.
Таким образом, можно сказать, что литературные музеи играют заметную роль в развитии современного туризма и в ряде случае, как, например, в марселе являются основной достопримечательностью города.
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В Санкт -Петербурге сегодня открыты и работают 15 литературных музеев. Это такие музеи как :
Всероссийский музей А. С. Пушкина
Мемориальный Музей-квартира А.С.Пушкина
Мемориальный Музей-Лицей
Музей-дача А.С.Пушкина
Музей-усадьба Г.Р.Державина
Музей-квартира Н. А. Некрасова
Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Мемориальный музей-квартира Л.Н.Гумилёва (филиал Музея Анны Ахматовой)
Музей «Анна Ахматова. Серебряный век»
Музейная экспозиция «Анна Ахматова. Царское Село»
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Государственный литературный музей «ХХ век»
Музей В.В. Набокова (Факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета)
Музей-квартира А. А. Блока
Литературный музей Института русской литературы РАН ("Пушкинский дом").
Рассмотрим работу этих музеев на примере Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музея-квартиры А. А. Блока, Государственного литературного музея «ХХ век».
Решение о создании музея Ахматовой было принято Исполкомом Ленсовета в середине 1988 года. Музей планировалось открыть к 100-летию со дня рождения Ахматовой: следующий 1989 год отмечался ЮНЕСКО как год Ахматовой. В 1988 году была создана Комиссия по литературному наследию Ахматовой при Союзе писателей СССР, которую возглавил М. А. Дудин, проявивший большой интерес к идее создания музея Ахматовой. К инициативе создания музея подключился Фонд Культуры, созданный на волне перестройки, задача которого была поддерживать новые инициативы, связанные с именами писателей, претерпевших от советской власти.
Открытии музея состоялось 24 июня 1989 года. Сегодня коллекция Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме насчитывает до 50 тысяч единиц хранения. Это и книжное собрание: книги писателей серебряного века с автографами, издания Ахматовой, фонд фотографий (в том числе документальных), собрание рукописей (как самой Ахматовой, так и ее современников), изобразительных материалов и подлинных вещей.
При формировании стратегии научный и административный аппарат музея исходит из перспективных задач музея: сохранения и пропаганды литературного творчества А. Ахматовой, работа по сохранению литературных традиций петербургской культуры.
Работа музея планируется в следующих направления:
Научная и научно-исследовательская деятельность
постоянные экспозиции и выставки,
издательские проекты
культурологические проекты
педагогическая деятельность.
Например. В день рождения А.С. Пушкина была организована пешеходная экскурсия «От Фонтанки, 34 до Мойки, 12», целью которой было знакомство посетителей музея с литературными местами СПб. В ходе экскурсии посетители узнали о литературных салонах города пушкинской поры и периода Серебряного века русской поэзии, узнали о творчестве поэтов и писателей литературного Петербурга.
К годовщине начала Великой Отечественной войны организована театрализованная экскурсия по саду и мемориальной экспозиции «Анна Ахматова. Ветер войны»
Еще одним из направлений деятельности музея является организация выставок современных художников, в первую очередь художников - иллюстраторов, а так же презентации книг посвященных литературе Серебряного века.
Интересным направлением работы музея является организация театрального проекта Маленького Театра Фонтанного Дома. Маленький Театр Фонтанного Дома существует уже девять лет. За это время было выпущено десять спектаклей. В них заняты актеры петербургских театров, дети, а также используются куклы; музыкальная фонограмма соседствует с живой игрой на гитаре и песнями, а ненавязчивое использование элементов комедии дель арте чередуется с традициями домашних театральных постановок начала века. В конце концов, зрители не замечают, как оказываются постепенно втянутыми в действие, происходящее на расстоянии вытянутой руки.
Отличительной особенностью Маленького Театра, продиктованной своеобразием музейного пространства, является тесная связь с выставкой. Всегда имеет место единый проект, включающий в себя интерактивное путешествие по художественной экспозиции, завершающееся тематически связанным с ней спектаклем.
Смелым экспериментом Маленького Театра Фонтанного Дома можно считать спектакль «Проповедь лесного дурака» по сверхповести Велимира Хлебникова «Зангези». Поиски нового звучания, нового языка, объединяющего весь мир - тема спектакля, игравшегося прямо на выставке «Для голоса. Книга авангарда 1920-х…». Это же произведение может актуально прозвучать на любой экспозиции, посвященной поиску новых форм в искусстве.
В настоящее время спектакль идёт на исторической лестнице музея Анны Ахматовой, являясь заключительной частью театрализованной экскурсии по мемориальной экспозиции.
Большую работу по популяризации русской культуры конца 19 начала 20 века проводит музей- квартира А. Блока.
