Организация бухгалтерского учета на предприятии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    270,07 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация бухгалтерского учета на предприятии








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Организация бухгалтерского учета на предприятии»

Введение

В настоящее время необходимость ведения бухгалтерского учета очевидна. Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции.

Целью работы является обобщение и закрепление теоретического материала, касающегося вопросов организации бухгалтерского учета в организациях. В связи с поставленной целью требуется выполнение ряда важных задач: необходимо получить теоретические знания о структуре бухгалтерского аппарата, правах и ответственности главного бухгалтера, ознакомиться с влиянием организационно-правовых особенностей организаций на постановку финансового учета, процессом документирования и проведением инвентаризации активов и обязательств. Итогом успешного выполнения работы станет применение полученных знаний в решении задачи - заполнение Кассовой книги.

Владение теоретическими навыками для бухгалтера сейчас как никогда важно, ведь формирование в нашей стране рыночных отношений предъявляет новые, повышенные требования ко всем категориям специалистов, занятых в различных сферах деятельности. Без организации методически правильного бухгалтерского учета невозможно эффективно управлять ни крупной промышленной корпорацией, ни малым предприятием, ни индивидуальной трудовой деятельностью. Даже такой процесс как разработка структуры бухгалтерского аппарата играет далеко не последнюю роль в процессе достижения организацией успешности. Ведь главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. От того, насколько грамотно будет выбрана подходящая структура бухгалтерского аппарата и сформированы отделы бухгалтерии, зависит то, насколько целесообразно будет распределен труд между работниками учета, и насколько эффективно будут использованы счетные машины. Кроме того, это в значительной степени определяет степень охвата контроля подразделений со стороны главного бухгалтера.


1. Нормативное регулирование

Бухгалтерский учет регулируется документами, изданными органами власти различного уровня. Совокупность таких документов, называемых нормативными, образует специальную отрасль законодательства - бухгалтерское право.

Эти документы имеют иерархическую соподчиненность. В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами Российской Федерации, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются федеральные законы «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и др. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета Центральному банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые этими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету: «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95). «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), «Учет основных средств» (ПБУ 6/97), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99) и др.

Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания и др.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику организации. Они разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций.

2. Требования законодательства «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г. и №402-ФЗ от 06.12.2011 г.» к организации бухгалтерского учета на предприятии

бухгалтерский регулирование учет главный

В развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.

Принятие Закона №129-ФЗ стало важным событием тех лет, так как впервые в истории России был принят специальный нормативный акт, устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. До принятия этого Закона существовали и сменяли друг друга Положения о ведении бухгалтерского учета, но никогда ранее порядок учета не был установлен на высоком законодательном уровне.

Практически 20 лет назад, в марте 1992 г., приказом Минфина России №10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности. На смену ему в декабре 1994 г. пришло новое Положение, утвержденное приказом Минфина России №170, и, наконец, в 1998 г. приказом №34н было утверждено хорошо всем знакомое и ныне действующее Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Но только с изданием Закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ бухгалтеры получили системный акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся работа по реформированию отечественной бухгалтерии.

Бухгалтерский учет, существовавший в условиях централизованно планируемой экономики, был обусловлен общественным, государственным характером собственности. Главными потребителями информации, получаемой на основе бухгалтерского учета, были отраслевые министерства и ведомства, органы планирования, статистики, а также финансовые органы. На долю государственного контроля выпадала задача выявлять отклонения от предписанных моделей в деятельности экономических хозяйствующих субъектов.

Коренное изменение системы общественных отношений, рождение рыночной экономики, появление частной собственности привели к необходимости адекватной трансформации бухгалтерского учета, следствием которой стало бы появление и дальнейшее существование правил и норм, предопределяющих возможность получать достоверную и надежную информацию, оперативно контролировать сохранность собственности, что в совокупности необходимо для благоприятного инвестиционного климата в РФ.

В развитие Закона №129-ФЗ в 1998 г. была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая нашла свое отражение в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Программа была рассчитана на период с 1998 по 2004 г. и в качестве основной цели определяла «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности». В рамках этой программы были сделаны серьезные шаги в формировании нормативной базы в части разработки новых стандартов, методических рекомендаций и инструкций, которые содержали в себе основы, заложенные Законом №129-ФЗ.

