Воспитательная работа по минимизации и нейтрализации влияния пенитенциарной субкультуры на осужденных к лишению свободы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный
педагогический университет»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: социальная педагогика
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МИНИМИЗАЦИИ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВЛИЯНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Исполнитель:
студент А.А. Мащенко
курса ОЗО ППФ
Руководитель: к.п.н., доцент О.А. Луценко
кафедры педагогики
Благовещенск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.Понятие пенитенциарной субкультуры
2.Основные «законы» пенитенциарной субкультуры
.Выработка воспитательных методов нейтрализация негативного влияния пенитенциарной субкультуры на осужденных к наказанию в виде лишения свободы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Пенитенциарная субкультура занимает свое, определенное место в системе человеческих ценностей. Изучение данной субкультуры поможет понять внутренние законы, по которым живут ее представители, оценить происходящие в ней изменения.
Пенитенциарная субкультура, благодаря наличию в ней определенной доли романтических моментов, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается, особенно молодежью. Немаловажную роль играет и то, что субкультуре свойственен игровой и эмоциональный характер.
Приверженность тюремной субкультуре, усвоение ее норм и ценностей осуществляются, как правило, личностью, не получившей в силу различных условий признания и решившей добиться его в криминальном сообществе. Кроме того, усвоение норм и ценностей субкультуры может осуществляться и личностью, не удовлетворенной своим низким статусом в системе официальных отношений.
Приобщение к пенитенциарной субкультуре происходит относительно быстро и является своеобразным способом компенсации неудач, преследующих личность, особенно это касается лиц молодого возраста.
О пенитенциарной субкультуре, ее значении и роли, как в преступном мире, так и в обществе в целом в последнее время написано немало. Если до 1985 года эта тема замалчивалась, считалось, что пенитенциарной субкультуры, как и криминальной, просто не может существовать, то после так называемой «перестройки» появилось немало работ, посвященных изучению криминальной и пенитенциарной субкультур. К сожалению, работы эти издаются очень ограниченными тиражами, а в большинстве случаев они носят, кроме того, вид различных словарей уголовного жаргона и только.
Самые первые исследования пенитенциарной субкультуры начали проводить сотрудники МВД, хотя их работы по этой теме и носили, по меньшей мере, гриф «для служебного пользования». Таким образом, с исследованиями в этой области зачастую не могли познакомиться даже работники пенитенциарных учреждений. К слову сказать, практические работники исправительных учреждений и следственных изоляторов часто сами для себя пытались хоть как-то систематизировать эти явления: одни составляли краткие словари уголовного жаргона (арго), другие систематизировали татуировки и т.д. И, тем не менее, даже в настоящее время ощущается значительная нехватка пособий по пенитенциарной субкультуре. Необходимость исследования обусловлена тем, что в настоящее время в уголовно-исполнительную систему приходит очень много новых молодых сотрудников, которым довольно сложно ориентироваться во всех этих непривычных для них понятиях, в системе взаимоотношений, складывающихся между администрацией пенитенциарных учреждений и осужденными и содержащимися под стражей, между самими заключенными. Вследствие чего не достигаются необходимых результатов воспитательной работы по нейтрализации влияния пенитенциарной субкультуры на осужденных.
Объектом исследования являются процессы негативного влияния пенитенциарной субкультуры на ее представителей.
Предметом исследования являются социальные явления и негативные процессы, вытекающие из отношений представителей пенитенциарной субкультуры, как для самих представителей субкультуры пенитенциарных учреждений РФ, так и для уголовно-исполнительной системы в целом; организация мер по нейтрализации негативного влияния пенитенциарной субкультуры на основную массу осужденных.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является исследование современного состояния пенитенциарной субкультуры, а также выработка основных путей и методов нейтрализации негативного влияния пенитенциарной субкультуры на ее представителей.
Для достижения данной цели определены, следующие задачи:
осуществить исследование основ пенитенциарной субкультуры;
исследовать «законы» (нормы) пенитенциарной субкультуры;
установить какие воспитательные методы будут наиболее эффективными по нейтрализации негативного влияния пенитенциарной субкультуры на своих представителей.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы связанные с пенитенциарной субкультурой не получили должного освещения в научной литературе. Основные исследования касаются отдельных моментов связанных с пенитенциарной субкультурой.
Гипотеза исследования. Более интенсивное и разносторонне применение воспитательных методов воздействия на осужденных в современной пенитенциарной системе будет более эффективным по нейтрализации влияния пенитенциарной субкультуры на осужденных, нежели административно-репресивные мероприятия.
База исследования. Исправительная колония УФСИН России по Амурской области.
.ПОНЯТИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
пенитенциарный субкультура осужденный
Одним из наиболее характерных атрибутов современной России стала широкая распространенность пенитенциарной субкультуры, элементы которой легко найти и в повседневной жизни, как представителей пенитенциарной субкультуры, так и обычных людей, и в действиях, высказываниях публичных деятелей (политиков, работников СМИ и пр.).
Важнейшей психологической характеристикой криминальной среды является субкультура. В переводе с латинского термин «субкультура» (sub - под; под чем-то) означает часть основной культуры. Пенитенциарная субкультура - это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно, граждан, находящихся в пенитенциарных учреждениях, имеющей криминальную направленность. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду неписаные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга.
Пенитенциарная субкультура и ее атрибуты имеют наиболее ярко выраженный характер не только в местах лишения свободы, но и в других социальных общностях. Например, в профессионально-технических училищах и даже в общеобразовательной школе, где есть авторитеты и «изгои»; в армии и военном училище, где распространена «дедовщина»; на предприятии и стройке, где работает много бывших осужденных; на дискотеке и в казино, где завсегдатаями или, по крайней мере, частыми гостями являются преступные элементы.
