Учетная политика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учетная политика

Введение

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в предприятиях. В настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Учетная политика предприятия является важнейшим учредительным документом любого предприятия. Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды.

Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом можно сказать, что одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия.

Учетная политика предприятия как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета, т.е. благодаря ней должно достигаться своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. Т.к. эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета.

В данной курсовой работе раскрывается:

-понятие и сущность учетной политики;

-учетная политика для целей бухгалтерского учета;

-методологический аспект учетной политики;

-организационно-технический раздел учетной политики;

-учетная политика для целей налогообложения.

В приложениях в качестве наглядного примера приведены приказы об учетной политике предприятия и учетная политика на промышленном предприятии.

1. Понятие и сущность Учетной политики предприятия

При ведении бухгалтерского учета предприятие (учреждение) должно обеспечить соблюдение в течение отчетного года учетной политики.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Основные положения учетной политики предприятия в Республике Беларусь (Приложение № 1).

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, нужно применять с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Учетная политика разрабатывается на всех предприятиях независимо от форм собственности и источников финансирования. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом руководителя (распоряжением) руководителя предприятия.

Вновь создаваемое предприятие оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятую вновь созданную организацией учетную политику считают применяемой со дня создания (государственной регистрации).

Формирование учетной политики должно исходить из выбора и обоснования способов ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующей нормативной базой, утвержденной законодательством. При отсутствии нормативных законодательных актов по конкретным вопросам, учетная политика по таким вопросам формируется самостоятельно исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету, и согласовывается с налоговой инспекцией своего района.

Дополнения в учетную политику предприятие может внести в связи с возникновением хозяйственных операций, не имевших место ранее (на момент формирования учетной политики).

Внесение изменений в учетную политику предприятия допускается в следующих случаях:

-изменения законодательства Республики Беларусь;

-изменение нормативных актов по регулированию бухгалтерского учета;

-смена собственности;

-реорганизация предприятия (слияние, разделение, присоединение).

Изменение учетной политики оговариваются в пояснительной записке к годовому отчету, с указанием возникших вследствие внесения изменений в учетную политику результатов в денежном выражении.

К учетной политике предъявляются следующие основные требования:

-полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов (хозяйственных операций) деятельности предприятия;

-отражение фактов хозяйственной деятельности исходя из правовых норм и экономических условий хозяйствования;

-равенство данных аналитического и синтетического учета на первое число каждого месяца, а также с данными бухгалтерской и налоговой отчетности;

-рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия по его экономическим показателям.

На предприятии предусматривается:

-Учетная политика для целей бухгалтерского учета <#"center">2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1Общие понятия учетной политики для целей бухгалтерского учета

В Положении по учетной политике в целях бухгалтерского учета предприятие должна определить способы и методы ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Республики Беларусь установлено несколько вариантов учета.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета <#"center">2.2 Порядок формирования методического аспекта учетной политики

К основным средствам относятся активы предприятия, имеющие материально-вещественную форму, стоимостью свыше 30 базовых величин, сроком службы более года, и по которым на момент принятия их к учету не предполагается дальнейшая перепродажа

Приобретение основных средств во всех случаях отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором формируется их первоначальная стоимость, включая расходы по доставке, установке и монтажу. Оприходование на счет 01 «Основные средства» отражается по акту ввода в эксплуатацию с указанием в нем первоначальной стоимости, или экспертной оценкой - на основании актов приемки в эксплуатацию имущества, бывшего в эксплуатации.

Оценка основных средств, приобретенных за плату, производится по первоначальной стоимости. Основные средства, полученные безвозмездно, учитываются по рыночной стоимости на дату их оприходования с дополнением расходов на доставку, монтаж и установку. Возможно по соглашению сторон, но не ниже стоимости, учитываемой у передающей стороны.

Проценты по кредитам и займам, начисленные после ввода основных средств в эксплуатацию, учитываются в составе вложений во внеоборотные активы в течение отчетного года с включением в стоимость основных средств (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам). Также можно, проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные после ввода основных средств в эксплуатацию, учитывать в составе операционных расходов.

Амортизация объектов основных средств, производится одним из следующих способов:

-линейный способ;

-способ уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения до 2,5 раз;

-способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

-способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (производительный способ).

При выборе способа начисления амортизации по основным средствам учитывается тот факт, что способы уменьшаемого остатка и списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования являются методами ускоренной амортизации. При их использовании в первые годы затраты на производство увеличиваются, что приводит к снижению суммы прибыли и налога на прибыль. Сумма налога на недвижимость впервые годы эксплуатации объектов основных средств также сокращается за счет уменьшения их остаточной стоимости.

При использовании методов ускоренной амортизации сумма амортизации по годам уменьшается. Затраты на ремонт основных средств, наоборот, по годам увеличиваются. Следовательно, применение методов ускоренной амортизации обеспечивает примерно одинаковые совокупные расходы на амортизацию и на ремонт основных средств по годам. При применении методов ускоренной амортизации уменьшается сумма не облагаемой налогом прибыли, направляемой на капитальные вложения.

Пересмотр нормативных сроков службы производится после проведения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки. Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств в указанных выше случаях не производить.

