Розничные торговые сети и перспективы их развития
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский коммерческий
институт»
Кафедра коммерческой деятельности в
торговле и общественном питании
Специальность - 080301 Коммерция
(торговое дело)
Курсовая работа
на тему
Розничные торговые сети и перспективы
их развития
Исполнитель: студентка группы 3-Т
Шумкова Ольга Владимировна
Руководитель:
Третьякова Елена Федоровна
Нижний Новгород 2011
Аннотация
Курсовая работа на тему «Розничные торговые сети и перспективы их
развития» выполнена на примере продовольственной розничной сети Нижнего
Новгорода. Работа состоит из 3 разделов. Объем работы 36 страниц.
Первый раздел «Опыт развития розничных торговых сетей в зарубежных
странах». В данном разделе произведен анализ рынка розничных торговых сетей за
рубежом.
Второй раздел «Развитие розничных торговых сетей в России». Проведен
анализ деятельности российской розничной торговой сети. Рассмотрена
конкурентная ситуация и динамика развития ритейла.
Третий раздел «Оценка перспективы развития розничной торговой сети
Нижнего Новгорода». В данном разделе выявлены проблемы розничных сетей Нижнего
Новгорода и области. Определены перспективы развития розничных торговых сетей.
При написании работы было использованы статистически материалы и
литературные источники.
Оглавление
Введение
Глава 1. Опыт развития
розничных торговых сетей в зарубежных странах
.1 Стратегии развития
торговых сетей в зарубежных странах
.2 Франчайзинг в системе
розничных торговых предприятий
Глава 2. Развитие розничных
торговых сетей в России
.1 Тенденции развития
розничных торговых сетей
.2 Конкурентная ситуация на
рынке розничной торговли
.3 Динамика развития
розничных торговых сетей
Глава 3. Оценка перспективы
развития розничной торговой сети Нижнего Новгорода
.1 Проблемы продовольственных
торговых сетей в Нижнем Новгороде и области
.2 Перспективы развития
розничных торговых сетей
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
В России постепенно увеличивается доля среднего класса. Изменяются
приоритеты потенциального потребителя. Цена как конкурентное преимущество
постепенно отходит на второй план.
Увеличивается темп жизни - люди стремятся экономить время. Россияне
больше заботятся о качестве жизни и собственном здоровье. За последний год
объем торговли через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2
раза, что показывает о бурном развитии в нашей стране и регионе в частности
сетевой розничной торговли. В России в целом заметно сокращается доля
нецивилизованной торговли, доля рынков, киосков и павильонов. Потребители
постепенно переходят на западные стандарты обслуживания и предпочитают
современные форматы, которые позволяют экономить время, деньги, получать
качественные услуги в одном месте. Кроме того, существует тенденция развития
торговых центров и повышения роли культурно-развлекательных мероприятий. Так
открывается все большее количество торговых центров с обязательным наличием
зоной питания (фуд кортами), различными дополнительными услугами, кинотеатрами,
барами, катками и т.д. Следуя потребительским предпочтениям, крупнейшие сетевые
операторы открывают все большее количество магазинов на территории торговых
центров.
Российские сети продолжают проникать в крупные города с развитой
инфраструктурой и высокой покупательной способностью населения в связи с приходом
в Москву и Петербург иностранных операторов, усилением конкуренцией в форматах,
проблемами со строительством новых объектов.
Уход в регионы позволяет им диверсифицировать риски, повысить выручку,
усилить имидж компании как национального игрока, получить конкурентное
преимущество от выхода на рынок первыми. В настоящее время сетевой рынок в
стадии формирования.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной
затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного
выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и
нужном количестве.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития
розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только
динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество
жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Целью настоящей работы является комплексное изучение розничных торговых
сетей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные проблемы розничных торговых сетей;
тенденции развития розничных торговых сетей;
сравнить зарубежный и российский рынок розничных сетей.
Глава 1.
Опыт развития розничных торговых сетей в зарубежных странах
.1 Стратегии
развития торговых сетей в зарубежных странах
Разработка и реализация стратегий развития в применении к розничным
торговым сетям в научных исследованиях практически не описаны и не
систематизированы. Это обусловлено рядом причин, но в первую очередь тем, что
становление крупных компаний отрасли началось сравнительно недавно, в конце
90-х годов ХХ века. На рынках Западной Европы и США, где несмотря на
практически сорокалетнюю историю развития розничных сетей отрасль продолжает
развиваться и структурно трансформироваться.
Существует мощная американская сеть Wal-Mart, приход которой на
российский рынок пугает экспертов. Ее годовой оборот превышает суммы в 500
млрд. долл., а количество открываемых магазинов за тот же период составляет
более 200. Объем закупок товара сетью Wal-Mart в одном только Китае составляет
более 15 млрд. долл. в год. Однако в Америке с культом свободы
предпринимательства Wal-Mart достигла таких масштабов, что может диктовать
условия промышленности и власти. Ресурсы сети позволяют при выходе на любой
рынок держать самые низкие цены не пару недель после открытия, как это
демонстрируют «Рамстор», «Ашан», «Метро» и многие другие в рекламных целях, а
столько, сколько они посчитают возможным. Иногда этот срок может исчисляться
годами. Wal-Mart под силу уничтожить на рынке не только небольшие, но и
достаточно крупные сети, которые существуют много лет, что, кстати, и произошло
с сетью K-Mart в США. [1, с. 5]
Компания Wal-Mart добилась продаж в размере 1 млрд. долл. за один день.
Сегодня эта сеть использует в своей работе частную систему спутниковой связи,
которая позволяет ей контролировать продажи в любой точке земного шара,
своевременно пополнять и отслеживать товарные запасы, осуществлять систему
платежей в режиме реального времени и дистанционно регулировать температуру
внутри своих магазинов. Информационная система и программное обеспечение
Wal-Mart - это стержень и опора сложного механизма управления всеми текущими
бизнес-процессами и логистики и в настоящий момент наиболее совершенная и самая
большая в мире гражданская база данных. Товарооборот Wal-Mart в 2010 г.
превышал суммарный оборот 30 крупнейших ритейлеров в Германии. [1, с. 7]
Однако существуют и другие сети, темпы, экспансии которых в мире
нарастают. Розничная торговля в сравнении с другими отраслями была одной из
последних, вставших на путь интернационализации бизнеса. В Европе, с ее
территориально небольшими государствами, многим компаниям стало не хватать
места, и для расширения своего бизнеса они вышли на международную арену. Carrefour
(Франция) стала открывать за пределами своей страны гипермаркеты, Aldi
(Германия) взялась за проведение политики высоких скидок в магазинах
ограниченного ассортимента.
В Европе в условиях существенного регулирования зонального развития рынка
со стороны государств, применение крупными ритейлерами поступательных схем
развития стало неэффективным. Необходимо двигаться вперед более быстрыми
темпами. Поэтому большинство компаний, несмотря на высокий процент неудач, и
рисков, выбрали стратегии слияний и поглощений.
При проникновении на зарубежные рынки, в том числе и в Россию, розничные
сети используют отработанные в других странах схемы. Агрессия со стороны
местных сетей позволила им получать колоссальный опыт захвата рынка и успешно
противодействовать локальным операторам. Такие компании, как Carrefour, Rewe, Tesco,
Metro смогли извлечь из этого
противостояния бесценные уроки.
В чем же все-таки кроется успех работы данных сетей:
· Во-первых, все они отыскали, разработали и в дальнейшем использовали в
своем развитии определенные ниши на рынке, которые оказались свободны и
которыми не смогли или не захотели воспользоваться другие местные компании. В
результате предложение этих организаций для покупателей стало наиболее
привлекательным, по сравнению со всеми остальными;
· Во-вторых, многие компании до их прихода развивались
достаточно медленно, поступательно, создавая различные альянсы, пулы и союзы.
