Тюркизмы в русском языке жителей Салаватского района Республики Башкортостан
Содержание
Введение
Глава
1. Тюркизмы как объект изучения в отечественной лингвистике
1.1 Степень
изученности проблемы и исторические предпосылки проникновения тюркской лексики
в русский язык
1.2 Некоторые
вопросы изучения тюркизмов в отечественной лингвистике
1.3
Изучение русских говоров в Башкортостане
Глава 2
Тюркизмы в русской речи жителей Салаватского района
2.1 Историко-культурные
сведения о Салаватском районе Республики Башкортостан
2.2 Характеристика
тюркизмов с фонетической точки зрения
2.3 Характеристика
тюркских слов с лексико-семантической точки зрения
2.4
Характеристика тюркских слов с точки зрения словообразования и синтаксиса
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Лексика русского языка, как и любого другого
функционирующего языка, состоит из исконных и заимствованных слов.
Заимствования из тюркского источника образуют значительный пласт лексики
русского языка. Изучение причин и путей проникновения тюркизмов в русский язык,
их лексико-семантическая адаптация являются одной из основных проблем исторической
лексикологии славянских языков, решение которой имеет как практическое, так и
теоретическое значение. Кроме того, рассматриваемая проблема тесно связана с
исследованием ряда вопросов, касающихся различных аспектов контактирования
таких разносистемных и разноструктурных языков, какими являются русский и
тюркские (башкирский и татарский) языки непосредственно в данном исследовании.
Изучение лексики любого языка, в том числе и русского,
имеет не только лингвистический, но и исторический, этнографический интерес,
так как именно в языке отражаются многие процессы, происходящие в обществе. Усиление
контактов между носителями разных языков приводит к пополнению и расширению
словарного запаса одного языка, вытеснению определенной части лексем из другого
языка, функционировавших в течение ряда столетий, порою даже к постепенной
утрате его основного фонда. В связи с этим актуальным является изучение
словарного состава языка Салаватского района республики Башкортостан. Кроме
того, обращение к данной теме обусловлено возобновившимся и возросшим за
последние десятилетия интересом к восточным странам, их культуре и языкам, в
частности, к тюркским.
Изучение тюркизмов в русском языке представляет
значительный интерес не только для лингвистической индоевропеистики, но и для
изучения функционирования русского языка в тюркских регионах России. Русский
язык, так или иначе, отражает фонетические и семантические особенности многих
заимствованных тюркских лексем, что позволяет при соответствующей методике
преподавания более эффективно решать сложные вопросы практического изучения
русского языка и тюркских языков и в Башкортостане в том числе.
В республике данная проблема рассматривалась такими
учеными-лингвистами, как Л.Л. Аюпова, Т.М. Гарипов, З.П. Здобнова.
В данной работе впервые исследуются тюркизмы в речи
русских жителей Салаватского района. Тюркские заимствования были исследованы на
разных уровнях языка: фонетическом, лексическом и синтаксическом.
Во второй главе данной работы делается попытка
классификации наблюдаемых тюркизмов по уровням языка. Результатом исследования
стал словарь, приводимый в приложении.
Цель словаря – отразить наиболее распространенные
тюркизмы в речи русских жителей Салаватского района. Слова в словаре
располагаются в алфавитном порядке. Заголовочное слово выделяется полужирным
шрифтом и курсивом, рядом указывается соответствие на башкирском языке и дается
значение некоторых слов, непонятных только по соответствию. Слова представлены
в частичной транскрипции.
Объектом исследования является заимствованная лексика
русского языка.
Предметом исследования являются тюркизмы в русском языке
жителей Салаватского района Республики Башкортостан.
Целью работы является рассмотрение тюркизмов в русской
речи жителей Салаватского района РБ как составной части лексической системы
русского языка, своеобразия их освоения.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие
задачи:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Определить причины, способы и, по возможности, время
проникновения тюркизмов в русский язык жителей, привести исторические факты,
свидетельствующие о контактировании носителей русского и тюркских языков на
территории Башкортостана, в том числе и в Салаватском районе.
3. Уточнить объем тюркских заимствований в русском языке
жителей Салаватского района и дать их тематическую классификацию. 4.
Рассмотреть тюркизмы с точки зрения фонетического, лексико-семантического и синтаксического
освоения.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые
рассматривается проблема тюркизмов в русской речи жителей Салаватского района и
делается попытка классификации данных тюркских слов. В работе прослеживается не
только процесс проникновения тюркской лексики в русский язык, но изучается и
процесс ее освоения. В работе содержатся новые наблюдения в области
заимствования, связанные с особенностями их функционирования на различных
уровнях.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в
сферу научного исследования вовлекаются специфические данные, которые, с одной
стороны, присущи тюркизмам только в русском языке, а с другой, типологически
общие для многих славянских языков. Кроме того, анализ заимствований из
тюркских языков позволяет воссоздать картину тюркско-русских контактов на территории
Башкортостана, в том числе Салаватского района.
Практическая ценность работы. Результаты исследования могут
быть использованы в процессе создания школьной и вузовской учебно-методической
литературы при чтении курса «Лексика русского языка», «Современный русский
язык», «Практический курс русского языка» в вузах и других учебных заведениях
республики Башкортостан и РФ. Структура работы: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Тюркизмы как объект изучения в отечественной
лингвистике
1.1 Степень изученности проблемы и исторические
предпосылки проникновения тюркской лексики в русский язык
Проблема взаимодействия русского языка с тюркскими
языками до настоящего времени в большей степени разрабатывалась в плане
воздействия русского языка на тюркские и в меньшей степени в плане обратного
влияния тюркских языков на русский язык. Хотя в дооктябрьскую эпоху эта
проблема интересовала некоторых тюркологов и славистов, опубликовавших свои
исследования в виде отдельных статей и этимологических заметок. Ближайшими
задачами изучения данной проблемы являются разработка методики исследования
тюркизмов в конкретных славянских языках и составление национальных словарей
тюркизмов.
