Передовой отечественный опыт воспитательной работы с осужденными
«Передовой отечественный опыт ВР с осужденными»
Введение
Актуальность курсовой работы. В настоящее время наблюдается стабильно высокий уровень преступности, в ответ на это государство активизирует широкие меры по борьбе с преступностью. В связи с чем, в исправительных учреждениях концентрируется большое количество спецконтингента, где в свою очередь активно развивается неформальная субкультура, воровские традиции, понятия, иерархия и, в общем, активная криминализация лиц отбывающих наказание. Исходя из этого, необходимо разрабатывать и внедрять в использование отделами воспитательной работы исправительного учреждения передовые формы, методы, средства, воспитательной работы с осужденными, с той целью, чтобы предотвратить негативные процессы, и реализовывать цели уголовно-исполнительного законодательства.
Целью настоящей курсовой работы является изучение и анализ передового отечественного опыта организации воспитательной работы.
Объект курсовой работы: процесс воспитания и исправления осужденных, а так же содержание воспитательной работы.
Предмет курсовой работы: передовой опыт воспитательной работы как важная составляющая процесса исправления осужденных.
Гипотеза:воспитательная работа будет эффективной, если:
а)если выявлены теоретические и научные источники передового отечественного опыта организации воспитательной работы с осуждёнными;
б) если выявлен передовой отечественный опыт организации воспитательной работы с осуждёнными;
в) если выявлены и обоснованы содержание, методы и формы передового отечественного опыта организации воспитательной работы с осуждёнными;
Для реализации цели курсовой работы, выделяется ряд задач:
а) выявить теоретические и научные источники передового отечественного опыта организации воспитательной работы с осуждёнными;
б) выявить и обосновать передовой отечественный опыт организации воспитательной работы с осуждёнными;
в) выявить содержание, методы и формы передового отечественного опыта организации воспитательной работы с осуждёнными;
Методологической основой исследования является работа:
Пищелко А.В., Сочивко Д.В. «Реадаптация и ресоциализация»
Фёдоров А.Ф. «Новые подходы к решению проблемы трудового воспитания осуждённых в изменяющейся экономической обстановке в России как определяющее условие предупреждения рецидивной преступности»;
Фойницкий И.Я. «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением»;
Методы исследования: обобщение, изучение, анализ литературных источников и документов, информационно-правовой, и иные методы научного анализа и исследования.
Практическая значимость. Материалы курсовой работы могут быть использованы в практической деятельности сотрудников в процессе взаимодействия с осуждёнными.
Глава 1. Теория и практика передового отечественного опыта организации воспитательной работы с осуждёнными
.1 Анализ теоретических подходов организации воспитательной работы с осуждёнными
За все время существования отечественной уголовно-исполнительной системы неоднократно предпринимались попытки для разработки системы исправления правонарушителя. Они основывались на таких теориях как, например,теория информации, мотивации деятельности и непрерывного воспитательного воздействия. Однако,решить проблему в полной мере не удалось, о чём и писали Пищелко А.В., Сочивко Д.В. в своей работе «Реадаптация и ресоциализация личности».
«Недостаточность теории информации как методологического подхода к созданию системы исправления преступника заключается в том, что она предопределяет рассмотрение перевоспитания в ходе исполнения уголовного наказания как процесса информационного, формирующего нравственное сознание личности. А это ориентирует практических работников ИУ на нравственное просвещение осужденных, выработку у них нравственных понятий и представлений преимущественно вербальным путем. Информационный подход основывается на утверждении, что процесс исполнения уголовного наказания обладает весьма ограниченными возможностями в становлении эмоционально-волевого и практически-деятельностного компонентов социально-психологической структуры личности».[4 с.117]
Теория мотивации не может разделить расхождения между преступным сознанием и поведением правонарушителя. Склонность личности применять социально-нравственные поступки складывается из наличия не только конкретных объективных условий, но и субъективных факторов, но в первую очередь волевых качеств и опыта нравственного поведения. Теория деятельности тоже не до конца разрешает вопрос о помещении осужденных в общество таким образом, чтобы оно обеспечивало ресоциализацию личности. Идея неразрывности воспитательных воздействий на осужденных опирается на устаревшее понимание сущности процесса перевоспитания как педагогического воздействия.В данном случае осужденного подвергают анализу только в качестве объекта воспитательных воздействий, что и является барьером для решения задач исправления преступника.
В педагогике и теории воспитания стал широко применяться системный подход, систематичный процесс воспитания затронут в работах Ю.П. Азарова, Л.И.Новиковой, Б.Т. Лихачева. Комплексный анализ воспитания школьников рассмотрел Ю.П. Сокольников. О.С. Богдановой, Д.М. Гришиным, И.С. Петровой, изучались вопросы о нравственном воспитании.
