Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты подоходного налога на доходы
физических лиц
. Проблемы налогообложения доходов физических лиц и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Налог на доходы физических лиц регулируется гл. 23 НК РФ. Данный налог введен в нашей стране в 2001 г. Он заменил собой действовавший раньше подоходный налог с физических лиц, носивший прогрессивный характер. Не только сумма налога, но и налоговая ставка возрастали по мере роста доходов налогоплательщика. Именно прогрессивный подоходный налог действует в большинстве развитых стран.
Между тем в теории налогообложения идея превратить прогрессивный подоходный налог в налог пропорциональный не нова. Ее еще высказывал известный английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он писал, что облагать более значительные доходы более высоким процентом, нежели мелкие, - значит установить налог на трудолюбие и бережливость, налагать штраф на человека за то, что он работал усерднее и сберег больше своего соседа. Ради общей пользы нужно подвергать ограничению не то состояние, которое заработано, а то, которое не заработано. Справедливое и мудрое законодательство не должно побуждать к тому, чтобы расточались, а не сберегались заработки честного труда.
С точки зрения теории идея единой ставки не представляется бесспорной. Но для практики она привлекательна тем, что с введением единой ставки значительно упростился механизм уплаты налога и снизились затраты на его взимание. Кроме этого, снижение налога стимулировало рост заработной платы в стране, что имеет чрезвычайно важное значение. По уровню оплаты труда Россия значительно отстает от развитых государств. Низкая зарплата не может стимулировать повышение производительности труда и эффективности производства.
1. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Налог на доходы физических лиц является одним из важнейших федеральных налогов. С точки зрения доходов бюджета налог занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и на прибыль организаций. Его удельный вес в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет превышает 13%.[4]
В большинстве развитых стран, таких как США, Великобритания, Германия, Италия, Австрия, Испания, Швеция, Дания, Нидерланды, налог с доходов физических лиц занимает первое место среди доходных статей бюджета. Во Франции - второе место после НДС. Растет его роль и в России по мере стабилизации экономики и повышения жизненного уровня населения. [16]
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также получающие доходы от источников в РФ.
К доходам от источников в РФ относятся:
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ, другими словами, заработная плата, являющаяся основным источником дохода для трудового населения страны; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
доходы, полученные от использования авторских или смежных прав;
доходы, полученные от сдачи в аренду или другого использования имущества, находящегося в РФ;
доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося в РФ; акций или иных ценных бумаг, а также доля от участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской организации или иностранной организациями в связи с деятельностью ее постоянного представительств на территории РФ; иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;
дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства;
страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства;
доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ и (или) из РФ или в ее пределах, включая штрафы и санкции за простой транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;
доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ. [1]
Не относятся к налогооблагаемым доходам от источников в РФ доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций, совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического и связанных исключительно с закупкой товара в РФ, а также ввозом товара на территории России. Однако следует иметь в виду, что при последующей реализации товара, приобретенного физическим лицом внешнеторговым операциям, к его доходам, относятся доходы от любой продажи этого товара включая его перепродажу или залог, с находящихся на территории России, принадлежащих этому физическому лицу на арендуемых или используемых им складов либо других мест нахождения и хранения такого товара, за исключением его продажи за пределами России с таможенных складов.
Не облагаются налогом на доходы физических лиц доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений. [3]
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Подоходный налог в России (в современном смысле) был введен 1916 году и распространялся на граждан, чей доход превышал прожиточный минимум - 850 рублей в год. Платежи распределялись на 91 категорию граждан, ставки колебались от минимальной - 6 рублей (с дохода свыше 850 рублей до 900 рублей) до максимальной до 48000 рублей (с дохода свыше 400000 рублей). В период натурализации хозяйства и обесценения денег поступления подоходного налога резко снизились и его практически отменили. При НЭПе взимание подоходного налога возобновилось параллельно с имущественным обложением под общим названием подоходно-имущественный налог (1922 год). В 1943 году был введен новый подоходный налог, его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР. Исторически, объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Сложились 2 формы построения подоходного налога : шедулярная и глобальная.
Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии). В настоящее время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т. п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения.
В развитых странах для этих групп населения из получаемого ими валового дохода исключаются :
· взносы в благотворительные фонды;
· отчисления на ведение избирательной компании;
· членские взносы в деловые клубы и спортивные ассоциации и т. д.
В Великобритании, ФРГ, Португалии освобождаются от обложения разовые пособия, премии руководителям, в Бельгии и Нидерландах - натуральные материальные блага (домашняя прислуга, телохранители и пр.)
Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в ее справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы.
Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75%, в США никто бы не стал вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения. [13]
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ
Объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный ими:
от источников в РФ и (или) от источников за границей - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся
налоговыми резидентами РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
Налогоплательщик может получать доход не только в денежной форме, но и в натуральной форме.
К таким доходам, например, относятся:
оплата организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в т. ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, в интересах налогоплательщика;
полученные налогоплательщиком товары, выполненные, в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
оплата труда в натуральной форме.
В этом случае доход налогоплательщика определяется исходя из рыночных цен полученных им товаров или услуг с добавлением в стоимость суммы НДС, а если речь идет о подакцизных товарах, то и акциза. Исчисленный таким образом доход входит в налоговую базу.
Рассмотрим доходы, полученные в виде материальной выгоды. К ним относятся:
материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.
При определении налоговой базы учитывают:
превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
При получении дохода в виде материальной выгоды от приобретения товаров по заниженным ценам от взаимозависимых лиц налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.
При исчислении налоговой базы не учитываются доходы:
·полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам обязательного страхования;
·добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в т. ч. в виде рент и аннуитетов;
·предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок);
·добровольного пенсионного страхования, заключенных со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований.
Не учитываются для налогообложения доходы в виде выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, если выплаты производятся при наступлении пенсионных оснований.
Освобождение от налога по указанным выше причинам производится, если налогоплательщик вносит страховые и пенсионные платежи из собственных средств. [6]
Если же взносы за своих работников делает работодатель, то данные выплаты исключаются из налоговой базы только, если страхование производится работодателями по договорам обязательного страхования или по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц, а также если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования при условии, что общая сумма платежей не превысит пять тысяч рублей в год на одного работника.
