Сказки: литературные и фольклорные
Сказки: литературные и фольклорные
Сказки, произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями о давно минувших событиях, действительность свободно переплетается с вымыслом. Они содержат богатый материал для изучения народной психологии и быта.
Народным сказкам подражали авторы художественных сказок. Древнейшие литературные сказки появились в Египте в XIV в. до Р. Хр. В Индии - Панчатантра и Махабхарата, Синдбадова книга. На Востоке -"1001 ночь", в Китае - "Шан-Хои Кинг" в XXII в. до Р. Хр. В Греции часто приводят С. Геродот, Плутарх, Лукиан; в Риме - Диофор, Апулей. В средние вв. появились сборники народных сказок. "Mirabilia urbis Romanae", "Деяния римские". Художественные сказки в Италии "Cento novelle antiche", "Декамерон" Боккаччо и др. В XIX в. Бальзак, Сильвестр, Жорж Санд, Франс, Мюссе, Коппе, Лабулэ, Доде, Мопассан. В Германии художественные сказки появлись с XVI в. (Геснер, Виланд, Гофман, Гете, Гауфф, Брентано). Древние авторы сказок: Асбьернсон (норвеж.), Кармен-Сильва (румын.), Андерсен (датск.), Топелиус (швед.), Диккенс, По и Уайльд (англ.). В России литературные сказки появлись с XVIII в.: Чулков, "Русские сказки"; Хемницер, Екатерина II, Дмитриев, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Даль, Щедрин. "Сказочная Библиотека" (110 книжек) изд. Павленкова 1894г.
Сказка весьма популярный жанр устного народного творчества , жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра всё сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определённых моментов, а также устойчивостью компонентов. В ней почти не бывает картин природы и быта, действие как бы обнажено. Ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трёхступенчатое строение сюжета, введение лиц, чудесных, которые помогают герою достичь цели. В сказке изображаются вымышленные события и лица, представленные то в известной степени реалистически, то со значительным отступлением от правдоподобия. Вымысел в сказке может напоминать действительность, но может иметь и фантастический характер.
Сказка, несмотря на значительную роль фантастики, имеет жизненные основания: в ней в особой форме отражается действительность и раскрываются народные чаяния и ожидания. Сказки имеют три жанровых разновидности сказки о животных, сказки волшебные и сказки социально-бытовые. Каждая из названных разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль.
То, что дошло до наших дней в форме фольклора, т.е. народных традиций легенды и сказки, может быть уподоблено груде минералов, которые наряду с пустой и бесполезной породой содержат и ценную руду. Этот материал крайне важен в литературном и эстетическом, но в еще большей степени - в духовном плане, т.к. здесь в запутанной и почти бессознательной форме до нас дошла информация о событиях, имеющих трансцендентный смысл и являющихся основой для определенных циклов развития цивилизации.
Мы уже имели возможность определить, какой смысл в различных традициях или героических эпосах Средневековья несут в себе такие фигуры, как король Артур, пресвитер Иоанн, Парсифаль, Огьер, "Фридрих" и т.д. "Странствующий рыцарь" не просто надуманный типаж рыцаря, это символ. Он символизирует средневековую душу в ее попытке познать саму себя. Чтобы понять скрытый смысл фантастических и наивных рассказов этого цикла необходимо знать другие циклы, с которыми данный часто переплетается и которыми, в свою очередь, порождается.
Здесь важно то, что все эти фундаментальные темы отсылают нас к древнейшим традициям, миру и духовности, предшествовавшим христианству. "Странствующий рыцарь" представлен как некий индивидуум, не знающий о своем "благородном" происхождении, завоевывающий свое благородство посредством сражений и проявляя себя как наиболее отважный из рыцарей, снедаемый непреодолимым желанием узнать о своем происхождении (говоря образно - узнать и найти своих собственных "родителей"); он стремится осуществить целый ряд намерений и аллегорических приключений. Здесь, кроме собственно традиционного, присутствует и расовый элемент.
Речь идет о рыцаре, который прибывает из некой таинственной земли, иногда из земель короля Артура, или Грааля, иногда из земель Венеры, а также из самого Рая. В книге "Мистерия Грааля" показано, что эта земля есть ни что иное, как та, что именуется "землей гиперборейцев" на крайнем Севере, и посвящена Аполлону, солярному божеству дорическо-арийской расы; землей, которую стоит рассматривать как центр и место происхождения различных белых рас, которые впоследствии спустились к Югу по причине изменения климатических условий и оледенения.Мы не станем здесь описывать различные символические путешествия рыцаря на Восток. Говорится, что именно там пресвитер Иоанн может разъяснить рыцарю что-то о его происхождении.
Легендарное царство пресвитера Иоанна, в свою очередь, не более чем один из образов, в котором народная фантазия Средневековья воплотила воспоминания о примордиальной "священной земле" и, прежде всего, о наивысшей роли королей и рыцарей (естественной и сверхъестественной одновременно), являвшейся центральной в соответствующей ей гиперборейской традиции. В средневековых изображениях этот центр зачастую помещается в разных местах, но предпочтение отдается Востоку.