Что же понимается под словом тюркизмы в отечественной
лингвистике?
Тюркизмы – слово в любом языке, заимствованное из
тюркских языков. Тюркские языки – это семья языков, на котором говорят
многочисленные народы и народности России, Турции, Ирана, Афганистана,
Монголии, Румынии, Болгарии, Югославии и Албании. Всего тюркских народов свыше
40. Общая численность тюрков около 150 миллионов. [БЭС. Языкознание. 1998:
527-529].
Важной задачей российского языкознания является
комплексное изучение тюркских элементов в русском языке, исследование которых
проводилось обычно в плане этимологических изысканий: выявлялись тюркизмы,
устанавливались наиболее вероятные тюркские языки, из которых заимствовалось то
или иное слово, иногда указывались время и пути заимствования. Но при этом, как
правило, не использовались ценные сведения, которые можно получить путем
сравнительного изучения истории тюркизмов в двух и более языках.
Рассматривая историю употребления, формирования значений
некоторых тюркизмов в русском языке, исследователи делают попытку проследить
функционирование ряда тюркизмов в составе лексико-семантических групп.
Взаимодействие русского и тюркских языков на протяжении
всей истории этих народов было настолько продолжительным и интенсивным, что
оставило глубокие следы во всех областях лексики этих языков, в их фразеологии
и отчасти в фонетике и грамматике. Изучение этимологической структуры тюркских
языков позволяет анализировать и строение тюркизмов русского языка. Здесь
привлекаются исследования и по другим языкам.
Если в современной науке имеется уже немало специальных
исследований, посвященных анализу русизмов в лексике, грамматике и фонетике
тюркских языков, то исследований, посвященных анализу тюркизмов в русском еще
недостаточно, хотя для глубокого понимания процессов развития национальной
культуры как славянских, так и тюркских народов эти исследования представляются
весьма важными. Проникновение элементов тюркских языков в русский язык
чрезвычайно многоаспектно, но до сих пор оно еще недостаточно полно
исследовано, особенно в отношении лексики, грамматики, фонетики и фразеологии.
Слишком мало исследований, касающихся воздействия тюркской фонетической и
грамматической структур на фонетику и грамматику некоторых диалектов русского
языка. Не изучены тюркские заимствования в русском словообразовании и
фразеологии. Недостаточно и несистематично изучаются также и тюркские
лексические заимствования в русском словаре.
Одной из наименее изученных областей является
антропонимика. Исследования в области этимологии в большинстве случаев сводятся
к построению гипотез, имеющих в той или иной степени субъективный характер.
Отмечая задачи славистов и тюркологов, занимающихся исследованиями тюркизмов в
русском языке, Н. К. Дмитриев писал: «Так как твердые документальные материалы
по истории тюркских слов обычно получить крайне трудно, а то и просто
невозможно, то научная документация заменяется догадкой, наблюдением,
гипотезой. В результате получается своего рода абстракция, как бы одно из
возможных решений некоего неопределенного уравнения. Наука здесь как бы
переходит в искусство» [Дмитриев Н. К. 1958г, с.55].
Однако указывает тот же ученый, есть все же такие объекты
для исследования тюркизмов в русском языке, которые позволяют изучать их в
определенном контексте; к ним он относит исторические памятники «Слово о полку
Игореве», «Домострой» и пр., т. е. памятники конкретной исторической эпохи.
Тюркская лексика в «Слове», тесно связанная с древними
тюркскими языками Восточной Европы, и отражает характерные фонетические,
грамматические и лексические особенности именно этих древних тюркских языков.
Для изучения истории народов Восточной Европы и Западной Азии, их культуры и
древних памятников литературы большое значение имеет анализ прошлых связей
между народами и более полное раскрытие закономерностей, определяющих
взаимодействие их культур и языков. Большой интерес представляют процессы
взаимодействия языков тюркских и славянских племен и народов, обитавших на этой
территории в конце I - начале II тысячелетия. Взаимодействие славянских и
тюркских языков возникло в глубокой древности. Уже в первые века нашей эры
славянские племена в Восточной Европе тесно соприкасались с первыми тюркскими
пришельцами, входившими последовательно в племенные союзы хунну (гуннов),
сабиров, хазар и булгар, а несколько позже - печенегов, узов и
половцев[Дмитриев Н. К. 1946г, с.243 ].
Тюркские племена оставили заметные следы в лексике
восточнославянских языков: русского, украинского и белорусского - а также
оказали некоторое влияние на их фразеологию и грамматику.
Древнерусские памятники письменности - главным образом
летописи и в меньшей степени художественные произведения - сохранили эти антропонимы,
этнонимы и топонимы древних тюрок Восточной Европы, изучение которых
представляет большой интерес для филологов, историков и этнографов.
Процессы взаимодействия тюркских и славянских языков
происходили в следующие основные пять периодов.