Но уже в 2004 г. возникла необходимость разработать новую концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности, направленную на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

В качестве цели развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) было определено создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). В этой связи суть дальнейшего развития заключается в активизации использования МСФО для реализации названной функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

В качестве основных проблем, которые остались нерешенными в рамках предыдущей программы 1998 г., были обозначены:

отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

недостаточное участие профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

низкий уровень профессиональной подготовки значительной части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Новая программа на среднесрочную перспективу провозглашает принцип либерализации бухгалтерского учета, когда хозяйствующим экономическим субъектам предоставляется существенно большая самостоятельность в установлении методов и правил ведения бухгалтерского учета, в выборе технической реализации, инструментария ведения системы бухгалтерского учета, технологии обработки учетной информации.

При этом функции регулирования бухгалтерского учета на федеральном уровне выполняются государственными органами с привлечением профессиональных сообществ, негосударственных саморегулируемых организаций. В задачи последних должны входить также разработка и утверждение рекомендаций и указаний по бухгалтерскому учету.

Основные принципы Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, такие как:

повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

создание инфраструктуры применения МСФО;

изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

Существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности, были в полной мере реализованы в новом Законе о бухгалтерском учете №402-ФЗ, принятом Государственной Думой в декабре 2011 г., а также в документах, которые были разработаны и приняты в 2011 г. К ним можно отнести:

Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации;

Федеральный закон от 27 июля 2011 г. №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;

Приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. №160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».

.1 Сравнительный анализ некоторых положений нового и старого (действующего) Закона

Сфера действия Закона.

В отличие от Закона №129-ФЗ, который предусматривал освобождение организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности вести бухгалтерский учет (п. 3 ст. 4), новым Законом такое освобождение не предусматривается.

В сферу действия нового Закона включены и индивидуальные предприниматели (в том числе адвокаты, нотариусы), а также филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций иностранных государств (п. 4, 5 ст. 2).

Однако наряду с обязанностью ведения бухгалтерского учета в силу Закона №402-ФЗ указанные лица имеют право не вести учет, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения согласно законодательству РФ о налогах и сборах (п. 2 ст. 6). В этой же статье отдельным пунктом (п. 4) освобождаются от ведения бухгалтерского учета организации, получившие статус участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 8 сентября 2010 г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»», которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

По сравнению со старым Законом сфера действия Закона №402-ФЗ распространяется:

на бюджетные организации - по учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также учету операций, изменяющих указанные активы и обязательства;

в отношении доверительных управляющих - по тем операциям, которые связаны с имуществом, переданным им в доверительное управление;

на участников договора простого товарищества юридических лиц, на которых возлагается учет общего имущества товарищей;

на участников процесса выполнения соглашения о разделе продукции.

Положения нового Закона о бухгалтерском учете не применяются при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей.

.2 Цели, определения и понятия, применяемые в Законе

В новом Законе в качестве цели поименовано установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Также новым является и тот факт, что в определении бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности появляется еще информация о движении денежных средств за отчетный период (п. 1 ст. 13 Закона №402-ФЗ). Это говорит о том, что наряду с бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках значимой является такая форма отчетности, как «Отчет о движении денежных средств», порядок составления которой отдельно описан в ПБУ 23/2011.

Новым Законом о бухгалтерском учете с 2013 г. вводятся абсолютно новые понятия регламентов, которыми будет регулироваться бухгалтерский учет и которые ранее не применялись. Это международный и отраслевой стандарты и стандарт бухгалтерского учета. При этом определения понятий международного стандарта и стандарта бухгалтерского учета даны в п. 1 ст. 3, а термин «отраслевой стандарт» хотя и широко применяется в Законе, но содержание его не раскрыто.

Кроме нового смысла понятия «стандарт» в Законе №402-ФЗ есть и другие новшества:

понятие «хозяйственные операции» заменено понятием «факты хозяйственной жизни», которое более четко описывает сделки, события, операции, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, в частности операции, которые операциями как таковыми не являются (например, отражение отложенных активов и обязательств, оценочных обязательств, условных активов и обязательств);

вводится понятие «отчетный период» - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 1 ст. 3). В Законе №129-ФЗ есть только понятие «отчетный год»;

определение «руководитель организации» будет заменено на определение «руководитель экономического субъекта» - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;

из перечня понятий в новом Законе исключены понятия синтетического и аналитического учета, дополнительно введены понятия «уполномоченный федеральный орган» и «организация государственного сектора».

