Банковские пластиковые карточки

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    62,24 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банковские пластиковые карточки













Диплом

Банковские пластиковые карточки

РЕФЕРАТ

Дипломная работа: 70 стр., 5 рис. 7 табл., 20 ист.

Объектом исследования является платёжная система Республики Беларусь.

Предметом исследования является функционирование системы безналичных расчётов в виде банковских карточек в Республике Беларусь.

Целью исследования является изучение состояния и перспектив развития рынка банковских карточек в Республике Беларусь и в частности на примере ОАО «АСБ Беларусбанк», для чего ставятся следующие задачи:

. Изучить теоретические основы организации и функционирования платёжных систем;

. Проанализировать состояние и перспективы развития рынка банковских карточек в Республике Беларусь,

. Проанализировать деятельность ОАО «АСБ Беларусбанк» на рынке пластиковых карточек Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели исследования автором использовались общие и специальные методы научного познания.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы организации и функционирования платёжных систем

1.1 Сущность и понятие платёжной системы

1.2 Классификация платёжных систем

1.3 Платёжные системы на основе пластиковых карт

2. Состояние и перспективы развития рынка банковских карточек в Республике Беларусь

2.1 Развитие рынка банковских услуг в Республике Беларусь

2.2 Развитие системы безналичных расчётов с использованием электронных платёжных инструментом

2.3 Тенденции и перспективы развития рынка безналичных расчётов с использованием банковских карточек

3. Деятельность ОАО «АСБ Беларусбанк» на рынке пластиковых карточек Республики Беларусь

3.1 Общая характеристика ОАО «АСБ Беларусбанк»

3.2 Деятельность ОАО «АСБ Беларусбанк» на рынке банковских карточек

3.3 Направления совершенствования работы ОАО «АСБ Беларусбанк» на рынке пластиковых карточек

Заключение

Список использованных источников

Введение

Состояние экономики любой страны во многом зависит от организации национального денежного оборота. Именно поэтому центральные банки всех государств мира постоянно изучают международный опыт и тенденции развития денежного оборота, стремятся разрабатывать и внедрять новые схемы его организации исходя из национальных особенностей.

Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, содержание большого персонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов - все это тяжелым бременем ложится на экономику страны. Один из возможных и самых перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота - создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчетов как основополагающего элемента современной экономики.

Использование современных платежных систем и высокотехнологичных банковских продуктов является непременным условием успешного развития новых видов розничных услуг. Банковский сервис, ориентированный в первую очередь на клиента, предполагает внедрение и использование платежных карточек в сфере расчетов.

Сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги. Та немаловажная особенность, что на карточке содержится определенный объем информации, необходимый для доступа к счету в банке, проведения расчетов за товары, услуги или работы, а также снятия наличных денежных средств, позволяет ей служить наиболее простым и прогрессивным средством в организации безналичных расчетов.

Объектом исследования является платёжная система Республики Беларусь.

Предметом исследования является функционирование системы безналичных расчётов в виде банковских карточек в Республике Беларусь.

Целью исследования является изучение состояния и перспектив развития рынка банковских карточек в Республике Беларусь и в частности на примере ОАО «АСБ Беларусбанк», для чего ставятся следующие задачи:

. Изучить теоретические основы организации и функционирования платёжных систем;

. Проанализировать состояние и перспективы развития рынка банковских карточек в Республике Беларусь,

. Проанализировать деятельность ОАО «АСБ Беларусбанк» на рынке пластиковых карточек Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели исследования автором использовались общие и специальные методы научного познания.

В процессе работы автор опирался на исследования отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами развития банковских систем и мировой экономики, и основывал выдвигаемые им положения на общих методологических установках, сформулированных и принятых в отечественной науке. Автор оперировал понятиями и категориями, выработанными в трудах специалистов по экономике, финансам, кредиту и денежному обращению. безналичный банковская карточка

Для осмысления и изложения автором теоретических положений и результатов обобщения исследуемого материала в работе использовались общие методы научного познания, такие как методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному) и методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование).

1. Теоретические основы организации и функционирования платёжных систем

.1 Сущность и понятие платёжной системы

В литературе нет однозначного определения платежной системы. С точки зрения информационных технологий ее можно рассматривать как корпоративную информационную систему. И тогда под понятием платежная система следует иметь в виду совокупность инструментов и методов, применяемых в хозяйстве для перевода денег, осуществления расчета и регулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота.

Элементами любой платежной системы являются [5, c. 12]:

участники;

инструменты платежей;

правила и методы организации расчетов;

законодательная база, определяющая права и обязанности участников и регулирующая их отношения.

Участниками платежной системы выступают:

учредители (владельцы) платежной системы (финансово-кредитные организации, их ассоциации, компании и др.);

плательщики (потребители, промышленные предприятия и организации, коммерческие фирмы и др.);

получатели средств (предприятия торговли и сервиса, промышленные предприятия, бюджет и др.);

банки (банк-плательщик, банк-получатель, расчетный банк);

центр обмена платежными инструментами между банками-участниками и их обработки (нефинансовые организации: процессинговые центры, автоматизированные расчетные палаты, расчетно-кассовые центры и др.);

регулирующий орган, устанавливающий правила и методы платежей (в Республике Беларусь - Национальный банк).

Инструментами платежа могут быть платежные поручения, платежные требования, требования-поручения, векселя, аккредитивы, чеки, пластиковые карты, электронные расчетные документы (аналоги бумажных документов).

Платеж представляет собой выполнение денежного обязательства посредством безотзывной передачи кредитору приемлемого для него безусловного платежного требования к третьей стороне (банку). Платеж завершается расчетом - действиями, в результате которых денежные обязательства среди двух или большего количества сторон становятся выполненными [16, c. 82].

Механизмы осуществления платежа бывают интерактивные и пакетные.

Интерактивные предполагают, что при проведении платежа обращение к счету клиента и перевод средств осуществляются одновременно, что устраняет риск неплатежа и увеличивает скорость его осуществления. Но проведение операции требует:

а) больших затрат, т. к. каждая операция оформляется индивидуально;

б) наличия развитых систем обмена информацией.

