определить наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов: от избранного метода зависят показатели динамики цен.
Веса потребительских товаров определяются на основе обследований семейных бюджетов (расходов семей), в соответствии со структурой потребления.
Мерой инфляции является так же дефлятор Внутреннего Валового Продукта (ВВП) - это индекс цен, используемый для того, чтобы определять динамику ВВП, которая складывается в результате движения цен и изменения физического объема производства. Дефлятор призван устранить ценовые колебания при изменении динамики ВВП для выявления реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП представляет собой отношение номинального ВВП, исчисленного в текущих ценах к реальному, то есть к ВВП в неизменных ценах. Оба показателя берутся в текущем периоде.
Косвенным показателем инфляции могут служить: рост номинальной ставки процентов; прирост денежной массы в процентах (высокий темп прироста денежной массы стимулирует рост инфляции); темпы прироста денежной массы и динамика спроса на деньги, наличие и резервы золотых и валютных резервов, соотношение валютных резервов и денежной базы служат индикаторами раннего предупреждения, характеризующими степень устойчивости и ожидаемую динамику цен [17, с. 425].
Также к внутренним факторам можно отнести и кредитную экспансию.
Кредитная экспансия - увеличение масштабов банковского кредитования сверх потребностей национального хозяйства. Кредитная экспансия развивается в условиях проведения государством политики «дешевых денег» - системы мероприятий, облегчающих доступ предпринимателей к кредитным ресурсам (понижение реальной процентной ставки, норм резервирования и др.);
Также можно выделить еще один фактор - это особенности современного этапа развития общественного производства: уменьшение серийности производства, частая смена моделей, сокращение сроков амортизации, рост расходов на повышение квалификации рабочей силы - создают дополнительные стимулы повышения цен.
Внешние факторы инфляции обусловлены интернационализацией экономической жизни. К важнейшим из них относятся:
«Импортируемая» инфляция, которая вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренние товарные цены. Особенно значительный инфляционный потенциал несет в себе повышение мировых цен на энергоносители и сырье;
Падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Это влечет за собой рост цен на импортные товары на внутреннем рынке. Помимо этого, необходимость конвертации национальной валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии;
Мировые экономические кризисы, которые приводят к существенным сдвигам в мировом хозяйстве. Сокращается спрос на мировом рынке, меняется структура цен. В условиях глобальной финансовой нестабильности ухудшаются платежные балансы многих стран, происходит падение курсов национальных валют, возрастает внешняя задолженность. Все это стимулирует инфляционные процессы в экономике ряда стран.
При определенных упрощениях можно сказать, что сегодня глобальная причина инфляции заключается в серьезных экономических диспропорциях и длительном неравновесии рынков, проявляющемся в хроническом превышении совокупного спроса над предложением.
Далее рассмотрим формы и виды проявления инфляции:
А) По причинам возникновения:
. Инфляция спроса - проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен.
. Инфляция издержек - означает рост цен вследствие роста издержек производства (роста цен на сырье, увеличение зарплаты и др.)
Б) По способам воздействия на цены:
Открытая инфляция - проявляется в продолжительном росте уровня цен, при ней цены регулируются спросом и предложением, и их рост очевиден для покупателей.
Скрытая или подавленная - она не видна невооруженным глазом, ибо жесткий контроль над ценами со стороны государства не позволяет ей открыто проявиться в единственно доступной ей форме - росте цен.
В) По темпам роста цен:
. Умеренная или ползучая - постоянно сопровождает товарное хозяйство и к ней надо относится как к нормальному явлению. Цены возрастают на более чем на 10% в год.
. Галопирующая - отражает нестабильность экономической обстановки и выражается в скачкообразных темпах роста цен. Характерен рост цен от 20% до 200% в год. Является признаком начинающегося и увеличивающегося кризиса денежной системы.
. Гиперинфляция - характеризуется астрономическим ростом количества денег в обращении и соответственно товарных цен (до 1000% в год). Означает крах денежной системы и паралич всего рыночного механизма. Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим.
Г) По соотносительности роста цен по различным группам товаров и услуг:
. Сбалансированная - цены различных товаров относительно друг друга остаются неизмененными.
. Несбалансированная - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Д) По ожидаемости и предсказуемости:
. Ожидаемая - понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее.
. Неожидаемая - наоборот.
