Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов
Содержание
Введение
1. Сущность, функции и виды финансовых отношений
.1 Финансы как экономическая категория
.2 Функции финансовых отношений
1.3 Виды финансовых отношений
2. Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее
отдельных аспектов
.1 Анализ финансовой деятельности государства
.2 Анализ состояния доходов населения
Заключение
Список литературы
Введение
Финансовые отношения являются важным звеном любой финансовой системы. Они
тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Финансовые
отношения - важный элемент финансового рынка. Посредством государственных
финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается
мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные
финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает
финансово-кредитная система любой страны. В
России государство только начинает осваивать этот важный экономический
инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и
утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что
касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных
средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.
Актуальность необходимости дальнейшей изучения и разработки финансовых
отношений обусловлена не только недостаточным уровнем развития финансовой
науки, но и возрастающей ролью финансов в период проведения рыночных
преобразований.
Целью данной курсовой работы является раскрыть понятие и сущность
финансовых отношений их классификацию, объектов и субъектов.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
ü раскрыть понятие и сущность финансовых отношений;
ü рассмотреть виды, функции финансовых отношений;
ü проанализировать состояние финансов и финансовых отношений в
Российской Федерации.
ü Проанализировать финансовое благосостояние населения России.
ü Наметить перспективы функционирования финансовой системы.
ü Определить пути решения проблем финансовой системы России.
1. Сущность, функции и виды финансовых отношений
.1 Финансы как экономическая категория
Теория финансов - это наука о специфических экономических отношениях,
обусловленных существованием государства и развитием товарно-денежных
отношений.
Следует отметить, что несмотря на длительную историю существования теории
финансов как научного учения и многочисленных дискуссий, предмет исследования
(понятие, сущность, природа, структура, роль финансов, особенности, место
финансов) в отличие от других экономических финансовых категорий, в системе производственных
отношений не определен.
Финансы присутствуют во всех общественно-экономических формациях, имея
отличия: по количеству и качеству функций выполняемых финансовыми институтами,
по нормативно-законодательной базе регламентирующей их деятельность, по
отношениям, возникающим в процессе создания централизованных и
децентрализованных фондов.
Мнение о том, что исторически финансовые отношения появились с
возникновением государства и развивались благодаря сначала товарным отношениям,
а затем и товарно-денежным требует доказательств. Знание истории вопроса имеет
первостепенное значение, давая лучше узнать предшествующий опыт, глубже, точнее
объяснить происходящее, попытаться увидеть будущее.
Если мы не умеем объяснить происходящее, оно проявляется в виде стагнаций
не только финансовых процессов, но и экономических.
В обыденной жизни понятие "финансы" часто ассоциируется с
деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто
называют финансовыми. Однако "финансовые отношения" и "денежные
отношения" - это не тождественные понятия. "Денежные отношения"
- более широкое понятие, тогда как финансы - лишь часть денежных отношений.
Как известно, деньги - это всеобщий эквивалент, особый товар,
выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. Поэтому
возникновение денег связано с появлением товарного производства. В условиях
товарного производства деньги выполняют множество функций. Они выражают
стоимость товара, служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут
также использоваться в расчетах между странами.
Денежное выражение стоимости товара есть его цена. В свою очередь, в
категории "цена" представлены определенные взаимоотношения между
продавцом и покупателем, когда при обмене товара на деньги некоторое количество
денег возвращается к собственнику товара.
Деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг.
Собственник денежных средств может передавать их другим лицам на условиях
платности и возврата по истечении определенного времени. В таком случае
возникают кредитные отношения.
Работник, нанимаясь и трудясь на предприятии, получает заработную плату.
В таком случае между работником и работодателем также возникают денежные
отношения.
Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых
общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь
деньги - получаешь товар; если выполняешь определенную работу - получаешь
заработную плату; если берешь деньги в кредит - платишь процент и т.п.
Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений.
Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является
преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных
отношений и представляет собой финансовые отношения.
