2007 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Раздел I. Особенности налогообложения
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями ……………………………………..5
Глава I. Налог на доходы физических лиц……………………………....7
1.1. Плательщики
НДФЛ………………………………………………....7
1.2. Объект налогообложения……………………………………………8
1.3. Налоговая
база………………………………………………………..8
1.4. Налоговые ставки…………………………………………………….10
1.5. Налоговые вычеты……………………………………………………12
1.6. Порядок исчисления налога…………………………………………15
Глава I I. Налог на имущество
физических лиц………………………...17
Глава I I I. Земельный налог……………………………………………...20
Глава IV. Транспортный налог…………………………………………...23
Глава V. Сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов…………………...25
Глава VI. Недостатки налогообложения физических
лиц и предложения по их устранению ………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………33
Раздел I I. Расчетная часть по основным
налогам РФ…………………..35
1)Расчет налога
на доходы Сидорова С.П………………………….……35
2) Расчет единого социального налога…………………………………... 37
3) Расчет налога
на добавленную стоимость (НДС)……………………..39
4) Расчет налога
на имущество организаций……………………………..40
5) Расчет налога на прибыль организаций……………………………….41
6)Расчет единого
налога (упрощенная система налогообложения)……42
7)Сравнение общей и упрощенной систем налогообложения………….44
Список использованной литературы……………………………………..46
Приложения
Введение
Взимание налогов
– одно из основных условий существования государства, развития общества на пути
к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением
общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан,
необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни
одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих
функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Актуальность темы состоит в том, что
налоговые доходы – это основная часть доходов государства, при этом
увеличивается часть, приходящаяся на налоги с физических лиц. Центральное место
в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы, т.к.
подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на
уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора
объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за
счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того,
тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень
обложения и другими налогами.
Теоретическое
и практическое значение исследования.
Теоретическое
значение моей работы состоит в обобщении материалов по заданной теме.
Практическое значение – в курсовой работе приведена
характеристика основных налогов, взимаемых с физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями. А также в работе указаны существующие недостатки
налогообложения физических лиц и предложения по их устранению.
Цель работы – определение и характеристика
основных налогов, взимаемых с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить
основные налоги, взимаемые с физических лиц
- определить
налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу по этим видам налогов,
- рассмотреть особенности определения
налоговой базы при получении доходов в различных формах (касается НДФЛ),
- определить
установленные налоговые ставки.
- определить
налоговые льготы (касается НДФЛ)
- определить
порядок и сроки уплаты налогов.
Объектом исследования являются
налоги, взимаемые с физически лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями.
Предметом исследования являются
конкретные элементы этих налогов.
Особенности курсовой работы – основная
часть курсовой работы посвящена налогу на доходы физических лиц.
В курсовой работе
используются следующие общепринятые сокращения:
- НДФЛ – налог на
доходы физических лиц,
- НК РФ –
Налоговый кодекс Российской Федерации,
- МРОТ –
минимальный размер оплаты труда.
Структура
курсовой работы – исследование состоит из введения, двух разделов, заключения,
списка использованной литературы и 3 приложений.
Первый раздел – теоретический. Он состоит из 6 частей,
посвященных каждая своему налогу. Первая часть – НДФЛ. Вторая - налог на
имущество физических лиц. Третья – земельный налог. Четвертая – транспортный
налог. Пятая - сборы за пользование объектами животного мира и за
пользование объектами водных биологических ресурсов. Шестая – недостатки
налогообложения физических лиц и предложения по их устранению.
Второй раздел –
расчетная часть курсовой работы по основным налогам РФ.
Раздел I. Особенности налогообложения
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Налогообложение
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями имеет свои
особенности и значительные отличия от налогообложения индивидуальных
предпринимателей.
Основными налогами,
взимаемыми с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями,
согласно НК РФ являются:
1.
Налог на
доходы физических лиц
2.
Налог на
имущество физических лиц
3.
Земельный
налог
4.
Транспортный
налог
5. Сборы
за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов.
В следующих
главах будут более детально рассмотрены эти налоги. Естественно, что основная
часть будет посвящена НДФЛ, так как он является основным налогом, уплачиваемым
физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и
формирующим местный бюджет. (см. приложение 1)
Налогообложение
индивидуальных предпринимателей значительно отличается от налогообложения
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
К налогам,
взимаемым с индивидуальных предпринимателей, согласно НК РФ можно отнести
следующие виды налогов:
1. НДС
2. Акцизы (в
случае реализации подакцизных товаров)
3. ЕСН
(уплачивается за работников)
4. Налог на
доходы от предпринимательской деятельности
Кроме того,
индивидуальные предприниматели согласно Разделу VIII.1. НК
РФ могут использовать специальные налоговые режимы налогообложения:
- упрощенную
систему налогообложения
- систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
Глава
I. Налог на доходы физических
лиц
НДФЛ является
федеральным налогом, регламентируется главой 23 НК РФ.
1.1. Плательщики НДФЛ
В соответствии со статьей 207 НК РФ
плательщиками НДФЛ являются две категории физических лиц:
-
физические
лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
-
физические
лица, которые не являются налоговыми резидентами Росси, но получают доходы от
источников в Российской Федерации.
Согласно части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к
«физическим лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства.
Статус налогового резидента означает, что на
гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и
он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский
бюджет.
Согласно части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ
налоговым резидентом является физическое лицо, которое фактически находится на
территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд
месяцев.
В рамках сложившейся практики применения главы
23 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации на начало налогового
периода признаются[1]:
1)
граждане Российской Федерации, зарегистрированные
по месту жительства и по месту временного пребывания;
2)
иностранные граждане:
а) получившие в органах внутренних дел
разрешение на постоянное проживание или вид на жительство;
б) временно пребывающие на территории
Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке.
1.2. Объект налогообложения
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом
налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для
физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это
весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц,
не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только
доход от источников в России.
Таким образом, для того чтобы определить, будет
ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить
не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.
Перечни доходов, относимые к доходам от
источников в Российской Федерации и за ее пределами, приведены в статье 208 НК
РФ (Приложение 2).
1.3. Налоговая база
Согласно положениям статьи 210 НК РФ при
определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика,
которые он получил или право на распоряжение которыми у него возникло, в любой
форме:
-
денежной;
-
натуральной;
-
в виде материальной выгоды.