Пакетные механизмы обеспечивают отражение на счете клиента результата нескольких операций в конце периода их осуществления.

Оборот безналичных финансовых средств совершается по определенным правилам. Механизм организации и проведения безналичных расчетов является связующим звеном платежной системы и его можно представить следующим образом (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Элементы механизма организации и проведения безналичных расчетов

Элемент механизма

Характеристика элемента

1

2

Время платежа (предусматривается в договорах)

Элемент механизма

Характеристика элемента


плановые платежи (по открытому счету) - периодические платежи по мере получения товаров (оказания услуг); отсроченный платеж - путем пролонгации первоначально установленного срока; просроченный платеж - с истекшим сроком платежа

Коммуникационные системы перевода денег

Почтовая связь Специальные службы: органы специальной связи; фельдъегерская служба; курьеры; служба инкассации; телеграфно-телетайпная связь; телефонная связь; телекоммуникации (внутригосударственные и международные)

Формы расчета, установленные законодательством; специфическая форма движения, присущая определенному платежному инструменту в платежном обороте

Перевод: кредитовый; почтовый; дебетовый; открытый счет (плановые платежи); аккредитив; инкассо

Способ платежа - способ погашения долгового обязательства

Валовой способ - списание средств со счета (перевод) в полной сумме, указанной в расчетном документе Зачет взаимных требований и обязательств (клиент) и списание со счета суммы сальдо зачета

Примечание - Источник: [6].

Проведение расчетов выполняется в соответствии со следующими принципами [5, c. 14]:

проведение расчетов через банк или расчетные центры;

покупатель производит платежи из своих средств или за счет банковского кредита;

платежи производятся лишь при документально подтвержденном покупателем согласии принять поставляемую ему продукцию;

платежи производятся в установленные сроки и путем установленных форм расчетов.

Одной из основных задач, решаемых при создании платежной системы, является выработка и соблюдение общих правил обслуживания, проведения платежей и взаиморасчетов. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций - стандарты данных, сообщений, протоколы передачи данных, процедуры авторизации (для карт), спецификации на используемое оборудование, программное обеспечение и пр., так и финансовые стороны обслуживания - процедуры расчетов, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д. Решение всего комплекса задач поддерживается определенной законодательной базой, структуру которой можно представить следующим образом (табл. 1.2).

Таблица 1.2 Структура законодательной базы платежной системы

Элементы законодательной базы

Содержание

Принципы организации безналичных расчетов

Законодательные акты, регулирующие порядок проведения расчетов в платежной системе; правовые обязанности и ответственность участников; правила проведения платежей и расчетов; должностные инструкции и т.д.

Договорные отношения

Договора между участниками платежной системы (договор об корреспондентских отношениях, договор на оказание процессинговых услуг и т.д.)

Стандарты и сертификация элементов платежной системы

Стандарты и рекомендации международных организаций по стандартизации (комиссий международных платежных систем), процедуры сертификации

Примечание - Источник: [17].

Таким образом, платёжной системой является совокупность инструментов и методов, применяемых в хозяйстве для перевода денег, осуществления расчета и регулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота на основании выработки и соблюдения общих правил обслуживания, проведения платежей и взаиморасчетов.

.2 Классификация платёжных систем

Существуют различные признаки, по которым производится классификация платежных систем. Одним из них является вид носителя платежа, в качестве которого может выступать бумажный или электронный документ, пластиковая карта. По этому признаку платежные системы подразделяют на:

традиционную, в которой используются бумажные носители;

электронную;

на основе пластиковых карт;

электронную в Internet.

Платежи в традиционной платежной системе осуществляются с помощью бумажных документов - чеков, платежных поручений, аккредитивов, платежных требований и т.д. и обрабатываются либо вручную, либо с помощью специальных устройств. Эти платежи не требуют автоматизации, удобны для плательщика, обеспечивают подтверждение прохождения платежа, иногда имеют защиту более высокого уровня по сравнению с электронными. Для обеспечения обмена между банками плательщика и получателя требуется доставка документов и перевод денежных средств, чаще всего почтовый или телеграфный.

Развитие техники привело к появлению электронных расчетов. Это очередной этап развития денежного обращения: традиционная платежная система претерпевает значительные изменения за счет внедрения компьютерных информационных технологий, что позволяет на некотором шаге заменить бумажный документ на электронный, использовать для его доставки телекоммуникации и обеспечивать электронную обработку [16, c. 90].

Платежные системы с использованием пластиковых карт получили развитие сначала в виде торговых платежных систем, обеспечивающих оплату товаров и услуг в сети торговых предприятий, принадлежащих эмитенту карт. В настоящее время пластиковые карты широко используются в качестве платежного инструмента в международных, национальных, региональных и других платежных системах.

Наряду с развитием глобальных сетей и электронной коммерции этими системами в 90-х годах стали развиваться электронные платежные системы в Internet, имеющие ряд специфических характеристик. Эти системы более подробно будут рассмотрены ниже.

К платежным системам предъявляются следующие требования: скорость платежа, определенность платежа, надежность, безопасность, удобство, стоимость, универсальность [12].

Скорость платежа. Платежная система должна обладать необходимыми операционными характеристиками для обеспечения быстроты входа в систему, ответа, обработки, передачи и получения данных.

Определенность платежа. Платежная система должна гарантировать достоверность заплаченной суммы, получение средств адресатом, проведение платежа в срок. Это требует выполнения операций в условиях жесткого контроля, наличия правил, регулирующих не только потоки платежей, но и исключающих появление ошибок и споров.

Каждая платежная система должна обладать достаточно высокой степенью надежности: пользоваться доверием клиентов; работать в соответствии с установленными правилами и положениями; поддерживать целостность данных; обеспечивать контроль и сохранность информации.

Система безопасности платежной системы определяет защиту данных от цесанкционированного доступа в течение оформления сделки, проведения платежа и впоследствии обеспечивает жесткую идентификацию получателя средств и плательщика, гарантирует точность платежа (сколько средств переведено, столько и получено). Она включает управление так называемыми кредитными рисками - рисками неплатежей (потерь от неоплаченных требований участников операции).