Новые организации приобрели розничные сети, уходящие с рынка, тем самым быстро
захватив доминирующие позиции;
· В-третьих, имея стандартизированный регламент работы, крупные
операторы, тем не менее, проводят собственные бизнес-процессы, действия и
ассортиментную политику в соответствии со вкусами и требованиями покупателей;
· В-четвертых, все компании используют в своей деятельности
местных менеджеров, которые обладают достаточным уровнем знаний данных рынков;
· В-пятых, чтобы минимизировать или свести к нулю возможные
риски, эти организации никогда не начинают бизнес в экономически и политически
нестабильных странах и странах с низким рейтингом инвестиционной
привлекательности. [1, с. 10]
Концентрация на рынке розничной торговли постоянно увеличивается,
например, оборот пяти ведущих компаний в Германии, таких как Rewe, Aldi, Tengelman, Metro, Edeka, составляет более 65% доли рынка. Ни одна российская
розничная сеть не может пока похвастаться такими успехами. На рынке Германии
сети, представляющие собой жесткий дискаунтер с очень ограниченным
ассортиментным набором, иногда не превышающим 500-700 наименований продуктов питания,
с большой долей товаров под собственными торговыми марками (Private Table) по очень низким ценам, занимают до 30%
продовольственного рынка.
Во Франции пять ведущих операторов (Carrefour, Teclerc, Casino,
Auchan, Intermarche) контролируют более 85% розничного
рынка, в Великобритании сети Tesco/Sainsbury, Wal-Mart/ASDA, Safeway, Somerfield занимают более 70% рынка, две лидирующие сети Дании (Ahold, Taurus) делят между собой более 60% рынка. Приведенные цифры
показывают, насколько серьезна роль, которую розничные сети играют в системе
розничной торговли. И это касается не только продуктов питания. Так, Aldi продавала высококачественные
компьютеры под собственной торговой маркой по очень привлекательным ценам, что
обеспечило ей лидирующие позиции в сфере продаж компьютеров в Германии с долей
рынка в 21,5%. [1, с. 16]
Кроме того, Aldi - один из
лидеров рынка по продаже одежды. Данная сеть владеет тысячами магазинов в мире
и сотнями в крупнейших странах Европы. Число дискаунтеров на розничном рынке в
последние годы растет.
Доля современных форматов торговли (магазин самообслуживания,
предлагающий широкий ассортимент, площадью более 400 кв.м., имеющий один или
более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для
покупателей на своей территории, в мировой практике к современным форматам
относят: гипермаркеты, супермаркеты, магазины «Кэш & Керри», дискаунтеры) в
общем розничном обороте широко варьируется от страны к стране. В наиболее
развитых странах она превосходит 70%.
Консолидация продовольственной розничной торговли в развитых странах
значительно выше российских показателей. Так, в Германии она составляет 80%, в
США - 55%, в Швейцарии - 63%, в Португалии - 47%. [12]
.2
Франчайзинг в системе розничных торговых предприятий
В последнее время все больший интерес у производителей и торговых
компаний вызывает франчайзинг как способ создания стабильной и гибкой сети
розничных магазинов. Особенно привлекает российские компании возможность
открывать новые магазины в рамках франчайзинга, не отвлекая собственные
средства. Первые итоги работы франчайзинговых проектов на розничном рынке
свидетельствуют о том, что самые успешные компании прошли часть пути в этом
направлении, а попытки многих других пока не увенчались успехом.
Рис. 1. Уровень консолидации продовольственной розничной торговли
Наиболее наглядно отношения в системе франчайзинга можно отразить в
схеме. Организатор франчайзинговой сети сбыта - франчайзер, который владеет
определенной торговой маркой и ноу-хау, - предоставляет франчайзи - малому
предприятию, входящему в франчайзинговую сеть - право на ведение дела под его
торговой маркой, фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определенный
набор товаров и услуг. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим
субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты
качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих
операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет
франчайзеру право его контролировать.
Система франчайзинга оказывается взаимовыгодной для двух сторон по
нескольким причинам:
· Во-первых, это эффективное средство роста, не требующее вложений средств.
Размер экономии несложно вычислить. По условиям торговой сети "Копейка",
использующей технологии франчайзинга, например, затраты на полный комплект
оборудования для магазина площадью 350-400 кв. м. составляют $ 300 тыс.
Компания получает возможность развиваться, не покупая новых торговых площадей,
дефицит которых отмечают ритейлеры.
Рис. 2. Схема отношений в системе франчайзинга
· Во-вторых, преимуществом франчайзинговой сбытовой сети является большая
мотивация малых предприятий по развитию бизнеса, т.к. управляющий малым
предприятием - не наемный работник, а хозяин. С точки зрения франчайзи работа
под маркой сетевой компании является своего рода гарантией
"выживания" бизнеса. По статистике, среди независимых компаний только
15% выживают за первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых малых
предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8 компаний.
Однако не только плюсы есть у системы франчайзинга. Одно из ограничений
этой системы - большая роль личных отношений между первыми лицами сетевой
компанией и партнерами-франчайзи. Зачастую именно налаженность отношений и
контактов имеет решающее значение для успеха или неудачи франчайзинга. Стараясь
снизить риски совместного бизнеса с незнакомыми компаниями, некоторые сетевые
компании вводят специальные требования к потенциальным партнерам. Например,
владелец франшизы ресторанов Ростикс, РосИнтер в качестве дополнительного
требования к франчайзи выдвигает опыт деловых отношений до франчайзинга.
Другой проблемой, требующей постоянного внимания, является необходимость
непрерывного совершенствования системы контроля франчайзинговой сети. Об этом
свидетельствует опыт российских сетей, прошедших по отечественным меркам
большой путь в этом направлении. Ключевая задача системы франчайзинга
производителя офисной мебели Феликс на данный момент, когда этап становления
уже позади, стал контроль деятельности франчайзи. Методы и формы контроля,
применяемые сетевыми компаниями, различны и зависят от стадии развития системы
и области деятельности.
Не стоит забывать и еще про один аспект франчайзинговых отношений,
несущий потенциальный риск для организатора сети, - возможная конкуренция со
стороны обученного ноу-хау и технологиям ведения бизнеса франчайзи. По мере
того как фирма-франчайзи набирается опыта и обретает силу, приблизительно
равную силе франчайзера, ему становится все сложнее держать ее в своей власти.
Для того, чтобы снизить возможные риски в договорах франчайзинга сети
МакДональдс, например, оговорено требование перехода права собственности на
предприятие франчайзи к сетевой компании в случае нарушения договора, в
частности раскрытия или несанкционированного использования информации и ноу-хау
системы.
Далеко не каждая компания имеет все необходимые предпосылки для успешного
развития на основе франчайзинга.
Основные критерии, которые позволяют дать предварительную оценку
успешности франчайзингового проекта:
. Сетевая компания должна обладать брендом в той или иной форме: торговой
маркой, торговым наименованием, торговыми символами, логотипом и др. Немногие
компании имеют действительно "раскрученную" запатентованную торговую
марку, связанную в сознании потребителей с качественными товарами и услугами.
По словам Ричарда Гамильтона, Генерального директора одного из ведущих
производителей одежды США Hartmarx Corporation, на создание бренда иногда
необходимо потратить 50 лет. Ярким примером узнаваемого бренда может служить
компания МакДональдс. Бренд - это тот нематериальный актив, которым эта
компания дорожит больше всего. При отлаженной системе франчайзинга МакДональдс
не работает по этой схеме на растущих, неустойчивых рынках. Например, до
недавнего времени все рестораны быстрого питания этой сети открывались в России
только на условиях 100%-ного инвестирования собственных средств. Казалось бы,
все должно быть, наоборот: в условиях неустойчивой экономики риск потерять
вложенные деньги очень велик. Но для МакДональс гораздо важнее сохранить бренд,
чем инвестированные деньги.
