Государство и гражданское общество
Курсовая работа
Государство и гражданское
общество
Введение
гражданский общество правовой российский
Государство играет одну из главных ролей в жизни людей и общества в
целом. Государство это аппарат управления социумом. Любое общество нуждается в
организации и управлении, ведь без этого в нем будет царить хаос, беспорядок и
разобщенность. Благодаря этому самому аппарату управления люди перешли от
состояния дикости к цивилизации. Государство представляет собой сложное
явление. С древнейших времен величайших мыслителей интересовали вопросы
феномена государства, функционирования его органов, взаимоотношения государства
и общества, с целью установления наиболее эффективной модели государства для
всеобщего блага.
В виду с демократизацией современного общества, то есть проявлением
народовластия появляется тенденция развития гражданского общества и правового
государства. Данное понятие получило особое развитие в трудах Д. Локка, Г.
Гегеля, И. Канта. Под гражданским обществом они понимали независимую от
государства особую сферу жизни общества, которая включает в себя экономические,
семейные, товарно-рыночные, культурные и любые иные отношения помимо
политических. То есть это такие отношения, которые способны к развитию
независимо от государства, которое не вправе вмешиваться в них, поскольку они
составляют частную сферу жизни людей. Однако, несмотря на такое
невмешательство, гражданское общество и государство дополняют друг друга и
зависят одно от другого. Без гражданского общества невозможно построение
правового демократического государства, к которому в современном мире стремятся
все развитые страны, поскольку именно сознательные свободные граждане способны
создавать наиболее рациональную модель идеального общественного устройства. В
реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства
достаточно условно, но в науке оно необходимо для, понимания механизмов
общественной жизни, степени свободы индивидов, уровня политического развития.
«…Общество таково, каким его делаем мы сами… Только от нас зависит
создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой
личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за
тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в
его хозяина»М. Фридман.
Табл.1. Взаимосвязь государства и гражданского общества
Проблема гражданского общества является одной из самых важных в процессе
развития государства. Она появилась с возникновением государства. С тех пор
вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания и
часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и
революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных
изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять
перспективы развития мирового сообщества. Именно гражданское общество
обеспечивает наиболее высокий уровень правовой культуры человека, что не
позволяет обществу застаиваться в своем развитии.
Гражданское общество и правовое государство являются теми самыми
идеалами, к которым стремится любое современное развивающееся государство, в
том числе и Российская Федерация. Но, чтобы к чему - либо стремиться, надо
иметь представление об этом самом идеале. Поэтому данная тема весьма актуальна
для изучения и исследования. “Государство-это я!”, сказал Людовик XIV, а можем ли мы утверждать, что
являемся частью гражданского общества и имеем возможность оказывать влияние на
развитие государства?!
I.
Взгляды ученых о гражданском обществе. Концепции гражданского общества
.1 Ученые о гражданском обществе…
На протяжении всей своей истории ученые и мыслители пытались создать
модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода,
благополучие и справедливость. Формирование и развитие гражданского общества
увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и
закона.
Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего
существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество.
Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «Закон есть
связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом,
одинаково для всех».
Общество, освободившееся от деспотичного влияния государства и объединившее
отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше
время оно играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье
- сословность.
В результате развития общественных отношений изменились и взгляды ученых
о гражданском обществе. На рубеже XVI-XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г.
Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось
соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению,
форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых,
договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия,
несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть
формой гражданского правления». Макиавелли полагал наиболее подходящей формой
государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая
из которых призвана сдерживать и оберегать другие.
И. Кант характеризуя гражданское общество считал главными следующее:
а) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть
необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения
человеческого достоинства;
б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются
побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за
созданное.
Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл
Гегель. Он считал гражданское общество сферой действия частного интереса. Сюда
же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование,
законы ...Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В
гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без
соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».
Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал
более развитым аппаратам, чем гражданское общество.
Процесс становления и развития гражданского общества охватывает десятки
столетий. Зачатки гражданского общества появились еще в античном мире (Афины,
Рим), охватили такой «очаг» средневековья, как город Новгород, и проследовали
до развитых общественных систем Европы и Америки в наше время. Существование
гражданского общества зависит от степени развитости экономических и правовых
отношений, присутствия личной и экономической свободы людей , работы механизма
общественного контроля за государственно-властными структурами.
