Государство и гражданское общество

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,5 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство и гражданское общество

Оглавление

Введение

1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества

. Структура, признаки гражданского общества

. Гражданское общество и государство: противостояние или партнерство

4. Формирование гражданского общества в современной России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

С древнейших времен величайших мыслителей интересовали вопросы феномена государства, функционирования и его властных органов, взаимоотношения государства и общества с целью установления наиболее эффективной модели государства для всеобщего благоденствия его народа.

В настоящее время в обществе наметилась тенденция к все более высокому уровню демократизации его жизнедеятельности. В поле этой тенденции очень важно развитие такого социального института, как гражданское общество и правовое государство.

Исходя из общей науки о государстве можно предположить, что эти вопросы (вопросы функционирования государства и гражданского общества) тесно взаимосвязаны между собой. Именно благодаря повышению своей правовой культуры человек наиболее полно осознает свой правовой статус как личности, что способствует его стремлению к наибольшему развитию гражданского общества.

Проблема гражданского общества является центральной (как показало время) в процессе развития государства. Именно гражданское общество обеспечивает наиболее высокий уровень правовой культуры человека, который становится легко переносимым позитивные явления в обществе, что не позволяет обществу застаиваться в своем развитии, ибо такой застой чреват наступлением какого-либо политического режима, не способствующего развитию человеческого общества как в отдельно взятой стране, так и в мировом сообществе.

Итак, темой настоящей курсовой работы является "Государство и гражданское общество".

Целью работы является подробное изучение обозначенной тематики. Задачами курсовой работы являются:

1)анализ взаимосвязи государства, права и гражданского общества;

2)характеристика структуры, признаков гражданское общество;

)анализ формирования гражданского общества в России.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Для написания данной работы использовалось большое количество научной и учебной литературы, в том числе труды следующих авторов: Енгибаряна Р.В., Коркунова Н. М., Н.И. Матузова, Перевалова В. Д., Хропанюк В. Н., и др.

1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки.

Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и т. п. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.

Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить "без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества".

Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.

В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

Понятие "гражданское общество" человечеству известно давно. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Процитируем некоторые из них.

Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы(в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество-это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

По-настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие "гражданское общество" представлено по-разному.

При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

. Законообеспеченность населения, т. е. функционирование правового государства.

. Структура, признаки гражданского общества

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом.

Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения. Они составляют как бы первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т. д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют уже второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т. д.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентации, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они ни занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы считаются формой проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Это сфера социальных отношений, существующих вне, помимо, а нередко и в противовес более строгим правилам, устанавливаемым государством в различных сферах.

Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому естественно, что сущность и качество общества зависят от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной и личной свободы каждого человека.

Основными признаками гражданского общества являются:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

самоуправляемость;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

всеобщая информированность и, прежде всего, реальное осуществление права человека на информацию;

жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации.

В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т. е. создания системы строгого подчинения "младших старшим", существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу.

Это позволяет сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу. В то же время некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества. В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей.

Добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, так как большинство из нас хотят в основном одного и того же, "но для себя и добиваются желаемого по-своему". Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида. В частности, речь идет о праве на жизнь; личную неприкосновенность; свободное выражение своих мыслей; частную собственность; свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что общество специально не создается. Оно возникает на определенном основании, но, в свою очередь, нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно добавить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующие:

возникновение гражданского общества на определенных основаниях не исключает и того, что некоторые институты гражданского общества создаются в его интересах в целом и государственной рационализации;

недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

гражданский общество законообеспеченность россия

3. Гражданское общество и государство: противостояние или партнерство?

Вопрос о сильном государстве и эффективной государственности правомерен только в связи с личностью, с ее деятельностью. Активная личность так же необходима сильному государству, как и любому гражданину - сильное, дееспособное государство. Данное обстоятельство имеет основополагающее значение, поскольку от активности или пассивности личности зависит функционирование общества, государства, работа всех звеньев общественно-государственной системы, а в более широком плане - ускоренное или замедленное развитие всего общества.