Субкультура - явление сложное и многогранное, она функционирует во всех социальных системах и является неотъемлемым элементом их жизнедеятельности. Каждый класс, социальная группа, иная общность людей обладают своей собственной системой ценностных ориентаций, присутствуют они, разумеется, и в криминальном мире.
Существует несколько понятий пенитенциарной субкультуры. Одно понятие пенитенциарной субкультуры коротко можно сформулировать следующим образом: пенитенциарной субкультура - это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных «неписаных» законов и традиций.
Пенитенциарная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы, в значительной степени скрыта от глаз посторонних. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только, если нет им противодействия.
Довольно таки сложно представить картину территориальной распространенности пенитенциарной субкультуры. Однако она существует далеко не во всех странах. Например, она достаточно широко распространена в большинстве стран Восточной Европы, но практически отсутствует в странах Западной Европы. И дело здесь не в материальных условиях содержания заключенных, а в особой организации исполнения наказаний. В отличие от большинства западных стран, где практикуется камерная система содержания осужденных, в России индивидуальные камеры есть только в тюрьмах и в штрафных изоляторах.[3]
Изучением пенитенциарной субкультуры, ее структуры, элементов, истоков, механизмов функционирования, влияния на личность, методов изучения и способов профилактики занимались видные ученые, писатели, практики. Однако целостной ее картины сегодня не имеем.
Пенитенциарная субкультура - это не только жаргон, татуировки, клички, использующиеся в том или ином коллективе (отряде ИУ, СИЗО или ВК), а сложная система (все идеологические, правовые, этические и эстетические элементы пенитенциарной субкультуры выступают в единстве и взаимосвязи), имеющая следующие обязательные структурные элементы:
иерархия (стратификационно-стигмативные элементы), закрепляющая положение того или иного члена преступного сообщества. Сюда же можно отнести: способ определения положения отдельно взятой личности в иерархии; наличие кличек (погонял, кликух), татуировок, отдельных привилегий у некоторых лиц;
-поведенческие атрибуты. К ним относятся воровские законы, тюремные законы, правила и традиции преступного мира, принятые в местах лишения свободы. При помощи этих законов и традиций регулируются взаимоотношения и поведение в криминальных сообществах;
-коммуникативные атрибуты. Сюда, кроме тюремного жаргона, относится также некоторая часть прозвищ и татуировок, выступающих средством информации, общения и взаимодействия;
-экономические атрибуты. Общак и принципы оказания материальной помощи являются материальной базой криминальных сообществ, их сплочения, дальнейшей криминализации, расширения своего влияния;
-сексуально-эротические ценности, т.е. отношение к лицам как противоположного, так и своего пола; различного вида половые извращения, гомосексуализм, порнография и т.д.;
-тюремная лирика, выраженная, в основном, песнями, реже стихами и различного рода небылицами, выдаваемыми за события, действительно имевшие место.[4]
Так, необходимо отметить, что в пенитенциарной субкультуре постоянно идет борьба между «реформаторами» (преступными авторитетами сегодняшнего дня, многие из которых купили звания воров в законе) и «традиционалистами» - ворами в законе старой формации (их еще называют нэпманскими ворами). Воры в законе старой формации требуют неуклонного соблюдения воровского закона, не желают «лезть» в политику, категорически отвергают любое сотрудничество с властями. Новая генерация преступных авторитетов, в свою очередь, требует приспособления к существующей реальности, допускает сотрудничество с властями в интересах преступных сообществ (воры в законе старой формации сотрудничество с властями отвергают, даже если это выгодно преступным группам), пытаются провести (и зачастую это удается) своих людей во властные (как исполнительные, так и законодательные) структуры.[5]
Как и человеческая культура в целом, пенитенциарная субкультура содержит не только предметные результаты деятельности преступных сообществ и их членов (орудия и способы совершения преступления, материальные ценности и т.п.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе противоправной деятельности. К ней можно отнести знания и умения, профессионально-преступные навыки и привычки, которые правонарушители вырабатывают в преступной деятельности; их уровень интеллектуального развития, эстетические потребности, этические взгляды, мировоззрение, формы и способы взаимного общения в рамках данных сообществ и. за их пределами; способы разрешения споров и конфликтов, управления преступными сообществами и т.п. "
В узком понимании слова пенитенциарная субкультура представляет собой особую духовную область общности людей - преступных групп, отдельных ее представителей в местах лишения свободы. Она содержит пенитенциарную идеологию, определенные этические нормы и ценности, эстетические установки и потребности, мифологию, вкусы, предпочтения, которые определяют повседневную жизнь и быт правонарушителей и их сообществ в местах лишения свободы. Пенитенциарная идеология - это та система понятий и представлений, которая сложилась в групповом сознании осужденных и подследственных, та их «философия», которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение преступлений, снимает психологические и нравственные барьеры которые человеку надо преодолеть, чтобы пойти на преступление.
Ещё одним структурным элементом пенитенциарной субкультуры являются традиции. Общепризнанно, что нормы жизни групп, в которых проявляется воля их членов, чаще всего принимают форму традиций. В связи с этим особую опасность представляют пенитенциарные традиции и обычаи, распространенные в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях (в «зоне»). Традиция имеет две особенности: устойчивость и способность изменяться.
