Владеть языком легко и красиво(из опыта работы по формированию речевой культуры школьников)

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,93 kb
  • Опубликовано:
    2008-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Владеть языком легко и красиво(из опыта работы по формированию речевой культуры школьников)

 «Владеть языком легко и красиво»

(из опыта работы по формированию речевой культуры школьников)

Плотникова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5» п.Айхал, Мирнинского р-на

 

Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь  язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть  им.

 М.Горький

Пятиклассники начинают учебный год. Им предстоит освоить новые предметы, познакомиться со многими преподавателями, овладеть более сложными видами работы на уроке. И каким станет первый день, урок для ребят – действительно интересным и запоминающимся  или скучным и формальным, - зависит прежде всего от учителя.

Начиная путешествие по стране Русского языка в 5 классе, мы обращаемся к «Школе Доброслова». «Школа Доброслова» - это подборка практических материалов, помогающих ребятам совершенствовать культуру речевого общения. Согласно условию, посещать Школу может каждый, при этом не забывать простого правила:

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

Кто, кому, зачем и где

               Будешь говорить.

В  ходе изучения программы «Школы Доброслова» ученики знакомятся с такими понятиями, как речевая ситуация, её основные компоненты: адрес речи, цель и обстановка общения. Задания Доброслова, используемые в урочной и внеурочной деятельности по предмету,  помогают им лучше усвоить всё это практически, формируют умение выражать своё отношение к предмету речи, а порой заставляют их задуматься над решением нравственных вопросов. Напоминаю ребятам, что наш язык очень богат, есть из чего выбрать, но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе:

Есть слова, пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

                              (М. Матусовский)

Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых  ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во- первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во- вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)

  Мальчику очень понравился рыбий суп.

  Он так мало знает! Какой он невежа!

  (Надеть) одеть пальто  на мальчика

  Гордиться братом или гордиться за брата

  Вернувшись с  работы, мы  сыто пообедали

  Написать свою автобиографию

  Мое геологическое дерево


             Игра «Вам пришло sms- сообщение»:

«Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське»  («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к  интернет - пейджеру  ICQ»)

Являясь носителями  школьного сленга, учащиеся порой с трудом различают в речи сверстников привычные для слуха «словечки», при этом рекомендуя в своих sms- сообщениях или электронных письмах: «учи албанский» (намёк на то, что писать по-русски или понимать русскую речь автор текста (либо другой комментатор) так и не научился). Анализируя словарь школьного и компьютерного сленга, ребята приходят  к выводу, что этот язык быстро обновляемый, с ограниченной тематикой  и узконаправленной профессиональной  лексикой, связанной с использованием современных средств коммуникации. Позволяет в сжатой форме  обмениваться информацией, экономя тем самым деньги и время, НО при этом отличается от речи образованного человека (правильность, точность, чистота, выразительность, богатство).                 Приступая к работе над  литературными синонимами, стараюсь помочь учащимся глубже уяснить важнейшую роль синонимов как средства достижения богатства, точности, выразительности, уместности в устной и письменной речи.

Предлагаю провести игру- разминку «Диалог с иностранцем». Её цель – развивать умение давать точное определённое значение того или иного слова, учитывать уместность употребления тех или иных языковых средств. В роли Иностранца выступает один из учеников, использующий в речи:

- заимствования («Во френды!»- добавить человека в список друзей)

- переосмысливания слов литературного языка («зависать» - находиться в одном положении долгое время, «тупить»- не понимать)

- усечения («литра», «матеша») и др.

Далее разминка идёт от противного. Иностранец вступает в диалог с Толкователями слов, которые знакомят ребят со справочной литературой (словари Ожегова С.И., В.И. Даля, Интернет - словарями на GRAMOTA.RU,  электронным словарем «Кирилла и Мефодия»)

Данный пример – один из способов придать работе со словарём увлекательность, а также целостность и системный подход по формированию навыков исследования, поиска информации, расширению  словарного запаса учащегося. (Задание: Какие оттенки значений имеют синонимы идти, бегать в приведённых предложениях: «Серёжа шагал размашисто, когда можно, выбирал сухую обочину, а когда нельзя, топал по хляби. Ребята носились с визгом, иногда, спасаясь от настигающего Серёжки, кто – нибудь мчался к стоящей поодаль Наташе. Побегают, побегают, а мы им потом: ну-ка, глядите, что у вас над головой…» )

Понятие высокой речевой культуры условно включает в себя два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного русского языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О.Винокур).   Но ни для кого не секрет, что современные школьники перестали «говорить», в то время как учитель пытается отыскать в «словесном потоке» собеседника основную мысль, формируя навыки правильной нормативной речи. Педагог требует от детей соблюдения всех языковых норм - словоупотребления, произношения, ударения и т.д., обращает внимание на разного рода погрешности, тактично исправляет их, давая необходимые пояснения с тем, чтобы в дальнейшем не допускал подобных ошибок. Однако усвоение материала представляет для учеников сложность, т. к.  связан с традициями языка и требует запоминания.

Похожие работы на - Владеть языком легко и красиво(из опыта работы по формированию речевой культуры школьников)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!