Обособление части денежных отношений в особую категорию
"финансы" связано с появлением такого важного субъекта хозяйственной
жизни, как государство. Государству для выполнения своих функций всегда были
необходимы денежные средства, которые формировались в основном за счет перераспределения
созданного продукта, через налоги. Само наличие государства обязывало граждан и
хозяйствующих субъектов отдавать части своих доходов на общие нужды. Так
возникли денежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать
эквивалентными.
Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом
конкретном случае, для каждого налогоплательщика, будь то хозяйствующий субъект
или гражданин, установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько
получил взамен от государства в виде общественных блат, было невозможно. В
таком случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых
составляли уже не столько экономические, сколько меры правового,
принудительного характера.
В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды
государства. Эти фонды государство использовало на финансирование армии,
содержание госаппарата, осуществление экономической и социальной политики. По
мере того, как возрастала роль государства, расширялись прежде всего его
экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства.
Сегодня в бюджетах большинства развитых стран сосредоточено до половины всею
национального ВВП.
В результате перераспределения формировались не только централизованные
фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих
субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив
налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по
своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив
налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые
использовали для удовлетворения своих потребностей.
Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой
группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии
распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила
название финансов.
В современном понимании финансы представляют собой систему денежных
отношений по поводу формирования, распределения и использования
централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а
также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с
целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.
При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как
обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным
характером финансов и тем обстоятельством, что финансы - это лишь часть
денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного
продукта.
Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и
объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство,
хозяйствующие субъекты и граждане.
Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно
отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного
хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие
денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены
системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы
как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.
Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта,
они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным
образом через налоги и государственное финансирование.
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что финансы как
экономическая категория - это особая группа денежных отношений, обладающих
одновременно следующими признаками:
) это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного
общественного продукта;
) их наличие обусловлено существованием государства как органа
управления;
) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное
денежное движение;
) основой их существования и формирования является сфера материального
производства;
) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного
процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.
.2 Функции финансовых отношений
Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы
выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости
произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических
отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В
результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.
Созданный в обществе валовой внутренний продукт (ВВП) за вычетом
потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное
распределение, результатом которого является формирование доходов основных
участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для
того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально
функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта,
которое обусловлено:
· наличием наряду с производственной непроизводственной сферы,
в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение,
оборона и т.п.);
· дифференциацией доходов различных групп населения, которая
неизбежна в условиях рыночной экономики;
· неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей
хозяйства.
В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы,
полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает
дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и
предприятия - дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные
доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют
важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и
территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.
Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства
на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие
отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными
инструментами, которые при этом используются, являются следующие:
) налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать
предпринимательскую деятельность и частное потребление;
) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников
производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты,
обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;
) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих
законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения
некоторых из них;
) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным
образом в отраслях естественных монополий).
Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных
вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов
промышленного производства.
Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не
только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье,
стимулирует научные исследования.
Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек
частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление
отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя
разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать
тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в
производстве капиталом.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией.
Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло
распределение и перераспределение совокупною продукта и образовались
централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция
проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и
представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено
формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется входе
проверки расходования средств по их целевому назначению.
Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых
отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных
отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым
использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов,
своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т.п.).
Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих субъектов.
Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности
налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию
продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской
деятельности. Для бюджетной сферы - это контроль за целевым использованием
бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан
со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.
Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной
власти, то речь идет прежде всего о проверке соблюдения финансового
законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми
хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой,
налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей
между предприятиями и организациями.
Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования
бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской
деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества
материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.
Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых
органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми
подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и
финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными
ведомствами. В большинстве развитых стран существуют также общественные формы
контроля за целевым использованием бюджетных средств.