.3 Главный бухгалтер, его функции и квалификация

В Законе №129-ФЗ порядок организации бухгалтерского учета зависит от объема учетной работы (п. 2 ст. 6):

«Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично».

В соответствии с п. 3 ст. 7 нового Закона о бухгалтерском учете:

«Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя» (выделено авт. - Прим. ред.).

Особые требования предъявляются новым Законом к главным бухгалтерам открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов (п. 4 ст. 7). К таким требованиям относится наличие высшего профессионального образования и стажа работы не менее трех лет из последних пяти календарных лет либо, при отсутствии высшего образования, стажа не менее пяти из последних семи календарных лет, а также отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Эти требования не применяются лишь в отношении лиц, на которых по состоянию на дату вступления в силу нового Закона уже возложено ведение бухгалтерского учета в этих организациях (п. 2 ст. 30 Закона №402-ФЗ).

Юридическое лицо, оказывающее услуги бухгалтерского учета и заключившее с экономическим субъектом договор оказания данных услуг, должно иметь в штате не менее одного работника, профессиональный уровень которого отвечает перечисленным требованиям и с которым заключен трудовой договор.

К главным бухгалтерам других организаций, скорее всего, квалификационные требования останутся прежними: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.

2.4 Первичные документы и регистры бухгалтерского учета. Хранение документов

Хорошей новостью явилось закрепление в Законе №402-ФЗ положения о том, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9). Это говорит об упразднении понятия «унифицированные формы», теперь все формы первичных документов организации разрабатывают самостоятельно. Чтобы формы первичных документов, на основании которых фиксируется факт осуществления хозяйственной операции, стали легитимными, они должны быть утверждены приказом руководителя (возможно, в составе учетной политики) и иметь обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 нового Закона. В целом они повторяют обязательные реквизиты, поименованные в Законе №129-ФЗ, отличаясь лишь уточненными формулировками.

Новым Законом также предусматривается возможность оформлять первичные документы не только в бумажном, но и в электронном виде. Однако следует иметь в виду, что при изъятии этих документов в случаях, предусмотренных законодательством (например, по требованию правоохранительных органов), в бухгалтерском учете организации должны остаться копии таких документов (п. 8 ст. 9).

А вот требования к регистрам бухгалтерского учета стали жестче. Формы регистров теперь должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10). Регистры бухгалтерского учета должны иметь обязательные реквизиты (п. 3 ст. 10).

И если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись как обязательный реквизит.

Так же как и в случае с первичными учетными документами, если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета (п. 9 ст. 10).

С точки зрения установления сроков хранения документов Законом №402-ФЗ принципиальных новшеств не внесено, уточнено лишь, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. А документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Это означает, что учетная политика для целей бухгалтерского учета будет храниться не пять календарных лет, а еще на пять лет дольше срока амортизации того или иного основного средства (нематериального актива), который был утвержден в этой учетной политике. Например, если объект амортизируется с 2011 по 2015 г., то учетная политика должна быть сохранена до 2020 г.

Из текста нового Закона исчезла фраза о том, что содержание бухгалтерских регистров является коммерческой тайной, при этом появилась фраза: «В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны» (п. 11 ст. 13).

2.5 Оценка и инвентаризация активов и обязательств

В отношении регулирования вопросов оценки и проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в новом Законе приведены лишь основные требования с дальнейшей ссылкой на соответствующие нормы законодательства. Например, в отличие от Закона №129-ФЗ, в который включены правила оценки имущества, полученного безвозмездно или приобретенного за плату либо созданного самой организацией, в новом Законе приводится лишь одно положение - о том, что объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению (п. 1 ст. 12). Ведь все специальные нормы по порядку оценки объектов учета представлены в соответствующих ПБУ.

Исходя из этого же принципа в новом Законе определена лишь обязанность проведения инвентаризации, а вот случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11).

В соответствии с новым Законом выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. В положениях старого Закона описывается порядок бухгалтерского учета таких расхождений, что, как представляется автору статьи, является предметом регулирования специальными положениями, инструкциями, а не законом федерального уровня.

2.6 Бухгалтерская отчетность

Согласно новому Закону годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим Законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Это положение приведено в соответствие с приказом Минфина России №66н, в котором говорится, что приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме, т.е. пояснительная записка.

В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, поскольку оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью: «в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением» (п. 10 ст. 13 Закона №402-ФЗ).

