Российские торговые сети как формат современной розничной торговли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,57 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российские торговые сети как формат современной розничной торговли

Содержание

Введение

Раздел 1. Российские торговые сети как формат современной розничной торговли

.1 История организации розничной торговли в РФ

.1.1 Розничная торговля в СССР

.1.2 Розничная торговля в пореформенную эпоху

.2 Торговая сеть как основной современный формат розничной торговли в РФ

.3 Краткий обзор крупнейших российских сетей магазинов розничной торговли. Современные рыночные тенденции развития сетей магазинов розничной торговли

Раздел 2. Развитие сетей предприятий розничной торговли в условиях единого экономического пространства

.1 Торговые аспекты формирования единого экономического пространства

.2 Иностранные инвестиции как важная составляющая развития торговых розничных сетей

.2.1 Иностранные инвестиции в российские торговые сети

.2.2 Внешнеэкономическая деятельность и инвестиции российских компаний в торговые розничные сети государств-членов СНГ

.3 Современный европейский опыт формирования торговых сетей

.4 Перспективы развития российских торговых сетей в условиях ЕЭП

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Российский продуктовый рынок вступил в стадию зрелости, идет активная консолидация за счёт поглощения мелких и средних игроков, темпы роста снизились по сравнению с 2000-2005 годами. Усиливающаяся конкуренция приводит к активизации сделок по слияниям и поглощениям, причем инициатива исходит и от федеральных, и от региональных игроков. В 2007 году на темпы роста розничной торговли повлиял мировой продовольственный кризис. По распоряжению российского правительства цены были заморожены до мая 2008 года, что негативно сказалось на показателях розничных сетей. Кроме того, повысились закупочные цены на импортные товары, а доля импорта в розничной торговле в целом выросла до 47% (в 2006 году - 46%).

В 2007 году продолжилось активное строительство торговых центров, в результате, с одной стороны, снизился дефицит торговых площадей, с другой - усилилась конкуренция за место якорного арендатора торгового центра. По информации компании Cushman & Wakefield, Россия возглавила рейтинг из 34 стран Европы по количеству квадратных метров качественных торговых площадей, готовящихся к открытию в 2008-2009 годах. Общая площадь строящихся в России новых торговых центров составляет 3,2 млн. кв. м, в 2007 году ведено в эксплуатацию 1,8 млн. кв. м торговых площадей.

Данные по размеру розничного рынка несколько противоречивы. Ежегодный прирост оборота розничной торговли в 2000-2005 годах в долларовом эквиваленте составлял 25-30%, в 2006-2007 годах - 15-16%. По оценке Росстата, оборот розничной торговли в 2006 году составлял 8,7 трлн. рублей, в 2007 году - 10,7 трлн. Однако эксперты считают, что эти показатели в 1,2-1,5 раза ниже реального товарооборота, так как по-прежнему высока доля «серых» расчётов в нашей экономике.

Всего в России в начале 2009 года действовало примерно 140 торговых сетей. Можно выделить три основных их типа по критерию «географическое распределение торговых точек и оборот сети»: глобальные, федеральные и локальные/региональные. На долю небольших сетей и независимых магазинов приходится примерно 70% розницы, крупных сетей - 15%, рынков - 15%. Сетевые компании растут быстрее рынка в целом. В 2007 году прирост их оборота превысил 53%. Всего же сетевая розница занимала 32,6% рынка, по материалам исследования агентства Discovery Research Group «Розничные продовольственные сети в России: текущее состояние и перспективы развития».

По данным исследовательской компании Step by Step, в 2006 году самыми популярными форматами на сетевом рынке стали гипермаркет (39% рынка) и дискаунтер (33%). Далее следует супермаркет (20%), а на cach & carry, магазин «у дома», гастроном класса премиум и суперпремиум приходится всего лишь 8% в рыночной доле сетевых игроков.

Цель работы - исследование возможного влияния единого экономического пространства на внутреннюю торговлю в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть историю организации розничной торговли в РФ;

проанализировать торговую сеть как основной современный формат розничной торговли в РФ;

дать краткий обзор крупнейших российских сетей магазинов розничной торговли;

выявить современные рыночные тенденции развития сетей магазинов розничной торговли;

исследовать торговые аспекты формирования единого экономического пространства;

проанализировать иностранные инвестиции как важную составляющую развития торговых розничных сетей;

рассмотреть историю формирования торговых сетей в условиях ЕС;

выявить перспективы развития российских торговых сетей.

Предметом исследования являются российские торговые сети.

Научная новизна работы состоит в том, что в работе впервые исследовано возможное влияние единого экономического пространства на внутреннюю торговлю в России.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы таких ученых, как: Аникеева Н.В., Глазьев С.Ю., Есютин А.А., Ильина Л.И., Либман А.М., Хейфец Б.А., Романова О., Сидоров Д. В., Филлипчук В. В., Хасис Л. А. и др.

Информационную базу курсовой работы составили публикации в журналах «Большой бизнес» и «Коммерческий директор».

Раздел 1. Российские торговые сети как формат современной розничной торговли

.1История организации розничной торговли в РФ

.1.1 Розничная торговля в СССР

В первые годы Советской власти особенно острой была проблема организации продовольственного снабжения трудящихся. Первыми мероприятиями Советского государства были введение рабочего контроля над производством и распределением, создание 26 октября (8 ноября) 1917 г. Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода) для обеспечения централизованного снабжения населения товарами и организации заготовок сельскохозяйственных продуктов. В мае - июне 1918 года, в связи с обострением трудностей снабжения осуществлены чрезвычайные меры для решения продовольственного вопроса. Был принят «Декрет о продовольственной диктатуре», предоставлявший народному комиссару продовольствия чрезвычайные полномочия по борьбе с деревенской буржуазией, укрывавшей хлеб и спекулировавшей им; декреты о реорганизации Наркомпрода и его местных органов и об организации комитетов деревенской бедноты (комбедов). Большое внимание уделялось потребительской кооперации, которая привлекалась к торговому обслуживанию всего населения. В 1918 году была установлена государственная монополия на торговлю важнейшими товарами народного потребления (хлеб, соль, сахар, ткани, и др.), был введён запрет на частную торговлю. Торговые сети и оптовые склады передавались Наркомпроду и его местным органам. Эти меры подорвали экономические позиции капиталистических элементов, усилилась борьба со спекуляцией, были созданы возможности улучшения снабжения трудящихся. В период Гражданской войны и иностранной интервенции 1918-20 гг. было установлено централизованное нормированное распределение предметов потребления (т.е., фактически, возрождалась «карточная система», введённая впервые ещё Временным правительством в 1917 году). Основной формой заготовок сельскохозяйственных продуктов стала введённая в 1919 году «продовольственная развёрстка», позволившая сосредоточить в руках государства необходимые ресурсы для снабжения рабочих промышленных центров и армии.

С переходом к новой экономической политике (НЭП) в 1921 году «продразвёрстка» была заменена продовольственным налогом, мелкая частная торговля вновь была разрешена, но при условии жёсткого контроля со стороны соответствующих государственных структур. С её возрождением необходимость в карточной системе пропала. Важность и высокую экономическую эффективность частной мелкой торговли доказывает тот факт, что, по состоянию на 1924 год, частному сектору принадлежало 88% предприятий розничной торговли, доля его в розничном товарообороте составляла 53%. Организацию внутренней торговли и регулирование рыночных отношений в масштабах всего народного хозяйства Советское государство начало с оптовой торговли. Сбытом продукции крупной промышленности занимались её органы управления: с 1922 года начал создаваться специальный аппарат, отраслевые синдикаты и другие государственные организации (товарные биржи, ярмарки, и проч.). Крупную роль в оптовом товарообороте в этот период играла и кооперативная торговля. По мере укрепления социалистических форм хозяйства в экономике страны, развития государственной и кооперативной торговли происходило вытеснение частных посредников в первую очередь из оптовой, а затем из розничной торговли. Этому способствовала проводимая государством политика налогов, тарифов, кредита, снижения цен, оказания финансовой помощи кооперации и другие экономические меры.