.3 Виды финансовых отношений
Говоря о финансах как о совокупности объективных
денежных отношений, что же представляет собой эта совокупность. По своему
содержанию финансы представляют конкретные виды денежных отношений,
опосредствующих прямое движение стоимости. К ним относятся:
денежные отношения предприятий, хозяйственных
организаций с государством (взаимоотношения с бюджетом, платежи в
централизованный фонд государства);
денежные отношения между предприятиями, организациями
внутри одной страны по поводу применения санкций и поощрений при выполнении
договорных обязательств;
денежные отношения предприятий и хозяйственных
организаций со своими работниками (оплата труда, выплата дивидендов по акциям и
др.);
денежные отношения государства с населением (взимание
налогов, получение займов, выплата выигрышей и др.);
денежные отношения предприятий, организаций, населения
со страховыми организациями (получение страховых взносов, выплаты страховых
пособий и др.);
денежные отношения внутри хозяйственной единицы,
связанные с организацией внутрихозяйственного расчета (применение внутренних
санкций и поощрений между бригадами, цехами и т.п.);
денежные отношения предприятий, организаций со своими
вышестоящими органами (передача и получение части доходов);
денежные отношения предприятий, организаций с банками
(получение, погашение ссуд, получение процентов по вкладам);
внутригосударственные денежные отношения (формирование
и распределение централизованного дохода государства на фонды целевого
назначения, финансирования, народного хозяйства, управления, обороны,
резервов);
денежные отношения государства с другими государствами
или международными фондами (оказание и получение безвозмездной помощи, выдача и
получение ссуд, уплата и получение процентов за ссуду и др.);
денежные отношения предприятий с предприятиями других
стран (применение санкций и поощрений при выполнении договорных обязательств);
денежные отношения между партнерами совместного
предприятия (формирование уставного фонда, распределение доходов и др.);
денежные отношения предприятий и населения
(приобретение акций, выплата и получение дивидендов).
Перечисленные виды денежных отношений не исчерпывают
всего содержания финансов. С развитием рыночных отношений возникают и развиваются
новые виды и подвиды, исчезают или модернизируются старые виды финансовых
отношений.
2. Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов
2.1 Анализ финансовой деятельности государства
Финансовая система России как совокупность государственных органов и
учреждений - это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений,
осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему
финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России),
который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение
единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией
финансов в стране.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и
общественные финансовые отношения.
В целом финансовая система представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема финансовой системы.
Как уже говорилось, финансы - экономическая и правовая категория, то есть
конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые
отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых
выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.
Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих
задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные
органы власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и
Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, министерства и
ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных
органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием
государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их
ведомственной подчиненности.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные
отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки
финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и
своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных
финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение
эффективности и целесообразности расходов государственных средств и
использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз
проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения
федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных
показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их
устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету
Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все
государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.
На региональном уровне финансовый контроль производится как органами
региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и
его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его
задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений
по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской
Федерации.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство
финансов РФ и его органы на местах.
В структуре аппарата Министерства финансов функционирует
контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах -
аппарат главного контролера-ревизора.
Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за
производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным
обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их
использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные
мероприятия.
Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от
федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из
федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют
консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в
исполнительные органы.
Финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных
функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов
государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и,
в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями
финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов
заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.
По данным Министерства финансов РФ, динамика доходов федерального бюджета
в 2011-2013 гг., отражена в таблице 1. (в % к общей сумме доходов):
финансы страхование бюджет доход
Таблица 1. Динамика доходов федерального бюджета
2011-2013 г.
Показатели
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Налог на прибыль
|
15,8
|
14,1
|
9,5
|
НДС
|
33,6
|
39,2
|
40,6
|
Акцизы
|
11,3
|
12,8
|
11,4
|
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
|
20,6
|
21,6
|
17,0
|
Неналоговые доходы
|
5,7
|
6,7
|
8,2
|
13,0
|
5,6
|
13,3
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
По данным таблицы 1. видно, что по сравнению с 2011 годом в 2013 году
наблюдался рост доходов федерального бюджета, но не по всем статьям, например
налог на прибыль в 2013 году уменьшился на 6,3 %, а налоги на внешнюю торговлю
и внешнеэкономические операции уменьшился на 3,6 %.
Для сравнения отметим, структуру расходов федерального бюджета в
2011-2013 гг. (в % к общей сумме расходов) таблица 2.
Таблица 2. Динамика расходов федерального
бюджета 2011-2013 г.