Отметим, что по новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13). Пока еще согласно п. 5 ст. 13 Закона №129-ФЗ бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В отношении промежуточной отчетности в новом Законе даны более четкие определения отчетного периода составления такой отчетности, при этом исключены наименования «месячная» и «квартальная промежуточная отчетность», поскольку в действительности вся отчетность составляется нарастающим итогом. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, включительно (п. 4 ст. 15).

В Законе №402-ФЗ закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, поскольку порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.

В отношении даты и места представления отчетности в новом Законе определено следующее (п. 1 и 2 ст. 18):

обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Банка России, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации;

обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

В отличие от ныне действующего Закона новый Закон не содержит требования, обязывающего организации представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность другим органам исполнительной власти, кроме органов государственной статистики. Это может означать лишь то, что сдача бухгалтерской отчетности в органы ФНС России теперь не обязательна. Аналогичный вывод можно сделать и из анализа сроков представления отчетности, которые указывают только на срок представления годовой бухгалтерской отчетности. А как известно, в органы государственной статистики представляется только годовая, но не промежуточная, отчетность.

При этом положения Налогового кодекса РФ (подп. 5 п. 1 ст. 23) обязывают представлять в налоговый орган по местонахождению организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации на основании указанного Закона не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Теперь, когда новый Закон о бухгалтерском учете не устанавливает такой обязанности, положения НК РФ о представлении бухгалтерской отчетности не совсем понятны. По всей видимости, законодатель должен со временем внести соответствующие изменения в указанную статью НК РФ.

.7 Внутренний контроль

В соответствии со ст. 19 нового Закона экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Система внутреннего контроля на предприятии - это прежде всего:

среда контроля;

организация информационных потоков;

применяемые контрольные процедуры;

идентификация и управление рисками;

влияние на финансовую отчетность.

3. Формы ведения учета

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. После приемки информация с первичного документа переносится в учетные регистры, а на самом документе делается специальная отметка, исключающая возможность ее повторного использования. Совокупность средств (вручную или с использованием средств автоматизации) и приемов, с помощью которых осуществляется регистрация учетной информации (сведений из первичных документов) понимается под термином техника бухгалтерского учета.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, составляются сводные учетные документы - учетные регистры, которые в зависимости от степени автоматизации могут составляться на бумажных и машинных носителях информации (в электронном виде). Учетные регистры применяются для отражения информации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Учетные регистры являются, по существу, носителями данных о хозяйственных операциях, полученных из соответствующих первичных и сводных документов.

В настоящее время одним из самых распространенных видов регистров, применяемых организациями являются карточки. Каждая карточка рассчитана на определенное количество записей. После того как вся карточка заполнена, записи продолжают вестись на новом бланке той же карточки, с присвоением ему очередного порядкового номера страницы. Карточки открываются на год. Открытие карточки регистрируется в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. В основном они используются для аналитического учета товарно-материальных ценностей, затрат на производство, различных расчетов. Сочетание различных учетных регистров и технических средств образуют разные формы бухгалтерского учета. После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре на бухгалтерской проводке или на самом первичном документе делается соответствующая отметка для облегчения последующей проверки правильности разноски.

По окончании месяца на каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров обязательно сверяются путем составления оборотных ведомостей или другим способом. Свободные листы могут применяться в качестве учетных регистров для всех видов учетных записей. Они просты в изготовлении и экономичны в использовании. После утверждения годового отчета учетные регистры группируются, переплетаются и сдаются на хранение в текущий архив организации.

Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень и построение учетных регистров, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объем и состав имущества, принадлежащего предприятию, структура и сложность производственно процесса, масштабы и разнообразие видов деятельности, организация управления, квалификация персонала.

Основными признаками, определяющими ту или иную форму, являются:

виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;

последовательность и способы записи в них;

применение средств вычислительной техники.

Исходя из объема получаемой информации, степени подготовленности бухгалтеров и ряда других факторов, главный бухгалтер выбирает одну из следующих форм бухгалтерского учета:

мемориально-ордерную форму и ее разновидность Журнал-Главная (с использованием мемориальных ордеров и регистров аналитического учета), которая характерна для бюджетных учреждений и организаций;

журнально-ордерную форму (с использованием журналов-ордеров, вспомогательных ведомостей, накопительных таблиц, регистров аналитического учета, Главной книги);

компьютеризированное ведение учета (применение одного из вышеперечисленных способов с использованием компьютерной обработки данных);

упрощенную форму для субъектов малого предпринимательства.