Из дохода налогоплательщика организацией могут
производиться удержания. Например, организация может удерживать причиненный ей
данным работником материальный ущерб, алименты в пользу третьих лиц, взносы,
перечисляемые по заявлению работника в страховые и благотворительные
организации, и т. д. Во всех этих случаях удержания не уменьшают налоговую базу
по НДФЛ.
Налоговая база определяется отдельно по каждому
виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Так, для доходов, облагаемых по ставке 13%,
налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных
на сумму налоговых вычетов. При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом
периоде окажется больше суммы полученных доходов, то налоговая база по НДФЛ
принимается равной нулю.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены
иные налоговые ставки (например, 9,30, 35%), налоговая база определяется как
денежное выражение данных доходов, подлежащих налогообложению. Причем налоговые
вычеты не применяются.
Во всех случаях получения дохода в натуральной
форме налоговая база по НДФЛ определяется как стоимость этих товаров (работ,
услуг_ или иного имущества, исчисленная исходя из рыночных цен. Причем в
стоимость должна быть включена сумма налога на добавленную стоимость (НДС) и
акцизов (ст. 211 НК РФ).
Материальная выгода, полученная от экономии на
процентах, возникает только в случае, когда налогоплательщик получает заемные
средства по договору займа, кредитному договору, договору товарного кредита и
при этом уплачивает проценты в меньшем размере, чем это предусмотрено Налоговым
кодексом РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, установленной
Центральным банком РФ, либо вообще не уплачивает никаких процентов. Например,
не облагается НДФЛ материальная выгода, полученная от экономии на процентах по
операциям с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного
в договоре о предоставлении кредитной карты[2].
Налоговая база по НДФЛ при получении дохода в
виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах, определяется
при уплате налогоплательщиком процентов (на дату, установленную в договоре), но
не реже чем один раз в налоговый период.
С 1 января 2008 года материальная выгода от
экономии на процентах за пользование целевыми займами, полученными на новое
строительство жилья не будет признаваться доходом для целей налогообложения
НДФЛ при условии, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного
налогового вычета по пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
Определять налоговую базу по материальной
выгоде, полученной от экономии на процентах при займах (кредитах), исчислять,
удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет будет налоговый агент, а не
налогоплательщик[3]
1.4. Налоговые ставки
В соответствии со статьей 224 НК РФ по НДФЛ
установлены следующие налоговые ставки: 35, 30, 13, 9%.
- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в
проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров,
работ и услуг в сумме, превышающей 4000 руб.
-
страховых
выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров
выплат, освобождаемых от налогообложения;
-
процентных
доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из
действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который
начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных
вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной
валюте;
-
суммы
экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части
превышения следующих размеров:
- превышения
суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях,
исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования,
установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой
процентов, исчисленной исходя из условий договора[4];
-
превышения
суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной
валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной
исходя из условий договора.
Налоговая ставка установлена в размере 30% в отношении
всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми
резидентами Российской Федерации.
Налоговая ставка
установлена в размере 9% в отношении доходов:
-
от
долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;
-
в виде
процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007
года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным
покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия,
выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
Ко всем остальным
видам доходов, являющихся объектом налогообложения НДФЛ, применяется налоговая
ставка в размере 13%.
С 1 января 2008 года вводится еще
одна ставка НДФЛ в размере 15%. Налог по этой ставке будут платить физические
лица, которые не являются налоговыми резидентами РФ, при получении дивидендов.[5]
1.5. Налоговые вычеты
Сумма доходов, полученная работником организации,
может быть уменьшена на установленные Налоговым кодексом РФ налоговые вычеты.
Налоговый вычет – это денежная сумма, уменьшающая
доход работника при исчислении НДФЛ. Виды и размер налоговых вычетов определены
в статьях 218 – 221 НК РФ.
Налоговые вычеты
бывают:
-
стандартные;
-
социальные;
-
имущественные;
-
профессиональные.
Организация может уменьшить доход работника на
стандартные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.
Социальные налоговые вычеты работник может
получить в налоговой инспекции по месту своего учета, при подаче декларации о
доходах за прошедший год.
Социальные налоговые вычеты
предоставляются физическим лицам в размере произведенных расходов социального
характера:
1) сумм, перечисленных физическими лицами на благотворительные цели в виде
денежной помощи бюджетным организациям науки, культуры, здравоохранения;
2) сумм, уплаченных за обучение в образовательных учреждениях самих работников
или обучение их детей до 24 лет на дневном отделении, но не более 50 000 руб.;
3) сумм, уплаченных за лечение (свое, супруга, родителей или детей), а также на
приобретение медикаментов, назначенных лечащим врачом, но не более 50 000 руб.
При предоставлении вычета на
лечение с 1 января 2007 г. учитываются взносы по договорам добровольного
страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18
лет, направленные на оплату исключительно расходов на лечение. Ранее
рассматривались только взносы по договорам добровольного страхования за самого
налогоплательщика[6].
Следует отметить, что с 1 января 2008 года
изменена максимальная общая сумма социального налогового вычета (до 150 тыс.
руб.); по расходам на дорогостоящее лечение сохраняется право на вычет в сумме
фактических затрат[7].
Налогоплательщик
имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:
1.
в суммах,
полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов,
квартир, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не
превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом
периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности
налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 рублей. Если налогоплательщик владел
имуществом более 3 лет, налоговый вычет предоставляется в полном размере.
2.
в сумме,
израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на
территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в
размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на
погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и
иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое
строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома,
квартиры или доли (долей) в них.
Правда, для
получения данного вычета работнику необходимо представить в организацию от
налоговой инспекции подтверждение права на имущественный вычет.
Профессиональные
налоговые вычеты организация может предоставить только тем лицам, с которыми у
нее заключены гражданско-правовые договоры (например, договор подряда или
поручения, авторский договор и др.).
Стандартные
налоговые вычеты организация может представить не только штатным сотрудникам,
но и тем, кто работает по гражданско-правовым договорам. Данные вычеты
уменьшают только сумму дохода, облагаемую НДФЛ по ставке 13%. Если доход
работника облагается по другой налоговой ставке (например, 9%), то сумма этого
дохода на стандартные налоговые вычеты не уменьшается.