Педагогические проблемы, например, такая проблема как формирования какого-либо нравственного качества личности в ходе перевоспитания, рассматривалась безоговорочно к тем изменениям, совершающиеся с личностью в целом. Даже использование суммарных характеристик процесса перевоспитания личности осужденных не дает возможности проникнуть в сущность происходящих изменений, обладающих интегративными свойствами.[5 с.119]
Для получения полного представления об объекте через изучение его составных частей, распространение действительности их функционирования и развития на объект, привело к накоплению обширной основы, которая описывает, как зависят различные характеристики личности от свойств процесса перевоспитания. Неоднократно исследования были посвящены воспитанию некоторых качеств личности осужденных: коллективной активности, дисциплинированности, нравственной устойчивости и другие.
При анализе данных работ выяснилось, что при рассмотрении самостоятельных сторон перевоспитания личности во время отбывания наказания (помимо тех изменений, которые происходят с личностью в целом) принимаются во внимание не пределы единого целого, а разнообразные объекты - не связанные между собой социально-нравственные качества. Однако, такие теоретические разработки направляют практиков на функциональный подход, на воспитание личности «по элементам», в процессе чего А.С. Макаренко выступал против.
Разносторонний подход к организации процесса перевоспитания осужденных вёл к увеличению интенсивности количества проводимых воспитательных мероприятий, которое делало вид, что «усиливало воспитательное воздействие на осужденных, но тем не менее не давало положительного результата исправления личности».
Осознание малопродуктивности существующих подходов к решению проблемы ресоциализации личности правонарушителя заставляет исследователей обратиться к идеям системности и целостности, интенсификации и оптимизации, ориентируясь на изучение не отдельных сторон процесса перевоспитания, а его интегральных, системных свойств, на формирование не отдельных, а целостного комплекса наиболее социально значимых качеств личности.[6 с.120]
Методология системного подхода раскрыта в полном объёме в трудах В. П. Афанасьева, В.П. Кузьмина, а также З.Г. Юдина. В основу данного подходазаложено: интеграция, проектирование и формирование целостных динамических систем и процессов. Считалось, что для понимания и объяснения явления как процесса, достаточно было выявить его причину, а если рассматривать с позиции системно-структурного подхода, то здесь нужно знать связи и отношения элементов, а также причину этого процесса и его структуру. Ф.Ф. Королев оговаривал, что в педагогике «нужно исследовать системы как нечто целое, а не как сумму частей, исследовать прежде всего взаимодействие и связи различных компонентов целого, находить в системе этих отношений ведущие тенденции и основные закономерности» (Королев Ф.Ф., 1970).[7 с.121]
За последнее время среди исследований раскрывался процесс воспитания конкретных социально-нравственных качеств личности, которые представляют собой подструктуры ее нравственной сферы, и на данной основе констуировались те или иные стороны целостного процесса перевоспитания (В.Г. Деев, 1985; А.И. Ушатиков, 1989). Системный подход очень ярко выразился в исследованиях М.П. Стуровой (1988. 1991), она изучила состояние, структуру и динамику воспитательного процесса в ИУ, определила объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность процесса перевоспитания осужденных, а также исследованы воспитательные возможности основных средств перевоспитания осужденных в их взаимосвязи и взаимообусловленности.[8 с.122]
Сделаны выводы о совокупности педагогических средств перевоспитания, а также охарактеризована воспитательная система исправительно-трудовых учреждений, а также нераскрыт вопрос о самой организации процесса перевоспитания, ресоциализации осужденных методом вовлечения их в нравственно-правовую и общественную деятельность. Для формулирования сущностной и нормативной конструкции процесса исполнения уголовного наказания со стороны системного подхода, необходимо подвергнуть рассмотрению систему ресоциализации личности. Составом такой системы являются такие элементы как: личность воспитателя, уровень профессиональной зрелости воспитателя, содержание, характер, а также направленность его воспитательной деятельности и конечно же отношений к самим осужденным. Системообразующую функцию выполняют как воспитатель, так и его деятельность.
Составляющей частью структуры также является личность осужденных как субъект и объект перевоспитания; уровень нравственной и педагогической запущенности осуждённого, и в том числе характер, содержание и направленность деятельности осуждённых. В процессе исполнения наказания взаимодействие происходит между: воспитателем и осужденными, администрацией ИУ, то есть коллективом воспитателей и коллективом осужденных. В заключении совместной деятельности и взаимодействия между ними устанавливается и развивается система социально-нравственных и нравственно-правовых отношений.