История XX века показала, что основные принципы гражданского общества -
свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее всех
других.
.2 Концепция
гражданского общества
Долгое время в политической науке понятия “гражданское общество” и
“государство” не различались, использовались как равнозначные. Однако, начиная
с середины XVII века, процессы дифференциации
различных сфер общества, освобождения их из-под государственной власти,
обособления независимого индивида с его правами и свободой потребовали
отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса.
С одной стороны процесс становления автономных от государства сфер
жизнедеятельности человека отразило понятие “гражданское общество”. А с другой
стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества,
согласовании и объединении стремлений индивидов и социальных групп выразило
понятие “государство”. Равновесие и взаимосвязь общественных, групповых и
индивидуальных процессов государство осуществляет посредством управленческих
функций.
Либеральная трактовка гражданского общества присутствовала во времена Т.
Гоббса и Дж. Локка. Понятие “гражданское общество” было введено ими для
отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от
природного к цивилизированному существованию. Так, Т. Гоббс считал возможным
достижение такого состояния при наличии государства. Он подчеркивал: “ Вне
государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость,
одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве - владычество
разума, безопасность, богатство, благопристойность, изысканность, знание и
благосклонность”.
Основоположник либерализма Дж. Локк впервые поставил личность выше
общества и государства, а свободу - выше других ценностей. Свобода для него
это, свобода от вмешательства извне, и прежде всего - со стороны государства.
Люди, по его мнению., заключают между собой общественный договор, т.е. создают
гражданское общество. Основой свободы индивида, гарантией его политической
самостоятельности, по Локку, является частная собственность.
Г. Гегель рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов,
удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой
гражданского общества он считал частную собственность. Однако не гражданское
общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой прогресса, а государство. Государство
защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость и реализует
всеобщность интересов. Гражданское общество и индивид подчинены государству,
так как именно государство объединяет отдельных индивидов и группы в общность ,
задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования всеобъемлющего
государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не
стремится гарантировать гражданам их права и свободы.
К. Маркс отрицая тезис Г. Гегеля о главенствующей роли государства по
отношению гражданскому обществу, рассматривал последнее фундаментом всего
человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов - решающим фактором
исторического развития.. К. Маркс считал государство инструментом политического
господства класса, обладающего средствами производства. Буржуазное государство,
реализуя волю экономически господствующего класса, препятствует свободному
развитию индивидов, поглощает или слишком сильно регулирует гражданское
общество. Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством, по
мнению К. Маркса, возможно путем создания нового типа общества -
коммунистического - без государства, в котором свободное развитие каждого
индивида является условием развития всего общества.
Социал-демократическая традиция основана на признании политики
сердцевиной гражданского общества. С помощью властных отношений политика
пронизывает общественную жизнь, формирует облик гражданского общества,
оказывает стабилизирующее воздействие на него. Государство должно, по мнению И.
Шумпетера, участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов В
связи с этим социал-демократы считали обязательным государственное
регулирование экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий
прожиточного минимума, страхования и т.п.
II. Структура гражданского общества и правового государства, их признаки
и взаимосвязь
Структура гражданского общества
) Политические партии.
) Общественно-политические организации и движения (экологические,
антивоенные, правозащитные и т. п.).
) Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей,
благотворительные фонды.
) Научные и культурные организации, спортивные общества.
) Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические
клубы.
) Независимые средства массовой информации.
) Церковь.
) Семья.
· наличие в обществе свободных владельцев и средств
производства;
· развитость и разветвленность демократии;
· правовая защищенность граждан;
· определенный уровень гражданской культуры.
Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:
1. равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
2. гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на
основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;
. экономическая независимость индивидов, основанная на праве
каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный
труд;
. гарантированная законом возможность граждан объединяться в
независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и
профессиональным признакам;
. свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
. создание необходимых материальных и прочих условий для развития
науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как
свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных
перед законом членов общества;
. свобода создания и деятельности средств массовой информации вне
рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
. существование механизма, стабилизирующего отношения между
государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение
безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов.
Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические
выборы народных представителей в различные органы власти, институты
самоуправления и т.д.
