Туристские объекты Санкт-Петербурга
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» Филиал в городе Муроме
Кафедра «Международного туризма и межкультурной коммуникации»
"Туристские объекты Санкт Петербурга"
Курсовая работа
Выполнил Зайцев С. И.
Студент заочного отделения. Группа 11Скс/16
Преподаватель: Зуева Л. Е.
Муром
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ОБЪЕКТ ТУРИЗМА
.1 Понятие и сущность туристских объектов
.2 Классификация туристских объектов
.3 Факторы привлекательности Санкт-Петербурга
. ПОПУЛЯРНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ ПЕТЕРБУРГА
.1 Объекты религиозного туризма
.2 Музеи Санкт-Петербурга
.3 Экскурсионно-познавательные объекты Санкт-Петербурга
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что Санкт-Петербург Переживший 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трехлетнюю блокаду и экономическую реформу Петербург способен удивить даже самого искушенного туриста. Его справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Отметивший свое трехсотлетие город, часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории.
Санкт-Петербург, является вторым по величине городом в стране. Он занимает приблизительно 600 км2, не считая пригородов, где-то 1500 км с их учетом. Население Санкт-Петербурга составляет около 5 млн. человек
Город изрезан пересечениями речных, морских и наземных путей, и считается приближенным к Европе стратегическим центром России.
Санкт-Петербург - один из немногих городов России, в котором сохранились многочисленные памятники материальной и духовной культуры, отражающие все этапы истории города. Не смотря на все трудности, революции и войны, в городе до этих пор сохранены более 85% памятников XVIII-XIX веков - оригиналы, уникальное культурно-историческое наследие.
В городе на Неве можно увидеть не только отдельные здания и сооружения, но целые улицы и площади такими, какими они были в XVII, XIX, XX веках почти без изменений.
Непохожий на другие российские города, Петербург часто становился объектом философских размышлений, местом действия литературных произведений и героем поэм. Здесь появлялось и развивалось самое новое в искусстве - от Гоголя до русского рока, считающего Петербург своим портом приписки. Петербуржцы считают свой город культурной столицей, ссылаясь на то, что лучшие русские писатели от Пушкина до Довлатова жили здесь, на берегах Невы, петербургский университет входит в десятку лучших в Европе, а Мариинский театр и Эрмитаж вобрали в себя самое лучшее, что есть в искусстве.
Санкт-Петербург по своему географическому положению, природно-климатическим, культурно-историческим и социально-этнографическим предпосылкам является идеальным регионом для развития практически всех видов туризма.
На территории Ленинградской области сосредоточено около 4000 памятников российской истории и культуры, из них более 300 федерального значения. Курганы, крепости, замки, дворцы и парки, другие объекты, в том числе и современные, составляют огромную ценность и широко доступны туристам, экскурсантам и гостям. Значительная часть наследия сосредоточена более чем в 30 музеях, коллекциях и доступна для культурно-познавательных целей туризма. Музеи ежегодно посещает до 1 млн. человек. В области насчитывается восемь средневековых крепостей, три дворцово-парковых ансамбля, 120 бывших дворянских усадеб и памятных мест. На территории области сохранились и частично превращены в музеи старинные родовые владения, в том числе известных деятелей искусства и культуры, государственных деятелей, декабристов. Следы войн отражаются в многочисленных мемориалах, памятниках, в том числе таких, как «Зеленый пояс Славы», «Дорога Жизни» и других, составляющих основу героико-патриотического и ритуального, этнического и ностальгического туризма. Организованы краеведческие музеи практически во всех исторических и культурных центрах. На территории области расположены уникальные природные ресурсы, организованы природные заповедники и парки, заказники, пещеры, составляющие ресурсную базу экологического туризма.
В области более 400 выдающихся и исторически значимых объектов культового зодчества, многие из них имеют глубокую тысячелетнюю историю. Туристские ресурсы располагают к проведению туристско-спортивных мероприятий, местных, всероссийских и международных спортивных соревнований. Потенциал ресурсов Ленинградской области и Санкт-Петербурга огромен Данный вопрос очень актуален на сегодняшний день, т.к. поток туристов увеличивается с каждым годом.
Цель работы: изучить и проанализировать Санкт-Петербурга в качестве объекта туризма.
Задачи: 1)рассмотреть базовые основы туристского потенциала региона
) рассмотреть и изучить факторы туристской привлекательности Города
) описать выдающиеся туристские объекты
Для исследования применены: качественный метод обработки данных , аналитический и исторический методы.
Объектом исследования является туристская привлекательность Санкт- Петербурга.
Предмет исследования - достопримечательности города.
Работа состоит из трех глав. Первая коротко описывает историю строительства Санкт-Петербурга. Во второй рассматриваются основные факторы привлекательности Петербурга, как объекта туризма. И наконец, третья глава - описывает некоторые из самых выдающихся достопримечательностей города.
1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ОБЪЕКТ ТУРИЗМА
1.1 Понятие и сущность туристских объектов
Объекты туризма - это элементы туристической индустрии, по отношению к которым направлена профильная целепопалагающая деятельность субъектов туризма (туроператоров, турагентств, транспортных компаний, отельных хозяйств, экскурсионных бюро и т.д.)
Исходя из данного определения, можно выделить две базовые группы объектов туризма:
места (объекты) посещения или показа (включены в категорию туристических ресурсов)
туристы как основные потребители предлагаемых услуг или товаров
Нас интересует первая базовая группа - объекты посещения. Объекты посещения включены в категорию туристских ресурсов. Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Эти объекты составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности.
Объекты посещения: понятие и разновидности.