Платежная система должна быть удобной и простой для всех участников сделки, обеспечивать широкий спектр услуг и доступ к ним, предусматривать возможности модернизации и т.д.

Стоимость услуг платежной системы, с одной стороны, должна соответствовать их качеству и отражать действительные расходы на их выполнение, с другой - должна быть доступной для клиентов.

Универсальность платежной системы характеризуется совместимостью с существующими банковскими системами, организацией бухгалтерского учета, клиентскими системами.

.3 Платёжные системы на основе пластиковых карт

В мировом сообществе существует множество платежных систем на основе пластиковых карт. Их классифицируют по различным признакам. Платежные системы по масштабу охвата хозяйственных объектов можно разделить на [5, c. 25]:

платежные системы международного масштаба (Visa, MasterCard, EuroPay, American Express и Diners Club);

платежные системы национального масштаба - GIE (Франция), PBS (Дания), U.E.P.S. (Южная Африка);

региональные межбанковские системы - STBCard, UnionCard (Россия), ELTCard (Эстония);

локальные платежные системы - пилотпроекты, реализованные в рамках одного отдельно взятого региона, - SmartCity (фирма АйТи), Факел (г. Лангепас), ИртышКарт, платежная система АО "СканТэк", Cirrus/Maestro (Беларусбанк);

торговые платежные системы: OLBICard, Ortex.

Каждая из международных платежных систем сложилась в результате многолетней конкурентной борьбы. В настоящее время они представляют собой крупномасштабные организации со сложной инфраструктурой, ориентированные на банки и пользователей с высоким престижем и доходом, со своими требованиями и правилами функционирования. В то же время наблюдается переплетение их капиталов и интересов.

Эти системы, заключив договора на выпуск карт со многими крупными банками бывших стран СССР, ориентируются на обслуживание иностранных граждан и отечественных клиентов с устойчивыми и достаточно высокими доходами в СКВ. В основном они эмитируют предоплаченные карты, которые выдаются только под высокий страховой депозит (от 5 000 до 30 000 долл. США).

В нашей республике в последние годы внедряются технологии дебетных магнитных карт Cirrus/Maestro (Беларусбанк), Visa Electron (Славнефтебанк) и др.

Среди международных банковских карт карта Visa различных категорий (Gold, Classic, Business, Electron, Plus) - наиболее популярная, престижная и дорогая. Менее популярна европейская карта EuroCard/MasterCard (Standard, Gold), которую подобно картам Visa принимают к оплате во всем мире.

Перечисленные платежные системы функционируют на базе технологий, разработанных в 70-х годах. Основу систем составляют пластиковые карты с тиснением и магнитной полосой, выполненные в соответствии с требованиями международных стандартов ISO. Как правило, магнитная полоса используется только в банкоматах при получении наличных денег, а при оплате товаров и услуг чаще используется тиснение (механический перенос информации с карт на чеки при помощи прокаток-импринтеров). Электронные платежные терминалы в торговле и сервисе используются редко. Авторизация, как правило, голосовая, при помощи телефона. Данная технология обеспечивает относительно невысокую защиту от подделок и обманного получения полномочий, сохраняет поток бумажных платежных документов, а также предъявляет высокие требования к сети передачи информации.

В настоящее время компания Visa и другие гиганты карточного бизнеса ведут работы по переходу на новый, более защищенный и практичный носитель - карту с микропроцессором, и, соответственно, на современную, более надежную и дешевую технологию обработки карт. Этот переход произойдет не быстро (по оценкам специалистов, не менее чем в течение десяти лет), т.к. затрачено много средств на развитие систем до сегодняшних масштабов, на поиски средств и способов защиты от мошенничества, на полную стандартизацию всех компонентов.

Характеристики международных платежных систем приведены в табл. 1.3.

Платежные системы национального масштаба GIE (Франция) и PBS (Дания) используются, как правило, в качестве базовых при разработке аналогичных систем в других государствах.

Таблица 1.3 Характеристика международных платежных систем

Платежная система

Год основания

Количество пользователей

Количество точек обслуживания

Типы карт

Visa

1974  (фактически с 1958)

600000000

-10000000

MasterCard International

1940

250000000

13000000

Eurocard-MasterCard Mass, Gold, Business

EuroPay International

1964

200000000

14500000

Maestro, карты Eurocheque, Cirrus

альянс с Master Card


130000000

3000000

EuroCard/MasterCard.

American Express

1850

40000000


AmEx

JSB

1961

30000000


JSB

Diners Club

1951

8000000



Примечание - Источник [5, c. 22].

Система GIE использует карты и межбанковскую сеть объединения СВ (Groupementdes Cartes Bancaires).

Объединение СВ определяет общие правила использования карт, условия предоставления и оплаты межбанковских услуг, базовые условия приема карт, общие условия эмиссии национальных карт, ведение учета карт, запрещенных к платежу.

Банковские карты подразделяются на 4 уровня.

. Карты, используемые для снятия наличных денег во всех банкоматах Франции, работающих в сети СВ, могут быть национальными или международными, привязанными к международным сетям Visa или MasterCard/EuroCard.

. Национальные карты, позволяющие снимать наличные деньги во всех банкоматах Франции, работающих в сети СВ, а также оплачивать товары и услуги во всех учреждениях, подключенных к СВ.

. Международные банковские карты внутри страны, обеспечивающие те же возможности, что и карты второго уровня, кроме этого, могут использоваться в международных сетях Visa и MasterCard/EuroCard.

. Престижные банковские карты, которые предоставляют своим клиентам разнообразные привилегированные услуги и льготы как внутри страны, так и за ее пределами.

Система GIE обслуживает население на предприятиях торговли и сервиса, входящих в сеть СВ. Способы оплаты могут быть следующими:

при помощи механического устройства (импринтера), которое осуществляет перенос рельефного изображения с карты на специальные квитанции (слипы);

с помощью электронного платежного терминала, который обрабатывает транзакции и запросы на разрешение оплаты;

с помощью банкоматов или других автоматов (оплата за бензин, продажа билетов и т.д.);

с помощью различных средств связи (дистанционная оплата, по почте, телефону и т.д.).