4. Централизация и децентрализация учета

На предприятии учет может быть организован по одному из двух принципов - децентрализации и централизации учетных работ.

При централизации учета (рис. 1) вся учетная работа, в том числе и по отдельным структурным подразделениям (филиалам, представительствам и др.), сосредоточивается в одной бухгалтерии.

Рис. 1. Схема централизованной организации учета

При децентрализации учета (рис. 2) наряду с центральной бухгалтерией организации в каждом структурном подразделении создаются бухгалтерии, осуществляющие полный цикл учетных работ по своему подразделению. Факты хозяйственной жизни остальных подразделений учитываются в центральной бухгалтерии организации.

Рис. 2. Схема децентрализованной организации учета

Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. В основной же части организаций применяют централизованную систему бухгалтерского учета.

При децентрализованном методе ведения учета вся документация поступает в бухгалтерию предприятия, которая имеет самостоятельный баланс. Предприятия сдают составленные балансы и отчеты в бухгалтерию кооперативной организации, где на их основании составляют сводный баланс и отчет по всей организации. Децентрализация учета не дает возможности разделения труда между работниками учета, полной загрузки их работ, приводит к увеличению штата учетных работников, затрудняет эффективное использование вычислительной техники.

В настоящее время на практике встречается частичная децентрализация бухгалтерского учета. Она заключается в том, что в подразделениях организации наряду с документами и сводными производственными отчетами (ведомости) составляют бухгалтерские проводки, т.е. ведется аналитический учет, производится сводка и группировка учетных данных, но их обобщение ограничивается составлением производственных отчетов. Главные бухгалтерии таких организаций ведут учет лишь своих операций и составляют сводную отчетность. Выделение на самостоятельный баланс входящих в их состав предприятий производится лишь по специальному разрешению вышестоящей организации.

Частичная децентрализация учета, в частности, применяется в организациях, где подразделения работают на принципах хозяйственного (коммерческого) расчета и используют современные формы организации производства, труда и его оплаты.

В любом случае выбор той или иной организационной формы бухгалтерского учета представляет собой важный фактор рационализации учетного процесса.

5. Организационные формы бухгалтерской службы

Организационная форма бухгалтерской службы зависит прежде всего от организационной структуры самой организации, поскольку в состав могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.

Гражданским законодательством ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) регулируются понятия представительств и филиалов юридического лица:

представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных положений, т.е. в рамках, строго ограниченных головной организацией, и только в интересах всего юридического лица.

при централизованной форме (рис. 1) вся учетная работа проводится в центральной бухгалтерии, т.е. подразделения не составляют не только внутренние балансы, но и бухгалтерские регистры, а в установленные графиком сроки документооборота сгруппированные первичные документы передаются в центральную бухгалтерию;

при децентрализованной форме (рис. 2) в подразделениях создаются собственные учетные службы (отделы бухгалтерского учета), которые ведут бухгалтерские регистры и составляют обособленные балансы данных подразделений.

Численность бухгалтерского аппарата и организационная структура бухгалтерии зависят от условий организации и технологии производства, объема учетной работы, форм учета. Предполагаются три типа организации работы бухгалтерского аппарата: линейная (иерархическая); по вертикали (линейно-штабная); комбинированная (функциональная).

При линейной организации бухгалтерского аппарата все работники бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру. При децентрализованном учете организационная схема совпадает со схемой, представленной на рис. 4.2. При централизованном учете линейная организация бухгалтерской службы подразумевает создание структурных подразделений для обработки данных в этих подразделениях (рис. 3).

Рис. 3. Схема линейной организации бухгалтерского аппарата

При организации работы по вертикали (рис. 4) учет ведется в разрезе промежуточных звеньев (отделов, групп, бюро), которые возглавляют старшие бухгалтеры, подотчетные главному бухгалтеру.

Рис. 4. Схема организации бухгалтерского учета по вертикали

В самих бухгалтерских службах могут выделяться следующие группы по участкам учетной работы:

материальная, ведущая учет по МПЗ, их поступлению и выбытию, хранению и использованию;

расчетов по оплате труда, осуществляющая учет расчетов с работниками, бюджетом, с государственными внебюджетными фондами и т.п.;

производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат, осуществляет калькулирование себестоимости продукции и готовит производственный отчет;

учета готовой продукции, осуществляющая учет готовой продукции на складах и ее реализацию;

общая, ведущая учет по остальным операциям. Вертикальная организация работ бухгалтерии применяется на средних и крупных предприятиях. На крупных предприятиях также могут выделяться группы учета по основным средствам, денежным средствам, расчетам с поставщиками и подрядчиками.