2. Другим условием успешного развития бизнеса в форме франчайзинга
является хорошо просчитанная экономическая модель предприятия-франчайзи.
Величина его дохода должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и
текущие затраты как сетевой компании, так и франчайзи, обеспечить приемлемые
заработки франчайзи, компенсирующие его труд, а также все виды платежей,
поступающих от франчайзи к головной компании.
. Успешность бизнеса должна быть продемонстрирована и доказана на
практике. Сетевые компании открывают собственные торговые точки, чтобы иметь
готовые решения оперативных, маркетинговых, финансовых и других проблем. Не так
давно в сетевой франчайзинговой сети "Копейка" было принято решение
по развитию нового формата торговой точки: мини-магазина с общей площадью
200-400 кв.м. Общее количество партнеров-франчайзи "традиционного
формата" на этот момент составляло 3 предприятия. Формирование типовых
решений для потенциальных партнеров-франчайзи производилось на основе
собственного магазина нового формата в течение первых нескольких месяцев его
работы: разрабатывалась товарная матрица, просчитывался необходимый объем
инвестиций в оборудование и IT-технологии, утверждался рекомендуемый штат
магазина. [2, стр. 3]
Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых для
обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и
индивидуальных предпринимателей он представляет в распоряжение стабильный
доходный бизнес, для известных фирм и компаний возможность расширить и
упрочнить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое
распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. На сегодняшний день
только в США и Канаде оперируют более 3200 компаний-франчайзеров, имеющих
600000 представительств-франчайзеров в десятках стран на всех континентах мира.
Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том
числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при
помощи франчайзинга. [4, с.20]
торговый сеть франчайзинг конкурентный
Глава 2.
Развитие розничных торговых сетей в России
.1
Тенденции развития розничных торговых сетей
Несмотря на сложное положение, в котором находится сейчас российская
экономика, потребительский рынок процветает и вниманием привередливых
зарубежных инвесторов не обделён. Например, сумма зарубежных инвестиций,
вложенных в строительство и реконструкцию предприятий потребительского рынка и
услуг, исчисляется миллиардами евро. Только в прошлом году в столице, не без
помощи иностранцев, открыто более 1300 новых магазинов, кафе, ресторанов,
предприятий службы быта. Сейчас товарооборот города составляет более 26% от
всего российского, а бюджет Москвы почти на 22% пополняется за счёт доходов от
торговли.
Как считают московские власти, одна из перспектив совершенствования
потребительского рынка - развитие крупных торговых сетей, создание до 2020 года
торговых центров, где будут представлены десятки тысяч наименований различных
товаров. Это, несомненно, поможет зарубежным торговым компаниям прочно
обосноваться на российской земле, опутав её обширными торговыми сетями.
Уже сегодня львиная доля сетевой торговли Москвы - в руках зарубежных
торговых компаний. Впрочем, они преобладают и в других российских регионах.
Расширяется сеть магазинов "Рамстор" турецкой компании
"Раменка". Шведская торговая фирма "Икеа" готова строить в
России гипермаркеты. Крупнейшая в Европе немецкая торговая компания "Метро"
("METRO cash & carry"), намерена стать лидером в российской
мелкооптовой торговле. От неё не хочет отставать баварская
"Маркткауф", французская "Ашан". Им наступают на пятки
торговые сети "Бенетон", "Патэрсон".
В чём причина того, что зарубежные компании, столь горячо возлюбили
российский потребительский рынок? Налоговые льготы? Снижение таможенных пошлин?
Выгодные условия покупки и аренды земли? И то и другое и третье.
Зарубежные бизнесмены не скрывают своего тесного сотрудничества с
администрациями российских регионов. С их помощью они намерены осесть на
российской земле, чтобы потом подмять под себя существующие отечественные
торговые сети, такие как "Пятёрочка", "Седьмой континент",
"Перекрёсток", которым тягаться с "Метро"
"Ашаном", "Рамстором" ещё не под силу. Учитывая высокие
эксплуатационные издержки российских сетевых магазинов, несовершенство
снабжения товарами, можно предполагать, что отечественные магазины вряд ли
смогут конкурировать с крупными зарубежными торговыми компаниями. Просьбы отечественных
предпринимателей, особенно занимающихся малым бизнесом, помочь материально
надоели государству. Иностранцы же приятны для властей во всех отношениях, так
как не просят финансовых льгот, бюджетных кредитов, а наоборот, готовы вложить
в создание торговых сетей немалые деньги. Ведь одна только немецкая компания
"Метро" намерена инвестировать в строительство своих магазинов 180
млн. евро. Инвестиции турецкой компании "Раменка", владеющей
магазинами "Рамстор", составили 150 млн. евро. Планируемые финансовые
вложения торговой компании "Патэрсон" - около 85 млн. евро.
К зарубежным торговым компаниям российские чиновники относятся весьма
благосклонно. Например, "Икеа" получила таможенные льготы на ввоз
импортных товаров, которыми она торгует.
Власть не считают бедой, что иностранцы прибирают к рукам самые доходные
отрасли отечественной экономики (например, торговлю), главное - они щедро
вознаграждают чиновников за своё пребывание на российской земле.
Рассчитывать на солидную прибыль при весьма низкой покупательной
способности большинства жителей России, мягко говоря, опрометчиво. Вряд ли они
поменяют рынки на сетевые супермаркеты. По последним данным свыше 40% жителей
российских городов делают свои покупки только на рынках, где цены на товары
повседневного спроса на 20-35% ниже, чем в любом магазине. Даже в благополучной
для торговли Москве 31% покупателей обходят супермаркеты стороной.
Другое дело, что некоторые российские города по числу жителей превосходят
отдельные европейские страны. Даже если десятая часть населения таких городов
не ущемлена в средствах, то сразу появляются миллионы относительно богатых
покупателей, которые могут делать покупки в супермаркетах, не обращая внимания
на высокие цены товаров. Именно на это и рассчитывают иностранцы, создавая свои
торговые сети. Например, владельцы магазинов "Маркткауф" полагают,
что число их потенциальных покупателей в России может превысить численность
всего населения Австрии или Финляндии.
Один из аргументов, которые приводят руководители региональных администраций
в пользу размещения зарубежных торговых сетей на российской земле, - создание
иностранцами множества рабочих мест и высокий уровень подготовки персонала для
работы в супермаркетах, о чём, например, говорят владельцы магазинов
"Рамстор". По их мнению, уровень подготовки российских граждан,
работающих в "Рамсторах" соответствует европейским стандартам, а
высокое качество обслуживания покупателей - одна из главных составляющих работы
этих магазинов. Поэтому их руководители проводят тщательный отбор и обучение
персонала, готовят его к плодотворной работе с российскими покупателями. [5,
с.23]
Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%. Это
гораздо более привлекательные цифры, чем в странах Центрально и Восточной
Европы.
За последние четыре года ситуация на российском рынке розничной торговли
полностью изменилась: было открыто множество супермаркетов по всей стране, в
том числе регионах. Отечественные и иностранные компании стараются
позиционироваться именно в этом формате. В настоящее время супермаркеты не
только потеряли свой эксклюзивный статус. Сегодня на российском рынке действует
более 50 сетей розничной торговли, среди которых есть магазины как с высоким
уровнем цен («Седьмой континент»), так и с низким (дискаунтеры). Наряду с этим
открытие магазинов «Метро» и «Лента» положило начало развитию сегмента
Кеш-энд-Керри. Таким образом, в России началось развитие сетей розничной
торговли. [13]
Несмотря на схожесть общих тенденций развития сетей, каждый регион
отличается своей спецификой. Если рассматривать Москву и Снкт-Петербург как
самые развитые регионы России, то мы наблюдаем следующую картину. В Москве, где
действуют более 20 операторов, рыночная доля розничных сетей возросла более,
чем в два раза. В Санкт-Петербурге (позиционируется не более 10 ритейлеров)
этот сегмент развивается более медленным темпами, занимая вторую по величине
рыночную долю, уступая первенство небольшим магазинам розничной торговли.