К нематериальным активам относятся активы, имеющие признаки, отличающие данный объект от других, не имеющий материально-вещественной формы, способность приносить прибыль и сроком полезного использования более 12 месяцев. Это могут быть затраты на приобретение прав, лицензии, патентов, товарных знаков, программных продуктов и других непредметных активов.

Начисление амортизации нематериальных активов производится:

-линейным способом исходя из сроков полезного использования;

-нелинейным способом с учетом суммы чисел лет;

-нелинейным способом с учетом уменьшаемого остатка;

-производительным способом.

В случае если срок полезного использования нематериальных активов не определен, то применяются нормы амортизационных отчислений из расчета использования актива в течение 10 лет, но не более чем на срок деятельности предприятия с оформлением в установленном порядке приказа (распоряжения) по предприятию. По товарным знакам (знакам обслуживания) нормы амортизации устанавливаются исходя из срока использования 20 лет.

Предприятия имеют право относить к малоценным предметам (МП) предметы стоимостью не более 30-кратного установленного законом размера базовой величины за единицу и предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости. Руководитель организации вправе устанавливать меньший стоимостной предел для малоценных предметов.

Списание предметов на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг) производится:

-начислением амортизации в размере 50% стоимости МП при передаче предметов в эксплуатацию и остальных 50% - при списании предметов;

-начислением амортизации в размере 100% при передаче предметов со склада в эксплуатацию;

-линейным способом (исходя из фактической стоимости предмета и норм амортизации, исчисленной исходя из сроков полезного использования);

-способом списания стоимости предметов пропорционально объему продукции (работ, услуг);

-предметы стоимостью в пределах 2 базовых величин за единицу могут списываться в расход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию без начисления амортизации по этим предметам.

Предметы на счете 10 "Материалы" учитывать по остаточной стоимости. Погашение их стоимости (начисление износа) производить по дебету затратных счетов и кредиту субсчетов 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации".

Одним из вариантов погашения стоимости МП может быть открытие к счету 10 "Материалы" субсчет 10-15 "Износ предметов", для учета начисленного износа. Погашение стоимости предметов производить путем начисления износа с отражением его по дебету затратных счетов и кредиту субсчета 10-15. Предметы учитывать на субсчетах 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" по первоначальной стоимости.

Производственные запасы (сырье, материалы, комплектующие изделия, запасные части и т.д.) оцениваются по фактической себестоимости приобретения (заготовления) с использованием счета 10 «Материалы» или производственные запасы могут, оцениваются по учетным ценам (Приложение № 2):

-с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

-с использованием счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

При отпуске производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится (Приложение № 3):

-по ценам последнего приобретения (метод ЛИФО);

-по себестоимости каждой единицы;

-по учетным ценам с учетом отклонений по фактической себестоимости на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

-по ценам первого приобретения (метод ФИФО).

Средняя оценка фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство, осуществляется исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включается количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период). Также среднюю оценку фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство, можно осуществлять путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка). При этом в расчет средней оценки включается количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

На промышленных предприятиях применяют следующие методы учета затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции: нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный (простой) и другие методы. Выбор того или иного метода зависит от технологических, организационных и ряда других особенностей предприятия.

Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяют в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции распространен в производствах с комплексным использованием сырья, а также в тех отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством, где перерабатываемые сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов).

Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях с ограниченной номенклатурой продукции и где незавершенное производство отсутствует или же оно незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях)

На крупных предприятиях может применяться не один, а несколько или даже все методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции так например: в основном производстве может применяться нормативный или попередельный метод; учет затрат по ремонтным работам осуществляется позаказным методом; во вспомогательных производствах, вырабатывающих один или несколько однородных видов продукции (котельная, электроцех), применяется попроцессный метод.

Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" и ежемесячно распределяются между объектами калькуляции пропорционально расходам на оплату труда работников, непосредственно занятых производством продукции. Распределение общепроизводственных расходов можно осуществлять пропорционально прямым материальным затратам, прямым материальным и трудовым затратам.

Общепроизводственные расходы, учтенные на субсчете 25-2 "Общецеховые расходы" в качестве условно-постоянных, списывать в дебет счета 90 "Реализация". Учет общепроизводственных расходов можно вести на счете 20 "Основное производство".

Общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и ежемесячно распределяются между видами деятельности пропорционально:

-полученной выручке от реализации продукции (работ, услуг);

-валовому доходу от реализации товаров;

-прямым материальным затратам;

-прямым материальным и трудовым затратам;

-сумме расходов на оплату труда сотрудников, работа которых связана с определенными видами деятельности.

Списание общехозяйственных расходов производится на счета учета производственных затрат, издержек обращения или в полном объеме списываются на счет 90 «Реализация» в качестве условно-постоянных расходов.

Незавершенное производство ежемесячно оценивается по прямым затратам согласно отраслевым рекомендациям и особенностям производства. Одним из вариантов может быть оценка незавершенного производства: по прямым статьям расходов; по производственной себестоимости (нормативной или плановой). При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам.

Оценку незавершенного производства производят и учитывают в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями. Если их нет, то предприятия, деятельность которых зависит от отраслевой специфики, должны разработать положение по учету незавершенного производства.

Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту.

При первом варианте предприятия ограничиваются учетом затрат по каждому цеху (переделу). В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается, а контроль их движения из одного цеха в другой осуществляется бухгалтерией по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведется в цехах. В соответствии с таким порядком учета затрат на производство себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяется, а исчисляется лишь себестоимость готового продукта.

При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется бухгалтерскими записями и после каждого передела калькулируется себестоимость полуфабрикатов. При этом бухгалтерские записи на счете 20 «Основное производство» столько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько фаз обработки проходят сырье и основные материалы. Полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство позволяет выявить себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимости продукции.

В практике работы предприятий нередко применяется смешанный вариант сводного учета затрат на производство, при котором часть полуфабрикатов отражается в учете, а на последующих стадиях учет ведется по бесполуфабрикатному варианту.

Затраты на ремонт основных средств, используемых предприятием в предпринимательской деятельности, относится на себестоимость продукции (работ, услуг) по мере осуществления работ, связанных с ремонтом.

Также вариантом может быть:

-образование резерва расходов на ремонт основных средств;

-создание ремонтного фонда для проведения особо сложных ремонтов в течение ряда лет;

-образование резерва на ремонт арендованных основных средств, производимый по условиям договора за счет средств арендатора;

Затраты на ремонт основных средств, используемых предприятием в предпринимательской деятельности, отражается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с равномерных их включением в течение отчетного периода в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с законодательством.

Учет готовой продукции отражается на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. Также учет готовой продукции можно отражать на счете 43 «Готовая продукция» по нормативной (плановой) себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».

Учет выполненных работ (оказанных услуг) осуществляется по фактической производственной себестоимости без использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг». Одним из вариантов может быть осуществление учета выполненных работ (оказанных услуг) по нормативной (плановой) себестоимости без использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».

Учет товаров на предприятии можно вести одним из следующих способов:

-на счете 41 «Товары» по покупным ценам.

-учет товаров на счете 41 «Товары» по продажным ценам;

-с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (по аналогии с учетом материалов).

Распределение издержек обращения (транспортных расходов и процентов по кредитам и займам) на реализованные товары (издержки, относящиеся к отчетному месяцу) и на нереализованные товары можно осуществлять:

-пропорционально стоимости товаров по продажным ценам с учетом налога на добавленную стоимость (НДС);

-пропорционально стоимости товаров по покупным ценам с НДС;

-пропорционально стоимости товаров по продажным ценам без НДС;

-пропорционально стоимости товаров по покупным ценам без НДС.

Операционные доходы признаются по мере поступления выручки от реализации основных средств, нематериальных активов, материалов, а также другие операции с оборотными активами предприятия.

Выручку от реализации продукции (работ, услуг) можно отражать по мере оплаты за отгруженную продукцию (работы, услуги) или отражать по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (метод начисления) (Приложение № 4). Выбранный метод распространять и на операционные доходы от продажи внеоборотных активов и иного имущества.

Внереализационные доходы в виде штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков признаются когда: они получены от должника; судом внесено решение об их взыскании; они признаны должником. Другие внереализационные доходы признаются: по мере их оплаты; по мере их образования; по мере их выявления.

Внереализационные расходы в виде штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков признаются когда: судом вынесено решение об их взыскании; они признаны организацией. Другие внереализационные расходы признаются: по мере их образования; по мере их выявления.

Положительные и отрицательные курсовые разницы, образующиеся в связи с изменением официального курса иностранных валют по отношению к белорусскому рублю, организации обязаны в течение отчетного года списывать со счетов учета денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» с последующим отнесением на финансовый результат деятельности предприятия.

На предприятии резервы предстоящих расходов и платежей не создаются. И в связи с этим, начисленные суммы отпускных относятся на издержки производства в том месяце, в котором работник пребывает в отпуске. Предварительно начисленные суммы за отпуск, приходящийся на следующий месяц, и страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов".

На предприятии можно создавать следующие резервы:

-на предстоящую оплату отпусков работникам (включая социальное страхование);

-выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

-оплату предстоящих затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин (покрышки, камеры, ободные ленты);

-списание потерь товаров в пределах утвержденных норм;

-оплату производственных затрат на подготовительные работы в сезонных отраслях промышленности;

-оплату предстоящих затрат на ремонт предметов проката;

-оплату предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

-погашение расходов на гарантийный ремонт, гарантийное обслуживание и предпродажную подготовку;

-другие разрешенные резервы.

Счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» по окончании отчетного года. Также вариантом закрытия счета 99 «Прибыли и убытки» счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» по окончании отчетного месяца или по окончании отчетного квартала

На предприятии можно формировать следующие фонды (Приложение № 4): резервный фонд; фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд заработной платы (создавать в размере 20 % годового фонда заработной платы из прибыли, остающейся в распоряжении организации).

Формирование фондов отражается в аналитическом учете с открытием одноименных субсчетов к счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Использование фондов производится в соответствии с утвержденными сметами расходов.

Размеры отчислений в фонды, а также порядок распределения прибыли определяется решением собрания учредителей (акционеров), собственников или устанавливается коллективным договором, или резервный фонд, фонды накопления и потребления не формируются.

