Информационные технологии в управлении качеством и защита информации
Содержание
Введение
1. Характеристика информационных связей в системе менеджмента
качества
2. Разработка структуры информационной системы для обеспечения
непрерывного улучшения
2.1 Изучение соответствующего пункта стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2011
2.2 Характеристика предприятия ОАО "НПО САТУРН" для
которого разрабатывается система
2.3 Задачи, необходимые для выполнения требований изученного пункта
стандарта (1-3 задачи)
2.4 Исполнители задач (подразделение или должностное лицо)
2.5 Информация, необходимая для решения задач, ее поставщики,
периодичность, форма ее представления
2.6 Исходящая информация после решения задач, ее потребители,
периодичность и форма ее предоставления
3. Разработать методику защиты информации от злоумышленных действий
пользователей и обслуживающего персонала
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения
Введение
Повышение эффективности производства,
повышение качества выпускаемой продукции, переход к выпуску новой продукции
связано, прежде всего, с решением проблем управления производственными
ресурсами: материальными, технологическими, финансовыми, кадровыми,
информационными и т.д.
Применение наиболее эффективных форм
управления производством неразрывно связано с активным использованием
информационного пространства предприятия, состояние которого определяется
специфическим видом ресурсного обеспечения производства - информационным
ресурсом.
Совокупность методов и методик организации
информационных процессов в производственных системах, позволяющих осуществить
выбор и использование необходимого информационно-технического решения для
синтеза знания о производственной ситуации, составляет содержание концепции
формирования информационного ресурса системы управления наукоемким
производством.
Система управления информационным
пространством производственной организации формируются в специфической среде,
характеризуемой как информационный ресурс системы управления - системой
организации потоков внутренней и внешней информации, а также методов и средств
поиска, обработки и распределения информации в организации [1, 2].
менеджмент качество информация защита
1.
Характеристика информационных связей в системе менеджмента качества
К управленческой информации, создаваемой и/или обрабатываемой
в рамках СМК организации, относятся:
Информация об организационной структуре, включая
подразделения организации, их ответственность, функции, состав;
Описания процессов;
Данные и информация о потребителях продукции и услуг
организации, их потребностях и ожиданиях;
Данные и информация о продукции и услугах, создаваемых
организацией;
Данные и информация о поставщиках сырья и материалов,
ресурсов и т.д.;
Данные о сырьё, материалах и информации, перерабатываемых в
рамках процессов;
Данные о ресурсах, необходимых для осуществления процессов, в
том числе, трудовых ресурсах, технологиях, оборудовании, организационной
структуре и др.;
Правила и процедуры, используемые при исполнении процессов;
Правила и процедуры проведения контроля качества процессов и
продукции;
Навыки и приёмы, накопленные работниками организации и
используемые ими при исполнении процессов;
Показатели, используемые для оценки и анализа эффективности и
результативности исполнения процессов и соответствия продукции;
Данные, получаемые в результате аудитов процессов, а также
получаемые при проведении контроля качества выполняемых процессов и
производимой продукции;
Данные и информация о дефектах, ''узких местах'', выявленных
при исполнении процессов и проведении проверок, а также данные о рекламациях и
жалобах потребителей;
Инициативы и проекты по улучшению отдельных процессов,
производимой продукции, материалам, ресурсам и т.д.;
Документы СМК, такие как руководство по качеству организации,
программы и планы качества, документированные процедуры, должностные
инструкции, нормативные документы и стандарты, записи качества и т.д.;
Другие управленческие решения и управленческие документы,
создаваемые и обрабатываемые в рамках СМК;
Приведённый перечень типов информации, создаваемой и
обрабатываемой в СМК организации, может быть дополнен и изменен с учетом
специфики деятельности организации и значимости тех или иных типов информации.
Особенностью информации, обрабатываемой в рамках СМК,
является её разнородность. Некоторые типы информации существуют в виде
документов (нормативные документы, правила и процедуры, должностные
инструкции). Некоторые типы информации существуют в виде данных, хранящихся в
информационных системах предприятия (данные о продукции, о потребителях, о
материалах). Некоторые типы информации существуют в неявном виде - в головах сотрудников
предприятия (навыки и приемы, инициативы по улучшению деятельности
организации).