Доход работников, облагаемый НДФЛ, уменьшается на
стандартные налоговые вычеты ежемесячно. Стандартные налоговые вычеты могут
быть предоставлены в следующих суммах:
-
3000
руб.;
-
500 руб.;
-
400 руб.;
-
600 руб.
Если налоговый
вычет больше, чем доход работника, то НДФЛ с него не удерживается (ст. 210 НК
РФ).
Если работники не имеют права на налоговые вычеты в
размере 3000 руб. и 500 руб., то их доход должен ежемесячно уменьшаться на
стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. Этот налоговый вычет применяется
до того месяца, пока доход работника не превысит 20 000 руб. Начиная с месяца,
в котором доход работника превысит 20 000 руб., налоговый вычет в размере 400
руб. не применяется.
Всем работникам,
которые имеют детей, предоставляется налоговый вычет в размере 600 руб. в месяц
на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также учащихся дневной формы
обучения до достижения ими 24 лет. Указанный налоговый вычет распространяется
также на опекунов или попечителей и применяется до того момента, пока доход
работника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 40 000 руб. Начиная с
месяца, в котором доход работника превысит 40 000 руб., налоговый вычет в 600
руб. не применяется.
1.6. Порядок исчисления налога
Порядок исчисления НДФЛ определяется в
статье 225 НК РФ.
Сумма налога при определении налоговой базы
в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая
налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ (13%), процентная
доля налоговой базы.
|
|
|
|
|
Сумма налога,
подлежащая исчислению по ставке 13%
|
|
|
Общая сумма доходов
-
Доходы, облагаемые по специальным ставкам
-
Доходы, не облагаемые налогом
-
Налоговые вычеты
|
|
=
X 13%
Рис.1. Определение суммы налога по ставке 13%
Сумма налога при определении налоговой базы
в соответствии с пунктом 4 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая
налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая сумма налога представляет собой
сумму, полученную в результате сложения исчисленных сумм налога.
|
|
|
|
|
|
|
Сумма налога,
подлежащая удержанию
из доходов сотрудника
|
|
|
Сумма налога,
подлежащая исчислению
по специальным налоговым ставкам
|
|
|
Сумма налога,
подлежащая исчислению
по ставке 13%
|
|
|
=
+
Рис. 2. Определение общей суммы налога, подлежащей
удержанию из доходов работника
Общая сумма налога исчисляется по итогам
налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения
которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Сумма
налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек
отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Глава I I. Налог на имущество
физических лиц
Налог
на имущество физических лиц регламетируется законом «О налогах на имущество
физических лиц» от 09.12.91 № 2003 -1 (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Плательщиками налогов на имущество
физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого
объектом налогообложения.
Объектами
налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома,
квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения и
сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной
стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять
дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной
инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки
налога устанавливаются в следующих пределах:
- до 300 тыс. рублей - до 0,1 %
- 300 – 500 тыс. руб. - 0,1 - 0,3 %
- свыше 500 тыс. рублей - 0,3 - 2,0 %
Налоги
зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта
налогообложения.
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются
следующие категории :
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а
также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- участники гражданской и Великой
Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа
военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях,
входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
- лица вольнонаемного состава Советской Армии,
Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности,
занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших
в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица,
находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается
этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях,
установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в статьях 2, 3,
5, 6 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на
производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в
реку Теча;
- военнослужащие, а также граждане,
уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на
военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- лица, принимавшие непосредственное
участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и
термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах
вооружения и военных объектах;
- члены семей военнослужащих,
потерявших кормильца. Налог на строения,
помещения и сооружения не уплачивается:
- пенсионерами, получающими пенсии;
- гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися
на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других
странах, в которых велись боевые действия;
- родителями и супругами военнослужащих и государственных
служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.;
- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений
(включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам
на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих
мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для
организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек
и других организаций культуры, - на период такого их использования;
- с расположенных на участках в садоводческих и дачных
некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50
квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50
квадратных метров.
Органы местного самоуправления имеют
право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим
Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.
Порядок
исчисления и уплаты налогов
Исчисление
налогов производится налоговыми органами.
Лица, имеющие право на льготы,
самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог на строения, помещения и
сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости
по состоянию на 1 января каждого года.
Платежные извещения об уплате
налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1
августа.
Уплата налога производится владельцами равными долями в два
срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Глава I I I.
Земельный налог
В данной главе я рассматриваю земельный налог только с
точки зрения физических лиц, не беря во внимание, что плательщиками этого
налога являются также и организации.
Земельный налог регламентируется главой 31 НК РФ. Это
местный налог.
Согласной гл. 31 НК РФ плательщиками земельного
налога являются физические лица - собственники земли, землевладельцы и
землепользователи, кроме арендаторов.
Объекты налогообложения: земельные
участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории
которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные
участки:
1) изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
2) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами,
включенными в Список всемирного наследия, историко- культурными заповедниками,
объектами археологического наследия;
3) предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) занятые лесным или водным фондом.
Налоговая база определяется в
соответствии со ст. 390-392 НК РФ как кадастровая стоимость земельных участков,
признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января налогового
периода. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с
земельным законодательством РФ.
Налоговая база для физических лиц определяется
налоговыми органами.
При установлении налога представительный орган
муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
в размерах:
1) 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к
землям сельскохозяйственного назначения; занятых жилищным фондом и объектами
инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса; предоставленных для
личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 % в
отношении прочих земельных участков.
Порядок исчисления и уплаты.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода
как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, установленные
нормативными правовыми актами местного уровня. При этом срок уплаты налога для
налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, не может быть
установлен ранее 1 февраля следующего года, а авансовых платежей - не позднее
последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом.
Уплата налога и авансовых платежей производится по
месту нахождения земельных участков.
Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи
на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Исчисление земельного налога с
использованием государственной кадастровой оценки земли в соответствии с
федеральной методикой по рыночной стоимости привело к тому, что в 2006 году
доходы от этого налога снизились в ряде муниципальных образований более чем в 2
раза, а по отдельным муниципальным образованиям – в 5 - 10 раз.[8]
С 1 февраля 2009 года предлагается ввести налог на
недвижимость, объектом налогообложения станет единый объект недвижимости из
земли и строений на ней. Кроме того, ставка налога на недвижимость будет
рассчитываться исходя из рыночной, а не из оценки БТИ цены квартиры. Налоги
вырастут в несколько раз.[9]
Эксперты предупреждают, что высокие налоги заставят
собственников дорогого жилья переоформлять его на родственников-пенсионеров или
изобретать иные пути ухода от налогов. С другой стороны, если не предусмотреть
в законе возможностей льготного налогообложения, ставка налога может оказаться
непомерной для людей со средним уровнем достатка, что приведет к росту
социальной напряженности в больших городах[10].
Глава IV.
Транспортный налог
Транспортный налог относится к региональным налогам и
регламентируется главой 28 НК РФ.
В этой главе я также рассматриваю налог только с точки
зрения уплаты его физическими лицами, не являющимися индивидуальными
предпринимателями. Не беря во внимание, что плательщиками налога также являются
организации и индивидуальные предприниматели.
Плательщиками являются лица, на
которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные
средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объекты налогообложения:
автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы,
яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы,
несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные
средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В НК также содержится перечень транспортных средств,
не являющихся объектами налогообложения.
Налоговая база:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели
- мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении воздушных транспортных средств, для
которых определяется тяга реактивного двигателя, - паспортная статическая тяга
реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных
двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных
условиях в килограммах силы;
3) в отношении водных несамоходных (буксируемых)
транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - валовая
вместимость в регистровых тоннах;
4) в отношении остальных транспортных средств, - как
единица транспортного средства.
Налоговый период - календарный
год.
Налоговые ставки устанавливаются
законами субъектов Российской Федерации. Приведенные в приложении 2 налоговые
ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской
Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных
средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Налоговые ставки устанавливаются
соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя
или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в
расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один
килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного
средства или единицу транспортного средства. (См. приложение 3)
Сроки уплаты устанавливаются законами субъектов
Российской Федерации.
Хочу отметить, что основная доля транспортного налога,
уплачиваемая физическими лицами, не являющимися индивидуальными
предпринимателя, приходится на уплату налога по владению личными автомобилями.
Глава V. Сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов
Данный налог регламентируется
главой 25.1 НК РФ и относится к федеральным сборам.
В этой главе я также рассматриваю налог только с точки
зрения уплаты его физическими лицами, не являющимися индивидуальными
предпринимателями. Не беря во внимание, что плательщиками налога также являются
организации и индивидуальные предприниматели.
Устанавливается 2 сбора:
- сбор за пользование объектами животного мира
- сбор за пользование объектами водных биологических
ресурсов
Плательщиками сбора за пользование
объектами животного мира являются физические лица, получающие в
установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного
мира на территории РФ.
Плательщиками
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются физические
лица, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами водных
биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на
континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в
Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объекты
налогообложения: объекты животного мира и объекты водных биологических
ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 1, 4, 5 статьи 333.3
НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии
(разрешения), выдаваемой в соответствии с законодательством РФ. Указанные выше
объекты не признаются объектами обложения, в частности, если пользование ими
осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (по перечню,
утверждаемому Правительством РФ).
Ставки сбора за каждый объект животного
мира устанавливаются рублях за конкретное животное.
При изъятии
молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки устанавливаются
в размере 50 % ставок от основных ставок.
Ставки сбора за
каждый объект водных биологических ресурсов (кроме морских
млекопитающих) устанавливаются в рублях за тонну в зависимости от водного
бассейна.
Ставки сбора на морских
млекопитающих устанавливаются в рублях за одно животное.
Ставки
равны 0 рублей, если животные используются для: охраны здоровья населения,
устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний
сельскохозяйственных и домашних животных, предотвращения нанесения ущерба
экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства
объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением
уполномоченного органа исполнительной власти и т.д. в соответствии с п.3 и п. 6
ст. 333.3 НК РФ.
Порядок
исчисления. Сумма
сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении
каждого объекта животного мира, указанного в пунктах 1-3 статьи 333.3 НК, как
произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки
сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира
Сумма сбора за
пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в
отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах
4-7 статьи 333.3 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов
водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для
соответствующего объекта водных биологических ресурсов
Порядок и
сроки уплаты
Плательщики
сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при
получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.
Плательщики сумму
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают
в виде разового и регулярных взносов.
Сумма
разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой
равен 10 %.
Уплата
разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование
объектами водных биологических ресурсов.
Оставшаяся
сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой
разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в
течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами
водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Часть VI. Недостатки налогообложения физических лиц и
предложения по их устранению
Основные проблемы налогообложения доходов физических лиц,
существующие в настоящее время:
1)
Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный
характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как
абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже
минимального прожиточного минимума.
2)
Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной
системе, созданной еще в период социалистической системы с целью
пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с
капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного
потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру
оплаты труда. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере неприязнь, граждан к
Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную
изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия
доходов.
3)
Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных
налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков)
существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека,
что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по
подоходному налогу.
4)
В РФ отсутствует действенная система контроля за
чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные
технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по
НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально
исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе
которой лежит современный маржинализм.
5)
Увеличение сборов по НДФЛ больше обусловлено увеличением
ставки по налогу на 1% для малоимущих, нежели поступлениями от богатых граждан,
особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных
доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои
расходы на стоимость производимой продукции, минимизируя и платы по налогу на
прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства.
В конечном итоге наращивание собственности у современных российских
бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном
полюсе и нищеты на другом.
6)
Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости
и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового
законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению
плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных
граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих
административных органов, работников государственных предприятий.