Первый период (I-VIII вв., до образования древнерусского
государства – Киевской Руси) характеризуется взаимодействием славянских
диалектов, с одной стороны, с диалектами иранских и финских племен, входивших в
племенные союзы хунну и скифо-сарматов, а с другой - с диалектами тюркских
племен, входящих в состав племенных союзов хунну, сабиров, хазар и булгар,
рудименты языков которых остались главным образом в антропонимах и этнонимах.
Второй период (IX-ХП вв., образование древнерусского
государства - Киевской Руси) характеризуется уже более тесными связями и
взаимодействием древнерусского языка сначала с языками тюркских племенных
союзов печенегов, огузских племен узов, торков, берендеев, ковуев, каепичей,
бо-утов и др., а несколько позже с языком половцев, влияние которых на лексику
древнерусского языка было значительным и в следующий после монгольского
нашествия период.
Третий период (XIII-XV вв., время после монгольского
нашествия) - период, когда древнерусские княжества находились в вассальной
зависимости от Золотой Орды, а древнерусский язык подвергался значительному
воздействию тюркских диалектов, распространенных по всей обширной территории,
подвластной Золотой Орде.
Для четвертого и пятого периодов характерны главным
образом обратные процессы воздействия русского языка на лексику тюркских
языков, сформировавшихся в их современном виде в большинстве своем в эти
периоды.
По мнению А.Н. Баскакова, к общим методическим замечаниям
по технике этимологического анализа тюркизмов в русском языке следует отнести
лишь отсутствие в некоторых словарных статьях ссылок на язык-источник данного
тюркизма (имеется в виду монгольская, арабская и иранская лексика, проникшая в
русский через тюркские языки), а также указаний на конкретный тюркский язык или
группу тюркских языков, из которых данное слово проникло в русский язык
[Баскаков Н.А. 1985г, с. 231]. В отдельных статьях, посвященных тюркизмам,
отсутствуют также ссылки на языки-посредники, через которые данный тюркизм
попал в тюркские языки, и на те, через которые в дальнейшем он был заимствован
русским языком.
Устойчивые традиции русского востоковедения предполагают
обращение виднейших ориенталистов к проблемам, смежным для востоковедения и
отечественной истории, филологии. Тюркологов постоянно интересовала
этимологизация тюркского и вообще восточного лексического вклада в русский и
другие славянские языки.
Как отмечает И.Г. Добродомов, ранние работы по тюркским
элементам русского словаря принадлежали преимущественно отечественным
востоко-ведам-филологам [Дмитриев Н. К. 1946г, с. 143]. Подбирая и комментируя,
главным образом, тот материал из восточных языков, который представлял интерес
как источник для определения русских слов, они в то же время не рассматривали
специальные вопросы русской филологии: историю восточных слов на усвоившей их
русской почве, в частности в русских диалектах и памятниках письменности.
Подобные востоковедческие экскурсы укладывались обычно в рамки восточной
филологии. Исключение составляли лишь работы таких лингвистов широкого профиля,
свободно владевших материалом многих языков, как Ф. Е. Корш (1903) , В. А.
Богородицкий (1953), и частично труды - П. М. Мелиоранского (1900), который
порой, опираясь на консультации историков русского языка и знатоков древней
русской письменности, глубоко затрагивал и специальные вопросы русской
филологии.
Следует отметить, что тюркизмы подразделяются на три
группы: 1) тюркизмы, подтвержденные фактами;
2) тюркизмы, требующие дополнительной документации;
3) слова, причисляемые к тюркизмам в порядке гипотезы,
последние же можно подразделить на следующие разновидности:
- а) сопоставление, вполне допустимое, которому для того,
чтобы перейти в разряд достоверной научной истины, необходима историческая
документация;
- б) сопоставление, которое требует дополнительных
материалов по существу;
- в) сопоставление, которое ставится в порядке вопроса
[Тюркология накануне 21 века: Достижения, состояние, перспективы. Труды
международного конгресса. Т1, 2004г, с. 12 ].
Многие тюркизмы русского языка до сих пор относятся к
числу малоисследованных и по-прежнему нуждаются во внимании специалистов на
уровне современных требований, а также для детального развития тех идей тюркологии,
которые в ней лишь намечены. Они требуют к себе внимания специалистов по
исторической лексикологии соответствующих языков. Изучение истории тюркизмов на
русской почве способно внести весьма существенные коррективы в этимологические
разыскания.
1.2 Некоторые вопросы изучения тюркизмов в отечественной
лингвистике
Изучение тюркизмов русского словаря началось еще в XVIII
веке. Первый из известных нам опытов сопоставления русских слов со словами
восточных языков относится к 1769 году. В этом году в сатирическом журнале
Василия Тузова "Поденьшина" был опубликован список слов русского
языка, сходных со словами восточных языков. Среди этих сопоставлений целый ряд
весьма удачен (сундук, лошадь, бирюк, камыш и др.), но отдельные слова
сопоставляются лишь на основе совершенно случайных созвучий. Например,
сопоставив русск. щи и тюркск. ашчи "повар", В. Тузов продолжает: "Да
уж не от сего полно произошло и счастие, от щи и ясть: щиястие, может быть в
старые времена, бедные говаривали о достаточных: так разбогател, до такого
состояния дошел, что каждой день щи есть может".
Вопрос о тюркско-русских языковых связях интересовал
многих исследователей в течение всего XIX века. В 1812 году Общество любителей
российской словесности при Московском университете выдвинуло конкурсную тему
исследования о влиянии других языков на русский, где должен был исследоваться и
вопрос о вкладе "татарского языка" (то есть тюркских языках вообще) в
русский словарь. Но такое исследование осталось невыполненным.