При комбинированной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, кроме того, в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета (рис. 5) или по функциям персонала в процессе обработки данных и формирования отчетности (рис. 6).

Рис. 5. Схема комбинированной организации бухгалтерского учета по участкам учетной работы

Рис. 6. Схема комбинированной организации бухгалтерского учета по функциям персонала в процессе обработки данных и формирования отчетности

6. Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями

Роль бухгалтерии в структуре компании нельзя переоценить. Бухгалтерская служба общается со всеми без исключения подразделениями. При организации бухгалтерского учета необходимо установить наиболее рациональное взаимоотношение производственных подразделений (бригад, цехов и т.п.) с бухгалтерией. Эти взаимоотношения должны обеспечить получение необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов.

. С отделом технического контроля

Получает: акты о браке с указанием виновных в образовании брака; заключения на принятые рекламации и расчет потерь в связи с ликвидацией обнаруженных недостатков.

Представляет: сведения о результатах учета потерь от брака в цехах по бракоизвещениям и об отнесении сумм на виновных.

. С отделами главного механика и главного энергетика

Получает: извещения о выполнении заказов; утвержденные в установленном порядке акты на списание оборудования и энергооборудования с баланса; утвержденные в установленном порядке акты на передачу или на продажу оборудования, акты на передачу оборудования из ремонта в эксплуатацию.

Представляет: информацию о затратах, произведенных на содержание и ремонт оборудования; информацию о наличии основных и оборотных средств в сопоставлении с нормативом.

. С инструментальным отделом

Получает: отчетную документацию по производству инструмента и оснастки; расчеты по нормам запаса на центральном инструментальном складе.

Представляет: отчетные данные по инструментальному хозяйству завода; нормы запаса инструмента на ЦИСе; счета для акцепта на приобретаемый инструмент, образцы, твердые сплавы и алмазный инструмент; информацию о наличии основных и оборотных средств в сопоставлении с нормативом.

. С отделом главного технолога

Представляет: сведения о фактическом расходе материалов на единицу изделий основного производства.

. С отделами материально-технического снабжения и внешней кооперации

Получает: ведомость на излишние материалы и неликвиды; инвентаризационные ведомости материальных ценностей; расчеты и другие данные для взыскания с поставщиков пени, штрафов и неустоек, а также заключения по претензиям, заявленным поставщиками; отчетные данные о движении материалов и изделий и об остатках их на конец каждого месяца.

Представляет: счета для акцепта; сведения о материалах в пути; сведения о движении материалов и комплектующих изделий и реализации сверхнормативных остатков на начало месяца и квартала в стоимостной оценке; информацию о неоплаченных счетах с указанием причин; лимиты затрат на телефонные, телеграфные и командировочные расходы; отчетные данные о стоимости материалов, комплектующих изделий, израсходованных цехами и отделами завода.

. С планово-экономическим отделом

Получает: годовые, квартальные и месячные планы производства в номенклатуре; планы производства продукции по номенклатуре и объему товарной продукции по цехам предприятия.

Представляет: отчеты по выпуску продукции (по номенклатуре и в денежной оценке); материалы о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для анализа и планирования.

. С отделом организации труда и заработной платы

Получает: смету использования фонда материального поощрения; утвержденные положения о премировании рабочих из фонда заработной платы, а также рабочих, специалистов и служащих из фонда материального поощрения.

Представляет: сведения о фактически начисленной заработной плате по категориям работающих и хозрасчетным подразделениям; сведения об использовании фонда материального поощрения; сведения о натуральных и денежных выплатах сверх фонда заработной платы.

. С отделом капитального строительства

Получает: ежемесячно баланс по капитальным вложениям; титульные списки капитальных работ и копии справок о наличии финансирования.

Представляет: оформленные справки о наличии финансирования.

. Со всеми цехами и отделами

Получает: отчеты выполнения плана работ и услуг в натуральных измерителях; отчеты о движении основных материалов (по установленной номенклатуре); отчеты о состоянии незавершенного производства; необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы, приказы, распоряжения, а также всякого рода договоры, сметы, нормативы.

Представляет: сведения о затратах на производство по элементам; сведения о выполнении хозрасчетных показателей; разного рода справки, сведения и прочее, связанное с хозрасчетной деятельностью подразделения.