В соответствии с требованиями стандартов семейства ИСО 9000
версии 2000 года в СМК организации должны обеспечиваться принципы процессного
подхода и системного подхода к менеджменту. В соответствии с принципом
процессного подхода, ''Любая деятельность, в которой используются ресурсы для
преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы
результативно осуществлять свою деятельность, организации должны определять и
управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами''.
Согласно принципу системного подхода, ''выявление, понимание и менеджмент
взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и
эффективность организации при достижении ее целей''.
Реализация этих принципов предъявляет специальные требования
к обработке управленческой информации, создаваемой и обрабатываемой в СМК.
Важной особенностью управленческой информации в свете принципов СМК является то,
что различные типы информации в той или иной степени должны быть связаны с
процессами. Такая связь может быть прямой. Например, данные о сырье и
материалах, которые обрабатываются в рамках отдельного процесса;
технологические карты процесса. Связь также может быть косвенной. Например,
рекламации потребителей косвенно (через продукцию) связаны с процессами
организации. Следовательно, описания процессов в рамках процессного подхода
являются основным типом информации, своего рода скелетом, который связывает все
другие типы информации.
Информация
СМК в контексте менеджмента знаниями
Различные типы управленческой информации, создаваемой и
обрабатываемой в СМК, представляют собой знания организации. Для эффективного
управления этой информацией следует применять соответствующие технологии её
обработки, в частности технологию менеджмента знаний.
Менеджмент знаний есть создание и обработка информационных
ресурсов организации, связанная с достижением целей организации. Знания
включают как явные, документированные информационные ресурсы, так и скрытые,
субъективные знания. Менеджмент знаний включает процессы, связанные с
идентификацией, обменом и созданием знаний. Это требует систем для создания и
поддержки хранилищ знаний, а также систем, которые содействуют обмену знаний и
стимулируют обучение персонала организации''.
Информационный ресурс - это обобщенный термин, который
используется для обозначения управленческой информации различной природы:
данных, документов, опыта сотрудников организации и т.д. Соответственно, различные
типы управленческой информации в СМК также являются информационными ресурсами.
Менеджмент знаниями включает следующие процессы:
Создание знаний, в том числе, в процессе индивидуального или
коллективного обучения работников организации;
Формализация знаний - разработка принципов, правил и процедур
для представления и обработки информационных ресурсов; к формализации знаний
относится также представление информации в структурированном виде;
Сохранение знаний - определение и использование подходящего типа
носителей для хранения информационных ресурсов, которые допускают
распределенное хранение знаний;
Диффузия знаний - распределение знаний в пределах организации
и обеспечение доступа к ним в приемлемой для сотрудников организации форме;
Координация и контроль знаний - обеспечение того, что
организационное знание точно и постоянно используется.
По Д.А. Поспелову для знаний характерны внутренняя
интерпретируемость, структурированность, связанность и взаимная активность.
В отличие от текстов, в виде которых информация представлена
в документах, знания (термин из сферы информационных технологий) должны быть
структурированы, т.е., представлены в виде набора информационных элементов
(объектов) и отношений между ними. На следующем рисунке схематически представлен
пример структурирования знаний в СМК.
Рисунок 1.1 - Представление знаний о процессах
Как было отмечено выше, знания о процессах организации
являются своего рода скелетом (основой), на котором ''наращиваются'' другие
типы управленческой информации. Следовательно, к способам представления знаний
о процессах предъявляются повышенные требования: способ представления знаний о
процессах должен не только представлять всю необходимую информацию относительно
процессов, но также предоставлять возможность интегрировать другие типы
информации, например, информацию о продукции, нормативные документы, информацию
о ресурсах и т.д.
Для описания процессов широко применяются модели процессов. В
настоящее время существует более 30 основных методологий (языков) моделирования
процессов. Среди них следует выделить методологию функционального моделирования
IDEF0. Перечислим некоторые свойства функциональных моделей IDEF0 с точки
зрения технологии менеджмента знаний:
Методология функционального моделирования IDEF0 принята в
качестве стандарта для описания процессов и сложных систем в ряде стран, в том
числе в США и России. Таким образом, методология IDEF0 является наиболее
распространенным способом, с помощью которого специалисты разного профиля могут
представлять знания о процессах и обмениваться этими знаниями.модель
представляет информацию о процессе в структурированном, компактном формате. Это
позволяет осуществлять эффективную обработку описаний процессов с помощью
информационных систем. Это также позволяет оперировать IDEF0 моделями
процессов, как знаниями.