Вопрос о словах, заимствованных русским языком из
различных тюркских языков, ставился лишь на ограниченном материале. Много
интересных наблюдений о тюркских словах в русских говорах содержится в
"Материалах для сравнительного и объяснительного словаря и
грамматики", вышедших в 1854 году под редакцией И. И. Срезневского. В
первом томе "Материалов" опубликованы списки русских слов, сходных со
словами восточных языков, и указан возможный источник среди восточных языков. В
составлении этих глоссариев участвовали известные русские востоковеды И. Н.
Березин, А. А. Бобровников, В. В. Григорьев, А. К. Казембек, И. М. Ковалевский,
П. Я. Петров, А. М. Шёгрен.
Большой лексический материал содержится в работе
известного лингвиста Ф. Миклошича о тюркизмах в языках Восточной и
Юго-восточной Европы. Материал Ф. Миклошича во многом сходен с глоссариями в
"Материалах для сравнительного и объяснительного словаря": в нем нет
историзма, тюркские языки выступают еще недостаточно дифференцированно.
Впрочем, слабые стороны словаря объяснялись еще недостаточной исследованностью
тюркских языков в то время. Мало нового внес "Этимологический словарь
восточных слов в европейских языках" К. Локоча, вышедший в 1927 году.
Ф. Е. Корш в рецензии на труд Фр. Миклошича и в полемике
с П. М. Мелиоранским о тюркизмах в "Слове о полку Игореве" высказал
много ценных соображений по поводу времени и места заимствования того или иного
слова в русский язык. При этом Ф. Е. Корш оперировал фактами истории как
тюркских, так и славянских языков. Но его рецензия на труд Фр. Миклошича о
тюркизмах в восточноевропейских языках не является самостоятельно
подготовленным трудом. Ф. Е. Корш только дал более точные выводы, опираясь на
материалы Фр. Миклошича и наметил дальнейшие пути исследования тюркских
элементов в славянских языках. Наиболее глубоко вопросы древнерусских
заимствований из тюркских языков рассмотрены Ф. Е. Коршем и П. М. Мелиоранским
в процессе дискуссии о тюркизмах в "Слове о полку Игореве". Но и
здесь больше было сделано для истории тюркских языков: спор велся
преимущественно на тюркологической почве. История тюркских по происхождению
слов в русском языке оставалась в тени [Дмитриев Н. К. 1946г, с.165].
Весьма интересна, появившаяся в третьем выпуске
"Лексикографического сборника" в 1958 году статья Н. К. Дмитриева
"О тюркских элементах русского словаря". Работа представляет собой
тюркологический комментарий к "Толковому словарю русского языка" под
редакцией Д. Н. Ушакова. Она состоит из большого введения и нескольких
глоссариев:
1) "Тюркизмы, подтвержденные фактами";
2) "Тюркизмы, требующие дополнительной
документации";
4) "Дополнительный список тюркизмов русского словаря
(в него вошли некоторые пропущенные в "Толковом словаре" выражения, а
также отдельные областные слова)".
Работа Н. К. Дмитриева является наиболее обстоятельным
исследованием тюркизмов в русском языке. Дмитриев большое внимание обратил на
звуковые соответствия тюркских и русских слов. Такие сопоставления
соответствующих тюркских слов в разных тюркских языках позволяют более точно
установить источник заимствования [Дмитриев Н.К. 1958г, с. 79]. Работа Н. К.
Дмитриева вносит много коррективов в "Русский этимологический
словарь" М. Р. Фасмера, где тюркские языки зачастую выступают недостаточно
расчлененно. М. Фасмер пользовался для наведения справок лишь "Опытом
словаря тюркских наречий" В. В. Радлова, который отражает словарный состав
далеко не всех тюркских языков. С другой стороны, в работе Н. К. Дмитриева не
всегда точно используются данные древнерусской письменности.
Поэтому важно учитывать не только данные памятников
древней письменности и данные диалектологии тюркских языков, но и историю
предметов, с которым связано то или иное понятие
1.3 Изучение русских говоров в Башкортостане
Изучением русских говоров занимаются и в Башкортостане. В
республике одним из ученых, занимающихся данными вопросами, является З. П.
Здобнова. В 2006 году вышел в свет четвертый том «Словаря русских говоров
Башкирии». Сбор и обработка материалов словаря многие десятилетия велись
лингвистами Башкирского государственного педагогического института,
преобразованного позднее в университет. В 50-х годах во главе этой работы
встала молодой ученый, ныне заслуженный деятель науки Республики Башкортостан,
доктор филологических наук, профессор Зоя Петровна Здобнова. Она является
автором идеи создания словаря, его редактором и главным составителем. В число
основных научных работ выдающегося отечественного диалектолога входят также
«Атлас русских говоров Башкирии» и монография «Судьба русских говоров
Башкирии». Эти уникальные источники, в которых представлено первое полное и
глубокое описание русских говоров Башкирии, находящихся в условиях
междиалектного и межъязыкового контактирования, стали результатом
подвижнической деятельности талантливого ученого, авторитетного специалиста в
области истории и диалектологии русского языка, каким и является Зоя Петровна.
Эти труды получили высокую оценку ученых и людей, стремящихся к сохранению
духовной культуры русского народа. В условиях, когда русские народные говоры
исчезают, а вместе с ними уходят и уникальные факты истории языка и в целом
культуры русского народа, значимость подобных работ трудно переоценить, а со
временем она будет только возрастать.