Места посещения или показа как объекты туризма - одна из наиболее изучаемых тем в отрасли туристической методологии. Именно они зачастую являются тем решающим фактором, который влияет на специфику и конкурентоспособность предлагаемого туристического продукта (поездки, путешествия, экскурсии или похода).
Соответственно, объект посещения - это туристический ресурс, на который направлен познавательный интерес клиента, и знакомство с которым составляет одну из целей приобретения туристического продукта.
Выделяют два основных типа объектов посещения: природные объекты (памятники природы) и историко-культурные объекты (памятники культуры). Сумму всех этих объектов туризма также принято называть достопримечательностями.
Таким образом, к числу природных объектов туризма могут относиться: парки, заповедники, заказники, ботанические сады, зоопарки, дельфинарии, рекреационные зоны или объекты, коллекции уникальных или редких животных и растений и т.д.
Историко-культурные объекты туризма охватывают следующие группы объектов: памятные места, музеи, галереи, архитектурные строения, фестивали и праздники, скульптурные и археологические памятники, арт-кафе, городские историко-архитектурные комплексы и прочее
.2 Классификация туристских объектов
Классификация объектов изучения в любой научной и практической деятельности имеет огромное значение. Есть мнение, что наука только тогда становится наукой, когда чётко систематизированы объекты изучения. Для сферы туризма крайне важно определиться с понятием «туристские ресурсы», «туристские объекты» и создать их единую классификацию.
Ресурсы - это природные и общественные тела, явления и процессы, а также информация о них, которые можно использовать для существования и развития какого-либо вида деятельности человека.
Поскольку на настоящий момент в Российской федерации имеет силу закон «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996, то вероятно следует исходить из определения туристских ресурсов, данного в этом законе.
«Природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».
«Туристский потенциал», как синоним «туристско-ресурсного потенциала» определяется как совокупность туристских ресурсов определённой, природной, природно-антропогенной или антропогенной системы, определяющая способность этой системы без ущерба для себя произвести определенное количество туристского продукта.
Исходя из определения «туристские ресурсы» понятно, что они могут классифицироваться по самым разным признакам. В первую очередь это деление на природные и общественные туристские ресурсы.
Природные туристские ресурсы подразделяются на следующие группы:
лечебные природные ресурсы (лечебные грязи, минеральные воды, лечебный климат, пляжи и другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха).
памятники природы (заповедники, национальные парки, уникальные природные явления и другие)
природные ресурсы для специальных видов туризма (ледники, вершины гор, скалы, пещеры, сплавные реки и другие).
Общественные туристские ресурсы.
Следует различать прямые и косвенные общественные туристские ресурсы. К первым относятся те, которые непосредственно используются самими туристами для удовлетворения своих духовных потребностей. Косвенные ресурсы способствуют этому и создают условия для туризма.
Прямые общественные туристские ресурсы:
Курорты - используемые в лечебно-профилактических целях территории, располагающие природными лечебными ресурсами и необходимой инфраструктурой,
Объекты историко-культурного наследия, как продукт труда предыдущих поколений (археологические и исторические памятники, городские и усадебные комплексы, памятники архитектуры, памятники места, этнографические ресурсы и другие)
Музеи и музеи заповедники
Общественные природные ресурсы для специальных и экстремальных видов туризма (спортивные сооружения, объекты дачного туризма, культовые объекты, объекты исторических реконструкций и другие).
Туристская инфраструктура (транспорт, финансы, размещение, питание, информационное обслуживание и другие)
Технические средства (плавсредства, велосипеды, костюмы, оборудование для рыбалки, охоты, обеспечения безопасности и другие).
Трудовые ресурсы.
Возможна и такая Классификация туристских объектов:
) широко или малоизвестные объекты (на известность туробъекта влияет как реклама, так и уровень сервиса вблизи объекта);
) свободно и комфортно посещаемые и посещение которых требует определенных физических нагрузок, сопряжено с опасностями для жизни и здоровья туристов.
Например, исторические или археологические объекты как разновидность объектов туристского интереса - это объекты, имеющие историческую или археологическую ценность, зачастую охраняемые властями.
Архитектурными объектами являются памятники и шедевры зодчества, красота, продуманность и величие которых способны привлекать к себе людей. Обычно архитектурные объекты классифицируют на имеющие историческую ценность и не имеющие таковой. Архитектурными объектами туристского интереса могут быть как отдельно стоящие здания, так и ансамбли зданий, целые кварталы городов, или даже целые города.
Научные и промышленные объекты туристского интереса представляют собой функционирующие предприятия и лаборатории, выставки и демонстрации достижений науки и техники.
Объектами зрелищ и развлечений, способными привлечь к себе туристов, могут быть как концерты звезд, выступления политиков, спортивные соревнования, шоу, так и парки развлечений и аттракционов и др.
.3 Факторы привлекательности Санкт-Петербурга как объекта туризма
Изучая вопрос оценки ресурсного потенциала туристской сферы региона необходимо в первую очередь определить факторы, определяющие степень привлекательности этого региона в глазах потенциальных туристов.
Определяющим в вопросе развития туризма в регионе, становится наличие и уровень развитости туристско-рекреационных ресурсов.
Под туристско-рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления способные удовлетворить потребность человека в процессе и в целях туризма и создающие материальную и организационно-экономическую базу для развития туризма.
Основой для развития туризма, безусловно, в первую очередь, служат природные и географические условия.
Культурно-исторические ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности населения и в более узком сегменте спроса.
Организационно экономические и трудовые необходимы для наиболее эффективного развития индустрии туризма, создают возможность обеспечения потребностей сферы туризма обслуживающим персоналом, причем требования туристов к качеству этих ресурсов, то есть к их квалификации постоянно растет.