Е) По территориальному критерию:
. Локальная - в рамках отдельной страны.
. Мировая - охватывает группу стран или целые регионы.
Ж) По происхождению:
. Внутренняя - вызванная развитием финансово-экономических факторов.
. Импортированная - порожденная внешнеэкономическими причинами [6, с. 210].
Все виды и темпы инфляции могут сочетаться самым различным образом в зависимости от особенностей национальной и мировой экономики.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в современной экономической действительности достаточно сложно отделить один вид инфляции от другого, ибо часто она порождается комплексом взаимосвязанных экономических, социальных и политических причин, субординировать которые далеко не просто, тем более что сама инфляция весьма динамична и изменчива.
Проблемы и последствия, создаваемые инфляцией почти полностью связаны с неопределенностью. Они возникают не потому, что ценность денег падает, а потому, что будущая ценность денег непредсказуема. Высокий, но постоянный темп инфляции, на который каждый мог бы с уверенностью рассчитывать, вызвал бы меньше проблем, чем более низкий, но менее предсказуемый темп. Так же дело обстоит и с дефляцией, которая представляет собой повышение ценности или покупательной способности денег. Она так же вносит неопределенность в расчеты тех, кто планирует свое будущее [15, с. 66].
Последствия инфляции могут быть как позитивные, так и негативные. Как бы это ни выглядело странным, но инфляция действительно в состоянии оказать положительное воздействие на протекание многих макроэкономических процессов.
Положительное действие инфляции проявляется, например, при небольшом ежегодном повышении цен (3-4%), так как рост денежной массы стимулирует производство.
При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользованных факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности.
В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.
Процесс этот, конечно же противоречив, с одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают в этой ситуации не все, а прежде всего наиболее сильные производители, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются и социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен [3, с. 440].
Прежде всего, повышение цен снижает склонность населения к сбережениям, заметно разогревает инфляционные ожидания домашних хозяйств («завтра будет еще хуже»), что незамедлительно активизирует платежеспособный спрос и, как следствие, экономический рост.
Повышение цен сопровождается повышением рентабельности продукции, что автоматически активизирует деловую активность бизнеса, способствует росту ВВП и уровня занятости населения [11, с. 290].
От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в долг, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн. рублей, дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму с процентами. Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена кредитору, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).
Наименьший ущерб несут так же те, кто успел вложить сбережения в твердую валюту или материальные ценности (например - золото или недвижимость), которые в принципе могут только дорожать. Однако, предложения на рынке, например, золота, по понятным причинам ограничены. В сочетании с инфляционным спросом это приводит к высоким ценам, недоступным для большинства обладателей сбережений.
Но все же, каковы бы, ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний.
Сегодня принято считать, что последствий именно такого рода все же значительно больше. В полном соответствии с природой инфляции происходит обесценение национальных денег, сбережений домашних хозяйств и накоплений денежного капитала в секторе бизнеса.
Жертвами негативных последствий инфляции в первую очередь становятся потребители, которым приходится страдать от падения уровня жизни. Это происходит в разных формах.
Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах. Каждый новый виток роста цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений.
В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг.
Внешне кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более благополучно, чем при подавленной инфляции - нет дефицита товаров и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.
Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.
Во-вторых, предугадать возможное повышение цен, особенно при неуправляемой гиперинфляции крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых статьях расходов, правительство обычно недооценивают инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными.
В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.
Таким образом, открытая и подавленная инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая благосостояние населения.
В этом же направлении действует эффект инфляционного налога (bracket creep effect). Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик превращается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода. Нельзя исключить варианты, когда сумма, оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности окажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы.
Инфляция влечет за собой социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения. Постоянное подорожание товаров, входящих в любой потребительский набор оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных слоев населения. Для состоятельных людей текущее потребление при открытой инфляции может не измениться или даже возрасти, сокращая сбережения. Следовательно, во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо.
Попытки государства снизить неравенство с помощью компенсаций чреваты проявлением другой несправедливости. Поскольку такие выплаты предназначаются малообеспеченным лицам, то наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев населения. Отмечу, что средний класс является самой массовой и экономически активной частью современного общества и ущемление его интересов отнюдь не безопасно.
Рассматривая проблему инфляции для потребителя в целом нужно сказать, что она приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, повышает социальную напряженность. Судя по мировой практике, проблема неразрешима до тех пор, пока идет неконтролируемая инфляция.
Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость [2, с.139].
Цены в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.
В обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.
И, наконец, в периоды активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительным сроком окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними [12, с. 355].
Общей чертой для Республики Беларусь является то, что согласно проводимым исследованиям, в ближайшей перспективе ожидается ускорение экономического развития: дальнейшее расширение спроса и соответственно устойчивые темпы роста объемов промышленного производства (в наиболее благоприятной ситуации, с точки зрения предъявляемого спроса на продукцию, сейчас находятся предприятия стройиндустрии, цветной металлургии, топливной, химической и нефтехимических отраслей, машиностроения); высокие темпы роста объемов производства на предприятиях промышленности строительных материалов, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности [13, с.136].
Таким образом, инфляция это сложное, многогранное социально-экономическое явление, которое своими корнями уходит еще в античные времена. В своем развитии оно проделало огромный путь, начиная от простого обесценивания металлических монет, вызванного порчей либо снижением стоимости производства золота, эмиссией бумажных денег во время войн и революций, и заканчивая структурными нарушениями в различных сферах экономики из-за диспропорций между спросом и предложением, накоплениием и потреблением, государственными доходами и расходами.
Инфляция - весьма распространенный экономический недуг, от которого пострадали многие развитые страны. Однако справиться с нею можно, о чем свидетельствует мировая практика. Это вселяет надежду, что и в нашей стране удастся обуздать инфляцию, которая десятилетиями пребывала в подавленном состоянии, а с переходом к открытому типу протекает в острых формах.
Кроме того, причины существования инфляции также различны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Это и внешние (дефицит государственного бюджета, монополизация экономики и произвольно волевое ценообразование, инфляционные ожидания населения, кредитная экспансия, особенности современного этапа развития общественного производства), и внутренние («импортируемая» инфляция, падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, мировые экономические кризисы), и др.
Но при определенных упрощениях можно сказать, что глобальная причина инфляции заключается в серьезных экономических диспропорциях и длительном неравновесии рынков, проявляющемся в хроническом превышении совокупного спроса над предложением.
. ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос [21, с. 401]
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги.
Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Таким образом, антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка.
Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.
От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т. е. меры по социальной защите населения путем компенсации и индексации его доходов.
Этот комплекс можно подразделить на две группы.
Первая - антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая - антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.
Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительности времени.
Первый компонент такой стратегии - уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.
Второй компонент антиинфляционной стратегии - долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
Третьим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методами сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации могут быть: увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства.
Еще один блок антиинфляционной стратегии - защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.
Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанной не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных стратегических мер [8, с.54].
Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
Кроме того, методы антиинфляционной политики можно классифицировать на прямые и косвенные.
Косвенные методы включают в себя:
-регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
-регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
-обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, т. е. борьбы с инфляцией, включают в себя:
-прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
-государственное регулирование цен;
-государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
-государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различных блока инструментов в пакете антиинфляционных мер: дефляционную политику, политику доходов и политику валютного курса.
Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста [1, с.234].
Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства независимо от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.
Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка. Первая из них регулирование учетной ставки процента. Под ней понимается процент за кредит, который национальный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост этой ставки всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.
Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.
Третий антиинфляционный инструмент - операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая - увеличивает. Отметим, что два первых регулятора, используемых центральным банком (ставка процента и норма резервирования), задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственно влияет на состояние денежного обращения.
В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.
Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Она используется тогда, к инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью политики является достижение стабильности цен.
К антиинфляционным мерам относятся:
) длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, часто производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, т. е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира;
) добровольное регулирование доходов. Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т. е. на установление реальных границ роста цен и заработной платы в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).
Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.
Основными антиинфляционными мероприятиями являются:
1)гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;
2)создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;
)ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;
)введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;
)стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;
)по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.
Фиксацию валютного курса как основную антиинфляционную меру применяли (с различным успехом) многие страны: в 1980 г. - Чили; в 1986 г. - Боливия и Бразилия; в 1991 г. - Аргентина. Это весьма показательно в том плане, что иной, плавающий курс национальной валюты в экономических условиях конкретной страны может подхлестывать инфляционные ожидания и от него приходится временно отказываться.
Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.
Суть денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.
В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».
Направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.
Временному (или первоначальному) успеху антиинфляционных действий способствуют следующие условия:
1)приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с
прежним экономическим курсом и популистскими обещаниями обществу;
2)потенциальная способность сильной и самостоятельной исполни
тельной власти противостоять любым социально-экономическим группам как «жирующим» на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления;
)помощь международных организаций или наличие договоренности
о реструктуризации существующего долга с кредиторами;
)относительно равномерное распределение среди всех общественных
слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой;
)доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры;
)обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений;
)использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно;
)умение исполнительной власти «договориться» со всеми наиболее
влиятельными силами в стране: профсоюзами, политическими партиями, армией, предпринимательскими союзами и другими общественными организациями о поддержке его экономической политики;
)психологический перелом в настроении большей части экономически активного населения страны, связанный с желанием покончить с высокой инфляцией.
Если такой перелом еще не наступил и большинство экономических субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Ее преждевременно начинать и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной после инфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. В этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.
Необходимость подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути, поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Выбор пути по решению данного вопроса и определяет основные направления антиинфляционной политики той или иной страны. А комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией и составляет антиинфляционную политику государства. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.
Среди методов антиинфляционной политики можно выделить три основных относительно различных блока инструментов в пакете антиинфляционных мер: дефляционную политику, политику доходов и политику валютного курса.
. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования. Столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового положения большинства госпредприятий и недостатком средств для финансирования запланированных бюджетных расходов, правительство и Нацбанк прибегли к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный банк страны постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности [20, с. 5].
С целью финансирования бюджетных расходов правительство не только увеличило свой рублевый долг перед центральным банком, но и снизило собственный валютный депозит. Оно также активно заимствовало денежные средства у банков, превратившись из кредитора банковской системы в дебитора.
В стране отсутствуют мотивы для бизнеса, лишь единицы предприятий, прошедшие этап формальной приватизации, смогли приступить к реструктуризации, большинство акционированных предприятий не являются бизнесами, потому что не ставят перед собой цель зарабатывать прибыль. Экономическая система не позволяет частным предприятиям иметь прозрачные результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция частных предприятий в Украину, Польшу, Россию.
Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными показателями по росту денежных доходов населения. Параметры бюджета определены программой социально-экономического развития и, в первую очередь, уровнем роста заработной платы, заложенным в программе [18, с.54].
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.
Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном периоде 2005-2010 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.
В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2007 г. При их определении учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах [18, с.57].
Такой подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.
Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы.
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.
Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости.
За два месяца 2008 года темп роста ВВП составил 109,9%, продукции промышленности - 112,9%. Более активную динамику правительство хотело бы видеть в агропромышленном комплексе, где рост объемов производства ниже запланированного (за два месяца 106,4% против плановых 107-108%). Задание не выполнил ни один регион страны. Минсельхозпрод объясняет это сокращением объемов производства сельхозпродукции домашними хозяйствами, которое не может быть компенсировано ростом в госсекторе. Отраслевому министерству было дано задание подготовить детальную программу мер по развитию АПК, основанную на инновационном подходе и интенсификации производства, однако такого документа до сих пор нет.
Сейчас в правительстве находятся предложения ряда министерств (Минэнерго, Минжилкомхоза, Минсельхозпрода и др.) по повышению цен и тарифов. Если все эти предложения принять, то по году уровень инфляции может составить 16-20% вместо запланированных 8%. Подход Минэкономики к этому вопросу будет взвешенным и жестким, меры по преодолению убыточности предприятий не будут связаны с существенным повышением цен. Министр также отметил, что на 20 марта инфляция составила 0,3%, в структуре роста индекса цен основную позицию занимают жилищно-коммунальные услуги, транспорт и продовольственные товары. По прогнозам, в первом квартале инфляция составит 3,7%.
В то же время в Совмине вынуждены признать, что за прогнозные рамки выходит инфляция. По результатам 6 месяцев она уже достигла 7,3%, из них, 3,4% обусловлены ростом цен на продовольствие, еще 2,2% - повышением тарифов на услуги ЖКХ. В правительстве ссылаются на мировые тенденции. Прозвучали, в частности, данные о том, что в России с начала года инфляция составила 8,7%, в Украине 15,5%.