Успешно использовав, имеющиеся достижения мировой
лингвогеографии, Здобнова разработала оригинальную методику картографического
представления диалектного материала и его генерализации в составленных ею
первых в стране периферийных атласах, вышедших первоначально под «кодовыми»
названиями «Территориальное варьирование русского языка в Башкирии» (Уфа,
1977г.) и «Типология русских говоров в Башкирии» (Уфа, 1981г.). В 2000 году
этот труд впервые был опубликован под своим законным названием «Атлас русских
говоров Башкирии» в 2-х частях. Здесь с помощью серии синтезирующих значковых
таблиц и карт была отражена структура переселенческих говоров каждого из 197
закартографированных селений в соотнесении со структурой исходных говоров
центральных территорий, где первоначально сложились русские диалекты и, откуда
в дальнейшем шло переселение их носителей в Башкирию. В результате удалось
определить место русских говоров Башкирии в диалектной системе русского языка в
целом, т. е. выявить и обосновать группировку переселенческих говоров. «Эта
сложная задача потребовала от автора, как отмечает рецензент проф. Л. П.
Жуковская, широких знаний о структуре языковых явлений. История их развития,
возможных контактов с иными языками, учета экстралингвистических фактов и,
прежде всего глубины логического мышления составителя карт. В результате
русские говоры Башкортостана оказались как бы микроструктурой всей системы
диалектов русского языка» [Аюпова Л.Я. 1989г, с. 97].
Выяснилось, что на территории Башкирии встречаются говоры
разных типов: северновеликорусские, среднерусские и южновеликорусские. Это
связано с тем, что состав русских говоров на территории Башкирии неоднороден: в
разное время сюда переселялись выходцы из многих областей России. Переселенцы
из Пермской, Вятской губерний обосновались на севере республики, а из
Тамбовской, Курской, Орловской, Саратовской и др. — в центральной ее части и на
юге. Они сохранили в речи особенности «материнских» говоров. Именно поэтому на
юге и на севере республики последовательно сохраняются диалектные особенности
северного и южного наречий, а также среднерусских говоров. [Гарипов Т. М.
1987г, с. 65]
Словарь русских говоров Башкирии получил высокую оценку
специалистов-диалектологов и всех, кому небезразлична судьба русского слова.
Рецензенты Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН
Татарстана доктор филологических наук, член-корреспондент АН РТ, заслуженный
деятель науки РТ и РФ Ганиев Ф. А. и доктор филологических наук профессор,
заслуженный деятель науки РТ Юналеева Р. А. так оценивают этот труд: «Словарь
является уникальным источником, отражающим своеобразие материальной и духовной
культуры русских, проживающих на территории Башкирии. Он дает возможность
проникнуть в самую суть природной русской речи и вводит диалектные слова в
русло общерусской культуры. Словарь представляет собой ценнейший вклад не
только в русскую диалектологию, но историческую лексикологию и лексикографию в
целом. Он одновременно является пособием, с помощью которого можно реализовать
региональный компонент в обучении, расширить лингвистическую компетенцию
студентов и школьников, сформировать интерес к русскому языку. Этот труд —
убедительный показатель Башгосуниверситета, которому делает честь издание его в
полном объеме. Этот словарь подобен памятнику письменности, являя собой
отражение истории языка в диалектном проявлении. А памятники делаются на века».
«Я с горечью отмечаю тот факт, — продолжает Р. А.
Юналеева, что у нас тоже велась большая работа по сбору и обработке материала,
но ввиду того, что не нашелся человек, который взялся бы за составление
словаря, все рухнуло: где-то пылится или даже сгнил ценнейший материал — труд
многих людей, а потомки так и не получат собрание диалектных особенностей
Волго-Камья. Поэтому вам крупно повезло, что есть человек (человек-находка!),
который фанатически предан начатому делу» [Аюпова Л.Я. 1989г, с.86].
Башкирское республиканское общество краеведов при фонде
культуры РБ отмечает, что словарь, созданный авторским коллективом под
руководством З. П. Здобновой, представляет собой кладезь народной мудрости,
собрание уникальных жемчужин образной речи русского народа Башкирии. Словарь,
созданный силами большого числа энтузиастов, представляет собой яркое явление,
заметный вклад в многонациональную культуру Башкортостана.
Дальнейшее изучение тюркизмов в составе русской лексики
будет зависеть от развития диалектологии тюркских языков. В современных
тюркских диалектах, возможно, будут обнаружены некоторые крупицы исчезнувших
языков, которые служили источником для пополнения русского языка восточной
лексикой.
Выводы по главе:
- Изучением тюркизмов в составе русского языка занимаются
не только в РФ, но и в нашей республике;
- При изучении тюркских слов в том или ином языке
необходимо обращаться к историческим и археологическим материалам, которые
смогли бы указать на культурно-исторические обстоятельства заимствования
данного понятия или предмета. При этом немаловажное значение имеет сам предмет,
его специфические особенности, которые тоже могли меняться с течением времени.
Глава 2. Тюркизмы в русской речи жителей Салаватского
района
2.1 Историко-культурные сведения о Салаватском районе РБ
Наше исследование проводилось на территории Салаватского
района Башкортостана с сентября 2008 по май 2009 года по Программе Лексического
атласа русских народных говоров «Природа» и «Человек» (СПб, … г.). Изучались
тюркизмы в речи русских. Информантами были жители Салаватского района
Республики Башкортостан в возрасте от 10 до 70 лет.