Но хочу отметить, что правительство не сидит сложа руки и пытается
устранять недостатки. Так в основных направлениях развития налогового
законодательства на 2008-2010 года указано, что для предотвращения налоговых уклонений
при налогообложении налогом на доходы физических лиц предполагается установить
порядок налогообложения материальной выгоды от приобретения физическим лицом
имущественных прав или инструментов срочных сделок, в целом, в среднесрочной
перспективе предполагается совершенствование ст. 214.1 «Особенности определения
налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными
бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным
активом по которым являются ценные бумаги» НК РФ, действующая редакция
которой содержит много противоречий и неточностей.[11]
Кроме того,
усиливается контроль за уклонение от налогов. Количество
физических лиц, дополнительно привлеченных к декларированию полученных доходов,
за семь месяцев 2007 г. составило 803,3 тыс. человек, что почти в два раза выше
аналогичного показателя в целом за весь 2006 год. Кроме того, в результате
проведенной налоговыми органами контрольной работы было выявлено около 112 тыс.
физических лиц, обязанных представить налоговую декларацию в связи с получением
дохода от сдачи в аренду (внаем) собственного имущества.[12]
Предлагается
также:
– перевести налог
из категории федеральных налогов в категорию региональных;
– изменить
принцип уплаты налога: уплачивать его не по месту регистрации налогового
агента, а по месту жительства налогоплательщика.
В настоящее время
существуют большие сложности со сбором транспортного налога, которые
объясняются тем, что в действующем законодательстве отсутствует требование к
сотрудникам ГИБДД контролировать уплату данного налога, так как уплата налога
перестала быть обязательным условием для прохождения ежегодного техосмотра
транспортных средств. В связи с этим высказываются, в основном, два
предложения:
– обязать органы
ГИБДД при прохождении транспортными средствами технического осмотра
контролировать уплату налога, например требовать предъявления соответствующей
квитанции о его уплате;
– установить
обязательность представления справки об уплате транспортного налога при снятии
транспортного средства с регистрации.
По налогу на
имущество физических лиц одной из проблем его администрирования является
наличие значительного количества объектов незавершенного строительства, которые
в соответствии с действующим законодательством не подлежат обложению этим
налогом.
Расширение
налогооблагаемой базы напрямую зависит от полноты учета всех объектов
недвижимости, принадлежащих физическим лицам, поэтому, в основном, предлагается:
– провести учет
имущества физических лиц, включая объекты незавершенного строительства;
– провести
массовую оценку недвижимости физических лиц на основе ее рыночной стоимости.
Также будут
отменяться налоговые льготы. Налоговая реформа коснулась в первую очередь
региональных и местных бюджетов. Прежде всего, проводимое в ее ходе
последовательное сокращение числа региональных и местных налогов, снижение
налоговых ставок ведет к значительному уменьшению собственной доходной базы
этих бюджетов. К тому же зачисляемые в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты
налоги (в частности, транспортный и земельный) в основном характеризуются
сложностью администрирования и низким уровнем собираемости.
Еще хочу добавить, что
Государственной Думой был отклонен проект закона, касающийся
введения вновь налога на наследование или дарение имущества физический лиц.
Законопроектом предлагается с 1 января 2008 г ввести федеральный налог на наследование и дарение со ставкой налога в размере 13%. Правительство и Комитет по
бюджету и налогам выступили против принятия законопроекта[13].
К настоящему времени отсутствует достаточная
практика, которая бы отражала обоснованность постановки вопроса о повторном
введении в систему налогов РФ налога на наследование и дарение. При этом
поддержка данного законопроекта противоречила бы принципам стабильности и
упрощения налоговой системы.
К тому же ранее
существовавшая практика взимания налога на наследование и дарение
свидетельствовала о том, что затраты на его администрирование превышали
поступление от этого налога.
Заключение
В настоящее время
существует ряд проблем по взиманию налогов с физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями.
Часть из них
решается правительством, но не в достаточной мере. Возможно, это происходит
потому, что эти налоги не являются наиболее важными для бюджета, т.к. не
составляют большую часть его налоговых доходов. Взглянув на основные направлениях развития налогового
законодательства, видно, что основная их часть уделяется федеральных налогам,
который приносят огромные поступления в бюджет (НДЗ, акциз, налог на добычу
полезных ископаемых и т.д.) К тому же по некоторым налогам (транспортный,
земельный) сложно управление по взиманию налога и низок уровень их
собираемости. Отсюда и желание правительства заниматься более важными для
бюджета страны налогами.
От законодательной власти страны, государственных налоговых органов в
современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического
развития, дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью ускорения
экономического развития страны.
Сегодня
необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса
неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие
соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.
Хочу отметить,
что в настоящее время усиливается контроль за уклонением от уплаты налогов
физическими лицами, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
К моим основным
предложениям по совершенствованию НДФЛ в первую очередь относится введение
прогрессивной ставки налога и ужесточение мер по собираемости налога на доходы,
в особенности с лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень.
Что касается
транспортного налога, я поддерживаю, что при прохождении технического осмотра
следует ввести обязательный контроль по уплате налога. Но в связи с большой «покупаемостью»
техосмотров в нашей стране более эффективным будет установление обязательности
представления справки об уплате транспортного налога при снятии транспортного
средства с регистрации.
По поводу налога
на недвижимость (введение единого налога на имущество и землю) считаю, что это
положительно отразится на упрощении взимания налогов, но может вызвать
уклонение от налогов, так как оцениваться он будет по рыночной стоимости.
Возможно будет целесообразно оставить расчет налога по оценке БТИ или ввести %
от рыночной стоимости имущества (например 30-50% от рыночной стоимости
имущества) при исчислении налога, чтобы это не так сильно повлияло на рост
налога.
Раздел II. Расчетная часть по основным налогам РФ
1) Расчет налога на доходы Сидорова С.П.
Показатели
|
Расчеты
|
Примечания
|
1. Трудовые доходы
|
|
Согласно п.1 ст.
208 НК РФ трудовые доходы являются объектом налогообложения по НДФЛ
|
·
заработная плата
|
110 000
|
|
·
премия
|
13 000
|
|
·
итого трудовых доходов
|
110 000 + 13 000 = 123 000
|
|
2. Доход от
реализации имущества
|
5 000
000
|
Согласно п.1 ст.