Правовое государство представляет собой такую форму организации
деятельности государственной власти, при которой само государство, все
социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом
отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи
государства, общества и индивида.
Признаки правового государства:
1) главенство права и закона во всех сферах жизни
общества;
2) равенство всех перед законом;
) разделение властей на три ветви;
) реальность прав и свобод человека, их
правовая и социальная защищенность.
) признание прав и свобод человека высшей
ценностью;
) политический и идеологический плюрализм;
) стабильность законности и правопорядка в
обществе.
Принципами функционирования правового государства
являются:
1) господство закона во всех сферах общественной
жизни, в том числе над органами власти;
2) признание и гарантирование прав и свобод
человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти
права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
) взаимная ответственность государства и
гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед
законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду,
ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
) разделение ветвей государственной власти.
Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
) разграничение полномочий между органами
власти различных уровней;
) контроль над осуществлением законов со
стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных
организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Такой механизм сложился в результате длительной эволюции государства и
гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство настолько
тесно взаимодействуют друг с другом, что данные понятия уже невозможно
разделить. Существует ряд документов, признанных мировым сообществом,
соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним
относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945г., Всеобщая
декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических
правах от 16 декабря 1966 г. и др. “Лишь сильное государство обеспечивает
свободу своим гражданам.” Ж.Ж. Руссо.
III. Гражданское общество в России
.1 История
становления
Россия вступила на путь строительства гражданского
общества значительно позже, чем Западная Европа и США. Зачатки гражданского
общества в России начали складываться во второй половине ХIХ столетия, в
результате реформ Александра II (отмена крепостного права, реформа местного
самоуправления, судебная, административная и другие реформы). Все это ускорило
необходимые процессы введения новшеств в русское общество. С развитием
буржуазных отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и
другие субъекты капиталистических отношений, что создало экономическую основу
гражданского общества. Многообразные образовательные, медицинские,
благотворительные и другие общественные организации получают новый толчок к
развитию, что соответственно стимулировало рост различных институтов общественной
самоорганизации, помогало стабилизировать русское общество. Значительным шагом
к гражданскому обществу явилось образование относительно самостоятельных от
государства выборных органов местного самоуправления. Органы самоуправления
ведали делами местного значения. Часть прав от ведомства государственного
управления перешла к органам самоуправления, которые стали важнейшим
структурным элементом гражданского общества. Судебная реформа 1864 г.
провозгласила такие принципы как равенство всех перед законом, разделение
судебной и административной властей, несменяемость судей, независимость
адвокатуры, гласность и состязательность процесса, создание суда присяжных.
Были введены новые либеральные судебные уставы. После реформ 60-х гг. XIX века
активизировался процесс становления среднего класса - социальной базы
гражданского общества. Однако все это можно рассматривать только как первые
шаги на пути к гражданскому обществу. После убийства царя-реформатора
Александра II новый император Александр III лишь способствовал торможению
процессов либерализации в общественной системе. Следующий период в развитии
институтов гражданского общества приходится на 1900-1914 гг. В эти годы
складывается многопартийная система в стране, при которой политические партии
являлись субъектами гражданского общества, так как существовали независимо от
государственной власти и стремились к реализации своих политических целей.
