причем первая из обозначенных целей приобретает явный
приоритет.
"Таргетирование инфляции (от англ. target - цель)
является одним из режимов денежно-кредитной политики, достаточно новым,
который, тем не менее, в настоящее время широко распространен в мире" [8].
Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия
в 1990 г. В последствие данный режим был принят денежными властями Канады,
Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили.
Следует отметить, что таргетирование инфляции обладает рядом
преимуществ. Так, следование целям снижения инфляции очевидно для
общественности, что при соблюдении всех необходимых условий существования
данного режима приводит к повышению ответственности монетарных властей и
уменьшает проблему непоследовательности в денежно-кредитной политике. Другим
несомненным аргументом в пользу применения данного режима является то, что, как
и таргетирование денежных агрегатов, он дает возможность сосредоточиться на
внутренних проблемах экономики.
Но в условиях российской экономики применение режима
таргетирования инфляции требует определенных условий, которые более подробно
будут рассмотрены в следующей главе данной работы.
3.
Перспективы антиинфляционной политики в России
В 2008 году в России действовала комплексная программа,
основной целью которой, являлся переход к таргетированию инфляции, то есть
постепенное снижение инфляции в среднесрочной перспективе.
Комплексность данной программы заключается в том, что наряду
с мерами денежной политики она включает в себя меры по стимулированию
предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и
сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, созданию новых
рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в
условиях дерегулирования.
Предполагалось, что в результате принятых мер и снижения
темпов роста потребительского спроса и денежного предложения монетарная
составляющая инфляции понизится с 6,5 % в 2007 году до 5,5 % в 2008 году и
далее в 2010-2011 годах - до 3,9 п. пункта. "Немонетарные факторы
(связанные ростом регулируемых тарифов, бензина, плодоовощной продукции и
товаров первой необходимости) снизятся с 5,4%. в 2007 году до 4,5 % в 2008 году
и до 2,9-3,1 % в 2010-2011 годах" [5].
Но в результате влияния мирового финансового кризиса, темпы
инфляции превысили планируемые в среднем на 3-4% в 2008 году и по прогнозам
превысят на 4-5% в 2009 году. В 2009 году ожидаемая инфляция находится на
уровне 13,5%. В 2008 году реальные темпы инфляции практически приблизились к
этому уровню. В связи с этим было проведено более резкое подавление инфляции
методами денежно-кредитной политики, что привело к падению темпов роста
потребления и инвестиций, и тем самым замедлило экономический рост в целом.
Что касается денежно-кредитной политики, то предполагается ее
последовательное ужесточение. "Прогнозируется снижение темпов роста
денежного агрегата М2 (денежной массы в национальном определении), являющегося
ориентиром для оценки монетарных факторов инфляции, с 47,5% в 2007 году до
34-39% в текущем году, 25-26% в 2009 году и 18-19% в 2011 году" [5].
Снижение темпов роста денежного предложения, помимо сокращения монетарной
составляющей инфляции, будет соответствовать замедлению роста денежного спроса
по мере исчерпания процессов долларизации экономики и, таким образом, не
создаст дополнительных барьеров для устойчивого экономического развития.
В связи с перечисленными неблагоприятными для экономики
явлениями начал действовать вариант неблагоприятного развития ситуации на
международных рынках, который также был предусмотрен данной программой денежно-кредитной
политики.
Данный вариант включает в себя падение мировых нефтяных цен
за три года на 35% (до 66 долларов за баррель в 2009 году, 62 долларов за
баррель в 2010 году, с дальнейшим понижением до 60 долларов за баррель к 2011
году) и снижение чистого притока иностранного капитала до 39-41 млрд. долларов
в 2010-2011 годах. Этот вариант предполагает значительно более жесткие внешние
условия для российской экономики. Так как притока валюты в данных условиях явно
недостаточно для предотвращения сокращения валютных резервов, произошло более
сильное снижение номинального курса рубля.