208 НК РФ доход от реализации имущества является объектом налогообложения по
НДФЛ
|
3. Совокупный
доход
|
5 000 000 + 123 000 = 5 123 000
|
|
4. Количество
детей
|
4
|
|
5. Количество
месяцев, в течение которых производится вычет на работника
|
2
|
|
6. Количество
месяцев, в течение которых производятся вычеты на детей
|
4
|
|
7. Налоговые
вычеты:
|
|
|
1) стандартные
|
|
|
·
на Сидорова С.П.
|
400 * 2 = 800
|
Согласно п. 1 пп. 3
ст. 218 НК РФ каждому налогоплательщику предоставляется налоговый вычет в
размере 400 руб. ежемесячно до месяца, в котором совокупный доход превысил
20 000 руб.
|
·
на детей
|
4 * 4 * 600 = 9 600
|
Согласно п, 1 пп. 4
ст. 218 НК РФ налогоплательщику предоставляется налоговый вычет в размере
600 рублей на каждого ребенка ежемесячно до месяца, в котором совокупный
доход превысил 40 000 руб.
|
·
итого вычетов
|
800 + 9 600 = 10 400
|
|
2) Имущественные
вычеты в случае продажи квартиры
|
1 000
000
|
Согласно п. 1 пп. 1
ст. 220 НК РФ налогоплательщику предоставляется налоговый вычет в сумме,
полученной от реализации имущества, (находившегося во владении менее 3 лет ),
но не более 1 млн. руб.
|
8. Сумма
налоговых вычетов
|
1 000 000 + 10 400 = 1 010 400
|
|
9. Облагаемый
трудовой доход
|
123 000 – 10 400 = 112 600
|
Согласно п. 3 ст.
210 налоговая база для денежных доходов, облагаемых по ставке 13%
определяется как денежное выражение таких расходов за минусом налоговых
вычетов
|
10.
Размер налога с трудового дохода
|
112 600 * 0.13 = 14 638
|
Согласно п. 1 ст.
224 НК РФ налоговая ставка НДФЛ 13%, если иное не предусмотрено этой статьей
Согласно п. 1 ст.
225 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная
доля налоговый базы
|
11. Облагаемый доход, полученный от
реализации имущества
|
5 000 000 – 1 000 000 =
4 000 000
|
Согласно п. 3 ст.
210 налоговая база для денежных доходов, облагаемых по ставке 13%
определяется как денежное выражение таких доходов за минусом налоговых
вычетов
|
12. Размер налога
с дохода, полученного от реализации имущества
|
4 000 000 * 0.13 = 520 000
|
Согласно п. 1 ст.
224 НК РФ налоговая ставка НДФЛ 13%, если иное не предусмотрено этой статьей
Согласно п. 1 ст.
225 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная
доля налоговый базы
|
13. Общая сумма
налога с доходов Сидорова С.П.
|
520 000 + 14 638 = 534 638
|
Согласно п. 2 ст.
25 Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате
сложения сумм налога
|
2)
Расчет единого социального налога
Показатели
|
Расчеты
|
Примечания
|
1. Формирование
налоговой базы
|
|
|
1) Доходы
|
|
|
·
заработная плата
|
2 800
000
|
|
· премии
|
40 000
|
|
·
итого доходов
|
2 800 000 + 40 000 = 2 840 000
|
Согласно
п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско-правовым договорам.
|
2)
Численность работников всего
|
10
|
|
3) Численность
без работников по договорам гражданско-правового характера
|
8
|
|
4) Средний доход
на одного работника:
|
|
|
·
за год
|
2 840 000 / 10 = 284 000
|
|
·
для ФСС
|
2 140 000 / (10-8) = 1 070 000
|
|
5) Доходы не
входящие в налоговую базу для расчета отчислений в ФСС (выплаты по договорам
гражданско - правового характера)
|
700 000
|
Согласно п.3 ст. 238
НК РФ в налоговую базу в части ФСС не включаются любые вознаграждения,
выплаченные физическому лицу по договорам гражданско-правового характера
|
2 840 000 – 700 000
= 2 140 000
|
|
2. Сумма
отчислений в:
|
|
|
1) Федеральный
бюджет всего, в том числе:
|
56 000 + 0.079 *
(284 000 – 280 000) * 10
= 563 160
|
Согласно п.1 ст.
241 НК РФ ставка ЕСН в федеральный бюджет для лиц, чьи доходы превысили 280
т.р. : 56 т.р. + 7.9 % от суммы превышающей 280 т.р.
|
· Пенсионный
Фонд
|
39 200 + 0.055 * (284 000 – 280 000) * 10 =
394 200
|
Согласно ФЗ от
15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Ставка
налога для лиц, чьи доходы превышают 280 т.р. равна: 39 200 руб. + 5,5%
от суммы, превышающей 280 т.р.
|
·
федеральный бюджет
|
563 160 – 394 200 = 168 960
|
К перечислению в
федеральный бюджет
|
2) Федеральный
ФОМС
|
3 080 + 0.006 *
(284 000 – 280 000) * 10
= 31 040
|
Согласно п.1 ст.
241 НК РФ ставка ЕСН в федеральный ФОМС для лиц, чьи доходы превысили 280
т.р. : 3080 руб. + 0,6% от суммы, превышающей 280т.р.
|
3)
Территориальный ФОМС
|
5 600 + 0.005 * (284 000 – 280 000) * 10 = 56 200
|
Согласно п.1 ст.
241 НК РФ ставка ЕСН в территориальный ФОМС для лиц, чьи доходы превысили 280
т.р.: 5600 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 280 т.р.
|
4) ФСС
|
11 320 * 2 = 22
640
|
Согласно п.1 ст.
241 НК РФ ставка ЕСН в ФСС для лиц, чьи доходы превысили 600 т.р. : 11 320
руб.
|
5) Итого
отчислений
|
563 160 + 31 040
+ 56 200 + 22 640 = 673 040
|
|
3) Расчет налога на добавленную стоимость (НДС)
Показатели
|
Расчеты
|
Примечания
|
1. Выручка
от реализации собственной продукции
|
11 800 000
|
Согласно п. 1 пп. 1
ст. 146 объектом н/о по НДС является реализация товаров
|
2. НДС с
собственной продукции
|
11 800 000 * 18 / 118 = 1 800 000
|
Согласно п. 4 ст.
164 НК РФ при получении денежных средств, связанных с оплатой
товаров (работ, услуг), ставка определяется расчетным методом.
|
3. Сумма
частичной оплаты, поступившая от покупателей
|
4 800 000
|
|
4. Начислен НДС с
суммы частичной оплаты
|
4 800 000 * 18 / 118 = 732 203
|
Согласно п. 4 ст.