Карты СВ имеют ряд особенностей:

приобретение карты возможно только в случае открытия счета или получения кредита;

обеспечение высокой степени защиты за счет использования рельефных надписей (тиснения), магнитной полосы, микропроцессора и подписи клиента;

получение наличных и оплата товаров и услуг в любом торговом учреждении или в любом банкомате Франции;

деньги при оплате товара (услуг) снимаются со счета или сразу, или в конце месяца, или предоставляются в кредит (в зависимости от соглашения с клиентом);

безотзывность платежа;

гарантия оплаты приобретенного товара банком, выдавшим карту, независимо от стоимости покупки. Эта гарантия действует автоматически в пределах определенной суммы, называемой порогом запроса на разрешение или порогом гарантии (размер этой суммы меняется по договоренности между держателем карты и банком, в большинстве случаев он составляет 600 французских франков, но объединение может его снизить).

Участники системы СВ получают выгоду за счет:

расширения клиентуры и увеличения оборота,

гарантии оплаты товара (услуг),

увеличения скорости кассовых операций,

упрощения системы управления и кассового расчета,

уменьшения массы наличных денег,

получения от держателя карты определенного процента от суммы каждой сделки, величина которого определяется на основе свободной конкуренции между банками (ставок может быть столько, сколько контрактов подписано в банке).

Система PBS (Дания) предоставляет полный набор услуг, свойственных системам республиканского масштаба: клиринг (по чекообороту, картам, электронному переводу средств); обработка карт (традиционный набор услуг по дебетным картам в торговых точках, ATM, банках и т.д.); выплата заработной платы (обслуживаются малые, средние и очень крупные предприятия); услуги по предварительно оплаченным картам (оплата за недорогие товары и сервис через различные автоматы - телефонные, прачечные, автостоянки и др.); автоматизированные платежи (платежи между физическими лицами, предприятиями и общественными организациями); прямое дебетование (регулярные выплаты фиксированных сумм, погашение ссуд под залог, страховые взносы, оплата электроэнергии, профсоюзных взносов, квартирной платы и т.п.) и прямое кредитование (расчеты между плательщиком и получателем откладываются до определенного дня, причем плательщик до этого срока получает проценты с суммы); выход в международные системы VISA и EuroCard.

В рамках PBS пластиковые карты применяются в подсистемах DANKORT и DANMONT.

Система DANKORT обрабатывает дебетные карты национального масштаба. Карты эмитируются всеми банками Дании, которые вправе выпускать свои карты, и все они принимаются единой национальной системой POS-терминалов и системой банкоматов PBS.

Система обеспечивает высокую степень безопасности - помимо нанесения на карты Dankort и Visa/Dankort фотографии держателя, его подписи, голограммы, они защищены и ПИН-кодом. Карты Visa/Dankort могут использоваться как внутри Дании, так и за границей в рамках международной платежной системы Visa International и др.- это открытая система предварительно оплаченных пластиковых карт с микропроцессором. Она построена на основе дешевой и безопасной технологии, позволяющей держателю карты осуществлять покупку недорогих товаров и получать услуги через разнообразные автоматы.

Система охватывает следующие сферы услуг [5, c. 26]:

телефонные услуги;

прачечные;

парковку машин и услуги автосервиса;

автоматические системы продажи билетов;

автоматы по продаже мелких недорогих товаров;

оплата Еврочеков и перевод средств за границу.

Платежная система U.E.P.S. разработана французской фирмой NET1 International и внедрена в Южной Африке и Намибии. В качестве платежного средства используется микропроцессорная карта, которая обрабатывается в точке обслуживания в режиме off-line. Система выполняет такие же функции, как и GIE.

На территории России существует несколько межбанковских платежных систем - некоторые источники даже определяют их как национальные - STBCard, UnionCard. Проект по созданию объединенной платежной системы СНГ на основе банковских пластиковых карт "CIS-Card" предложила в апреле 2000 г. компания Union Card.

Межбанковская платежная система STBCard (Россия) разработана АО STB CARD в сотрудничестве с IBM и другими ведущими зарубежными фирмами. Это система на основе многовалютных дебетных магнитных карт с тиснением, охватывающая 15 регионов России. При обслуживании в торговой точке используется голосовая авторизация и слиповая обработка пластиковой карты.

Межбанковская платежная система UnionCard (Россия) предоставляет услуги: оплата товаров и услуг с помощью дебетной карты в национальной или конвертируемой валюте; получение наличных денег; предоставление кредита.

Платежная система ELTCard (Эстония) использует дебетную микропроцессорную пластиковую карту, предоставляет следующие услуги: оплата товаров и услуг в национальной или конвертируемой валюте; получение наличных денег.

Система безналичных расчетов "SmartCity", разработанная совместно с американской фирмой Product Technologies Inc., использует смарт-карту в качестве платежного средства и обесточивает перевод на нее заработной платы сотрудников, оплату товаров и услуг. Передача информации от терминалов пунктов продаж о произведенных транзакциях осуществляется либо с использованием служебной смарт-карты, либо с помощью модема. Система собирает и согласовывает кредитные и дебетные операции, произведенные в течение дня в каждом магазине.

Платежная система "SmartCity" предоставляет реальную возможность жителям города или региона решить проблему наличных денег за счет выдачи карт всем слоям населения. Ее возможности расширяются за счет дополнительного введения на карте функции электронного кошелька.

Система Accord Card рассчитана на различные социальные слои населения. За все время существования системы было эмитировано около 200 000 карт (в основном, банками "Северная Казна" и Башкредитбанком).

Планируется, что карта Accord Card будет поддерживать несколько приложений, обеспечивать помимо платежных функций межрегиональные платежи, зарплатные проекты, социальные программы и Internet-торговлю (в секторе Business-To-Business).

Помимо банковских платежных систем выделяют платежные системы, создаваемые по инициативе предприятий торговли и сервиса и действующие только в их сети. Их отличительной чертой является заинтересованность торговой фирмы в развитии системы, в то время как банковским платежным системам необходимо привлечение предприятий торговли и сервиса в качестве участников.