Первая русская революция 1905 г. заставила власть пойти на серьезные изменения
в государственном строе страны. Благодаря деятельности четырех Государственных
Дум (1906-1917 гг.), выборных законодательных учреждений и многопартийности,
Россия приобрела свой первый опыт парламентаризма. Первая мировая война
обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического
строя. Февральская революция 1917 г. дала мощный импульс развитию гражданского
общества. В результате в России начали развиваться демократические институты
свободы слова, собраний, организаций, вероисповедания. Возникла масса
политических и неполитических организаций. Огромный рост социальной активности
масс способствовал развитию институтов общественного самоуправления. Однако,
слабая государственная власть не смогла упорядочить этот процесс. Над страной
нависла угроза анархии. Октябрьский переворот 1917 г. в корне изменил ситуацию
в стране. Установилась жестокая централизация власти, применялись авторитарные
методы управления экономикой и общественной жизнью. Была ликвидирована частная
собственность - основа экономической самостоятельности граждан. Политические
институты и организации потеряли свое значение для гражданского общества, так
как они действовали под строгим политическим и идеологическим государственным
контролем. В стране сложился тоталитарный режим, который блокировал саму возможность
развития гражданского общества. При тоталитаризме нет места для гражданского
общества. Правящий класс составила партийная номенклатура. Остальное население
превратилось в зависимых работников. Произошло грандиозное уравнивание всех
членов общества перед в государственным аппаратом принуждения. Что касается
термина “гражданское общество”, то он был изгнан из советского
государственно-правового и политического лексикона. Такие организации, как
профсоюзы, комсомол, кооперация, творческие союзы, которые в других условиях
могли бы послужить базой для развития гражданского общества, в советский период
во многом лишались самостоятельности, входя в официальные структуры государства
. Термин “гражданское общество” вновь стал актуальным в 80-е гг. ХХ в. Начавшиеся
с 1985 г. преобразования в России ставили перед собой цель- формирование
предпосылок гражданского общества. Изменения институтов российского общества
серьезно сказалось на его социальной структуре. Изменились отношения
собственности и власти, появились новые социальные группы (“предпринимательская
структура” и др.), изменялись уровень и качество жизни каждой социальной
группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все это стимулировало
создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов
представителей различных групп и слоев общества. Перераспределение
собственности через приватизацию открыло возможности для формирования среднего
класса в России. Приватизация позволила частным лицам приобретать в
собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили
право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе
объекты промышленности, торговли, сферы услуг. После распада СССР в 1991 г. для
России начался новый позитивный период становления гражданского общества.
Современная Россия в конце XX столетия начала путь
модернизации общества, суть которой состоит в переходе страны от тоталитарного
к правовому государству, к гражданскому обществу. После огромного перерыва в
развитии гражданского общества в России (с октября 1917 г. по 1990-е гг.)
начался период бурных реформ во всех областях жизни страны. За несколько лет
реформирования в нашем государстве возникли многочисленные политические партии,
народные фронты, организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды,
движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились
во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической,
духовной и др. Реальными признаками существующего гражданского общества
являются выборность представителей власти, действительная прозрачность
расходования бюджетных средств, ослабление роли чиновников в управлении
страной, в том числе и передача их функций общественным организациям.
Но столь прозрачны ли расходы чиновников,
действительно ли мы можем повлиять на исход выборов в нашей стране? Я думаю,
многие жители россияне задаются этим вопросом в последнее время. Ярким примером
послужили прошедшие выборы президента России прошедшие 4 марта 2012 года…Еще
никогда Россию не охватывала такая бурная волна митингов и протестов,
бесконечных споров и дискуссий.
.2 Проблемы формирования гражданского общества в РФ
Важным фактором, препятствующим формированию
гражданского общества, являются это кризисные явления, к которым можно отнести
высокий уровень преступности, терроризм, обострение этнических конфликтов,
коммерцию. Волна терроризма, прокатившаяся по западному миру, вынуждает
политическую власть принимать решения, которые не соответствуют принципам
гражданского общества и правового государства. Это, например, и введение
тотальной слежки и контроля, ужесточение правил въезда во многие страны и
пограничного контроля, упрощение уголовного процесса, этнические притеснения.
Второй препятствующий объективный фактор - это исторический путь нашего
государства и общества. История России обнаруживает полное отсутствие
гражданских институтов, гражданской культуры и гражданских ценностей.
Российское государство на всех этапах своего существования стремилось подавить
любые проявления автономии личности и тем более общества. За многовековой
период не было создано ни одного социального института, на котором можно было
бы построить здание гражданского общества. Любые попытки власти (Петра I или
Александра II) смоделировать по европейскому образцу общественные и
политические учреждения заканчивались, как правило, неудачей. Гражданское
общество в Европе возникло произвольно. Оно являлось осознанной, желаемой целью
для большинства граждан европейских государств. За него боролись отстаивали его
идеалы. Для России гражданское общество - «импортный продукт». Его институты
создавались,«на пустом месте». Политические партии, общественные объединения,
свободная пресса и телевидение, свободные выборы, парламент, суды присяжных -
все это было создано в специфической социальной среде, которая не знала ранее
ничего подобного. Хотя в дореволюционной России, в условиях самодержавной
монархии был подобный опыт, правда, закончился он крахом государства. Этот
объективный фактор обусловливает культурно-цивилизационный раскол российского
общества, являясь самым серьезным препятствием на пути становления гражданского
общества. Огромное значение также имеет сознательное неприятие идеи
гражданского общества значительной частью российского общества. Гражданское
общество - это общество свободных людей, самостоятельных, ответственных.