В этих условиях торговое сальдо платежного баланса будет
быстро сокращаться и к 2010 году станет дефицитным. Негативные тренды мировой
экономики в 2010-2011 годах резко ограничат возможности привлечения
иностранного капитала, что на фоне быстрого ухудшения счета текущих операций
вызовет ускоренное по сравнению со вторым вариантом понижение номинального
курса рубля. Резко снизится рост валютных резервов, а после 2009 года для
поддержания валютной стабильности возможно их сокращение.
"Темпы роста ВВП понизятся до 5,7-5,8% в 2009-2010 годах
и до 5,5% в 2011 году. Падение экспортных доходов скажется на снижении темпов
роста инвестиций, которые в 2009-2011 годах могут значительно сократиться.
Также сократятся реальные доходы населения в 2008-2011 годах" [5].
Одним из направлений адаптации российской экономики к резкому
падению мировых цен может стать некоторое смягчение бюджетной и денежной
политики, включая более сильное снижение курса рубля, с учетом инфляционных
последствий этих мер. На преодоление негативного влияния ухудшения мировой
конъюнктуры могут быть направлены меры по стимулированию несырьевого экспорта и
диверсификации производства, особенно в направлении секторов, ориентированных
на внутренний спрос.
В качестве комментариев к разработанной программе
денежно-кредитной политики можно добавить следующее.
И хотя пока ограничение по первому из условий неактуально для
российской экономической действительности, поскольку в стране наблюдается
устойчивый профицит государственного бюджета, все же вопрос о независимости
политики Центробанка остается спорным. В настоящий момент трудно сказать,
обладает ли Банк России подобной независимостью, хотя очевидно, что он
выигрывает в сравнении со многими другими развивающимися странами, где зачастую
центральный банк напрямую финансирует бюджетный дефицит. Также не является
очевидной и возможность выполнения условия отказа от преследования каких-либо
иных целей денежно-кредитной политики кроме инфляции. При сохраняющейся
динамике валютного курса, национальные денежные власти вряд ли полностью
откажутся от его таргетирования. Однако если сбудутся прогнозы Правительства
относительно курса рубля, возможно через 3-4 года Россия пополнит список стран,
монетарные власти которых действуют в рамках режима инфляционного
таргетирования.
Формулируя обобщенные потенциальные характеристики
российского инфляционного таргетирования, необходимо принимать во внимание
трудности, с которыми сопряжено на настоящем этапе введение этого режима. Среди
них необходимо выделить следующие:
· высокая степень влияния
внешнеэкономической конъюнктуры на российскую экономику. Высокая доля экспорта
в валовом внутреннем продукте приводит к тому, что внешняя торговля и динамика
обменного курса национальной валюты оказывает значительное влияние на
внутренние цены. Необходимость привлечения зарубежных инвестиций и займов, а также
стремление поддержать конкурентоспособность отечественных товаров заставляет
власти пристально следить за курсом рубля, что ведет к закреплению обменного
курса в качестве неявной промежуточной цели, приоритетной по сравнению с
инфляционной;
· преимущественно
немонетарный характер инфляции в современной России. Динамика цен не связана
напрямую с увеличением денежной массы, а вызвана главным образом монополизацией
многих рынков, прежде всего, сферы деятельности естественных монополий, цены на
товары и услуги которых являются регулируемыми;
· рассредоточение
инструментария монетарного регулирования между органами исполнительной власти и
отсутствие разграничения зон ответственности за достижение целевых показателей
инфляции. Мировой опыт реализации режима инфляционного таргетирования
подразумевает наличие единственного субъекта регулирования денежно-кредитной
сферы и его жесткой ответственности, что повышает доверие к субъектам
государственной экономической политики и способствует формированию умеренных
инфляционных ожиданий;
· ограниченная
эффективность процентных инструментов ЦБ РФ. Производимая преимущественно
посредством валютных интервенций, эмиссия денег в российской экономике приводит
к тому, что в настоящее время по предлагаемым Центральным банком процентным
ставкам и срокам не удовлетворяется спрос банков на ликвидность.