Рассмотрим коротко природно-рекреационные, культурно-исторические и организационно-экономические факторы привлекательности Санкт -Петербурга.
Санкт - Петербург - важнейший туристский район Северо-запада России. Побережье Балтийского моря дает большие преимущества для развития туризма Санкт-Петербургу как крупному благоустроенному порту и прибрежной территории области, на значительной части которой сформировалась приморская курортная зона.
Умеренный, переходный от морского к континентальному климат, не слишком теплый в летние месяцы из-за расположения региона в высоких географических широтах (всего в 6,5 градусов от Северного Полярного Круга) несколько снижает рекреационные достоинства этого края. Зато вместо этого хороши условия для зимних видов туризма и спорта, а долгие летние дни и романтические белые ночи - уникальная особенность, позволяющая туристам любоваться красотой Петербурга». Из-за влажной сочной зелени обширных парков, садов, скверов Петербург считается одним из самых озелененных крупных городов мира.
На Карельском перешейке вдоль берега мелководного теплого Финского залива с песчаными пляжами, сосновым лесом и целебными минеральными водами расположилась курортная зона Сестрорецкого района Петербурга, где уже многие десятилетия функционируют учреждения лечебного туризма. При переоборудовании старых рекреационных учреждений, разбросанных в экологически чистых ландшафтах многих районов области, при создании более высокого уровня комфорта и сервиса в сочетании с интересными программами и разумными ценами туров, можно резко увеличить приток сюда отечественных и даже зарубежных туристов.
Наибольшую привлекательность региону придает высочайший туристский потенциал Санкт-Петербурга - бывшей столицы Российской империи. В старой, центральной, части города сохранился архитектурный облик прошлых веков - отдельные сооружения и здания, а также целые ансамбли 17,18,19 столетий и начала 20 века. . В архитектурном плане, город воспринимается как единый ансамбль с уникальными по своей красоте дворцами и храмами. Улицы и проспекты города на Неве позволяют ощутить идеальную гармонию и строгое совершенство.
У города есть свое неповторимое лицо - он строился по единому архитектурному плану, одобренному Петром Великим. "Симфонией в камне" иногда называют Санкт-Петербург. Здесь в пригородных ансамблях Петродворца, Павловска, Пушкина, Гатчины, Ломоносова находятся под охраной государства более 2000 памятников истории и архитектуры. Они создавались как парадные загородные резиденции русских царей и придворной знати. Замечательные памятники пейзажного и садово-паркового искусства стали теперь историко-художественными музеями.
Ни в одном городе России нет такого разнообразия: дворцы (Зимний, Таврический, Мариинский и т.д.), Петропавловская крепость и Адмиралтейство, Александро - Невская лавра и другие возрождающиеся монастырские комплексы, архитектурные шедевры православных храмов и храмов других конфессий. Туристов поражает гармоничный облик старого города - его просторные площади, прямые улицы, набережные полноводной Невы и множества рек и каналов, зеленые бульвары, скверы, сады, парки.
Культура Санкт-Петербурга, являясь "душой города", имеет исключительно большое значение в формировании его привлекательности на международном туристском рынке. В Петербурге свыше 50 музеев. Среди них Эрмитаж - одна из величайших в мире собраний шедевров искусства, Русский музей, музей истории города в Петропавловской крепости, Кунсткамера, один из крупнейших в Европе - Зоологический музей и др. Поэтому по объему ресурсов для познавательного туризма равных Санкт-Петербургу городов в России нет. Здесь более 20 театров, филармония, много концертных и выставочных залов, десятки стадионов.
Ежегодно организуется более 100 международных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников, причем, очень часто основной ареной подобных мероприятий становятся центральные улицы и площади города. По возможностям развлекательного туризма город уступает только Москве. Лишь в столице больше масштабы конгрессового туризма, так как в ряде областей науки (медицина, геология, энергетика, судостроение, оптика и др.) Петербург играет ведущую роль в стране. Здесь около 250 научных учреждений и более 50 вузов, ежегодно организующих научные отечественные и международные семинары, конференции. Разнообразные промышленные предприятия, крупные торговые центры, банки, промышленные выставки, ярмарки, фестивали - представляют солидную базу для развития делового туризма.
Одним из важнейших направлений развития туризма в Санкт-Петербурге является морской круизный туризм.
По посещаемости круизных судов Санкт-Петербург уже два года входит в тройку европейских лидеров. Только в 2006 г. Санкт-Петербург принял 233 судозаходов зарубежных круизных судов, на которых в Санкт-Петербург прибыло 148 тысяч иностранных круизных туристов. С учетом имеющейся на сегодняшний день инфраструктуры, по оценкам специалистов, количество судозаходов может быть увеличено. Усовершенствована инфраструктура Морского порта Санкт-Петербурга, что способствует увеличению количества судозаходов и, соответственно, дальнейшему росту пассажиропотоков.
Из Санкт-Петербурга на речных судах можно совершить путешествие по Волго-Балтийской водной системе и посетить древние российские культурно-исторические центры Кижи, Валаам и многие другие.
В Петербурге пять действующих железнодорожных вокзалов и два аэропорта - Пулково I и Пулково II. Расширяются таможенные терминалы, выстраивается единая система информационно-сервисного обеспечения.