Переход к индустриализации, рост городского населения и денежных доходов значительно повысили спрос на товары, а мелкотоварное сельское хозяйство не могло обеспечить быстрого увеличения производства продовольствия и промышленного сырья. Это вызвало необходимость перейти в 1928 году к нормированному снабжению населения основными товарами по карточкам. По мере возрастания государственных товарных ресурсов была введена «коммерческая» торговля по более высоким ценам. Наряду с развитием кооперативной торговли росла государственная розничная торговля. С 1928 года началось создание «закрытых» распределителей, снабжавших товарами рабочих и служащих, «прикреплённых» к ним предприятий, а в 1932 году они заменены отделами рабочего снабжения (ОРСами). Была разрешена колхозная торговля, не планируемая государством, где цены устанавливались под влиянием спроса и предложения. В результате увеличения товарных ресурсов и развития торговли в 1935 году была окончательно отменена карточная система и установлена свободная открытая торговля. В 1935-1941 годах были введены единые государственные розничные цены; организационно перестроен торговый аппарат. Предприятия ОРСов и кооперативная торговая сеть в городах были переданы государственным торговым организациям. Главной сферой деятельности потребительской кооперации стало развитие торговли на селе. Объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли за 1928-40 годы возрос в 2,3 раза; число предприятий розничной торговли и общественного питания увеличилось со 170 тыс. до 495 тыс. Оборот предприятий общественного питания в 1940 году составлял 13% всего оборота государственной и кооперативной торговли. Возросла доля обобществлённых форм торговли в общем объёме розничного товарооборота.

В период Великой Отечественной войны системой государственного нормированного снабжения было охвачено до 77 млн. чел. Удельный вес общественного питания в розничном товарообороте почти удвоился. На промышленных предприятиях вновь были организованы ОРСы. Все годы войны на довоенном уровне сохранялись пайковые цены на основные продовольственные и промышленные товары. На колхозных рынках в начале войны цены выросли, но уже в 1944 году уровень их заметно снизился благодаря «коммерческой» торговле продовольственными и промышленными товарами. Значительно сократившийся в 1942 году (по сравнению с 1940 годом), розничный товарооборот с 1943 года непрерывно возрастал, а к 1945 году достиг уровня 200%. При этом в восточных районах товарооборот рос быстрее, чем в целом по стране.

Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, в конце 1947 года была налажена открытая торговля. Большую роль в этом сыграли подготовка соответствующей технической базы, восстановление и расширение основных фондов внутренней торговли, подбор и обучение торговых кадров. К 1950 года централизованные торговые сети полностью восстановились, а товарооборот превысил довоенный уровень (показатель 1950 года составлял 107% от уровня 1940 г.).

Таким образом, главной специфической чертой советской магазинной розничной торговли можно назвать её полное подчинение централизованным государственными структурам. Процесс централизации торговли начался в СССР во второй половине 1920-х годов, сразу после свёртывания новой экономической политики. В результате, доля частного сектора в розничной торговле сначала снизилась с 50% в 1924 году до 30% в 1927 году. А в 1932 году частная торговля была полностью запрещена законодательно. Такая же участь постигла и кооперативный торговый сектор: если в том же 1932 году её доля, на фоне снижения числа частных торговцев, увеличилась почти до 60% от общего торгового оборота, то уже к 1940 году этот показатель едва дотягивал до 25%.

1.1.2 Розничная торговля в пореформенную эпоху

Итак, можно с полной уверенностью утверждать, что во второй половине XX века в СССР господствовала единственная форма розничной торговли - государственная.

Рассмотрим вкратце её особенности и отличия и то влияние, которое она оказывала на благосостояние граждан.

Во-первых, огосударствление распространялось не только на формы собственности: оно воплощалось в жёстком административном регулировании всех элементов системы, от нормированного унифицированного снабжения оптовых баз и торговых точек до законодательной фиксации уровня цен, наценок, норм прибыли и уровня заработной платы. Такой подход полностью нивелировал конкурентную борьбу и сказывался на общем снижении уровня сервиса в торговых точках, независимо от их размера и географического положения. Во-вторых, на протяжении всей истории существования советского государства продажа продуктов питания и промышленных товаров массового спроса осуществлялась по принципу нормированного распределения. Но если в 1920-1940-е годы существование карточной системы распределения предметов торговли для простых граждан вкупе с так называемыми «закрытыми ведомственными подразделениями» для партийной номенклатуры было, в какой-то степени, оправдано, то крайне низкий уровень предложения товаров повышенного спроса (к тому же, продаваемого по довольно высокой цене) наравне с развитием специализированной сети магазинов «Берёзка» (в которых иностранцы и «выездные» граждане СССР имели возможность по относительно низкой цене приобрести так называемые «дефицитные» товары) только усиливало социальную напряжённость в стране и провоцировало рост «чёрного рынка». В-третьих, несмотря на широкое применение данного термина, с экономической точки зрения в СССР не существовало сетевого розничного формата в нынешнем его понимании. Употребляя термин «торговая сеть», историки, как правило, имеют в виду совокупность всех торговых точек, компактно на определённой территории. Ещё одним важным отличием является то, что сетевой магазин, в нынешнем понимании, должен занимать площадь не менее 400-500 кв. м. и иметь в продаже полный ассортимент товаров, от продуктов до одежды и предметов бытовой химии. В советскую эпоху средняя торговая площадь составляла: в 1960-е гг. - 45 кв. м., в 1970-е гг. - 75 кв. м., в конце 1980-х гг. - 100 кв. м. С точки зрения ассортимента, магазины профилировались по отраслям: существовали отдельные магазины с унифицированными названиями «Молоко», «Хлеб», «Овощи-Фрукты», «Одежда», «Обувь». В крупных городах иногда строили относительно большие, так называемые универсальные магазины - с площадью до 300 кв. м., но и они, как правило, подразделялись на только продуктовые («универсамы») и только для промышленных товаров («универмаги»).

Вплоть до начала 1990-х годов всех типах магазинов обслуживание велось продавцами через прилавок. Самообслуживание не развивалось, на наш взгляд, по двум основным причинам: во-первых, из опасений воровства, во-вторых, из-за узости и ограниченности ассортимента. Также, развитию торговли мешало недопонимание государством необходимости наращивать упаковочные мощности предприятий торговли - именно это считается одной из причин провала первого эксперимента по открытию магазина самообслуживания в Москве в 1954 году. Тем не менее, активный прирост городского населения в 1970-х гг. вынудил чиновников вернуться к данной теме, и к началу 1980-х гг. в «спальных» районах Москвы насчитывалось порядка сорока магазинов самообслуживания.

Все вышеперечисленные факторы привели к тому, что к концу XX века общая ситуация на советском потребительском рынке была довольно удручающей: товарный дефицит находился на уровне 8-12%, качество товаров оставалось стабильно низким; ограниченный ассортимент товаров, вкупе с ограниченным набором дополнительных услуг (доставка товаров на дом, гарантийное и постгарантийное обслуживание) дополнялось крайне низким уровнем сервиса и мотивации продавцов.

1.2 Торговая сеть как основной современный формат розничной торговли в РФ

Укрупнение розницы приводит к тому, что доля рынка розничных сетей - гипер- и супермаркетов - колоссально увеличивается. Как следствие усиливается давление на дистрибьюторов и производителей. Розничным сетевым структурам сегодня необходима чёткая логистика, востребованный рынком продукт и низкие цены. Как правило, это возможно при прямых поставках непосредственно в розницу, минуя дистрибьюторское звено. Поэтому производители стремятся к максимальному контролю над всей сбытовой цепочкой, организуют свои филиалы в регионах и выстраивают собственные каналы сбыта и продвигают свой продукт, не прибегая к услугам дистрибьюторов. На долю последних все чаще приходится лишь хранение, переработка и доставка продуктов в розничные точки. В такой ситуации дистрибьюторские компании, по сути, вынуждены «играть» по одному из четырёх основных сценариев. Первый - слияния и поглощения, второй - уход в узкую специализацию, третий - перепрофилирование (например, чистая логистика или BTL), четвёртый - резервный - смещение бизнеса в труднодоступные и отдалённые регионы, охват мелкой региональной розницы.