Общая деятельность и взаимодействие воспитателя и администрации ИУ с осужденными создают процесс перевоспитания, представляющий собой совместное выделение социально-нравственной цели, всю суть жизнедеятельности осужденных и администрации ИУ, стимулирование и мотивация деятельности, содействие и взаимодействие администрации с осужденными и их общение, а именно формы, методы и средства воспитателей и осужденных в процессе какой-либо деятельности и общении; контроль и самоконтроль, оценка воспитателей и оценка осужденных по результатам совместной деятельности. Данная система ресоциализации работает в определенных социально-правовых, временных и материально-бытовых условиях, от которых в разной степени зависит ее эффективность.
Следуя вышеуказанному, систему ресоциализации составляет:
личность сотрудника ИУ как субъекта перевоспитания;
личность осужденного как субъект и объект воспитания;
процесс и условия исполнения уголовно-наказуемого деяния.
Эффективность системы ресоциализации определяется качеством взаимодействующих компонентов, а именно, личностью сотрудника ИУ и личностью осужденных.
Таким образом, при анализе теоретических подходов воспитательной работы с осужденными, было установлено, что методы воспитательной работы существуют сравнительно давно, и в целом в современном изменяющемся обществе нуждаются в своем обновлении. В связи с этим тема данной работы актуализируется, благодаря тому, что в ней будут изучены передовые отечественные походы осуществления воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях.
½ Анализ практики организации воспитательной работы с осуждёнными
Рассмотрение данного вопроса, считаю необходимым начать с изучения практики применения модернизации процесса трудового воспитания, как одного из основных средств исправления с учетом того, что в настоящее время большое количество осужденных либо до осуждения никогда не занималось трудом, либо во время отбывания наказания активно пытается им не заниматься. Изучение проходило на примере предприятия Исправительной Колонии №3 Алтайского края. Данная модернизация проводилась в 2005 году, была применена и действует по настоящее время, в связи с чем, и соответствует теме изучаемого параграфа. Модернизация трудового процесса проходила под шефством А. Ф. Фёдорова, кандидата психологических наук.
Программа трудового воспитания осужденных предусматривала реализацию трех этапов, первым из которых являлся мотивационный, предполагающий формирование у них системы профессиональных мотивов как будущих специалистов. Данный этап был поставлен на первое место по причине того, что любая деятельность должна изначально стать личностно значимой для осужденного, быть основной побудительной силой в процессе формирования готовности к труду и становления осужденного как специалиста в определенной профессии. Второй теоретический этап был направлен на овладение основными познаниями в области выбранной профессии, в том числе ее значимости в условиях рыночной экономики. [9 с. 119]
Практический этап заключался в непосредственной целенаправленной производственной деятельности осужденных по освоению избранной специальности с учетом теоретических знаний, то есть за основу был принят профессионально-деятельностный подход, построенный на принципах осознанной активности, систематичности и последовательности в овладении профессией. [10 с. 119]
Результатом работы явилось уверенное ознакомление осужденных с необходимыми профессиями и умения творческого подхода к ней, а также видеть ее целесообразность и полезность. После основополагающих лекционных и практических занятий осужденным была предложена деловая игра, подразумевающая под собой потребность применения всех ранее приобретенных знаний, навыков и умений от осуждённых.
Деловая игра преследовала двойную цель: осужденные должны были показать свою профессиональную компетентность и подготовить благоприятные условия для дальнейшего производства по выпуску новых видов продукции.
Процесс решения осужденными задачи по освоению новых видов изделий строился следующим образом:
совместный анализ персонала исправительного учреждения и осужденных неблагоприятной производственной ситуации, связанной с низкой конкурентоспособностью, выпускаемой продукции;
формулировка заложенной в ситуации производственной задачи по освоению новых видов изделий с целью их последующего серийного выпуска и, тем самым, экономического выживания в обстановке острейшей конкуренции при рыночных условиях хозяйствования;
самостоятельный выбор и изучение осужденными литературных источников;
генерирование идей о возможных вариантах решения задачи;
документальное оформление проекта нового изделия с описанием конструкции, технического процесса изготовления, экономической эффективности от внедрения в производство;
коллективный выбор оптимальных вариантов решений из предложенных;
практическая реализация проектов решений в форме выпуска опытных образцов изделий;
доработка наиболее удачных изделий и организация их серийного производства. [11 с. 122]
Основной формой проведения учебных занятий стала индивидуально-групповая, которая обеспечивает активное подключение осужденных к диалогу, учит их дискутировать, отстаивать свое мнение и
уважать точки зрения, взгляды и суждения других, а также способствует развитию и совершенствованию их коммуникативной культуры.