Предпочтения граждан, несколько изменившиеся в результате кризиса, в
большинстве своем остаются прежними: опережающими темпами развивается торговля
продовольственными товарами, в основном более низкого ценового сегмента. Около
10-15% покупателей, ранее делавших покупки в супермаркетах, теперь отдают
предпочтение дискаунтерам.
Существенны различия между большими городами и регионами: если рынок
мегаполисов уже насыщен крупными сетями, то регионы только начали их
развертывать. Серьезные коррективы внес кризис - отдельные проекты заморожены.
Наряду с этим сегмент розничной торговли имеет одну из самых высоких долговых
нагрузок в стране. [6, с.5]
Главным же фактором, способствующим ухудшению финансового состояния, а
также уходу ряда предпринимателей с рынка, стал усложнившийся доступ к
финансированию и возникший в результате этого дефицит оборотных средств.
Невозможность произведения расчетов за поставки привела к появлению пустых
полок в магазинах, резкому падению выручки и вызвала цепную реакцию в виде
снижения кредитных лимитов и ужесточения условий оплаты со стороны поставщиков.
В этой ситуации одни компании прекратили свое существование, а другие резко
сократили объемы бизнеса. (Елена Хромова, партнер BDO в России и Елена Матросова, директор центра
макроэкономических исследований BDO в
России.)
Одна из особенностей современной российской розницы - слабая консолидация
рынка. Пять крупнейших федеральных сетей контролировали в 2008 году не более
11% рынка продовольствия. В связи с этим, несмотря на последствия
экономического кризиса, российские сети увеличивают свою долю в общем торговом обороте
страны.
Второй квартал 2010 г. ознаменовался оживлением в экономике, ростом
потребительского спроса и, как следствие, улучшением финансовых показателей
ритейлеров. Прежде всего, следует отметить, что кризис имел не только
негативные последствия. Он оказал и положительное влияние, в частности остудил
рынок торговой недвижимости. Это помогло решить проблему отсутствия современных
торговых площадей по приемлемым ставкам - одну из самых острых в рознице.
Тем не менее, тяжелые времена не помешали лидерам рынка набирать обороты
и уже к 2011 году «Магнит», открывший 646 новых магазинов и осуществивший
успешное размещение в России и Лондоне, стал лидером. Хорошие результаты также
продемонстрировали Х5, Ашан, Metro Cash & Carry и др. Конечно темпы роста (особенно
в сопоставимых продажах) замедлились по сравнению с предыдущими периодами.
О планах дальнейшего расширения заявляют не только российские сети, но и
крупные мировые ритейлеры, причем последние готовы выходить на рынок не через
дистрибьюторов, а самостоятельно. Wal-Mart, появления, которого ждут и боятся в
России уже в течение многих лет, пока продолжает консервативно приглядываться к
нашему рынку и не спешит с экспансией. Сохраняется и характерная для предыдущих
лет тенденция разнонаправленного движения: расти собирается как сегмент
дискаунтеров, так и премиум-кластер.
На текущий момент рынок сетевой торговли продовольственными товарами
перешел в стадию консолидации, для которой характерны следующие параметры:
замедление роста покупательского спроса и обострение конкуренции;
повышение уровня потребительских запросов и требований к обслуживанию и
качеству товаров;
снижение прибыльности отрасли;
увеличение доли непродовольственных товаров в совокупном объеме продаж;
усиливающийся дефицит торговых площадей;
структурная оптимизация крупных торговых сетей;
увеличение объема сделок M&A;
увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной
торговли продовольствием;
неравномерное региональное развитие ритейла.
Российский рынок продовольственного ритейла пока далек от насыщения,
поскольку российские регионы находятся на разных стадиях развития сетевой
торговли, кроме того, доходы населения и благосостояние регионов заметно
разнятся. Сетевая розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы
роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей отечественной
экономики.
Стратегии участников рынка в существующих условиях включали в себя
следующие аспекты:
активизация сделок M&A;
оптимизация ассортимента;
концентрация внимания на снижении издержек;
совершенствование технологий;
повышение лояльности существующих покупателей за счет внедрения
соответствующих программ;
развитие франчайзинга;
оптимизация логистики;
диверсификация бизнеса.
Именно эти стратегии будут определять развитие крупных ритейлеров в
среднесрочной перспективе. При этом необходимо учитывать, что в России
сложилась уникальная ситуация, связанная с разным уровнем экономического
развития регионов. Как уже говорилось выше, в разных регионах наблюдается
различный уровень развития рынка. Это вынуждает компании, с одной стороны,
вести сложную конкурентную борьбу на развитых рынках, с другой - работать в
развивающихся регионах. Дополнительные преимущества в этом случае получают
большие компании, которые имеют опыт работы как в конкурентной среде, так и в
неосвоенных регионах. В результате чаще всего компании и регионы, находящиеся в
начальной стадии развития, не могут ничего противопоставить современным
компаниям, за исключением административного ресурса.
В среднесрочной перспективе можно ожидать увеличения темпа освоения
регионов федеральными и иностранными игроками. Это будет происходить как за
счет поглощения локальных и региональных компаний, так и за счет органического
роста. Таким образом, в ближайшие несколько лет сохранится высокий темп роста
доли современных форматов. [14]
В экономике России ускоренно развивается ряд процессов и тенденций,
которые оказывают сильное воздействие на розничную торговлю. За очень короткий
период изменилась система ценностей и образ жизни потребителей, акценты переместились
с функциональных свойств материальных продуктов на качество предоставляемых
услуг.
.1
Конкурентная ситуация на рынке розничной торговли
Современный этап развития розничной торговли в России характеризуется
укрупнением отечественных торговых сетей и расширением их территориального
присутствия в регионах. К тому же, на российский рынок пришли крупные
международные игроки, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро
(Metro), сети магазинов для дома Оби (OBI), Икея (Ikea) и другие, которые
незаметно, но в очень короткие сроки заняли лидирующие позиции на российском
потребительском рынке и планируют дальнейшую экспансию в регионы. Следует
отметить, что в своей деятельности международные операторы применяют
прогрессивные торговые технологии и современные стандарты работы, что, в свою
очередь, обусловливает их большую эффективность по сравнению с местными
игроками. Существующие тенденции развития розничной торговли привели к
обострению конкурентной борьбы и заставили ритейл изыскивать новые источники
формирования устойчивых конкурентных преимуществ. [7, с.12]
Быстро растущая конкуренция привела к тому, что преимущества уменьшения
издержек производства и эффект масштаба при закупе отражаются на розничных
ценах.
На российском рынке увеличивается число торговых предприятий западного
типа, таких как супер- и гипермаркеты, молы. Уровень конкуренции в секторе
розничной торговли радикально изменяется. Известные торговые сети, такие как
«Седьмой континент», «Рамстор», «Перекресток», «Пятерочка», «М.Видео», «Старик
Хоттабыч» увеличивают свои обороты. Начали активно работать иностранцы, это -
немецкая «Metro Cash and Carry», французская «Auchan», голландская «Spar», шведская «Ikea» и другие. На рынке розничных торговых предприятий конкуренция будет
усиливаться. Для выживания в конкурентной борьбе предприятиям необходимо
постоянно заботиться о формировании и поддержании конкурентных преимуществ.