Методология IDEF0 интегрирована с другими методологиями и
методами анализа процессов и обработки информации о процессах. Среди них можно
выделить методологию информационного моделирования IDEF1X, методологию
совершенствования процессов, методологию Функционально-Стоимостного Анализа
(ФСА) и др.
Для поддержки моделирования в стандарте IDEF0 существуют
различные компьютерные программы: BPWin (LogicWorks, Inc.), WorkFlow Modeler
(MetaSoftware, Corp.), AI0Win (KBS, Inc.), IDEF0. EM Tool (ИП Ориентсофт). По
сути, такие инструменты являются редакторами знаний о процессах. По своей
природе функциональная модель процесса представляет собой структурированное
описание. Функциональная модель строится с заданной целью и точкой зрения, т.е.
включает интерпретацию.
Обработка знаний в СМК
В рамках функциональных моделей имеется возможность
определить, каким образом и где именно в рамках процессов выполняются
требования стандартов серии ИСО 9000 версии 2000 года. Например, в рамках
функциональной модели имеется возможность представить, в каких именно процессах
создаются записи качества, а также как именно эти записи обрабатываются.
Между требованиями стандарта ИСО 9001: 2000 и функциональной
моделью имеют место следующие соотношения:
Блоки А341-А343 соответствуют требованиям раздела 7.4.1
''Процесс закупок'' стандарта ИСО 9001: 2000
Разделу 7.4.2 ''Информация по закупкам'' соответствуют дуги
на диаграмме, которые представляют информационные объекты в рамках процесса
''Производить закупки''
Разделу 7.4.3 ''Верификация закупленной продукции''
соответствует процесс А343 ''Осуществлять контроль закупок''
В технологии менеджмента знаний операция установления
соответствия между требованиями стандарта и элементами процесса называется
классификацией (категоризацией). Требования (разделы) ИСО 9001: 2000 выступают
в качестве категорий, с помощью которых осуществляется классификация элементов
функциональной модели. Собственно, аудит выполнения требований стандарта в этой
ситуации сводится к проверке того, насколько точно модель соответствует реально
исполняемому в организации процессу.
Обучение сотрудников организации значительно упрощается:
сотруднику службы сбыта нет необходимости изучать большие объемы текстов
стандартов ИСО 9000 и размышлять о том, каким образом положения стандартов
преломляются (интерпретируются) в рамках его повседневной работы.
Документация в СМК
В соответствии с требованиями, в рамках системы менеджмента
качества организации должны быть разработаны различные виды документов:
руководство по качеству, нормативные документы организации, описания процессов,
процедуры, должностные инструкции, записи качества.
Представление информации в виде знаний и применение
технологий менеджмента знаний не противоречит требованиям стандартов семейства
ИСО 9000 версии 2000 года. Имея структурированную информацию в СМК,
представленную в виде знаний, и используя современные информационные системы,
можно ''одним нажатием кнопки'' создавать любые виды документов. В том числе,
все документы, требуемые в рамках стандартов.
Например, для подтверждения соответствия сертификату ИСО
9000, достаточно продемонстрировать аудитору отчет, создаваемый с помощью
информационной системы в виде соответствующего документа, а также записи (данные),
подтверждающие утверждение этого документа на уровне руководства.
2. Разработка
структуры информационной системы для обеспечения непрерывного улучшения
2.1 Изучение
соответствующего пункта стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2011
Постоянное улучшение
Организация должна постоянно повышать результативность
системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в
области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и
предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
2.2
Характеристика предприятия ОАО "НПО САТУРН" для которого
разрабатывается система
ОАО "НПО "Сатурн" - двигателестроительная
компания, специализирующаяся на разработке, производстве и послепродажном
обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации,
энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, военных кораблей и
гражданских судов. ОАО "НПО "Сатурн" входит в состав
Объединенной Двигателестроительной Корпорации (ОДК), которая является дочерней
компанией (созданной для управления двигателестроительными активами) ОАО
"ОПК "ОБОРОНПРОМ".