Однако стоит ли приводить в пример Россию, где отмечен спекулятивный рост цен, и Украину, правительство которой резко увеличило социальные выплаты, нарастив денежную массу. В то же время в Еврозоне за 12 последних месяцев потребительские цены выросли лишь на 4%. На фоне инфляции в нашей республике 16% (июнь 2008 к июню 2007 года) в Польше показатель составил 4,3%, Германии - 3,4%, Норвегии - 3%. Вряд ли экономика Беларуси более открыта в сравнении с указанными странами.
Если во втором полугодии удастся удержаться на уровне первого (7,3%), то это будет положительный результат. Но уже очевидно, что в рамках годового прогноза (10%) не удержаться.
Правительство предпринимает соответствующие усилия. Разработан комплекс антиинфляционных мер, свои инициативы вносят министерства и ведомства. В то же время, к примеру, руководители АПК выступают за повышение цен на сельскохозяйственную продукцию с целью обеспечить стабильную работу предприятий данного сектора.
Не исключила возможное ухудшение финансового состояния предприятий в случае, если Россия повысит стоимость газа до 200 USD/ тыс. м3. В то же время она подчеркнула, что экономический потенциал, который сегодня сформирован в Беларуси, позволит избежать каких-либо критических ситуаций. В 2007 году многие эксперты предсказывали нам падение объемов производства, чуть ли не шок и кризис в экономике. Вместе с тем, результаты прошлого года опровергли эти прогнозы и сценарии.
Антиинфляционным фактором выступило достигнутое в последние годы доверие населения и хозяйствующих субъектов к белорусскому рублю в качестве привлекательного средства сбережения, превосходящего по уровню реальной доходности финансовые инструменты в иностранной свободно конвертируемой валюте. Высокая склонность населения к сбережениям в национальной валюте сохранилась в I квартале 2008 года, несмотря на то, что на протяжении двух месяцев процентная ставка по вновь привлеченным срочным вкладам (депозитам) в национальной валюте имела отрицательные значения в реальном выражении в связи с сезонно высоким уровнем инфляции на стыке календарного года. Учитывая это обстоятельство, Национальный банк в I квартале не корректировал официальную ставку рефинансирования, сохранив ее на уровне 11% годовых. В феврале-марте благодаря снижению уровня инфляции процентная ставка по срочным рублевым депозитам вернулась в область реальных положительных значений.
Одним из наиболее значимых и жестко контролируемых государством прогнозных показателей, в связи с социальной ориентированностью экономики Беларуси, является рост реальных денежных доходов населения. Реальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2008 года по сравнению с тем же периодом 2007 года увеличились на 15 % при прогнозе на 2008 год 7,5-8,5%. Производительность труда в этот период выросла на 7,7 % [22, с.53].
Такой рост доходов населения вызвал рост розничного товарооборота на 15,3%. Но прирост выпуска потребительских товаров в этих условиях естественно отстал от прироста общего объема розничного товарооборота (8,2 %). Основным сдерживающим фактором наращивания объемов выпуска потребительских товаров является их низкая конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках как по цене, так и по качеству. Это особенно характерно для продукции легкой промышленности, объем производства, которой увеличился в 2008 году по сравнению с 2007 годом всего на 0,3 %. причем на предприятиях концерна «Беллегпром» объем производства снизился на 1,5 %, а на предприятиях концерна «Белгоспищепром» - на 4,2 %. Производство телевизоров сократилось на 34,2 %, сахара - на 19,4 %. Поэтому рост товарооборота осуществлялся за счет роста потребительского импорта, который в стоимостном выражении вырос на 18,7 %, существенно увеличился импорт потребительских непродовольственных товаров (прежде всего, легковых автомобилей) [22, с.53].
В январе-ноябре 2008 года по предварительным данным платежного баланса, экспорт товаров и услуг составил 24 810.9 млн долл., импорт товаров и услуг - 26 999 млн долл.. увеличившись к уровню аналогичного периода 2007 года соответственно на 22,1 и 27,3 %. В результате по внешне-торговым операциям сформировался чистый импорт в размере 2 188,1 млн долл. против 881,9 млн долл. в январе-ноябре 2007 года. При этом Дефицит торгового баланса товарами составил 3 226,5 млн долл., а активное сальдо операций с услугами - 1 038,4 млн долл.