Мемориальная экспозиция располагается на 4 этаже дома в квартире № 21, в которой А. А. Блок жил с женой Л. Д. Блок с 1912 года до начала 1920 года. Литературная экспозиция рассказывает о творческом и жизненном пути поэта и построена как путешествие по книге, страницы которой образованы стенами музейного пространства.
Музей не замыкается на знакомстве с экспозицией самого музея - квартиры. В Санкт-Петербурге много мест связанных с жизнью и деятельностью А. Блока. Поэтому музей предлагает более 20 различных пешеходных экскурсий, в том числе по району Коломна, являющемуся одним из самых старых и интересных районов СПб.
Экскурсия-путешествие по блоковскому Петербургу познакомит с местами, связанные с жизнью и творчеством Александра Блока и близких ему по духу поэтов, писателей, художников, театральных деятелей Серебряного века.
Большое внимание в музее уделяется социо-культурной деятельности. Так в музее проводятся различного рода мастер-классы, которые позволяют познакомиться с бытом начала 20-го века, полистать старые журналы, смастерить поделку в стиле эпохи Серебряного века.
Государственный литературный музей «ХХ век» появился в октябре 2007 года. Началось все значительно раньше - с витавшей в воздухе идеи о музее ленинградской литературы советского периода, с желания сохранить и передать потомкам память об уникальном культурном наследии Ленинграда ХХ века. Именно поэтому миссия музея на данном этапе - собрать и сохранить. Еще не имея собственного помещения, где могла бы разместиться экспозиция, музей активно формирует фонды, ищет хранителей писательских архивов и сотрудничает с ними, собирает библиотеку советской литературы.
Музей создается на базе мемориального музея М. М. Зощенко, и это не случайно. В его судьбе словно отразилась судьба советской культуры ХХ века с ее гонениями на свободное слово, прокрустовым ложем цензуры, террором, и в то же время - умением сохранить свое человеческое достоинство, прожить жизнь с чистой совестью.
Музей М. М. Зощенко был учрежден 5 декабря 1988 года, сначала как филиал музея Ф. М. Достоевского. Самостоятельным он стал в апреле 1993 г, когда открылась первая экспозиция. Музей находится в последней квартире писателя - в знаменитом писательском доме на канале Грибоедова, 9 (современный адрес - Малая Конюшенная, 4/2). В разные годы одновременно с Зощенко в этом доме жили Б. Корнилов, Н. Заболоцкий, Е. Шварц, М. Слонимский, О. Форш, Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский и многие другие деятели литературы и искусства. В дом на канале Грибоедова, 9 Зощенко переехал в 1934 году, потом неоднократно менял квартиры, и в последние годы оказался в небольшой двухкомнатной квартире № 119. Сейчас одна из комнат - мемориальная, это кабинет писателя, во второй комнате (бывшая комната его жены Веры Владимировны Зощенко) размещена литературная экспозиция.
В музее осуществляется выставочная деятельность на различных площадках города, постоянно ведется научная работа, работа по пополнению фондов. Одним из приоритетных направлений деятельности музея в последние годы становится работа с детской аудиторией. В музее разработаны экскурсии и музейные занятия по литературе ХХ века, созданные с учетом школьной программы и современных образовательных стандартов.
Таким образом, можно сказать, что современные литературные музеи СПб являются не только хранителями музейных экспонатов и литературных архивов, но и принимают активное участие в создании новых туристских продуктов. Так же в литературных музеях развивается социо-культурная деятельность, что может служить основой для развития детского и школьного туризма.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО И ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
В последнее время многие музеи и туристские организации вырабатывают новые направления своей деятельности. Среди этих направлений особый интерес представляют театрализованные праздники, привязанные, как правило, к календарным праздникам как местного, так и более масштабного значения
Посещение музеев и изучение культурного наследия страны является только одной, но очень важной формой работы с детьми.
Одна из причин, толкающая людей совершать поездки и путешествия - желание познавать новое. Поэтому, совершенно логично, что в классификации видов туризма по цели поездки, выделяется как отдельное направление познавательный туризм, который характеризуют как туристские поездки, основной целью которых является удовлетворение любознательности и других познавательных интересов .
В зависимости от того, на что направлен интерес познания: история, литература, природа, этнография, различают подвиды познавательного туризма, называющиеся соответственно: исторический, литературный, природоведческий, этнографический и другие. Такое внутреннее деление необходимо для изучения и использования отличительных особенностей каждого направления в общей организации туристской деятельности.
С учетом возрастных особенностей детей-туристов одной из самых привлекательных форм познавательного туризма является театрализация, способствующая созданию целостной системы познавательно - экскурсионного туризма. Театрализация представляет собой художественное осмысление реального жизненного или исторического события. Театрализация всегда ситуативна, вызывается определенными социальными потребностями личности.
