Инфляция. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Учреждение
образования
«Частный
институт управления и предпринимательства»
Кафедра
мировой экономики и экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: Макроэкономика
на тему:
Инфляция. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Студент:
Сороко Евгений Васильевич
Курс
2, группа №124
Факультет
Заочного обучения
Специальность:
Финансы и кредит
Руководитель
старший преподаватель
Давшан
Н.В. ____________
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Сущность и способы
измерения инфляции
.1 Понятие и сущность инфляции
.2 Способы измерения инфляции
. Виды и причины
возникновения инфляции
.1 Виды современной инфляции
.2 Причины возникновения
инфляции
. Последствия и особенности
инфляционных процессов в экономике Республике Беларусь
.1 Социально-экономические
последствия инфляции
.2 Сущность антиинфляционной
политики в экономике страны
.3 Особенности реализации
антиинфляционной политики в переходной экономике Республики Беларусь
.4 Проблемы и перспективы денежной
системы Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
инфляция цена экономический
потребительский
Проблема инфляции занимает важное место в
экономической науке, так как её показатели и социально-экономические
последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют
большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства.
Инфляция - повышение общего уровня цен;
обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении (падение их
покупательной способности, которое проявляется в повышении цен на все товары и
услуги).
Инфляция представляет собой весьма сложное
явление, которое связано с изменением денежной массы и зарождается на денежном
рынке. Проблема инфляции сложна и многогранна. Инфляционные процессы приводят к
широкому спектру негативных последствий.
Сейчас инфляция представляет собой одну из
наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
В Республике Беларусь, как и в других странах с
переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции. Экономическая
политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание
стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его
покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
Все экономисты мира признают, что инфляция
тормозит естественное расширение производственной активности экономики. А
долговременная инфляция и вовсе губительна для экономики.
Проблема инфляции представляется наиболее
актуальной для стран с переходной экономикой, такой как Республика Беларусь,
где можно обнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек,
структурную инфляцию, а также их подвиды.
Исходя из сформулированной актуальности темы,
определим цели и задачи исследования:
Цель данной работы: определение сущности понятия
инфляции, изучение и анализ антиинфляционного процесса, особенности
инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также антиинфляционную политику
Беларуси.
Задачи: исследовать особенности инфляционного
процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.
Задачи:
· проанализировать сущность понятия
инфляции и способов ее измерения;
· рассмотреть и систематизировать виды
и причины возникновения инфляции;
· определить последствия инфляции для
экономики государства;
· определить сущность антиинфляционной
политики;
· выработать предложения и определить
особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Объектом исследования выступает инфляция,
антиинфляционная политика и определение основных мер, проводимых государством
по отношению к инфляции.
Методы исследования: описания, систематизации,
классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа,
статистический, графический, метод сбора фактов.
1.
СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Понятие и
сущность инфляции
Инфляция представляет собой всеобщий рост цен на
товары (услуги) и снижение реальной покупательной способности денег (их
обесценение).
Это экономическое явление существует много
веков. Еще античному миру были известны процессы обесценения металлических
денег, вызванные порчей монет либо снижением стоимости производства золота.
Подобные явления были типичны и для эпохи феодализма. Монеты стирались, теряли
свой вес в ходе обращения. Часто они сознательно портились: обрезались,
чеканились более «легкими», к благородным металлам добавлялись дешевые примеси.
Целью таких действий было увеличение количества денег, необходимых для решения
финансовых проблем правителей. В ходе обращения они начинали обмениваться не по
номиналу, а по фактическому содержанию благородных металлов, т. е.
обесценивались.
Уменьшение покупательной способности денег
вызывалось также снижением стоимости производства золота. Известно, что приток
в Европу огромного количества золота и серебра из Америки в XVI в. вызвал так
называемую «революцию цен»: произошел резкий рост цен на все товары, деньги
обесценились, их покупательная способность значительно сократилась.
Качественно новый этап в развитии инфляционных
процессов начинается с появлением бумажных денег. Первоначально к эмиссии
бумажных денег государства были вынуждены прибегать в экстраординарных
экономических ситуациях - во время войн и революций. Необходимость
финансирования огромных государственных расходов заставляла правительства
выпускать бумажные деньги в объемах, многократно превышающих их золотое
обеспечение, и прекращать свободный обмен денег на золото. Так, в 1775-1783 гг.
война за независимость в Северной Америке вызвала обесценение доллара.
Введенные во время Французской революции
1789-1794 гг. бумажные ассигнаты обесценились за 7 лет в 833 раза.
Термин «инфляция» (от лат. inflation
- вздутие) впервые стал употребляться в период гражданской войны 1861-1865 гг.
в США, когда была выпущена огромная масса гринбеков (450 млн бумажных
долларов), а их покупательная способность упала на 60% через 2 года [10,с.106].
Родоначальником теории инфляции можно считать
шотландского экономиста и государственного деятеля Дж. Ло, предпринявшего в
начале XVIII в. одну из первых в Европе попыток ввести в обращение бумажные
деньги. В своей наиболее известной работе "Деньги и торговля,
рассматриваемые с предложением об обеспечении нации деньгами" (1705 г.)
Дж. Ло предлагал организовать выпуск бумажных денег для обогащения страны. Он
полагал, что бумажные деньги, выполняя такую же общественную функцию, как и
благородные металлы, увеличивают богатство нации и ведут к росту деловой
активности населения. Со своим финансовым проектом обогащения за счет выпуска
бумажных денег Дж. Ло обращался к различным европейским правительствам, но
встретил поддержку лишь в придворных кругах Франции. Здесь ему была разрешена в
1716г. организация частного банка, который после ряда удачных операций стал в
1718 г. государственным, его бумаги гарантировались именем короля. Вскоре банк
объявил себя банкротом - бумажные деньги упали до десятой части их стоимости.
Многие даже крупные состояния были разорены, уцелела лишь земельная
собственность. Все это привело к катастрофической инфляции, которая в конечном
счете уничтожила и саму систему Ло [4, с.127].
Нарушение условий стабильности денежного
обращения в масштабе национальной экономики, вызывает инфляцию. Стабильность
денежного обращения означает равенство двух макроэкономических потоков, которые
образуют, так сказать, «кровообращение» национального хозяйства: потока товаров
и услуг и потока денег.
Такое равенство четко обозначил американский
экономист И. Фишер в формуле:
= PY
(1)
где P
- уровень цен в экономике (средняя цена типичной торговой сделки);
M - предложение
денег (или масса денег в обращении);
V - скорость
обращения денег (сколько раз за данное время денежная единица обслуживает
торговые сделки - переходит из рук в руки);
Y - реальный объем
производства (количество реализуемых товаров и услуг).
Из данной формулы следует, что уровень цен прямо
пропорционален совокупным расходам покупателей на приобретение производимых
благ MV и обратно
пропорционален реальному объему производства Y:
P = MV/Y
(2)
Следовательно, инфляция может быть результатом
увеличения денежной массы М или сокращения производства Y
[12, с.232].
В периоды устойчивого состояния экономики
золотое обеспечение бумажных денег и их свободный обмен на золото сдерживали
инфляционные процессы. Но в XX в. с утратой большинством национальных валют
золотого содержания исчезла стабильность денежного обращения, инфляция приняла
всеобщий и хронический характер.
1.2 Способы
измерения инфляции
Для измерения инфляции используется ряд
показателей, важнейшими из которых являются индексы цен. Индексы цен характеризуют
относительное изменение уровня цен во времени и исчисляются как процентное
соотношение сумм цен товаров одного периода и тех же товаров базового периода
времени.
Наиболее распространенными в мировой практике
являются индексы потребительских и оптовых цен, а также дефлятор валового
внутреннего продукта.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) может
рассчитываться на основе «потребительской корзины» - фиксированного набора
товаров и услуг, обретаемого средним жителем страны за определенный период.