Таким образом, в настоящий момент можно выделить следующие актуальные тренды, сформировавшиеся на рынке:

Компании, занимающиеся оптовой торговлей и дистрибуцией, постепенно расширяют перечень выполняемых функций. Кроме основных функций - покупка, транспортировка, хранение товара, они начинают все чаще осуществлять дополнительные функции (например, обеспечение послепродажного обслуживания, консультирование клиентов и т.д.). Появляется все больше дистрибьюторов «с полной функцией». Количество оптовиков, занимающихся перепродажей небольших партий товаров, напротив, уменьшается;

Производители начинают развивать собственные каналы дистрибуции, сокращая длину «цепочки» поставок до конечного потребителя и стараясь уменьшить количество посредников в цепочке;

Значительные конкурентные преимущества получают компании, обеспечивающие качество поставок за счёт контроля всего процесса поставок. Все большее значение приобретает функция координации процессов в цепочке поставок;

Увеличивается число компаний, занимающихся оптовой торговлей, у которых собственные складские помещения, оптовые магазины, транспорт, офисы, оборудование. Они составляют значительную конкуренцию компаниям, занимающимся дистрибьюторской деятельностью без соответствующей инфраструктуры;

Региональные торговцы становятся все более независимыми от импортёров в столице. Работа на региональных рынках требует от компаний-производителей создания собственных региональных дистрибьюторских сетей.

Это лишь ключевые тренды, которые наглядно показывают, что рынок меняется и становится все более конкурентным, а длинные цепочки поставок - все менее эффективными. Экстенсивные методы работы, которые до сих пор ещё практикуются в ряде сегментов российской дистрибуции, постепенно «изживают» себя. Модели бизнеса меняются, и наиболее конкурентоспособными оказываются те компании, которые делают ставку не на «количество», а на качество и достигают роста прибыли за счёт эффективного использования ресурсов. И, пожалуй, сегодня такой подход к ведению бизнеса наиболее актуален именно для дистрибьюторских компаний. Только в этом случае дистрибьютор сможет по-прежнему гарантированно занимать центральное место в цепочках поставок.

В российской практике создание торговых сетей существует два полярных варианта организации: холдинг и монокомпания.

Холдинг - компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других (дочерних) предприятий. Холдинг позволяет выстроить систему участий формально независимых фирм, которые могут обладать капиталами, существенно превосходящими капитал учредителя холдинга. В рамках холдинговой структуры: легче обеспечить защиту основных активов бизнеса, осуществлять управление финансовыми потоками и финансовыми результатами; сложнее организовать управление бизнесом в целом. В то же время, в монокомпании проще организовать централизованное управление и сложнее обеспечить защиту активов и гарантировать финансовый результат.

Впрочем, в чистом виде вариант монокомпании практически не встречаются, и каждый торговый бизнес имеет несколько организаций-«спутников», используемых для выполнения тех или иных сервисных функций. Поэтому, говоря в дальнейшем о монокомпании, мы будем подразумевать бизнес, основные торговые подразделения которого сосредоточены в одной организации.

В холдинге действует несколько организаций (юридических лиц), каждая из которых имеет юридическую, а, значит, и финансовую самостоятельность. Генеральный директор вправе осуществлять сделки практически по всем видам обычной хозяйственной деятельности, вправе осуществлять платежи и принимать обязательства от имени организации, вправе определять структуру и штаты организации и многое другое. Организация имеет свой баланс, должна сдавать официальную бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчётность, является самостоятельным налогоплательщиком. То есть, «встраивание» организации в общую торговую и финансовую политику холдинга потребует создания специальных механизмов финансового управления, таких как выработка договорной схемы взаимоотношений в рамках холдинга, правил расчёта по внутренним (трансфертным) ценам, создания усложнённых методик финансово-экономического планирования и формирования управленческой отчётности. С целью такой координации создаётся управляющая компания, руководство которой определяет рамки юридических и финансовых полномочий генеральных директоров дочерних и зависимых обществ.

В зависимости от выбранной организационно-юридической структуры, холдинга или монокомпании, определяется и статус основных элементов розничной сети - дочернее (зависимое) общество или структурное подразделение. Если выбрана холдинговая схема, необходимо определиться, все ли магазины сети являются юридическими лицами, или же сеть построена по «кустовому» принципу, когда несколько магазинов входят в одну организацию. Второй из вариантов предпочтительнее, если сеть состоит более чем из семи торговых точек, т.к. иначе финансовым службам компании придётся формировать несколько балансов, комплектов налоговых деклараций. Если же создать, например, пять организаций и к каждой из них прикрепить по четыре магазина, то значительно упроститься финансовое управление, попутно решив задачу диверсификации рисков.

Принципы построения холдингов и монокомпаний не являются взаимоисключающими, т.к. «куст» магазинов - это та же самая монокомпания, только существующая в рамках холдинга. Кустовая организация сети может осуществляться по соображениям территориальной близости отнотипных магазинов. В этом случае на первый план выдвигается экономия на логистических и транзакционных издержках магазинов, оперативный контроль их повседневной деятельности, и т.д.

Если сеть развивается как мультиформатная, то ведущим принципом её организации может стать принадлежность магазинов к одному формату. В этом случае управленческий выигрыш достигается за счёт повышения типизации управленческих функций и решений.

торговый сеть розничный инвестиция

1.3 Краткий обзор крупнейших российских сетей магазинов розничной торговли. Современные рыночные тенденции развития сетей магазинов розничной торговли

В 2009 году произошло изменение в структуре розничной торговли. На протяжении последних нескольких лет темпы роста оборота непродовольственных товаров стабильно обгоняли увеличение объёма продаж продовольственных товаров, что было связано с более низкими темпами инфляции на непродовольственные товары. Однако в 2009 году доля оборота продовольственных товаров в общей структуре розничной торговли начала увеличиваться. Так, по данным Росстата, в сентябре 2009 года удельный вес продовольственных товаров в общей структуре продаж составил 48,2%, непродовольственных товаров - 51,8% (в сентябре 2008-го - 45,9 и 54,1% соответственно). Это, прежде всего, связано со снижением доходов населения и, как следствие, сокращением расходов, в первую очередь на непродовольственные товары. Кроме того, по итогам девяти месяцев 2009 года темпы роста цен на продтовары были в два раза ниже по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, тогда как на непродовольственные товары рост цен ускорился и превысил прошлогодний показатель за аналогичный период на 1,8 процентных пункта. Более чем 30-процентная девальвация национальной валюты в первом квартале 2009 года способствовала сокращению потребления импортных товаров и переключению потребительского спроса на более дешёвые изделия отечественного производства. В результате доля импорта в товарных ресурсах по итогам первого полугодия 2009 года снизилась с 45% на конец 2008 года до 40%.

Второй важнейшей тенденцией 2009 года стал динамичный рост российских розничных сетей и сохранение значительного потенциала для будущего развития торговых сетей. По данным консалтинговой компании McKinsey, по итогам 2008 года доля современных сетевых форматов в структуре продовольственной розницы достигла 41% (в 2007-м - 33%, в 2005-м - 23%). Однако в развитых странах этот показатель колеблется в диапазоне от 50 до 95%, что свидетельствует о наличии высокого потенциала роста и инвестиционной привлекательности российского рынка розницы. Кроме того, Россия по-прежнему отстаёт от развитых стран по уровню обеспеченности торговыми площадями на душу населения: от Германии - почти в шесть раз, от Великобритании - более чем в десять раз.

Основная проблема, с которой столкнулись сегодня российские продовольственные торговые сети, - снижение потребительского спроса и смещение его в сторону более дешёвых товаров. Это способствовало перетоку покупателей в магазины более экономичных форматов - дискаунтеры. В результате крупнейшие розничные сети в 2009 году стремились усилить свои позиции именно в этом сегменте: за девять месяцев 2009 года «Магнит» открыл 389 магазинов «у дома» и десять гипермаркетов, X5 Retail Group - 104 дискаунтера «Пятёрочка», три супермаркета «Перекрёсток», девять гипермаркетов «Карусель». Кроме того, в целях поддержания покупательского трафика крупнейшие сетевики вынуждены контролировать уровень цен путём сокращения ассортимента, увеличения доли продаж продукции под собственными торговыми марками (СТМ), а также путём предоставления различных скидок покупателям и проведения промоакций. Ещё одной серьёзной проблемой для дальнейшего движения розничных сетей является неразвитая система логистики, поэтому одной из основных задач отечественных ритейлеров является оптимизация бизнес-процессов в логистике. По итогам девяти месяцев 2009 года самая высокая в секторе' централизация дистрибьюции - у «Магнита» (75%), X5 добилась показателя в 59%.