164 НК РФ при получении, частичной оплаты ставка определяется расчетным
методом
|
5. Штрафные
санкции
|
2 400
|
|
6. НДС с суммы
штрафных санкций
|
2 400 * 18 / 118 = 366
|
Согласно п. 4 ст.
164 НК РФ используется расчетная ставка
|
7. Отгружены
товары в счет частичной оплаты
|
2 500 000
|
Согласно п. 4 ст.
164 НК РФ при получении, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров
ставка определяется расчетным методом
|
8. Налоговые
вычеты:
|
|
|
1) НДС по
отгрузкам в счет частичной оплаты
|
2 500 000 * 18 / 118 = 381 356
|
Согласно п. 8 ст.
171 вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм
частичной оплаты.
|
2) НДС,
уплаченный поставщикам
|
675 000
|
Согласно
п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные
налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг),
|
3) итого вычетов
|
381 355.93 + 675 000 = 1 056 356
|
|
9. НДС к уплате в
бюджет
|
1 800 000 + 732 203 + 366 - 1 056 356 = 1 476 214
|
Согласно п. 1 ст.
173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется
по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых
вычетов.
|
4) Расчет налога на имущество организаций
Показатели
|
Расчеты
|
Примечания
|
1.Остаточная
стоимость основных средств:
|
|
|
·
на начало периода
|
52 000 000
|
|
·
на конец периода
|
40 000 000
|
|
2.Среднегодовая
стоимость основных средств
|
(52 000 000 + 40 000 000) / 2 = 46 000
000
|
|
3. Стоимость
имущества, исключаемого из налогооблагаемой базы:
|
|
|
·
на начало периода
|
4 300 000
|
|
·
на конец периода
|
1 200 000
|
|
4.Среднегодовая
стоимость необлагаемого имущества
|
(4 300 000 + 1 200 000) / 2 = 2 750
000
|
|
5.Налоговая база
|
46 000 000 – 2 750 000 = 43 250
000
|
Согласно п. 1 ст.
375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
|
6.Налог на
имущество
|
43 250 000 * 0.022 = 951 500
|
Согласно п. 1 ст.
380 ставка налога на имущество устанавливается субъектами РФ, но не может
превышать 2,2%. В Санкт-Петербурге она равна 2,2%
Согласно п.1 ст.
382 НК РФ сумма налога исчисляется как произведение
соответствующей налоговой ставки и налоговой базы
|
5)
Расчет налога на прибыль организаций
Показатели
|
Расчеты
|
Примечания
|
1. Выручка от реализации продукции
собственного производства с НДС
|
11 800 000
|
Согласно п.1 пп.1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся: доходы от реализации товаров
|
· НДС
|
11 800 000 * 18 / 118 = 1 800 000
|
|
· выручка от
реализации собственной продукции без НДС
|
11 800 000
– 1 800 000 = 10 000 000
|
|
2. Расходы, связанные с производством и
реализацией продукции для целей налогообложения, всего
|
3 230 000 + 2 840 000 +
800 000 + 2 144 540 = 9 014 540
|
Согласно п. 2 ст 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются
на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной
амортизации и прочие расходы.
|
В том числе:
|
|
|
1) материальные расходы
|
3 230 000
|
Ст 254 НК РФ
|
2) расходы на оплату труда
|
2 840 000
|
СТ. 255 НК РФ
|
3) амортизация
|
800 000
|
СТ. 256 НК РФ
|
4) прочие расходы всего, из них:
|
673 040 + 951 500 + 520 000 =
2 144 540
|
Ст. 264 НК РФ
|
а) ЕСН
|
673 040
|
|
б) налог на
имущество
|
951 500
|
|
в)
другие прочие расходы всего, в т.ч.
|
520 000
|
|
·
командировочные расходы
|
100 000
|
|
·
командировочные расходы в пределах норм
|
100 000
|
|
· перерасход по
командировкам
|
100 000 – 100 000 = 0
|
|
3. Прибыль от реализации
|
10 000 000 – 9 014 540 =
985 460
|
Согласно пп. 1 ст. 247 НК РФ прибылью признается: полученные доходы, уменьшенные на величину
произведенных расходов
|
4. Внереализационные
доходы
|
2400 / 1,18 = 2034
|
Согласно пп. 3 ст.
250 НК РФ уплаченные нам штрафы относятся к внереализационным доходам
|
5. Налогооблагаемая прибыль по ставке
|
|
|
24%, в том числе
|
985 460 + 2034 = 987 494
|
Согласно п. 1 ст 284 налоговая ставка ННП
равна 24%
|
а) налог в
Федеральный бюджет
|
987 494 * 0,065 = 64 187
|
Согласно п. 1 ст.
284 НК РФ сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в
размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет
|
б) налог в
бюджет субьекта РФ
|
987 494 * ,175 = 172 811
|
Согласно п.1 ст.
284 сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента,
зачисляется в бюджеты субъектов РФ
|
6. Итого отчислений по ставке 24%
|
64 187 + 172 811 = 236 988
|
|
6)Расчет единого налога
(упрощенная система налогообложения)
Согласно п.2 ст.
346.12 организация имеет право перейти на упрощенную систему
налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация
подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не
превысили 15 млн. рублей.
У нашей
организации доходы составили:
16 600 000 +
2 400 = 16 602 400 руб.
За 9 месяцев
соответственно (учитывая, что доходы поступали равномерно):
16 602 400
/ 12 * 9 = 12 451 800 руб. < 15 000 000
Следовательно,
организация имеет право применять упрощенную систему налогообложения.