При определении налоговой базы по доходам от операций с ценными бумагами учитываются доходы, полученные по следующим операциям:
купли-продажи ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;
купли-продажи инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, включая их погашение;
с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, осуществляемым доверительно управляющим в пользу учредителя доверительного управления, являющегося физическим лицом.
Налоговая база по каждой операции с ценными бумагами, указанной выше, исчисляется отдельно.
Под финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки.
Доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков.
Глава 23 НК РФ предусматривает целый комплекс налоговых вычетов. Они подразделяются на стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты и профессиональные налоговые вычеты.
Рассмотрим стандартные налоговые вычеты, на которые имеют право все налогоплательщики. Необлагаемый налогом минимум доходов в сочетании с вычетами исходя из семейного положения давно стали практикой налогового законодательства развитых стран.
Максимальный налоговый вычет в сумме 3 тыс. руб. за каждый месяц распространяется на граждан, потерявших здоровье вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других случаев радиационного загрязнения воды и атмосферы, в т. ч. аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк". Такой же вычет распространяется на инвалидов Великой Отечественной войны и граждан, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы.
Вычет в размере 500 руб. в месяц предоставляется Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, кавалерам ордена Славы трех степеней. Такой же вычет распространяется на участников Великой Отечественной войны, блокадников, узников концлагерей, инвалидов с детства.
Все остальные граждане имеют право на налоговый вычет в сумме 400 руб. в месяц. Он действует до месяца, в котором доход, исчисленный с начала года нарастающим итогом, превысит 20 тыс. руб. После этого налоговый вычет не применяется.
Налоговый вычет в размере 1000 руб. в месяц положен на каждого ребенка. Этот вычет производится до мёсяца, в котором доход налогоплательщика превысит 280 тыс. руб. Одиноким родителям вычет на ребенка предоставляется в двойном размере. Вычет применяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а на учащегося дневной формы обучения до 24 лет. Вычет на ребенка-инвалида удваивается.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из налоговых агентов по выбору налогоплательщика. В случае если они не предоставлялись или в течение года были предоставлены в меньшем размере, то налоговый орган производит перерасчет налоговой базы на основании поданной по истечении года декларации.
В главе 23 НК РФ впервые четко определены социальные налоговые вычеты. Они связаны с лечением и образованием налогоплательщика и его семьи, расходами на благотворительные цели.
Из налоговой базы исключаются денежные суммы, направленные в виде помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспеченностью финансируемым из бюджета, дошкольным учреждениям. На нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, относится и к пожертвованиям религиозным организациям; Налоговая база уменьшается на величину фактически произведенных расходов, но не свыше 25% дохода налогового периода.
Из налоговой базы исключается сумма, уплаченная налогоплательщиком за обучение в образовательных учреждениях свое и своих детей, в размере произведенных расходов, но не более 38 тыс. руб. на человека. [1]
Социальный налоговый вычет в общей сумме до 38 тыс. руб. предоставляется в случае платного лечения налогоплательщика его супруги (супруга) и детей в медицинских учреждениях РФ, включая стоимость медикаментов.
По дорогостоящим видам лечения сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень таких видов лечения утверждается Правительством РФ.
Социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче декларации в налоговую инспекцию.
При создании рынка недвижимости в стране для многих налогоплательщиков важное значение приобретают имущественные налоговые вычеты.
Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1 млн. руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам.
Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного использования.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации. Но при новом строительстве или приобретении помещения можно не ждать окончания года, а получить имущественный налоговый вычет у работодателя при условии подтверждения права на этот вычет налоговым органом.
Отдельные категории налогоплательщиков имеют право на профессиональные налоговые вычеты.
Индивидуальные предприниматели могут применять профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленному главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ. К расходам налогоплательщика относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.
Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного этими налогоплательщиками, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы "Налог на имущество физических лиц" НК РФ (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.[8]
Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, имеют профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).
Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, также имеют право на профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
Если эти расходы не подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, указанных в табл. 1.1.
Таблица 1.1 - Профессиональные налоговые вычеты
Вид деятельности, от которой получен доходНормативы затрат, %Создание литературных произведений, в т. ч. для театра, кино, эстрады и цирка20Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна30Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике40Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)30Создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок40других музыкальных произведений, в т. ч. подготовленных к опубликованию25Исполнение произведений литературы и искусства20Создание научных трудов и разработок20Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)30Профессиональные налоговые вычеты реализуются через налогового агента или путем подачи декларации в налоговую инспекцию.
Если общая сумма налоговых вычетов окажется больше суммы доходов, облагаемых по ставке 13%, то налоговая база принимается равной 0. На будущий налоговый период разница не переносится.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговые вычеты не применяются.
Доходы, полученные в иностранной валюте, вместе с расходами, принимаемыми к вычету, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на день фактического получения доходов (осуществления расходов).
Законодательные органы субъектов РФ могут использовать иные социальные и имущественные налоговые вычеты с учетом своих региональных особенностей, но в пределах размеров данных вычетов, установленных гл. 23 НК РФ. [5]
Основная налоговая ставка установлена в размере 13%.
Повышенная ставка налога в размере 35% действует в отношении следующих доходов:
стоимости любых выигрышей и призов в части превышения 2 тыс. руб. за календарный год;
страховых выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными v пенсионными фондами, если выплаты осуществляются до наступления пенсионных оснований;
процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения суммы процентов в рублях, исчисленной исходя из 3/4 ставки рефинансирования Банка России. При получении процентов в иностранной валюте - в части превышения 9% годовых.
К этому случаю не относятся доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами, фактически израсходованными на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
Налоговая ставка установлена в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. Налоговая ставка в размере 9% действует в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
Налоговая ставка установлена в размере 9% в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2009 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2009 г.
Сумма налога исчисляется по итогам календарного года применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата По-лучения которых относится к данному налоговому периоду.
Основные суммы налога на доходы физических лиц поступают в бюджет от налоговых агентов. Налоговыми агентами являются российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций, от которых налогоплательщик получает доходы. По отношению к адвокатам налоговыми агентами выступают коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить налог с суммы всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент.
Исчисление сумм налога производится нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. Налог удерживается при фактической выплате. При этом налоговый агент не учитывает сумм доходов, полученных налогоплательщиком в других организациях и уплаченных там сумм налога.
Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налога. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, в отличие от организаций, не уменьшают налоговую базу. Такие налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.
Общая сумма налога с учетом уплаченных в ходе налогового периода авансовых платежей вносится в бюджет в срок не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом.
В случае появления в течение года доходов, полученных от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. Сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. [11]
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от данных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом на-логовых вычетов.
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
Налоговую декларацию обязаны представлять следующие категории налогоплательщиков: индивидуальные предприниматели; лица, занимающиеся частной практикой, в т. ч. частные нотариусы; физические лица, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами; физические лица, получающие доходы от продажи своего имущества; физические лица, получающие выигрыши в лотереях, тотализаторах, игровых автоматах; налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников за границей. Кроме того, налоговую декларацию должны подавать физические лица, получившие доход, если налог при этом не был по каким-либо причинам удержан налоговым агентом.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Лица, на которых не возложена обязанность представлять на-логовую декларацию, вправе представить ее в налоговый орган по месту жительства. Зачастую они делают это с целью получения социальных и (или) имущественных налоговых вычетов.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные на-логовыми агентами, суммы уплаченных авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате, доплате или возврату по итогам налогового периода.
Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами по форме, установленной Минфином России.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.
Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности по налогу.
Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.
Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимися налоговым резидентом РФ, за пределами России в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами РФ, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила договор (соглашение) (об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом иностранного государства.
Налоговые льготы, предоставленные законодательными органами субъектов РФ в части сумм налога, зачисляемых в их бюджеты, до дня вступления в силу НК РФ действуют в течение того срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого они могут использоваться, то налоговые льготы прекращают действие решением законодательных органов РФ. [9]
.4 ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАЗВИТИИ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ
Налоговая реформа <#"justify">2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА
Федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытное хозяйство государственного образовательного учреждения ПГСХА было организовано в 1958 году на базе колхоза «Новая жизнь» Михайловского района. Оно расположено в северной части Уссурийского района и граничит со следующими землепользователями: на юге - с Приморской опытной сельскохозяйственной станцией, на западе - с колхозом «Коммунар» Уссурийского района, на севере - с совхозом им. Сун-Ят-Сена, на востоке - с колхозом «Россия» Михайловского района. Усадьба «Учхоза» находится в селе Воздвиженка на расстоянии 15 километров от районного центра г. Уссурийска.
Сельскохозяйственная продукция учхоза доставляется в пункты сдачи по шоссейным дорогам автотранспортом: молоко - в торговую сеть города Уссурийска, мясо - в детские дошкольные учреждения, школы и прочим покупателям, сортовые семена - по хозяйствам района и края, овощи - на овощную базу с. Новоникольска и торговую базу г. Уссурийска.
Экономическая характеристика рассматривается с использованием ряда показателей. Основным показателем, определяющим экономическую эффективность производства является выручка. Так же немалое значение имеет специализация производства. Оба этих показателей представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Состав и структура товарной продукции в ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА за 2006-2008 годы
Вид продукции2006г2007г2008гВ среднем за 3годаТыс. руб.%Тыс. руб.%Тыс. руб. %Тыс. руб. %1.зерно 2.соя 3.прочая продукция4382 5595 77917 21 35474 8595 61616 25 23463 9466 44310 26 14440 7885 61313,8 24,5 1,9Итого продукции растениеводства1075641146854313372371293840,14.молоко 5.мясо КРС 6.мясо свиней 7.прочая продукция10544 2403 2533 4540 9 10 0,113955 2997 2702 4941 8 8 0,117397 2423 2824 4148 7 8 0,113965 2608 2692 4543,3 8,1 8,3 0,1Итого продукции животноводства1552559197035722703631931059,9Всего по организации26281100343881003607510032249100
Проанализировав данные таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы. В структуре товарной продукции за 2008 год наибольший удельный вес занимает соя (26%) и молоко (48%). Таким образом, в 2006-2008 годах для предприятия характерна молочно-соевая специализация. На зерно приходится 10% выручки, на мясо КРС - 7%, мясо свиней - 8%, остальные виды продукции занимают сравнительно небольшой удельный вес.
В целом, на отрасль растениеводства приходится 37% товарной продукции, на отрасль животноводства - 63%.
По сравнению с 2006 годом выручка от реализации продукции растениеводства увеличилась на 2616 тыс. руб., от животноводства на 7178 тыс. руб. Так же произошли изменения в составе товарной продукции: удельный вес зерна и прочей продукции снизился на 919 и 336 тыс. руб. соответственно.
Удельный вес мяса КРС увеличился на 20 тыс. руб., мяса свиней на 309 тыс. руб., молока - на 6853 тыс. руб.
В целом, за весь период исследования в структуре товарной продукции предприятия 40,1 % приходится на отрасль растениеводства, 59,9% на отрасль животноводства. Данное предприятие является многоотраслевым, так как производство зерна составляет 10%, сои - 26%, молока - 48%.
В сельском хозяйстве земля - главное средство производства. Рассмотрим состав и структуру земельных угодий в ФГУП Учхозе ГОУ ПГСХА в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Анализ состава и структуры земельных угодий в ФГУП Учхозе ГОУ ПГСХА за 2006 - 2008 годы
Виды угодий2006200720082006 в % к 2008Га%Га%Га%Общая земельная площадь6375100,006375100,006375100,00100,00В т.ч. с.-х. угодия из них: пашня сенокосы пастбища 5946 4816 388 74293,27 75,54 6,09 11,645946 4816 388 74293,27 75,54 6,09 11,645946 4816 388 74293,27 75,54 6,09 11,64100,00 100,00 100,00 100,00Не с.-х. угодья из них: лес и кустарники болота прочие угодья 429 50 174 2056,73 0,78 2,73 3,22429 50 174 2056,73 0,78 2,73 3,22429 50 174 2056,73 0,78 2,73 3,22100,00 100,00 100,00 100,00
За исследуемый период никаких изменений в размере и структуре земельных угодий в хозяйстве не произошло. Сельскохозяйственные угодия занимают 93,27% от общей земельной площади. Среди них наибольшая земельная площадь занята пашней - 75,54%. В структуре несельскохозяйственных угодий наибольший удельный вес приходится на прочие угодья - 3,22%.
Основные средства - это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания. К ним относятся средства труда со сроком службы более одного года и стоимостью более 100 ММЗП.