Предприятие предлагает широкий спектр газотурбинных
технологий для транспорта, обороны и энергетики и обеспечивает полный жизненный
цикл наших продуктов - разработка, производство, маркетинг и продажи, поддержка
заказчика и обслуживание.
В ОАО "НПО "Сатурн" определена и утверждена
политика в области качества, включающая миссию, цели, стратегию и тактику
предприятия (Приложение 1).
ОАО "НПО "Сатурн" разработана, документально
оформлена, внедрена и постоянно поддерживается в рабочем состоянии система
менеджмента качества, которая сертифицирована в BUREAU VERITAS Certification на
соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001: 2008 и
американского стандарта AS 9100-С и в "Союз по сертификации" на
соответствие требованиям СРПП ВТ, ГОСТ РВ 15.002-2003, ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Авиационный регистр Межгосударственного Авиационного Комитета
одобрил производство на ОАО "НПО "Сатурн" авиационных маршевых
двигателей Д-30 КУ/КП/КУ-154 и SaM146 в соответствии с требованиями Части 21
Авиационных правил.
Европейское Агентство Авиационной безопасности одобрило
производство на ОАО "НПО "Сатурн" серийных двигателей SaM146 в
соответствии с требованиями Приложения (Часть 21), Раздела А, Подраздела G
Постановления (EC) № 1702/2003.
Авиационный Регистр Межгосударственного Авиационного Комитета
и Федеральное Агентство воздушного транспорта одобрили ОАО "НПО
"Сатурн" в качестве Ремонтной Организации по ремонту авиационных
двигателей Д-30 КУ/КП/КУ-154 и SaM146, и подтвердили соответствие ОАО"НПО
"Сатурн" требованиям Авиационных Правил, Части 145.
Авиационные власти Народной Демократической Республики Лаос
одобрили ремонтную организацию ОАО "НПО "Сатурн" в соответствии
с требованиями Части 6 Правил безопасности Гражданской Авиации Республики Лаос.
Это позволяет ОАО "НПО "Сатурн" проводить техническое
обслуживание и ремонт двигателей SaM146 для Народной Демократической Республики
Лаос.
В соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" ОАО "НПО
"Сатурн" осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию:
разработка, производство, испытание и ремонт авиационной
техники (лицензирующий орган: Министерство промышленности и торговли РФ);
разработка, производство, испытание, установка, монтаж,
техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной
техники (лицензирующий орган: Федеральная служба по оборонному заказу).
Авиационный Регистр Межгосударственного Авиационного Комитета
признал ОАО "НПО "Сатурн", в качестве разработчика авиационных
двигателей гражданских воздушных судов.
2.3 Задачи,
необходимые для выполнения требований изученного пункта стандарта (1-3 задачи)
1 - Анализ политики в области качества предприятия (процесс
1).
Цель процесса анализа рынка - анализ политики качества
предприятия.
- Анализ результатов аудитов (процесс 2).
Цель процесса оценка проводимого анализа результатов аудитов
- определение степени соответствия системы СМК предприятия требованиям ИСО
9001-2011.
- Оценка анализа со стороны руководства (процесс 3).
2.4
Исполнители задач (подразделение или должностное лицо)
Руководитель процессов 1, 2, 3 - директора по направлениям,
руководители подразделений предприятия
2.5
Информация, необходимая для решения задач, ее поставщики, периодичность, форма
ее представления
Рассмотрено в таблице 2.1.
2.6 Исходящая
информация после решения задач, ее потребители, периодичность и форма ее
предоставления
Рассмотрено в таблице 2.1.
Решаемые задачи, структуру информационных потоков можно
представить в виде карты процессов для наглядного отображения входящей и
исходящей информации, исполнителей и руководителей процесса.
Карта процесса схема информационных потоков менеджмента
представлена на рисунке 2.1.
Таблица 2.1 - Табличное представление элементов структуры
Рисунок 2.1 - схема информационных потоков менеджмента
3.