2.3 Порядок формирования организационно-технического раздела

Сущность организационно-технического раздела

В данном разделе отражается юридический статус, структура организации и подчиненность ее подразделений, организационная структура бухгалтерии, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, рабочий план счетов бухгалтерского учета, утвержденные формы учетной документации, график документооборота, порядок организации внутреннего контроля хозяйственной деятельности и др.

Бухгалтерский учет ведет бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером. Главный бухгалтер разрабатывает Положение о бухгалтерии (приложение к учетной политике).

Бухгалтерский учет может вести:

-главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета, на договорных началах;

-бухгалтер (должность предусмотрена штатным расписанием);

-специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем;

-лично руководитель организации.

Предприятие самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе Типового плана счетов (Приложение № 5). Предприятие вправе из всей совокупности синтетических счетов выбирать действительно необходимые для данной организации, вводить (с разрешения Министерства финансов) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Предприятие самостоятельно выбирает организационные формы построения бухгалтерии. Она может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в ее состав.

На предприятиях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, не имеющей в штате должности кассира, его обязанности могут выполнять главный бухгалтер или другие работники по письменному распоряжению руководителя с заключением договора о полной индивидуальной ответственности.

Бухгалтерский учет можно организовать: по централизованной форме; по децентрализованной форме; смешанной форме.

Помимо проведения обязательных инвентаризаций (для составления годовой отчетности, при смене материально ответственных лиц, при чрезвычайных ситуациях и т.д.), количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, предприятие устанавливает самостоятельно.

Должен быть сформирован состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии для головной организации, ее филиалов и обособленных подразделений, а также состав рабочей комиссии. Устанавливаются сроки и порядок проведения инвентаризации. Отдельный график может составляться для проведения годовой обязательной инвентаризации имущества и обязательств.

Предприятие самостоятельно выбирает форму учета. Одним из вариантов формы учета может быть: автоматизированная форма на базе программы (дается название программы учета); журнально-ордерная форма учета; мемориально-ордерная; упрощенная форма ведения учета; комбинированная форма ведения учета.

Отдельными регистрами в предприятиях должны быть:

-книга контроля использования телефонов сотовой связи;

-книга учета междугородних и международных телефонных разговоров;

-книга учета библиотечного фонда.

Унифицированные формы первичных документов в учетной политике не указываются, так как они должны использоваться в обязательном порядке. Разработанные организацией формы внутренней первичной документации оформляются в виде альбома и прилагаются к учетной политике.

График документооборота, в котором указывается наименование документов, подразделения составляющее, ответственный за исполнение, срок предоставления документов. Составляется главным бухгалтером и утверждается директором организации.

К учетной политике прилагается перечень документов - бланков строгой отчетности и список лиц, ответственных за ведение учета и хранение бланков строгой отчетности. Указываются лица, ответственные за организацию учета (руководитель организации) и ведение бухгалтерского учета, - главный бухгалтер или бухгалтер на договорных началах.

3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

.1Общее понятие налогового учета

В ст.62 Налогового кодекса Республики Беларусь дано определение понятия налогового учета. Налоговый учет - это осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

В то же время налоговый кодекс не устанавливает такого понятия, как учетная политика для целей налогообложения. В отношении отдельных налогов налоговый кодекс предписывает выбирать по некоторым операциям один из предложенных вариантов расчета, закрепляя его в учетной политике.

Поскольку налоговый кодекс не устанавливает требований к формированию отдельной учетной политики для целей налогообложения, то в учетную политику организации включается раздел, где будет описана совокупность способов, выбранных предприятием с учетом требований налогового кодекса.

3.2Порядок осуществления расчетов с использованием налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это налог, уплачиваемый в бюджет из выручки от реализации продукции, работ, услуг и прочих активов.

Момент фактической реализации выбирается автоматически. Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется:

как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав - для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п.1 ст.100 налогового кодекса);

как приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав - для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав (п.2 ст.100 налогового кодекса).

Один из указанных методов определения момента фактической реализации устанавливается учетной политикой организации по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и изменению в течение календарного года не подлежит.

Вычетам по нормам налогового кодекса подлежат:

для плательщиков, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав «по отгрузке», - суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от периода погашения задолженности за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком;

для плательщиков, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав «по оплате», - суммы НДС, фактически уплаченные плательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком.

Ведение книги покупок устанавливается учетной политикой организации. Ее форма и порядок заполнения утверждаются Министерством по налогам и сборам Республика Беларусь. Если с начала года на предприятии не вели книгу покупок, а затем решили вести, то предприятие вправе в течение календарного года предусмотреть в учетной политике ведение книги покупок. Но в этом случае ведение книги покупок осуществляется до окончания соответствующего календарного года. В случае ведения плательщиком книги покупок в распределении налоговых вычетов участвуют суммы НДС, отраженные в книге покупок (п.24 ст.107 налогового кодекса).

Обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров (включая основные средства и нематериальные активы), работ, услуг, имущественных прав в пределах одного юридического лица (за исключением установленных случаев) не признаются объектом налогообложения при исчислении НДС (подп.2.9 ст.93 налогового кодекса).