Суммируя цены составляющих набора, можно определить общую стоимость такой
корзины. Соотношение между стоимостью корзины на конец и начало определенного
периода и составляет уровень инфляции [1, с.64].
(4)
Индекс оптовых цен (ИОЦ) отражает изменение цен
на сырье, промежуточные товары (полуфабрикаты) и конечную продукцию на оптовом
рынке. Рассчитывается он по аналогичной формуле, в которой вместо товаров
потребительской корзины используется фиксированный набор товаров
производственного назначения. Считается, что эти индексы являются достоверными
индикаторами будущей инфляции, так как они отражают изменение цен на ранней
стадии ее развития.
Индексы оптовых и потребительских цен
взаимосвязаны, поскольку рост цен на товары и услуги производственного
назначения, в конечном счете, ведет к увеличению розничных цен на
потребительском рынке.
Наиболее полно изменение цен в экономике
отражает дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП). В отличие от
индексов потребительских и оптовых цен он не ограничивается определенной
группой товаров, а охватывает цены всего общественного продукта, произведенного
в определенный период времени. Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП,
исчисленного в текущих ценах, к реальному - тому же объему товаров и услуг,
рассчитанному по ценам базового года.
(5)
Дефлятор ВВП показывает, насколько объем ВВП
увеличился за определенный период только за счет роста цен. С его помощью можно
выяснить, был ли, например, 4%-й рост ВВП вызван 4%-м увеличением объема
производства и нулевой инфляцией или же он результат 1%-го роста производства
3%-й инфляции.
Важным показателем, характеризующим развитие
инфляционных процессов в обществе, является темп инфляции. Сильная инфляция
практически всегда является неустойчивой: резкие скачки цен сменяются периодами
относительного замедления их роста. Темп инфляции характеризует ускорение или
замедление инфляционных процессов. Он исчисляется как процентное соотношение
разницы между индексами цен текущего и прошлого года к индексу прошлого года
[10, с.113].
% (6)
Кроме того, существует так называемое
эмпирическое «правило 70», позволяющее подсчитать количество лет, в течение
которых при данном темпе инфляции произойдет удвоение общего уровня цен:
(7)
«Правило 70» применяется обычно для того, чтобы
вычислить, сколько потребуется времени для удвоения реального ВНП (валового
национального продукта) или личных сбережений. Например, если ежегодный темп
прироста инфляции составляет в среднем 10%, то удвоение цен на товары и услуги
произойдет через 7 лет [11, с.261].
. ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
2.1 Виды современной
инфляции
Множество факторов, воздействующих на
инфляционные процессы, можно разделить на две группы. К первой группе относятся
факторы, вызывающие превышение платежеспособного спроса над товарным
предложением. Вторая группа включает факторы, стимулирующие рост издержек и
цен, с последующим подтягиванием денежной массы к их уровню. В зависимости от
преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию
спроса и инфляцию издержек.
Инфляция спроса связана с наличием в экономике
неудовлетворительного спроса, появлением в обращении денег, не обеспеченных
товарами. Под воздействием растущих государственных расходов, кредитной
экспансии, инфляционных ожиданий населения и прочих причин совокупный спрос
превышает предложение товаров и услуг. Производители в условиях полной
загруженности производственных мощностей (отсутствия свободных мощностей и
резервов рабочей силы) не могут отреагировать на увеличившийся спрос
соответствующим наращиванием производства. В результате избыток денег в
обращении наталкивается на ограниченное предложение товаров, и это влечет за
собой рост цен (рис. 1). Кривая совокупного спроса (АD)
на графике смещается вправо-вверх, а цена увеличивается до значения Р2
Новые, более высокие цены стремятся восстановить нарушенный баланс между
совокупным спросом и его реальным товарным обеспечением.
Рисунок 1 - Инфляция спроса Рисунок 2 - Инфляция
издержек
Источник [10] Источник [10]
Инфляция издержек означает общий рост цен,
вызванный увеличением издержек производства. Олигополистическая практика
ценообразования, увеличение налогов, рост цен на сырье и энергоносители, борьба
профсоюзов за повышение заработной платы и т. д. ведут к увеличению затрат на
производство продукции, «утяжеляют» издержки. В соответствии с такими
издержками производители, прежде всего в базовых отраслях, устанавливают цены
предложения. Эти цены по технологическим цепочкам многократно воплощаются в
затратах производств, потребляющих их продукцию, и в конечном итоге определяют
общее повышение цен; соответственно увеличивается количество денег в обращении
(рис. 2). Смещение на графике кривой совокупного предложения (АS)
влево-вверх отражает увеличение издержек на единицу продукции, что ведет к
росту цен (Р) и сокращению реального ВНП.
Развитие инфляции издержек подчинено логике
«инфляционной спирали»: общее повышение ведет к сокращению реальных доходов
населения, что вызывает новые требования увеличения заработной платы и
индексации доходов. Удовлетворение этих требований приводит к увеличению
издержек и новому витку цен.
Следует отметить, что в действительности оба
типа инфляции, как и причины, их вызывающие, взаимосвязаны, поэтому отличить
один от другого достаточно сложно. Например, рост заработной платы может
выступать фактором как инфляции издержек, так и инфляции спроса [2, с.354].
Сложность феномена инфляция предопределяет
множество ее форм проявления и разновидностей. Особенности инфляции связаны
также с различиями в экономическом строе общества. Инфляционные процессы
по-разному проявляются в рыночной и административно-командной экономике.
В зависимости от форм, проявления различают два
типа инфляции: открытую и подавленную.
В условиях рыночной экономики, когда цены и
доходы формируются в основном под воздействием спроса и предложения, инфляция
носит открытый (проявленный) характер. Несмотря на то, что инфляция искажает
рыночное ценообразование, усиливающиеся процессы обесценивания денег и роста
цен сигнализируют обществу о наличии хозяйственных диспропорций, изменении
внешнеэкономической конъюнктуры, расстройстве денежного обращения. Проявленность
инфляционных процессов позволяет государству предпринимать меры по исправлению
ситуации, корректировать экономическую политику.
Подавленная инфляция присуща
административно-управляемым экономическим системам, в которых государство
жестко регулирует доходы, устанавливает ассортимент важнейших товаров и их
цены. В этих условиях производство и предложение не могут меняться в
соответствии со структурой спроса: невостребованность одних товаров, сочетается
с устойчивым дефицитом других. Дефицитные товары перемещаются из официальной
экономики в теневую, исчезают с прилавков магазинов и реализуются на «черном»
рынке. Возникает разрыв между административно установленными ценами и
реальными, более высокими ценами, которые выравнивают предложение с
платежеспособным спросом.
Эффекты подавленной инфляции возможны и в
рыночной экономике, при чрезмерном использовании таких мер макроэкономического
регулирования, как замораживание цен и доходов, установление пределов их роста
[7, с. 437].
Открытая инфляция может протекать с разной
интенсивностью. В зависимости от темпов роста цен различают: инфляцию ползучую,
галопирующую и гиперинфляцию.
Ползучая, или умеренная, инфляция, составляющая
не более 5-10% в год, характерна для экономически развитых государств. Она не
представляет угрозы для экономической жизни страны; более того, (с точки
современной экономической науки) инфляция 3-4% в год оказывает позитивное
стимулирующее влияние на экономику. Галопирующая инфляция, при которой
ежегодные темпы прироста цен составляют от 10 до 50%, свойственна экономике
развивающихся стран, а также государствам с экономикой переходного типа. Она
свидетельствует о серьезных сбоях в функционировании национального хозяйства.