Система OLBICard была создана в 1990 г. для обслуживания сети валютных магазинов "OLBI-Дипломат" и использует дебетную пластиковую карту с магнитной полосой. В системе авторизация осуществляется в режиме on-line. Для процессинга карт создан Центр Электронных Расчетов.

Система ORTEX создана в 1993 г. компанией ORTEX и консорциумом OrtCard International (США) и использует кредитные магнитные карты, которые являются международными. Для получения регулярной карты с так называемым револьверным кредитом и 5 %-й скидкой клиенту необходимо внести залог в твердой валюте, в три раза превышающей лимит кредита. Для получения другого вида карт с неревольверным кредитом и скидками в 15 % (желтая карта), 30 % (серебряная карта), 50 % (золотая карта) или 90 % (платиновая) клиенту необходимо внести залог в твердой валюте на фиксированный срок. Величина скидок зависит от срока залога и от того, на сколько залог превышает выбранный клиентом лимит кредита.

Таким образом, банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги.

Пластиковая карточка содержит определенную информацию о счете и является средством доступа к денежным средствам на счете держателя и инструментом проведения платежа, а не самим средством платежа.

Весь спектр пластиковых карточек можно классифицировать следующим образом (рисунок 1.1).







Рисунок 1.1 Виды пластиковых карточек

Примечание - Источник: [6].

В Республике Беларусь находятся в обращении банковские пластиковые карточки внутренних ("БелКарт", "Нефтекарт", "Трастбанк") и международных систем расчетов (Visa, MasterCard, "Белинвест-Ликард" и др.), обеспечивающие доступ к карт-счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством.

Имея пластиковую карточку, весьма удобно контролировать семейный бюджет и вести домашнюю бухгалтерию. Ее держателю не нужно вспоминать, сколько и на что он потратил денег, так как всегда можно получить выписку по счету за любой период времени.

В настоящее время в Республике Беларусь реализуется Государственная программа развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек, на 2006-2010 годы, которая призвана обеспечить широкое использование программно-технических средств и комплексов отечественного производства, отвечающих международным требованиям, в развитии безналичных расчетов, а также довести долю безналичного оборота в сфере торговли и услуг к концу 2010 г. до 30%.

За последние несколько лет банками проделана значительная работа по развитию системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, о чём будет говориться в следующей главе.

2. Состояние и перспективы развития рынка банковских карточек в Республике Беларусь

.1 Развитие рынка банковских услуг в Республике Беларусь

Банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительство жилья и др.(3, с.117). Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.).

Основным направлением поступательного развития банковского сектора в современных условиях является розничный банковский бизнес. Это вызвано рядом причин. Во-первых, крупные корпоративные клиенты уже охвачены банковскими услугами, и конкуренция в секторе корпоративных услуг сложилась жесткая. Рынок розничных банковских услуг только формируется и имеет огромный потенциал роста. Во-вторых, сбережения населения являются важным источником ресурсов для банков. В-третьих, кредитование населения способствует росту потребительского спроса, который выступает одним из факторов экономического роста. Кроме того, расширение услуг населению позволяет диверсифицировать банковскую деятельность и снизить банковские риски в целом.

Сегодня участниками рынка розничных банковских услуг в рамках имеющихся лицензионных полномочий являются 29 банков из 31 действующего на территории Республики Беларусь. Предоставление розничных услуг -полного их спектра или определенного набора тех или иных видов услуг осуществляется разными структурными подразделениями банков, такими, как филиалы, отделения, расчетно-кассовые центры, центры банковских услуг, валютно-обменные пункты, передвижные кассы.

В настоящее время банковский сектор Республики Беларусь играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг. Он представлен банками, осуществляющими широкий спектр банковских операций по обслуживанию предприятий и населения.

В настоящее время в Республике Беларусь сложилась двухуровневая банковская система: Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки.

Национальный банк - центральный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь[16, c. 90].

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает[16, c. 67]:

утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;

утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения центральных органов Национального банка - город Минск.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы Республики Беларусь. Коммерческий банк - универсальное кредитно-финансовое учреждение, главной задачей функционирования которого является привлечение денежных средств населения и предприятий в виде вкладов и размещение их от своего имени среди физических и юридических лиц <#"783739.files/image001.gif">

Рисунок 3.1 Динамика роста рентабельности банка

Рентабельность капитала является достаточно низкой, но наметилась тенденция роста, что свидетельствует об эффективности работы банка в данном направлении.

Беларусбанк был и остается надежной опорой белорусской экономики. Как крупнейшее кредитно-финансовое учреждение республики активно участвует в реализации государственных программ, инвестиционных проектов, осуществляет кредитование важнейших отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной сферы.

Приоритетным направлением деятельности банка остается обслуживание населения. Практически каждая белорусская семья пользуется услугами банка. Миллионы людей доверяют ему свои сбережения. Бесспорным преимуществом остаются широкая филиальная сеть и доступность банковских услуг.

.2 Деятельность ОАО «АСБ Беларусбанк» на рынке банковских карточек

В 90-х годах в отделениях АСБ Беларусбанка внедрен пилот-проект платежной системы на основе карт с магнитной полосой и тиснением. Магнитная карта только идентифицирует клиента, а вся необходимая для проведения дебетных платежных операций информация хранится на центральном сервере и может быть получена терминалом или банкоматом в режиме on-line.

Личный банковский счет и карта АСБ Беларусбанк Cirrus/ Maestro позволяют:

получать заработную плату через сеть филиалов (отделений) банка, банкоматов банка и других банков в Республике Беларусь;

рассчитываться за покупки и услуги в предприятиях сферы торговли и сервиса, принимающих карты Cirrus/Maestro к оплате;

оптимально распределять денежные средства - по выпискам со счета, которые предоставляет банкомат; планировать и контролировать расходы;

увеличить денежные средства - банк начисляет проценты на остатки средств на личных счетах;

пользоваться членам семьи средствами на картсчете;

совершать покупки и снимать наличные деньги за счет предоставляемого банком кредитного лимита.