Салаватский район образован в 31 декабря 1935года.
Районный центр - село Малояз. По данным 1997 года численность населения
составляла 27, 8 тысяч человек. Коренное население района башкиры, примерно 9
тысяч татар, что составляет 1/3 населения. Русских жителей в районе всего 15 %.
Но с давних времен наряду с этими национальностями в районе также встречаются
тептяри и мишаре.
Как мы видим Салаватский район - многонациональный район.
Ежедневно слыша башкирскую речь, русские района приняли многие слова из нее в
свой лексикон и употребляют в самых разных ситуациях. Яркая черта устной
русской речи жителей Салаватского района - наличие в ней тюркизмов.
2.2 Характеристика тюркизмов с фонетической точки зрения
В нашем словаре зафиксированы наиболее распространенные
тюркизмы. Наиболее частому изменению подвергаются тюркские слова на уровне
фонетики.
Тюркизмы в области фонетики связаны с отклонениями в
произносительных нормах. Такие отклонения есть и в речи наших информаторов.
Русские жители, используя тот или иной тюркизм, меняют буквы башкирского
алфавита на соответствующие русские буквы.
Происходит замена, как гласных, так и согласных звуков.
Русские жители в основном меняют такие согласные буквы башкирского алфавита, которых
нет в русском языке:
- 3 на с (3арымай – сарымай) или на ш ( 3урпа – шурпа);
- 4 на г (кар4а – карга)
- 6 на з (кы6ым – кызым)
- 7 на к (7атык – катык, ту7мас – тукмас).
Подобные замены согласных звуков отмечены и в других
словах.
Подобная же замена букв происходит и в области гласных
звуков. Замене гласные подвергаются как в ударном положении (как в слове айбят
- 2йб2т), так и в безударном положении (беляш – б2леш). В этом слове информант
заменяет звук [и] в ударном положении: [е] на [’а]. Он заменяет звук в сильной
позиции, чтобы легче было произносить слово и избегая в слове одних и тех же
звуков.
В области гласных наблюдается такое явление: одна
башкирская буква может заменяться не одной русской буквой, а несколькими. В
основном это происходит с буквой башкирского алфавита ». Данная буква может в
русском языке переходит в а (айе – 2йе), е ( беляш – б2леш), я (айбят – 2йб2т).
Остальные башкирские буквы в большинстве случаев не подвергаются замене.
Таким образом, когда информант разговаривает на русском
языке, наблюдается перенесение фонетических норм русского языка на слова
башкирского языка. Так в башкирском слове я7шы русский заменяет слог шы на ши
(якши), так как в русском языке есть правило жи - ши пиши через и.
Итак, тюркизмы отмечены в речи в системе гласных и
системе согласных звуков. Рассматривая примеры тюркизмов, мы видим, что
изменению подвергаются гласные, как в ударном, так и в безударном положении.
2.3 Характеристика тюркских слов с лексико-семантической
точки зрения
В данном параграфе мы попытались дать характеристику
тюркских слов с точки зрения лексико-семантики. На данном уровне есть тюркизмы,
которые освоены, т.е. жители Салаватского района в основном используют тюркские
слова в том же значении, что и в языке-источнике (башкирском или татарском), из
которого заимствовано слово. В основном это слова, называющие национальные
блюда, музыкальные инструменты. Но есть и слова, которые не совсем освоены с
точки зрения семантики, т.е. есть различия в лексических значениях между
языком-источником и русским языком. В башкирском языке есть слова абзый при обращении
к чужому мужчине «дядя» и слово агай в значении «родной дядя». Так, русские
жители на улице обращаются к чужому мужчине со словами агай. (Агай, подскажите
пожалуйста как пройти на улицу Харриса Юсупова). Информанты-русские зачастую не
различают нюансов в значении указанных слов.
Поддерживать контакт и доброжелательную тональность
общения помогают тюркские обращения: апа (тетя), нэнэй (бабушка), бабай
(дедушка), агай (дядя), кызым (дочка), малай (парень); реплики айе (да), китале
(что ты / иди ты)! С другой стороны, часть тюркизмов используется с намерением
прервать контакт: апайка, кызларки, кызымка.
Тюркизм по-своему помогает разрешить проблему просьбы.
Так, в высказывании: "Ой, кошелек дома забыла! Люсенька, БИРЯЛЕ (дай) мне,
пожалуйста, АКСА!", говорящий, заменяя русские слова, намеренно выбирает
особую манеру речи и при этом как бы занижает психологическую
"ценность" объекта просьбы, снимает момент его акцентирования (не
деньги, а акса, не спички, а ширпы, не ручка, а калам и пр.). Во-вторых, если
адресат билингв (то есть человек, владеющий двумя языками), то усиливается
контактоустанавливающая функция: субъект речи как бы дополнительно
подтверждает, что он "свой", а не "чужой", поскольку знает
особую манеру речевого поведения. Если же слушающий русский, то у него
появляется возможность "не понять" просьбу, и у говорящего имеется
шанс отступить, "не потеряв лица".
Русский, включая заимствования в свою речь,
"сглаживает" тюркизмом негативную оценку, осуждение, например:
"Ну и КОРСАК (живот) ты себе отрастил!"; либо, напротив,
"заостряет" отрицательный момент: "Что ты нарядилась, как
АПАЙКА!"; "Ну ты шустрый МАЛАЙКА "; "Смотри, какой у этих
туфель ЗУР каблук!".