Разработать методику защиты информации от злоумышленных действий пользователей
и обслуживающего персонала
Цель защиты информации - это то, ради чего она должна
защищаться (предполагаемый результат деятельности по защите информации).
Задачи защиты информации - это, что необходимо сделать для
реализации цели (результата защиты информации).
Структура целей защиты информации.
Защита информации должна иметь два уровня целей:
Первый уровень - непосредственные цели, которые должны быть
привязаны к самой информации как непосредственному объекту защиты.
Цель защиты информации первого уровня - безопасность
информации.
Второй уровень - конечные цели (опосредованные), которые
должны быть привязаны к субъектам информационных отношений (государству,
обществу, личности, конкретному хозяйствующему субъекту).
Цель защиты информации второго уровня - безопасность
субъектов информационных отношений.
Защита информации - это деятельность собственника информации
или уполномоченных им лиц по:
обеспечению своих прав на владение, распоряжение и управление
защищаемой информацией;
предотвращению утечки и утраты информации;
сохранению полноты, достоверности, целостности защищаемой
информации, ее массивов и программ обработки;
сохранению конфиденциальности или секретности защищаемой
информации в соответствии с правилами, установленными законодательными и
другими нормативными актами.
В общем виде цели защиты информации сводятся к
режимно-секретному информационному обеспечению деятельности государства,
отрасли, предприятия, фирмы.
Задачи защиты информации.
Задачи защиты информации также должны включать два уровня:
Первый уровень - задачи общеконцептуального
плана:
·
на
предупреждение угроз. Предупреждение угроз - это превентивные меры по
обеспечению информационной безопасности в интересах упреждения возможности их
возникновения;
·
на
выявление угроз. Выявление угроз выражается в систематическом анализе и
контроле возможности появления реальных или потенциальных угроз и своевременных
мерах по их предупреждению;
·
на
обнаружение угроз. Обнаружение имеет целью определение реальных угроз и
конкретных преступных действий;
·
на
локализацию преступных действий и принятие мер по ликвидации угрозы или конкретных
преступных действий;
·
на
ликвидацию последствий угроз и преступных действий и восстановление статус-кво.
Второй уровень задач защиты информации зависит от
конкретного предприятия (прикладные задачи). Они зависят:
·
от
видов защищаемой на предприятии информации;
·
степени
её конфиденциальности;
·
состава
носителей защищаемой информации.
Защита информации разбивается на решение двух основных групп
задач:
) Своевременное и полное удовлетворение информационных
потребностей, возникающих в процессе управленческой, инженерно-технической,
маркетинговой и иной деятельности, то есть обеспечение специалистов
организаций, предприятий л фирм секретной или конфиденциальной информацией.
) Ограждение засекреченной информации от несанкционированного
доступа к ней соперника, других субъектов в злонамеренных целях.
При решении первой группы задач - обеспечение специалистов
информацией - всегда, конечно, учитывается, что специалисты могут использовать
как открытую, так и засекреченную информацию. Снабжение специалистов открытой
информацией ничем не ограничивается, кроме её фактического наличия. При
снабжении же специалиста засекреченной информацией действуют ограничения:
наличие соответствующего допуска (к какой степени секретности информации он
допущен) и разрешения на доступ к конкретной информации. В решении проблемы
доступа специалиста к соответствующей засекреченной информации всегда
существуют противоречия, с одной стороны, - максимально ограничить его доступ к
засекреченной информации и тем самым уменьшить вероятность утечки этой
информации; с другой стороны, - наиболее полно удовлетворить его потребности в
информации, в том числе и засекреченной для обоснованного решения им служебных
задач.
В обычных, не режимных условиях, специалист имеет возможность
использовать в целях решения стоящей перед ним проблемы разнообразную
информацию: ретроспективную, узко- и широкотематическую, отраслевую и
межотраслевую, фактографическую и концептуальную. При обеспечении его
засекреченной информацией возможности доступа к ней ограничиваются двумя
факторами: его служебным положением и решаемой специалистом в настоящее время
проблемой.
Вторая группа задач - это ограждение защищаемой информации от
несанкционированного доступа к ней соперника, включает такие условия, как:
Защита информационного суверенитета страны и расширение
возможности государства по укреплению своего могущества за счёт формирования и
управления развитием своего информационного потенциала.