Показатели
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Государственное управление и местное самоуправление
|
2,5
|
2,9
|
3,0
|
Международная деятельность
|
2,2
|
1,9
|
2,2
|
Национальная оборона
|
20,5
|
18,0
|
14,6
|
Правоохранительная деятельность и судебная власть
|
11
|
11
|
8,9
|
Промышленность, энергетика, строительство, сельское
хозяйство, транспорт и связь
|
3,7
|
3,7
|
3,3
|
Социальная сфера
|
13,2
|
9,0
|
22,1
|
Обслуживание государственного долга
|
20,6
|
20,1
|
14,6
|
Финансовая помощь бюджетам др. уровней
|
10,8
|
15,6
|
13,6
|
Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды
|
15,5
|
17,8
|
17,7
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
Из данных таблицы 2. видно, что в структуре расходов федерального бюджета
в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдался рост доли расходов на
социальную сферу на 8.9 % и на финансовую помощь бюджетам других уровней на 2.8
%, в то время как международная деятельность к 2013 году осталась практически
неизменной.
При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан
перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную
систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства и
деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин
регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы
Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, в соответствии с которыми
бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные
бюджеты) обеспечивается системой налоговой (федеральными налогами и сборами,
региональными налогами и налогами и сборами местного уровня).
Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от
федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из
федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют
консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в
исполнительные органы.
Итак, финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех
основных функций: формирование в том или ином виде денежных фондов государства;
использование этих фондов для реализации своих задач; регулирование финансовых
взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом
основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и
контроле финансовых потоков.
.2 Анализ состояния доходов населения
Основными показателями в сфере проводимой государством социальной
политики и, в частности, состояния реальных доходов населения являются удельный
вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, удельный вес населения с
доходами ниже половины прожиточного минимума, индексы глубины и остроты
бедности, соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного
населения, удельный вес адресной социальной помощи в общем объеме
государственных расходов на социальную помощь; удельный вес населения, доходы
которого были доведены до уровня прожиточного минимума путем оказания адресной
социальной помощи; доля финансирования социальных услуг на принципах
"деньги следуют за потребителем" и на условиях государственного социального
заказа в общем объеме государственных расходов на социальную помощь.
Рассмотрим некоторые показатели динамики состояния доходов населения на
основании финансовых отчетов Министерства финансов Российской Федерации и
данных Госкомстата РФ за 2010-2013 годы.
В целом благоприятные тенденции в российской экономике в 2013 г.
положительно сказались на динамике макроэкономических показателей доходов и
уровня жизни населения. По данным Госкомстата РФ, реальные располагаемые
денежные доходы в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выросли на 5,9 %, реальная
заработная плата - на 19,8 %, реальная пенсия - на 21,4 % (среднегодовые
показатели).
Положительной тенденцией последних лет является опережающий рост
показателей оплаты труда относительно показателей прироста доходов. В 2013 году
реальная заработная плата повысилась на 19,7% относительно соответствующего
периода 2012 года, а рост реальных денежных доходов населения составил 108,8 %.
Таким образом, уровень реальной заработной платы в 2013 году приблизился к докризисному,
а реальные денежные доходы были все еще значительно ниже докризисных
показателей (почти на 12 %).
В таблице 3. представлена динамика номинальных и реальных показателей
заработной платы и денежных доходов населения в 2006-2009 годах.
Таблица 3. Динамика номинальных и реальных
показателей з/п и денежных доходов населения в 2010-2013 годах.
Наименование показателей
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
1215
|
2283
|
3025
|
4294
|
Реальная заработная плата
|
100
|
74,7
|
82,3
|
98,5
|
Среднедушевые денежные доходы, руб.
|
1270
|
2524
|
3118
|
4025
|
Реальные денежные доходы
|
100
|
79
|
81,2
|
88,3
|
Индекс потребительских цен
|
100
|
251,7
|
302,5
|
358,8
|
Индекс потребительских цен (в % к предыдущему периоду)
|
100
|
136,5
|
120,2
|
118,6
|
На увеличение показателя роста реальных доходов населения в 2013 г.