Говоря комплимент, с помощью тюркизма русский может
"замаскировать" похвалу: " – Вот, купила себе платье. – Ну,
МАТУР, очень даже МАТУР!"; "Вот и славненько, вот и АЙБЯТ";
"Ты прямо-таки у нас САНДУГАС (соловей), распелась как". Оправдываясь,
русскому снова необходимы тюркизмы: их употребление усиливает действенность
фразы: "А мне все это БАРЫБЕР! "; "– Почему чай плохо заварен?
–- Так БИТ (ведь) вода!"; "Да я же совсем НЕ БЕЛЬМИМ (не знаю).
Мы сделали попытку классификации тюркизмов, встречающихся
в речи русских жителей, по тематике. Так информаторы в своей речи используют
тюркизмы из разных сфер жизни.
– Слова, называющие предметы быта: сандык, аркан.
– Названия национальных блюд и еды: бишбармак, беляш,
шурпа, катык, айрян, сарымай и другие.
– Национальные праздники: Курбан байрам и Ураза байрам.
– Названия некоторых птиц: карга, сандугас.
– Национальный инструмент: курай.
– Слова, называющие родственников: апай, агай, нэнэй,
бабай, кызым и другие слова, приводимые в словаре.
– Некоторые глаголы: бельмим, биряле.
– Слова, называющие части тела: башка, корсак.
– Остальные: слова типа айе, матур, айбят, якшы, барыбер.
Таким образом, русские жители часто употребляют в своей
речи слова, заимствованные из башкирского или татарского языков. Это
происходит, потому что на протяжении многих лет русские, башкиры и татары
проживают совместно на одной территории и, конечно же, происходит контакт этих
языков. В результате в речи русских людей мы часто слышим тюркские слова,
которые помогают им при общении с башкирами и татарами. Тюркизмы настолько
крепко вошли в лексику русских жителей, что они даже не обращают внимания на
то, что это нерусские слова. Башкиры и татары района тоже привыкли к такой речи
русских, и не обращают внимания на то, как используют русские жители башкирские
или татарские слова в той или иной ситуации.
2.4 Характеристика тюркских слов с точки зрения
словообразования и синтаксиса
В области словообразования и синтаксиса особых изменений
в словах- тюркизмах, употребляющихся русскими жителями в своей речи, нет.
На уровне синтаксиса происходит следующее: при
составлении предложений русский информант использует лишь отдельные башкирские
слова, практически их не изменяя. Тюркские слова на синтаксическом уровне не
освоены, поэтому они и воспроизводятся русскими жителями в такой же форме, как
и в языке, из которого были заимствованы. («Ну, ты шустрый МАЛАЙКА (мальчик)»,
«Смотри, какой у этих туфель ЗУР (большой) каблук»; « - Вот, купила себе
платье. - Ну, МАТУР, очень даже МАТУР (красиво)»; "Ты прямо-таки у нас
САНДУГАС (соловей), распелась.»).
В области словообразования тюркские слова тоже не
освоены. Русские жители при употреблении башкирских слов редко когда меняют
структуру слова, лишь изредка могут добавить русские словообразовательные
форманты в подобных словах, как апайка, кызларки, кызымка, малайка. При использовании
словообразовательного суффикса -к- в данных словах изменяется семантика слова:
появляется оттенок грубого обращения к тюркоязычным женщинам и лицам мужского
пола.
Выводы по главе:
- В ходе исследования было замечено, что чем старше жители,
тем больше примеров тюркизмов в его речи.
- В области фонетики тюркизмы отмечены нами как в области
согласных, так и в области гласных звуков. Изменению подвергаются ударные и
безударные звуки.
- С лексико-семантической стороны встречаются как
освоенные тюркизмы, вошедшие в литературный язык, так и неосвоенные тюркские
слова, свойственные только Салаватскому району.
- В области же грамматики особых изменений тюркизмов нет.
Заключение
При изучении тюркских заимствований нельзя ограничиваться
лишь анализом фактов литературного языка, поскольку в силу определенных причин
нормированная форма современного русского языка не отражает всего числа лексем
тюркского происхождения. Исследование материала русских народных говоров может
существенно восполнить пробел в плане выявления общего числа тюркизмов в
словарном составе русского языка, а также количественного соотношения по
русским говорам. В ряде случаев лишь говоры фиксируют употребление тех или иных
тюркизмов.
Привлечение диалектного материала дает возможность установить
полисемантичность тюркизмов, выявить дополнительно множество значений, не
известных литературному языку. Учет диалектного материала позволяет
реконструировать утраченные в современном русском литературном языке формы,
значения и функции тюркизма, проследить место последних в различных русских
говорах и на этом основании выяснить общее и особенное в отношении
заимствования на разной территории.
Данные местных словарей, лексикографических исследований,
а также сведения по русским говорам Башкирии в сравнении с материалами
картотеки словаря русских народных говоров позволяют: во-первых, вычленить
отсутствующие тюркизмы, например, катык «кислое молоко», кульмяк «платье из
простого материала» и т.д.; во-вторых, выявить незафиксированные значения,
в-третьих, расширить ареал некоторых лексем тюркского происхождения или
отдельных их значений.
Данное исследование дало возможность обнаружить новые
интересные лингвистические факты и явления в области речи жителей Салаватского
района, так как такое исследование проводится впервые на данной территории. При
отдельном изучении и исследовании данных языков эти факты и явления в речи
жителей остались бы незамеченными. С теоретической точки зрения, результаты
сопоставительного изучения языков могут служить материалом для определения
типологии языков, составления двуязычных словарей, теории перевода.