В то же время развитие, совершенствование демократии, правового государства - один из путей формирования гражданского общества, которое характеризуется прежде всего именно свободой договорных отношений во всех сферах общественной жизни. Любая отрасль права предоставляет гражданам расширяющееся пространство, в пределах которого они могут действовать свободно: голосовать, состоять в партии или общественной организации, располагать свободой мысли и слова, иметь собственность, в том числе интеллектуальную, и т.п. Конкретно, детально отношения в пределах этого пространства право практически не регулирует. Оно лишь устанавливает некоторые общие и формальные "правила игры": процедура функционирования парламента, других учреждений, порядок выдвижения кандидатов и голосования, государственная регистрация юридических лиц и т.п., тем самым упорядочивая отношения в системе "государство - правовая жизнь личности".

Проблема взаимодействия государства и личности - это проблема общества, его устройства, конструкции. Общество есть естественная "форма существования биологического вида homo sapiens". Сразу же отметим, что общество - это также и сфера, форма существования государства. Речь не идет о том, что государство растворено в обществе. Суть вопроса в том, что общества, абсолютно отделенного от государства, не существует. Реальное общество всегда в той или иной мере регулируется государством посредством права. Выполнение общественных дел явилось одним из важнейших факторов возникновения государства, а вместе с ним и права. Основы существующего в стране общественного строя закрепляются конституциями - важнейшими государственными актами.

Писать об этом необходимо в связи с многочисленными теориями гражданского общества, самыми различными подходами к пониманию этого феномена. Гражданское общество рассматривается как некая негосударственная общественная реальность, противостоящая государству, своеобразное "общество в обществе", общество с государством и общество без государства, объединенные, как говорится, "два в одном", сфера, находящаяся вне непосредственной деятельности государства, "общество, способное защищать свои интересы вне и помимо государства", и т.д. и т.п.

Бесспорно, между государством (публичным интересом) и личностью (частным интересом) есть определенное противоречие. Если для государства, как верно подчеркивает В.А. Бачинин, первостепенное значение имеет фактор дисциплинарной упорядоченности социальных структур, то для отдельной личности важно располагать возможностями, позволяющими ей реализовывать свою потребность в свободе. Данное противоречие разрешается установлением, признанием в качестве главной заботы государства обеспечения широкого спектра прав и свобод личности. Иначе говоря, указанное противоречие "снимается", "нейтрализуется" приданием государству правового характера.

Что же с гражданским обществом в его наиболее распространенном "противогосударственном" понимании? Это нереальная, вредная конструкция. Если такого рода идеи воплотятся на практике, то в России не будет ни сильного государства, ни динамично развивающегося общества. А будет бессильное государство и ненавидящие его граждане, которые в своих высказываниях будут говорить не гордое "мое Отечество", "мое государство", а употреблять уничижительные выражения типа "эта страна".

Думается, ошибочно мнение о том, что только в отдалении, обособлении от государства реализуются идеи свободы, принципы законности, коренные интересы граждан. Индивид как эмансипированное, частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели, обладающее неотчуждаемыми правами и сознающее самоценность собственной личности, есть элемент либеральной доктрины и вытекающей из нее идеи демократического правового социального государства. Принцип взаимной ответственности государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина - один из основных принципов правового государства.

Замечательно, на наш взгляд, по этому поводу высказался С.Л. Франк в одной из своих работ: "Всякая обязанность человека есть обязанность перед Богом, обязанность служить правде. Общество или государство может требовать от человека того, и только того, что необходимо для того, чтобы оно само могло исполнять свою обязанность служения правде. Не "воля народа", в которой нет ничего священного и которая может быть так же глупа и так же преступна, как воля отдельного человека, а только воля Божия есть истинный и единственный источник суверенитета... Где "мы" и "я" стремится утвердить свою собственную власть, свое самодовлеющее бытие, они находятся в безвыходной коллизии между собой, но где каждое из них есть лишь путь и форма служения правде, борьба заменяется мирным сотрудничеством".