Создание условий эффективного использования информационных
ресурсов общества, отрасли, предприятия, фирмы, структурного подразделения,
индивида.
Обеспечение безопасности защищаемой информации:
предотвращение хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, модификации,
блокирования информации и т.п., вмешательства в информацию и информационные
системы.
Сохранение секретности или конфиденциальности засекреченной
информации в соответствии с установленными правилами её защиты, в том числе
предупреждения её утечки и несанкционированного доступа к её носителям,
предотвращению её копирования, фотографирования и др.
Сохранение полноты, достоверности, целостности информации и
её массивов и программ обработки, установленных собственником информации или
уполномоченными им лицами.
Обеспечение конституционных прав граждан на сохранение личной
тайны и конфиденциальной персональной информации, в том числе накапливаемой в
банках данных.
Недопущение безнаказанного растаскивания и незаконного
использования интеллектуальной собственности, принадлежащей государству,
предприятиям и фирмам, частным лицам.
Значение защиты информации определяется не только в системе
информационной безопасности, но и в системе национальной безопасности. Цели
защиты информации для государства, общества и отдельных личностей различна. Они
в конечном итоге дополняют друг друга и каждый из субъектов объективно
заинтересован в защите информации других субъектов. В различных сферах
деятельности политической, экономической, военной, социальной интересы всех
субъектов должны или совпадать или дополнять друг друга. С учетом этого значения
защиту информации следует рассматривать с привязкой не к субъектам, а к сферам
деятельности независимо от того ко всем или одному субъекту относится эти сферы
деятельности.
Наличие большого количества уязвимых мест на любом
современном предприятии или фирме, широкий спектр угроз и довольно высокая
техническая оснащенность злоумышленников требует обоснованного выбора
специальных решений по защите информации.
Заключение
Информация должна обеспечивать наблюдение
за ходом производства, за реализацией продукции, за услугами, маркетингом и
финансовой деятельностью, прогнозирование, стратегическое и календарное
планирование, принятие различного рода управленческих решений, а также контроль
людских, материальных и денежных ресурсов для корректировки решений,
своевременной подготовки использования резервов в случае необходимости.
Основным требованием к информации является
то, чтобы она при минимальном объеме достаточно полно характеризовала состояние
контролируемых системой управления предприятия всех видов процессов.
Кроме этого к ней предъявляются следующие
требования:
) Обеспечивать устойчивость
производственно-экономической системы при заданных стратегических и оперативных
решениях;
) Обеспечивать работу производственной
системы в условиях неопределенности окружающей среды;
) Создавать возможность сочетать подцели
системы управления для наиболее эффективного выполнения главной цели
функционирования предприятия;
) Обеспечивать прогнозы и подготовку к
возможным изменениям производственной системы;
) Обеспечивать адаптацию предприятия к
окружающей среде;
) Обеспечивать разумное поведение системы
управления предприятием для организационных изменений в системе управления при
существенных изменениях ситуации в окружающей среде;
) Обеспечить своевременную оценку
окружающей среды для создания условий эффективного функционирования
предприятия.
Список
используемых источников и литературы
1. Меняев М.Ф. Информационные системы и технологии управления
организацией: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 87
с.
. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: Учебное
пособие; В 3 кн. - М.: Омега-Л, 2003. Книга 3: Системы управления организацией
- 464с.
. Меняев М.Ф. Цифровые системы управления технологическими
процессами в полиграфии: Учебное пособие - М.: МГУП, 2006. - 126с.
. Пенькова И.В., Богомолов О.И. Особенности информационных
структур предприятий // Прац ДонНТУ. Серя: Економчна. - Випуск 68. - Д.:
ДонНТУ, 2005. - С.213-217.
. Соколянская Н.И. Об одной задаче оптимизации перечня
информационных потоков делопроизводства // Материалы региональной
научно-технической программы "Вуз-Черноземье". Воронеж - 1999 г. -
С.98
. Мальцева Н.Г. Движение информационных потоков по уровням
доступа // Материалы региональной научно-технической программы "Вуз-Черноземье".
Воронеж - 1999 г. - С.51
Приложения
Приложение 1