Обеспеченность и эффективность использования основных производственных фондов в Учхозе ГОУ ПГСХА отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Показатели использования основных производственных фондов ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА за 2006-2008 гг.
Показатели2006г2007г2008г2008г в % к 2006г1 Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 5633766966721961282 Площадь с/х угодий, га5946594659461003 Стоимость валовой продукции, тыс. руб. 1002,471017, 38967,46974 Среднегодовое количество работников, чел153126110725 Фондообеспеченность, тыс. руб. 947,481126,241214,191286 Фондовооруженность, тыс. руб. 378,10531,47656,331747 Фондоотдача, тыс. руб. 0,020,020,01678 Фондоемкость, тыс. руб. 56,265,8274,62133
В 2008 году обеспеченность основными фондами в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий составило 1214,19 тыс. руб., что на 28% больше, чем в 2006 году. В 2008 году фондовооруженность повысилась на 74% и составила 656,33 тыс. руб.
Фондоотдача в 2008 году составила 0,01, то есть на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды приходится 1 копейка продукции.
Таким образом, за исследуемый период повысилась обеспеченность предприятия основными фондами и произошло увеличение их стоимости.
Таблица 2.4 - Оценка финансовых результатов и рентабельности предприятия ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА за 2006-2008г
Показатели2006г2007г2008г2008 в % к 2006Выручка от реализации, всего, тыс. руб. В т.ч. - растениеводства - животноводства26615 10756 1552534786 14685 1970336495 13372 22703137 124 146Полная себестоимость реализованной продукции - всего, тыс. руб. В т.ч. - растениеводства - животноводства 32234 10317 21600 35240 9045 25996 40501 8344 31963 126 81 148Прибыль( убыток) от реализации, тыс. руб. В т.ч. - растениеводства - животноводства- 5619 439 - 6075- 454 5640 - 6293-4006 5028 -926071 в 11раз 152Прибыль(убыток) по балансу197940735386-Уровень рентабельности реализованной продукции, % В т.ч. - растениеводства - животноводства- 21,1 4,1 - 39,1- 1,3 38 - 31,9-11,0 37,6 -40,8- - -Уровень рентабельности производства-17,4- 1,3-9,9-
Исследование показало, что на протяжении всего периода в хозяйстве получают убытки. В 2008 году их величина составила 4006 тыс. руб. Как показал анализ, в 2006 и 2007 годах убыток был получен за счет отрасли животноводства, где убытки составили 6075 и 6293 тыс. руб. соответственно. По отрасли растениеводства в 2006-2007 годах была получена прибыль в размере 439 и 5640 тыс. руб. Уровень рентабельности производства составил 4,1 и 38% соответственно.
В 2008 году убыток был получен в отрасли животноводства в размере 9260 тыс. руб., по сравнению с 2006 годом он повысился на 52%. При этом в целом по хозяйству убыток снизился на 29%, и составил 4006 тыс. руб. Уровень убыточности предприятия составил 9,9%. По сравнению с 2006 годом, предприятие улучшило свои показатели, однако, они все еще остаются достаточно низкими.
3. Анализ действующего порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
.1 Состав и структура уплачиваемых налогов и их роль в экономике предприятия
Рассмотрим налоги, уплачиваемые организацией.
С 1 января 2004г. хозяйство перешло на уплату Единого сельскохозяйственного налога, в связи с чем были внесены дополнения в учетную политику.
Уплата единого сельскохозяйственного налога организации предусматривает замену уплаты налога на прибыль организации, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организации и единого социального налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшаемые на величину расходов.
Налоговая ставка установлена в размере 6%.
Организация по истечении налогового периода представляет налоговые декларации в налоговые органы.
Налог на доходы физических лиц, исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 23 2 части НК РФ.
Налогоплательщиками являются:
·Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,
·Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды. Организация начисляет НДФЛ по ставке 13 %.
Налоговым периодом является календарный год.
Водный налог - исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 25.2 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта:
·При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
·При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
·При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
Налоговым периодом признается квартал. При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация <#"justify">Пособия по временной нетрудоспособности выдаются при заболеваниях, связанной с утратой нетрудоспособности. Пособие выплачивается на основании листков нетрудоспособности, выдаваемых медицинскими учреждениями.
Для субъектов, применяющих специальные налоговые режимы, размер и порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого работнику, не имеет особенностей.
Размер пособия при общем заболевании зависит от непрерывного стажа работы и выплачивается в размере: до 5лет - 60%, от 5 до 8 лет - 80 процентов заработка, от 8 лет - 100% заработка.
При предоставлении отделом кадров больничных листов на работников, бухгалтер - расчетчик производит расчет оплаты по больничному листу. Расчет листов нетрудоспособности производится исходя из среднего заработка работника за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности.
Пособия по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня - за счет средств Фонда на основании Федерального закона от 29.12.2004 №202-ФЗ.
Взносы по травматизму уплачивают по страховому тарифу. Он установлен в процентах к начисленной заработной плате (доходу) работников. Тариф зависит от класса профессионального риска, который в свою очередь определяется преобладающим видом деятельности (отраслью). Устанавливаются страховые тарифы федеральным законом. Например, на 2008 год они утверждена Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 235-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год». Все виды деятельности разделены на 32 группы профессионального риска. Наименее рискованными являются торговля, общественное питание, предоставление услуг связи и др. - ставка 0,2 процента. Наибольшему риску подвергаются работники добывающих отраслей - ставка тарифа 8,5 процентов.Фонд социального страхования может сам устанавливать к страховому тарифу скидки и надбавки. Они зависят от состояния охраны труда на фирме и расходов по страховым случаям (профзаболеваниям, травмам и несчастным случаям на производстве). Скидки и надбавки не могут быть больше 40 процентов страхового тарифа.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на выплаты, производимые в пользу тех лиц, которые в соответствии с законодательством являются застрахованными лицами и в отношении которых Пенсионным фондом РФ ведется персонифицированный учет в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 № 27 -ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Взносы в пенсионный фонд составляют 14%.
ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА применяет следующие тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 закона № 167-ФЗ:
База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала годаДля лиц 1966г рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсииДля лиц 1967 года рождения и моложеНа финансирование страховой части трудовой пенсииНа финансирование накопительной части трудовой пенсииДо 280 000руб.14,0%8,0%6,0%От 280 001 до 600 000 руб.39 200руб+5,5% с суммы, превышающей 280000руб.22 400 руб. + 3,1% с суммы, превышающей 280000 руб.16 800 руб. + 2,4% с суммы, превышающей 280000руб.Свыше 600 000 руб.56 800 руб.32 320 руб.24 480 руб.