Определяющее влияние на ухудшение показателей торгового, баланса оказало, изменение условий поставки нефти и экспорта нефтепродуктов, а также двукратное подорожание импортируемого газа. В результате ценовые условия торговли энергоносителями по сравнению с аналогичным периодом 2007 года ухудшились (соотношение цен экспорта и импорта по данной группе товаров составило 0,787, по товарам в целом - 0,966), а темпы роста физического объема импорта товаров превысили темпы роста экспорта на 2 процентных пункта.
Экономика Беларуси не смогла компенсировать этот внешний инфляционный толчок. В результате рост затрат на производство продукции составил 126,2 %, а рост прибыли от се реализации - 112,4 %. Как следствие, снизилась рентабельность реализованной продукции в целом по экономике с 13,6% в январе-ноябре 2007 года до 12,1 % в январе-ноябре 2008 года и в ряде ее основных отраслей. По-прежнему сохраняется значительное число нерентабельных и низкорентабельных организаций. Доля нерентабельных организаций и организаций с рентабельностью 0-5 % в январе-ноябре 2008 года составила 48% (к общему числу) против 50,2% в январе-ноябре 2007 года. Наибольшая доля низкорентабельных организаций (от 0 до 5 %) отмечается в системе Минсельхозпрода, Белкоопсоюза, концерна «Белгоспищепром» и Мин-стронархитектуры.
Для того чтобы поддержать платежеспособность, на покрытие убытков и разницы в ценах в январе-ноябре 2008 года из бюджета было выделено 2 042 млрд руб.. или в 1,5 раза больше, чем за январь-ноябрь 2007 года. Наибольшие суммы бюджетных ассигнований получили жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и транспорт (более 80% от общей величины). Кроме того, «вымытые» из-за низкой эффективности собственные оборотные средства предприятий пополнялись за счет роста заемных средств. За январь-ноябрь 2008 года общий объем кредиторской задолженности возрос на 4,8 трлн руб., или на 18,6%. Прирост кредитной задолженности (во всех видах валют) перед банками по состоянию на 1 декабря 2008 года составил 6,6 трлн руб., или 45,8% по сравнению с началом года. Кроме того, интенсивный рост бюджетных расходов и банковских кредитов субъектам хозяйствования и населению также стимулировал увеличение импорта.
Все это не могло не вызвать рост инфляции. Дефлятор ВВП, вырос на 12,1% и на такую же величину вырос индекс потребительских цен (ИПЦ). В 2008 году увеличение общего индекса потребительских цен на 68,6% было обусловлено ростом цен на продовольственные товары (годом ранее - на 51,5 %), на 12,4 % - ростом цен на непродовольственные товары (годом ранее - на 18,2 %), на 19 % - ростом тарифов на платные услуги (годом ранее - на 30,3 %) [18, с.12].
Прирост индекса цен на продовольственные товары в 2008 году составил 15,9% (годом ранее - 6,5%). В наибольшей степени росли цены тех товаров, динамика цен которых зависит от ситуации на внешних рынках, а также товаров, цены на которые административно регулируются. Так, наиболее существенно подорожали масло растительное (в 1,73 раза), фрукты (на 36,8%), пшено (на 29,9%), молоко и молочные продукты (на 28%). Динамику роста цен на продукты питания определили рост издержек производства (вследствие роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители) и рост цен на мировых рынках на зерновые и масличные культуры (в основном из-за сокращения их валового сбора). Кроме того, как фактор повышения цен на продукты питания следует отметить замедление темпов производства, что напрямую повлияло на насыщенность потребительского рынка.
Прирост индекса цен на непродовольственные товары за 2008 года составил 5,9%. В наибольшей мере подорожали бензин (на 20%), моющие средства (на 11,8%), хлопчатобумажные ткани (на 10,8%), печатные издания (на 10,7%) и табачные изделия (на 9,5%). На большинство непродовольственных товаров (таких как мебель, электротовары обои, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, строительные материалы и др.) прирост цен составил от 3 до 7%. Цены на данную группу товаров формировались под влиянием в основном двух факторов: с одной стороны, роста издержек производства вследствие повышения цен на энергоносители, с другой - высокой степени конкуренции как среди отечественных производителей, так и со стороны внешнего сектора [18, с.13].