На конкурентоспособность розничного торгового предприятия влияют
множество факторов: удобство расположения, цены, ассортимент, качество
предоставляемых услуг, уровень квалификации торгового персонала, применяемые
технологии мерчандайзинга, отношения с поставщиками, снижение издержек и
другие. Одни факторы можно воссоздать относительно легко, другие требуют длительного
времени. Для завоевания устойчивых конкурентных преимуществ, прежде всего,
необходима покупательская лояльность, одним из элементов достижения которой
является правильное позиционирование магазина в своем рыночном сегменте так,
чтобы потребители знали, какие преимущества заключены в предложениях розничного
торгового предприятия.
Магазины дискаунтеры рассчитаны на массового потребителя. Чтобы интерес к
ним покупателей повышался, важно строить имидж предприятия, делая акцент на
сочетания низких цен и гарантии качества, отсутствующей на мелкооптовом рынке.
Так позиционируют себя магазины сети «Копейка». Позиционирование розничного
торгового предприятия в основном базируется на соотношении «цена-качество» и
предложении дополнительных услуг. [3, с.29]
Выжить в сложившихся экономических условиях розничным
торговцам становится все труднее и труднее, причем наиболее остро эта проблема
стоит перед одиночными магазинами. Чтобы не потерпеть поражение в этой
конкурентной борьбе, ритейлу необходимо использовать все имеющиеся у него
возможности для отстройки от конкурентов и создания устойчивых конкурентных
преимуществ.
Достижение этой цели возможно только при условии, если
ритейлер:
Во-первых, будет знать, что предлагают
фирмы-конкуренты для удовлетворения потребностей покупателей.
Во-вторых, будет изучать факторы, влияющие на уровень
удовлетворенности потребителя качеством услуг, оказываемых розничной торговлей.
Важно подчеркнуть, что основой успеха в розничной
торговле является полнота удовлетворения потребностей покупателя, что означает:
предложение необходимых товаров в требуемом количестве по привлекательной цене
в нужном месте и в удобное время, при этом огромное значение имеет уровень
качества обслуживания покупателя.
Поэтому еще на стадии проектирования первоочередная
задача ритейлера - выбрать правильную концепцию предприятия розничной торговли,
то есть сформировать набор характеристик, наиболее полно отвечающих ожиданиям
целевого сегмента покупателей и наиболее выгодно выделяющих магазин на фоне
других предприятий розничной торговли, что в перспективе позволит обеспечить
его конкурентоспособность.
Магазин, как и товар, можно рассматривать как
совокупность некоторых характеристик, имеющих различную степень важности с
точки зрения потребителя. Ритейлер, исходя из своих возможностей и ограничений,
принимает решение о том, на какую целевую аудиторию будет ориентирован магазин:
с высоким, средним или низким уровнем доходов. Таким образом, последующие
решения предпринимателя по планированию характеристик будущего бизнеса должны
приниматься с учетом потребностей целевой аудитории.
.3
Динамика развития розничных торговых сетей
Розничный товарооборот будет демонстрировать позитивную динамику. Такой
прогноз Минэкономразвития РФ на период 2012-2014 годов утвердило правительство
России. Согласно документу темпы роста оборота розничной торговли в 2012-2014
годах не превысят 5,5%. В 2012 году динамика розничного товарооборота
прогнозируется на уровне 5,5%, в 2013 году - 5,3%, в 2014 году 5,5%.
При этом в прогнозный период динамика роста непродовольственных товаров
будет опережать динамику роста продовольственных. Если оборот продовольственной
продукции в 2014 году увеличится на 8,4%, то оборот непродовольственной - на
38,2%.
В среднесрочной перспективе на фоне тенденции к консолидации отрасли,
увеличению доли сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли (более
30% объема продаж, а в крупных городах до 50%) и сокращению числа розничных
рынков рост количества магазинов и павильонов, а также торговых площадей будет
обеспечиваться за счет открытия магазинов современных форматов и
соответствующего увеличения обеспеченности населения качественными торговыми
площадями.
Однако это только прогнозы. Насколько они успешны, покажет время. А вот
ключевые показатели развития розничных сетей до 2010 года - половины 2011 года
уже известны. Национальная Торговая Ассоциация и Международная информационная
Группа «Интерфакс» запустили совместный проект, в рамках которого проведено
исследование крупнейших торговых розничных компаний, осуществляющих свою
деятельность на территории России. В рамках исследования приведены
характеристики компаний, на основании ключевых показателей операционной и
финансовой деятельности. В исследовании использованы данные продуктов группы
«Интерфакс» - систем СПАРК и СКАН.
По результатам этих исследований сформирован рейтинг самых успешных
розничных сетей, победители которого стали обладателями премии Best Retail.
Вручение состоялось 4 октября на Саммите «Торговля в России». [8, с.18.]
Ранжирование крупнейших торговых сетей России по объему продаж в 2010 г.,
млн. руб.
|
Отчетность
|
2008
|
2009
|
2010
|
2010/ 2009
|
1. X5 Retail
|
МСФО
|
207 244
|
276 167
|
342 476
|
124,0%
|
2. Магнит
|
МСФО
|
132 684
|
169 615
|
236 110
|
139,2%
|
3. Auchan Group
|
РСБУ
|
128 062
|
158 358
|
178 143
|
112,5%
|
4. Metro Cash & Carry
|
РСБУ
|
121 931
|
127 543
|
132 484
|
103,9%
|
5. М.Видео
|
МСФО
|
66 371
|
71 202
|
87 218
|
122,5%
|
6. О`Кей
|
МСФО
|
51 143
|
67 875
|
82 667
|
121,8%
|
7. Эльдорадо
|
РСБУ
|
89 000
|
72 111
|
83 453
|
115,7%
|
8. Лента
|
РСБУ
|
53 163
|
58 809
|
76 232
|
129,6%
|
9. Дикси Групп
|
МСФО
|
44 867
|
53 285
|
65 288
|
122,5%
|
10. Евросеть
|
МСФО
|
55 156
|
55 169
|
61 900
|
112,2%
|
11. Группа компаний "Связной"
|
МСФО
|
34 597
|
46 781
|
55 407
|
118,4%
|
12. Седьмой континент
|
МСФО
|
37 026
|
43 792
|
46 660
|
106,5%
|
13. ИКЕА Дом
|
РСБУ
|
30 993
|
35 134
|
39 922
|
113,6%
|
14. ГК "Виктория"
|
МСФО
|
29 803
|
29 803
|
34 269
|
115,0%
|
15. ГК Спортмастер
|
РСБУ
|
14 126
|
22 853
|
32 980
|
144,3%
|
Ранжирование крупнейших торговых сетей России по объему чистой прибыли в
2010 г., млн. руб.
|
Отчетность
|
2008
|
2009
|
2010
|
2010/ 2011
|
1. Магнит
|
МСФО
|
4 664
|
8 712
|
10 140
|
116,4%
|
2. Metro Cash & Carry
|
РСБУ
|
8 032
|
7 875
|
9 189
|
116,7%
|
3. X5 Retail
|
МСФО
|
-73 706
|
4 246
|
8 096
|
190,7%
|
4. Auchan Group
|
РСБУ
|
3 287
|
4 472
|
7 556
|
169,0%
|
5. Евросеть
|
МСФО
|
1 194
|
1 161
|
5 575
|
480,0%
|
6. О`Кей
|
МСФО
|
-2 932
|
714
|
3 003
|
420,3%
|
7. ГК Спортмастер
|
РСБУ
|
335
|
1 396
|
2 940
|
210,6%
|
8. Лента
|
РСБУ
|
-379
|
348
|
2 900
|
833,3%
|
9. М.Видео
|
МСФО
|
1 166
|
769
|
2 238
|
291,0%
|
10. Группа компаний "Связной"
|
МСФО
|
294
|
219
|
2 227
|
1016,2%
|
11. ИКЕА Дом
|
РСБУ
|
1 021
|
1 246
|
979
|
78,6%
|
12. Седьмой континент
|
МСФО
|
1 086
|
1 170
|
857
|
73,2%
|
13. ГК "Виктория"
|
МСФО
|
345
|
345
|
837
|
242,6%
|
14. Дикси Групп
|
МСФО
|
-301
|
-110
|
260
|
-
|
15. Эльдорадо
|
РСБУ
|
0
|
-15 616
|
-8 098
|
-
|
Продовольственные товары
Ранжирование крупнейших продуктовых торговых сетей России по
рентабельности по EBITDA в 2010 г.