Позитивных результатов в повышении качества управления системой логистики удалось добиться в 2009 году ГК «Дикси». По состоянию на 30 сентября 2009 года уровень централизации поставок, обрабатываемых распределительным центром компании в Серпуховском районе Московской области, достиг 68%. Это позволило ГК «Дикси» после завершения первичного этапа построения централизованной системы товародвижения и логистики выйти в лидеры среди крупнейших российских ритейлеров по показателю валовой рентабельности по итогам девяти месяцев текущего года.

Негативное влияние на финансовые результаты компаний розничной торговли оказала девальвация курса рубля в первой половине 2009 года, что способствовало снижению долларовой выручки и росту платежей по валютным обязательствам. Также характерной чертой развития розничных сетей в России в 2009 году стало существенное увеличение арендных платежей в общей структуре затрат на фоне значительного сокращения объемов инвестпрограмм в условиях кризиса ликвидности, труднодоступности и удорожания заёмных средств.

Среди наиболее крупных сделок в сегменте розничной торговли выделим приобретение X5 Retail Group сети «Патэрсон». Сделку планировалось закрыть до середины декабря 2009 года. В результате этого приобретения общее количество супермаркетов под управлением X5 Retail Group может увеличиться на 25%. По сообщениям компании, до середины 2010 года X5 намерена превратить 52 магазина «Патэрсон» в супермаркеты «Перекрёсток», а остальные 30 торговых точек небольшого размера - в дискаунтеры «Пятёрочка». Синергетический эффект от этой сделки компания может ощутить уже во второй половине 2010 года. Таким образом, в 2008-2009 годах на фоне финансового кризиса X5 укрепила свои позиции в формате магазинов-дискаунтеров за счёт сети магазинов «Пятёрочка», а на 2010 год запланировано открытие ещё 200-250 магазинов в этом формате. При этом, приобретая сеть «Патэрсон», компания значительно укрепляет свои позиции в формате супермаркета и постепенно готовится к восстановлению покупательной активности российских потребителей. Таким образом, X5 Retail Group может получить максимальный выигрыш среди отечественных продуктовых ритейлеров от восстановления российской экономики.

По итогам девяти месяцев 2009 года выручка X5 в долларовом эквиваленте снизилась на 7%, но в рублях выросла на 38%, что объясняется девальвацией курса национальной валюты в первом полугодии 2009 года. EBITDA в долларовом выражении сократилась на 12%, рентабельность EBITDA - с 8,9 до 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль упала на 12%. Среди негативных факторов для X5 отметим достаточно высокую долговую нагрузку, причём, более 60% обязательств компании номинировано в долларах США. В результате убыток от разницы курсов валют, связанный с переоценкой долга, по итогам девяти месяцев составил 38 млн долл.: в I квартале компания получила 164 млн неденежного убытка из-за девальвации рубля, а во II и III кварталах - 126 млн долл. прибыли по этой статье. Однако в начале декабря X5 Retail Group смогла договориться со Сбербанком об открытии возобновляемой кредитной линии на 1,1 млрд долл. в рублёвом эквиваленте, что позволит ритейлеру гарантированно расплатиться с западными кредиторами и минимизировать валютные риски.

Ещё одним не менее заметным событием на российском рынке розничной торговли стало SPO «Магнита» на российских и Лондонской биржах в конце октября. Это размещение стало третьим для компании. В апреле 2006 года она провела IPO на российских площадках, в рамках которого привлекла 368,35 млн долл., а весной 2008 года - SPO на Лондонской фондовой бирже на 480,25 миллиона. Отметим, что размещение бумаг прошло более чем удачно. Инвесторы оказались готовы приобрести GDR «Магнита» по 13 долл. (объявленный ценовой диапазон составлял 12-13,5 долл.), что соответствует 65 долл. за акцию. Привлечённые средства будут направлены на рефинансирование текущей задолженности и на усиление экспансии в регионах в форматах дискаунтеров и гипермаркетов. Отметим, что по итогам 2009 года «Магнит» является лидером среди отечественных торговых сетей по количеству магазинов в формате дискаунтеров. Он имеет наибольшую степень проникновения в регионах, а также самый высокий уровень централизации дистрибьюции, что позволяет ритейлеру наращивать валовую маржу. По итогам I полугодия 2009 года валовая рентабельность «Магнита» увеличилась до 23,3% по сравнению с 20,9% за аналогичный период 2008 года. EBITDA компании в долларовом выражении в I полугодии 2009 года выросла на 42,3%, чистая прибыль - на 78,9%.

Преимуществом « Магнита» является низкий уровень долговой нагрузки при отсутствии валютных обязательств. Этот факт способствовал увеличению чистой рентабельности сети с 3,5% по итогам 2008 года до 5% по итогам шести месяцев 2009 года - наилучший результат среди публичных аналогов.

С начала года «Индекс РТС - Потребительские товары и розничная торговля» продемонстрировал наибольший прирост среди отраслевых индексов РТС - 220% (в то время как индекс РТС увеличился на 120%). При этом, рост котировок акций «Магнита» в РТС составил более 300%, бумаги «Дикси» прибавили с начала года более 320%, ADR X5 подорожали с начала года почти на 360%. Как и ожидалось, инвестиции в бумаги компаний розничной торговли стали одними из самых доходных во время кризиса. С одной стороны, несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации и снижение доходов населения, потребительские расходы на продукты питания сокращаются в последнюю очередь, с другой - X5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси» подошли наиболее подготовленными к кризису с точки зрения финансовой устойчивости. Кроме того, X5 благодаря приобретению «Пятёрочки» смогла усилить свои позиции в формате магазинов-дискаунтеров и поддержать потребительский трафик в супермаркетах «Перекрёсток» за счёт активных промоакций. Менеджменту «Дикси» удалось оптимизировать систему логистики, что позитивно отразилось на финансовых результатах компании. Будущее этих компаний и в 2010 году выглядит оптимистично, более того, ожидается значительное улучшение их финансовых показателей по итогам 2009 года за счёт укрепления курса национальной валюты, а также традиционного роста потребительских расходов в период новогодних праздников.

Что касается рынка бытовой техники и электроники, то здесь ситуация складывается значительно хуже. По оценкам Discovery Research Group, если в 2008 году объем рынка бытовой техники в России составил 10,8 млрд. долл. (рост на 10% по сравнению с 2007 годом), то в 2009 году он сократится на 20% - до 8,7 миллиарда. Крупнейшие розничные сети по торговле бытовой техникой и электроникой оценивают падение рынка по итогам III квартала в 20-40%, однако сезон предновогодних распродаж все-таки оставляет надежду ритейлерам на то, что по результатам всего года этот показатель не превысит 20-25%. Уменьшение объёма рынка на фоне падения потребительского спроса негативно отразилось на финансовых показателях крупнейших торговых сетей. По итогам девяти месяцев розничная сеть «М.Видео» увеличила выручку на 5% в рублёвом выражении. При этом среди позитивных моментов надо отметить отсутствие у компании долговой нагрузки. По итогам девяти месяцев текущего года чистые денежные средства на балансе сети превысили совокупный долг на 341 млн. рублей. За девять месяцев 2009 года «М.Видео» смогла сократить задолженность перед банками на 85% по сравнению с 2008-м. С начала года акции «М. Видео» выросли в РТС более чем на 320%. Учитывая неблагоприятную макроэкономическую ситуацию на рынке бытовой техники и электроники, дальнейший потенциал роста бумаг компании может быть ограничен. Однако в долгосрочной перспективе мы сохраняем позитивный взгляд на бумаги розничной сети «М.Видео», так как она является наиболее финансово устойчивой среди конкурентов, в массе своей обременённых долгами.