В процессе индивидуально-групповых занятий значительно повышаются интеллектуальная активность и предметно-практическая направленность осужденных, их личная и коллективная ответственность. Основная сущность таких занятий заключается в том, что группа осужденных предварительно делится на несколько микрогрупп, каждая из которых получает и готовит к обсуждению определенные задания по тем или иным направлениям рассматриваемой проблемы. Сотрудник администрации формулирует цели и ставит конкретные задачи перед отдельными осужденными, и микрогруппами определяет примерный объем поискового материала, указывает основные источники их добывания. [12 с. 121]
Воспитатель находится в роли научно-практического консультанта, который осуществляет помощь в разрешении сложных проблем, более точно формулирует ответы, координирует действия микрогрупп и других осужденных. При этом, главной педагогической идеей по словам А.С.Макаренко являлось воспитание в коллективе,при помощи коллектива и для коллектива, по-другому воздействовать на каждую личность больше всего можно, действуя на коллектив, членом которого является осуждённый. Ведущей и самой распространённой формой коллектива осужденных является бригада, которая удобна для проведения воспитательной работы с осуждёнными. Численность такой бригады насчитывается от 20 до 30 человек.
Обобщая всё выше сказанное, можно отметить,что деловая игра развивала в осуждённых элементы творчества,позволилапроявить эмоциональную устойчивость и выдержку к профессиональной деятельности, а также многое другое. Также в деловой игре проявлялось последующее формирование познавательных и профессиональных мотивов, благодаря воспроизведению в игре определённого предметного содержания будущей деятельности в отношении избранной профессии. Главным условием деловой игры являлся коллективный характер, так как в коллективной работе у осужденных формировалось умение оценивать себя в зависимости от функций и умение преодолевать возможные конфликты в совместной деятельности, а также принимать решение.Деловая игра сразу же после её окончания дала свои результаты, например, у осужденных заметно возросла производительность труда. В ходе этой игры, осуждённые предложили пять новых видов изделий, которые были внедрены в производство предприятия. Кроме того, и после окончания игры осужденные продолжали предлагать различные варианты по совершенствованию производственного процесса на предприятии исправительного учреждения, а четыре человека высказались о твердом намерении заняться предпринимательской деятельностью после освобождения из колонии. [13 с.123]
Дальнейшее наблюдение за осужденными, к которым применялась воспитательная методика, показало, что четыре человека были освобождены условно-досрочно, ещё к четверым осужденным была применена мера - замена не отбытой части наказания более мягким видом (колонией-поселением), десять человек получили право на бесконвойное передвижение, но главным аспектом стало то, что ни один из осужденных не совершил нового преступления.
Данная опытно-экспериментальная работа позволила выделить основные социально-педагогические условия, которые необходимы для положительной реализации трудового воспитания осужденных. Эти условия объединенные в две группы: организационно-педагогические и психолого-педагогические. К организационно-педагогическим условиям отнесены:
целенаправленная работа сотрудников колонии по воспитанию готовности к труду у осужденных;
координация воспитательных воздействий на осужденных в исправительном учреждении режимной, оперативной и воспитательной службы;
организация индивидуальной и коллективной деятельности осужденных;
формирование у осужденных необходимых знаний и практических умений для выполнения разнообразных форм общественно-трудовой деятельности;
материально - техническое обеспечение воспитательного процесса.
Психолого-педагогические условия воспитания готовности к труду у осужденных включают:
прогнозирование и реализацию личностного и социально-ценностного результата трудовой деятельности каждого осужденного;
конструирование целей и задач трудовой деятельности, адекватных интересам, психофизиологическим возможностям и социальному развитию каждого осужденного;
комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм самодеятельности и взаимодействия осужденных в трудовой деятельности; воспитательный осужденный труд
стимулирование самостоятельности осужденных;
систематический анализ и моральную оценку сотрудниками-воспитателями и осужденными результатов и мотивов поступков и действий каждого члена трудового коллектива колонии. [14 с. 124]
В таких условиях при планомерной четко организованной работе осужденные трудились целенаправленно, были способны к переключению от негативных эмоций и напряженности к благоприятному эмоциональному
настрою на работу, стремились к профессиональному совершенствованию, имели субъективно принятые ценности и мотивы производственной деятельности.
В целом, опыт проведения трудового процесса и вся история деятельности исправительных учреждений в нашей стране убедительно доказывает, что, несмотря на все трудности и недостатки, при правильно организованной воспитательной работе с осужденными, можно добиться значительных успехов в деле формирования у них устойчивых нравственных качеств, в том числе и потребности - зарабатывать на жизнь своим собственным честным трудом.