Гражданское общество является обязательным атрибутом, главным партнером конституционного государства. Его функционирование, создание условий для этого - главная цель и смысл существования того порядка, который мы называем конституционным строем. Именно государственный конституционный строй является первоочередным объектом юридического оформления демократической государственности. "Конституционный строй - это органичная социально-правовая система, основанная на юридическом закреплении, воплощении и развитии в социальной практике и отражении в правосознании целостной совокупности незыблемых основополагающих принципов, предопределяющих стабильные, справедливые, гуманные и правовые отношения между человеком, гражданским обществом и государством при подчинении всех отношений в системе безусловным нравственным велениям и конституционным требованиям. Базовые ценности, на которые ориентируется общественное развитие, основные принципы, выступающие в качестве руководящих начал более конкретных элементов, политико-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определенное юридическое значение образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что в итоге придает всей системе правовую значимость. Иными словами, не личность существует ради интересов государства, а, наоборот, государство должно работать в интересах личности, общества.

Очень часто гражданское общество определяется как совокупность различных социальных отношений. В этом ключе выдержаны следующие типичные интерпретации:

"...общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и общения, как "царство" или "совокупность" экономических, производственных отношений, соответствующих производительным силам и образующих базис государства и всей остальной надстройки" (В. Зотов);

"это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между самими индивидами, не опосредованными государством" (И.И. Кравченко);

общество с множеством разделительных граней; совокупность разнообразных (этнических, религиозных, профессиональных и локальных) групп, ассоциаций, образующих ряд защитных структур между индивидом и государством (И. Шапиро);

"это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов и через которые выражаются и реализуются частные интересы и потребности - индивидуальные и коллективные" (К.С. Гаджиев) и др.

Приведенные определения, как видим, трактуют гражданское общество как совокупность отношений. Думается, что это не совсем верно. Более точную трактовку следует выводить из следующего определения общества в целом.

Общество - это целостный социальный организм, состоящий из совокупности социальных субъектов (индивидуальных и коллективных), расположенных на определенной территории, ведущих общую экономическую жизнь, опирающихся на единую культуру, имеющих общепризнанный язык или языки общения, осознающих, понимающих свою принадлежность к единой общности, включенных и сознательно выполняющих общепризнанные социальные роли, признающих регулирующую роль сложившихся социальных институтов, связанных друг с другом всем комплексом социальных отношений, в которые они вступают для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.

Итак, общество (в целом, общество вообще) - это совокупность живущих, действующих социальных субъектов. Индивидуальные субъекты - люди, личности. Коллективные субъекты - различные социальные группы и институты. При таком подходе не "теряется" личность. Ведь именно личность первична, а межличностные и все иные отношения - вторичны, производны. Совокупность отношений (контактов, социальных связей, взаимозависимостей) - это не социум, а жизнь социума, общественная жизнь (правовая, политическая, экономическая и т.д.).

Значительное число авторов в своих определениях гражданского общества особо подчеркивают спонтанность возникновения отношений в его рамках между субъектами. Видимо, тем самым подчеркивается активный характер этих отношений, их инициативность. При этом социальная активность определяется как "свойство социального субъекта, проявляемое посредством самодеятельности, то есть деятельности, не навязанной извне...", "деятельность свободная, не диктуемая какими-либо государственными или общественными структурами".

Трудно согласиться с тем, что гражданское общество есть сфера таких отношений, что деятельность личности по исполнению властных велений государства, правовых регламентаций не есть социальная активность и не вписывается в систему отношений, характерных для гражданского общества, что социально активной не может быть признана деятельность граждан, осуществляемая под влиянием общественных структур, в качестве членов таких организаций.

Самодеятельная, свободно, спонтанно действующая личность - это, бесспорно, личность активная, но данная категория субъектов общественных отношений далеко не исчерпывает всех людей, которых можно и нужно считать социально активными. Поэтому приведенные выше определения социальной активности вряд ли можно признать достаточными. При таком подходе мы должны будем исключить из числа активных личностей абсолютно всех людей, осознанно строящих свою деятельность на основе подчинения действующему законодательству, руководствующихся другими социальными нормами. Надо ли понуждать, убеждать их действовать иначе? Конечно, нет. Это не только не нужно, нецелесообразно, но и вредно для нормального, эффективного функционирования общества, упрочения правовой государственности, одним из важнейших элементов которой является гражданское общество.

Исходя из вышеизложенных позиций, может быть принято следующее определение.