В пенитенциарной среде существуют два вида традиций:
пришедшие из преступной среды далекого прошлого и трансформировавшиеся в современные, с учетом условий жизни общества и господствующих в нем отношений;
новые традиции, возникшие и закрепившиеся в пенитенциарной среде в современных условиях и не имеющие аналогов в прошлом.
Причинами трансформации традиций и появления новых, являются изменения, происходящие в социальной действительности. Пенитенциарные традиции и обычаи, как и любые другие, не существуют каждая сама по себе. Они образуют «связку», определенную систему традиций, характеризующих общность осужденных в целом.
Форму традиций чаще всего принимают нормы пенитенциарной субкультуры («воровские законы», табу, «западло»). Повышая действенность групповых норм и ценностей, традиции обеспечивают сплочение представителей пенитенциарной субкультуры.[10]
Являясь существующей объективной реальностью, тюремная субкультура занимает свое, определенное место в системе человеческих ценностей. Изучение тюремной субкультуры помогает понять внутренние законы, по которым живет преступная среда, оценить происходящие в ней изменения, что позволит более эффективно оказывать воспитательное воздействие на осужднных.
.ОСНОВНЫЕ «ЗАКОНЫ» ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Закон - одно из ключевых понятий пенитенциарной субкультуры. Под законом понимаются неписаные правила, традиции воровской среды, выполнение которых обязательно для всех ее представителей. Настоящий «блатной» чтит «воровской закон», живет «по понятиям», стремится поступать «красиво» с воровской точки зрения. Он поддерживает классовую борьбу между ворами и сотрудниками правоохранительных органов, презрительно относится к официальным властям, способен на «дерзкий поступок».
«Благородный воровской мир» - мир настоящих «воров», верных «воровской» идее и «воровскому» закону, который называется идейными ворами «верой». «Вор» должен быть аскетом, до самой смерти хранить верность новой «вере» и «воровскому» братству. По старым воровским законам, «вор», решивший «завязать», предавался казни. Ради «воровской жизни» и братства «вор» должен отказаться от всего, что привязывает его к «мирской» жизни. «Воровской» закон требует, чтобы он существовал вне социума, отказался от родных, не имел семьи, разорвал все социальные связи. Подобно посвящаемым во время проведения обряда инициации монахам, сектантам, хиппи и пр., «вор» метафорически умирает для мира, вступая в новое сообщество - воровскую группу.[2]
Одна из руководящих идей «воровского» закона - идея единого сакрального тела воровской группы: ради спасения одного из членов тела другой должен принести себя при необходимости в жертву. Так, в воровской среде существует традиция брать на себя «прицеп» - чужое преступление. В случае поимки воров на месте преступления закон обязывает младших покрывать преступления старших, в том числе ценой собственной жизни. Тема «прицепа» чрезвычайно популярна в тюремном фольклоре: многие предания и песни прославляют героя-вора, который «друзей отмыл, взял вину на себя». «Вор» обязан помогать другим «ворам», в том числе используя «общак» - коллективную собственность воровской группы.[1]
Однако не следует путать «воровские» и «пенитенциарные» законы. «Воровской» закон - это свод неписаных правил и норм, обязательный для «воров в законе». Часть его положений распространяется не только на воров в законе, но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть «воровского» закона, обязательная для всех остальных, называется тюремным законом. Таким образом, «тюремный» закон - это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в «табели о рангах». «Тюремный закон» регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами осужденных, заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов, как между отдельными лицами, так и между группами лиц.[1]
- преданность и поддержку «воровской» идеи;
- недопустимость любых контактов с правоохранительными органами;
честность по отношению друг к другу;
вовлечение в свою среду новых членов, особенно молодежи;
- запрет на занятия политической деятельностью;
- обязанность следить за порядком в ИУ и СИЗО, устанавливать там власть «воров в законе»;
- обязательное умение играть в карты, азартные игры и др.
Из этих основных законов вытекают дополнительные:
- отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;
никогда не давать показания;
никогда не признавать вину;
не иметь собственности и сбережений;
не иметь семьи;
периодически отбывать наказание в местах лишения свободы; не брать в руки оружие; не работать ни при каких условиях;
«держать» порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;
наладить снабжение ШИЗО и ПКТ; пополнение «воровского» блага (общака);
чтить родителей (особенно мать); не состоять ни в каких партиях, комсомоле и т.д.;
учить «правильной жизни» молодежь, разъяснять, что такое «правильные понятия»;
никогда не прописываться по месту жительства;
картежная игра между ворами должна быть честной;
запрет материться;
запрет мстить исподтишка;
не воровать (не «крысятничать») у своих;
не обижать «мужиков».[14]
Регламентирован «законами» даже досуг «вора»: обязан уметь играть в карты, кости и другие всевозможные «арестантские» игры. Это не просто часть досуга - это способ поставить другого в зависимое положение, одурачить, проверить. И все «честно», все по «закону». [13]
Основные «тюремные» законы:
- выделять долю в «общак»;
- нельзя поднять руку на «вора в законе»;
почитать старших;
почитать родителей;
- непримиримое отношение к доносительству;
- запрет отнимать, что бы то ни было у кого бы, то ни было без основания;
- запрет предъявлять обвинения без доказательств;
- запрет оскорблять любым образом;
- запрет материться;
- поддержка семенников;
не вступать в секции, т.е. не становиться «красным»;
не воровать у своих.
Таким образом, можно сказать, что соблюдение норм тюремного закона обязательно как для «воров в законе», так и для всех остальных криминальных элементов, а соблюдение отдельных положений «воровского» закона обязательно только для «воров в законе» и лиц, стремящихся быть коронованными. Многие положения «воровского» и «тюремного» закона совпадают.
.ВЫРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Исправление осуждённых является педагогической целью, и цель эта официально провозглашена уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Достижение исправления и, как следствие, нейтрализация негативного влияния пенитенциарной субкультуры могут происходить в условиях воспитательно-образовательного процесса, организованного в пенитенциарном учреждении, следовательно, пенитенциарное учреждение должно являться не только местом отбывания уголовного наказания, но, прежде всего, быть воспитательно-образовательным учреждением со своими особенностями и закономерностями.
Осуждённый к наказанию, связанному с лишением, свободы, отбывая, наказание в пенитенциарном учреждении, является специальным объектом воспитательно-образовательного воздействия, организованного в целях его исправления. Условия изоляции и режима пенитенциарного учреждения необходимо рассматривать как обязательные элементы принудительности, сопутствующие воспитательно-образовательному процессу.[11]
Организация воспитательно-образовательной работы в пенитенциарном учреждении должна ориентироваться на объект воспитания, т.е. на личность осуждённого со всеми присущими ей специфическими признаками.
Личность осуждённого в первую очередь идентифицируется с понятием «преступника». Это человек совершивший преступление, осуждённый за это преступление судом, согласно обвинительному приговору, вступившему в силу в соответствии с законом.
Необходимо отметить, что социальная среда является констатирующим фактором, объясняющим становление и развитие личности.
Личность взрослого человека, с которым наиболее часто приходится иметь дело в пенитенциарной практике, как правило, плохо поддается прямому педагогическому воздействию, и в этом смысле оптимальность исправительной среды для воспитательно-образовательного процесса имеет под собой и психологические аспекты личности взрослого человека.
Осуждённые находятся в местах лишения свободы, где социальная среда отличается качественными характеристиками и способна активно воздействовать на личность и поведение. В связи с этим особенности поведения, меры воспитательного воздействия необходимо рассматривать в контексте отношений, складывающихся в социальной среде осуждённых. Человек, помещенный в места лишения свободы, естественно, застает там сложившуюся социальную среду, отличающуюся от той, в которой он жил ранее. Особенности этой социальной среды определяются, прежде всего, действием следующих факторов изоляцией от общества, регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности, принудительным включением в однополые социальные группы, сложившейся стратификацией среды и действием неформальных норм поведения, бытующих в этой среде. Естественно, что приходится приспосабливаться к этим условиям, и поэтому у индивида, помещенного в места лишения свободы, изменяются личностные свойства и появляются новые. Цель исполнения наказания предполагает положительные изменения личности, однако на практике под влиянием социальной среды результат часто бывает обратным.[12]
Под социальной стратификацией или социальной дифференциацией в пенитенциарном учреждении следует понимать разделение осуждённых на группы в зависимости от их социально значимых свойств.
Рассматривая данное понятие, нужно учитывать, что если администрация пенитенциарного учреждения не осуществляет такого разделения в педагогических целях, то его начинают производить сами осуждённые, но уже в целях поддержания или возрождения так называемых «воровских традиций», когда происходит деление на касты, основанное на унижении и оскорблении человеческого достоинства одних категорий осуждённых, стоящих ниже в этих кастах, другими категориями осуждённых, стоящими выше, возникает беззастенчивая эксплуатация одних осуждённых другими, т.е. агрессивное насаждение тюремной субкультуры. Самое негативное в этих ситуациях то, что администрация, исправительного учреждения идет на поводу у отрицательно характеризующихся осуждённых и в целях поддержания «видимого порядка» фактически разрешает руководить колонией осуждённым, притом самым худшим из них. В таких пенитенциарных учреждениях какое-либо воспитательное воздействие отсутствует полностью, и происходит это как от нежелания сотрудников колонии организовать воспитательный процесс, так и от элементарного незнания, как его организовать.[17]
Администрация пенитенциарного учреждения, в силу требований закона, поставлена над осуждёнными с целью сформировать их правопослушное поведение, и такое формирование будет тем эффективнее, чем выше нравственный и культурный уровень сотрудников учреждения.
Повышение нравственного и культурно-образовательного уровня сотрудников пенитенциарного учреждения является необходимым условием организации исправительного процесса осуждённых.
Проблема организации совместной исправительной деятельности (сотрудников и осуждённых) вызывает необходимость решения следующей задачи: каким образом возможно вовлечение осуждённых в воспитательно-образовательный процесс.
Организация исправительного процесса осуждённых, формирование их правопослушного поведения возможны только при условии стимулирования и подкрепления тех потребностей, которые наиболее характерны для лиц, лишенных свободы, т.е. отбывание наказания в более комфортных условиях и более раннее освобождение. Формирование социально-педагогической иерархии осуждённых является оптимальной организационной формой педагогического стимулирования, наиболее эффективно обеспечивающей их исправление в условиях изоляции от общества. Конкретизировав понятие «исправление» в качестве правопослушного поведения, можно организовать стимулирующие технологические цепочки коррекции поведения осуждённых до параметров правопослушного поведения и, в зависимости от этого, применять тот или иной объем льгот или, наоборот, объем наказаний. Применяя педагогическое стимулирование, нужно, учитывать, что для полного исправления осуждённых одного только стимулирования имеющихся потребностей, выраженных в желании более комфортного отбытие наказания и более раннего освобождения, будет явно недостаточно.[16]
Перечень специальных признаков объекта пенитенциарного воздействия довольно обширен, и его можно подразделить на признаки, по которым осуждённые к лишению свободы распределяются в различные пенитенциарные учреждения согласно действующему законодательству, а также на признаки, по которым осуждённых следует дифференцировать внутри пенитенциарного учреждения, согласно действующему законодательству, а также исходя из педагогической целесообразности.