Однако субъекты хозяйствования еще могут учитывать инфляционные процессы при
заключении контрактов, большинство сделок позволяет предусмотреть такой темп
роста. Гиперинфляция - при ней ежегодные темпы прироста цен превышают 50% -
обычно возникает как следствие крупных социально-экономических катастроф (войн,
революций), но может быть и результатом порочной экономической политики
государства. Она свидетельствует о крайней степени расстройства национальной
экономики и носит разрушительный характер. При «многонулевой» инфляции деньги
утрачивают способность выполнять свои функции, а цены не могут служить стимулом
для производства. Массовое «бегство» от обесцененных денег приводит к
распространению бартерного обмена. Хозяйственная активность субъектов смещается
в область краткосрочных спекулятивных операций [13, с.285].
Инфляция может быть сбалансированной и
несбалансированной.
Сбалансированную инфляцию отличает умеренный и
одновременный рост цен на большинство товаров и услуг. По сути, такое изменение
цен в экономике мало отличается от ситуации со стабильными ценами.
Несбалансированная, или структурная, инфляция связана с неравномерным ростом
цен на различные товары и услуги. Она представляет собой повышение общего
уровня цен, вызванное скачками цен на отдельных рынках и в определенных
отраслях экономики.
Наконец, по степени предвидения можно выделить
ожидаемую и неожиданную инфляцию. Ожидаемая инфляция прогнозируется
правительством и предвидится населением страны. Это позволяет хозяйственным
субъектам предпринимать меры по минимизации экономических потерь, вызываемых
инфляционными процессами. Неожиданная, или непредвиденная, инфляция
характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на денежном
обращении, доходах населения и государства. Население реагирует на такое
повышение цен неоднозначно. Если его инфляционные ожидания велики, то оно
начинает закупать товары впрок, и увеличение спроса стимулирует дальнейший рост
цен. Если инфляционные ожидания отсутствуют, действует эффект Пигу: население,
предполагая кратковременность повышения цен и, ожидая их снижения, будет сберегать
свои деньги и меньше приобретать. Произойдет сокращение спроса, вынуждающее
производителей снижать цены, экономика возвратится в состояние равновесия [10,
с.111].
2.2 Причины
возникновения инфляции
Современная инфляция - сложное социально-экономическое
явление, и у него много причин. Инфляция порождается структурными нарушениями в
различных сферах рыночного хозяйства - диспропорциями между спросом и
предложением, накоплением и потреблением, государственными доходами и
расходами. Инфляционные процессы сегодня определяются не только множеством
денежных, но и неденежных факторов, которые находятся в сложном взаимодействии.
Зачастую причины инфляции переплетены со следствиями, т. е.
социально-экономические последствия инфляции провоцируют дальнейший рост цен.
Различают внутренние и внешние причины (или
факторы) инфляции.
К внутренним относятся следующие:
· дефицит госбюджета, если он
покрывается государственными займами и дополнительной эмиссией денег. Основой
его возникновения являются высокие государственные расходы. Особую роль здесь
играют военные расходы, которые существенно деформируют структуру общественного
воспроизводства. Военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный
спрос лиц, занятых в военных отраслях или на военной службе, что ведет к росту
денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Высокие социальные
расходы, не соответствующие возможностям национальной экономики, также
способствуют инфляционному росту цен;
· монополизация экономики и
произвольно-волевое ценообразование. Большинство отраслей в современной
рыночной экономике представлено олигополистическими структурами - в них
господствуют несколько крупных фирм. Ценовая конкуренция в таких отраслях
подменяется соглашениями и сговорами, практикой «лидерства в ценах», при
которой фирмы ориентируются на цены, установленные лидером. Такая практика
создает потенциальные условия для всеобщего взвинчивания цен;
· инфляционные ожидания населения,
которые вынуждают людей приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Во
время инфляции человек планирует свое поведение, ожидая дальнейшего роста цен.
Пытаясь избежать потерь от ожидаемой инфляции, население стремится избавиться
от «лишних» денег. Порождаемый таким поведением ажиотажный спрос стимулирует
рост цен. Кроме того, в условиях высокой инфляции профсоюзы активно добиваются
повышения номинальной заработной платы, тем самым подталкивая текущий спрос и
раскручивая спираль «зарплата - цены». Производители же исходят из того, что
сырье и комплектующие будут дорожать и дальше, а потому им следует
устанавливать все более высокие цены на свою продукцию;
· кредитная экспансия - увеличение
масштабов банковского кредитования сверх потребностей национального хозяйства.
Кредитная экспансия развивается в условиях проведения государством политики
«дешевых денег» - системы мероприятий, облегчающих доступ предпринимателей к
кредитным ресурсам (понижение реальной процентной ставки, норм резервирования и
др.);
· особенности современного этапа
развития общественного производства: уменьшение серийности производства, частая
смена моделей, сокращение сроков амортизации, рост расходов на повышение
квалификации рабочей силы - создают дополнительные стимулы повышения цен [3,
с.282].
Внешние факторы инфляции обусловлены
интернационализацией экономической жизни. К важнейшим из них относятся:
· «импортируемая» инфляция, которая
вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренние товарные цены.
Особенно значительный инфляционный потенциал несет в себе повышение мировых цен
на энергоносители и сырье;
· падение курса национальной валюты по
отношению к валютам других стран. Это влечет за собой рост цен на импортные
товары на внутреннем рынке. Помимо того, необходимость конвертации национальной
валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии;
· мировые экономические кризисы,
которые приводят к существенным сдвигам в мировом хозяйстве. Сокращается спрос
на мировом рынке, меняется структура цен. В условиях глобальной финансовой
нестабильности ухудшаются платежные балансы многих стран, происходит падение
курсов национальных валют, возрастает внешняя задолженность. Все это
стимулирует инфляционные процессы в экономике ряда стран [10, с.107].
При определенных упрощениях можно сказать, что
сегодня глобальными причинами инфляции являются серьезные экономические
диспропорции и длительное неравновесие рынков, проявляющееся в хроническом
превышении спроса над предложением. Это в конечном итоге фокусируется на
денежном рынке в обесценении денег и частичной (или полной) утрате ими своих
функций. Если диспропорции своевременно не устраняются или неравновесие
затягивается надолго, превращаясь вдобавок в характерную черту не одного-двух,
а сразу многих рынков, то тогда наверняка можно говорить о развертывании
инфляционного процесса в стране.
Определенная специфика проявления инфляционных
процессов есть в трансформационных или переходных экономических состояниях.
Системной причиной инфляции здесь часто является попытка форсировано внедрить
форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды.
Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные
рыночные сигналы слабо, а то и неадекватно воспринимаются субъектами
хозяйствования и домашними хозяйствами, зачастую приводит к сильным искажениям
формально свободных цен и их резкому росту, т. е. к инфляции. Слабость и
несовершенство рынка в переходной экономике, практическое отсутствие
фундаментальных основ его функционирования (общих правил экономического
поведения, частной собственности, свободы принятия хозяйственных решений и
доступа к рынку) обычно сочетаются с унаследованными административными
институтами, не приспособленными к работе в рыночных условиях. Результатом
взаимодействия этих структур и являются сильнейшие деформации зарождающейся
рыночной организации и соответствующего механизма ценообразования. Вследствие
этого, а также перечисленных ранее причин ценовое отражение экономической
информации несет в себе значительные искажения, которые и материализуются в
таком феномене переходной экономики, как инфляция и гиперинфляция.
3. ПОСЛЕДСТВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
.1 Социально-экономические
последствия инфляции
Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее
влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к
существенным экономическим и социальным последствиям.
Инфляция противоречиво воздействует на
экономический рост. Незначительная инфляция - до 3-4% в год - способна
стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов
и совокупного спроса, что создает для предпринимателей возможности расширения
производства, вовлечения незадействованных трудовых и материальных ресурсов.
Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения
безработицы.