|
Отчетность
|
2008
|
2009
|
2010
|
Изменение, процентные пункты
|
1. О`Кей
|
МСФО
|
н.д.
|
8,7%
|
8,6%
|
-0,1
|
2. Седьмой континент
|
МСФО
|
н.д.
|
9,3%
|
8,6%
|
-0,7
|
3. Магнит
|
МСФО
|
7,5%
|
9,5%
|
8,1%
|
-1,4
|
МСФО
|
н.д.
|
7,1%
|
7,9%
|
0,8
|
5. X5 Retail
|
МСФО
|
9,6%
|
8,4%
|
7,5%
|
-1,0
|
6. Дикси Групп
|
МСФО
|
6,2%
|
5,5%
|
6,9%
|
1,4
|
7. Metro Cash & Carry
|
РСБУ
|
5,5%
|
4,6%
|
5,2%
|
0,6
|
8. Лента
|
РСБУ
|
-0,4%
|
0,4%
|
2,4%
|
2,0
|
9. Auchan Group
|
РСБУ
|
1,7%
|
1,3%
|
2,3%
|
1,0
|
Ранжирование крупнейших продуктовых торговых сетей в России по норме
чистой прибыли в 2010 г.
|
Отчетность
|
2008
|
2009
|
2010
|
Изменение, процентные пункты
|
1. Metro Cash & Carry
|
РСБУ
|
6,6%
|
6,2%
|
6,9%
|
0,8
|
2. Магнит
|
МСФО
|
3,5%
|
5,1%
|
4,3%
|
-0,8
|
3. Auchan Group
|
РСБУ
|
2,6%
|
2,8%
|
4,2%
|
1,4
|
4. Лента
|
РСБУ
|
-0,7%
|
0,6%
|
3,8%
|
3,2
|
5. О`Кей
|
МСФО
|
-5,7%
|
1,1%
|
3,6%
|
2,6
|
6. ГК "Виктория"
|
МСФО
|
1,2%
|
1,2%
|
2,4%
|
1,3
|
7. X5 Retail
|
МСФО
|
-35,6%
|
1,5%
|
2,4%
|
0,8
|
8. Седьмой континент
|
МСФО
|
2,9%
|
2,7%
|
1,8%
|
-0,8
|
9. Дикси Групп
|
МСФО
|
-0,7%
|
-0,2%
|
0,4%
|
0,6
|
Ранжирование крупнейших продуктовых торговых сетей России по
рентабельности активов в 2010 г.
|
Отчетность
|
2008
|
2009
|
2010
|
Изменение, процентные пункты
|
1. Metro Cash & Carry
|
РСБУ
|
13,7%
|
14,4%
|
14,8%
|
0,5
|
2. Auchan Group
|
РСБУ
|
6,9%
|
8,5%
|
12,7%
|
4,1
|
3. Лента
|
МСФО
|
-1,5%
|
1,3%
|
9,9%
|
8,6
|
4. Магнит
|
МСФО
|
10,2%
|
10,9%
|
9,1%
|
-1,8
|
5. О`Кей
|
МСФО
|
-9,2%
|
2,1%
|
7,9%
|
5,8
|
6. ГК "Виктория"
|
МСФО
|
0,7%
|
3,0%
|
6,6%
|
3,6
|
7. X5 Retail
|
МСФО
|
-52,6%
|
2,2%
|
3,0%
|
0,9
|
8. Седьмой континент
|
МСФО
|
2,8%
|
3,2%
|
1,5%
|
-1,7
|
9. Дикси Групп
|
МСФО
|
-1,4%
|
-0,5%
|
1,1%
|
1,6
|
Непродовольственные товары
Ранжирование крупнейших непродовольственных торговых сетей России по
рентабельности по EBITDA в 2010 г.
|
Отчетность
|
2008
|
2009
|
2010
|
Изменение, процентные пункты
|
1. Евросеть
|
МСФО
|
8,8%
|
8,2%
|
13,0%
|
4,8
|
2. ГК Спортмастер
|
РСБУ
|
6,3%
|
11,4%
|
12,7%
|
1,3
|
3. Группа компаний "Связной"
|
МСФО
|
н.д.
|
9,0%
|
7,8%
|
-1,2
|
4. М.Видео
|
МСФО
|
5,0%
|
4,5%
|
5,2%
|
0,7
|
5. ИКЕА Дом
|
РСБУ
|
6,5%
|
6,8%
|
4,2%
|
-2,6
|
6. Эльдорадо
|
МСФО
|
н.д.
|
-5,9%
|
1,8%
|
7,7
|
Ранжирование крупнейших непродовольственных торговых сетей России по
норме чистой прибыли в 2010 г.
|
Отчетность
|
2008
|
2009
|
2010
|
Изменение, процентные пункты
|
1. Евросеть
|
МСФО
|
н.д.
|
2,1%
|
9,0%
|
6,9
|
2. ГК Спортмастер
|
РСБУ
|
2,4%
|
6,1%
|
8,9%
|
2,8
|
3. Группа компаний "Связной"
|
МСФО
|
0,8%
|
0,5%
|
3,9%
|
3,5
|
4. М.Видео
|
МСФО
|
1,8%
|
1,1%
|
2,6%
|
1,5
|
5. ИКЕА Дом
|
РСБУ
|
3,3%
|
3,5%
|
2,5%
|
-1,1
|
6. Эльдорадо
|
МСФО
|
н.д.
|
-21,7%
|
-9,7%
|
12,0
|
Ранжирование крупнейших непродовольственных торговых сетей Росси по
рентабельности активов в 2010 г.
|
Отчетность
|
2008
|
2009
|
2010
|
Изменение, процентные пункты
|
1. ГК Спортмастер
|
РСБУ
|
6,0%
|
11,8%
|
16,8%
|
5,0
|
2. ИКЕА Дом
|
РСБУ
|
20,9%
|
21,5%
|
14,2%
|
-7,3
|
3. Группа компаний "Связной"
|
МСФО
|
2,1%
|
1,1%
|
7,9%
|
6,8
|
4. М.Видео
|
МСФО
|
3,5%
|
2,4%
|
5,5%
|
3,1
|
5. Эльдорадо
|
МСФО
|
0,0%
|
-39,3%
|
-25,2%
|
14,0
|
Глава 3.
Оценка перспективы развития розничной торговой сети Нижнего Новгорода
.1
Проблемы продовольственных торговых сетей в Нижнем Новгороде и области
Ритэйл в Нижегородской области развивается очень быстро, даже
стремительно. Причем, как отмечают эксперты потребительского рынка, рельеф
отрасли нижегородской торговли меняется до неузнаваемости. Возрастает
конкуренция между производителями, снижается доходность дистрибьюторского
бизнеса, растет рыночная сила розничных сетей. Сильнейшее влияние этого
процесса отображается на важнейших составляющих системы дистрибьюции -
коммерции и логистике.
По мнению экспертов нижегородского потребительского рынка, из всех
ключевых факторов, влияющих на успешное развитие розничного бизнеса, наиболее
значимым и приоритетным фактором является закупочная политика. Нижегородские
специалисты называют основные критерии, связанные с выбором поставщика:
. Финансовая состоятельность и достаточный опыт работы с сетевой
розницей.