К первому виду специальных признаков следует отнести законодательную дифференциацию объектов пенитенциарного воздействия:
- по полу (существуют мужские и женские пенитенциарные учреждения);
- по возрасту;
по категории тяжести совершенного преступления;
- по рецидиву преступлений;
- по состоянию здоровья;
по профессиональной деятельности.
Ко второму виду специальных признаков следует отнести дифференциацию объектов пенитенциарного воздействия внутри одного пенитенциарного учреждения согласно УИК РФ и педагогической целесообразности:
- по поведению (степени исправления);
- по уровню образования,
- по возрасту;
- по категориям тяжести преступлений;
по виду преступления;
- по склонности к определенным преступным проявлениям в пенитенциарном учреждении;
- по склонности к определенным нарушениям внутреннего распорядка в пенитенциарном учреждении;
- по сроку лишения свободы и другим признакам.
Подавляющее большинство осуждённых в Российской Федерации - это взрослые люди, достигшие 18-летнего возраста (около 750 пенитенциарных учреждений), и только в 63 воспитательных колониях содержатся несовершеннолетние осуждённые.
В пенитенциарном учреждении, где содержатся совершеннолетние преступники, роль социальных факторов неизмеримо возрастает и несет в себе повышенную воспитательно-образовательную нагрузку. Гуманные условия содержания осуждённых являются первоначальным звеном всей социально-педагогической среды пенитенциарного учреждения. Процесс приобщения к нравственным ценностям голодных и озлобленных тяжелыми условиями быта и труда осуждённых просто не может быть эффективным. Взрослый человек менее подвержен прямому воспитательному воздействию, что необходимо учитывать при формировании правопослушного поведения в условиях лишения свободы. Необходимо устанавливать четкую зависимость условий отбывания наказания от поведения осуждённого. Изменение социальных условий (более облегченных для правопослушных осуждённых и более строгих для нарушителей) несет в себе определенный воспитательный потенциал, корректирующий поведение осуждённых в требуемом направлении.
Не учитывая данной закономерности, а именно, повышения роли социальных факторов при организации социально-педагогической среды пенитенциарного учреждения, воспитательную деятельность среди осуждённых легко можно свести к бесконечным нравоучительным беседам и наказаниям, что никогда не даст положительных результатов в исправлении осуждённых.[8]
Второй закономерностью воспитательно-образовательного процесса в пенитенциарном учреждении является зависимость эффективности воспитательно-образовательного процесса от степени реализации закрытости пенитенциарного учреждения, обусловленной фактом лишения свободы осуждённых.
По общепринятому мнению, концентрация в пенитенциарном учреждении преступников, т.е. лиц с ярко выраженным асоциальным поведением, негативно влияет на организацию воспитательного процесса, при этом не учитывается, что закрытость пенитенциарного учреждения можно и необходимо использовать как положительный фактор, исключающий негативное влияние на осуждённых извне, т.е. со свободы. Положительно использовать закрытость пенитенциарного учреждения можно только при условии организации в нем исправительной среды. В пенитенциарном учреждении существует реальная возможность исключить факты употребления алкогольных напитков и наркотиков, исключить негативную информацию телевидения в форме сцен секса и насилия, исключить причины конфликтных ситуаций, возникающих при нарушении правил поведения, принятых в цивилизованном обществе. Практикой доказано, что фактор закрытости учреждения при его педагогическом использовании оказывает позитивное влияние на самые трудновоспитуемые категории осуждённых: в г. Соликамске Пермской области функционирует единое помещение камерного типа, в которое помещали лидеров преступного мира, содержавшихся в различных пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. Социально-педагогические условия, созданные в этом учреждении под названием «Белый лебедь», из злостных нарушителей режима успешно формировали законопослушных осуждённых. В данном случае злостные нарушители, являющиеся лидерами преступного мира, обособлялись от среды осуждённых, активно их поддерживающих, что позитивно влияло на воспитательно-образовательный процесс.
Закрытость пенитенциарных учреждений при организации в них социально-педагогической среды (исправительной) позитивно влияет на воспитательный процесс, однако необходимо всегда учитывать, что без организации такой среды фактор закрытости может негативно влиять на осуждённых, которые будут перенимать друг от друга асоциальные привычки и сами организуют так называемую «воровскую» среду, существующую по «законам» преступного мира.
Третьей закономерностью воспитательно-образовательного процесса в пенитенциарном учреждении является зависимость результатов воспитательно-образовательной работы с осуждёнными от возможности и желания сотрудников пенитенциарного учреждения эффективно организовать воспитательную деятельность. Если такая деятельность не организуется в силу ряда причин (непрофессионализма, нежелания в связи с недостаточным стимулированием труда и т.д.), то, как правило, происходит обратный процесс: осуждённые негативно влияют на сотрудников пенитенциарного учреждения, навязывая последним свои правила поведения. Сотрудники зачастую перенимают от осуждённых жаргонные слова и привычки, присущие осуждённым - рецидивистам, и со стороны бывает трудно отличить осуждённого от сотрудника, так как они общаются и ведут себя в худших традициях общения между осуждёнными, именующими себя «блатными».
Законодательством именно на сотрудников пенитенциарного учреждения возложена обязанность проводить воспитательно-образовательную деятельность, на практике бывает всё наоборот. Такие пенитенциарные учреждения, в которых процветают «воровские» традиции, называют «черными», и их, к сожалению, в Российской Федерации ещё немало.