Несоблюдение же меры приводит к далеко идущим
негативным последствиям для экономики [10, с.115].
Перечислим основные последствия такой инфляции.
Прежде всего возрастание спроса под воздействием
роста цен ведет к тому, что сокращается часть дохода, идущая на сбережения.
Следовательно, инфляция сокращает базу для кредитных вливаний в производство,
подрывая тем самым стимулы роста экономики и повышения ее эффективности.
Одновременно тормозится научно-технический прогресс. Внедрение в производство
новой техники обходится все дороже, и становится выгодным сохранять устаревшее,
но относительно дешевое оборудование, старую технологию. Кроме того, инфляция
обесценивает амортизационные фонды, и поэтому на замену изношенного
оборудования не хватает средств.
Результатом инфляции является обесценивание
вкладов и сбережений. Для того чтобы оградить вклады от обесценивания, процент
по вкладам и процент (уровень) инфляции как минимум должны быть равны. В
противном случае вклады будут изъяты из банков и еще больше увеличат спрос, а
возможность кредитования производства резко сократится, что замедлит
возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться
быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса
их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на
увеличение спроса.
Ослабляется мотивация к высокопроизводительному
труду, поскольку происходит обесценивание не только сбережений, но и текущих
доходов, которые не могут угнаться за ростом цен.
Сильная инфляция побуждает к перемещению
значительной части капитала из сферы производства в сферу обращения для чисто
спекулятивных операций.
Инфляция искажает все расчеты, делает
неопределенными перспективы развития, резко усиливает риск операций, связанных
с новыми инвестициями. Бизнесмены отказываются от долгосрочных проектов.
Одновременно становится невыгодным предоставление требующегося для их
осуществления кредитов: долги будут возвращены обесценившимися деньгами. В
таких условиях неизбежна тенденция к росту ссудного процента, направленная на
компенсацию обесцененных денег. Но при сильной инфляции рост процента,
увеличивая затраты и тормозя развитие производства, становится еще одним
фактором дальнейшего роста цен, т. е. усиления инфляции [9, с.27].
Очень негативным аспектом последствий инфляции
является перераспределение национального дохода. Оно происходит по разным
направлениям, из которых можно выделить следующие:
· между различными сферами
производства и регионами связи с неравномерным ростом цен;
· между государством и населением,
поскольку чрезмерную эмиссию денег государство использует в качестве источника
своих дополнительных доходов. Выпуская не обеспеченные товарами деньги, оно
подвергает население страны скрытому налогообложению («эмиссионный налога»). Но
поскольку этот дополнительный доход государства, называемый сеньоражем, также
подвергается обесцениванию, он может увеличиваться лишь до определенного
предела;
· между классами и слоями населения -
находит свое выражение в углублении дифференциации доходов: богатые становятся
еще богаче, бедные - еще беднее. Эмиссионный (инфляционный) налог ведет к
перераспределению богатства (денежных средств) в пользу богатых граждан страны,
так как именно они могут существенно уменьшить бремя инфляционного налога, например,
купив недвижимость, обратив свои рублевые активы в твердую валюту, приобретая
антиквариат и т. п. Бедные же слои населения все свои денежные доходы тратят на
текущее потребление, следовательно, несут основное бремя инфляционного налога.
Особенно страдают от инфляции те, кто получает доходы в более или менее
постоянных размерах: пенсионеры, студенты, работники бюджетных организаций [5,
с. 261].
В целом справедливо считать, что инфляция
негативно воздействует прежде всего на беднейшие слои населения. Именно у
наименее состоятельных людей преобладающую роль в активах играют наличные
денежные средства, меньше возможностей помещать текущие доходы в те активы,
рыночные цены которых быстро растут. В то же время у осуществляющих
монополистическую практику экономических субъектов, занимающихся спекулятивной
деятельностью, возможности увеличивать свои доходы в условиях инфляции даже
расширяются. Результатом всех этих процессов является обострение социальных
противоречий в обществе с соответствующими последствиями.
Весьма негативным результатом инфляции является
потеря части компенсационных доходов населения от увеличения размера налоговой
ставки. Это происходит, если в стране действует прогрессивная шкала
налогообложения доходов населения. В этом случае номинальные доходы
увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и
соответственно сумма дохода, по этому из одной налоговой группы получатель
перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть
полученного дохода уходит в виде налога; реальные доходы населения в этом
случае сокращаются. Чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать
шкалу прогрессивного налогообложения.
С инфляционными процессами связаны огромные
затраты времени у населения: на поиск «дешевых» товаров, на нахождение способов
как можно более быстрой реализации (материализации) своих доходов. Возникает
ажиотажный спрос на обычные товары, широко распространяются бартерные сделки.
На обслуживание подобных натурально-обменных операций люди начинают тратить и
свое рабочее время.
Довольно существенны внешнеэкономические
последствия инфляции. Дело в том, что «внутреннее» обесценивание денег приводит
к их обесцениванию и по отношению к иностранной валюте - через разницу в
покупательной способности валют. При этом важное значение имеет обычно
существующий разрыв между «внутренним» обесцениванием и «внешним», т. е.
падением курса. Если внутреннее обесценивание опережает снижение курса к
иностранной валюте, то при прочих равных условиях стимулируется импорт товаров
из-за границы. Если же внешнее обесценивание обгоняет внутреннее, возникает
валютный демпинг, т. е. возможность значительного увеличения экспорта по низким
ценам [8, с.248].
Источником роста цен служит курсовая разница,
возникающий при обмене выручки в иностранной валюте на обесцененную
национальную.
Таким образом, социально-экономические
последствия инфляции многообразны и различны по глубине.
.3
Сущность антиинфляционной политики в экономике страны
Чтобы разработать специальную антиинфляционную
программу, сперва необходимо выполнить следующие правила:
На первом этапе:) необходимо выявить тип и
модель инфляции, с которое приходится иметь дело, определить ее специфику и
движущие силы, т. е. сделать вывод об исходных причинах инфляции;
) необходимо обозначить допустимый предел
инфляции поставить инфляционные процессы под контроль;
) важно помочь хозяйствующим субъектам
адаптироваться к инфляционным процессам и не допустить сокращения объема
выпуска.
На втором этапе необходимо добиться снижения
инфляции до уровня «ползучей» (т.е. не более 9% в год). К реальным
антиинфляционным мероприятиям следует относить лишь те, которые направлены на
преодоление причин ее провоцирующих, а не на временное смягчение ее последствий
[6, с.438].
Основой антиинфляционных мер является ликвидация
существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия
денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия
корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена, именно
на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с
инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.
От собственно антиинфляционных мер следует
отличать меры по смягчению последствий инфляции, т. е. социальной защите
населения путем компенсации и индексации его доходов.
Антиинфляционная политика означает комплекс мер и
механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу
с инфляцией.
Этот комплекс можно подразделить на две группы.
Первая - антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного
характера. Вторая - антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и
механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.
Антиинфляционную стратегию образуют механизмы
долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по
истечении продолжительного времени.
Первостепенное значение здесь отводится
уменьшению инфляционных ожиданий, в частности, адаптивных ценовых. Это
достигается двумя наборами методов:
· во-первых, всемерным укреплением
механизмов рыночной системы;
· во-вторых, формированием и
реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение
доверия большинства населения.
Второй компонент антиинфляционной стратегии -
долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста
денежной массы, а методами - введение жестких лимитов на ежегодные приросты
денежной массы.
Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной
стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и
исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения
бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки:
· во-первых, увеличение доходов
бюджета;
· во-вторых, уменьшение расходов
государства.
Еще одним блоком антиинфляционной стратегии
является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий
(политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих
стратегических задач являются:
· методы регулирования платежного
баланса;
· методы регулирования валютного
курса.