ОАО «Аптечная сеть 36,6» - ведущая российская компания в сфере торговли товарами для красоты и здоровья. Ей также не удалось избежать сокращения потребительского трафика на фоне уменьшения доходов населения, а увеличение среднего чека в магазинах поддерживается лишь за счёт роста цен на лекарства. В результате консолидированные продажи группы снизились по итогам девяти месяцев 2009 года в рублёвом выражении на 17,8%, причём, в рознице падение составило 21,4%, что частично было компенсировано трёхпроцентным ростом продаж «Верофарма». При этом в III квартале 2009 года сокращение выручки ускорилось и составило 26,3% по сравнению с 15,7% во II квартале. В целом валовая прибыль сети по итогам первого полугодия 2009 года оказалась на 1,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого. EBITDA показала прирост 255,7%, что свидетельствует об эффективном управлении издержками компании в период кризиса. Однако чистый убыток аптечной сети увеличился по итогам девяти месяцев почти в три раза, что объясняется наличием у компании существенного долга, а также потерями от изменения курса валют, полученными в I квартале. По итогам первого полугодия 2009 года соотношение долг/EBITDA составило 5,7, причём, более 80% долга приходилось на розничный сегмент. Кроме того, доля краткосрочных обязательств превышала 97%, а валютных долгов - составляла около 40%. С начала года котировки «Аптечной сети 36,6» выросли в пять раз, однако дальнейший потенциал роста акций компании ограничен высокой долговой нагрузкой. Кроме того, позиции «Аптечной сети 36,6» ослабевают в глазах инвесторов ввиду того, что ОАО «Верофарм» фондирует розничный сегмент аптечной сети, а тот факт, что ресурсы «Верофарма» используются для поддержания материнской компании, говорит о неэффективном корпоративном управлении в сети.

Раздел 2. Развитие сетей предприятий розничной торговли в условиях единого экономического пространства

.1 Торговые аспекты формирования единого экономического пространства

В 1990-2000-е надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались окончательно утраченными. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР. В 1993 году в Москве все страны СНГ подписали договор о создании экономического блока для формирования на рыночных основах единого экономического пространства - Союз независимых государств (СНГ) объединивший 12 государств все экс-советские республики, кроме стран Балтии.

Одним из основных показателей, характеризующих степень эффективности интеграционных процессов, является взаимная торговля. По данным ФТС России, в 2007 году внешнеторговый оборот России со странами СНГ вырос по сравнению с предыдущим годом на 27,4% и составил 82,4 млрд. долл. США, в том числе экспорт - 52,6 млрд. долл. США (почти на четверть больше, чем в предыдущем 2006 году), импорт - 29,8 млрд. долларов США (рост более чем на треть). За первые два месяца 2008 года товарооборот достиг без малого 15 млрд. долл. США и вырос по сравнению с январём-февралём 2007 года на 42,8%, экспорт составил 10,1 млрд. долл. (рост на 53,6%), импорт - 4,8 млрд. долл. (рост на 24,4%).Основными торговыми партнёрами России среди стран СНГ являются Украина (доля в общем товарообороте со странами СНГ в 2007 году - 36%), Белоруссия (31,6%) и Казахстан (20,1%).

В целом структура внешней торговли России со странами СНГ рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы. Так, поставки машинно-технической продукции в страны СНГ по объёмам в три раза превышают объёмы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз. В 2007 году Россия поставила в страны СНГ машинно-технической продукции на 9,6 млрд. долларов, что составило 18,3% от общего объёма экспорта России в страны СНГ. Для сравнения: в экспорте в страны дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 3,4%. Значительно больше поставляется в страны СНГ и продукции агропромышленного комплекса, текстильных товаров.

Структура российских закупок в странах СНГ в определённой степени также отражает взаимодополняемый характер экономик стран Содружества: на долю продукции машиностроения приходится почти 32%, на металлопродукцию - 21%, продовольственные товары - 14,4%, продукцию химической промышленности - 10,2%. Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ является инвестиционное сотрудничество. Ведущую роль в этих процессах играет набирающий силу российский капитал. По данным Росстата, объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на 1 января 2008 года составил 2,52 млрд. долл. США. При этом фактические данные значительно выше. Объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России по состоянию на 1 января 2008 г. превысил полтора миллиарда долларов США.

Важнейшую роль в развитии интеграционных процессов в формате Содружества Независимых Государств играет реализация решений саммита СНГ, состоявшегося в Душанбе 5 октября 2007 г. Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 - Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперёд» оказалось не слишком плодотворным.

По данным Росстата, товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия за январь-ноябрь 2007 года составил 18,0 млрд. долл. США и по сравнению с январём-ноябрём 2007 года увеличился на 26,5%. Удельный вес товарооборота Союзного государства в общем объёме товарооборота стран СНГ составил 31,0% и по сравнению с январём-ноябрём 2006 года увеличился на 0,5%. Экспорт России в Белоруссию в 2007 году составил 11,8 млрд. долл. США (126,5% к 2005 году). Импорт России в 2007 году из Беларуси составил 6,2 млрд. долл. США (130,1% к 2005 году).

Наиболее серьёзным подходом к интеграционному объединению является Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева. Подписанный в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества оказался (по крайней мере, на первых порах) более удачным, чем предшествующие интеграционные опыты. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Однако хотя объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растёт, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:

формирование зоны свободной торговли ЕврАзЭС: в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанном главами государств, между странами ЕврАзЭС в соответствии с двух- и многосторонними соглашениями действует режим свободной торговли товарами. В настоящее время Стороны договорились о необходимости разработки проекта договора о зоне свободной торговли в формате шести государств-членов ЕврАзЭС;

формирование таможенного союза: в целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование таможенного союза (реализации в течение 2007-2010 годов,) а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран.- России, Белоруссии и Казахстана - с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС. 25 января 2008 г., главами правительств Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, формирующих правовую базу таможенного союза трёх государств. Проведенные Российской Федерацией дву- и многосторонние консультации и анализ последствий реализации переговорных позиций государств-членов Сообщества показали, что незавершённость переговоров по присоединению к ВТО не позволяет провести масштабные изменения (унификацию) действующих таможенных тарифов России, Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, целесообразно вести унификацию таможенного тарифа по отдельным товарным позициям при условии, что такие изменения будут усиливать переговорную позицию каждой из трёх стран в рамках процесса присоединения к ВТО;

формирование единого экономического пространства: к настоящему времени в ЕврАзЭС начато формирование отдельных элементов единого экономического пространства - подписаны Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг и Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества, утверждены перечень основных показателей социально-экономического развития государств и порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, создана в основном нормативная база для разработки межгосударственных программ.

К основным проблемам интеграции в рамках ЕврАзЭС следует отнести существенные различия в экономическом потенциале и структуре экономик государств Сообщества, различные темпы осуществления рыночных преобразований. Кроме того, государства ЕврАзЭС (за исключением Киргизии), формируя таможенный союз и единое экономическое пространство, параллельно ведут переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации, что требует координации их действий в ходе переговорного процесса.

Основной целью создаваемой международной интеграционной группировки является достижение четырёх степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определённого набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять - по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.

2.2 Иностранные инвестиции как важная составляющая развития торговых розничных сетей

.2.1 Иностранные инвестиции в российские торговые сети

Серьезный толчок к развитию розничной торговли в России дал приход западных торговых сетей. Первый магазин с иностранным участием был открыт в 1997 году в Москве - супермаркет розничной сети «Рамстор», который не сильно выделялся на фоне российских супермаркетов, например «Перекрёстка» или «Седьмого континента». А вот появление в Подмосковье в 2000 году шведского концерна ИКЕА и в 2001 году немецкой компания Metro Сash & Сarry, входящей в международную группу Metro AG, стало настоящим событием.

Шведский концерн пришёл не только торговать, но и сделать Россию одной из основных своих производственных площадок. Главное в маркетинге ИKEA - создание моды. Вопреки сложившимся вкусам российских потребителей, концерн предложил мебель светлых тонов, приучил людей самим выбирать товар, расположенный на больших пространствах, самим собирать мебель, продаваемую в разобранном виде. Такой формат близких и доступных для покупателей вещей стали применять теперь многие магазины товаров для дома и ремонта. Товары должны быть доступны покупателю, он должен, понимать, как может их использовать, и при необходимости воспользоваться помощью квалифицированного продавца. И, конечно, надо позаботиться об удобстве погрузки и доставки крупногабаритной покупки.