. С отделом сбыта

Представляет: данные об остатках готовой продукции (по видам и типам); сличительные ведомости по результатам инвентаризации; сведения о неплатежеспособности отдельных заказчиков; извещения о применении санкций к покупателям и заказчикам.

. С юридическим отделом

Получает: результаты рассмотрения по гражданским и уголовным делам. Представляет: материалы по фактам хищений и взысканий дебиторской задолженности с граждан.

7. Права и обязанности главного бухгалтера

В соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнение обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников предприятия. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

С главным бухгалтером необходимо согласовывать назначение, перемещение и увольнение материально-ответственных лиц. Главному бухгалтеру запрещено принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер должен письменно уведомить руководителя организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его, но всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции будет нести руководитель предприятия. За невыполнение и недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Должностной оклад главного бухгалтера устанавливается, как правило, на уровне оклада заместителя руководителя организации. В организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате кассира его обязанности может выполнять главный бухгалтер. При освобождении должности главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру, в процессе которой производится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных. После этого составляется соответствующий акт, утверждаемый руководителем предприятия. Как правило, акт состоит из следующих разделов: вводная часть; проверка организации работы бухгалтерии на предприятии; характеристика бухгалтерского учета; состояние учета денежных средств; состояние учета расчетных операций; состояние учета производства и т.п. В конце приводятся мероприятия, необходимые для дальнейшего улучшения работы. Как приложение к учетной политике предприятия должны разрабатывать должностные инструкции.

Так, в должностные обязанности главного бухгалтера входит:

·   организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении;

·        формирование в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетной политики исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющей своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации;

·        руководство работами по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа;

·        руководство формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям;

·        организация работ по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации;

·        обеспечение своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств;

·        обеспечение контроля за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов;

·        организация информационного обеспечения управленческого учета, учета затрат на производство, составления калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), учета по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирования внутренней управленческой отчетности;

·        обеспечение своевременного перечисления налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам;

·        контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации;

·        участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита, подготовка предложений, направленных на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат;

·        ведение работ по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

·        обеспечение составления отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;

·        обеспечение сохранности бухгалтерских документов и сдача их в установленном порядке в архив;

·        оказание методической помощи руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности;

·        руководство работниками бухгалтерии, организация работ по повышению их квалификации.

Главный бухгалтер, который является единственным бухгалтером организации еще и самостоятельно ведет бухгалтерский учет.

Другие должностные обязанности для главного бухгалтера не предусмотрены. Если ему приходится брать на себя и иные функции по требованию руководителя, то в силу статей 60, 151, 98 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ) такие обязанности могут быть реализованы через совмещение должностей, совместительство, замещение временно отсутствующего работника без отрыва от работы главного бухгалтера.

Требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, не оформив с ним вышеуказанные отношения, запрещено.

Если главный бухгалтер одновременно с основной работой выполняет обязанности по другой должности (например, кассир, кадровик) или исполняет обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, ему должна производится доплата за совмещение должностей или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 151 ТК РФ).

С главбухом может быть также заключен второй трудовой договор - на работу на условиях внутреннего совместительства. Обратим внимание на то, что в таком случае выполнять дополнительные обязанности по другой должности можно только в свободное от основной работы время и не более 16 часов в неделю. Работа по совместительству оплачивается в зависимости от проработанного времени или объема выполненных должностных обязанностей (ст. 98,152, 284, 285 ТК РФ).

Главный бухгалтер должен знать:

·   законодательство о бухгалтерском учете;

·        основы гражданского права;

·        финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

·        нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, хозяйственно-финансовой деятельности организации;

·        положения и инструкции по организации бухгалтерского учета, правила его ведения;

·        кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;

·        профиль, специализацию и структуру организации, стратегию и перспективы ее развития: налоговый, статистический и управленческий учет;

·        порядок оформления бухгалтерских операций и организацию документооборота по участкам учета, списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, проведения аудиторских проверок;

·        формы и порядок финансовых расчетов;

·        условия налогообложения юридических и физических лиц;

·        правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей, расчета с дебиторами и кредиторами, проведения проверок и документальных ревизий;

·        порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

·        современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами;

·        методы анализа финансово-хозяйственной деятельности;

·        правила хранения бухгалтерских документов и защиты информации;

·        передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета;

·        экономику, организацию производства, труда и управления;

·        основы технологии производства;

·        законодательство о труде;

·        правила по охране труда.