В газете После приговора УИН УВД Смоленской области в письме осужденного Сушкова были произнесены такие слова: Поставил перед собой цель - условно-досрочное освобождение. Мне хочется полноценно вписаться в эти процессы и стать полноценным человеком, так как только с помощью добросовестного труда, дальнейшей учебы и правильный образ жизни станут залогом моего личного счастья и успеха в жизни. [15 с.94]Похожие мысли звучат и в газете Новые рубежи УИН УВД Брянской области: Возможно жизнь дала нам последний шанс остановиться, поразмыслить над прожитыми годами, осознать свое место в обществе. Можно время в неволе прожить с пользой, получить профессию. Гораздо легче найти работу, если у тебя за плечами несколько профессий. Это позволит твердо встать на ноги после освобождения. Верно, если не потерять уверенность в себе, надежды на лучшее, постоянно совершенствовать себя, то после отбытия срока наказания можно занять достойное место в обществе.[16 с. 94]
Воспитание у осужденных в исправительном учреждении, готовности их к труду после освобождения значительно облегчает проблему трудоустройства в условиях безработицы, упрощает процесс ресоциализациии конечно же снижает число проявлений преступного рецидива.
Исправительные учреждения владеют большими возможностями по воспитанию осуждённых к трудовой деятельности, однако, данные возможности ещё недостаточно реализуются на практике, так как эти вопросы слабо разработаны как с научной точки зрения, так и с методической.
Необходимо заметить, что всё большую роль приобретает психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы. В штаты исправительных учреждений введены должности психологов, а в некоторых учреждениях созданы психологические лаборатории, которые разрабатывают и внедряют психологические методики изучения личности осужденных, методы воздействия на индивидуальное и групповое поведение осуждённых, их ресоциализацию, а также прогнозирование и предупреждение негативных явлений. Эти службы также оказывают помощь осужденным в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, подготовки к жизни на свободе. Кроме того, психологи призваны проводить психопрофилактическую работу с сотрудниками этих учреждений. [17 с. 95]
Практика показывает, что воспитательный процесс не может быть эффективным, если осуждённый сам этого не хочет, если он пассивен и не проявляет самостоятельной инициативы. В ИУ создаются самодеятельные организации осужденных, которые работают под руководством администрации ИУ, они созданы в целях развития и поощрения положительной инициативы у осужденных, а так же использования возможностей коллектива в процессе воспитания.
Нельзя не отметить такой вид воспитательной работы как религиозное воспитание, оно несет в себе много положительных моментов, таких как сокращение рецидива преступлений, посредством становления осужденного на иной путь отличный от преступного.
Глава 2. Передовой отечественный опыт воспитательной работы с осуждёнными
.1 Содержание, методы и формы передового отечественного опыта
Начать рассмотрение содержания, методов и форм передового опыта воспитательной работы, необходимо начать с рассмотрения действующего Уголовно-исполнительного законодательства, а так же с Концепции развития Уголовно-исполнительной системы до 2020 года, так как данный нормативно-правовой акт сам непосредственно несет в себе смысл и необходимость введения нового, передового опыта воспитательной работы. С целью повышения эффективности деятельности Уголовно-исполнительной системы в плане проведения воспитательной работы, атакже снижение количества рецидива и сокращение количества лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы, в рамках реформирования Уголовно-исполнительной системы.
В ч. 1 ст. 109 УИК РФ закреплено, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. [2 с. 6]
Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях в период до 2010 года, утвержденная директором ФСИН России 4 августа 2006 г., она даёт расширенное понятие воспитательной работы. Согласно концепции, воспитательная работа - это система педагогически обоснованных мер по нравственному, правовому, трудовому, физическому и иному воспитанию осужденных, обеспечивающих их исправление и способствующих законопослушному поведению, успешной социальной адаптации после отбывания наказания.[3 с. 8]
Концепция развития Уголовно-исполнительной системы берёт во внимание основные направления, а также формы и методы для совершенствования и развития УИС, туда же относится и взаимодействие с государственными органами и иными общественными организациями, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы до 2020 года.
Цели в целом говорят нам, о необходимости усовершенствования Уголовно-исполнительной системы, а также совершенствовании уровня воспитательной работы с осужденными. Основными целями Концепции развития УИС до 2020 года являются:
повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.[3 с. 2]
Для достижения представленных целей выделяется круг задач, которые в рамках данной курсовой работы будут проанализированы. Данные задачи непосредственное имеют большое значение для воспитательной работы, это такие задачи как:
совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;
изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания.
Одним из важных направлений работы с осужденными, указанные в концепции, является создание в ИУ условий для того, чтобы: развивались творческие способности у осужденных, занятие физкультурой и спортом для общего физического развития и проведение соревнований, возможность участия в творческих мероприятиях и смотрах художественной самодеятельности.
Отчуждение лица от нормальной социальной среды, в связи с его осуждением, государство накладывает на него ограниченияна свободный доступ к культурной и спортивной жизни, которая тем самым накладывает негативные последствия на личность осужденного.
Получение осуждённым свободного времени, без его особых усилий, например (физических усилий или творческих способностей), даёт основания и лёгкость к совершению правонарушений. Таким образом, осуждённый не зная как провести время и куда направить свои силы, будет склонен к совершению им правонарушения.