Для того чтобы любому гостю, посетившему Санкт-Петербург, были созданы комфортные условия, в городе работают более 800 туристских фирм оказывающих самые разнообразные услуги. Обратившись к ним можно заказать самые разнообразные маршруты отдыха. Ведь только тематических экскурсий существует более двух тысяч, и ведутся они практически на любых иностранных языках. Сейчас туристы пользуются услугами около 130 действующих гостиниц. По данным Комитета по туризму администрации г. Санкт - Петербурга, на стадии ввода в эксплуатацию еще около 10 гостиниц. На предприятиях отрасли занято около 12 000 работающих. Общее число мест номерного фонда в гостиницах города приближается к 15 000. Составить представление о гостиницах возможно, классифицируя их по различным параметрам. Так, сопоставляя комфортабельность гостиниц, следует отметить, что 55% составляют одно-, двухзвездные и некатегорийные гостиницы. . Самую большую долю составляют частные гостиницы; по среднегодовой загруженности - 58% гостиниц загружены менее чем на 50%.
Причину со столь малой среднегодовой загруженностью отелей, очень чётко характеризует следующая ситуация… Еще несколько лет назад город получал весьма солидные поступления в бюджет от туристов из Финляндии. Сегодня почти все финские группы предпочитают посещать Эстонию. Объясняется это тем, что пакет туристских услуг там гораздо качественнее и дешевле.
В пригородах Санкт-Петербурга имеется современный многофункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха, обладающий уникальными природно-ландшафтными особенностями. Умеренный морской климат, песчаные дюны и благоустроенные пляжи, сосновые и еловые леса, живописные озера и акватория Финского залива, насыщенная бромом и йодом воздушная среда, богатые запасы минеральной воды и эффективных лечебных грязей делают этот район привлекательным у российских и зарубежных граждан.
Если рассматривать общее число мест для туристов, включая базы отдыха, дома отдыха, кемпинги, мотели, курорты, санатории, пансионаты, спортивные базы, то общее их количество составляет около 300 объектов Число мест общественного питания растёт, их сейчас в Петербурге около 300 включая бары, рестораны, фаст-фуды, пиццерии и кафе. Самая обширная сеть кофеен Санкт-Петербурга - это «Идеальная чашка». Также множество других кафе - кондитерских («Сладкоежка», «Кофе-бин»), блинных («Чайная ложка», «У тёщи на блинах» - которые очень популярны у иностранцев), международных сетей фаст-фуд и конечно ресторанов от класса люкс до ресторанов со стилизованными интерьерами («Камелот», «Матросская тишина», «Русская рыбалка» и т.д.). Даже самому притязательному клиенту найдется, что увидеть и попробовать в ресторанах Петербурга. Одних ресторанов с кухней почти всех стран мира около ста. Есть даже вегетарианский ресторан. В связи с ростом популярности японской еды, в 3 раза за последний год увеличилось количество японских ресторанов с необычными интерьерами и разнообразным меню. Всего мест, в предприятиях общественного питания около 15000, в среднем одно предприятие общественного питания может принять у себя 50 человек.
. ПОПУЛЯРНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ ПЕТЕРБУРГА
.1 Объекты религиозного туризма
Исаакиевский собор
Когда находишься рядом с собором, всегда поражают его величие и грандиозные размеры.
История Исаакиевского собора - крупнейшего на сегодняшний день православного храма Санкт-Петербурга - началась в 1710 г. с деревянной церкви в честь Исаакия Далматского - византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был построен во второй половине XVIII в., однако сразу же после постройки его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет проект, получивший одобрение, был создан молодым французским архитектором Огюстом Монферраном.Собор был возведен по его проекту в 1818-1858 гг.
По своим грандиозным размерам (высота - более 100 метров) Исаакиевский собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы. 120 монолитных колонн различной величины украшают здание. Самые мощные из них - 45 колонн портиков - весят каждая 114 тонн. При отделке собора использовался гранит, различные виды мрамора, малахит и лазурит. туристский петербург эрмитаж кунсткамера
Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской монументальной живописи середины XIX века, насчитывающее более 150 произведений. Среди них работы известных художников Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов выполнены Иваном Витали. Важную роль в художественно-декоративном убранстве играют более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Особого внимания заслуживает один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 квадратных метров.
В ХХ веке в Исаакиевском соборе был открыт Антирелигиозный музей, а затем и само здание храма получило статус музея-памятника. Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор - один из самых популярных в Санкт-Петербурге. Его посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города. В 1988 году, впервые после долгого перерыва, в соборе была проведена служба, приуроченная к празднованию тысячелетия принятия христианства на Руси.
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова выстроен на том месте, где 1 марта 1881 года одним из членов террористического общества «Народная воля» (И.Н. Гриневицким) был смертельно ранен царь Александр II. Отсюда и другие названия храма - «Спас-на-крови», «Храм-на-крови» - метафоры, как бы проводящие параллель между мученической кончиной Христа и гибелью Александра II.
Собор был воздвигнут по проекту архитектора А.А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И.В. Малышева), в прошлом студента Академии художеств. Авторы предложили за основу взять зодчество Москвы и Ярославля, используя при этом композицию храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Строился храм с 1883 по 1907 годы. Здание собора установили на самом берегу Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова) с тем, чтобы место ранения царя было заключено в его стены. Для этого пришлось строить специальный сплошной фундамент, выдвинув его в русло канала на 8 метров.
Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6.Х.1883 в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А.М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6.VII.1897 на главном шатре высотой 81 м. был водружен крест.
Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П.А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.
Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19.VIII.1907 митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.
Рисунки для мозаик интерьера выполнили В.В. Беляев, Н.Н. Харламов, А.П. Рябушкин, Н.А. Кошелев, Н.П. Шаховской, А.Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части - Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной - сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.
Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа - В.М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н.А. Бруни мастерская Фроловых.
Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С.Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу - уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, - с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно - литию.