Средства Фонда обязательного медицинского страхования предназначены для дополнительных медицинских услуг работникам на основании страхового полиса.
Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования уплачиваемые ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА составляет 3,1% (из них 1,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2% в территориальный).
3.2 Порядок исчисления налогооблагаемой базы с применением налоговых вычетов
(общая сумма налога за год) = (налог по ставке 6%) + (налог по ставке 13%) + (налог по ставке 30%) + (налог по ставке 35%).
Пример 1
Гражданин, являющийся налоговым резидентом РФ, получил в 2009 году следующие доходы: заработную плату по основному месту работы в размере 60 000 рублей (с учетом предоставленных ему стандартных вычетов), дивиденды по акциям в размере 10 000 рублей и материальную выгоду по полученному от предприятия займу в размере 4000 рублей. Общая сумма налога за 2009 год, которую гражданин должен уплатить в бюджет, составит:
(60 000 руб. х 13%) + (10 000 руб. х 6%) + (4000 руб. х 35%) = 7800 руб. + 600 руб. + 1400 руб. = 9800 руб.
Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более - округляется до полного рубля.
Стандартные налоговые вычеты
Статьей 218 НК РФ установлены следующие вычеты:.
. Стандартный вычет в размере 400 рублей. Предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20 000 рублей - для штатных работников, не имеющих особых льгот
2. С 1 января 2009 года в главу 23 Налогового кодекса <#"justify">Налоговый вычет в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка, который находится на обеспечении родителей, а также супругов родителя, приемных родителей, попечителей или опекунов.
Налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков (родителей, их супругов или опекунов и т. д.), превысил 280 000 рублей. При этом такой доход рассчитывается работодателем нарастающим итогом с начала налогового периода, за который предоставляется данный стандартный налоговый вычет. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет не применяется.
Налоговый вычет на детей производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и их супругов, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.
Стандартные вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13%.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в течение года одним из работодателей по выбору налогоплательщика.
Налогоплательщикам, начавшим свою работу у работодателя не с первого месяца налогового периода, налоговые вычеты в размере 400 и 300 руб. предоставляются по указанному месту работы с учетом дохода, полученного с начала года по прежнему месту работы. Сумма полученного физическим лицом дохода по прежнему месту работы подтверждается справкой по форме 2-НДФЛ.
Налогоплательщики имеют право на стандартные вычеты за каждый месяц налогового периода (календарного года) независимо от того, имел ли он доход в каком-то определенном месяце.
Пример 2
Работник предприятия ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА Бурухин А.А. имеет право на стандартный вычет в размере 400 рублей и 1000 руб. на ребенка. В отчетном календарном году он находился в отпуске за свой счет в течение марта и апреля. Его заработок на предприятии, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 000 рублей в июне месяце.
В таком случае при расчете налоговой базы доход работника за календарный год должен быть уменьшен на стандартные вычеты из расчета 5 месяцев (с января по июнь включительно), то есть на сумму 2400 руб. (400 руб. х 6 мес.) и на 12 000 (1000 руб. х 12мес.).
Таким образом, налоговая база = 151701,91 руб. - 14400,00 руб. = 137301,91 руб.
Сумма начисленного налога = 137301,91руб. х 13% = 17849,00 руб.
Социальные налоговые вычеты
Предоставление социальных налоговых вычетов регулируется статьей 219 НК РФ. Эти налоговые вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13 процентов, при подаче налогоплательщиком декларации и письменного заявления о предоставлении вычетов в налоговый орган по окончании календарного года.
С учетом пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных вычетов могут быть представлены в течение трех лет после окончания налогового периода (календарного года), в котором налогоплательщиками были произведены указанные расходы.
Законодателем установлены следующие социальные налоговые вычеты:
Образование
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219, вычеты на образование предоставляются при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии (в соответствии со ст.33 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании") или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения (для иностранных образовательных учреждений).
К образовательным учреждениям относятся учреждения дошкольного, общеобразовательного, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, дополнительного образования и другие.
Налогоплательщик, который оплачивает образовательные услуги за себя, заключает письменный договор с образовательным учреждением от своего имени.
Налогоплательщик-родитель, оплачивающий образовательные услуги за ребенка, не достигшего 18 лет, заключает договор с образовательным учреждением также от своего имени. Если же ребенку исполнилось 18 лет, то договор, как правило, заключается с учащимся.
В договоре должен быть оговорен порядок предоставления платных образовательных услуг, права и обязанности сторон, цена (стоимость услуги) и порядок расчетов.
Для получения социального налогового вычета на образование налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие его фактические расходы на обучение.
Вычет предоставляется за весь период обучения в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
Налогоплательщик-родитель, подавший в налоговый орган заявление о предоставлении ему социального налогового вычета в связи с расходами на обучение детей, предоставляет следующие документы:
справку (справки) о доходах по форме N 2-НДФЛ;
"Справку об оплате обучения для представления в налоговые органы Российской Федерации" по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 27 сентября 2001 г. N БГ-3-04/370 по согласованию с Министерством образования РФ.
копию договора с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, заключенного между образовательным учреждением и учащимся либо между образовательным учреждением и налогоплательщиком - родителем учащегося дневной формы обучения;
копии платежных документов, подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за обучение ребенка (детей) налогоплательщика;
копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика.
Пример 3
Иванов В.П., работник ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА по месту основной работы получил в 2009 году доход в размере 180 000 рублей. В феврале его доход уже превысил 20 000 рублей. Поэтому Иванов получил стандартные налоговые вычеты только в январе: 400 рублей на себя и 2000 рублей на двоих детей (1000 руб. х 2). С доходов Иванова по месту основной работы был исчислен и удержан налог в размере 23 088 руб. ((180 000 руб. - 400 руб. - 2000 руб.) х 13%). Других доходов Иванов в 2009 году не получал.
Иванов в 2009 году заплатил за обучение своих детей в образовательных учреждениях:
24 000 рублей за дочь в возрасте 19 лет, которая получает высшее образование в вузе по дневной форме обучения;
15 000 рублей за сына в возрасте 10 лет, который обучается в специализированной общеобразовательной школе.