Квалификационный справочник требует, чтобы главный бухгалтер имел высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

В свою очередь главный бухгалтер устанавливает должностные инструкции для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый из них знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение. Кроме прав и обязанностей, которые имеет главный бухгалтер, он несет ответственность за:

1.  неправильное ведение бухгалтерского учета вследствие запущенности в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности;

2.       несвоевременную и неправильную выверку операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;

.        составление недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии;

.        нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;

.        нарушение сроков представления месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.

По последним двум пунктам главный бухгалтер несет ответственность наравне с руководителем предприятия.

Заключение

Как известно, любая организация изначально создается для того, чтобы быть эффективной. Но достичь этой эффективности невозможно без правильной организации бухгалтерского учета.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

При организационном построении бухгалтерского учета организации принимают во внимание систему управления (централизованная, децентрализованная), территориальную разветвленность (наличие филиалов, представительств и их месторасположение), специализацию по объектам и видам деятельности, рост объема деятельности, уровень комплексной автоматизации управления, порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами организации, объем учетной работы, уровень квалификации работников бухгалтерской службы.

В Россию профессия бухгалтера в современном виде пришла в начале 90-х годов, а с развитием рыночных отношений значительно возросла роль бухгалтерской службы предприятия и роль главного бухгалтера. Именно от квалификации последнего, от его способности быстро реагировать на изменения законодательства зависит финансовое благополучие каждого предприятия. Но важное место, которое занимает сегодня главный бухгалтер в структуре управления каждого экономического субъекта, не могло не сказаться на круге его прав и обязанностей, на его ответственности за принимаемые решения. Так, например, он ответственен за неправильное ведение бухгалтерского учета вследствие запущенности в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности и нарушение сроков представления месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.

Поставленные в данной работе задачи выполнены, а цель, заключающаяся в закреплении теоретического материала в области организации бухгалтерского учета, достигнута. В настоящее время необходимость владения теоретическими навыками для бухгалтера, обусловлена сложившейся экономической ситуацией. Квалифицированные работники, овладевшие искусством ведения учета, всегда будут занимать лидирующие позиции в компаниях, ориентирующихся на хороший результат. Не зря ведь сегодня работодатели готовы «полцарства» отдать за грамотного и профессионального бухгалтера.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402 - ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2.       10 000 и одна проводка / Под ред. Г.Ю. Касьяновой (6-е изд., перераб. и доп.). - М: АБАК, 2010;

.        25 положений по бухгалтерскому учету: сб. док.-М.: Издательство «Омега-Л», 2012;

.        Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях: учеб. пособие/ А.В. Башарина, А.Ф. Черненко - Ростов н/Д: Феникс, 2011;

5. Годовой отчет для бюджетных организаций - 2011 / под общ. ред. Ю.А. Васильева. М.: Аюдар Пресс, 2011;

.   Учет-2011: бухгалтерский и налоговый/ Г.Ю. Касьянова-М.: АБАК, 2011;

7.       «Упрощенец». Все о специальном налоговом режиме для малого бизнеса/ О.А. Курбангалеева. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Эксмо, 2010;

8. План счетов бухгалтерского учета: комментарий к последним изменениям.-М.: АБАК, 2010;

.   Диссертация «Учетная политика в системе управленческого учета» Лялькова Евгения Евгеньевна Кандидат экономических наук2008 г.;

10.     ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утверждено Приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. №26н. (в редакции Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 №186н);

.        Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом МФ РФ от 13.10.2003 №91н. (в редакции Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 №186н);

.        ПБУ 14/2007, утверждено Приказом МФ РФ от 27.12.2007 г. №153н. (в редакции Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 №186н);

.        ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. №44н. (в редакции Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 г. №132 н);

.        Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом МФ РФ от 28.12.2001 №119н. (в редакции Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 г. №132 н);

.        ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено Приказом МФ РФ от 06.05.1999 г. №33н. (в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 №144 н.);

.        ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32 н (в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 №144н);

.        ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 №107н (в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 №144н);

.        Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н (в редакции Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 №186н).

Интернет ресурс:

1.  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=107308; fld=134; dst=4294967295; from=86680-0

2.         http://www.myisl.ru/books/bjudzhetnyj-uchet/plan-cchetov-bjudzhetnogo-ucheta

3.         http://www.ipbr.org/documents/acts.common_plan.correspondence.app2.doc

Похожие работы на - Организация бухгалтерского учета на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!