значительно повлияли индексация пенсий и проведенное в декабре повышение
заработной платы работникам бюджетных организаций, в результате чего
прогнозировался среднегодовой рост реальных денежных доходов на 12 %. Однако
это значение достигнуто не было, тем не менее в 2013 г. рост реальных денежных
доходов населения (108,8 %) был значительно выше, чем в 2012 г., когда он
составил 102,9 %.
Основным фактором, стимулирующим внутренний спрос в 2013 году, являлся
рост потребительского спроса, основанный на росте реальных располагаемых
денежных доходов населения и розничного товарооборота.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных
товаров в 2013 году составил 46,4 %, непродовольственных - 53,6 (в 2012 году -
46,1 % и 53,9 %). При этом объем розничной торговли продовольственными товарами
увеличился на 9,7 %, непродовольственными товарами - на 8,5 %, в то время как в
предшествующие годы наблюдалось превышение темпов роста оборота торговли
непродовольственными товарами над темпами роста оборота продовольственными
товарами (в частности, в 2012 г. оборот торговли продовольственными товарами
возрос на 7,2 %, непродовольственными товарами - на 13,7 %).
Динамику реальных располагаемых денежных доходов населения в 2010-2012
годах можно наблюдать на рисунке 2.
Рис. 2.
Следует отметить, что в общей совокупности всех доходов населения почти
2/3 приходится на долю заработной платы. Поддержанию реальных денежных доходов
населения на высоком уровне в 2012 году способствовал рост реальной заработной
платы, увеличение которой в 2013 году составило 16,6 %. Повышение оплаты труда
работникам бюджетной сферы позволило снизить расхождения в уровне оплаты труда
в отраслях социальной сферы, финансируемых из бюджета, и промышленности. Размер
назначенных пенсий увеличился в реальном выражении за 2013 г. на 16,9 %.
Таким образом, темп роста реальных денежных доходов населения в 2013 году
составил 108,8 % против 108,5 % за 2011 год. При этом в структуре использования
денежных доходов населения снизилась доля доходов, использованных на покупку
товаров с 60,1 % в январе-ноябре 2011 года до 58,2 % в январе-ноябре 2012 года,
увеличилась доля расходов на оплату услуг с 15,2 % до 15,4 %. При этом доля
доходов населения, направляемых на сбережения, что весьма важно отметить,
увеличилась с 8,9 % до 10,5 %.
Однако, для составления объективной картины финансового благополучия
населения необходимо рассмотреть не только уровни доходов населения, но и темпы
прироста цен на отдельные группы потребительских товаров, связанные с
инфляционными процессами.
В течение первых трех кварталов 2011 г. сохранялась тенденция
опережающего роста индекса потребительских цен относительно показателей
денежных доходов и заработной платы. Официальная статистика свидетельствует о
росте цен на потребительские товары и услуги за первые три квартала 2011 г. на
13,9 %, при этом номинальная заработная плата выросла всего на 12 % (сентябрь
2012 г. к декабрю 2010 г.). Уровень номинальных денежных доходов населения, по
данным официальной статистики за третий квартал 2011 г., по сравнению с
декабрем 2010 г. не только не увеличился, а наоборот сократился на 4,2 %. Рост
номинальных показателей денежных доходов и заработной платы начался только в
конце четвертого квартала 2011 г., в декабре доходы населения в расчете на
месяц составили 4025 руб. против 3118 руб. в декабре 2010 г., а зарплата 4294
руб. против 3025 руб. в декабре 2010 г.
В целом темпы роста потребительских цен в 2012 году (115,1 %) по
сравнению с 2011 годом (118,6 %) замедлились.
В декабре 2012 года индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 101,5 % (за
аналогичный период 2011 года - 101,6 %). Можно отметить также, что в 2012 году
по сравнению с предыдущим годом сблизились темпы прироста цен на
продовольственные (111,0 % против 117,1 % в 2011 году) и непродовольственные
товары (110,9 % против 112,7 %). Темпы роста цен на платные услуги населению
остались на уровне 2011 года - 136,2 % против 136,9 %.
Прирост потребительских цен на отдельные группы товаров и платные услуги
населения отражен на рисунке 3.
Прирост потребительских цен на отдельные группы товаров и платных услуг
населению в 2012 году
Рис. 3.