Поскольку каждый филиал исчисляет НДС самостоятельно, закупка товаров одним филиалом, а реализация другим приводит к тому, что у одного филиала налоговые вычеты накапливаются, а другой филиал платит НДС без вычета. Для исключения такой ситуации предусмотрена возможность передачи налоговых вычетов.

При передаче в пределах одного юридического лица товаров (работ, услуг), имущественных прав их получателю могут передаваться фактические суммы НДС, уплаченные при их приобретении (ввозе), либо фактически уплаченные суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, использованным при производстве или создании передаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав. При невозможности определения фактически уплаченных сумм налога по указанным выше операциям либо при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы НДС по которым еще не уплачены, могут передаваться налоговые вычеты, равные 20 % от стоимости передаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав. В этом случае на указанную сумму у передающей стороны уменьшаются суммы НДС, уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав одним из филиалов другому могут производиться исчисление и уплата НДС. В этом случае передача налоговых вычетов получателю товаров (работ, услуг), имущественных прав не осуществляется. Перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых производятся исчисление и уплата налога на добавленную стоимость, отражается в учетной политике плательщика.

Если предприятие желает исчислять НДС по оборотам между филиалами, то в налоговой части учетной политики необходимо определить, какие из оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав будут попадать под исчисление.

При реализации организацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов между этими оборотами производится двумя методами методом удельного веса и методом раздельного учета.

Применение одного из двух методов распределения налоговых вычетов осуществляется как минимум на протяжении одного календарного года и закрепляется в учетной политике организации. При отсутствии в учетной политике организации указания о применяемом методе распределения налоговых вычетов все налоговые вычеты распределяются методом удельного веса (п.24 ст.107 налогового кодекса).

учетный политика налог акциз

3.3 Порядок осуществления расчетов с использованием акциз

Акцизы - это косвенный налог, подлежащий включению в цену реализуемого товара. Акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров, которые имеют высокий уровень рентабельности. Перечень облагаемых акцизами товаров уточняется Президентом Республики Беларусь.

Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется:

для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации подакцизных товаров в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере отгрузки подакцизных товаров, - как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) (в т.ч. структурному подразделению плательщика) подакцизных товаров;

для плательщиков, у которых по учетной политике выручка от реализации подакцизных товаров в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере оплаты подакцизных товаров, - как приходящийся на налоговый период день зачисления денежных средств на счет плательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров (п.1 ст.118 налогового кодекса).

Порядок определения момента фактической реализации зависит от метода определения выручки, установленного для целей бухгалтерского учета. А поскольку метод определения выручки устанавливается в общей части учетной политики, для акцизов момент фактической реализации будет выбран автоматически.

При определении суммы акцизов, подлежащей включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, используется метод удельного веса или метод раздельного учета направления использования подакцизных товаров.

При использовании метода удельного веса включение сумм акцизов в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, производится пропорционально стоимости подакцизных товаров, использованных в производстве товаров (при установленной процентной (адвалорной) ставке акцизов), или объему подакцизных товаров (при установленной твердой (специфической) ставке акцизов), использованных в производстве товаров.

При методе раздельного учета направления использования подакцизных товаров в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, включается та сумма акцизов, которая была фактически уплачена при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных в производстве товаров.

Применяемый в течение календарного года метод расчета сумм акцизов утверждается учетной политикой организации. При отсутствии в учетной политике организации указания о применяемом методе расчета сумм акцизов включение сумм акцизов в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, производится методом удельного веса (п.5 ст.122 налогового кодекса).

4. Порядок расчета налога на прибыль

Налог на прибыль - это налог, уплачиваемый из прибыли предприятия, полученной от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Момент фактической реализации выбирается автоматически. В зависимости от учетной политики организации выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав (за исключением банков) (п.4 ст.127 налогового кодекса).

Выручка для целей исчисления налога на прибыль связана с бухгалтерской выручкой, т.е. зависит от метода определения выручки, установленного для целей бухгалтерского учета. Следовательно, для налога на прибыль момент фактической реализации будет выбран автоматически.

5. Порядок списания затрат, возникших до начала осуществления деятельности

Затраты, производимые до начала осуществления деятельности организации по освоению новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), отражаются в порядке, предусмотренном учетной политикой организации, но не ранее чем со дня начала осуществления соответственно деятельности организации, эксплуатации производств, цехов и агрегатов (подп.2.1 ст.130 налогового кодекса).

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей. Отдельные виды затрат, в частности затраты на подготовку и освоение производства, в отношении которых нельзя точно установить, к какому отчетному периоду они относятся, а также затраты сезонных отраслей промышленности включаются в себестоимость в сметно-нормализованном порядке, определяемом в отраслевых методических рекомендациях или учетной политике.

Порядок списания затрат, возникших до начала осуществления деятельности, будет определен в общей части учетной политики.