По окончании 2009 года Иванов подал в налоговый орган на предоставление ему социальных налоговых вычетов. К заявлению Иванов приложил:
справку о доходах, полученных в 2009 году, по форме N 2-НДФЛ с основного места работы;
копию договора со специализированной школой на получение образовательных услуг для сына (с копией лицензии и приложения к ней);
копию договора дочери с вузом на получение образовательных услуг (с копией лицензии и приложения к ней);
копии квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающих факт оплаты обучения детей в образовательных учреждениях;
копии свидетельств о рождении детей.
С учетом предоставленного социального налогового вычета налоговая база по доходам Иванова за 2009 год составила 138 600 руб. (180 000 руб. - 400 руб. - 2000 руб. - 24 000 руб. - 15 000 руб.). Налог на доходы Иванова за 2009 год составил 18 018 руб. (138 600 руб. х 13%). Таким образом, подлежит возврату сумма налога, удержанная по месту основной работы, в размере 5070 руб. (23 088 руб. - 18 018 руб.).
3.3 Применение налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, расчет налога налоговыми агентами и анализ состояния уплаты в бюджетную систему на предприятии
Общую формулу определения величины налога можно представить в следующем виде:
(налоговая база) = (объект налогообложения в денежном выражении) - (налоговые вычеты)
ДФЛ = (налоговая база) х (ставка налога в %) : 100.
На предприятии ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА исчисление налога на доходы физических лиц происходит по ставке 13%. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам.
Состояние и уплата налога на доходы физических лиц на предприятии представлена в таблице 3.2:
Таблица 3.2 - Анализ состояния и уплаты НДФЛ в бюджет на предприятии ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА за 2006-2008 годы
Показатель2006 г.2007 г.2008 г.2008 г. к 2006 г. в %Начислено, тыс. руб. 145625841773123Уплачено, тыс. руб. 58052372579445% уплаты налога40203145363
В 2007 году предприятие перечислило в бюджет 5237 тыс. руб., сумму, в 2 раза выше начисленной. Данное превышение вызвано тем, что 60% долга по налогам, неоплаченным в предыдущем периоде перешло на данный период.
В 2008 году процент уплаты налога равен 145%, т.е предприятие уплатило в бюджет сумму на 45% выше начисленной. Такое увеличение вызвано начислением штрафов и пеней отчетного периода.
Штраф, предусмотренный для налоговых агентов независимо от того, по какому налогу фирма исполняет данные обязанности, установлен статьей 123 Налогового кодекса. Эта статья гласит, что неправомерное неперечисление или неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание с последнего штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Для налоговых агентов в отношении налоговой отчетности сохраняются следующие обязанности:
вести персональный учет доходов, выплаченных каждому физическому лицу-налогоплательщику;
ежегодно (не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом) предоставлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов;
выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога;
письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленный налог и сумме задолженности налогоплательщика (напомним, что данную обязанность налоговый агент должен исполнить в течение одного месяца со дня возникновения соответствующих обстоятельств).
Предусмотренные главой 23 НК РФ формы ведения налогового учета и отчетности для налоговых агентов утверждены приказами МНС РФ. Так, приказом от 1 ноября 2006 г. N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждена форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц".(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Учет доходов, выплаченных налоговым агентом физическому лицу после 1 января 2008 года и подлежащих налогообложению в соответствии с главой 23 НК РФ, ведется по этой форме. Сведения о доходах физических лиц, предоставляются в налоговые органы и выдаются налогоплательщикам по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2009 год ". Форма N 2-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 13.102006 №САЭ-3-04/706.(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
По этой же форме налоговым агентам рекомендовано сообщать в налоговые органы по месту своего учета о невозможности удержания налога у налогоплательщика и сумме образовавшейся задолженности по налогу с доходов за 2009 год. Каждому виду доходов физического лица присвоен соответствующий код, позволяющий идентифицировать доходы налогоплательщика.
Формы налоговых деклараций для налогоплательщиков и инструкция по их заполнению утверждены приказом МНС РФ от 29 декабря 2007 г. NБГ-3-08/378 "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по ее заполнению". Установлены две формы налоговых деклараций:
б) для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, - форма 4-НДФЛ.
В указанном документе также определен перечень категорий физических лиц, которые обязаны представить налоговые декларации, и перечень категорий физических лиц, которые не обязаны, но вправе представить налоговые декларации.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей.
Формы справки о доходах и налоговых деклараций за 2002 год также будут утверждены приказами МНС РФ.
В настоящее время организация при выдаче по просьбе налогоплательщиков справок по форме N 2-НДФЛ используют утвержденную форму для доходов 2009 года.
Форма 1-НДФЛ
Форма 1-НДФЛ заменила налоговую карточку по учету доходов и подоходного налога (приложение 7 к Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35). Налоговая карточка является первичным документом налогового учета.
Налоговая карточка открывается налоговым агентом на каждое физическое лицо, которое получило в отчетном периоде доходы, подлежащие налогообложению. При этом имеются в виду доходы, полученные физическими лицами как по трудовым контрактам (соглашениям), так и по договорам гражданско-правового характера. Исключение составляют индивидуальные предприниматели, получившие доход от продажи налоговому агенту товаров (работ, услуг) и предъявившие документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Номер свидетельства о государственной регистрации и ИНН индивидуального предпринимателя автор рекомендует указать в договоре, заключенном между налоговым агентом и предпринимателем, или в первичном бухгалтерском документе (счете-фактуре, накладной, акте выполненных работ и т.п.). При возможности желательно изготовить копии предъявленных индивидуальным предпринимателем свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на налоговый учет. Хранить копии указанных документов следует в отдельном деле для предъявления в дальнейшем проверяющему налоговому инспектору.