И. Я. Фойницкий говорил, что «безделье развращает арестантов и делает весьма трудным надзор за ними, без которого невозможно никакое исправительное воздействие тюремных мер». [10 с. 96]
Многие учёные считают, что организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий- это важный элемент в деятельности исправительных учреждений.
Если осуждённые будут привлекаться к указанным выше мероприятиям, то это позволит руководству учреждения обеспечить: надзор и контроль за осужденными, занятость осужденных в течение дня если не на рабочих объектах, то на спортивных площадках или в кружках самодеятельности, приобщённость к ценностям, которые культивируются в общества, направления осужденных на путь исправления посредством переосмысления своих поступков, через творчество либо спорт.[1 с.19]
При культурной и спортивной работе с осужденными проводятся следующие мероприятия: постановка театральных спектаклей, подготовка и проведение вокально-музыкальных выступлений, организация вечеров творчества, и конечно же проведение спортивных мероприятий.
При организации данных мероприятий осужденные могут в полном объёме раскрыть свой талант.
Важно выделить момент массовости и публичности при проведении такого рода мероприятий, так как чем больше задействовано осужденных, тем больше положительного воздействия воспитательного процесса.
Особый интерес вызываю тмассовые мероприятия с определенной тематикой. Например, передовой опыт учреждений, где уже ни раз проводятся «Рождественские вечера» организаторы отмечают, что уже саме названии несёт светлые и позитивные моменты.
При организации таких массовых мероприятий, нужно учитывать системность их проведения, а также необходимо создать условия, при
которых осужденные будут уверенно себя вести, что их работа в самодеятельных организациях будет многоразовой. Так же осуждённым это придаст уверенности, что они несут значимость для жизни и деятельности учреждения. У них появится уверенность в том, что администрация заботится об осуждённых и желают перевоспитать осужденных своими силами. Администрация пытается показать, что жизнь в ИУ не носит только карательный характер, администрация показывает, что в осужденном видят личность и стараются раскрыть его внутренние таланты и всесторонне развивать. Так же они оказывают помощь в адаптации осуждённых в новой для них среде тем, кто осужден впервые, создавая для них различные условия.
Особую роль в организации культурно-массовых мероприятий играет создание возможности посещения осужденными различных видов выставок. Например, выставок, рассказывающих о создании родного края, города, о нелегких годах Великой Отечественной войны, развивая тем самым патриотичность и гордость за своих предшественников. Это наиболее легко можно организовывать в условиях содержания осужденных в колониях-поселениях. Предоставление билетов на такие мероприятия можно организовать по итогам соревнований между отрядами, за успехи в трудовой деятельности. Отсюда у осужденных появится стимул в получении этих билетов. Конечно, билеты могут предоставляться не только в музеи, но и театры, филармонии, на концерты.[2 с.20]
Формы организации и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий делятся на две группы:
осужденные - активные участники мероприятий. Они самостоятельно разрабатывают программу, под контролем администрации учреждения, выбирают направленность мероприятия, ставить их руководителями мероприятий, если они имеют профессиональную подготовку в данной сфере( если такие лица содержатся). Также необходимо стимулировать их участие в жизнедеятельности ИУ путём объявления мер поощрения, предоставления льгот, отпусков, свиданий лицам, активно участвующим и положительно зарекомендовавшим себя при проведении данных мероприятий.
При такой форме деятельности осужденные могут не только выражать и расширять кругозор, но и отказаться от совершения в дальнейшем правонарушений. Примером такой формы служит вокально-инструментальный коллектив «Пацаны» при ФБУ «Жигулевская воспитательная колония», а также театр «Пилигрим» при ФБУ ИК-6 в Самарской области.
Чтобы жизнь осужденных была разнообразнее, присутствовала оценка собственных сил, а также заинтересовать осужденных из других подразделений в создании собственных театров и групп, нужно организовывать выездные выступления самодеятельных коллективов и групп в другие исправительные учреждения.
)организация культурно-массовых мероприятий администрацией учреждения.Главная роль ложится на воспитательный отдел для поиска различных путей организации досуга осужденных.
Данная работа направляется на привлечение различных творческих коллективов из других учреждений, возможность посещения осужденными выставок, театров, концертов. Взамен на предоставление билетов возможно оказание услуг, а также за успехи в соревнованиях между отрядами, успехами в труде и за правопослушное поведение.
Существует множество вариантов проведения культурно-массовых мероприятий но для администрации ИУ важно то, что будет интересно осужденным при этом создать условия для их проведения и заинтересовать в их организации.
Рассмотрим такую форму воспитательной работы с осуждёнными как организация и проведение физкультурно-спортивной работы.