Таким образом, можно констатировать, что российская экономика
на сегодняшний день не готова к введению инфляционного таргетирования, что
отдаляет переход к данному режиму на среднесрочную перспективу. Однако наличие
препятствий не означает, что следует полностью отказаться от этой идеи.
Выполнение перечисленных условий перехода к режиму
таргетирования инфляции в России позволит создать базу для успешного применения
данного режима, эффективность использования которого в антиинфляционных целях
подтверждается мировым опытом.
Также рассмотрим, такой механизм сдерживания инфляции, как
стимулирование внутреннего спроса путем развития кредитования, в том числе и
ипотечного.
В условиях российской экономики основным фактором наблюдаемой
инфляции, выступает покупка Банком России выручки в иностранной валюте,
поступающей от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной
денежной массы в экономике. Инфляционного эффекта валютных интервенций можно
было бы избежать, используя такой инструмент денежно-кредитного регулирования
как операции на открытом рынке, а именно путем оперативной продажи Банком
России государственных ценных бумаг коммерческим банкам. В результате,
поступающая в результате покупки выручки в иностранной валюте дополнительная
денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не
возникает.
В связи с вышеизложенным, с целью трансформации денежной
массы в реальный сектор экономики можно стимулировать спрос на недвижимость
путем развития ипотечного кредитования (Рис.3.1).
Рисунок 3.1 Модель участия Банка России в системе ипотечного
кредитования
Обозначения на рисунке:
- предоставление ипотечного кредита
- продажа кредита агентству по развитию ипотечного
кредитования
- рефинансирование кредита
- секьюритизация кредитов и размещение ипотечных ценных бумаг
на финансовом рынке
- продажа ипотечных ценных бумаг инвесторам
- формирование ресурсов агентства по развитию ипотечного кредитования
Согласно данной схеме, на первичном рынке ипотечных кредитов
происходит предоставление коммерческими банками кредитов заемщикам для
приобретения жилья. Для обеспечения эффективности функционирования предлагаемой
модели необходимым условием выступает стандартизация ипотечных кредитов,
поскольку именно стандартные кредиты могут быть рефинансированы максимально
дешево, без привлечения дополнительных гарантий, и дополнительного обеспечения
в виде страхования кредитных рисков. Кредиты должны предоставляться на
определенных стандартных условиях, определяющих соотношение суммы кредита к
залогу, предмет залога, долю платежей по кредиту в совокупных доходах заемщика,
процентную ставку и метод расчета платежей по кредиту.
На вторичном рынке ипотечных кредитов ключевую роль должно
играть агентство по развитию ипотечного кредитования, подконтрольное Банку
России.
Основная цель агентства - рефинансирование деятельности
кредиторов на первичном рынке. Функция рефинансирования ипотечных кредитов
может быть реализована следующими основными способами:
путем покупки ипотечных кредитов для формирования собственных
портфелей кредитов;
путем предоставления инвесторам гарантий по ипотечным ценным
бумагам, выпущенным на основе объединения кредитов в пулы, их секьюритизации в
ипотечные ценные бумаги для продажи инвесторам.
Кроме того, перечислим ряд мероприятий по совершенствованию
бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, которые могут быть предложены
для повышения эффективности антиинфляционного регулирования. Схематично данные
мероприятия представлены на рисунке 3.2.
инфляция российская экономика антиинфляционный
Рисунок 3.2 Модель антиинфляционного регулирования экономики.
Мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой и
денежно-кредитной политики с целью снижения темпом инфляции включают в себя
следующие меры.
. Предусмотреть предоставление налоговых льгот предприятиям,
осуществляющим модернизацию производства, внедрение и развитие новых видов
производства, технологий, а также кредитным организациям, осуществляющим
долгосрочное кредитование.