6. Метод распределения косвенных затрат

Плательщики должны обеспечить ведение раздельного учета выручки и затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) по операциям, прибыль от которых освобождается от налога на прибыль (в т.ч. с использованием высвобождаемых сумм налога на прибыль по целевому назначению) или подлежит обложению налогом на прибыль по пониженным налоговым ставкам, а также по операциям, по которым предусмотрен отличный от общеустановленного порядок учета прибыли (убытков). При этом косвенные затраты (в т.ч. общепроизводственные, общехозяйственные расходы), которые на основании первичных учетных документов непосредственно не могут быть отнесены к той или иной операции, распределяются между операциями:

пропорционально сумме выручки, полученной по соответствующим операциям;

пропорционально иному критерию распределения, определенному согласно учетной политике организации, принятой для расчета себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

7.Упрощенная система налогообложения

Определение валовой выручки предприятиями, не ведущими бухгалтерский учет, а ведущими учет доходов и расходов в соответствии с п.1 ст.291 налогового кодекса, производится по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав.

Из данных положений налогового кодекса следует, что порядок определения валовой выручки для применения упрощенной системы налогообложения зависит от метода определения выручки, установленного для целей бухгалтерского учета. А поскольку метод определения выручки будет установлен в общей части учетной политики, для налога при упрощенной системе момент фактической реализации будет выбран автоматически.

8.УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

ОАО «ПОЛЕСЬЕЖИЛСТРОЙ»

ОАО «Полесьежилстрой» занимается проектированием жилых домов и строительно-монтажными работами на территории Бреста и Брестской области. ОАО «Полесьежилстрой» имеет в своем составе несколько филиалов и подразделений, которые занимаются отделкой построенных объектов.

На предприятии ОАО «Полесьежилстрой» на 2009 год была составлена учетная политика в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 г. №3321-13 «О бухгалтерском учете и отчетности (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007 г.) и утверждена приказом генерального директора № 1 от 05 января 2009 г. (Приложение № 6).

Положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения, которая представляет собой совокупность методологических принципов и правил, определяющих порядок и организацию: бухгалтерского и налогового учета.

Утвержденная учетная политика предназначена для всех филиалов и подразделений ОАО «Полесьежилстрой», включая выделенных на отдельный баланс.

Главный бухгалтер ОАО «Полесьежилстрой» должен обеспечить соблюдение общих методологических принципов и способов ведения бухгалтерского и налогового учета всеми структурными подразделениями предприятия.

Методический аспект учетной политики ОАО «Полесьежилстрой» предусматривает учет основных средств в соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета основных средств. В качестве основных средств учитывается имущество, период использования которого превышает 12 месяцев и стоимость на дату ввода в эксплуатацию превышает 30 базовых величин (для ; ковров и ковровых изделий больше 10 базовых величин) за исключением имущества, учитываемого в составе средств в обороте. Учет групп основных средств ведется согласно Временному республиканскому классификатору основных средств и нормативных сроков их службы.

Выбытие основных средств на предприятии ОАО «Полесьежилстрой» отражать в бухгалтерском учете с использованием отдельного субсчета «Выбытие основных средств».

Для списания стоимости предметов выбран способ списания в размере 50% стоимости при передаче предметов со склада в эксплуатацию и 50% при выбытии их за непригодностью (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования). Для учета начисленного износа к счету 10 «Материалы» на предприятии открывается субсчет 10.15.3 «Износ предметов». Износ начисляется по дебету затратных счетов и кредиту субсчета 10.15.3.

Для начисления амортизации по всем основным средствам на предприятии выбран линейный метод начисления амортизации. Индексация амортизации не производится.

Учетной политикой предусмотрено, что в качестве амортизируемой стоимости принимается первоначальная стоимость объектов, введенных в эксплуатацию.

На предприятии не создается резерв на текущий ремонт, а затраты по ремонту собственных и арендованных основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Начисление амортизации по нематериальным активам производится линейным способом. По нематериальным активам, стоимость которых не превышает одной базовой величины, амортизация начисляется в момент оприходования в размере 100%. Сроки службы объектов нематериальных активов определяются исходя из времени их полезного использования, установленного в первичных документах на их приобретение. В случае отсутствия данной информации - в пределах максимального срока службы, но не более срока деятельности организации. Выбранные сроки службы нематериальных активов утверждаются приказом руководителя.

В учетной политике предусмотрено, что производственные запасы оцениваются по фактической себестоимости их приобретения с использованием счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». На счете 10 «Материалы» отражается стоимость материалов по учетным ценам. Разница между учетной ценой и фактическими расходами на приобретение относится на отклонения и учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетной ценой является цена поставщика, указанная в первичных документах. Импортные материалы учитываются по контрактным ценам с учетом расходов по импорту. Переоценка производственных запасов осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные решениями Правительства.

Списание основных материалов на производство строительных работ производится по средневзвешенным ценам с учетом отклонений. Отклонения, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления, иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, отражающие расход соответствующих материалов.

Предприятие ОАО «Полесьежилстрой» осуществляет строительно-монтажные работы по государственным и коммерческим заказам и поэтому учет фактических затрат на их производство ведется на счете 20 «Основное производство» позаказным методом. Часть затрат включается в себестоимость объекта строительства по прямому признаку (прямые расходы), часть - путем распределения (накладные расходы). Распределение накладных расходов между объектами строительства производится пропорционально прямым материальным и трудовым затратам.