Физическое здоровье занимает немаловажную роль в нашей жизни, а в условиях заключения приобретает особую значимость. Ограниченность пространства передвижения вкупе с ограниченной возможностью активного образа жизни, в силу специфических условий порядка отбывания наказания, должна компенсироваться разнообразными спортивными мероприятиями, проводимыми в исправительном учреждении. Это могут быть и ежедневная физическая зарядка, предусмотренная распорядком дня учреждения, и дополнительные спортивные мероприятия, проводимые в учреждении. [2 с.21]
Данную форму организации воспитательной работы с осуждёнными можно также поделить на две группы:
спортивные мероприятия (соревнования, проводимые в исправительном учреждении, где отбывает наказание осуждённый и проводимые на территории других исправительных учреждений, или гражданских организаций).
Проводимые внутри колонии соревнования, позволяют повысить на более высокий уровень физическое здоровье осужденных. Массовое привлечение осуждённых для участия в таких мероприятиях создаёт возможность организации командных видов спорта, выявление лучших и их награждение, Также немаловажным является то, что такие мероприятия служат рациональному распределению свободного времяпрепровождения большого числа спецконтингента. Соревнования, которые проводятся между осужденными из разных исправительных учреждений, дают проявить не только свои спортивные силы, но и показывают, что смена обстановки положительно влияет на психологическое состояние осужденного. Участие в такие мероприятияхс привлечением гражданских организаций проводятся для ресоциализации осужденного, приобщении его к жизни в нормальном обществе, которое готово принять осужденного после отбытия наказания.
ознакомление осуждённых с физиологией человека. Здесь же они знакомятся с процессами развития физической культуры, выработку умений с помощью физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии. Данные мероприятия служат для отвлечения их от преступных мыслей, особенно если осуждённый не трудоустроен.
Подводя итог, необходимо отметить, что формы и методы воспитательной работы, в конечном результате, должны быть направлены на исправление осужденного, его ресоциализацию в обществе, а также в поддержании нравственного и физического воспитания.
.2 Правовое регулирование и реализация передового отечественного опыта
Если говорить о правовом регулировании опыта воспитательной работы, то необходимо, прежде всего, обратиться к основным нормативно-правовым актам, таким как Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Данный нормативно-правовой акт, ставится в фундаментальную основу всех иных нормативно-правовых актов, и поэтому заслуживает особое место. Все законодательные акты, регулирующие, тем или иным образом процесс воспитательной работы в исправительных учреждениях строятся непосредственно на основе Конституции Российской Федерации.
Несмотря на непризнание Конституцией Российской Федерации единой государственной идеологии, на базе которой организуется процесс воспитания, Законом РФ от 10 июля 1992 г. (ред. от 9 февраля 2007 г.) «Об образовании», Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования» закрепляются основные положения, обусловливающие содержание его составной части, то есть воспитательной работы, а также требования к личности современного российского гражданина, в том числе воспитание гармонично развитой, социально активной, творческой личности, совокупность качеств которой сдерживает людей в рамках законопослушного поведения. Данные законодательные акты имеют непосредственное отношение к воспитательной работе в исправительном учреждении.
Воспитание личности возлагается на общественные и государственные институты, а также правоохранительные органы. В Концепции о национальной безопасности, утвержденной 17 декабря 1997 г. (в ред. от 10 января 2000 г.) Указом Президента РФ наиболее выделяется необходимость повышения роли органов правопорядка в процессе воспитания. Важное значение данная воспитательная работа находит в условиях исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. Согласно статьи 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ воспитательная работа с осужденными направлена на исправление осуждённых, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Концепция развития Уголовно-исполнительной системы до 2020 года устанавливает основные направления, формы и методы совершенствования и развития УИС, в том числе форм и методов воспитательной работы с осужденными, её взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Так же к нормативно-правовым актам, непосредственно имеющим отношение к воспитательной работе с осужденными можно отнести, к примеру, Трудовой кодекс Российской Федерации. Так как важнейшим средством исправления выступает воспитание осужденного через труд, в связи с этим необходима четкая регламентация условий труда осужденного, в которых он будет трудиться.
Косвенно к данной группе можно отнести и Семейный кодекс Российской федерации. Если говорить о поддержании социально полезных связей, возможностях вступления в брак, рождения детей и иного, в этом элементе воспитания возникает необходимость регламентация специализированным нормативным актом, таким как Семейный кодекс РФ.
Реализация передового отечественного опыта в условиях исправительных учреждений проходит много этапов в процессе своего применения. Первоначально отделом воспитательной работы, происходит планирование введения новой формы, метода или вида воспитательной работы. При этом происходит реальная оценка возможностей исправительного учреждения обеспечить то или иное нововведение. Составление плана включает в себя: определение объектов воспитательной работы, определение субъектов воспитательной работы, дополнительные силы и средства, сроки, условия, формы, методы.