В 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а через четыре года стал оплотом «иосифлян». Постановлением Президиума ВЦИК храм был закрыт 17.ХI.1930 и передан «под культурно-просветительные нужды». В 1934 Общество политкаторжан устроило в соборе выставку, посвященную «Народной воле». Однако через год ее закрыли, храм сняли с государственной охраны; стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.
Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хота надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970 храм передан как филиал музею «Исаакиевский собор», в нем начались сложные реставрационные работы, которые теперь близки к завершению. Зарегистрированная в 1990 община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать.
Кто находился рядом с собором, тот знает, как пленителен его образ! Невозможно пройти мимо, не задержавшись хотя бы на несколько минут под сводами Храма Воскресения Христова!
.2 Музеи Санкт - Петербурга
Государственный Эрмитаж
Занимает пять величественных зданий вдоль набережной реки Невы в самом центре Петербурга: Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр. Часть экспозиции музея размещается во дворце Меньшикова и бывшем здании Главного штаба на Дворцовой площади.
Ведущее место в этом великолепном архитектурном ансамбле занимает Зимний дворец, созданный по проекту архитектора Б. Растрелли в 1754-1762 годах и ставший официальной резиденцией российских монархов. Бартоломео Растрелли сказал о своем творении, что оно было создано «…для одной славы Российской». В архитектуре Зимнего дворца, воплотившей дух блестящего 18 века, соединилась мощь и энергия стиля барокко с торжественным величием классических интерьеров.
Практически сразу после завершения строительства Зимнего дворца, начатого еще при Елизавете Петровне, хозяйкой дворца стала Екатерина II. Именно она положила начало коллекции Эрмитажа, купив в 1764 году первую коллекцию живописи, принадлежавшую прусскому купцу Ганцовскому. Коллекционирование работ величайших мастеров искусства стало одним из важных дел в жизни императрицы. В создании коллекции ей помогали такие видные личности, как Дидро, Вольтер и другие ценители мирового искусства. К шедеврам, приобретенным Екатериной, имел доступ очень узкий круг приближенных. Императрица назвала свой дворец «Эрмитажем» по аналогии с французским словом, означающим «приют отшельника».
За два с половиной столетия в Эрмитаже была собрана одна из крупнейших коллекций мирового искусства, насчитывающая около трех миллионов памятников, представляющих культурное наследие различных народов, начиная с каменного века и до наших дней.
Залы первого этажа Нового Эрмитажа отведены для экспонирования коллекций античного искусства. Один из самых богатых разделов музея посвящен искусству Италии. Произведения эпохи Возрождения выставлены в залах Большого Эрмитажа. Жемчужинами этого собрания являются «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», принадлежащие кисти Леонардо да Винчи. Здесь же можно увидеть произведения Рафаэля, Тициана, Джоджоне, Микеланджело. В залах испанской живописи экспонируются холсты Веласкеса, Эль Греко, Мурильо. Искусство Голландии и Фландрии представлено картинами Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, Хальса. Превосходное собрание произведений французских художников включает работы Л. Ленена, Н. Пуссена, Ж.С. Шардена, Э. Делакруа. Большую ценность представляет эрмитажная коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов. В этой экспозиции есть работы таких выдающихся мастеров, как О. Ренуар, П. Пикассо, В. Ван Гог.
Важное место в Государственном Эрмитаже занимает коллекция отдела первобытной культуры. Часть экспонатов из этой коллекции находится в «Золотой кладовой» Эрмитажа, где сосредоточены замечательные изделия скифских ювелиров, обнаруженные при раскопках курганов Причерноморья.
Несколько залов Зимнего дворца отведены под экспозиции отдела истории русской культуры, где наряду с картинами, рисунками и гравюрами представлены коллекции монет, мебели, костюмов и других произведений русского прикладного искусства, которые позже стали академическими музеями.
Эрмитаж известен не только российским жителям, но и иностранным гостям. И, наверное, долг каждого нашего соотечественника, обязательно его посетить.
Кунсткамера.
Название музея «кунсткамера» произошло от немецкого слова Kunst - искусство, художество и Kammer - кабинет-палата редкостей. Кунсткамера- первый государственный общедоступный комплексный музей в России, одно из важнейших учреждений Петербургской Академии наук. Основанная Петром I по образцу аналогичных музеев Европы, Кунсткамера должна была по мысли создателя служить проводником европейских научных знаний в русском обществе.
Датой ее основания считается 1714 год, когда личное собрание редкостей Петра I и коллекции Аптекарского приказа были перевезены из Москвы в Санкт-Петербург и размещены в Летнем дворце. К ним был определен специальный штат: «главный смотритель» лейб-медик Р.К. Арексин и «библиотекарь и надсмотритель редкостей и натуралиев» И.Д. Шумахер. В 1719 году коллекция Кунсткамеры и библиотека царя были перевезены в конфискованный дом А.В. Кикина - «Кикины палаты» близ Смольного двора. С этого времени Кунсткамера становится общедоступной, по приказу Петра I в нее должны были пускать всех желающих, чтобы «люди смотрели и учились».
Основой собрания Кунсткамеры стали коллекции, привезенные Петром I из первого путешествия в Европу в 1697-1698 годы. В дальнейшем сбор экспонатов производился на основе ряда правительственных указов. В пополнении музея большую роль играли отечественные, прежде всего первые академические экспедиции, покупки за рубежом, поступления от частных лиц. Заложенный в основе собирательства принцип универсальности позволял Кунсткамере на ограниченном пространстве знакомить с миром во всем его многообразии.