Обращает на себя внимание тот факт, что в 2011 году росла суммарная
задолженность по заработной плате: с 31,7 млрд. руб. (на 1 января 2011 г.) до
34,7 млрд. руб. (на 1 декабря 2011 г.). Однако, в результате погашения
задолженности в декабре 2011 года ее объем сократился до 29,9 млрд. руб., что
на 5,6 % ниже показателя конца 2010 года. По-прежнему большую долю (87,9 %) в
общем объеме просроченной задолженности занимают неплатежи предприятий и
организаций, составившие на 1 января 2011 г. 26,3 млрд. руб. Бюджетная
задолженность сократилась за минувший год до 3,6 млрд. руб. (или 12,1% в общем
объеме задолженности на 1 января 2011 г.).
Однако, как показывают текущие данные, задолженность по выплате
заработной платы - это то слабое место российской экономики, которое в
ближайшее время будет сохранять свои позиции.
Так, по состоянию на 1 мая 2013 г. суммарная задолженность по заработной
плате по кругу наблюдаемых отраслей (по сведениям организаций) составила 31783
млн. рублей, что меньше на 6,9 %, чем по состоянию на 1 апреля 2013г. и на 0,6
% - чем по состоянию на 1 мая 2012 года.
Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 мая 2013
г. характеризуется следующими данными:
задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила
3763 млн. рублей, что на 286 млн. рублей (7,1 %) меньше, чем по состоянию на 1
мая 2012 года; по сравнению с 1 апреля 2013 г. она снизилась на 430 млн. рублей
(10,2 %), в том числе: в производственных отраслях - 763 млн. рублей (снижение
на 135 млн. рублей, или на 15,0 %); в отраслях социальной сферы - 2522 млн.
рублей (снижение на 210 млн.рублей, или на 7,7%); в других отраслях -478 млн.
рублей (снижение на 85 млн.рублей, или на 15,1 %);
задолженность из-за отсутствия собственных средств у организаций
составила 28020 млн. рублей, что на 101 млн. рублей (0,4 %) больше, чем по
состоянию на 1 мая 2012 г.; по сравнению с 1 апреля 2013г. она снизилась на
1918 млн. рублей (на 6,4 %), в том числе: в производственных отраслях - 25053
млн. рублей (снижение на 1772 млн.рублей, или на 6,6 %); в отраслях социальной
сферы - 2621 млн. рублей (снижение на 95 млн.рублей, или на 3,5 %); в других
отраслях - 346 млн.рублей (снижение на 51 млн.рублей, или на 12,9 %);
суммарная задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней
и отсутствия собственных средств у организаций составила 31783 млн. рублей, что
на 185 млн. рублей (0,6 %) меньше, чем по состоянию на 1 мая 2012 г.; по
сравнению с 1 апреля 2013 г. она снизилась на 2348 млн. рублей (на 6,9 %), в
том числе: в производственных отраслях - 25816 млн. рублей (снижение на 1907
млн. рублей, или на 6,9 %); в отраслях социальной сферы - 5143 млн. рублей
(снижение на 305 млн. рублей, или на 5,6 %); в других отраслях - 824 млн.
рублей (снижение на 136 млн. рублей, или на 14,2 %).
О сохраняющихся диспропорциях в распределении заработной платы работников
разных специальностей свидетельствует высокий уровень дифференциации доходов
населения. В следующей ниже таблице приведены данные о динамике распределения
денежных доходов 20%-ных групп в общем объеме доходов населения, индексы
концентрации доходов (коэффициенты Джини), а также специальные коэффициенты
дифференциации доходов за 2003 - 2012 годы.
Итак, распределение общего объема денежных доходов населения РФ,
коэффициенты дифференциации и концентрации доходов за 2003-2012 годы, в
процентах представлены в таблице 4.
Таблица 4. Доходы населения за 2003-2012 годы, в
%.