Помимо карт Cirrus/Maestro, АСБ Беларусбанк предлагает оформить карты EuroCard/MasterCard (валюта счета - доллары США). С помощью этих карт можно:

оплатить покупки и услуги по всему миру (магазинах, гостиницах, ресторанах, авиалиниях и т.д.);

снять наличные деньги в любом банке, где обслуживаются карты EuroCard/MasterCard.

Для открытия счетов и получения карты заключается договор с АСБ Беларусбанк. Клиенту открывается личный счет и выдается карта и ПИН-код, с помощью которого карту можно использовать в более чем 300000 банкоматов по всему миру. На личные счета ежемесячно начисляются проценты, установленные по вкладам до востребования, с ежемесячным причислением к счету.

Благодаря использованию проекта процедура выплаты заработной платы работникам сводится к переводу предприятием общей суммы единым платежом на счет в АСБ Беларусбанк и предоставлению ведомости в отделение банка. В течение одного дня банк производит распределение средств на открытые в банке личные счета сотрудников организации.

Для удобства клиентов, а также повышения качества расчетно-кассового обслуживания, АСБ Беларусбанк создает сеть банкоматов (уличных и внутренних).

За рубежом карта категории Business позволяет держателю избавиться от проблемы конвертации валют, обеспечить сохранность наличных средств, рассчитаться с банком после проведения платежей по результатам конкретных операций. Кроме того, расчеты посредством банковских пластиковых карт повышают авторитет организации и страны в целом.

Карты категории Mass и Gold используются для расчетов в Республике Беларусь и за рубежом за счет собственных средств, размещенных на личном счете в банке.

В Республике Беларусь банки осуществляют операции с использованием банковских пластиковых карт на основании соответствующего разрешения Национального банка:

АКБ "Белвнешэкномбанк" и АО "Приорбанк" - карт международных банковских ассоциаций;

АСБ "Беларусбанк", АКБ "Белпромстройбанк", АО "Приорбанк", АКБ "Белкоопбанк", АКБ "Белорусский биржевой банк", АКБ "Белбизнесбанк", ОАО "Белгазпромбанк", - карт национальной системы "БелКарт";

ОАО "Белгазпромбанк", АКБ "Белвнешэконобанк", АКБ "Минск-КомплексБанк" - частных банковских карт;

АО "Приорбанк", ОАО "Белгазпромбанк", АКБ "Золотой тал-лер" - банковских карт банков-резидентов.

ОАО «АСБ Беларусбанк» обладает наиболее развитой инфраструктурой обслуживания карточек. Сегодня на обслуживании в банке по выдаче заработной платы с использованием пластиковых карточек находится более 17 тысяч предприятий, организаций и учреждений страны.

В 2003 году на долю банка приходилось 56% рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь. В сентябре 2004 года АСБ "Беларусбанк" выпустил миллион пластиковых карточек в рамках Международных платежных систем MasterCard International и VISA International, Полноправным членом которых является, и стал первым банком в Республике Беларусь, преодолевшим такой рекордный рубеж. Событие было широко отмечено банком, держатель миллионной карточки получил подарки от банка и Международной платежной системы MasterCard, так как миллионной карточкой банка стала карточка Maestro.

Достижение Беларусбанком миллионного рубежа укрепило его лидирующее положение на рынке пластиковых карточек республики, как крупнейшего эмитента. Банк в 2003 году обладал и самой широкой эквайринговой сетью - 311 банкоматов, 110 инфокиосков, 906 пунктов выдачи наличных, 493 учреждения банка, принимающих коммунальные платежи по пластиковым карточкам.

В середине 2008 года ОАО «АСБ Беларусбанк» занимал 54 % рынка пластиковых карточек в стране.

По данным на 24 июня 2008 г банк выпустил 2,8 млн карточек (рис. 3.1), преимущественно платежных систем VISA (1,3 млн) и MasterCard (1,3 млн).

Рисунок 3.1 Общее количество карточек, выпущенных ОАО «АСБ Беларусбанк» с 2003 по 2009 гг.

С начала 2009 года банком эмитировано 50.129 тыс. пластиковых карточек. Общее количество карточек, выпущенных на 1 апреля, составило 3.059.628, в том числе карточек международной платежной системы MasterCard WorldWide - 1.449.554, карточек системы VISA International - 1.589.755, карточек системы БелКарт - 20.319.

Уже более 12 лет ОАО «АСБ Беларусбанк» является одним из активнейших участников рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь. В развитии данного бизнеса банк изначально определил для себя основную цель - создать условия, при которых пластиковая карточка станет универсальным платежным инструментом для свободного и повсеместного использования, а безналичные расчеты посредством карточек - доминирующими в денежном обороте страны.

На сегодняшний день банк уверенно занимает лидирующие позиции на карточном рынке республики. Его доля на 01.04.2009 составляла:

по количеству карточек - 54%;

по количеству банкоматов -42%;

по количеству пунктов выдачи наличных - 54%;

по количеству инфокиосков -56%.

На 1 апреля 2009 года банком было выпущено более 2,8 млн пласткарт. Каждая вторая карточка в Республике Беларусь выпущена ОАО «АСБ Беларусбанк», а заработную плату по ним получает каждый второй работающий в стране. Около 17 тыс. предприятий республики обслуживаются в «Беларусбанке» по выдаче заработной платы с использованием пластиковых карточек. Зарплатные проекты являются эффективным инструментом привлечения населения в банк и увеличения его ресурсной базы.

В круг держателей карточек ОАО «АСБ Беларусбанк» входят люди разных возрастов и сфер деятельности. В их числе и люди пенсионного возраста. Для данной категории населения банк предлагает специально разработанные пластиковые карточки Visa Electron с ярким красочным дизайном, различным для мужчин и женщин. На сумму средств, хранящихся на карт-счете, начисляется повышенный процент, равный процентной ставке по вкладу «Пенсионный». Пластиковая карточка для пенсионеров является удобным и выгодным способом получения пенсии и других доходов, а также дает возможность пользоваться широким спектром услуг в инфокиосках, банкоматах и отделениях банка. Количество выпущенных банком карточек Visa Electron для пенсионеров превышает 100 тысяч.