2. Низкие цены и приемлемые условия оплаты (товарный кредит,
отсрочки платежа).
. Ритмичность поставок, отлаженная логистика.
. Постоянство ассортимента и его соответствие запросам конечных
потребителей, то есть жителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Эффективная закупочная политика современной розничной компании невозможна
без построения системы управления розничной сетью. Оптимизация организационной
структуры, бизнес-процессов и потоков информации в розничной торговой сети -
это не прихоть, а насущное требование времени. В условиях растущей конкуренции
на рынке розничной торговли особенное значение приобретают способы повышения
управляемости и эффективности работы ритэйлера. Отсюда возникают вопросы: что
необходимо для построения действительно эффективной системы управления сетью?
Что нужно делать и чем руководствоваться в процессе оптимизации текущей
деятельности?
Эксперты отмечают, что для построения системы управления в розничной сети
должно быть обеспечено наличие информации о работе этой самой сети, достаточной
для эффективного управления, наличие бизнес-процессов, обеспечивающих получение
такой информации и возможность осуществления управляющих воздействий, наличие
квалифицированного управленческого персонала, а также наличие информационных
потоков, снабжающих информацией все элементы сети. Все эти инструменты должны
быть связаны в единую систему, работающую по циклу: планирование - выполнение -
контроль - коррекция.
Оптимизация же текущей деятельности должна основываться на комплексном
подходе, учитывающем структуру сети, доступные для работы ресурсы, сложившуюся
практику работы самой сети и ее окружения. Специалисты убеждены: проводить
оптимизацию необходимо, руководствуясь целостной системой показателей,
разработанной в соответствии с конкретными планами развития конкретной
розничной сети, представленной на ритэйлерском рынке Нижнего Новгорода,
Нижегородского региона и Приволжского федерального округа. [9, с.15]
В 2010 году в Нижнем Новгороде практически перестали открываться
магазины. В первом квартале этого года в городе были запущены только 35 новых
торговых точек. По информации мэрии Нижнего Новгорода, даже в кризисном 2009
году торговая сеть города расширилась на 40 магазинов.
По словам директора региональной продовольственной сети
"Медведь" Андрея Горбатова, ритейлеры стали переформатировать
торговые точки, на что требуется значительно меньше средств, чем на открытие
новых магазинов. "Борьба за объемы продаж сменилась борьбой за
эффективность", - говорит Горбатов.
В настоящее время наиболее популярны среди ритейлеров магазины шаговой
доступности площадью 100-300 квадратных метров. Такие торговые точки
окупаются быстрее крупных супермаркетов.
Компания "Х5 Retail Group", к примеру, в прошлом году открыла в
Нижнем Новгороде девять дискаунтеров "Пятерочка" и только один
супермаркет "Перекресток". В этом году "Х5" также планирует
сделать акцент на развитии магазинов "Пятерочка" на торговых площадях
в 400-800 квадратных метров. [15]
Основные
продуктовые ритейлеры в Нижегородской области:
• Среди
продовольственных сетей, работающих в Н.Новгороде и области можно выделить три
группы:
• Транснациональные
бренды и сети (международный бизнес): Ашан, Метро-Реал, SPAR.
• Федеральные
сети (общероссийский бизнес): Рамстор, Перекресток - Пятерочка, Лента,
Карусель, Магнит, Копейка, Росмарт (Мосмарт)
• Региональные
сети (нижегородский бизнес): Новый век + Народный (24 магазина), Страна Калинка
+Малинка (17 магазинов), Медведь (30+19 магазинов + мини-маркетов), EURO +
Андреевский (7магаинов), Райцентр (30 магазинов), Мясновъ + Отдохни (80
магазинов), Олсон (гипермаркет 1), «Гипермаркет XXI век» (3 магазина), Ассорти
(НТА -12 магазинов), Апельсин (3 магазина), Азбука вкуса, Лебединка (из Выксы),
Нагорный универсам (одиночный магазин).
Проблемы
рынка продуктового ритейла.
. Низкий
уровень консолидации рынка. Три крупнейших продуктовых ритейлера в России Metro
Cash & Carry, "Магнит" и "Пятерочка " занимают около 4%
рынка, в то время как в странах Восточной Европы этот показатель составляет
10-30%.
. Коммерческая
недвижимость - нехватка торговых площадок. Для развития торговых сетей важным
фактором является наличие свободных арендных площадей по приемлемым ставкам.
Практически вся торговая недвижимость в Нижнем Новгороде разобрана, а высокие
арендные ставки делают ритейл не рентабельным. Несколько лет подряд на
Нижегородский рынок пыталась выйти сеть универсамов «Патэрсон», но цены и
качество нижегородской недвижимости не смогли устроить руководство сети.
Компания ВКТ два года назад заявляла о создании сети «магазинов у дома» «Точка»
в количестве 50. Эти планы также не были полностью реализованы. В Нижнем
Новгороде продолжают успешно работать крупные не сетевые супермаркеты, например
«Универсам НАГОРНЫЙ». Несмотря на то, что число киосков и мини-маркетов
объявленных «в не закона» значительно сократилось, формат прилавочного магазина
вовсе не исчез. Предприниматели выкупают квартиры на первых этажах
многоквартирных домов и открывают в них «магазин у дома» прилавочного типа.
Даже создают сети подобных квартирных магазинов, например, «Лебедянка» (сеть
родом из Выксы).
. Проблемы
реструктуризации розницы. С одной стороны федеральные сети стремятся выйти в
регионы и готовы покупать региональные бизнесы, с другой стороны о готовности
продать свои сети и активы неоднократно заявляли многие нижегородские. Но, как
правило, стороны не могут договориться, и дело не только в цене. Например,
«Гипермаркет XXI век» (компания владела 3-4 магазинами) «закрывался на продажу»,
но после нескольких месяцев простоя открылся вновь. Региональный торговый
бизнес владеет многими не профильными активами, которые не может продать, и
которыми не может эффективно управлять. Например, ГК «Электроника» принадлежит
5 универсамов, которые компания, в конце концов, «сдала» под «Магниты».
. Торговые
союзы. Локальные продовольственные сети пытаются договориться между собой. В
начале 2007 г. местные оптово-розничные компании «Калинка», «Медведь» и
«Райцентр» объединились, чтобы диктовать цены производителю, аргументируя это
более крупными закупками, которые их «торгово-закупочный союз» производит
консолидированно. Союз существует до сих пор, однако оценивать его
эффективность участники пока не берутся. Для консолидации рынка было бы логично
полное слияние компаний в одну единую структуры, объединенную под одним сильным
брендом. Слияние и поглощение - является проблемой дня российского бизнеса и
указывает на неразвитость в России рыночных отношений. Купить и продать бизнес
в России пока очень трудно.
. Расплывчатость
форматов и болезнь универсальности. Региональные сети всячески превращают свои
даже маленькие магазины в универсальные. Вместо позиционирования, они пытаются
завести в них: салат-бар, мини пекарню и цех полуфабрикатов. Возьмем, к примеру,
сеть универсамов «Медведь». Компания развивает бизнес на арендных площадях,
создавая небольшие универсамы. Экономия на дизайне и бренде, небольшой
ассортимент - все указывает на то, что «Медведь» близок к дискаунтеру. Но при
этом руководство требует от персонала высокой культуры обслуживания, а качество
сервиса - это вовсе не характерно для дискаунтера.