Гражданское общество - это сфера свободной, автономной, а также стимулированной правом активности граждан и созданных ими организаций, которые в этой сфере имеют реальную возможность и способны выступать в качестве самостоятельных субъектов, преследующих позитивные цели, огражденная необходимыми законами от прямого, необоснованного вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны органов государственной власти. Эта сфера есть воплощение свободы, ее опора.

Потребности гражданского общества происходят от развития неотчуждаемых прав человека, его свобод как личности и гражданина. Преломляясь в структурах государственной власти, эти потребности трансформируются в законы, которые и осуществляют приоритет личности над государством, что является сутью демократического государства. Диалектика отношений государства и гражданского общества: не государством обусловливается и определяется общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство.

В научной литературе по теории гражданского общества раскрывается его динамическая сторона, оно предстает как движение, процесс, характеризующийся: а) освобождением человека от сословной регламентации его частной жизни, трудовой деятельности; б) прекращением воспроизводства властных структур на основе сословного принципа; в) приходом к власти людей, ориентированных на экономическую и политическую свободу, а также повышение образовательного уровня общества; г) установлением вместо господства идеологии господства общественного мнения через разнообразные формы гласности и средства массовой информации. Гражданскому обществу присуща только демократическая форма существования. Между демократическим устройством власти и гражданским обществом существует зависимость: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство, и наоборот - чем менее развито гражданское общество, тем более вероятны авторитарные и тоталитарные режимы.

Гражданское общество характеризуют следующие устойчивые признаки:

. Наличие механизмов саморегулирования и ограничения государственной власти, вырабатываемых при развитии таких отношений между добровольными ассоциациями и организациями граждан, которые не нуждаются в детальной государственной регламентации; уже само наличие гражданского общества ограничивает государственную власть, но непосредственно такое ограничение осуществляется правовыми институтами гражданского общества:

частным (гражданским) правом, регулирующим отношения между формально равными субъектами, где позитивная социальная активность регламентируется преимущественно договором и наиболее явственно действует аксиома господства права;

фундаментальными неотъемлемыми правами человека, которые непосредственно действуют в обществе и обязательны для всех субъектов не только юридически, но и этически; отношения, основанные на всеобщем характере прав человека, дают наилучшую возможность всесторонней реализации активных действий, выступают наиболее прочной основой свободы;

независимым и сильным правосудием, способным и вести жесткую борьбу с негативной активностью граждан, и бескомпромиссно противостоять законодательной и исполнительной власти; сфера правосудия - это та часть правовой жизни, где наиболее близко соприкасаются, даже сливаются, гражданское общество и государство; в условиях господства права правосудие является единственным институтом, обладающим правомочием на разрешение конфликтов, оно выступает в качестве посредника между индивидом, обладающим "правом на принуждение" в отношении государства, и государственной властью, обладающей монопольным правом на применение принудительной силы в отношении граждан.

Выходит, что правосудие в процессе продолжающегося реформирования, оставаясь государственным институтом, все более должно сближаться с гражданским обществом, перестать быть "слугой" государства (на деле - чиновничьего аппарата), служить обществу; эффективное правосудие в равной мере выступает и как институт государства, и как элемент гражданского общества.

. Важнейшим фактором построения и функционирования гражданского общества является сам человек как активный правовой субъект, то есть автономная и ответственная личность. Именно личность, осуществляющая свое право на самореализацию, выступает основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства.

. Правовой характер гражданского общества исключает доминирование как гражданского общества над государством, так и государства над обществом и предполагает их "равновесие", "равновеличие". Только в связке с гражданским обществом государство может стать в истинном смысле правовым, обрести подлинную силу и построить цивилизованное общество, в котором спонтанное и рациональное начала, свобода и порядок уравновешены, подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а, наоборот, способствует проявлению самостоятельности и независимости человека, развитию его индивидуальности.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество в процессе своего функционирования проявляет себя как бы в двух взаимосвязанных ипостасях: с одной стороны, оно функционирует как система, управляемая государством посредством и в рамках права; с другой - как саморегулирующаяся, автономная система, гражданское общество. Конституционное государство является управляющей системой, признающей свою зависимость от гражданского общества и направляющей работу своего механизма на удовлетворение потребностей, реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

. Формирование гражданского общества в современной России

Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Об этом предупреждают ученые и свидетельствует опыт государственного строительства. Россия стала на путь построения гражданского общества. Особенностью нашей российской действительности является то, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы нового демократического государства. Однако этот процесс проходит не всегда гладко.