. Внедрить государственный контроль над формированием тарифов
отраслей естественных монополий. Предполагаемые изменения тарифов должны
планироваться и учитываться перед составлением основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики, для того чтобы правильно оценивать
их инфляционный эффект.
. Использовать единую методику прогнозирования уровня
инфляции, что будет способствовать единству в прогнозах макроэкономического
развития и снижению уровня неопределенности и повышения доверия хозяйствующих
субъектов.
. согласовывать все изменения в бюджетно-налоговой политике,
равно так и денежно-кредитной политике, для достижения соответствия
денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик и, соответственно, снижения
инфляционных ожиданий.
Заключение
В регулировании инфляции в данный момент осуществляется
переход к таргетированию инфляционных процессов. Для успешного проведения
такого режима денежно-кредитной политики как инфляционное таргетирование
необходимо выполнение двух ключевых условий. Во-первых, центральный банк должен
быть свободен в своих действиях от возможного давления со стороны задач
бюджетной политики, то есть он должен обладать достаточной долей
самостоятельности, которая давала бы ему возможность отказа осуществить
эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Во-вторых, следование режиму
инфляционного таргетирования исключает возможность преследования каких-либо
иных целей - будь то контроль номинального обменного курса или заработной
платы.
Мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой и
денежно-кредитной политики с целью снижения темпом инфляции включают в себя
следующие меры:
. Предусмотреть предоставление налоговых льгот предприятиям,
осуществляющим модернизацию производства, внедрение и развитие новых видов
производства, технологий, а также кредитным организациям, осуществляющим
долгосрочное кредитование.
. Внедрить государственный контроль над формированием тарифов
отраслей естественных монополий. Предполагаемые изменения тарифов должны
планироваться и учитываться перед составлением основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики, для того чтобы правильно оценивать
их инфляционный эффект.
. Использовать единую методику прогнозирования уровня
инфляции, что будет способствовать единству в прогнозах макроэкономического
развития и снижению уровня неопределенности и повышения доверия хозяйствующих
субъектов.
. согласовывать все изменения в бюджетно-налоговой политике,
равно так и денежно-кредитной политике, для достижения соответствия
денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик и, соответственно, снижения
инфляционных ожиданий.
Список
литературы
1. Денежно-кредитная
политика, ситуация на валютных рынках и состояние банковского сектора.
Мониторинг 2008-2009 гг. // www.cbr.ru <http://www.cbr.ru> (Официальный
сайт Центрального Банка России).
. Итоги работы
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора за 2008 год. Направления
деятельности службы на 2008 - 2009 год. Интернет-конференция //
http://www.garant.ru/iconf/report/68. htm
<http://www.garant.ru/iconf/report/68.htm>
. Лунтовский Г.И.
Материалы II международного банковского форума "Банки России - XXI
век"., М.: 2002, С.12
. Пустотин В.С.
Практика антиинфляционных мер. // Мировая экономика. 2007. - №4. С.26-31.
. Солодова О.А.
Экономическая природа инфляции в России: причины и возможности преодоления //
Финансы, денежное обращение и кредит: - Екатеринбург: 2004. C.62.
. Сценарные условия
функционирования экономики РФ // www.economy.gov.ru
<http://www.economy.gov.ru> (Официальный сайт Минэкономразвития РФ)
. Фетисов Г.Г.
Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях
глобализации: национальный и региональные аспекты, М.: 2006, С.42
. Цыплаков А.А.
Обесценение денежных остатков. - в сб. Моделирование и анализ экономических
процессов: финансовый и экологический аспекты. Новосибирск: ИЭиОПП, 1997,
с.151-167.
. Сценарные условия
функционирования экономики РФ // www.economy.gov.ru
<http://www.economy.gov.ru> (Официальный сайт Минэкономразвития РФ)
. Улюкаев А. ЦБ
переходит к таргетированию инфляции // www.cbr/analitics/articles
<http://www.cbr/analitics/articles> (Официальный сайт Центрального Банка
России)