На предприятии имеется вспомогательное производство и все расходы по его эксплуатации собираются на счете 23 «Вспомогательные производства», а затем списываются в дебет счета 20 «Основное производство» пропорционально прямым материальным затратам.

Учет фактических затрат по эксплуатации строительных механизмов и машин ведется с использованием счета 25 «Общепроизводственные расходы». Сумма затрат ежемесячно списывается на затраты основного производства (объекты строительства) и другие счета потребителей услуг и распределяется исходя из количества машино-часов работы машин и механизмов на каждом объекте и фактической себестоимости машино-часа.

Учет общехозяйственных расходов ведется на счете
26 «Общехозяйственные расходы». Общехозяйственные расходы ежемесячно распределяются между видами деятельности пропорционально полученной выручке от реализации продукции (работ, услуг), валовому доходу от реализации товаров. Списание общехозяйственных расходов производится на счета учета производственных затрат, издержек обращения.
Накладные расходы распределяются ежемесячно между основным и вспомогательным производствами пропорционально заработной плате рабочих. Накладные расходы основного производства распределяются между объектами строительства пропорционально сумме заработной платы рабочих.

Предприятие приобретает товары у поставщиков на собственные нужды, их учет ведется на счете 41 «Товары» по покупным ценам, а товары для розничной и оптовой торговли учитываются на разных субсчетах счета 41 «Товары».

Учетной политикой предприятия ОАО «Полесьежилстрой» предусмотрено списание издержек обращения по окончании отчетного месяца в дебет счета 90 «Реализация». За исключением распределяемых между реализованными товарами и остатком на конец отчетного месяца транспортных расходов по доставке и процентов по кредитам и займам.

Учетной политикой выбран метод определения выручки от реализации по всем видам деятельности по мере отгрузки выполненных работ (товаров, услуг), что подтверждается подписанием актов приемки выполненных работ со стороны заказчика. Выручка в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка на дату отгрузки.

Учет выручки ведется на счете 90 «Реализация» с использованием субсчетов. Списание оборотов по субсчетам производится в конце отчетного года на субсчет « Прибыль (убыток) от реализации».

На предприятии могут возникать операционные доходы и расходы от реализации активов и иного имущества они отражаются в бухгалтерском учете по мере их отгрузки в соответствии с действующим законодательством. Учет операционных доходов и расходов ведется на счете 91 «Операционные доходы и расходы» с использованием субсчетов. Записи по субсчетам операционных доходов и расходов накапливаются в течение года и закрываются внутренними записями на субсчет « Сальдо операционных доходов и расходов» по окончании года.

Учет внереализационных доходов и расходов осуществляется на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы» с открытием субсчетов. Записи по субсчетам счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» накапливаются в течение года и закрываются Внутренними записями на субсчет «Сальдо внереализационных доходов и расходов» по окончании года.

На предприятии ОАО «Полесьежилстрой» учетной политикой не предусмотрено формирование резерва по сомнительным долгам и резерва предстоящих расходов и платежей.

ОАО «Полесьежилстрой» ведет расчеты не только в белорусских рублях, но и в иностранной валюте. Поэтому в учетной политике предусмотрено списание образовавшихся курсовых разниц на финансовые результаты с использование счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» согласно учетной политике, производится по окончании отчетного года заключительными записями декабря

В соответствии с Уставом ОАО «Полесьежилстрой» формируются резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления. Формирование фондов отражается в аналитическом учете на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» с открытием одноименных субсчетов. Использование фондов производится в соответствии с утвержденными сметами расходов. Размеры отчислений в фонды, а также порядок распределения прибыли устанавливается решением собрания акционеров.

Отдельные аспекты учетной политики в целях налогообложения на предприятии ОАО «Полесьежилстрой».

В целях исчисления НДС применяется отдельный учет:

-при осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

-при применении разных налоговых ставок.

Уплата НДС при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав между двумя и более плательщиками, входящими в состав одного юридического лица (филиалами) осуществляется в следующем порядке:

-при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (одного или нескольких) одним из этих плательщиков (филиалом) другому производится Исчисление и уплата налога. В таком случае передача налоговых вычетов получателю товаров (работ, услуг), имущественных прав не производится.

-при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (одного или нескольких) одним из этих плательщиков другому исчисление и уплата налога не производится. В таком случае производится передача налоговых вычетов получателю товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Для целей исчисления сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (целевых платежи из выручки), обеспечивается раздельное ведение учета выручки по видам деятельности как объекта налогообложения.

Для целей исчисления налога за использование природных ресурсов (экологического налога) установить ведение раздельного учета в натуральном выражении объектов налогообложения:

-фактически добытых и использованных;

-фактических выбросов в атмосферу от стационарных источников;

-фактических выбросов от неорганизованных источников;

-количества фактически сожженного топлива.

Объекты налогообложения разделяются на два вида: учтенные в пределах установленных лимитов и сверхлимитные.

Экологические налоги исчисляются и уплачиваются ежемесячно исходя из фактического объема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов. Исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога в размере 1/12 части исчисленной суммы налога.