Успех ИКЕА заставил серьёзно заняться развитием розницы и отечественных производителей мебели. Крупнейшая российская мебельная компания «Шатура», только увидев, как активно развивается ИКЕА, сменила стратегию: с развития дилерского направления и открытия франчайзинговых магазинов на развитие сети собственной фирменной торговли. Также на больших площадях созданы жилые зоны квартиры, расставлены образцы мебели, оформлены интерьеры. Это позволило компании поддерживать ежегодный рост на уровне 40%. В 2006 году «Шатура» прочно заняла первое место на мебельном рынке с долей 11%.

Компания Metro декларирует обслуживание мелкооптовых (корпоративных) покупателей в сетевых магазинах, напоминающих розничные. Во всем мире основа её клиентской базы - отели, рестораны, кафе. В России же к моменту прихода гиганта все ещё велика была доля неорганизованной торговли, а ресторанов было явно недостаточно. Поэтому основными покупателями стали владельцы магазинчиков, а также частные лица, получающие карточки доступа как представители своей фирмы и покупающие товары лично для себя, хотя сама компания это активно отрицает.

Главным результатом прихода крупных иностранных корпораций в российскую розницу стала серьёзная борьба за снижение цен. Иностранные ритейлеры использовали свои договоры с крупными международными производителями продуктов питания и товаров народного потребления для получения самых низких цен на рынке. Для отечественных торговцев это, с одной стороны, стало проблемой, с другой - дало возможность научиться «продавливать» поставщиков. Ещё в 2001 году, когда компания Metro объявила о скором открытии своего первого магазина, выяснилось, что по условиям договоров, которые она требовала подписать, местные поставщики должны были гарантировать, что никому не дадут цену меньше, чем для Metro. Тогда «Перекрёсток», «Седьмой континент» и «Копейка» пригрозили бойкотом отечественным поставщикам, если те дадут слишком большие скидки «западному агрессору». Конфликт удалось решить миром. Производители прислушались к доводам местных сетей, предоставив Metro и другим крупным сетям одинаковые условия для работы.

«Седьмой континент» в 2003 году, обсуждая условия поставки для нового гипермаркета «Мосмарт», к планируемому в нем годовому обороту в 50 млн долларов добавил собственный оборот (320 млн долларов в 2002 году). Поставщики оценили суммарные возможности торговых сетей и пошли на уступки, позволившие сравнять цены с иностранным конкурентом.

Были и более серьёзные случаи борьбы за цены. Например, в 2006 году шесть крупнейших российских ритейлеров электроники («Эльдорадо», «Евросеть», «М.Видео», «Связной», «Техносила», «Мир») выступили против одного из крупнейших её производителей Panasonic, отказавшись от закупок его техники. Конфликт разгорелся из-за того, что большая часть продукции под этим брендом была выставлена в только что открывшихся гипермаркетах бытовой электроники Media Markt (принадлежат Metro AG) по ценам ниже минимальных, которые Panasonic указал в договорах с сетями. Так, плазменный телевизор Panasonic TH 42 PA 60 стоил в Media Markt 1270 долларов, в остальных сетях - 1700-1800. Компания Panasonic вынуждена была пойти на мировую.

Благодаря своим масштабам международным компаниям проще входить на наш рынок с крупными форматами (торговые площади - от 5 тыс. кв. м, ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров - от 40 до 150 тыс. позиций), и это для них особенно привлекательно. Средняя площадь магазинов ИКЕА - 25 тыс. кв. м, Metro Сash & Carry - 7-9 тыс.). На непищевую продукцию в гипермаркетах приходится от 35 до 50% общего ассортимента. Непродовольственный сектор представлен самыми разными группами товаров: одежда и обувь, косметика, бытовая химия, электроника, различная бытовая техника, мебель, стройматериалы.

Низкий уровень наценки компенсируется масштабными оборотами. А высокая концентрация бизнеса позволяет экономить на логистике, оформлении документов и прочих расходах, что делает инвестиции более выгодными.

Первым серьёзным проектом открытия иностранцами гипермаркетов в России стал магазин французской сети «Ашан», распахнувший свои двери перед покупателями в августе 2002 года в Подмосковье. Компания серьёзно подготовилась к борьбе за наш рынок. Специально для капризных граждан самого большого российского мегаполиса было даже изменено название компании. Ведь по законам транскрипции французское Auchan должно было писаться как «Ошан». Но ведь московский диалект характерен аканьем, что и предопределило название сети в России - «Ашан».

Если бы иностранные компании вошли на российский рынок пораньше, то, скорее всего, смогли бы без проблем захватить его, как произошло в Польше, Чехии, Венгрии. Зарубежные операторы пришли туда в начале 1990-х годов, подавили местные сети и примерно за пять лет завоевали господствующее положение. Но в нашей стране иностранцев сильно напугал кризис 1998 года, когда многие западные компании даже вывели свои представительства в соседние, как им казалось, более благополучные страны. Благодаря этому у наших сетевых операторов появился шанс окрепнуть и набраться опыта. Ведь самое важное при открытии и управлении крупным гипермаркетом - это постоянное снижение издержек за счёт отлаженных бизнес-технологий.

.2.2 Внешнеэкономическая деятельность и инвестиции российских компаний в торговые розничные сети государств-членов СНГ

По мере роста российские ритейлеры не только опасались, что их положение может пошатнуться с приходом иностранных сетей, но и сами задумались о возможностях экспансии. Логично, что первыми были выбраны ближайшие соседи - Казахстан, Украина и Белоруссия.

Пионером стала компания «Патэрсон», открывшая супермаркет в Киеве в конце 2004 года. На тот момент руководство сети считало украинский рынок слабым и отстающим от московского на 4-5 лет, поэтому строило планы захватить за ближайшие два года не менее 10% местного рынка. В том же году «Пятёрочка» продала за 750 тыс. долларов франшизу харьковской компании «Инвестор», которая пообещала открыть к 2006 году не менее 30 магазинов под российским брендом в Харькове, Киеве и Днепропетровске. «Пятёрочка» рассматривала варианты и самостоятельного строительства магазинов, в частности гипермаркетов «Карусель». Весной 2005 года «Перекрёсток» приобрёл киевскую сеть SPAR, состоящую из пяти супермаркетов.

В те годы стоимость открытия универсама в России и на Украине оценивалась примерно одинаково - от 750 тыс. до 1,5 млн. долларов. Рынок Украины находился в начале бурного роста, доходы населения росли на 15% в год. В 2004 году объем украинского розничного товарооборота равнялся 10,6 млрд. долларов, российского - 172 млрд. Местная розница ещё не стала серьёзной силой. Финансовые показатели крупнейших местных ритейлеров и российских первопроходцев отличались в разы. Оборот Fozzy Group (сеть супермаркетов «Сiльпо» и «Днепрянка», дискаунтер «Фора», магазин cash & carry Fozzy) составлял около 290 млн. долларов, сети «Фуршет» - 240 млн, «Квиза-Трейд» (сеть гипермаркетов «Велика Кашеня») - 134 млн, сети дискаунтеров АТБ - 160 млн долларов. На Украине уже работало подразделение Metro Cash & Carry Ukraine с оборотом около 150 млн. долларов.

За несколько лет рынок стремительно вырос. К 2006 году объем розничной торговли Украины достиг 18,2 млрд долларов. Местная сеть Fozzy Group увеличила оборот на 140%: с 700 млн долларов в 2005 году до 1,2 млрд в 2006 году. «Велика Кашеня» преодолела планку 1 млрд долларов в 2007 году.

К сожалению, российские сети не могут похвастаться столь впечатляющей динамикой. Ни одна из них не смогла воспользоваться своим опытом и ресурсами для захвата лидерства на рынке. Так, франчайзер «Пятёрочки» смог открыть на Украине к концу 2006 года лишь 16 магазинов. «Перекрёсток» не только не переименовал купленную им сеть SPAR, но и вынужден был закрыть один из магазинов. «Патэрсон» в декабре 2006 года открыл лишь третий магазин.

При этом западные продовольственные ритейлеры тоже активно осваивают рынки наших соседей. Например, турецкая компания Migros с 1999 года строит магазины «Рамстор» в Казахстане, в 2005 году было 5 магазинов с годовым оборотом 103,8 млн долларов (для сравнения: 56 магазинов «Рамстор» в России заработали в том же году 482 млн долларов). Сеть «Пятёрочка», которую развивает местный казахский франчайзер «Дала-Инвест», не может похвастаться такой эффективностью. В среднем каждый из 30 открытых магазинов приносит около 1 млн. долларов в год, что в 4-4,5 раза меньше показателей российских «Пятёрочек». Эксперты называют одной из главных причин неудач российских сетей на зарубежных рынках отсутствие жёсткой стандартизации и отработанного формата торговли.