Антиинфляционная тактика выступает как
совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не
на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на
сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный
характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут
подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.
Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют
резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б)
способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения
предложения [10, с.119].
Краткосрочные резервы роста предложения:
. Государственная поддержка повышения товарности
экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие
побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую
информацию и торгующих ею. Такая деятельность не требует значительных
дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует
приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных
перекосов.
. Поддержка формирования новых рынков.
Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами.
Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными
с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее
воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно
приращению товарного предложения. Происходит многократное увеличение
предложения без адекватного повышения спроса.
. Разумно организованная приватизация
государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к
увеличению государственных доходов, ослаблению напряжения в расходной части
бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма
разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций
приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.
. Действенными средствами краткосрочной
антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и
частичная реализация государственных стратегических запасов.
Краткосрочные резервы снижения текущего спроса:
. Повышение ставки процента по вкладам, если
правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода,
побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам
должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных
ожиданий.
. Повышение процента по государственным
облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация,
продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают
реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный
процесс гиперинфляции.
. Для понижения уровня ликвидности сбережений
практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы,
рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе.
Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.
. Денежная реформа конфискационного типа
нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение
текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и
механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину
инфляционного разрыва.
. В качестве краткосрочного противоинфляционного
средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если
внутренние рынки достаточно конкурентные и отсутствуют разного вида
внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на
товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и
общий уровень цен в экономике. Когда валютный курс идет вверх, дорожает
экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Чересчур
высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на
зарубежных капиталовложениях в национальную экономику [13, с.196].
В зависимости от теоретических основ проводимой
правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно
различных блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика
доходов и политика валютного курса.
Дефляционная политика сводится к ограничению
денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Особенность
действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило,
вызывает краткосрочное замедление экономического роста.
Ограничение денежной массы представляет собой
важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло
проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы.
Введение режима денежных ограничений обычно
осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка.
Первая из них - регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается
процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам.
Вторым важным инструментом антиинфляционной
политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является
норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная
сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно
держать на своем счете в центральном банке.
Третий антиинфляционный инструмент - операции
Центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка
государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая
государственные долговые обязательства, Центральный банк сокращает денежную
массу, а покупая - увеличивает.
В рамках дефляционной политики важную роль
играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет
роста его доходов и снижения расходов.
Политика доходов как метод антиинфляционной
тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная
политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно
высоким и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой
политики является достижение стабильности цен. Среди антиинфляционных мер в
рамках этой политики обычно используются следующие:
· Длительное и целенаправленное
регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, зачастую
производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть
прямым (в США до 1974 Г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.)
или косвенным, т. е. через государственные закупки, займы, субсидии,
калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров,
количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В
том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех
странах мира.
· Добровольное регулирование доходов.
Здесь государство направляет
свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и
работодателями, т. е. на установление реальных границ роста цен и зарплаты в
зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния
экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам,
подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или
коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках
предприятия).
Политика валютного курса - представляет собой
комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты.
Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней
торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным
заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика
представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел
слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.
Основными антиинфляционными мероприятиями здесь
являются:
) гласное и широкое разъяснение через средства
массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания
общественного доверия и поддержки;
) создание специального стабилизационного фонда
(золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;
) ужесточение бюджетной политики, направленное
на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;
) введение фиксированного обменного курса и ряда
сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;
) стимулирование экспорта и торможение импорта
различными средствами;
) по мере подавления инфляции и роста
золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация
соответствующих сфер экономической деятельности [11, с. 82].
Несколько особняком стоят институциональные
методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным
относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного
осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания
и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные
механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя
или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное
применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных
преобразований в экономике является либерализация государственного
регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над
ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более
эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный
сектор экономики.
Денежная реформа. Ее суть состоит в попытке
изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся
новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном
уровне.
В зависимости от конкретной антиинфляционной
стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или
конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер любая
денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет.
Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах: молниеносном или
«шоковом» и постепенном. Наибольшее звучание приобрело в последние годы
проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».
Преимущество молниеносных мер в том, что они
проводятся в условиях доверия к правительству страны, способствуют резкому
снижению инфляции и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого
безинфляционного развития. Недостатки: резкий спад производства, рост
безработицы.
Постепенная политика способствует сохранению
относительной социальной стабильности: медленный рост безработицы,
незначительный спад производства. Недостатки: неопределенность экономической
политики и такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания
[10, с.120].
Антиинфляционная политика подразделяется на
активную и адаптивную политику.
Активная политика направлена на ликвидацию
причин, вызвавших инфляцию.
Адаптивная политика представляет собой
приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Следует отметить, что именно государство страны
управляет всеми инфляционными процессами, так как несет ответственность за
денежное предложение и к тому же величину денежной массы.
Активная политика.
Правительство владеет целым рядом прямых
монетарных рычагов, которые могут способствовать сокращению и сдерживанию
инфляции. К ним следует отнести:
· контроль над денежной эмиссией;
· недопущение эмиссионного
финансирования госбюджета;
· осуществление текущего контроля
денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;
· пресечение обращения денежных
суррогатов;
· наконец, проведение денежной реформы
конфискационного типа.
Адаптивная политика.
Основные составляющие адаптивной политики:
· индексация;
Индексация, то есть изменение номинальных
денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции,
так как распространяется на получателей фиксированных доходов, то есть тех, кто
больше всех теряет от инфляции. Она также может оказать понижающее давление на
инфляционные ожидания. Но есть и отрицательные стороны: влияние на сдерживание
корректировки относительных цен, и если инфляция вызвана изменениями в
структуре предложения, то индексация может стать причиной инфляционной спирали
(как это имело место в Израиле во время нефтяного шока 70-х гг.) [1, 49].
Таким образом, существуют различные варианты антиинфляционного
регулирования. Рассмотреть подробно все меры не предоставляется в рамках данной
работы возможным. Выбор той или иной меры антиинфляционной политики будет
зависеть от ряда факторов: степень развитости экономической системы, уровень
развития кредитной системы, роль государства и центрального банка в экономике,
конкретная экономическая и политическая обстановка.
Резюмируя, подчеркнем, что возможные
направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут
существенно различаться между собой. Однако существуют некоторые общие
политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного),
так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.
Временному или первоначальному успеху антиинфляционных
действий помогают следующие условия:
) приход к власти в стране нового руководства,
которое не связано с прежним экономическим курсом ни популистскими обещаниями
обществу, ни своим собственным материальным благополучием;
) способность сильной и самостоятельной
исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим или
лоббистским группам как жирующим на инфляции, так и не желающим идти на
экономические жертвы во имя ее подавления;
) наличие договоренности о реструктуризации
существующего внешнего долга с кредиторами;
) относительно равномерное распределение среди
всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с
проводимой антиинфляционной политикой;
) доверие большинства населения к правительству
и готовность поддерживать его антиинфляционные меры;
) обеспечение частичной компенсации потерь
наиболее низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных
социально-политических потрясений;
) использование набора конкретных
антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы
слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно;
) умение исполнительной власти «договориться» со
всеми наиболее влиятельными силами в стране: с профсоюзами, политическими
партиями, армией, предпринимательскими союзами и другими общественными
организациями о поддержке его экономической политики;
) психологический перелом в настроении большей
части экономически активного населения страны, связанный с желанием покончить с
высокой инфляцией. Если такой перелом еще не наступил и большинство
экономических субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать
решительную атаку на нее преждевременно, как преждевременно начинать ее и в том
случае, если у правительства нет выработанной послеинфляционной стабилизационной
экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами, ибо в
этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с
последующими нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом
кризиса и очередным витком инфляции [10, 122].