Налоговая карточка заполняется ежемесячно с учетом особенностей исчисления сумм налога по различным ставкам (13, 30 или 35 процентов). Налоговый агент отражает в налоговой карточке персонально по каждому налогоплательщику:
) доходы, полученные в налогооблагаемом периоде (или право на распоряжение которыми у налогоплательщика возникло) в денежной форме, в натуральной форме и в форме материальной выгоды, которые подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц;
) налоговую базу отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки;
) суммы налоговых вычетов (кроме социальных и имущественных), уменьшающих налоговую базу;
) суммы исчисленного и удержанного налога по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки;
) общую сумму налога, исчисленную и удержанную за налоговый период;
) сумму доходов, полученную налогоплательщиком от реализации имущества, принадлежащего ему на праве собственности, независимо от вида такого имущества и суммы полученного дохода;
) сумму налоговых льгот, предоставленных налогоплательщику законодательными актами субъектов Российской Федерации;
) результаты перерасчета налоговых обязательств налогоплательщика за прошлые налоговые периоды, произведенного в отчетном налоговом периоде.
Порядок заполнения налоговой карточки подробно изложен в приложении к форме N 1-НДФЛ, которое содержит пояснения по заполнению каждого из восьми разделов карточки.
Первые два раздела содержат необходимую справочную информацию о налоговом агенте и налогоплательщике и заполняются на основании соответствующих документов, в том числе удостоверяющих личность налогоплательщика и подтверждающих его статус налогового резидента.
При заполнении раздела 3 учитываются стандартные вычеты, которые работодатель - налоговый агент предоставляет налогоплательщику по его заявлению. Работникам, которые получают вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, стандартные налоговые вычеты не предоставляются.
В этом же разделе налоговый агент отражает суммы профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 221 НК РФ. Такие вычеты налоговый агент может предоставить налогоплательщику, получающему доходы по договору гражданско-правового характера, облагаемые налогом у источника выплаты по ставке 13 процентов. Эти вычеты предоставляются на основании заявления налогоплательщика в размере документально подтвержденных расходов, связанных с выполнением работ по договору. Если налоговый агент выплачивает авторские вознаграждения, то расходы могут учитываться по нормативам затрат, приведенным в статье 221 НК РФ.
Пример 5
Заполним налоговую карточку по форме 1-НДФЛ на работника предприятия ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА Бурухина А.А. Налоговый период - 2009год. Бурухин принят на работу с 15 февраля 2001 года. До этого она работал на муниципальном предприятии "Горэлектросеть". С прежнего места работы Бурухин А.А. принес справку по форме 2-НДФЛ, в которой указано, что его доход за январь-февраль составил 7000 руб. Стандартные вычеты Бурухину А.А. по прежнему месту работы предоставлялись. Бурухину А.А. установлен по новому месту работы месячный оклад в размере 5 000 руб. Бурухин А.А. при поступлении на работу в ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА подал заявление о предоставлении ему стандартных налоговых вычетов на себя в размере 400 руб. и на ребенка в размере 1000 руб.
Заполненная налоговая карточка на работника Бурухина А.А. за 2009 год приведена в приложении 3.
Согласно пункту 1 статьи 217 и статье 224 НК РФ, пособия по временной нетрудоспособности подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора займа и фактической выдачи займа составила 25 процентов. 3/4 ставки рефинансирования составили 8,5 процентов.
Мв = (50 000 руб. х 8,5% х 62 дня : 365 дней)
(50 000 руб. х 10% х 62 дня : 365 дней) = 743,15 руб.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то они не уменьшают налоговую базу (п.1 ст.210 НК РФ) и при заполнении налоговой карточки не учитываются.
Форма 2-НДФЛ
Форма 2-НДФЛ заменила "Справку о доходах физического лица", приведенную в приложении 3 к Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35.
Форма 2-НДФЛ используется налоговыми агентами в следующих случаях:
при подаче в налоговые органы сведений о доходах физических лиц за отчетный налоговый период 2009 г.;
при выдаче физическим лицам по их заявлению справок о доходах, полученных ими в 2009 году, и суммах удержанного с этих доходов налога. Эти справки физические лица вправе приложить к налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по месту жительства для получения социальных и имущественных вычетов по окончании 2009 года;
при сообщении в налоговые органы сведений о невозможности удержания налога и о сумме задолженности налогоплательщика. Эти сведения юридические лица могут передавать в налоговый орган на бумажных носителях.
Сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц, полученных в 2008 году, налоговый агент должен представить в налоговые органы не позднее 1 апреля 2009 года, а сведения за 2009 год - не позднее 1 апреля 2010 года.
Данные для составления формы 2-НДФЛ берутся из налоговой карточки формы 1-НДФЛ. Налоговые агенты отражают в справках:
а) всю сумму дохода, полученного физическим лицом в налоговом периоде в денежной и натуральной формах и в форме материальной выгоды;
б) сумму предоставленных стандартных и профессиональных вычетов;
в) сумму исчисленного и удержанного налога;
г) сумму налога, возвращенного (зачтенного) налогоплательщику в связи с перерасчетом за прошлые налоговые периоды;
д) сумму налога, переданного на взыскание в налоговый орган.
В справках также указываются суммы дохода, по которым в соответствии с пунктом 28 статьи 217 НК РФ установлена необлагаемая величина в размере 2000 рублей, с указанием месяца, в котором был выплачен такой доход. Если налоговый агент выплатил физическому лицу в течение календарного года более чем один вид дохода, по которому предусмотрено освобождение от налогообложения в размере 2000 рублей, то в листе 2 справки указывается сумма дохода по каждому основанию и месяц, в котором такой доход был выплачен.
Все суммы, кроме сумм налога на доходы, отражаются в рублях и копейках через десятичную точку. Если в показателе отсутствуют копейки, то при заполнении справки на бумажном носителе в таком показателе после десятичной точки проставляют два нуля. Суммы налога на доходы отражают в целых рублях.
Справка по форме 2-НДФЛ должна быть изготовлена на неповрежденном бланке, ее нельзя прокалывать дыроколом или скреплять степлером.
Налоговая декларация по этой форме подается физическими лицами в территориальную инспекцию МНС РФ по месту учета налогоплательщика (по месту жительства). Первые два листа декларации (лист с персональными данными и лист о доходах) заполняются в обязательном порядке. Остальные листы заполняются и включаются в декларацию при необходимости.
.4 Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты подоходного налога на доходы физических лиц
Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах. Одна из них - налоговая проверка. Поставка налогоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля. Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные.
Камеральные проверки могут проводится в отношении налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные проверки могут проводится только в отношении организаций и юридических лиц.
По результатам проведенной проверки руководитель налогового органа выносит соответствующие решение, которое состоит в следующем:
1)Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2)Отказ от привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
)Руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В целях проведения налогового контроля Учхоз ПГСХА находится на учете в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах.