Широкое распространение получили потребительские кредиты с использованием карточек. В 2007 году количество кредитных карточек по сравнению с 2006-м увеличилось в 5 раз и составило более 120 тысяч. Удельный вес кредитов по карточкам в общем объеме кредитов на потребительские нужды,выданных банком за 2007 год,-84%.

Банком проводится активная работа по подготовке выпуска нового вида пластиковых карточек внутренней платежной системы «БелКарт» - с магнитной полосой.

В настоящее время при достаточно высоких темпах эмиссии пласткарт основной задачей, которую перед белорусскими банками и торгово-сер-висными предприятиями ставят Национальный банк и Правительство Республики Беларусь, является развитие программно-технической инфраструктуры обслуживания карточек, позволяющей повсеместно проводить безналичные платежи. В рамках реализации данной задачи нашим банком заключены договоры об обслуживании держателей пластиковых карточек с 3109 предприятиями торговли и сервиса (ПТС), в которых 5133 терминала. Все чаще на ПТС вводятся компьютерные кассовые системы, которые обеспечивают высочайшую скорость и качество обслуживания клиентов посредством пластиковых карточек. К настоящему времени 138 предприятий организовали обслуживание держателей пласткарт с использованием таких систем. Сам банк обладает широкой технической инфраструктурой обслуживания держателей пластиковых карточек, состоящей из 866 банкоматов, 856 инфокиосков, 1609 пунктов выдачи наличных, 1112 пунктов приема коммунальных платежей.

Наряду с увеличением эмиссии карточек и наращиванием технической инфраструктуры банком большое внимание уделяется улучшению качества обслуживания населения, расширению спектра услуг для держателей пластиковых карточек. На сегодняшний день с использованием карточки возможно:

осуществлять платежи за коммунальные услуги, услуги РУП «Белтелеком», многоканального телевидения «Космос ТВ»;

оплачивать услуги операторов мобильной связи VELCOM, МТС, Бел-Сел, БеСТ;

оплачивать услуги Интернет-провайдеров «Атлант-Телеком», «Деловая сеть», «Белинфонет», «СОЛО»;

покупать билеты в железнодорожных кассах;

оплачивать услуги за охрану квартир;

проводить платежи с использованием мобильного телефона (SM5-банкинг);

погашать кредиты, выданные банком в белорусских рублях и иностранной валюте;

переводить процентный доход с вкладного счета в белорусских рублях на карт-счет;

пополнять карт-счет в режиме реального времени;

переводить денежные средства с карт-счета на карт-счет;

совершать операции в иностранной валюте по карт-счету, открытому в белорусских рублях (покупка долларов США в банкоматах и ПВН, оплата товаров и услуг, погашение кредита в иностранной валюте);

пользоваться овердрафтом;

контролировать движение денеж

ных средств по карт-счету путем получения выписки о состоянии карт-счета по электронной почте.

Банком осуществлена модернизация ряда инфокиосков, которая позволяет держателям карточек совершать пополнение карт-счетов наличными денежными средствами. В 2008 году спектр услуг в данном оборудовании еще более расширился (реализован прием наличных платежей за услуги операторов сотовой связи, а также в счет погашения кредитов).

Для увеличения безналичного оборота и привлечения клиентов к использованию карточек банком совместно с рядомторгово-сервисныхорга-низаций реализована программа предоставления скидок при оплате товаров посредством карточек. В настоящее время скидки держателям пластиковых карточек предоставляют 34 ПТС. В рамках данного направления банком развивается индивидуальная дисконтная программа для международных карточек VISA Electron для женщин - Леди Карт, выпуск которых начат в марте 2008 года. Леди Карт с карт-счетом в белорусских рублях позволяет не только пользоваться широким спектром услуг в инфокиосках, банкоматах и отделениях банка на территории республики, но и совершать операции в любой валюте в банкоматах, банках, организациях торговли и сервиса по всему миру.

В целях повышения информированности населения о безналичных платежах, увеличения количества и объемов безналичных операций банком на протяжении последних лет успешно проводятся различные рекламные игры и маркетинговые мероприятия. Так, с мая по июнь текущего года банком была организована рекламная игра «С карточкой VISA «Беларусбанка» - на Олимпийские игры в Пекин!» с главным призом - поездкой для двоих на летние Олимпийские игры 2008 года. Также среди держателей пластиковых карточек, использующих ее для оплаты товаров и услуг в торговой сети, было разыграно 100 денежных призов по 300 000 руб.

За годы, прошедшие с момента появления первой карточки ОАО "АСБ Беларусбанк", не только увеличилось их количество, но и "укрепилась роль пластиковых карточек в жизни людей". В значительной степени популяризации карточек среди населения способствовала активная работа банка по развитию инфраструктуры обслуживания держателей пластиковых карточек и расширению услуг, доступных с их использованием.

Увеличение количества и объема платежей, проводимых с использованием пластиковых карточек, во многом зависит от качества обслуживания и масштабов сети приема карточек в торгово-сервисных организациях. Именно поэтому ОАО «АСБ Беларусбанк» постоянно ищет оптимальные способы взаимодействия с этими важнейшими участниками рынка пластиковых карт, организуя проведение тематических семинаров на тему «Развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек» в различных регионах республики.

В 2009 году семинары, в которых приняли активное участие представители государственных органов и торгово-сервисных организаций, уже были проведены в г. Новогрудке (Гродненская область) и г. Столине (Брестская область).

Очередной семинар прошел 7 августа 2009 года в г. Светлогорске (Гомельская область). Своими мнениями и предложениями по совершенствованию сферы безналичных платежей поделились представители «Беларусбанка», Национального банка Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь, областного и районных исполнительных комитетов, ОАО «Банковский процессинговый центр», Белорусского Республиканского союза потребительских обществ, а также представители торгово-сервисных организаций г. Светлогорска.

В рамках семинара был обсужден широкий круг вопросов, касающихся развития технической инфраструктуры обслуживания карточек, путей организации и повышения качества обслуживания держателей пластиковых карточек в организациях торговли и сервиса, задач и планов развития системы безналичных платежей с использованием пластиковых карточек в Республике Беларусь.

