отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, массовые беспорядки, вымогательство, а также за участие в преступном сообществе.
На осужденных прибывших в исправительные колонии помимо прав распространяются обязанности предусмотренные ст. 11 УИК, а также правила внутреннего распорядка исправительного учреждения.
Но есть определённая группа осужденных, которая либо игнорирует выполнение правил внутреннего распорядка, либо относится к ним резко отрицательно. Некоторые осужденные прибывают в учреждение с неустойчивой психикой, зачастую совершая акты демонстративно - шантажного членовредительства или суицида. Есть группа осужденных в исправительном учреждении, которые соблюдают обязанности осужденных, правила внутреннего распорядка, но под этой личиной законопослушного осужденного, распространяют среди других осужденных экстремистские идеи, либо подбивают их к совершению различных правонарушений, а также пытаются наладить каналы доставки запрещённых предметов в исправительное учреждение (сотовая связь, наркотики, алкоголь и др.).
Именно для этих осужденных в уголовно - исполнительной системе предусмотрена профилактическая работа, направленная на предотвращение совершения осужденными преступлений и правонарушений. Суть этой работы заключается в том, что каждый сотрудник администрации выявивший факт правонарушения составляет мотивированный рапорт о постановке осужденного на профилактический учёт. После этого оперативный отдел проводит проверку достоверности информации изложенной в рапорте, воспитательный отдел и психологическая служба дают характеризующий материал на осужденного. Осужденный рассматривается на административной комиссии, начальником учреждения, где он ставится на профилактический учёт. За каждым осужденным состоящим на профилактическом учёте закрепляется наиболее подготовленный сотрудник, который проводит с ним профилактическую, воспитательную работу. Раз в три месяца каждый сотрудник отчитывается о проделанной профилактической работе. По результатам работы профилактический учёт либо снимается с осужденного, либо продляется.
Если осужденные с неустойчивой психикой или пытающиеся наладить каналы доставки запрещённых предметов поддаются воспитательным и профилактическим мероприятиям, то с осужденными распространяющими экстремистские идеи работа проходит сложнее. Данная категория осужденных как правило начитанная, образованная и экстремистских взглядов стала придерживаться, находясь на свободе. Им не составляет труда распространять свои идеи среди других осужденных.
Осужденным имеющих определённые устоявшиеся взгляды достаточно легко распространять свои взгляды среди молодых осужденных. Так же сложно работать с осужденными, которые отрицательно настроены к режиму содержания в исправительном учреждении. Зачастую вновь прибывшие осужденные поддаются слащавым убеждениям отрицательно настроенных осужденных и нарушают правила внутреннего распорядка. Но затем осмотревшись, побеседовав с осужденными, которые отбывают срок в исправительном учреждении не один год и соблюдают режим содержания, встают на путь исправления.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными. Работник или сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.
Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку. Оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен этот осужденный (подозреваемый и обвиняемый), приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения УИС.
Глава 3. Особенности воспитательной работы с осужденными
.1 Проведение профилактических мероприятий с осужденными
В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым).
Сотрудниками режимных служб на подучетное лицо заводится учетная карточка, которая регистрируется в журнале. Рапорт о постановке на профилактический учет лица, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы, свидетельствующие о его противоправной деятельности, передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу осужденного (подозреваемого и обвиняемого), а результаты профилактической работы с ним фиксируются в тетрадях (карточках) индивидуальной воспитательной работы в специальном разделе в виде справок и рапортов.
Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воспитательного воздействия на подучетное лицо, то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой работник или сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек.
При поступлении в исправительную колонию осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки подучетных лиц, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по снованиям, указанным в учетных карточках. В отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются работники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев.
По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации исправительного учреждения, где вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета. Профилактическая работа с подучетными лицами может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.
Подучетное лицо снимается с профилактического учета в случае:
освобождения из учреждения УИС;
перевода в другое исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания;
отказа от реализации преступного замысла, длительного (не менее одного года), устойчивого правопослушного поведения;
смерти лица, состоявшего на профилактическом учете;
недопущения правонарушений в течение 6 месяцев с момента постановки на учет (воспитательные колонии).
При убытии подучетного лица в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного, постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с Инструкцией.
За лицами, поставленными на профилактический учет, приказом по колонии закрепляются наиболее опытные сотрудники. Спальные места в общежитии указанной категории осужденных предоставляются на переднем плане при входе в спальное помещение, рабочие места - в хорошо просматриваемых и контролируемых участках цехов. Вывод их на работу осуществляется только в первую смену, как правило, со сдельной оплатой труда и с ежедневным подведением итогов выполнения производственного задания. При хождении строем подучетные лица следуют в первых шеренгах.