Лучше обстоят дела у крупнейших непродовольственных ритейлеров: «Эльдорадо», «Евросеть», «Спортмастер», «Интерспорт». Уже представлены на рынке наших соседей одежные марки Sela, Baltman, Axara и другие, а также лидеры российского рынка по фастфудам и ресторанам «Росинтер» и «Кофе Хауз».

Выход на рынок сопредельных государств упрощается, если кроме отлаженных торговых технологий есть возможность предложить партнёру реальное товарное наполнение. Так, сеть магазинов Sela является только частью вертикально-интегрированного холдинга, поэтому, предлагая своим партнерам франшизу, она обеспечивает каждый сезон наполнение магазинов новыми коллекциями одежды. С такой поддержкой компания легко завоевала себе место в СНГ и в 2006 году пошла в Восточную Европу, на очереди - Западная Европа и Китай.

.3 Современный европейский опыт формирования торговых сетей

Одним из последствий глобального финансово-экономического кризиса стало резкое снижение объёмов импульсных продаж. Аналитики и основные игроки FMCG рынков всерьёз говорят о возможном возвращении к операционным моделям, рассчитанным исключительно на планируемый спрос. И для этого есть все основания.

Нынешнему кризису предшествовал небывалый потребительский бум. Это касается как развитых, так и развивающихся стран. Благодаря доступным кредитным ресурсам люди покупали гораздо больше, чем могли себе позволить. Люди, покупающие в кредит, искренне надеялись на то, что их будущие доходы покроют текущие расходы. Но эти надежды не оправдались. Как результат - потребители перешли в состояние жёсткой экономии и вынуждены очень скрупулёзно планировать личные расходы на несколько месяцев вперёд. Такое поведение потребителей становится одним из основных трендов в рамках целых регионов.

Реагируя на складывающуюся ситуацию, производители и продавцы принялись за разработку антикризисных решений, которые бы смогли обеспечить им адекватный эффект. Но все эти решения, по сути, пока сводятся к одному: убеждение целевой потребительской аудитории внести продвигаемый товар в список покупок, запланированных на ближайшие месяцы.

На сформированных рынках мультиформатность уже давно стала правилом, а не исключением. Крупные розничные сети, такие как Wal-Mart, Safeway, Tesco, помимо традиционных торговых форматов также развивают и «малоформатные» торговые бренды с эксклюзивным ассортиментом.

Также активно развиваются торговые проекты с чёткой национальной «ориентацией». Так, ассортимент сети магазинов Supermercado (Wal-Mart) и Sabor (Publix) ориентирован на американцев латиноамериканского происхождения. При этом, говоря об ассортименте, стоит отметить, что речь идёт о достаточно широкой ассортиментной линейке, во многом представляемой на условиях эксклюзивности. Supermercado (средняя торговая площадь - 3 600 кв. м.), к примеру, предлагает своим клиентам более 13 000 позиций, включающих: широкий ассортимент свежих тропических фруктов и овощей, более 40 видов традиционных хлебобулочных изделий. Клиенты Supermercado также могут оценить качество кулинарного отдела, предлагающего традиционные латиноамериканские блюда по доступным ценам (в магазине также предусмотрена зона, где посетители могут съесть приготовленные блюда, сидя за удобными столиками).

События последних лет отчётливо показывают, что концепция дифференциации всегда будет работать на те розничные сети, которые действительно знают, как использовать все её преимущества.Up Store - это современный формат, который предполагает временные магазины, открываемые в торговых центрах (в т. ч., с использованием схемы «магазин в магазине») или нетрадиционных локациях (например, университетские городки, автостоянки, временная уличная торговля).

В последнее время формат Pop-Up магазина становится все популярнее. Принято считать, что первый магазин в данном формате появился в 2004 году, когда японский дом моды Comme des Garсons (CDG) открыл Guerrilla Store в Берлине. Открывшись в столице Германии ровно на год, далее магазин отправился в кругосветное путешествие по маршруту: Сингапур - Лос-Анджелес - Глазго - Барселона. Guerrilla Store также появлялись в Любляне, Рейкьявике и Варшаве. Каждый магазин CDG работает ровно один год, при этом компания рекламирует свои торговые точки исключительно с помощью рекламных плакатов и с помощью рекламы «из уст в уста» (word-of-mouth advertising).

Формат Pop-Up Store наиболее популярен в США и Великобритании. Так, в течение последних двух лет в Нью-Йорке открылось множество Pop-Up точек. А в Лондоне впервые была создана самая мобильная версия данного формата - проект London Fashion Bus. В настоящее время формат «Pop-Up Store» достаточно активно начинает развиваться в Восточной Европе и России. Популярность Pop-Up магазинов - это своего рода требование времени: такой розничный формат приносит меньше издержек, а товары на волне ажиотажа раскупаются намного быстрее и в больших объемах. К тому же компании имеют возможность получить новых лояльных клиентов (или выйти на новые целевые аудитории). Например, такие сети как Target, Limited, Brooks Brothers достаточно эффективно используют преимущества формата Pop-Up Store с целью «захвата» новых целевых групп.

В условиях кризиса и тотальной экономии (как со стороны продавцов, так и покупателей) популярность мобильных магазинов, похоже, будет только расти. Ведь ассортимент таких магазинов не ограничивается только модной одеждой - Pop-Up магазины активно используют такие компании как easyJet, MTV, eBay, Meow Mix, Oceanic. Так что потенциал данного формата просто огромен.

Розничные сети прикладывают немалые усилия для адаптации товарного ассортимента к особенностям потребления на локальных рынках. Однако тренд кастомизации выходит далеко за эти пределы.

Кастомизация розничных продаж в действительности представляет собой идеальный инструмент, позволяющий наладить контакт с целевой аудиторией и организовать эффективную систему по обслуживанию клиентов. Это многофункциональный инструментарий, который можно использовать с целью развития бренда и увеличения лояльности к бренду. Но только уровень развития контакта с целевой аудиторией может быть единственным показателем оценки эффективности кастомизации розничных продаж.

.4 Перспективы развития российских торговых сетей в условиях ЕЭП

В общем объёме оборота розничной торговли продовольственными товарами современные форматы занимают менее 20%. Ещё 44% приходятся на открытые рынки и 36% на другие устаревающие форматы, такие как киоски, традиционные магазины «возле дома», и т. д. В некоторых регионах доля современных предприятий розничной торговли ещё ниже. Ожидается, что эта доля в ближайшее время быстро возрастёт, так как сети розничной торговли активно продвигаются в регионы.

Участники рынка выделяют несколько основных аспектов, которые будут в наибольшей степени влиять на дальнейшее развитие именно сетевого розничного формата, как на внутреннем российском рынке, так и на общем рынке стран СНГ. Среди них:

Нехватка площадей: борьба за площади остается серьезной задачей как для прочно закрепившихся на рынке сетей, так и для новичков; этот вопрос ещё более серьёзно стоит в Москве, где между продавцами розничных товаров, так же как и между девелоперами жилой недвижимости, идёт конкурентная борьба за хорошие площадки. Высокая арендная плата вынуждает предприятия розничной торговли присматриваться к площадкам за пределами Москвы и активно продвигаться в регионы;

Логистика: хотя ритейлеры и оказывают давление на своих поставщиков, чтобы те снижали цены и повышали качество снабжения, создавали свои собственные центры распределения и внедряли современные технологии, они все ещё испытывают трудности в этом направлении, особенно на региональном уровне, где физическая/территориальная удалённость от центра имеет большое значение. В ближайшем будущем качество системы снабжения для большинства предприятий розничной торговли станет определяющим фактором успеха. Победителем станет та компания, которая сумеет создать эффективную систему логистики и обеспечить наличие ассортимента продукции, соответствующего спросу потребителя;