Экономическим же условием, не только
закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и
поступательное развитие всей национальной экономики, является оптимизация
структуры фактически используемой в стране денежной массы (т. е. оптимизация
соотношения наличных денег, кратко-, средне- и долгосрочных депозитов) как в
национальной, так и в иностранной валюте.
Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию,
«одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли
возможно. Современная рыночная экономика инфляционна по своей сути. Поэтому
роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать
инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.
2.4 Особенности
реализации антиинфляционной политики в переходной экономике Республики Беларусь
В Республике Беларусь, как и в других странах с
переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции.
Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу
90-х гг. ХХ в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики.
Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура
производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы,
высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста
тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность
сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и
инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в
90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и
нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и
распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и
предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции.
Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных
товаров [16].
В начале экономических реформ инфляция
существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные
характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее
превышение спроса над предложением (в потенциале - инфляция спроса), искаженные
ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики:
заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке
продукции, высокие инфляционные ожидания населения [15, с.2].
Основными причинами инфляции в Республике
Беларусь на современном этапе являются:
1. Дефицит
государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной
и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх
реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства.
2. Ограничение
конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые
самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В
Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли
(например: "Белоруськалий"), так и в остальных производствах (ОАО
"Атлант", РУПП "Витязь", ОАО "Белтрансгаз", ОАО
"Амкодор" и т.д.).
3. Долларизация
экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой
национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в
большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего,
используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года
население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше,
чем продало.
4. Мировой
кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю
мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина
поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от
экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула
позже и в меньшей степени, чем наших соседей. Ведь до недавнего времени наша
республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти:
за шесть месяцев 2009 г. - на 0,3 %, за семь месяцев - на 0,4 %, и лишь по
итогам января - августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам
десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например, в России ВВП за этот же
период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП
снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на
4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве
- на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками
сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на
экономику Беларуси [18].
Вышеперечисленные причины являются основными, но
не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране.
Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые
товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые
"инфляционные ожидания", когда население начинает запасаться товарами
впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и,
тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так
по состоянию на 1 января 2010 года долг составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов
США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по
сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.
Таким образом, совокупность всех этих
экономических факторов в большей или меньшей степени влияет на рост инфляции в
Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который
подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на
9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней
прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008
году и 12,1 % в 2007 году.
Главным источником инфляции в Республики
Беларусь продолжает оставаться денежная эмиссия [19].
Национальному банку Республики Беларусь законом
предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории
Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая
Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является
единственным законным платежным средством в любых формах на территории
Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не
предусмотрено законом.
Эмиссионный механизм включает в себя порядок
выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых
в оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых денежных
знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только в
результате проведения банками кредитных операций [9,c.14].
Изъятие наличных денег происходит при сдаче
(продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в
расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из
оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается
в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с
потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих
потребностей.
В 2011 году сложилась сложная ситуация на
денежном рынке страны, одной из причин которой многие эксперты называют резкое
и не обоснованное увеличение наличной денежной массы в стране в конце 2010
года. Резкий рост зарплат наблюдался в конце 2010 года, перед президентскими
выборами. Резкий скачёк денежной массы можно увидеть на рисунке 3.
Рисунок 3 - Рост наличной денежной массы
Источник [24]
За январь-сентябрь объем наличных денег в
обращении (денежный агрегат M0) в Беларуси увеличился на 71,95% и составил на 1
октября 7,73 трлн. рублей. Только за сентябрь показатель вырос на 15,2% после
снижения в августе на 5%. Такие данные содержатся в статистическом отчете
Национального банка. Объем широкой денежной массы (ШДМ) на 1 октября равнялся
78,92 трлн. рублей. За первые девять месяцев года показатель возрос на 57,02%,
из этого за сентябрь - на 10,4%. Активная рублевая денежная масса (денежный
агрегат M1, в который входят наличные деньги и текущие рублевые вклады в
банках) на указанную дату составила 19,01 трлн. рублей. За январь-сентябрь она
выросла на 39,1%, и только за сентябрь - на 5,47%.
Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2, в
который входят агрегат М1, срочные рублевые депозиты, а также средства
физических и юридических лиц в рублевых ценных бумагах) с начала года
увеличилась на 46,2%, в том числе за август - на 9,1%. На 1 октября показатель
равнялся 35,42 трлн. рублей, из которых 17,59 трлн. - срочные депозиты в рублях
(за январь-сентябрь они выросли на 49,88%, и только за сентябрь - на 12,2%).
Рублевые ценные бумаги банков за первые девять месяцев года возросли на 99,25%
до 2,04 трлн. За сентябрь они увеличились на 18,79%. Денежный агрегат М2
(денежная масса в национальном определении, из которого исключены средства
физических и юридических лиц в рублевых ценных бумагах) на 1 октября составил
36,6 трлн. рублей. За январь-сентябрь показатель вырос на 44,09%, и только за
последний месяц - на 8,59%. Рублевый эквивалент валютных вкладов с 1 января
возрос на 69,9% (за сентябрь - на 11,27%) до 37,59 трлн. рублей [23].
Как видно из всего выше сказанного, эмиссия
наличных денег в 2011 году значительно превысила все прогнозы, что естественно
негативно отразилось на национальной валюте и благосостоянии граждан,
спрогнозировать дальнейшее поведение НБРБ достаточно сложно ввиду
неопределённости валютного курса и работы экономики в целом, т.к. официальные
данные, зачастую расходятся с мнениями экспертов.
В 2012 году продолжает ускоряться рост денежной
массы и спрос на валюту. Более того, население опять стало покупать наличной
валюты больше, чем продавать. С одной стороны это вызвано сезоном отпусков, но
с другой, по статистике Национального Банка, за июнь 2012 года широкая денежная
масса выросла почти на 7 трлн. рублей, или на 5,5% - до 134,34 трлн. рублей.
Для сравнения, в мае денежная масса выросла на 4,4%, в апреле - на 3%. Однако внимание
на себя обращает не только возросший темп роста денежной массы, 60% которого
приходится на белорусские рубли, но и источники этого роста. Основных
источников роста два. Первый - рост наличных денег в обращении. За июнь 2012
года объем наличности в обороте вырос более чем на 1,2 трлн. рублей, или на
14,8%, и составил на 1 июля 9,49 трлн. рублей (рост с начала года - на 41,4%).
Второй источник - существенный рост переводных рублевых депозитов (деньги на
счетах, в том числе в виде зарплат и пенсий). За июнь переводные рублевые
депозиты физических лиц выросли почти на 2 трлн. рублей - с 5,69 трлн. рублей
до 7,57 трлн. рублей. Хотя до сих пор темпы роста переводных депозитов были не
столь существенными - примерно 200-500 млн. рублей в месяц.
Отсюда напрашивается вывод: начинает сказываться
административное стимулирование роста зарплат. Это, в частности, подтверждалось
тем, что денежный агрегат М2 почти не менялся от месяца к месяцу. Определенные
сдвиги появились с начала текущего года, но были вызваны проводимой Нацбанком
политикой по защите интересов экспортеров. Чтобы не допустить падения курса
иностранной валюты, регулятор стал выходить на биржу с рублевыми интервенциями.
Это привело к росту рублевой ликвидности в банковском секторе и росту широкой
денежной массы. Чтобы сдерживать темп роста денежной массы, Нацбанку пришлось
прибегнуть к изъятию рублевой ликвидности из банковской системы путем
размещения краткосрочных облигаций. Но сейчас, как мы видим, ситуация меняется.