Установочные данные на лиц, взятых на профилактические учеты, их фотографии, данные о связях с другими осужденными заносятся на специальные планшеты в дежурной части колонии и на КПП, которые оформляются и постоянно обновляются отделом безопасности. Планшеты используются во время инструктажа и работы дежурных смен по осуществлению надзора за указанной категорией осужденных. Аналогичные сведения оформляются на планшетах у начальников отрядов и у начальников производственных участков (цехов).
Во время перевода осужденного, состоящего на профилактическом учете, в другую колонию, сотрудник отдела безопасности приобщает к личному делу соответствующую справку - ориентировку с указанием оснований, срока нахождения на учете, а также выводы о результатах профилактической работы с ним.
Психологической сущностью процесса воспитания осужденных является перевод внешних по отношению к личности опыта, знаний, социально-одобряемых ценностей, норм правил общества во внутренний психический план личности, то есть в убеждения, установки, поведение осужденного.
Воспитательная работа с осужденными носит многофакторный характер: на личность осужденного может влиять семья, бригада (трудовой коллектив), осужденные с позитивными социальными установками, искусство (творчество), общественные организации, средства массовой коммуникации и др. Важная задача воспитателя - интегрировать все эти факторы, что делает процесс воспитания не только сложным, но и интересным.
Сложность воспитания заключается в том, что это долговременный и непрерывный процесс, требующей активной позиции самого осужденного, поэтому результаты воспитания могут носить отсроченный и неодинаковый для всех характер, обнаруживаться не сразу, а спустя некоторое время после освобождения. Вместе с тем, результат действий воспитателя должен выражаться в качественных сдвигах в сознании и поведении осужденных.
Воспитание будет эффективным не при прямом воздействии начальника отряда (социального работника) на осужденного, а только при их социальном взаимодействии. То есть сами осужденные должны принимать активное участие в воспитательном процессе, стремиться к овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В. Сухомлинский говорил: "Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает". Поэтому задача воспитания осужденных - разбудить их внутренние силы, направить на саморазвитие. Для этого необходимо обучать осужденных приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование позитивной Я-концепции личности осужденного. Поэтому необходимым условием воспитательного процесса является участие осужденных в индивидуальных и групповых психокоррекционных программах.
Заключение
Изучение личности осужденных, находящихся на профилактическом учете является одной из центральных задач в работе на карантинном отделении. Поскольку главная задача уголовного наказания - исправление заключенного, то психологами изучаются прежде всего, те свойства, которые способствовали совершению преступления и которые позволяют прогнозировать его поведение в местах лишения свободы, а в последующем, и после освобождения. К этим свойствам относятся: ценностные ориентации (жизненные ценности и интересы); мотивы и обстоятельства совершенного преступления; отношение к совершенному преступлению и жертве; отношение к наказанию; социальный статус и социальное окружение; личностные качества, определяющие отношение к другим людям (жестокость, агрессивность, доброжелательность, степень чувствительности к межличностным отношениям, отчужденность и приспособляемость к новой обстановке); эмоциональные и волевые качества; общий уровень психического развития и интеллекта (нет ли признаков психических отклонений и акцентуаций характера); психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, осужденного в момент обследования, его реакции на проводимую работу; планы и намерения осужденного.
В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируется не только создание новых видов учреждений, но и разработка новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, системы поощрений, а также иных стимулов к правопослушному поведению и активной ресоциализации.
Список использованных источников и литературы
1.Приказ Минюста РФ №83 от 7 марта 2000 г. "Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях".
.Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005 №238 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы"
.Агапов А.П. Порядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС. // Вестник УИС. - 2010г. - №4. - С. 7-9.
.Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осужденными / Ведомости УИС. 2002г. №5.
.Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях: Учебное пособие - Рязань: АПУ ФСИН, 2007 г. - С. 240
6.А.И. Зубков, М.П. Стурова, Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань 2003 г. - С. 265-278.
7.В.Ф. Пирожков "Криминальная психология". Издание учебное. (Юридическая психология). М. Ось-89 2001 г., с. 483-528.
."Практическая психодиагностика" под ред. Б.К. Райгородского, 2003 г.-С. 243-250.
.Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право. Учебно-методический комплекс. - 2-е изд., испр. и доп. - Томск: НТЛ, 2009г. - С. 108
10.Концепция воспитательной работы с осуждёнными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. ГУИН Минюста России, М. 2009 г. - С. 39