Несмотря на начавшиеся в 1985 г. преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Особенно "проблемной" является экономическая сфера общественных отношений. Перераспределение собственности через приватизацию по объективным и субъективным причинам не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем перестала быть государственной. Перейдя в руки новых собственников, она по-прежнему используется не очень эффективно и далеко не всегда в интересах государства и общества.

Экономическая политика государства пока недостаточно последовательно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. Имевшие место обесценивание денежных вкладов; достаточно высокий уровень инфляции; сильный налоговый пресс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю - не позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей. Прежде всего это устойчивые стереотипы и система ценностей, сформированные предыдущим государственным режимом. Они отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения продолжают вызывать психологический дискомфорт такие фундаментальные, ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Вследствие известных ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации. Мы являемся не только свидетелями, но и участниками процесса, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, до недавнего времени не стоявшие перед нашим обществом. Изменение материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в забастовках, стачках, пикетах, голодовках.

Осложняет процесс индивидуализации личности и то обстоятельство, что создание рыночных отношений одновременно с переходом от тоталитаризма к демократии совпали с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификации на основе отношений собственности. Совпадение этих тенденций, особенно на начальном этапе, делали процесс формирования гражданского общества неустойчивым и даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это в определенной степени снижает возможности оптимального управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и других общественных отношений.

Наиболее негативным последствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно, в первую очередь, усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

В целях более эффективного осуществления демократических преобразований в России и быстрейшего построения основ гражданского общества еще 26 мая 1994 г. состоялось рабочее совещание по государственной поддержке института гражданского общества. Принятый на нем итоговый документ носил программный характер. Участники совещания отметили, что становление в России гражданского общества является основой и гарантией необратимости демократических преобразований. Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека.

Законы, призванные придать формированию в стране гражданского общества цивилизованный характер, должны отвечать некоторой совокупности необходимых принципов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной демократической теорией и практикой. К их числу относятся:

. Обеспечение прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами.

. Обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций.

. Обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам.

. Правовая защищенность гражданского общества и его структур.

. Ответственность государства перед гражданином; осознанное самоограничение власти.

Правовая база гражданского общества должна представлять собой систему содержательно взаимосвязанных блоков законодательства, отражающего федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государства в экономической, социальной сферах и создающего правовые основы деятельности институтов гражданского общества.

Фундаментом гражданского общества в экономической сфере призван стать новый Гражданский кодекс Российской Федерации, предоставляющий возможность по:

формированию цивилизованного российского рынка;

закреплению автономии и независимости личности в экономике;

обеспечению признания и защиты частной собственности наравне с другими видами собственности;

свободе договора как основы экономической активности всех слоев гражданского общества.

Указанное выше совещание отметило, что основы отношений между обществом и государством должны строиться на правовой основе, соответствующей нормам международного права. Было подчеркнуто, что этому может способствовать принятие ряда следующих федеральных законов: "Об общих принципах организации государственной власти в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления", "О праве граждан на информацию", "О регулировании лоббистской деятельности в Федеральном Собрании" и др.

Блок законов о формах непосредственного волеизъявления граждан включает следующие правовые акты:

об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации;

о выборах Президента Российской Федерации;

о выборах в Государственную Думу;

о формировании Совета Федерации;

о референдуме.

Нормы законов, входящих в этот блок, в дальнейшем могли бы составить единый Избирательный кодекс.

В блок законов, обеспечивающих деятельность структур гражданского общества, входят законы:

о праве граждан на объединение;

о политических партиях;

о профсоюзах;

о публичных мероприятиях;

о религиозных объединениях;

о благотворительной деятельности.

Трудно представить себе нормальное развитие гражданского общества без завершения судебной реформы, создания подлинно независимого, ответственного и квалифицированного суда, а также без федеральных законов "Об адвокатуре" и "Об Уполномоченном по правам человека".

В эпоху средневековья засилье инквизиции присутствовало во всех сферах общественной жизни. Не стало исключением и правосудие. Судебный, а если быть более точным, инквизиционный процесс был тайным, с использованием признательных доказательств, получаемых при помощи физических пыток.