Показатели
|
Расчеты
|
Примечания
|
1. Выручка от реализации продукции
собственного производства с НДС
|
11 800 000 +
4 800 000 = 16 600 000
|
Согласно п.1 ст. 346.15 НК РФ при
определении объекта налогообложения учитывают доходы от
реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ
|
2. Расходы, связанные с производством и реализацией
продукции для целей налогообложения, всего
|
3 230 000 + 675 000 +
2 840 000 + 950 000 + 914 200 = 8 609 200
|
В ст. 346.16 НК РФ
указываются расходы, на которые налогоплательщик в праве уменьшить свои
расходы в целях налогообложения
|
В том числе:
|
|
|
1) материальные расходы
|
3 230 000
|
П.1пп.5 ст. 346.16
НК РФ
|
2) НДС со стоимости материалов
|
675 000
|
П.1 пп.8 ст. 346.16
НК РФ
|
3) расходы на оплату труда
|
2 840 000
|
П.1 пп.6 ст. 346.16
НК РФ
|
4) расходы на приобретение основных
средств с НДС
|
950 000
|
П.1 пп.1 ст. 346.16
НК РФ
|
5) прочие расходы всего, из них:
|
394 200 + 520 000 = 914 200
|
|
а) отчисления на
обязательное пенсионное страхование
|
394 200
|
П.1 пп.7 ст. 346.16
НК РФ
|
б) другие прочие
расходы всего, в т.ч.
|
520 000
|
|
б) командировочные
расходы
|
100 000
|
П.1 пп.13 ст.
346.16 НК РФ
|
прочие расходы (за
исключением командировок) с НДС
|
520 000 – 100 000 = 420 000
|
|
в)
командировочные расходы в пределах норм
|
100 000
|
|
откорректированные прочие расходы
|
520 000 – (100 000 – 100 000)
= 520 000
|
|
3. Прибыль от реализации
|
16 600 000 – 8 609 200 =
7 990 800
|
|
4. Внереализационные доходы
|
2 400
|
Согласно п.1 ст.
346.15 внереализационные доходы учитываются в качестве объекта н/о
|
5. Налогооблагаемая база:
|
|
|
1) по ставке 15%
|
7 990 800 + 2 400 = 7 993
200
|
Согласно п. 2 ст.
346.18 НК РФ если объектом налогообложения являются доходы,
уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное
выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
|
а)
сумма единого налога (15%)
|
7 993 200 * 0,15 = 1 198
980
|
Согласно п.2 ст.
346.20 НК РФ если объектом налогообложения являются доходы,
уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере
15 %.
|
б) размер минимального
налога 1%
|
(16 600 000 + 2 400) * 0,01 =
166 024
|
Согласно п.6 ст.
346.18 НК РФ сумма минимального налога исчисляется в размере 1 % налоговой
базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15
НК РФ
|
в) подлежит к
уплате в бюджет
|
1 198 980
|
|
2) по ставке 6%
|
16 600 000 + 2 400 = 16 602 400
|
Согласно п. 1 ст.
346.18 если объектом налогообложения являются доходы налоговой базой
признается денежное выражение доходов
|
а) сумма единого
налога
|
16 602 400 * 0,06 = 996 144
|
Согласно п.1 ст.
346.20 НК РФ В случае, если объектом налогообложения являются доходы,
налоговая ставка устанавливается в размере 6 %
|
б) к уплате в
бюджет
|
996 144 – 394 200 = 601 944
|
|
7)Сравнение
общей и упрощенной систем налогообложения
Показатели
|
Система налогообложения
|
|
общая
|
упрощенная
|
|
|
по доходу
|
по прибыли
|
1.Налог на имущество организаций
|
951 500
|
|
|
2. НДС к уплате в бюджет
|
1 476 214
|
|
|
3. Обязательное пенсионное страхование
|
394 200
|
394 200
|
394 200
|
4. Единый социальный налог
|
278 840
|
|
|
5. Итого отчислений по ЕСН
|
673 040
|
|
|
6. Налог на прибыль организаций
|
236 998
|
|
|
7. Налог на доходы - УСН
|
|
601 944
|
|
8. Налог на прибыль -УСН
|
|
|
1 198 980
|
9. Общая сумма налогов
|
915 500 + 1 476 214 + 673 040
+ 236 998 = 3 337 752
|
394 200 + 601 944 = 996 144
|
394 200 + 1 198 980 = 1 593 180
|
Для нашей
организации наиболее приемлемым вариантом с точки зрения несения налогового
бремени является вариант применения упрощенной системы налогообложения, где в
качестве объекта налогообложения выбирается доход, так как при этом варианте
сумма налогов будет минимальной.
Хочу отметить,
что применение упрощенной системы налогообложения всегда более выгодно для
налогоплательщика. Но применять ее может не каждая организация.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс Российской
Федерации часть II от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от
24.07.2007 № 216-ФЗ)
2. Комментарий к Налоговому
кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под редакцией А.Н.
Козырина. – М. :ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 656 с.
3. Закон «О налоге на имущество
физических лиц» от 09.12.1991 № 2003 -1 (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
4. Каширина
М.В. НДФЛ в вопросах и ответах. – М. : ООО «Статус-Кво 97», 2006. – 200 с.
5. Афанасьева
Т. «Минфин решился на реформу НДС, НДПИ и налогообложение земли и граждан» //
«Российская Бизнес-газета» –2007 - N592
6. www.consultant.ru – справочная система Консультант плюс
7. www.dimitrovgrad.ru – официальный сайт города Димитрова
8. provodka.ru
– сайт клуба бухгалтеров
9. www.eeenn.narod.ru – специализированный сайт «Мультимедийное
учебное пособие по налоговым дисциплинам»
10. nalog.ru –
сайт Федеральной налоговой службы.
11. minfin.ru– сайт
Министерства финансов РФ
12. www.duma.gov.ru – официальный сайт Государственной Думы
13. www.ridel.ru
– сайт группы компаний Ридель
14. www.m3m.ru
– Все о Ваших финансах
15. www.r18.nalog.ru – сайт Управления ФНС по Удмуртской
республике
[1] С последующим уточнением,
исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской
Федерации по итогам отчетного налогового периода.
[2] Каширина М.В. НДФЛ в вопросах и ответах. – М. : ООО «Статус-Кво 97»,
2006. Стр. 29.
[3] Информация с сайта www.r18.nalog.ru
[4] Исключение составляют доходы
в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование
налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и
иных организаций России и фактически израсходованными ими на новое
строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома,
квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих
целевое использование таких средств.
[5] Информация с сайта www.r18.nalog.ru
[6] Информация с www.eeenn.narod.ru
[7] Информация с www.eeenn.narod.ru
[8] Информация с www.duma.gov.ru
[9] Информация из www.provodka.ru
[10] Информация взята из «Российской Бизнес-газеты»
[11] Информация с www.ridel.ru
[12] Информация с сайта www.eeenn.narod.ru
[13] Информация с сайта www.m3m.ru