Денежная масса набирает обороты, но назад не изымается. Попаданию выросшей
денежной массы в оборот (а только в этом случае возникают угрозы для
инфляционного скачка) отчасти препятствуют высокие ставки по кредитам, которые
сказываются на кредитной активности предприятий. Возросшим денежным доходам,
которые все-таки попали на товарный рынок, противостоят выросшие товарная масса
и услуги. В среднем рост производительности труда опережает рост зарплат, о чем
свидетельствуют данные статистики. Поэтому пока появившиеся у населения
дополнительные деньги к негативным последствиям также не привели. Инфляция
растет в привычном для себя ритме этого года. К слову, в первой половине 2012
года потребительские цены в Беларуси выросли на 10,5%.
Таблица 1 - Инфляция в январе-сентябре 2012 года
Месяц
|
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
май
|
июнь
|
июль
|
август
|
сентябрь
|
Инфляция
%
|
1,9
|
1,5
|
1,5
|
1,7
|
1,6
|
1,8
|
1,3
|
2,3
|
1,3
|
Источник: собственная разработка на основании
[23]
В сентябре инфляция составила 1,3%, в августе
2,3, в июле 1,3, в июне 1,8%, в мае - 1,6%, в апреле - 1,7%, в марте - 1,5%, в
феврале - 1,5%, в январе - 1,9%. Однако эксперты с большой долей вероятности
допускают, что уже через два месяца ситуация может измениться, и это станет
понятно по темпам роста инфляции и ситуации на валютном рынке. Чрезмерное увеличение
денежной массы в экономике приведет к тому, что у субъектов хозяйствования и
населения появится много ресурсов. За этим, о чем уже неоднократно говорилось,
последует рост импорта, рост спроса на иностранную валюту, и как следствие -
ослабление курса белорусского рубля. На рынке наличной валюты ситуация уже
изменилась. В июне впервые в этом году население купило наличной валюты больше,
чем продало. По данным Национального банка, покупка валюты составила 545,3 млн.
долларов, продажа - 528 млн. долларов. Набирает обороты и динамика спроса на
валюту со стороны физических лиц. Если в мае по сравнению с апрелем население
купило наличной валюты на 60 млн. долларов больше, то в июне по сравнению с
маем - почти на 100 млн. больше. Кроме того, дальнейшее снижение ставки
рефинансирования ведет к снижению привлекательности рублевых вкладов. С другой
стороны, это будет стимулировать кредитную активность населения, что
традиционно сопровождается спросом на иностранную валюту.
2.5 Проблемы и
перспективы денежной системы Республики Беларусь
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в
2012 году направлена на формирование условий стабильного экономического
развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического
развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем
обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления
банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования
платежной системы [20].
За 2012 год прирост нормативного капитала
банковского сектора составит 15 - 25 процентов, доля проблемных активов в
активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10 процентов. Прирост
активов банков сложится на уровне 25 - 35 процентов, что составит 43 процента к
ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 32 - 37 процентов и достигнут
52 процента к ВВП.
В 2012 году Национальный банк обеспечивает
эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также
дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и
сокращение доли расчетов посредством наличных денег.
В 2012 году продолжится реализация мероприятий
по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств -
участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с
Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком
реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией [21].
Социально-экономическое развитие страны в 2013
году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия
внешнеэкономических условий. В соответствии с прогнозом
социально-экономического развития страны на 2013 год рост реального валового
внутреннего продукта составит 108 - 109 процентов. Всего планируемый объем
инвестиций в 2013 году составляет около $20 млрд.. Инвестиции в модернизацию
этого сектора в целом составят более $70 млрд. Особое внимание планируется
обратить на вхождение белорусских промышленных предприятий в состав ведущих мировых
компаний. Положительное сальдо внешней торговли предстоит обеспечить как
минимум в $0,5 млрд.. Прирост объема экспорта товаров и услуг Беларуси в 2013
году должен составить 15,2%.
В 2013 году денежно-кредитная политика будет
направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики
Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития. Курсовая политика
сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней
устойчивости белорусского рубля [22].
В 2013 году необходимо обеспечить поступление
золотовалютных резервов не менее чем на $700 млн. В то же время в 2013 году
предстоит погасить обязательства перед внутренними и внешними кредиторами на
более чем $4 млрд. Несмотря на прогнозируемое в следующем году положительное
сальдо внешней торговли товарами и услугами, потребуется $3,9 млрд. для
перечисления таможенных пошлин на нефтепродукты в бюджет России. В качестве
основных источников поступления валюты в страну, без учета валютной выручки,
предусматривается привлечение прямых иностранных инвестиций в размере $4,5
млрд. Также предусмотрено поступление двух траншей кредита от Антикризисного
фонда ЕврАзЭС на $880 млн.
Результаты работы в текущем году демонстрируют
стабильное развитие экономики на макроуровне. Растет выпуск продукции в
промышленности (темп роста - почти 109%), в сельском хозяйстве (более 107%).
Серьезную озабоченность, вызывает снижение или
замедление темпов роста экспорта ряда важнейших товаров, таких как
автомобильная, сельскохозяйственная и бытовая техника, продукция металлургии и
деревообработки. Что может негативно сказаться на денежно-кредитной системе в
2013 году. Многие отрасли промышленности по-прежнему сталкиваются с проблемой
затоваренности складов. Нет существенных улучшений в ситуации с расчетами в
экономике. С начала года просроченная дебиторская задолженность в целом по
стране выросла на 30%, просроченная кредиторская задолженность - на 32,5%. Это
намного выше инфляции за этот период. Основными должниками белорусских
организаций продолжают оставаться субъекты хозяйствования Российской Федерации.
При этом просроченные долги россиян превысили задолженность белорусских
организаций (перед российскими партнерами) в два раза [24].
По итогам работы экономики страны за 7 месяцев
2012 года можно судить о том, что необходимые макроэкономические условия
выполнения прогноза текущего года созданы, обеспечивается экономический рост.
Так, экспорт товаров вырос в целом на 34% при положительном сальдо внешней
торговли товарами и услугами в $3,6 млрд. Чистый приток валюты в страну
превысил $3,4 млрд.
Главным на 2013 год является макроэкономическая
сбалансированность прогноза бюджета и основных направлений денежно-кредитной
политики страны.
В 2013 году от экспорта товаров планируют получить
не менее $53 млрд. при ожидаемых в 2012 году $45 млрд. Это должно благоприятно
повлиять валютный рынок и уравновесить денежную систему страны. Учитывая, что
доля промышленности в товарном экспорте без продукции сельхозпереработки
составляет 90%, именно на нее ложится основная задача по реализации экспортной
стратегии. Поэтому на поддержку экспорта в республиканском бюджете на 2013 год
запланировано в три раза больше средств, чем в текущем, что позволяет увеличить
объем экспортного кредитования до $0,5 млрд. С 1 января 2013 года предлагается
ускорить возврат НДС из бюджета для экспортеров. Эти предложения Правительство
заложило в проект Налогового кодекса.
На 2013 год запланирован максимальный за всю
историю страны объем инвестиций - Br 182,4 трлн., или в эквиваленте $20 млрд.,
из которых доля кредитов банков должна составить не менее 23% или Br 42 трлн. С
учетом высоких процентных ставок по кредитам в проекте бюджета на 2013 год
запланированы необходимые средства для их удешевления. Все предприятия, которые
имеют окупаемый проект и реализуют планы комплексной модернизации, будут иметь
доступ к ресурсам для удешевления процентных ставок.
Положительное сальдо покупки-продажи валюты на
валютно-фондовой бирже по итогам 8 месяцев 2012 года составило $1,6 млрд.
Правительством и Национальным банком своевременно погашены обязательства перед
внутренними и внешними кредиторами в иностранной валюте на сумму почти $2 млрд.
С начала 2012 года ставка рефинансирования снижена с 45% до 30% [22].