Театрализация в туризме является на деле одной из форм проведения экскурсии. Слово «экскурсия» вызывает не всегда однозначную реакцию.
Преимущества экскурсии перед другими образовательными формами заключаются в том, что объекты восприятия являются подлинниками, будь то памятники архитектуры, археологии, истории или природные объекты. И все они, неся в себе познавательное начало, являются отражением процессов развития природы и цивилизации, конкретной эпохи. Самым важным в экскурсиях является то, что ее участники становятся непосредственными действующими лицами, а не просто зрителями.
В качестве основного метода по повышению эффективности использования музейно-педагогических программ для детского туризма в Санкт-Петербурге предлагается использование театрализации.
Метод театрализации - это не только одна из новых форм туристского обслуживания, но и значительное социально-педагогическое явление, представляющее собой сложное произведение сценического искусства. Театрализованное массовое действие предполагает несколько основных этапов.
Первый этап - подготовка к мероприятию. Она включает в себя широкое информирование, разнообразную рекламу театрализованного шоу, разработку сценария, подбор исполнителей, выбор места действия и многое другое.
Второй этап - непосредственное проведение мероприятия, т. е. воплощение в жизнь сценария театрализованной экскурсии: организация праздника, вступительная часть, цепь эпизодов, кульминация и финал.
Третий этап - активизация участников мероприятия после окончания театрализованного действия, включающая в себя проведение различных конкурсов, соревнований, а также проведение самодеятельных выступлений и т. д.
Театрализованные праздники и обряды - это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного действа перед обычной экскурсией - это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях. В социально-культурном туризме используется чаще всего одна из форм театрализованного действия - игровая. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой у собравшихся. Для создания игровой театрализации характерно образное решение, как правило, с удовольствием развивающееся всеми участниками во время воплощения действия в жизнь.
Можно предложить следующие довольно простые приемы для привлечения участников в театрализованное действие, такие как:
) костюмирование участников, которое стимулирует их активность и выступает своеобразной движущей силой всего происходящего. Кроме того, костюмирование позволяет ускорить процесс адаптации в нём участников праздника за счет ролевого общения, что импонирует как взрослым, так и детям всех возрастов;
) коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на происходящее действо;
) различные формы состязаний в форме игрового конкурса. Конкурсы могут быть интеллектуальной, спортивной, музыкальной направленности. Желательно, чтобы они имели шуточный характер с вручением небольших, но символических, знаковых призов;
) ритуальное действие - является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного мероприятия, опирающегося на традиции. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками (такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных обрядовых действий исторического характера;
) создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника. Если театрализованное шоу проводится просто в красивом природном уголке, но должно воспроизвести конкретное историческое событие, следует использовать, кроме костюмирования артистов и участников экскурсии, определенные приемы: символическое воссоздание древних жилищ (юрты, шатра, палатки, шалаша), старинных ярмарок с использованием реконструированных или стилизованных предметов.
С учетом юного возраста участников вторым рекомендуемым методом музейной педагогики является сказкотерапия.
Сказкотерапия - развивающееся направление в современной практической психологии и педагогике. Используется она для достижения разнообразных целей: обучения, развития, воспитания, оказания психологической помощи.
Ресурсы которые дают петербургские музеи для сказки практически не исчерпаем.
Использование сказкотерапии при всей его кажущейся простоте многофункционально и носит серьезный характер.
В ходе реализации достигаются следующие цели:
пробуждение у детей интереса и любви к истории посещаемого объекта;
воспитание уважительного отношения к традициям и обычаям национальной культуры;
формирование способности отличать добро от зла, правду от лжи, ценить дружбу и взаимовыручку, преодолевать различные трудности и испытания.
При этом музеями решается ряд задач:
познакомить детей с экспозициями музеев, с историей, традициями и обычаями разных народов;
дать детям возможность почувствовать причастность к культуре своего народа, пробудить любопытство и воображение;
привить музейную культуру.
Немаловажным является и то, что дети слышат не испорченную штампами и канцеляризмами живую поэтически-фольклорную русскую речь. Они не только видят словно сошедших с книжных страниц сказочных героев, но и общаются с ними на протяжении всего представления. Детям часто приходится применять свою смекалку. Сказочные путешествия и праздники вызывают множество положительных эмоций: радость, удивление, веселье, азарт, благодарность.
При всех различиях театрализованных сказочных представлений их объединяет общая структура. Она предполагает встречу со сказочными героями, деление на команды, которые соревнуются друг с другом в различных сказочных представлениях, состязаниях, проведение игр и конкурсов, отгадывание загадок и решение кроссвордов, познавательный рассказ об истории, культуре, традициях и обрядах, сопровождаемый вопросами и ответами, путешествие к намеченной . цели.