Несмотря на то, что в пенитенциарном учреждении каждый сотрудник должен быть воспитателем, существует ряд сотрудников, в обязанности которых непосредственно входит воспитательная работа с осуждёнными - это сотрудники отдела воспитательной работы (начальники отрядов, психологи, социальные работники и др.), преподаватели общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ.
Статьёй 23 УИК РФ «Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания» предусмотрено участие в исправлении осуждённых общественных объединений. Формы такого участия могут быть различные: попечительские советы, советы общественности, советы воспитателей отрядов и др.
Формирование в пенитенциарном учреждении сильной самодеятельной организации осужденных (СОО), способной противостоять негативному влиянию «авторитетам» тюремной субкультуры, а также негативному влиянию самой тюремной субкультуре на основную массу ее представителей.
Чем больше осужденных будет входить в самодеятельную организацию осужденных, тем меньше их будет под контролем «авторитетов» тюремной субкультуры. Осужденные, которые входят в СОО, будут уверены в том, что если будут возникать какие-либо проблемы, то обращаться можно к администрации учреждения. И администрация пенитенциарного учреждения им поможет. Кроме этого надо учесть, что членов СОО администрация учреждения постоянно „поощряет, Также администрация пенитенциарного учреждения даст положительную характеристику осужденному, необходимую суду для рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении. Однако в тюрьмах СОО отсутствуют, и это на наш взгляд, снижает уровень воспитательного воздействия на осужденных через СОО.
Практическая деятельность по исправлению осужденных в пенитенциарных учреждениях может быть эффективна только при создании в них социально-педагогической системы, обеспечивающей воспитательно-образовательный процесс с начала срока лишения свободы и до освобождения осужденного из пенитенциарного учреждения.
В пенитенциарном учреждении систему педагогического процесса необходимо включать в социальную сферу, создавая, прежде всего, социальные условия, способствующие исправлению осужденных. Вряд ли возможно вести воспитательную работу среди голодных, плохо одетых, озлобленных тяжелыми условиями существования людей.
Организация социальных условий, позволяющих удовлетворять различные потребности человека (от физиологических до нравственных), является необходимым основанием всей социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения.
Подразделение факторов исправительной среды на социальные и педагогические является наиболее логичным, и из всего разнообразия факторов исправительной среды целесообразно выделять следующие:
) Социальные факторы:
- бытовой фактор заключается в организации условий быта осуждённых в соответствии с нормами бытовой санитарии
- трудовой, затрагивает важнейшую сторону существования человека - его трудовую деятельность. В сфере хозяйственной деятельности необходимо обеспечить осуждённых рабочими местами и по возможности с учётом их профессиональной подготовки и интересов. Требуется строгое соблюдение норм производственной санитарии, техники безопасности, наличие заработной платы, способной стимулировать трудовую деятельность и удовлетворять запросы осуждённых в местах лишения свободы.
- досуговый, является основой организации свободного времени осуждённых, он предусматривает соответствующее оборудование для помещений (комнаты отдыха, комнаты-бары, клуб, библиотека, спортзал, музей и т.д.). Необходимо также развитие кружковой деятельности по интересам (театральной, музыкальной, поэтической и т.д.).
- валеологический, обусловливает здоровый образ жизни и включает в себя качественное медицинское обслуживание, создание комнат психологической разгрузки, профилактория, тренажерных залов для снятия психологических стрессов, сопутствующих лишению свободы, лекционную работу, пропагандирующую отказ от вредных привычек (употребления наркотиков, спиртного, курения и т.д.).
постпенитенциарный фактор заключается в организации социальной деятельности, поддерживающей осужденных, освободившихся из пенитенциарных учреждений, путем оказания им психологической помощи, помощи в бытовом и трудовом устройстве. Наиболее оптимальной формой организации такой деятельности является создание центров социальной реабилитации.
2) Педагогические факторы:
- правовой, определяет правопорядок пенитенциарного учреждения на основе строгого соблюдения, действующего уголовно-исполнительного законодательства, его принципов.
образовательно-воспитательный, предусматривает: разработку и внедрение в практическую пенитенциарную деятельность принципов организации воспитательно-образовательной работы; определение педагогической модели воспитательно-образовательной работы, социально-педагогических технологий; привлечение к образовательному процессу и воспитательной работе среди осужденных и сотрудников пенитенциарного учреждения преподавателей колледжей и вузов; создание в пенитенциарном учреждении учебного центра (школа - ПТУ - колледж - вуз), обеспечивающего непрерывный процесс обучения осужденных, и т.д. Образование следует рассматривать как самое эффективное средство исправления.
общественный, состоит в организации и привлечении к исправительной деятельности всех здоровых сил общества.
Наиболее оптимальной формой такого участия являются попечительские советы, решающие вопросы жизнедеятельности пенитенциарного учреждения и воспитательной работы. Практика создания попечительских советов и их деятельность доказали жизнеспособность и эффективность таких общественных формирований.
Немаловажным фактором воспитательного воздействия на осужденных является их религиозное обучение.
Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям. Исходя из закона, содержание этого права состоит из права отправлять религиозные обряды, права получать, приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной литературой. Право на распространение религиозных убеждений может быть реализовано через многотиражные газеты для осужденных, ведомственные и иные издания, а также путем организации индивидуальной и массовой работы в рамках воскресных школ, библейских курсов, во время совершения обрядов крещения, венчания, покаяния, соборования, причастия. Религиозные убеждения могут распространяться и во время демонстрации фильмов на религиозные темы, проведения радиобесед, культовых праздников и т.д.