Перспектива вступления в ВТО: вместе с ростом потребления усилится конкуренция в секторе розничной торговли и обслуживания потребителей, в котором сейчас высока доля импортной продукции. Из-за более широкого доступа к российскому рынку значительно возрастёт конкуренция для отечественных производителей, особенно в продовольственном, фармацевтическом и химическом секторах, а также в отрасли торговли бытовой электроникой. С другой стороны, вступление в ВТО предоставляет возможность более быстрой реализации ключевых реформ и приведения законодательства в соответствие со стандартами ВТО. Это будет способствовать созданию более благоприятного климата для иностранных инвестиций. Ожидается увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Компании, которые первыми придут на данный рынок, получат наибольшие преимущества;

Модернизация российского сектора розничной торговли и изменение покупательских привычек: дальнейшее проникновение на рынок современных форматов приведёт к изменению покупательских привычек, придав процессу совершения покупок оттенок развлечения. Благодаря росту доходов повысится спрос на качественную продукцию, и современные форматы станут более доступными для населения. По прогнозам аналитиков, доля современных форматов за три-четыре года удвоится;

Продвижение торговых сетей в регионы и за пределы страны: начиная с 2003 года крупные российские и международные торговые сети рассматривают возможности расширения в регионах. Более низкая арендная плата и растущая покупательная способность населения регионов будет привлекать больший объем инвестиций. Ключевые ритейлеры рассматривают в качестве своих потенциальных рынков города с населением свыше 500 тыс. человек. В зависимости от формата и целей, стоящих перед сетями, они будут выбирать один из следующих вариантов расширения в регионах: открытие фирменных магазинов, приобретение местных торговых сетей или франчайзинг. В прошлом году появилась новая тенденция - экспансия отечественных сетей за пределы России. Некоторые из них (например, «Перекресток», «Патерсон» и «Пятерочка») либо уже открыли новые магазины в странах СНГ, либо объявили о соответствующих планах;

Развитие противоположностей (дискаунтеры и торговля предметами роскоши): в России, где среднему классу, по сути, ещё только предстоит стать основой общества и где он составляет лишь малую часть населения, наиболее активно развиваются форматы, находящиеся либо на самом верху, либо в самом низу ценовой пирамиды. Дискаунтеры, например, являются крайне многообещающим форматом в России. Именно дискаунтеры и магазины «возле дома» постепенно вытеснят открытые рынки, киоски и другие архаичные форматы. На противоположном конце ценовой пирамиды - сегмент торговли предметами роскоши, быстрое развитие которого особенно заметно в Москве. На российском рынке уже присутствует огромное количество международных торговых марок косметической и парфюмерной продукции, одежды, ювелирных изделий и автомобилей. Розничная торговля предметами роскоши также находится на подъёме; основными участниками рынка в этом сегменте являются Bosco di Ciliegi и Mercury. Ещё одной новой тенденцией является развитие продовольственных магазинов класса «люкс». Например, «Перекресток» открыл сеть «Глобус Гурмэ», которая, как ожидается, разрастется к 2008 году до 12-15 магазинов; Fauchon и Hediard тоже недавно открыли свои гастрономические бутики;


Заключение

В ходе исследования дана историческая характеристика организации розничной торговли в России. В настоящее время основной современный формат розничной торговли в РФ представляет сетевой торговый бизнес. Был дан обзор крупнейших российских сетей магазинов розничной торговли, выявлены современные рыночные тенденции развития сетей магазинов розничной торговли. Также были исследованы торговые аспекты формирования единого экономического пространства.

Глобализация экономических процессов, вхождение России в мировое экономическое сообщество и Всемирную торговую организацию требует исследования закономерностей развития торговли как важнейшей составляющей национальной экономики в новых для России условиях рынка. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя, произведенную потребительскую стоимость, связывает, производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.

Торговля активно развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей по объему производства ВВП и числу работающих. Развитие торговли оказывает важное обратное воздействие на рыночные трансформации и их эффективность, особенно в социальном плане. Решение важной социальной задачи - удовлетворение потребностей потребителей в товарах народного потребления во многом зависит от развития розничной инфраструктуры.

Основными функциями розничной торговой сети являются: закупка товаров у поставщиков; организация завоза товаров в магазины; приемка и хранение товаров; подсортировка и подготовка к продаже; продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям; наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Сетевая форма организации розничной торговли предполагает ряд торговых точек с одной и той же товарной специализацией и под одной торговой маркой, управляются общим административным центром, пользуются общей торговой инфраструктурой и имеют единую политику, определяемую стратегией сети в целом. Это сектор рынка розничной торговли, совокупность предприятий торговли, использующих сетевую форму ее организации.

Ключевым направлением развития федеральных торговых сетей в последние несколько лет стала региональная экспансия и укрупнение игроков рынка, поэтому отдельное внимание уделяется региональному аспекту развития торговых сетей и анализу сделок M&A в секторе продуктового ритейла.

Значительное место в стратегии развития многих компаний занимает логистика поставок, поэтому отдельная глава исследования посвящена развитию логистической составляющей продуктового ритейла.

Внешнее финансирование компаний - одна из важных составляющих успеха российских ритейлеров, поэтому мы проанализировали основные финансовые стратегии федеральных и локальных сетей.

Говоря о перспективах развития российских торговых сетей, следует указать, что без государственной поддержки создать серьезную торговую сеть в стране нельзя. В частности, назрела необходимость в нашем законодательстве четко прописать, на каких условиях можно входить на российский потребительский рынок. К примеру, как в Великобритании, где четко определено, торговые предприятия каких типов можно строить зарубежным компаниям, их размер, минимальное число англичан, которых должно нанимать данное предприятие, какой процент отечественной продукции должен присутствовать в его товарообороте, и т. д.

Экономические преобразования, происходящие в стране, дали возможность активизировать процесс стабилизации потребительского рынка торговли. Одним из положительных последствий экономических преобразований в российской рознице стало возникновение конкуренции не только между отечественными предпринимателями, но и между российскими и западными компаниями. Известные конкурентоспособные отечественные компании уже сейчас оснащены лучше, чем ряд зарубежных супермаркетов, на высоком уровне находится не только технологическое оснащение, но и менеджмент.

В сегодняшних условиях более конкурентоспособны и имеют наилучшие перспективы те супермаркеты, которые способны сокращать издержки и предлагать покупателю любой, в том числе и недорогой товар. В долгосрочной перспективе сети супермаркетов и дисконтных магазинов (магазинов сниженных цен) будут развиваться наиболее динамично.

У крупных компаний европейского бизнеса нет недостатка в инвестиционных ресурсах, а именно он тормозит рост российских сетей. Кроме того, благодаря налаженности технологий зарубежные компании имеют гораздо больший ресурс снижения издержек и цен, а также повышения производительности труда. Производительность наших лучших супермаркетов составляет 80-90% от уровня западных. Наконец, европейский стандарт качества обслуживания клиентов пока значительно выше отечественного, поэтому при одинаковых ценах покупатель чувствует себя там комфортнее.

Список использованной литературы

1.Аникеева Н.В. Подход к реформированию предприятий потребительской кооперации. - Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2009.

.Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Научный доклад. - М.: НИР, 2007.

.Есютин А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика, управление. - М.: КноРус, 2007.

.Ильина Л.И. Роль конкурентоспособности в повышении эффективности социально- экономической деятельности потребительской кооперации/Л. И. Ильина//Вестник научно - исследовательского центра кооперативного права, управления и венчурных инвестиций. - Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 2008.

.Ковалёв К. Ю. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. - СПб.: Питер, 2007.

.Либман А.М., Хейфец Б.А. Экспансия российского капитала в станы СНГ. - Вопросы экономики, №8, 2007.

.Монин А. А. Ритейл в России. Особенности национальной розницы. - СПб: Невский проспект. 2007.

.Романова О. ЕБРР об экономическом положении стран ЕврАзЭС. - Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2007.

.Сидоров Д. В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними - Вершина, 2007.

.Филлипчук В. В. Опыт построения непродовольственной розничной торговой сети. - Гардарика, 2000.

.Хасис Л. А. Закономерности развития российских розничных торговых сетей - Едиториал УРСС, 2004 г.

.Хейфец Б. - Взаимные инвестиции в СНГ. - М.: Экономист, 2005.

Похожие работы на - Российские торговые сети как формат современной розничной торговли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!