Показатели
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
2006г
|
2007г
|
2008г
|
2009г
|
2010г
|
2011г
|
2012г
|
Денежные доходы, всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Первая 20%-ная группа (с наименьшими доходами)
|
6,0
|
5,8
|
5,3
|
5,5
|
6,2
|
6,0
|
6,1
|
6,1
|
6,1
|
5.9
|
Вторая
|
11,6
|
11,1
|
10,2
|
10,2
|
10,7
|
10,2
|
10,4
|
10,5
|
10,6
|
10.4
|
Третья
|
17,6
|
16,7
|
15,2
|
15,0
|
15,2
|
14,8
|
14,8
|
14,8
|
14,9
|
15.0
|
Четвертая
|
26,5
|
24,8
|
23,0
|
22,4
|
21,5
|
21,6
|
21,1
|
20,8
|
21,2
|
21.7
|
Пятая (с наибольшими доходами)
|
38,3
|
41,6
|
46,3
|
46,9
|
46,4
|
47,4
|
47,6
|
47,8
|
47,2
|
47.0
|
Коэффициент дифференциации (Фондов)
|
8,0
|
11,2
|
15,1
|
13,5
|
13,0
|
13,5
|
13,8
|
14,0
|
13.8
|
Коэффициент Джини
|
0,289
|
0,398
|
0,409
|
0,381
|
0,375
|
0,381
|
0,398
|
0,399
|
0,394
|
0.396
|
Данные таблицы показывают, что на долю доходов наиболее обеспеченной
части населения России (5 верхняя 20%-ная группа) в 2012 г. приходилась почти
половина всех денежных доходов населения - 47%. Таким образом, несмотря на
позитивную динамику макроэкономических показателей уровня жизни в 2011 - 2012
гг., в их распределении продолжают оставаться те же негативные тенденции, что и
раньше: основной прирост доходов произошел у высокодоходных групп населения.
Значения индекса Джини и специального коэффициента дифференциации фондов в 2012
г. увеличились по сравнению с 2011г. (индекс Джини вырос с 0,394 до 0,396,
коэффициент фондов с 13,7 до 13,8 раз), что свидетельствует о продолжении
процесса расслоения населения по доходам.
При разработке планов реформирования финансово-кредитной политики
Российской Федерации не учитываются интересы населения, в частности -
перспективы роста его сбережений. Между тем, по наблюдению ряда исследователей,
для такого поверхностного отношения к благосостоянию населения есть свои
предпосылки, которые кроются все в той же текущей финансовой политике. Так,
например, как отмечает М.Яндиев, к настоящему времени основное звено финансовой
системы РФ - бюджет - формируется во многом благодаря налогообложению добычи и
реализации за рубежом полезных ископаемых (сырья) и получения так называемых
нефтедолларов, а также газодолларов, никельдолларов. Низкая производительность
труда в стране, компенсируемая, таким образом, высокими доходами от
"проедания природных ресурсов". В свою очередь данное обстоятельство обуславливает
и соответствующее негативное отношение власти к фактически не производящему
прибавочной стоимости населению. Необходимость последнего в этом случае вообще
можно поставить под вопрос, поскольку доходы государства формируются не за счет
труда граждан, а за счет банальной распродажи недр. Это негативное отношение,
по мнению автора, проявляется в откровенном невнимании власти к нуждам
населения. Высказанная точка зрения находит свое подтверждение и в ходе анализа
основного финансового документа страны - бюджета (причем любого уровня власти),
которые ни в какой форме не нацелены на удовлетворение потребностей населения.
В качестве аргумента можно назвать тот факт, что ни в одном законе о бюджете
нет прямой и безусловной связи между расходованием бюджетных средств и ростом
благосостояния граждан, укреплением их здоровья, улучшением экологии, усилением
правопорядка.
Другая проблема, о которой сегодня говорят аналитики, - извращенный
характер самой финансово-кредитной системы, в рамках которой участники
производительного труда вращаются вокруг "эпицентра мироздания" -
Центрального Банка. Тогда как в нормальной государственности все должно
происходить с точностью до наоборот. В действительности же кредитно-финансовая
система должна вращаться вокруг реальной экономики, где и создаются все
богатства страны. В связи с этим речь идет о необходимости кредитования
реального сектора под отрицательную учетную ставку и ориентацию на
общегосударственный, а не на внутрибанковский эффект.