В соответствии с законом Российской Федерации все религии и религиозные течения равны между собой. Вместе с тем администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна воздерживаться от приглашения представителей не зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений и различного рода сект, проповедующих насилие, отказ от семьи и других социальных ценностей. Она должна не допускать получения, приобретения, хранения, пользования и распространения осужденными предметов культа и религиозной литературы, ведущих к нарушениям Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, ущемлению прав и законных интересов указанного контингента лиц.
Работа по нейтрализации негативного влияния тюремной субкультуры на основную массу осужденных, используя конституционное право ее представителей на свободу вероисповедания, приносит больше положительных результатов, чем ужесточение требования режима. Для этого необходимо продолжать строительство храмов и молитвенных комнат в пенитенциарных учреждениях и совершенствовать работу духовенства по погашению негативного влияния «авторитетов» преступного мира на оставшуюся часть представителей тюремной субкультуры. От работы церковных служителей зависит, будут ли представители тюремной субкультуры и жить по «законам Божьим» или будут придерживаться «неписаных» законов тюремной субкультуры. Кроме этого, в тех пенитенциарных учреждениях, где есть храмы, сами представители тюремной субкультуры принимают участие в написании икон, строительстве храмов, внутренней отделке этих храмов. Все это дисциплинирует осужденных, тем самым они начинают задумываться о смысле жизни и о том, как дальше им строить свою жизнь с учетом допущенных в прошлом ошибок, в том числе и тех, из-за которых они попали в стены пенитенциарного учреждения. Церковь должна проповедовать роль семьи в жизни людей, в том числе и тех, кто преступил закон. Только любовь к своим близким, оставшимся на воле, позволит представителям тюремной субкультуры скорее встать на путь исправления и покинуть стены пенитенциарных учреждений как можно быстрее.
Отнесение конкретных осужденных к определенным статусным категориям - это лишь первичная ориентация и прогнозирование возможного направления их поведения. Полноценное осуществление индивидуального подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных основано на знании не только их индивидуальных особенностей, но и социально - психологических закономерностей тюремной среды.
В научных публикациях рассмотрение групп осужденных часто начинают с раскрытия феноменов, присущих таким микрогруппам, как «семья». Это обычно стойкая малая группа, состоящая из двух или более осужденных, объединившихся на основе общих взглядов и интересов (совместный досуг, питание, защита от посягательств и т.д.). Права и обязанности членов «семьи» обычно не имеют четкой регламентации, а определяются личностными качествами и авторитетом ее членов и, в первую очередь, ее лидера. В функции лидера «семьи» входит планирование и координация всех ее действий, поддерживание и развитие групповых традиций и обычаев, представительство «семьи» в отношениях с другими группами, контроль за поведением членов группы, их поощрение или наказание, осуществление функции «арбитража» и пр.[15]
В условиях исправительных учреждений могут возникать и более крупные по размерам, но «размытые» в плане разделяемых ценностей и норм общности осужденных, которые в специальной литературе называют «землячествами». Надо отметить, что «воры в законе» в своих «воровских прогонах» высказываются против такого явления, как «землячество». Они пишут, что это негативное явление и что его необходимо пресекать любыми методами. Мы считаем, что администрация пенитенциарных учреждений должно использовать такое явление, как «землячество», в своих целях, т.е. при поступлении осужденных в пенитенциарное учреждение помещать его в отряды, где содержатся другие осужденные либо из того же региона, или той же веры, или схожие по каким-то другим критериям. Тем самым они будут объединяться в свои небольшие группы, и «авторитетам» будет труднее навязать им свою волю. Именно поэтому «воры» и стараются пресечь данное явление, они видят в нем серьезную угрозу своему «авторитету». [9]
Администрации пенитенциарных учреждений должны способствовать поддержанию отношений осужденных и подследственных со своими семьями. Ибо когда общение между родственниками прекращается, осужденному уже нечего терять и он прекращает идти по пути исправления и начинает вести антисоциальный образ жизни. В большинстве случаев, когда человек попадает в пенитенциарные учреждения, сначала в СИЗО, а потом и в ИУ, от него отказываются. Это происходит особенно, когда приговариваются к длительным срокам лишения свободы. Жены сразу подают на развод, а параллельно стараются лишить осужденного или содержащегося под стражей родительских прав. Морально человек «надламывается», и в этот момент «авторитеты» пытаются втянуть его под свой контроль, заставить его жить по неписаным традициям и «законам» тюремной субкультуры. Объясняя это тем, что все люди от него отвернулись из-за того, что он преступил закон, тем самым, став «отбросом» общества. И только в среде таких же, как он сам, он найдет понимание и, конечно же, помощь в трудную минуту.