.3 Направления совершенствования работы ОАО «АСБ Беларусбанк» на рынке пластиковых карточек

В ближайшее время ОАО «АСБ Беларусбанк» планирует предложить держателям пластиковых карточек ряд новых возможностей, а также наполнить уже имеющиеся услуги дополнительным содержанием. Среди новых проектов необходимо отметить:

оплату билетов на автобусные маршруты междугородного и пригородного сообщений;

возможность удаленного до ступа к своему карт-счету через сеть Интернет для получения необходимой информации в режиме on-line и совершения различных операций по карт-счету;

осуществление безналичных платежей и контролирование своего карт-счета посредствам мобильного телефона с помощью новой услуги М-банкинг;

пополнение вкладного счета, открытого в белорусских рублях, в инфокиосках банка;

возможность блокировки/разблокировки карт-счета с помощью отправки SMS-сообщений с мобильного телефона.

Дальнейшая работа ОАО «АСБ Беларусбанк» в рамках развития системы безналичных платежей с использованием пластиковых карточек будет направлена на повышение уровня обслуживания клиентов и предоставление полного спектра услуг всеми подразделениями банка, независимо оттого, где они расположены - в крупном городе или в небольшом сельском населенном пункте. Это позволит банку сохранить и укрепить достигнутые позиции на белорусском рынке пластиковых карт.

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между белорусскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в Республике Беларусь и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика белорусского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек составляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в Республике Беларусь будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, белорусские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Заключение

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

. В мировом сообществе существует множество платежных систем на основе пластиковых карт. Их классифицируют по различным признакам. Платежные системы по масштабу охвата хозяйственных объектов можно разделить на:

платежные системы международного масштаба (Visa, MasterCard, EuroPay, American Express и Diners Club);

платежные системы национального масштаба - GIE (Франция), PBS (Дания), U.E.P.S. (Южная Африка);

региональные межбанковские системы - STBCard, UnionCard (Россия), ELTCard (Эстония);

локальные платежные системы - пилотпроекты, реализованные в рамках одного отдельно взятого региона, - SmartCity (фирма АйТи), Факел (г. Лангепас), ИртышКарт, платежная система АО "СканТэк", Cirrus/Maestro (Беларусбанк);

торговые платежные системы: OLBICard, Ortex.

Каждая из международных платежных систем сложилась в результате многолетней конкурентной борьбы. В настоящее время они представляют собой крупномасштабные организации со сложной инфраструктурой, ориентированные на банки и пользователей с высоким престижем и доходом, со своими требованиями и правилами функционирования. В то же время наблюдается переплетение их капиталов и интересов.

В Республике Беларусь находятся в обращении банковские пластиковые карточки внутренних ("БелКарт", "Нефтекарт", "Трастбанк") и международных систем расчетов (Visa, MasterCard, "Белинвест-Ликард" и др.), обеспечивающие доступ к карт-счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством.

. В последние 5 лет рынок пластиковых карточек развивается бурно за счет внедрения зарплатных проектов. Согласно Концепции развития в Беларуси системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 г., задача перевода предприятий на расчеты с сотрудниками посредством карточек приобрела государственное значение, т.к. оборот денег, связанных с выплатой зарплаты, весьма значим для экономики страны.

Пользу получают все участники этого процесса: банки - за счет увеличения своей ресурсной базы (на карт-счетах оседает до 30% зачислений), дополнительного дохода от услуг держателям карточек и от эквайринга; субъекты хозяйствования - за счет минимизации потребности в наличных деньгах в кассе предприятия, а также в сотрудниках бухгалтерии; работники - держатели пластиковых карточек - за счет уменьшения рисков, связанных с использованием наличных денег, повышения финансовой культуры (безналичная оплата платежей, услуги интернет-банкинга и т. п.) и возможности получить овердрафт.

Государство решает задачу сокращения налично-денежного оборота, обеспечения большей прозрачности операций населения с деньгами.

. Стимулом к использованию пластиковых карт в Республике Беларусь будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту. Несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, белорусские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Список использованных источников

Анализ деятельности банков: Учеб.пособие/ И.К. Козлова, Т.А. Купрюшина, О. А. Богданкевич, Т.В. Немаева; Под общ. ред. И.К. Козловой. - Мн.: Выш.шк., 2003. - 240 с.

Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. №148-3.

Банковское дело./Под. ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. - Мн.: Финансы и статистика, 2000.

Боговик А. Пластиковые карточки: сегодня и завтра // Банковские технологии. - 2008. - №2. - с. 10-14.

Говядинова Н.Н. Платёжные системы на основе пластиковых карт / Н.Н. Говядинова, Л.К. Голенда. - Мн. - 2002. - 42 с.

Горчаков А. А., Половников В. А. Тенденции развития платёжной системы. Мн.:2003.

Доклад начальника Главного управления платёжной системы Национального Банка Республики Беларусь И.А. Пищика на расширенном заседании Правления «о развитии системы безналичных расчётов с использованием электронных платёжных инструментов». // Банковский вестник. - 2008. - № 13. - С. 11-16.

Долан Э. Дж., Кэмпбэлл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.- М.:2004.

Ершов М. В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире. М.:Инфра-М, 2005.

Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. - М.: Омега-Л. - 2003. - 305 c.

Жукова Е.Ф. Банки и банковские операции/ Учеб. Мн.: 2004.

Калимов Д. А., Томкович Р. Р. Банковские операции правовое регулирование и практика обслуживания клиентов. Мн. Амалфея, 2006.

Кравцова Г.И.Организация деятельности коммерческих банков.- Мн.: 2006 г.

Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, одобрена Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2002г. №274. (отменена).

Пупликов С.И. Платёжная система страны. Мн.:2008. - 356 с.

Пупликов С. И. Валютные операции. Теория и практика валютных операций в трансформационной экономике. Мн.: Тонпик, 2006. - 674 с.

Сиземова О. некоторые вопросы международных расчетных правоотношений в условиях интернационализации банковской деятельности // Банковское право. 2006. № 2.

Ханкевич Л. А. Банковское право Республики Беларусь.- Мн.:2000.

Похожие работы на - Банковские пластиковые карточки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!