Высокая степень конкуренции со стороны внешнего сектора на рынке непродовольственных товаров, в отличие от других сегментов потребительского рынка, является серьезным ограничителем роста цен на данную группу товаров (при стабильном обменном курсе национальной валюты) даже в условиях снижения эффективности (прибыльности) работы в отраслях, производящих непродовольственные потребительские товары.
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.
Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей.
Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).
Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового типа к рынку является реальная возможность перенести значительную часть издержек трансакции непосредственно с государственного аппарата на самих участников рыночного обмена и повысить тем самым эффективность работы экономической системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек, как поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о нем, процедуры торга, подготовка к подписанию контракта, оплата и оформление контракта в процессе его реализации не являются (или являются лишь в особых случаях) в рыночной экономике составляющими государственных затрат. В то же время необходимость уменьшения значения такой характеристики функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от внутригосударственных) вынуждают государство сохранять за собой определенную долю этих издержек. В любой экономической системе рыночного типа государство несет подавляющую часть трансакционных издержек - затраты по спецификации и защите прав собственности, созданию информационной инфраструктуры рынка, разработке стандартов мер и весов, созданию транспортных сетей, организованных площадок и иных каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами, затраты, связанные с правоохранительной деятельностью (обеспечение, условий и механизма выполнения контрактов) и ряд других.
Ввиду ограниченности государственных средств, которые могут быть направлены на прямые субсидии, представляется, что первоочередным направлением их использования должно стать развитие именно рыночной инфраструктуры. Опыт ряда бывших социалистических стран показывает, что организации, занимающиеся информационным обеспечением, консалтингом, профессиональной переподготовкой людей, редко выживают в переходной экономике, функционируя на принципах чисто коммерческой окупаемости.
Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.
Во всех странах государство тем или иным образом воздействует на процесс формирования цен. В этом процессе, однако, необходимо не перейти грань допустимого вмешательства, за которой наступает эффект негативного воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства. С этих позиций концептуальной основой выбора основных подходов и механизмов ценообразования является принцип, согласно которому государственное регулирование ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цен приводит к деформациям в экономике и экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики [22, с.55].
Общей целью совершенствования системы ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен, создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении на этой основе жизненного уровня населения.
Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.
С другой стороны, завышение цен обусловливает неэффективное использование ресурсов, раскручивание инфляционных процессов, снижение уровня жизни населения.
Несбалансированность ценовой структуры проявляется в заниженном уровне потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции, что создает угрозу накопления инфляционного потенциала. Отставание цен на продовольственные, непродовольственные потребительские товары и услуги имело своим следствием ухудшение среднего качества товаров, реализуемых на внутреннем рынке.
Основным фактором заниженного уровня потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции является отставание роста доходов населения. В периоды значительного отставания доходов потребителей от выручки по народному хозяйству (вследствие различия в условиях сбыта на внутренний и внешний рынки) рост потребительских цен также отставал от роста цен производителей промышленной продукции. Уровень потребительских цен зависит от покупательной способности населения, причем в периоды относительного ее снижения наблюдается изменение структуры потребления населения и соответственно структуры цен. Таким образом, изменения в ценовой структуре отражают изменения в общеэкономических пропорциях республики, а проблема ее выравнивания сопряжена с необходимостью регулирования общеэкономических показателей системы, в частности, стоимости труда в нашей стране.
Структурные изменения в системе цен до 2009 года должны обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в «западном» направлении. Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы отечественных производителей и потребителей.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что рост белорусской экономики сопровождается снижением эффективности. Значительный рост цен на импортируемые энергоносители, изменение условий импорта нефти и экспорта нефтепродуктов, введение ограничений на импорт ряда отечественных товаров со стороны России не удалось компенсировать снижением издержек и увеличением объемов продаж на внутреннем и внешнем рынках. В качестве компенсаторов этих разнонапраавенных процессов выступили возросшая инфляция и пополнение счета движения капитала платежного баланса за счет продажи акций Белтрансгаза и предоставления Россией двух кредитов в 1,5 и 2 млрд долл. Последнее отсрочило, но не остановило сползание Беларуси к дефолту из-за роста дефицита торгового баланса по причине снижения эффективности экономики.