Идентификационный номер Учхоза ПГСХА - 002529000774.
При проверке достоверности и полноты налогового учета используются следующие источники информации:
приказы и распоряжения о приеме на работу;
расчетно-платежные ведомости;
налоговые карточки;
данные синтетического учета по счету № 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
учетные регистры, отражающие выплаты по договорам гражданско-правового характера ( купли - продажи, договора займа, долевого участия в строительстве и т.д.), если одной из сторон по таким договорам выступает физическое лицо, получающее от проверяемой организации доходы в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды;
документы (заверенные копии документов), подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты из налогооблагаемого дохода (на работника, его детей и иждивенцев), на освобождение от уплаты налога у источника получения дохода в связи с постановкой на налоговый учет в налоговом органе (например, на основании свидетельства о государственной регистрации предпринимателя), согласно нормам международных договоров и соглашений (заявление по форме № 5);
При проверке проверяется наличие списка работников организации, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Список должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В список включаются только постоянно работающие лица, в том числе на условиях совместительства, либо выполняющие работы по договорам подряда.
Проверка проводится с использованием приказов (распоряжений) руководителя о командировании, авансовых отчетов с приложенными к ним оправдательными документами, отчетов кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, Главной книги, данных аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Авансовые отчеты проверяются выборочно. Необоснованно списанные подотчетные суммы подлежат включению в налоговую базу физических лиц в установленном порядке.
Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.
В случае невыполнения налоговым агентом, т. е. предприятием, возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщиков и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов в соответствии со ст. 123 НК РФ (часть первая), с налогового агента взыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.
Налог перечисляется в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда, а если средства на оплату труда выплачиваются из выручки от реализации продукции, выполненных работ, то налог перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда. При недостаточности средств на оплату труда и уплату налога в полном объеме, налог перечисляется в бюджет пропорционально размеру выплаченных средств.
Если налоговым агентом перечислен налог в более поздние сроки, то в соответствии со ст. 75 НК РФ (часть первая), ему будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере процентной ставки, равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки
4. Проблемы налогообложения доходов физических лиц и пути их решения
Одной из проблем налогового права в целом и правового регулирования налогообложения доходов физических лиц в частности является проблема двойного налогообложения. Актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость поиска путей ее разрешения обусловливаются тем, что двойное обложение препятствует развитию интеграционных процессов, охватывающих различные сферы взаимоотношений государств, и прежде всего область экономики, затрудняет перемещение капиталов и лиц. Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Плательщиками данного налога выступают, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. Объектом налогообложения у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в РФ.
Необходимо отметить, что налогообложение в Российской Федерации сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.
Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики. Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов. В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения. В-четвертых, массовое уклонение от налогообложения.
Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за несовершенства налоговой системы в целом, он также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания.
Однако есть и положительные моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении, впервые введены социальные, имущественные и профессиональные вычеты.
Для устранения возможных проблем по НДФЛ предприятию необходимо:
выполнение предложений по акту предыдущей проверки;
соответствие установленным требованиям порядка ведения налогового учета по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»;
соблюдение порядка предоставления налоговых льгот физическим лицам на основании соответствующих документов;
соблюдение формы, полноты и своевременности представления сведений по форме 2-НДФЛ, в том числе в случаях перерасчетов по налогу за предшествующие годы; осуществлении выплат после увольнения; невозможности удержания налога у источника получения дохода; предоставлении стандартных налоговых вычетов;
правильность определения налоговой базы физических лиц, применения налоговых льгот и ставок налогообложения в разрезе основных работников, совместителей, лиц, получавших выплаты на основании договоров гражданско-правового характера;
соблюдение своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Анализ современных подходов к определению понятия и сущности налогов позволили сделать следующий вывод, что налог есть категория многоаспектная, носящая в себе не только правовое или экономическое, но и социальное значение. В много сформулированы квалифицирующие признаки налогов и уточнена дефиниция «налог», как обязательный, законодательно установленный платеж, безвозмездно и безэквивалентно взимаемый с физических лиц в бюджет и внебюджетный фонд, предназначенные для реализации экономической и социальной политики государства.
Налоги, будучи экономической категорией и являясь специфическим инструментом реализации политики государства в его взаимодействии с налогоплательщиками, призваны, как обеспечивать доходы бюджета, так и регулировать экономику в целом. Отсюда, вытекает наиболее полное внутреннее содержание налоговых отношений, подчеркивающее их тройственный характер (правовой, экономический, социальный) и общественное предназначение, проявляющееся через две функции: фискальную и регулирующую.
Наиболее существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, повышение реального уровня жизни населения государство оказывает посредством проведения налоговой политики и установления соответствующей ей налоговой системы, которые трансформируются в зависимости от экономических, социальных и политических процессов, происходящих в обществе. В работе дана оценка основным этапам развития отечественной системы налогов с доходов физических лиц. Анализ эволюции налоговой системы в нашей стране показал преобладание в доходах консолидированного бюджета платежей с юридических лиц, в отличие от развитых зарубежных государств, где ведущее место занимают налоги на доходы населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2010. - 704 с.
2.Гейц Н.В. Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами.- М. (Дело и сервис). 2006
.Глухов В.В., Дольдэ Л.В., Некрасова Т.П. Налоговая теория и практика. - СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 448 с.
.Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Налогообложение физических и юридических лиц. Издание 4. - Санкт- Петербург (Бизнес/пресса) 2008.
.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник, 7-е издание, доп. И перераб. - М.: ИНФА-М, 2008. - 520 с.
.Налоги и налогообложение: Учебник/ Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, В.Г. Князев и др.; Под ред. Д.Г. Черника - 3-е изд. - М.: МЦФЭР, - 2006. - 528с.
.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2006 - 592с.
.Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
9.Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения - 2005.№17
.Грязнов А. Налогообложение физических лиц и перспективы его совершенствования // Налоговый вестник. - 2004. - №9.- С.105
11.www.klerk.ru <http://www.klerk.ru>
12.www.nalogicbor.ru <http://www.nalogicbor.ru>
13.www.consch.ru <http://www.consch.ru>
14.www.buhshelf.ru <http://www.buhshelf.ru>
15.www.budget.ru <http://www.budget.ru>