Именно поэтому администрация должна поддерживать веру в душе осужденного в то, что он не одинок и что все завит только от него, т.е. чем быстрее он исправится, тем, быстрее вернется к обычной жизни, к родным и близким. И в этом нелегком деле администрации учреждения должна помогать церковь и ее служители, и от того, как они справятся с поставленной задачей, зависит дальнейшая жизнь осужденного или подследственного, попадет ли он под негативное влияние тюремной субкультуры или нет. Использование религиозного фактора является наиболее эффективным способом нейтрализации негативного влияния тюремной субкультуры на ее представителей. Нельзя не отметить то обстоятельство, что как только человек попадает в пенитенциарное учреждение, он сразу обращается к Богу с просьбой о помощи. Сразу же человек обзаводится церковной утварью, такой, как крестики, четки, иконы, сборники с текстами молитв. А в тех пенитенциарных учреждениях, где есть молитвенные комнаты и храмы, осужденные всех субкультурных групп, сразу же начинают их посещать. Это объясняется тем, что в среде осужденных доверия почти нет, они боятся делиться своими размышлениями и мыслями друг с другом, потому что это может узнать еще кто-нибудь. Находясь в храме или молитвенной комнате, осужденный знает, что все сказанное Богу или служителю церкви никто больше не узнает, кроме этого, осужденные верят в то, что Бог может им помочь выдержать все испытания, а также поможет и его близким. Во все времена на Руси церковь имела силу над умами людей, и через свое влияние она может добиться любых результатов, включая и нейтрализацию негативного влияния тюремной субкультуры на умы ее представителей. Тем самым, помогая человеку обрести душевное спокойствие и найти выход из многих затруднительных ситуаций, который бы он сам не смог найти.[6]
Итогом нейтрализации негативного влияния тюремной субкультуры может являться оценка поведения осуждённого в период отбывания наказания в виде лишения свободы, а также оценка его поведения после освобождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
пенитенциарный субкультура осужденный
Было проведено изучение основных понятий пенитенциарной субкультуры, а также ее основных законов и принципов. Также был проведен анализ воспитательной работы в ИУ, возможность применения воспитательных методов по минимизации и нейтрализации влияния пенитенциарной субкультуры на осужденных к лишению свободы. В связи, с чем можно сделать вывод, что в качестве основных направлений совершенствования системы воспитательно-образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях является нейтрализация негативного влияния тюремной субкультуры на ее представителей:
1.Организация исправительной среды в пенитенциарном учреждении.
2.Активное приобщение осуждённых путем стимулирования к различным позитивным факторам исправительной среды с учетом индивидуальных особенностей личности осуждённого.
3.Систематическое подкрепление процесса позитивного приобщения и качественное развитие факторов исправительной среды.
4.Привлечение общественных организаций, религиозных конфессий, родителей, представителей тюремной (пенитенциарной) субкультуры и т.д.
5.Организация самодеятельных организаций осужденных, как противовес неформальным лидерам тюремной (пенитенциарной) субкультуры.
6.Создание и улучшение бытовых условий, условий на производстве, увеличение количества положительных стимулов (поощрений) осужденных за соблюдение требований режима.
7.Обучение сотрудников уголовно-исполнительной системы педагогическим навыкам (обучение, создание штата психологов, реабилитация и т.п.).
8.Развитие общественных организаций осужденных (в том числе общественные фонды помощи).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александров, Ю.К. Очерки криминальной субкультуры / Ю.К. Александров. - М.: Изд-во «Права человека», 2002. - 152 с.
2Александров, Ю.К. Тюремный закон / Ю.К. Александров. - М.: Изд. дом «Правовое просвещение», 1999. - 277 с.
Анисимков, В.М. Криминальная субкультура: краткая история вопроса, ее влияние на формирование личности правонарушителя / В.М. Анисимков, Е.В. Королева - Владимир: Изд-во ВЮИ ФСИН России, 2007. - 147 с.
4Анисимков, В.М. Тюремная община: «вехи» истории. Историко-публицистическое повествование / В.М. Анисимков. - Саратов: Изд-во СГАП, 1993. - 72 с.
5Анисимков, В.М. Тюрьма и ее законы / В.М. Анисимков. - Саратов: Изд-во СГАП, 1998. - 103 с.
Бовин, Б. На пути к европейским стандартам /Б. Бовин, С. Наумов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2000. - № 4. - С. 20-24.
7Волошин, В.М. Шанс вернуться к нормальной жизни / В.М. Волошин // Преступление и наказание. - 2008. - № 7. - С. 20-21.
8Громов, В.Г. Наказание в виде лишения свободы и пенитенциарная политика / В.Г. Громов, О.Р. Шайхисламова. - М.: Изд-во «Новый индекс», 2007. - 184 с.
Гуров, А. Правители преступного мира / А. Гуров, В. Рябинин. - М.: Изд-во «Зеленый парус», 1992. - 278 с.
Ефимова, Е.С. Современная тюрьма: быт, традиции и фольклор / Е.С. Ефимова. - М.: Изд-во ОГИ, 2004. - 398 с.
Зауторова, Э.В. Пенитенциарная педагогика / Э.В. Зауторова - Вологда: Изд-во ВИПЭ ФСИН России, 2005. - 138 с.
Байдаков, Г.П. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / Байдаков Г.П. [и др.]; под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. - Рязань: Изд-во РВШ МВД РФ, 1993. - 398 c.
Кочкин, Ю.В. Словарь уголовного жаргона - фени / Ю.В. Кочкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Челябинск: Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2006. - 114 с.
Лысак, И.В.Тюремная субкультура в России / И.В. Лысак, Ю.Ю. Черкасова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 112 с.
Олейник, А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти / А.Н. Олейник. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2001. - 418 с.
Ушатиков, А. И. Основы пенитенциарной психологии / А. И. Ушатиков, Б.Б. Казак; под ред. С. Н. Пономарева. - Рязань: Изд-во Академии права и управления Минюста России, 2001. - 536 с.
17Квашис, В.Е. Наказание и исправление преступников: учеб. пособие / В.Е. Квашис [и др.]; под ред. Ю.А. Антоняна. - М.: Изд-во НИИ МВД РФ, 1992. - 88 с.
18Пирожков, В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) / В.Ф. Пирожков. - Тверь: Изд-во «Приз ISBN», 1994. - 155 с.