Гражданское общество - это коллектив, основанный на союзе индивидуальностей,
ему присущи соревновательный дух и конкуренция. Но, в массовом сознании
российских граждан данные ценности проигрывают перед ценностями справедливости,
равенства коллективизма. Подобное непонимание и неприятие гражданского общества
проявляется не только среди простых граждан, но и у людей, принадлежащих к
политической, культурной и научной элите. Кроме всего прочего, в настоящее
время в России идет массовое обнищание населения в целом, и особенно тех
социальных слоев (средние слои, молодежь), которые должны быть наиболее
заинтересованы в развитии гражданского общества. Ситуация резко усложняется,
если вспомнить о слабой материальной базе культуры, образования, искусства,
всей духовной жизни в целом как важнейшей предпосылке развития гражданской
культуры и гражданского общества. Формирование и развитие институтов
гражданского общества предполагает наличие свободных, экономически независимых,
самостоятельных граждан. В российском обществе получила широкое распространение
коррупция. Криминализированное и коррумпированное государство - основное
препятствие для развития гражданского общества. В настоящее время население в своем
большинстве не доверяет ни одному из институтов власти (правительство,
президент, Совет Федерации, Государственная Дума, руководители регионов, суд,
милиция, прокуратура…
Автономия общества - важный элемент гражданского
общества, означающий самостоятельность и самодеятельность различных
общественных сфер и ассоциаций: экономики, т. е. производства в широком смысле,
профсоюзов, университетов, печати, науки, общественных объединений граждан,
церкви, религиозных объединений и т. д. Автономия различных сфер общества
подразумевает, что они могут самоорганизовываться в соответствующие ассоциации,
демократическая внутренняя жизнь которых имеет важное значение для гражданского
общества. Существующие ныне в российском обществе многочисленные
самостоятельные ассоциации, общества, организации, движения создают неплохие
предпосылки для дальнейшего развития гражданского общества. Однако опыт
развития трансформирующихся обществ, в том числе и России, свидетельствует о
том, что появление добровольных ассоциаций, направленных против господства
государства, нередко приводило к их соперничеству друг с другом за право
представлять народ, результатом чего было и “огосударствление”, т. е.
превращение в составную часть государственной власти (например, военизированные
отряды казачества). Бесспорен также и факт, что в борьбе за народную поддержку
значительное влияние приобретали движения, выступавшие с националистическими
лозунгами.
3.3
Государство - это я
Российские граждане все чаще и увереннее начинают
брать ответственность за решение проблем, которыми обязаны заниматься
государственные и муниципальные структуры. В разных регионах страны люди чинят
дороги вместо ремонтных служб, по очереди сидят с детьми, поскольку детсадов на
всех не хватает, или строят игровые площадки, на которые нет денег у городских
властей. Социологи отмечают, что в основном эти инициативы заканчивают свое
развитие на местном уровне, когда люди справляются с конкретными проблемами,
касающимися именно их. Дать выход своей активности в федеральном масштабе
удается не всем. Зачастую в этом виновато и государство, которое, сокращая свои
обязанности, не спешит помогать инициативным гражданам. Недавно жителям одного
из дворов Рязани пришлось самим заняться устройством детской площадки. По их
словам, администрация города отказалась оборудовать зону отдыха для детей,
пообещав лишь добавить 10% от необходимой суммы, если остальную часть соберут
родители. В итоге 45 семьям предстояло скинуться по две тысячи. «Это большая
сумма для обычной рязанской семьи, - объясняет «НИ» одна из активисток Вероника
Дмитриева. - У нас и мамашек-то столько нет, а часть обеспеченных родителей
вообще не захотела участвовать в этой затее - им проще водить детей в платный
комплекс, находящийся в нескольких остановках от нас». Тем не менее Веронике
все же удалось собрать с жителей по 100 рублей и заказать песочницу.