Место для строительства специального здания для Кунсткамеры Петр I выбрал очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М.В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Петр I хотел, чтобы на нее все «взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись». Здание строилось по проекту А. Шлюттера (предположительно) и Г. Маттарнови архитекторами Н. Гербелем, Г. Киавери, М.Г. Земцовым.
Сегодня в Кунсткамере находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, сформированный на базе петровских коллекций, которые значительно расширились в последующие годы. Вскоре после Великой Отечественной войны в помещении Кунсткамеры был открыт музей М.В. Ломоносова. Великий русский ученый почти четверть века проработал в этом здании. Коллекция музея посвящена начальному периоду существования Академии наук и вкладу М. Ломоносова в историю российской науки. В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, включая научные инструменты, книги, портреты, гравюры, в том числе из личного собрания первого русского академика.
.3 Экскурсионно-познавательные объекты Санкт-Петербурга
Петергоф.
В тридцати километрах от заложенной на болотистых топях столицы Российской империи Петр Первый облюбовал место для отдыха во время регулярных инспекций Кронштадта, где наблюдал лично строительство укреплений фортов. Расположение мыса, с которого видны столица, Кронштадт и северный берег Финского залива, так полюбились, что в скором времени сюда переместилась летняя резиденция царя-плотника, названная Петергофом - двор Петра. Лучшие архитекторы и декораторы, такие как Браунштейн, Леблон, Микетти, Фельтен и Деламот, разрабатывали облик Петергофа. Инженеры, под руководством гидравлика Василия Туволкова и при непосредственном участии Петра Первого, проектировали сложную техническую систему водоснабжения фонтанов, исторически не имевшую аналогов и функционирующую практически без повреждений почти триста лет до наших дней. Расцвета своего великолепия вечно перестраиваемый центр придворной жизни достиг уже в эпоху женского правления - царицы Елизавета Первая и Екатерина Вторая обустроили дивный уголок природы на берегу Финского залива, не зря названный Русским Версалем: и перепланировка дворцовых зал и парадных лестниц по проекту Бартоломео Растрелли, и устройство парков выполнены в традициях французского искусства восемнадцатого века.
В годы Второй мировой войны Петергоф был полностью разрушен, и только к 1960 году восстановлен в большей части по сохранившимся чертежам и многочисленным фотографиям.
Более чем 140 фонтанов украшают Верхний и Нижний парки Петергофа, особенно торжественно выглядит Большой Каскад перед дворцом. В числе мировых достопримечательностей и другие фонтаны, Широкий канал и пристань для гостей, прибывающих с моря, заново отлитые и позолоченные скульптуры Самсона и Льва символизируют непобедимую мощь и новый расцвет российского государства. Не откажите себе в удовольствии полюбоваться на дворец, особенно красив он в часы, когда солнце льётся в его просторные окна и вечером, когда зажигаются люстры: сверкает золоченая резьба, блики света играют на парадных портретах
Крейсер «Аврора»
Крейсер «Аврора» по сей день остается памятником и символом Октябрьской социалистической революции. Сделав единственный выстрел 25 октября (7 ноября) 1917 года, крейсер «Аврора» навсегда вошел в анналы истории как олицетворении революции и по сей день стоит на Неве, у Петроградской набережной, напротив Зимнего дворца в качестве музея - живой легенды. История крейсера «Аврора» берет начало в 1897 году: 23 мая началось его строительство на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство».
Через три года, 11 мая 1900 года, крейсер был спущен на воду, а еще через три года, в июле 1903 года, пополнил ряды боевых кораблей военного флота России. Крейсер «Аврора» принял участие в Русско-японской войне: в составе второй Тихоокеанской Эскадры корабль достиг берегов Дальнего Востока и 14-15 мая 1905 года участвовал в Цусимском сражении. По окончании Русско-японской войны, крейсер «Аврора» вернулся на Балтийское море и длительный период времени служил учебным кораблем, на котором практиковались гардемарины Морского корпуса. В период с 1906 по 1912 годы крейсер много путешествовал по миру, а в 1911 году экипаж «Авроры» даже принимал участие в торжествах в честь коронации короля Таиланда в Бангкоке. С началом Первой мировой войны крейсер «Аврора» вновь становится боевым судном Балтийского моря: в составе второй бригады крейсеров он участвует в боевых действиях. К концу 1916 года крейсер, нуждавшийся в ремонте, был поставлен на верфи в Петрограде.
В 1917 году Россию захватила волна революционных действий. Экипаж крейсера «Аврора» не остался в стороне от февральских и октябрьских революционных событий, принял участие и в последовавшей гражданской войне. Как известно, на стороне большевиков - красных. Исторический залп из носового орудия «Авроры», послуживший сигналом к атаке Зимнего дворца, был сделан 25 октября 1917 года в 21.45.
В 1922-1923 годах крейсер вновь стал учебным кораблем для курсантов военно-морских училищ Ленинграда и снова пускается в плавания и посещает порты многих стран.
Новая война - и новые боевые действия на счету славного крейсера. Во время Великой Отечественной «Аврора» стоит на защите Ленинграда в составе Чудской военной флотилии. Корабль был многократно обстрелян, набрал много воды и сел на грунт. В 1944 году «Аврору» подняли с грунта, отправили в ремонт, а 17 ноября 1948 года крейсер был поставлен на «вечную стоянку». В 1965 году на борту «Авроры» открылся военно-морской музей. В 1992 году на крейсере вновь поднят Андреевский флаг. «Аврора» принадлежит Нахимовскому училищу, и его воспитанники несут дежурство у бортов знаменитого крейсера.