На предприятии ОАО «Полесьежилстрой» бухгалтерский учет организуется по децентрализованной форме - бухгалтерией головного предприятия и отдельными бухгалтерскими службами филиалов, выделенных на отдельный баланс. Бухгалтерский и налоговый учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, должность которого предусмотрена штатным расписанием. Главный бухгалтер разрабатывает Положение о бухгалтерии предприятия (филиала).

Инвентаризация активов и пассивов баланса проводится в соответствии с разработанным положением о порядке проведения инвентаризации и графиком их проведения.

Организацией в целом применяется комбинированная форма ведения бухгалтерского учета в разрезе филиалов журнально - ордерная и полностью либо частично автоматизированная форма ведения бухгалтерского на базе программы «1C Предприятие 7.7.» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней.

Бухгалтерский учет ведется с применением правил двойной записи и системы счетов, предусмотренной Рабочим планом счетов, разработанным на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета. Первичные учетные документы создаются в организации (филиале) исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утвержденным графиком документооборота.

К учетной политике предприятия ОАО «Полесьежилстрой» приложено положение о порядке проведения инвентаризации активов и обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое предприятие обладает свободой формирования и организации учетной политики. На разных предприятиях учетная политика обязательно будет отличаться. Учетная политика дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. Но недопустимо, чтобы в разные моменты времени, некоторые факторы учитывались и понимались по-разному в организации и налоговыми органами. Недопустима ситуация, когда предприятие в одном месяце ведет учет с применением одних счетов, а в следующем - других, так как в зависимости от принятия в учетной политике организации того или иного способа оценки средств, начисления износа и т.д. по-разному формируется себестоимость, отражаются операции.

По данной курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Под учетной политикой следует понимать совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета и отражения в учете хозяйственных операций. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Положение по учетной политике включает в себя:

-Методический аспект, в котором указываются критерии разделения имущества на основные средства и средства в обороте, способы начисления амортизации, оценка производственных запасов, порядок распределения затрат на производство, порядок списания курсовых разниц, метод учета выручки.

-Организационно-технический аспект - указывается порядок ведения бухгалтерского, формы ведения бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации, рабочий план счетов, а также самостоятельно разработанные первичные учетные документы.

-Налоговый раздел - указывается, будет ли предприятие заполнять книгу покупок, порядок вычета НДС, указываются регистры налогового учета, применяемые на данном предприятии.

При формировании учетной политики организации выбирается один способ из нескольких, допустимых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Таким образом, все способы и методы ведения бухгалтерского и налогового учетов, выбранные предприятием, должны соответствовать всем правовым актам изданными Правительством Республики Беларусь, Советом Министров и Президентом Республики Беларусь, а также Министерством экономики, Министерством финансов и другими правительственными органами.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений: рабочий план счетов бухгалтерского учета, график документооборота и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, перечень документов - бланков строгой отчетности, график проведения инвентаризации и список ответственных лиц, самостоятельно разработанные первичные учетные документы.

Тема данной курсовой работы очень актуальна в условиях перехода к рыночной экономике. И поэтому я попыталась полностью отразить все особенности создания (формирования) учетной политики предприятия, изложив возможные варианты применения различных методов и способов ведения бухгалтерского и налогового учета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 № 3321-ХII (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, с изм. и доп. от 26.12.2007 № 302-З).

2.Указ президента Республики Беларусь от 15.03.11 №114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов».

.Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть), утв. 19.12.2002 № 166-З (с учетом изм. и доп.).

.Налоговый кодекс (особенная часть), утв. 11.12.2009г.

.Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-3 зарегистрированный в национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 27.07.1992с рег. № 2/70 (с учетом последних изменений от 10.12.2010 г. № 225/3 (рег. № 2/1777 от 03.01.2011).

.Декрет президента Республики Беларусь от 30.06.2000 №15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в учете курсовых ризниц»;

.Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь 30.05.2003 N 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» (в ред. постановлений Минфина от 13.11.2003 № 153, от 11.12.2008 № 187, от 26.03.2009 « 33, от 06.11.2009 № 136, от 11.01.2010 № 2);

.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2002 г. № 738 об утверждении Положения «О порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь» (с изм. и доп. от 6 июля 2011 г. № 912).

. Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессионально пенсионное страхование в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты

.Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства строительства и архитектуры от 27.02.2009г. № 37/18/6. (в редакции от 30.09.2010г.)

.Инструкция «По бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденная постановлениям Министерства Финансов Республики Беларусь от 27.12.07 №199;

.Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национально банка Республики Беларусь от 17.01.2008 № 4 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правления Национально банка Республики Беларусь от 13.10.2008 № 150);

.Инструкция «О порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь» от 17.01.2007 №1;

.Инструкция «О порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь» от 28 июня 2004 г. № 98;

.Инструкция «По заполнению типовых форм первичных учетных документов, по оформлению кассовых операций» от 29 марта 2010 г. N 38;

.Инструкция «О порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу» утвержденных постановлением Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115;

.Инструкции «По инвентаризации активов и обязательств», утвержденной постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180;

.Учебно-методическое пособие. Бухгалтерский учет. Н.С. Стражева, А. В. Стражев. Мн., изд. «Современная школа», 2011.

.Журнал «Главный бухгалтер», 2010, 2011;

Похожие работы на - Учетная политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!