Необходимо отметить, что в этот период времени помимо государственных, т. е. светских, действовали и церковные суды. В России они появились сразу после крещения Руси при великом князе Владимире I. По его указу светские суды занимались рассмотрением уголовных дел, а церковные - преступлениями священнослужителей против веры. Они не были самостоятельным институтом, а входили в систему духовных консисторий. Под их юрисдикцию подпадали дела, касающиеся богохульства, блуда, суеверия и брака. Виновных в качестве наказания подвергали штрафу, который шел в пользу церкви. Начиная с ХVII в. церковные суды стали рассматривать и дела, касающиеся тяжб о разделе наследства, оставленного без завещания; споров между супругами о приданом и др. Прежде всего это свидетельствует о высоком авторитете церкви (и остальных религиозных концессий) в царской России, а также о стремлении государства развивать у граждан высокие нравственные поведенческие начала.

В синодальный период церковным судопроизводством занималась специальная консистория, но окончательное решение принималось правящим архиереем и Священным синодом. В начале ХХ века на поместных соборах 1905 и 1917 гг. был разработан Устав церковного судопроизводства, который по понятным причинам не успели принять. Только в 2000 г. на Архиерейском соборе были внесены поправки в действующий церковный устав, где появилась глава о церковных судах. На очередном Архиерейском соборе, состоявшемся в октябре 2004 г., было рассмотрено и принято Положение о церковном суде. Предметом церковного судопроизводства являются исключительно канонические вопросы жизни Русской православной церкви.

В настоящее время полностью завершена ревизия бывшего законодательства СССР, а также многих законодательных актов, принятых на начальном этапе формирования Российской Федерации. Подавляющее большинство перечисленных нормативных актов уже приняты. Идет не всегда простой процесс их реализации в нашу повседневную действительность во всех сферах общественной жизни.

Одним из важнейших принципов гражданского общества признается гласный контроль не только над расходованием государством средств налогоплательщиков (своего рода аудит государства), но и контроль в политике, финансах, законности действий спецслужб, соблюдении прав человека и т. д. Это позволит на практике реализовать следующую схему: государство для человека, а не человек для государства.

Государство по мере развития гражданских институтов должно постепенно частично снимать с себя не свойственные ему функции. Оно должно реализовывать, либо поддерживать информационные, просветительские и образовательные проекты, позволяющие гражданам полноценно использовать возможности институтов гражданского общества в защите своих прав, в отстаивании и выражении своих интересов.

Важная роль в формировании институтов гражданского общества в современной России должно принадлежать партийной системе. Для этого государство должно предпринять (и это уже делается) ряд организационно-правовых мер по созданию действенной, играющей заметную роль в общественной жизни, многопартийной системы. В государствах с устоявшимися демократическими институтами, как правило, по настоящему авторитетными и массовыми являются не более 3-5 политических партий (во второй половине 90-х годов ХХ столетия численность политических партий и общественных движений в России доходила почти до 200). Попытка привлечения граждан к активному участию в жизни общества через партийный механизм является достаточно интересной и перспективной. Следует признать, что пока продуманного, логически завершенного механизма взаимодействия между обществом, государством и значительной частью населения, вовлеченной в общественную жизнь, в современной России пока не существует.

Неполная реализация гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и свобод в определенной степени обусловлена объективной ограниченностью возможностей государства. Социально-экономическая ситуация в стране пока характеризуется тем, что значительная часть населения живет за чертой бедности. Сохраняется огромный разрыв в уровнях доходов между богатыми и бедными. Это представляет реальную угрозу формированию и укреплению демократических институтов общества.

Не приобрела устойчивой стабильности федеративная структура Российского государства. Сохраняются проблемы, связанные с реальной разницей в статусе субъектов Федерации - национальных республик и чисто административных единиц (краев, областей) Сохраняется опасность "местничества", появления неприемлемых "региональных особенностей". В начале третьего тысячелетия еще только в 29 субъектах Российской Федерации действовали уполномоченные по правам человека.

Одним из препятствий на пути к созданию в условиях Российского государства гражданского общества является высокий уровень коррупции и преступности, сопровождаемый тиражированием средствами массовой информации моды на преступный образ жизни, придавая ее представителям романтический ореол по своему справедливых бунтарей. Широкое распространение коррупции негативно сказывается на принятии населением ценностей демократии как системы управления обществом.