. Низкое
качество бизнеса. Когда на «Мещере» и в «Верхних Печерах» вместо супермаркетов
SPAR появился Перекресток, то жители близлежащих домов отметили, что качество
продуктов и сервиса упали, да и цены перестали радовать. Стандарты ведения
бизнеса у SPAR были гораздо выше. Универсамыкак дискаунтеры всячески экономят
на персонале, в результате покупатели отмечают характерные для этих универсамов
очереди возле касс и грязь в торговом зале. Нижегородские покупатели отмечают,
что такие отдельные супермаркеты, как «Универсам Нагорный» или «Гипермаркет 21
век», в отношении качества, сервиса, ассортимента и цен делают им более
выгодное предложение, чем у крупные сети и известные бренды. [16]
3.2
Перспективы развития розничных торговых сетей
Современный потребительский рынок города Нижнего Новгорода имеет
устойчивое состояние и его можно охарактеризовать как стабильный, с
соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой
сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания
населения, с очень высокой предпринимательской активностью.
По продовольственным товарам будет продолжена работа по мониторингу
уровня цен и ассортимента, выполнение мероприятий по программе «Покупайте
нижегородское» с целью обеспечения населения области качественной продукцией.
Кроме того, развитие этой программы должно быть направлено на увеличение
объемов продаж непродовольственной группы товаров массового спроса,
производимых легкой промышленностью.
Учитывая актуальность развития торговой инфраструктуры в районах области,
особую важность приобретает анализ существующей логистической системы в регионе
и решение стратегической задачи по ее совершенствованию в целях не только
увеличения объема товарооборота в области, в целом, но и в целях снижения
издержек наших производителей по доставке своей продукции в магазины. [10, с.
3]
С 2008 года доля нижегородских товаров на прилавках торговых сетей региона
выросла с 16% до 55% эксперты считают, что программа «Покупайте нижегородское»
мешает развитию конкурентоспособности областного пищепрома. Но участники
местного рынка прогнозируют дальнейшее увеличение доли местных поставщиков в
продуктовой рознице.
Оборот розничной торговли в Нижегородской области за семь месяцев с
начала 2011 года составил 235,5 млрд. руб., или 108,8%. В июле оборот розницы
(общий объем - 36,4 млрд. руб.) на 91,8% формировался торгующими организациями
и индивидуальными предпринимателями, доля розничных рынков составила 8,2%.
Законодательное регулирование увеличивает долю розничного рынка - после
вступления в силу Федерального закона «Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в РФ» доля оборота розничной торговли
торговых сетевых продовольственных компаний в общем обороте по Нижегородской
области выросла на 8%. На данный момент она составляет 36%.
В Нижнем Новгороде наблюдается рост продуктовой инфляции, в 1 кв. 2011
года она составила около 32%, что на 8% больше по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года. Самые популярные продукты питания - картофель, овощи и
подсолнечное масло - подорожали за год на 53%, их потребление сократилось в
среднем на 50%.
Отмена обязательной сертификации продуктов не повлияла на Нижегородский
рынок. В крупных торговых сетях большое внимание уделяется вопросу качества
продукции, поэтому компании разрабатывают собственную систему контроля
качества: специальные отделы осуществляют регулярный контроль качества
продовольственных товаров. В крупных торговых сетях существует двухуровневая
система контроля безопасности и качества продукции.
Между сетями идет сильная конкуренция и борьба за покупателя, что
выражается, прежде всего, в снижении цен и проведении различных бонусных акций
для населения - компания Х5 Retail Group предлагает участие в бонусных
программах лояльности X5Club, СПАР Миддл Волга выпускает карты СПАР Клуб.
В соответствии с положениями Федерального закона о торговле необходимо
развивать торговлю в удаленных от центра районах области. Осуществление
торговой деятельности там не приносит такой высокой прибыли, как в областном
центре и прилегающих к нему районах. Усилия Правительства области будут
направлены на решение данной задачи, ведь сфера торговли - это инвестиции, налоговые
поступления в бюджет, рабочие места и рост благосостояния населения области.
Несмотря ни на какие экономические условия сетевая розница будет активно
развиваться. По мере увеличения количества магазинов обострится борьба за
покупателя. Сейчас конкуренция сетей выражается в том, как продать одинаковый
товар дешевле и при этом сохранить жесткий контроль за качеством продаваемого
товара. [11, с.21]
Заключение
Магазин, как и товар, можно рассматривать как
совокупность некоторых характеристик, имеющих различную степень важности с
точки зрения потребителя. Ритейлер, исходя из своих возможностей и ограничений,
принимает решение о том, на какую целевую аудиторию будет ориентирован магазин:
с высоким, средним или низким уровнем доходов. Таким образом, последующие
решения предпринимателя по планированию характеристик будущего бизнеса должны
приниматься с учетом потребностей целевой аудитории.
Развитие ритейла в России говорит о перспективности двух форматов:
гипермаркетов и дискаунтеров. На мой взгляд, прямой конкуренции между этими
форматами не наблюдается.
В экономике России ускоренно развивается ряд процессов и тенденций,
которые оказывают сильное воздействие на розничную торговлю. За очень короткий
период изменилась система ценностей и образ жизни потребителей, акценты
переместились с функциональных свойств материальных продуктов на качество
предоставляемых услуг.
Несмотря ни на какие экономические условия сетевая розница будет активно
развиваться. По мере увеличения количества магазинов обострится борьба за
покупателя. Сейчас конкуренция сетей выражается в том, как продать одинаковый
товар дешевле и при этом сохранить жесткий контроль за качеством продаваемого
товара.
Таким образом, можно сделать вывод, что российская розница вполне удачно
справляется с кризисом и смотрит в будущее с разумным оптимизмом. В будущем
ожидает дальнейшая консолидация рынка и развитие современных форматов торговли.
Список
используемой литературы
Книги:
1. Сидоров,
Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
/ Д.В. Сидоров - М.: Вершина, 2007.
2. Сорокина,
Т.А. Энциклопедия маркетинга / Т.А. Сорокина - М., 2008.
. Радаев
В.В. Организационные формы и конкурентные стратегии в российской розничной
торговле/В.В. Радаев, З.В. Котельниковой - М.: Вершина, 2008.
Статьи:
. Рогов
В. Франчайзинг - эффективная форма сотрудничества / В. Рогов // Экономика и
жизнь - 2008.
5. Даниловский
Ф.В. В зарубежных торговых сетях / Ф.В. Даниловский // Русский дом - №10, 2003.
. Хромова
Е. Розничная торговля в России: итоги кризиса и новые тенденции / Е. Хромова //
Финансовая аналитика - август, 2010.
. Иванова
Е.А. Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия
розничной торговли в условиях рыночной власти потребителя / Е.А. Иванова //
Научный вестник УАГС - июнь, 2011.
. Крупнейшие
торговые сети российского ритейла / Новости торговли - октябрь, 2011.
. Спирин
М. Ключевой фактор успеха в розничной торговле / М. Спирин // Торговые
технологии ТиТО - №11, 2006.
. Крупнейшие
сети продуктового ритейла / Деловой квартал (Нижний Новгород) - №14, 2011.
. Веретельникова
О. Новый закон о торговле: перспективы и ожидания / О. Веретельникова // Обзор
цен - №5(520), 2011.
Электронные
ресурсы:
12. Оптовая и розничная
торговля [Электронный ресурс]. - электрон.ст. - режим доступа к ст. -
<http://www.everise.com/sectors/wholesale-and-retail-trade/>
. Современное
состояние организации торговли [Электронный ресурс]. - электрон. ст. - режим
доступа к ст. -<http://nbene.narod.ru/comm/fcomm3.htm>
14. Metro Cash & Carry Russia [Электронный ресурс]. - электрон.ст. - режим доступа
к ст. - <http://www.metro-cc.ru/servlet/PB/menu/1072048/index.html>
. Новости торговли
[Электронный ресурс]. - электрон.ст. - режим доступа к ст. -
<http://www.megamagnat.ru/news_t/205.html>
. Рынок продовольственного
ритейла в Нижнем Новгороде [Электронный ресурс]. - электрон.ст. - режим доступа
к ст. - <http://www.logvanov.r52.ru/?itid=959>