После чего план подписывается начальником отдела воспитательной работы, далее утверждается начальником исправительного учреждения. С этого момента начинается момент начала реализации процесса воспитательной работы.
Субъекты приступают к своим обязанностям согласно плану, вся работа проводится под контролем начальника воспитательного отдела, посредством ежедневных письменных докладов рапортом сотрудников воспитательного отдела, о проделанной ими работе в ходе реализации плана, выявленных недостатках и возникших трудностях и проблемах. Впоследствии принимаются меры к сглаживанию трудностей и решению проблем.
После того как все этапы плана выполнены, комиссия в составе сотрудников отдела воспитательной работы, отделов безопасности, оперативного отдела, заместителей начальника исправительного учреждения и непосредственно самого начальника исправительного учреждения подводит итоги воспитательной работы. Сотрудники ответственные за реализацию плана, докладывают о проделанной работе, положительных моментов, проблемах и трудностях возникавших в процессе реализации новых форм и методов воспитательной работы. После чего по результатам проведения собрания комиссии, передовой опыт признается эффективным и принимается к постоянному использованию, или же наоборот не зарекомендовавшим себя.
Заключение
Учитывая изученный материал, необходимо сделать следующие выводы: воспитательная работа с осужденными в своем развитии прошла большой путь, изменяясь и подстраиваясь под особенности складывающегося времени. Воспитательная работа занимает очень важное положение в процессе исправления осужденных, и в целом при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы. Так как с помощью воспитательной работы становится возможным стабилизировать обстановку в исправительном учреждении как в частности, так и сократить количество рецидива преступлений в общем.
Воспитательная работа, в своем проявлении имеет ряд форм, видов и методов, с помощью которых становится возможным сам процесс реализации воспитательной работы, и применения передового отечественного опыта в этой области.
Передовой отечественный опыт включает в себя введение к использованию, новых средств, методов, видов и форм воспитательной работы. Совершенствование системы исправления осужденных на данном этапе реформирования Уголовно-исполнительной системы, занимает особо важное место. Так как современному развивающемуся государству и обществу, необходимо, что бы граждане, которые оступились или сознательно встали на преступный путь, отбыв срок лишения свободы, выходили из исправительного учреждения полностью ресоциализованными и готовыми вернуться в жизнь на свободе, при этом вступив на правильный путь, честно трудиться, обзавестись родственными связями, то есть жить как социально полезная ячейка общества.
Список используемых источников
Нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: (принята 12.12.1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Российская газета - 2009 - 21 января.
. Российская Федерация. Законы. Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации: (федеральный закон от 08.01.1997 г., ред. от 13.07.2015 г.)
. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р ,ред. от 23.09.2015).
. Российская Федерация. Законы. Закон РФ от 10 июля 1992 г., ред. от 9 февраля 2007 г., «Об образовании».
. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
Специальная литература
Бахтин А.А. Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск № 1 / 2014. С.19.
Бахтин А. А. Вестник Самарской гуманитарной академии. <http://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-samarskoy-gumanitarnoy-akademii-seriya-pravo>Выпуск № 1 / 2014. С.20.
Бахтин А. А. Вестник Самарской гуманитарной академии. <http://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-samarskoy-gumanitarnoy-akademii-seriya-pravo>Выпуск № 1 / 2014. С.21.
Пищелко А.В., Сочивко Д.В.Реадаптация и ресоциализация. - М.: ПЕР СЭ, 2003.- С.117.
Пищелко А.В., Сочивко Д.В.Реадаптация и ресоциализация. - М.: ПЕР СЭ, 2003.- С.117.
Пищелко А.В., Сочивко Д.В.Реадаптация и ресоциализация. - М.: ПЕР СЭ, 2003.- С.119.
Пищелко А.В., Сочивко Д.В.Реадаптация и ресоциализация. - М.: ПЕР СЭ, 2003.- С.120
Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. - М.: ПЕР СЭ, 2003.- С.121.
Фёдоров А.Ф. «Новые подходы к решению проблемы трудового воспитания осуждённых в изменяющейся экономической обстановке в России как определяющее условие предупреждения рецидивной преступности». Ползуновский вестник №1 2005. Алтайский государственный технический университет
Фёдоров А.Ф. «Новые подходы к решению проблемы трудового воспитания осуждённых в изменяющейся экономической обстановке в России как определяющее условие предупреждения рецидивной преступности». Ползуновский вестник №1 2005. Алтайский государственный технический университет.
Фёдоров А.Ф. «Новые подходы к решению проблемы трудового воспитания осуждённых в изменяющейся экономической обстановке в России как определяющее условие предупреждения рецидивной преступности». Ползуновский вестник №1 2005. Алтайский государственный технический университет.
Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 96.