Для того чтобы обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития и действительно модернизировать экономику, сделать ее эффективной и конкурентоспособной, необходимо, прежде всего трансформировать сферы влияния, функции белорусского государства. Важно создать институты, обеспечивающие не выполнение прогнозных показателей, а создание и функционирование информационно состоятельных рынков. Безусловно, за государством должно оставаться определение стратегии развития, но в ее реализации должны принимать участие и указанные институты, и сами информационно состоятельные рынки. При этом государство должно оставаться сильным, обеспечивающим соблюдение законности.
Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и доходов населения будут постепенно сниматься.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.
Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим:
. С учетом финансовой и экономической ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.
. При осуществлении таргетирования инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период.
. Для обоснования целевого значения инфляции необходимо применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах. При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и методам должны быть включены в общую схему многоитерационных расчетов и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.
. Использование изложенного выше подхода позволяет говорить о целесообразности постепенного снижения уровня инфляции в Республике Беларусь с тем, что позволит осуществить необходимые структурные изменения в производстве, ценообразовании, финансовой сфере и т.д.
Таким образом, реализация предлагаемого подхода к снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком. Недопустимы межведомственная разобщенность и стремление реализовать ведомственные интересы в ущерб общегосударственным. Сбалансированность и скоординированность отдельных целей, которые реализуют отдельные ведомства, должны обеспечиваться в процессе подготовки прогнозно-программных документов и, в первую очередь, при разработке прогноза социально-экономического развития, государственного бюджета, основных направлений кредитно-денежной политики на очередной год. Между этими документами должна быть обеспечена полная сопряженность. В дальнейшем, при реализации указанных документов, необходимо обеспечить их максимально возможное выполнение каждым органом государственного регулирования в соответствии с их законодательно определенной компетенцией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. - Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002. - 234 с.
2Андрианов, В. Инфляция и методы ее регулирования / В. Андрианов // Общество и экономика. - 2006. - № 4. - С. 135-162.
Булатов А.С. Экономика. - М.: Юристъ, 1999. - 896с.
Введение в рыночную экономику (учеб. пособие). В двух частях. Часть 1. Гомель, Белорусское Агентство научно-технической и деловой информации, 1996. - 232 с.
Головачев А.С. Макроэкономика: курс лекций/ А.С. Головачев, И.В. Головачева. - 2-е изд., - мн.: Аккад. Упр. При Президенте РБ, 2005. - 255 с.
Зубко Н.М. Экономическая теория / Н.М.Зубко, А.Н.Зубко. - Мн. «ТетраСистемс», 2002. - 352 с.
Ивашковский С.Н. Макроэкономика. -М.: Дело, 2002.
8Козаченко Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Козаченко // Вестник БГЭУ - 2007. - №2. - С.53-59.
9Курьянов, А. Денежно-кредитное регулирование: оптимум гибкости и транспарентности / Александр Курьянов, Олег Сухарев // Банкаўскi веснiк. - 2008. - № 13. - С. 29-35.
10Кузнецова, М.А. Золото как инструмент антиинфляционной политики / М.А. Кузнецова // Банковское дело. - 2006. - № 10. - С. 15-18
11Лемешевский И.М. Макроэкономика (Эконом. Теория. Часть 3). Учеб пособие для студ. эконом. спец-ей высших учеб. заведений. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576 с.
12Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. - М.: Высшая школа, 1994. - 447с.
Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э.А. Лутохина (и др.); под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. - 400 с.
15Носова, Г. В. Поиск путей преодоления инфляции в начале XIX века / Г. В. Носова // Финансы. - 2005. - №7. - С. 65-67.
16Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. / Сост. М.И. Плотницкий. - Мн.: Мисанта, 2002.
17Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. - М.: Юристъ, 2000. - 783с.
18Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в первом полугодии 2008 года и ожидаемое выполнение параметров годового прогноза: [доклад подготовлен сотрудниками НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь с использованием данных Министерства статистики и анализа Республики Беларусь] / НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь. - 2008. - № 8. - С. 4-82.
Старченко, Т.М. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы/ Т.М. Старченко, Я.М. Александрович //Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики РБ. - 2007. - №1. - с.4-21.
Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2007 году / Информация подготовлена отделом монетарного анализа и прогнозирования Главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь // Банкаўскi веснiк (инф. вып.). - 2008. - 16-29 лют. (№ 6). - С. 2-12.
Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 550 с.
22Ясинский, Ю.М. Экономический рост и проблемы модернизации белорусской экономики / Ю.М. Ясинский // Проблемы управления. - 2008. - № 2. - С. 50-57.