Огораживать территорию площадки от машин тоже пришлось фактически своими
силами. «Администрация привезла нам старые автомобильные
шины и лопаты, а вкапывать их в качестве ограды пришлось нам самим», - делится
с «НИ» ноу-хау рязанских чиновников г-жа Дмитриева. По словам эксперта
Общественной палаты (ОП) РФ Владимира Самошина, все больше подобных жалоб
поступает из разных уголков страны. «Изначально, когда менялись жилищные кодексы,
никто не объяснил гражданам, к чему ведет приватизация. А теперь все больше
функций государство с себя снимает и передает жителям, не подготовив при этом
сегмент рынка, - говорит г-н Самошин. - На нас ложились расходы сначала на
места общего пользования внутри дома, теперь на прилегающие территории. У нас
75% жилого фонда составляют «внесистемные» дома, где произошло смешение форм
собственности: владельцы, наниматели и арендаторы нежилых помещений. И
самостоятельно управлять таким домом эффективно невозможно». А жителям города
Бологое (Тверская область), обратившимся за одобрением проекта игровой
площадки, в администрации ответили, что все процедуры по оформлению
строительства лягут на плечи активистов, как и расходы на содержание комплекса.
Надежду на помощь государства следует оставить каждому, кто имеет свой угол,
убеждена руководитель «Школы активного горожанина» Татьяна Овчаренко. «Пока
муниципальные власти согласуют все стройки и найдут деньги, пройдет уйма
времени. Если это ваш двор, то и занимайтесь его облагораживанием», - говорит
эксперт. В большинстве случаев «самоорганизуются» люди не от хорошей жизни или
повышенной гражданской сознательности, говорят социологи. Зачастую их
активность становится вынужденной мерой. «Вечная дилемма, где границы компетенции
государства и органов местного самоуправления, а где - общественной инициативы.
В первую очередь активности способствует желание решить индивидуальные проблемы
или отстоять собственные права. «Как правило, они замыкаются на решении
вопросов местного значения, - рассказывает социолог. - Например, мамы, которые
по очереди сидят с детьми друг друга, решают личную проблему нехватки времени,
а не проблему детских садов». Подстегнуть людей к добровольным объединениям,
нацеленным на оказание помощи, может и какая-то масштабная проблема в размерах
всей страны. По словам главы комиссии по развитию гражданского общества ОП РФ
Иосифа Дискин, в чрезвычайных ситуациях в обществе всегда возникают зоны
кристаллизации, которые сразу реагируют на проблему. «Ярким примером стали
прошлым летом добровольные пожарные, - напоминает «НИ» эксперт. - Успех их
деятельности заставил государство присмотреться к идее и вывести ее на новый
уровень». Разработанный в правительстве законопроект о добровольных пожарных
дружинах, конечно, переделывали, замечает г-н Дискин, но довести его до ума при
помощи общественности все-таки удалось. Эксперты отмечают, что это редкий
случай, когда инициатива с мест привела к развитию на федеральном уровне и
заключению партнерских отношений между активными гражданами и государством. Еще
реже встречаются ситуации, когда люди могут быть активными участниками событий,
а не работать исключительно «информаторами». Такие отношения в основном
складываются с силовыми структурами, которым передаются сведения о нарушениях
закона. Например, сегодня активно создаются дружины волонтеров, которые
отслеживают в Интернете появление противоправного контента: детской
порнографии, точек продажи наркотиков. «У инициативных групп граждан нет
никаких полномочий, чтобы напрямую бороться с преступлениями в Сети, поэтому
они обращаются в правоохранительные органы, которые и проводят проверки. Больше
всего сообщений касается сексуальной эксплуатации детей», - говорит координатор
Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев. По той же схеме
работают и люди, которые «стучат» на подпольные казино или соседских торговцев
наркотиками. Если работу граждан с информацией сотрудники полиции поощряют, то
активные действия провоцируют скорее раздражение. Этой зимой нарекания правоохранителей
вызвали группы жителей Северо-Восточного округа Москвы, патрулировавшие улицы в
районе Ярославского шоссе в поисках маньяка, на чьем счету было пять жертв. Как
объясняла один из организаторов дружины Мария Маханькова, отсутствие повышенного
числа нарядов милиции в такой ситуации заставило их заняться собственной
безопасностью. В окружном УВД говорили, что серьезной помощи от добровольцев не
ощутили, а нагнанная паника мешала оперативно-разыскным мероприятиям. Наиболее
лояльно к деятельности добровольцев государство относится, если само же
инициировало их создание. Социологи отмечают, что такие случаи редки. Например,
ФСБ открывает курсы, на которых обучают энтузиастов, как стоять на страже
государственной границы. Получив специальный жетон, дружинники будут в первую