Для каждого представления пишется сценарий. Периодически в сценарии вносятся незначительные изменения (обычно связанные с введением новых героев, заменой игр и конкурсов), что дает возможность детям, даже приходя повторно через один или два года на ту же сказку, не утрачивать интереса к происходящему.
Сценарии сказочных представлений рассчитаны на 6-10 действующих лиц, в число которых входят практически как сотрудники того или иного музея, так и могут использоваться профессиональные артисты или аниматоры.
В основе каждой программы лежит принцип постоянной смены деятельности, что позволяет детям не устать на протяжении экскурсии.
С участниками занятия идет постоянный диалог, проверяется их знание сказок, пословиц, народных обычаев. При этом является важным научить детей видеть связь современного мира с прошедшими веками, дать маленьким туристам почувствовать живой ритм, пронизывающий традиционное искусство.
Научный потенциал сотрудников позволяет поддерживать высокий уровень подачи материала по истории мировой и российской культуры, что неоднократно отмечалось школьными педагогами и коллегами из других, музеев.
Часть программы проходит в игровой комнате, где ребята, продолжая участвовать в диалоге с ведущим, могут взять в руки старинные предметы, рассмотреть их, поиграть, например, в народные игрушки, поучаствовать в народных играх во дворе музея. Интерактивная часть программы позволяет ведущему привлечь богатый опыт народной педагогики, которая основана на чувстве "со-причастности", "со-переживания", ощущения человеком своей связи с другими людьми. Таким образом, помимо просветительской, в программе заложена задача социальной адаптации ребенка.
Программа экскурсии завершается творческой работой в мастерской, где ребята под руководством педагога, например, расписывают деревянную ложку, используя наиболее запомнившиеся образы и орнаменты или самостоятельно делают тряпичную куклу.
Сделанный таким образом сувенир можно унести с собой на память.
Эта часть программы больше всего нравится детям. Мастерская позволяет им раскрепоститься, почувствовать себя настоящими мастерами.
Подобным образом выстроены тематические программы, которые погружают детей в мир народной культуры, ремесел, знакомят их с историческими стилями и видами искусства, художественным металлом, стеклом, русским фарфором и т. п. Задания в мастерской подбираются в зависимости от темы
Принцип постоянной смены деятельности, используемый на занятиях, позволяет детям не уставать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
въездной туристский поток музей
Литературные традиции Санкт-Петербурга привели к созданию в городке большого количества литературных музеев, как государственных, так и частных.
В соответствии с первой поставленной задачей мы провели исследование понятия и специфику организации литературных музеев. Так же были выявлены новые современные тенденции развитая литературных музеев.
В соответствии со второй поставленной задачей мы проанализировали тенденции развития литературных музеев в Санкт-Петербурге. В качестве современных тенденций мы выявили, что музей как хранители музейных ценностей и подлинных свидетелях ушедших культур, все более приобретают значение как их трансляторы и интерпретаторы, тесно взаимодействуя с системой образования.
Были проанализированы события и мероприятия, привлекающие туристов в литературные музеи Санкт-Петербурга.
Формирование культурно -досуговых развивающих программ и мероприятий как для взрослых, так и для детей, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, познавательности и театрализация музейных экскурсий, позволяет существенно повысить интерес к посещению литературных музеев города.
Стабильность спроса на детские туристические программы делаю этот вид туризма перспективным направлением работы как турагентств, так и специалистов по музейной педагогике.
В практической части работы были разработаны конкретные предложения по повышению эффективности использования музейно-педагогических программ Санкт-Петербурга для развития детского туризма и увеличения въездного туристского потока.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ариарский М.А. Прикладная культурология - СПб: «ЭГО», 2001.- 575с.
.Бабинский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся. Избр. педагог. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989, .- 612с.
.Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. - Москва: Наука, - 2009. - 342с.
.Минц Н. В., О путеводителях по литературным и художественным музеям, М., 1960- 184с.
.Музееведение. На пути к музею XXI века.- М., 2009.
.Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999. 208с.
.Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся туристских лицеев и колледжей. - М.: Советский спорт, 2001. - 505с.
.Повышение эффективности управления культурным туризмом в г. Санкт - Петербурге // Сборник докладов научной сессии профессорско-преподавательского состава, научных -сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 года. - СПб.: Изд-во СП6ТУЭФ, 2000. 0238с..
.Сысоева О.Е.: Организация летнего отдыха детей. - М.: Владос, 2008.
.Тнедовский М. Б. Коммуникационный подход в музееведении: Теоретические и прикладные аспекты: Дисс. канд. ист. наук в форме научного доклада. - М., 1994. - 196с.
.Школа. Музей. Театр : пути интеграции : сб. ст. / Под общ. ред. М.С. Якушкиной. - СПб., 2002.- 214с.