Основной целью денежно-кредитной политики в 2013
году, будет поддержание ценовой стабильности в экономике. Другой важной задачей
является наращивание золотовалютных резервов до уровня, обеспечивающего
экономическую безопасность страны. Исходя из необходимости увеличения к концу пятилетки
ЗВР до объема трехмесячного импорта с учетом его роста, на 2013 год
золотовалютные резервы прогнозируются на уровне $8,7 млрд.
В 2013 году Национальный банк намерен постепенно
уменьшать свое присутствие на валютном рынке, что соответствует усилению
антиинфляционной направленности монетарной политики. В результате стабильность
курса национальной валюты будет в определяющей степени зависеть от взвешенности
макроэкономической, жесткости денежно-кредитной и дисциплинированности
бюджетно-налоговой политики. При этом инфляция в 2013 году планируется на
уровне 12%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире существует немало проблем,
которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из
них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но
целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран:
развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества,
положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не
была, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах
определенные успехи уже достигнуты, в других же, как в Республике Беларусь,
находятся вначале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они,
используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок.
Таким образом, в работе я попытался раскрыть
сущность и инструменты инфляции и антиинфляционной политики сегодня,
проанализировал проведение борьбы с инфляцией в переходной экономике Республики
Беларусь.
Хотелось бы отметить, что для проведения
успешного антиинфляционного регулирования необходимо четко изучить сущность
инфляции, определить инструменты антиинфляционной политики.
Стало понятно, что одним из важнейших
инструментов антиинфляционного регулирования является успешное проведение
денежно-кредитной политики, стабилизация обменного курса белорусского рубля,
стабильность цен на товары и услуги.
Следует подчеркнуть, что в сложившейся ситуации
правительство нашей страны должно поставить проведение антиинфляционной политики
на первое место. Любая попытка в нынешних белорусских условиях увеличить
денежную массу приведет к падению курса и новому витку инфляции.
Запланированные параметры по курсу должны быть выполнены.
В реальном секторе и при растущем отрицательном
сальдо эластичность курса и инфляции от эмиссии будет значительной. Вместе с
тем рублевая денежная масса по отношению к ВВП столь мала, что без оборотки
нарастить экспорт проблематично.
Среди других инструментов уменьшения инфляции
наряду с сокращением денежной эмиссии следует отметить снижение дефицита
госбюджета (особенно той его части, которая покрывается посредством денежной
эмиссии), проведение более реалистичной процентной политики по депозитам и
кредитам, регулирование резервных требований, политику доходов, сокращение
бартерных операций и других суррогатных платежных средств (неплатежи).
Необходимо проведение мероприятий по привлечению
иностранных инвестиций в страну. Но данные задачи нереализуемы без активизации
фондового рынка и создания его современной инфраструктуры. Эта задача должна
иметь самый высокий приоритет сегодня. Ровно, как и создание нормативной базы
для выпуска белорусскими предприятиями ценных бумаг.
Целью денежно-кредитной политики должно быть
создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора
экономического роста и повышения уровня жизни народа.
Таким образом, правительство нашей страны и
Национальный банк РБ должны обеспечить внутреннюю и внешнюю устойчивость
денежной единицы, поддержание стабильных цен и общей экономической политики
государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андрианова. В.Д.
Инфляция: причины возникновения и методы регулирования: учеб. пособие / В.Д.
Адрианова. - М.:Мастер-класс,2010.- 150 с.
2. Базылев Н.И.
Экономическая теория: учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - Минск:
Современная школа, 2008. - 640 с.
. Вечканов, Г.С.
Макроэкономика: учебник для вузов/ Г.С.Вечканов, Г.Р. Вечканова.- 4-е изд.-
СПб.: Питер, 2011- 448 с.
. Ивашковский С.Н
Макроэкономика: учебник/С.Н.Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового
администрирования АНХ при Правительстве РФ, Моск. гос. ин-т междунар. отношений
(ун-т) МИД РФ. - М.: Дело, 2000. - 470 с.
. Климов, С.М.
Макроэкономика: учеб. пособие/С.М.Климов, А.П.Селин, Т.А. Фёдорова.- СПб.:
ИВЭСЭП, Знание, 2008.- 355 с.
. Лемешевский, И.М.
Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учеб. пособие для
студентов эконом. специальностей вузов/ И.М. Лемешевский.- 3-е изд.- Минск:
«ФУАинформ», 2009.- 702 с.
. Липсиц И.В. Экономика:
учебник для вузов / И.В.Липсиц. - Москва: Омега-Л. 2004. - 656 с.
. Михайлушкин А.И.
Экономика: для студентов технических вузов: по дисциплине "Экономика"
/ А.И.Михайлушкин, П.Д.Шимко. - Москва: Высшая школа, 2004. - 487 с.
. Янович П.А. Деньги,
кредит, банки: учебно-методическое пособие для студентов экономических
специальностей всех форм обучения / П.А.Янович; Министерство образования Респ.
Беларусь, Белорусский национальный технический университет, Кафедра экономики и
права. - Минск: БНТУ, 2006. - 54 с.
. Макроэкономика: учеб.
пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика",
"Мировая экономика" / П.Г.Никитенко [и др.]; Под общ. ред.
Э.А.Лутохиной; Нац. акад. наук Респ. Беларусь, [Ин-т экономики], Белорус. ин-т
правоведения. - Мн. : Равноденствие, 2004. - 295
. Современная экономика:
лекционный курс: многоуровневое учебное пособие для высших учебных заведений /
Ищенко О.А. [и др.]; научный редактор О.Ю.Мамедов. - Ростов-на-Дону : Феникс,
2004. - 410 с.
. Экономика : учеб.
пособие для студентов неэкономических специальностей учреждений, обеспечивающих
получение высшего образования / В. Л. Клюня [и др.]; под редакцией В. Л. Клюни,
Н. С. Тихонович :БНТУ, 2007. . - Минск - 423 с.
. Экономическая теория:
учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А.В.Бондарь, В.А.
Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2011.- 479с.
. Коллективный автор Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на
период до 2020 г./Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь;
Редколлегия:/ Я.М. Александрович [и др.] - Мн.: Юнипак., 2004.- 200 с.
. Антиинфляционная
политика в условиях постсоциалистических преобразований: автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01
/ Урюпина Анастасия Александровна; [Московский государственный институт
международных отношений (Университет) МИД России]. - Москва, 2009. - 26 с.
. Вечерко Г., Каштанова
Е. "Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы
перспективы". "Инфляция: причины, факторы, последствия" //
Белорусский банковский бюллетень № 15, 2002.
. Ковалев М.М.
Антиинфляционная политика для Республики Беларусь. //Вестник Ассоциации
белорусских банков, №48, 2000, с. 17-24.
18. Ковалев
М.М., Пасеко С.И. Национальная экономика в условиях мирового экономического
кризиса <http://www.economy.bsu.by/pdf/articles/Kovalev/2009/181.pdf>//
Банкаўскi веснiк. 2009. № 1.
. Алёхин,
К. Лестница в инфляционное небо / К.Алёхин // Экономическая газета.- 2011. - 18
ноября.- с.2.
. Официальный
сайт газеты «Белорусы и рынок» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
<http://www.belmarket.by/.> Дата доступа: 29.10.2012
. Официальный
сайт газеты «Рэспублiка» - газета Совета Министров
Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа:
<http://www.respublica.by/>. Дата доступа: 2.10.2012
. Официальный
сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www. nbrb.gov.by/. - Дата доступа: 14.10.2012.
. Официальный
<http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php%20-%20Официальный>
сайт комитета по статистике и анализу [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://belstat.gov.by/. Дата доступа: 14.10.2012.
. Официальный
сайт издания «Экономической газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
<http://www.neg.by/>. Дата доступа: 29.10.2012