Невский проспект
Невский проспект - главная улица Санкт-Петербурга, неоднократно воспетая в литературе и искусстве. Невский проспект имеет протяжённость 4260 метров и начинается от Адмиралтейства, заканчиваясь возле Александро-Невской Лавры. История проспекта восходит к первым годам основания Санкт-Петербурга.
Когда стала функционировать Адмиралтейская кораблестроительная верфь, все материалы для строительства судов доставлялись по этой дороге, которая заканчивалась, не доходя до Адмиралтейства. Чтобы облегчить движение к Адмиралтейству, была проложена Большая Перспективная дорога, которую в 1738 году именовали Невской Перспективой и в 1783 году переименовали в Невский проспект. В дальнейшем Невский проспект стал не только первым районом регулярной застройки, но и средоточием общественной и культурной жизни города.
От Адмиралтейства до реки Мойки сохранилась первоначальная ширина Невского проспекта. Здание бывшего торгового банка в доме 7 / 9, где сейчас находится «Аэрофлот» - интересный образец эклектичной архитектуры начала 20 века, воспроизводящий облик венецианского «Палаццо дожей» (арх. М. Перетяткович). С именем А.С. Пушкина связаны дома № 15 и № 18: в первом размещался ресторан «Talon», упомянутый в «Евгении Онегине», а во втором находилась кондитерская Вольфа и Беранже, где поэт побывал незадолго до дуэли.
Перейдя Мойку, Вы увидите здание голландской церкви (арх. П. Жако) и Строгановский дворец, прекрасный образец русского барокко постройки Ф.Б. Растрелли. Далее расположен ансамбль лютеранской церкви Св. Петра и Павла (арх. А. Брюллов), а на участке между Казанской улицей и каналом Грибоедова находится знаменитый Казанский собор, построенный в 1801-1811 гг. А. Воронихиным. Казанский собор - место захоронения фельдмаршала Кутузова. Величественное полукружие колоннады собора обращено к Невскому проспекту. Напротив открывается вид на церковь Спаса-на-Крови (арх. Парланд).
Далее по проспекту интерес представляет дом №30, так называемый «дом Энгельгардта». В концертном зале Энгельгардта выступали известные композиторы 19 века, а сейчас здесь находится Малый зал Петербургской филармонии. Далее Вы увидите костел Св. Екатерины (арх. А. Ринальди), армянскую церковь, увенчанное башней здание Городской Думы, Гостиный Двор (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот), и напротив - универмаг «Пассаж». За Садовой улицей находится ансамбль площади Островского со зданием Публичной библиотеки, знаменитым памятником Екатерине II, а в глубине - зданием Александринского театра постройки К. Росси.
Чугунной решёткой отделён от площади фасад Аничкова дворца, выполненного в стиле барокко, а за Аничковым мостом через Фонтанку, украшенным знаменитыми конями Клодта, на Невском расположен дворец Белосельских-Белозерских (арх. А. Штакеншнейдер). Центральное сооружение на площади Восстания - Московский железнодорожный вокзал (арх. К. Тон), почти повторяющий по архитектуре облик Ленинградского вокзала в Москве.
За площадью Восстания Невский проспект меняет направление под углом, его историческое название здесь - Старо-Невский проспект. Невский проспект заканчивается у площади Александра Невского, от которой начинается комплекс Александро-Невской Лавры, основанной во времена Петра I. Здесь можно посетить Троицкий собор и Благовещенскую церковь, где размещается экспозиция Музея городской скульптуры, под эгидой которого находятся знаменитые некрополи.
Невский проспект - это лицо Санкт-Петербурга, историческая центральная магистраль города.
Петропавловская крепость.
мая (16 мая по старому стилю) 1703 года на Заячьем острове, расположенном в устье Невы, у разветвления ее при впадении в Финский залив на два рукава, была заложена крепость Санкт-Петербург, которая позднее стала называться Петропавловской. Были возведены земляные валы высотой 7 метров и шириной 15 метров, на которых было установлено 300 пушек. Внутри валов были устроены рубленые казармы. До 1705 года руководил строительством крепости военный инженер В.А. Кирштенштейн. К 1706 году Петропавловская крепость представляла собой в плане вытянутый с запада на восток неправильный многоугольник с шестью выступающими по углам, пятигранными по форме бастионами, соединенными прямыми стенами - куртинами - в оборонительные фронты.
К 1706 году Петропавловская крепость представляла собой в плане вытянутый с запада на восток неправильный многоугольник с шестью выступающими по углам, пятигранными по форме бастионами, соединенными прямыми стенами - куртинами - в оборонительные фронты.
С целью усиления главного вала крепости ее план в 1708-1709 годах был скорректирован, на северном берегу узкого пролива, отделяющего Заячий остров от Березового, возведен кронверк - еще одно дополнительное сооружение в виде бастиона и двух полубастионов.
В проектировании Петропавловской крепости немалая роль принадлежит Петру I. Контуры крепости определились естественными очертаниями берегов Заячьего острова. Она получила форму вытянутого шестиугольника с шестью выступающими угловыми бастионами, которые позволяли вести массированный фронтальный и фланкирующий артиллерийский обстрел подступов к крепости.
За строительством наблюдали сподвижники Петра I - А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Н. М.Зотов, Ю.Ю. Трубецкой, К.А. Нарышкин. Их именами были названы крепостные бастионы. Один из бастионов назван в честь Петра I Государевым.
Строительство крепости велось во время боевых действий со шведами. Шведский генерал Майдель 24 июля 1704 года доносил в Стокгольм: «Петербург очень хорошо основан и укреплен, его положение таково, что он может стать одновременно сильной крепостью и процветающим торговым городом. Если царь сохранит его в течение нескольких лет, то сила на море станет значительной».