Еще одна проблема, которая связана с благосостоянием населения и
перспективами использования его денежных накоплений, - слабость
потребительского сектора. При этом имеется в виду не столько
неконкурентоспособность применяемых технологий и производимой продукции,
сколько практическое отсутствие потребительского сектора как такового. Слабость
потребления в структуре экономики приводит к тому, что большая часть увеличения
доходов населения направляется на увеличение импорта. Иллюстрацией к этим
процессам служит зависимость между импортом и доходами населения, выраженными в
валюте.
Таким образом, целями государственной политики в области социальной
поддержки населения на рассматриваемый период являются:
• снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение
социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
• повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм
помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;
• улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп
риска;
• расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг
в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или
субсидируемыми социальными услугами.
Следовательно, для реализации этих целей, по мнению Правительства, необходимы:
• оказание государственной социальной помощи в целях разграничения
полномочий, прав и ответственности в этой сфере между органами государственной
власти Российской Федерации, ее субъектов;
• развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования
деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения
эффективного доступа граждан к получению услуг;
• создание условий для привлечения к оказанию социальных услуг как
государственных, так и негосударственных организаций;
• разработка общих требований к деятельности государственных,
муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды
социальных услуг, на основе социальных регламентов и системы оценки качества
выполнения социальных программ; использование наряду с государственным
финансированием частных благотворительных средств;
• осуществление государственной поддержки инвалидов в рамках реализации
федеральных целевых программ
• комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать единую
систему сбора, хранения и представления информации, характеризующей состояние
социальной сферы Российской Федерации.
Заключение
Финансовые отношения и система, формирующая их, по своей сути являются
набором неких правил и законов, которые регулируют деятельность центральных
эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Цель этих правил состоит в
облегчении процессов международной торговли таким образом, чтобы все ее
участники получали максимально возможную пользу, обеспечивающую эффективность и
процветание экономических систем, которые представляет международная торговля.
В процессе реализации этой цели на практике международная валютная система
должна обеспечить стабильный фундамент для долгосрочного планирования
международных торговых отношений и всемерно способствовать искоренению разного
рода валютных ограничений и протекционистских мер со стороны отдельных стран и
их правительственных органов.
Финансовые отношения пронизывают всю хозяйственную деятельность и
существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие
характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы
финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и
предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление
экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного
экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и
внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного
хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Современная финансовая политика является составной частью экономической
политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и
реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются
законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов
каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
В этой работе я рассмотрела особенности современной финансовой политики
России, и сделала следующие выводы:
Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости
населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. Должно
качественно составлять долгосрочную и среднесрочную перспективу использования
финансов и предусматривать решение главных задач, вытекающих из особенностей
функционирования экономики и социальной сферы страны.
Список литературы
. Фетисов, В. Д. Финансы и кредит: учеб. пособие / В.
Д. Фетисов, Т.
. В. Фетисова. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -
455 с.
. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под
ред.
. Н.Ф.Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 302 с. -
(Высшее образование).
. Родионова В.М. "Финансы". М., Финансы и
статистика, 2001.
. Галицкая С.В. "Деньги, кредит, финансы". /
М., 2002.
. Лакшина, О.А., Чекмарёва, Е.И. Анализ финансовой
стабильности: практика и методология // Деньги и кредит- 2009.-№10- С.24-29 - ISSN 2527-1163 -2000экз.
. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998
г. N 145-ФЗ (с последними изм. от 26 апреля 2007 г.)
. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2000 год" // Собрание законодательства РФ.
2000. № 1 (I). Ст. 10.
. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2002 год" // Собрание законодательства РФ.
2001. № 1 53 (1)
. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2003 год" // Собрание законодательства РФ.
Часть I. 2002. № 52
. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 "О
мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской
Федерации".
. Воронин, Д.М. Финансовое обеспечение экономического
роста РФ // Финансы и кредит- 2006 - № 25 - С.5-10 - ISSN 2071-4688
14. www.rg.ru (официальный сайт Российской газеты)
15. www.minfin.ru (официальный сайт министерства
финансов РФ)
. www.budgetrf.ru (сайт "Бюджетная система РФ")
. www.gks.ru (официальный сайт Госкомстата РФ)