очередь бороться с иностранными браконьерами, что особенно актуально на Дальнем
Востоке. Правда, действовать придется под присмотром бывалых пограничников, в
свободное от работы время и без оружия. Но эксперты убеждены: только время
покажет, насколько успешным окажется этот проект. «Наиболее эффективным
является объединение, где организационным ядром становятся друзья, а
единомышленники ищутся в социальных сетях», - говорит социолог «Левада-Центра»
Денис Волков, который сомневается, что ФСБ найдет достаточно бескорыстных
энтузиастов для внештатной работы. В целом отношение государства к инициативным
гражданам эксперты оценивают как неоднозначное. «В большинстве случаев к
общественным объединениям относятся как к «пятой колонне», и помощь заключается
в лучшем случае в непрепятствии их деятельности, и лишь иногда чиновники
поощряют активистов», - рассуждает г-н Волков. На взгляд Ирины Мерсияновой,
многое зависит от конкретных чиновников на местах, которые общаются с
активистами. «Нельзя сказать, что везде инициативы душатся на корню, но
проблемы, конечно, возникают», - замечает г-жа Мерсиянова. Часто из-за
скептического отношения бюрократов инициативы «снизу» не получают развития
«наверху»: не выделяются места или деньги. Когда зарегистрированные
некоммерческие организации станут повсеместной практикой, тогда на них можно
будет переложить часть функций государства, - уверена г-жа Мерсиянова. - Но
сильных НКО, которые способны влиять на ту или иную ситуацию, в стране мало».
Спрогнозировать, что поможет появлению таких сильных объединений, эксперты не
берутся, учитывая, что больше половины россиян предпочитает оказывать помощь в
одиночку. По словам политолога Алексея Макаркина, отчасти таким примером стал
проект «Роспил» блоггера и юриста Алексея Навального. «С точки зрения граждан
работа ФАС или Счетной палаты, которые должны контролировать расход бюджетных
средств, неэффективна, как и политика государства по борьбе с коррупцией.
Навальный же в одиночку показывает реальныерезультаты в деле экономии
государственных средств, частично выполняя функции названных ведомств», -
объясняет г-н Макаркин.
Заключение
Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов и
потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в обществе
людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему.
Разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со
стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для
того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и было создано гражданское
общество и государство с их важнейшими институтами. Их целью является
достижение баланса между различными интересами, но, как показывает исторический
опыт, это остается недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в
конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.
Что же касается нашей страны, дефицит гражданского
общества наблюдался в России на протяжении веков, особенно в советское время. И
только после распада СССР и принятия новой Конституции Российской Федерации
стали снова говорить о гражданском обществе. Гражданское общество является
самой основной системной демократической структурой, отсутствие или крайняя
слабость которой считается нетерпимым для страны, выстраивающей демократические
порядки. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм
социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных
органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Реальная
свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не
государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а
общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Гражданское общество
это то, до чего «не доходят руки» государства. Гражданское общество неразрывно
связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское
общество представляет собой многообразие не опосредованных государством
взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и
демократической правовой государственности. Гражданское общество формируется
как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства
в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и
готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Библиографический
список
1)Л.А. Морозова учебник Теория
государства и права 4-е издание
3) М. Фридман. Гражданское общество - далекое и близкое.
4)Сайт NewReferat. URL: http://www.newreferat.com/ref-6600-1
5) Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы
российского права. Учебник 1997.
6) Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под
ред. О.Е. Кутафина. 1996.
7)Общая теория права и государства.
Учебник / Под ред. В.В. Лазарева 1994
) Сайт:
Культурознание URL:
http://kulturoznanie.ru/politology/pravovoe-gosudarstvo-i-grazhdanskoe-obshhestvo
) Статья из ежедневной общероссийской
газеты «Новые известия» от 24.03.11
) Сайт
http://rosnarod.ru/main/grazhdanskoe-obschestvo/v-rosi/problemy