В 1704 году, когда шведский отряд в 8000 человек и эскадра в составе 12 судов подошли к Петербургу и Кронштадту, русские войска без особых потерь отбили противника. Был он отброшен со значительным уроном и на следующий год при попытке шведов снова овладеть городом и крепостью.
Перестройка Петропавловской крепости в каменную была начата 30 мая 1706 года и продолжалась с перерывами до 1740 года. Разрушение земляной крепости и возведение на новом свайном основании (под каменные стены крепости было забито около 40000 свай) стен из кирпича и камня производились постепенно, на небольших участках, чтобы крепость не потеряла оборонительной способности. Южные бастионы были вынесены дальше в русло Невы.
Исполнителем воли Петра I по строительству каменной крепости стал архитектор Доменико Трезини. Итальянец по происхождению, он родился в Швейцарии, не сколько лет работал архитектором при дворе датского короля. В 1703 году Трезини, приняв предложение русского дипломата в Дании Измайлова, который по приказу Петра I отыскивал и приглашал на работу в Россию фортификаторов и архитекторов, приезжает в Петербург.
Трезини был первым архитектором молодой столицы. С 1706 года он приступил к «первейшей из главных работ» - перестройке Петропавловской крепости в каменную и возведению на ее территории разнообразных построек, чему посвятил почти 30 лет своей жизни.
Сейчас Петропавловская крепость - одно из самых популярных мест по посещаемости туристов. Ещё бы! Ведь с неё началась история одного из самых необыкновенных городов нашей необъятной Родины!
Дворцовая площадь.
Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга. Здесь проходят парады, праздничные концерты, митинги, фестивали и другие события городского значения. Дворцовая площадь считается одним из самых красивых архитектурных ансамблей не только в Санкт-Петербурге, но и во всем мире. С площади открывается великолепный вид на Адмиралтейство, Александровский сад и начало Невского проспекта.
Площадь была названа Дворцовой в честь Зимнего дворца, резиденции царской семьи, построенного в 1754-1762 годах по проекту архитектора Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Архитектурный ансамбль и композиция площади сформировались позднее - в 20-30 годы 19 века, когда по проекту архитектора Росси было возведено здание Главного Штаба. Его украшает триумфальная арка, увенчанная колесницей славы, на которой стоит крылатая богиня Победы. Эта скульптурная композиция, прославляющая победу России над Наполеоном, была выполнена по эскизам мастеров Пименова и Демут-Малиновского.
В честь победы над Наполеоном в войне 1812 года в центре Дворцовой площади была возведена Александровская колонна или, как ее иначе называют, «Александрийский столп», созданный по проекту архитектора Монферрана в 1834 году. Колонна достигает 47 метров в высоту - это самый высокий в мире памятник такого рода. Ее венчает фигура ангела, лицу которого скульптор придал черты Александра I - императора, царствовавшего в России во время войны с Наполеоном. Ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.
Колонна весит 600 тонн. Она не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится исключительно благодаря точному расчету и собственному весу. Колонну устанавливали с помощью специально сконструированных лесов и кабестанов: на установку ушел всего 1 час 45 минут. Колонна, напоминающая триумфальные сооружения времен античности, восхищает точностью пропорций, лаконизмом формы, красотой линий и силуэта.
Дворцовая площадь, центральная площадь Петербурга, стала свидетелем многих важных событий, повлиявших на историю России. На Дворцовой площади разворачивалась трагедия, известная как Кровавое воскресенье. 9 января 1905 года группа мирных демонстрантов подошла к Зимнему Дворцу, намереваясь просить царя об улучшении условий жизни и труда. У участников демонстрации, преимущественно рабочих, не было оружия: они несли в руках иконы и портреты царя и были одеты, по случаю воскресенья, в свои лучшие одежды. Демонстранты надеялись подать царю петицию, в которой были изложены их основные просьбы, однако царя во дворце не оказалось, а по безоружным людям открыли огонь. Около 1000 человек было убито, 5000 получили тяжелые ранения. Кровопролитие, давшее имя Кровавому воскресенью, стало толчком для начала первой революции в России.
Революционная ситуация в стране и ряд других обстоятельств вынудили императора Николая II отречься от престола в феврале 1917 года. Власть перешла к Временному правительству, и, начиная с лета 1917 года, Зимний дворец сделался его официальной резиденцией. Во время революционных событий 1917 года Зимний дворец стал главным объектом штурма сторонниками партии большевиков. 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года представители партии большевиков прошли через Триумфальную арку, пересекли Дворцовую площадь и вошли в Зимний дворец <#"justify">Список литературы
1. Биржаков М.Б., Блохин Ю.И., Демидов Н.Е.. и др. Перспективы создания
и развития туристско-гостиничного комплекса Санкт-Петербурга //
Туристские фирмы. Справочник. Вып. 22. - СПб: Невский фонд, 2001
. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: Учебник. - Издание 7-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Невский дом Герда», 2004.
. Биржаков М.Б. Проблемы туризма для соотечественников // Туристские
фирмы. Справочник. Вып. 27. - СПб: Невский фонд, 2002. - С. 26-62.
. Демин А.А., Лавров С.Б. Санкт-Петербург. М., 2002
. Диманис М. Прогулки по Санкт-Петербургу. М., 2003
. Жирмунский М.М., Засухин А.А., Игрицкая Л.Б., Штуцер Н.П. История
Санкт-Петербурга. М., 2006
. Мальцева Д.Г. Санкт-Петербург: краткая история города. М., 2004
. Потенциал и план развития туризма Санкт-Петербурга до 2015 года.
Презентация // http://www.kvs.spb.ru