Другим препятствием создания гражданского общества следует считать просто патологический расцвет моды на официальное признание сверх прав всякого рода меньшинств: сексуальных, этнических, сверхбогатых с их причудами, владельцев бойцовых собак и т. д.

Деятельность по созданию благоприятных условий для развития гражданского общества в России должна осуществляться всеми субъектами Федерации, на любом уровне власти. Только при успешном решении всего комплекса перечисленных выше задач, возможно поступательное движение и, в конечном счете, построение гражданского общества в России. Обязательным условием этого процесса должно стать восприятие гражданами идей и действий государства. Пока в России отсутствует всесторонне разработанная единая концепция защиты прав и свобод человека, которая разделялась бы и поддерживалась всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации и обществом в целом.

Степень развитости институтов гражданского общества определяется и уровнем правовой культуры населения, его готовностью соблюдать принцип законности во всех сферах общественной жизни.

Заключение

Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства - теологическую, патриархальную, теорию общественного договора, теорию насилия, психологическую, историко-материалистическую и др.

Вместе с учениями о происхождении государства ученых и философов интересовала и совершенная модель государства с целью наиболее эффективного его функционирования и соответствия потребностям развивающегося общества.

Под гражданским обществом стали понимать ту сферу общественных отношений, которые должны находиться в определенной независимости от государства (имущественные, рыночные, семейные, религиозные, нравственные).

В современной учебной литературе в значительной степени сохраняется трактовка гражданского общества, согласно которой частная собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества.

Широко распространено мнение, что общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом, что только "переход от средневековья к новому времени - периоду формирования буржуазного общества - заложил предпосылки для формирования гражданского общества... Граждане, в отличие от подданных, являлись равноправными субъектами, реализовывали свои интересы в условиях действия права…Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих в рамках закона самостоятельно. Это - предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

Обобщая высказанные в литературе суждения, можно определить современное гражданское общество как совокупность внегосударственных общественных отношений (экономических, социально-культурных, нравственных, корпоративных, семейных, религиозных и др.), образующих особую сферу реализации законных интересов отдельных лиц и их объединений, предполагающих осуществление естественных прав человека и гражданина и обеспечивающих свободу всех форм творческой деятельности личности.

Анализируя учения и философские взгляды на государство и гражданское общество можно подойти к тому убеждения, что только правовое государство реально может предоставить полноценные возможности для развития гражданского общества и, в то же время, только гражданское общество позволяет правовому государству функционировать и развиваться с максимальной эффективностью. Это единство выражается прежде всего в совпадении многих целей и задач - все социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, нормальная и эффективная работа современного государственного механизма, все организации политической власти общества невозможна без развитого гражданского общества как своеобразного посредника, важного звена между личностью и государством. Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений.

Список использованной литературы

I.Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 30.12.2008) //Российская газета, -1993.- № 237.

2.Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

II.Учебная литература, пособия

1.Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления. М., 1998. - 210 с.

2.Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. Под ред. В.А. Козбаненко. - М.: Статут, 2006. - 388 с.

.Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. - 247 с.

.Кожевников С.Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности: Дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2001. - 74 с.

.Коркунов Н. М. Лекции по общей тории права. Хрестоматия: в 2 т. Т. 1 Государство. - М.: "Издательский дом "Городец", 2004. - 341 с.

.Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 239 с.

.Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС, 2007. - 342 с.

.Теория государства и права: Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 258 с.

.Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2008. - 164 с.

.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, содержание, проблемы становления (некоторые вопросы концепции): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 54 с.

.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М., 2003. - 296 с.

III.Периодические издания, публикации

1.Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. - 2011. - № 5. - С. 14-16.

2.Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. - 2007. - № 11. - С. 23-24.

3.Ошеверова Л. Они не уходят с баррикад // Известия. - 2002. - 30 августа. - С. 17-19.

4.Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 2. - С. 140-157.

5.Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал Российского права. - 2004. - № 11. - С. 18-21.

6.Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. - 2009. - № 2. - С. 10-11.

Похожие работы на - Государство и гражданское общество

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!