В ходе нашего исследования мы пришли к тому, что в речи русских
жителей Салаватского района встречаются как освоенные тюркизмы, которые уже
вошли в литературный язык и используются писателями и поэтами в своих
произведениях. Так и встречаются неосвоенные тюркские слова, которые свойственны
только жителям Салаватского района, которые составляют примерно 34% от общего
количества тюркизмов в речи.
Литература
1.
Аюпова Л.Я. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкортостане. –
Свердловск, 1989.
2.
Баскаков Н. А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». – М.: Наука, 1985.
3.
Гарипов Т.М. Этнодемографическая и языковая характеристика современной Башкирии
// Развитие общественных функций башкирского литературного языка (сборник
статей). — Уфа: БФАН, 1987.
4.
Давлетбаева Р.Г. Лингвокультурологический словарь для школьников. Диалог языков
и культур.// Под ред. доктора пед. наук, проф. Л. Г. Саяховой. – Уфа: Китап,
2003.
5.
Дмитриев Н. К. О тюркских элементах русского словаря. «Лексикографический
сборник», вып.3. М., 1958.
7.
Закирьянов К.З. Сопоставительная типология русского и башкирского языков:
Фонетика. Лексика и фразеология. Словообразование. – Уфа.: РИО Баш.ГУ, 2002.
Закирьянов К.З. Сопоставительная морфология русского и башкирского языков.–
Уфа.: РИО Баш.ГУ, 2001. Закирьянов К.З. Сопоставительный синтаксис русского и башкирского
языков. – Уфа.: РИО Баш.ГУ, 1999г.
8.
Здобнова З.П. Русская диалектология: Учебное пособие. – Уфа: РИО БашГУ, 2003.
9.
Саяхова Л. Г. , Галлямова Н. Ш. Русский язык. Учебник для 10классов школ
гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках. – С.-П., « Просвещение»
,2002.
10.
Совершенствование обучения языкам учщихся национальных школ Л.Х. Шугаипова.//
Учитель Башкортостана. - 2008г, №6.
11.
Тюркология накануне 21 века: Достижения, состояние, перспективы. Труды
международного конгресса. Т1, 2004г. / УНЦ РАН; Институт истории, языка и
литературы. АН РБ; Редкол.: Р. Н. Нигматуллин, Т. М. Гарипов и др. – Уфа:
Изд-во «Гилем».
12.
Учим башкирский язык. Учебное пособие/ Ф. Г. Хисамитдинова, М. Эрсен-Раш, З. Г.
Ураксин. – Уфа: « Китап», 1997.
13.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е издание
– М.: Большая Российская энциклопедия, 1998г.
Приложение
Словарь тюркизмов, употребляемых в речи русского
населения Салаватского района
А
Айрян – Напиток из разбавленного водой кислого молока или
курута. «йр2н. [Давлетбаева Р.Г. 2003, с.161]
Агай - 1. Старший брат. 2. Дядя (родственник-мужчина
старшего возраста). А4ай. [Давлетбаева Р.Г. 2003с.161]
Апай – 1. Старшая сестра 2. Тетя, тетка. Апай.
[Давлетбаева Р.Г. 2003, с.161]
Айбят – Используется в значении «хорошо». «йб2т.
Абзый – Дяденька, неродственные люди.Аб6ый
Арема - Лес, растущий по берегам рек. «р2м2.
Аркан – Толстая веревка. Ар7ан.
Акса – Деньги. А7са. [ Давлетбаева Р.Г. 2003, с.161]
Айе – Используется при утверждении. Эйе.
Б
Бабай –1) Старик, дед. 2) Дядя (старший брат отца или
матери). Используется в значении «дедушка». Бабай. [Давлетбаева Р.Г. 2003,
с.162]
Барыбер – Барыбыр.
Баурсак – Жареные в жире или масле шарики из пресного
теста, замешенного на яйцах. Такое лакомство готовили обычно в дни семейных и
религиозных праздников. Баур3а7. [ Саяхова Л.Г. 2002, с.21]
Беляш – Пирог из сдобного дрожжевого теста, начинкой
могли быть ягоды, молотая черемуха, вишня и т.д. Б2леш. [Саяхова Л.Г. 2002,
с.21]
Биряле – бир2ле
Бельмим – бельм2йем.
Бишбармак (пять пальцев) – кушанье, приготовленное из
крошеного мяса, смешанного с вареным пшеном и маслом, которое берут пятью
пальцами и едят. Бишбарма7. [Давлетбаева Р.Г. 2003, с.162]
Башка - используется только в значении голова. Баш.
[Давлетбаева Р.Г. 2003,, с.162]
Буран – Сильная метель. Буран.[ Давлетбаева Р.Г. 2003,
с.163]
К
Катык – Кислое молоко, которое разводят водою и делают
айрян. ?аты7. [ Давлетбаева Р.Г. 2003, с.170]
Карга – Ворона. ?ар4а[Давлетбаева Р.Г. 2003, с. 170]
Каймак – густое коровье молоко, хорошо уваренное,
заквашенное и застуженное. ?айма7. [Давлетбаева Р.Г. 2003, с.170]
Китале – Кит2ле.
Корсак – Живот. ?ор3ак . [Давлетбаева Р.Г. 2003, с.171]
Кунак – Гость. ?уна7. [Давлетбаева Р.Г. 2003, с. 171]
Кумыс – Напиток башкир. ?ымы6. [Саяхова Л.Г. 2002, с.25 ]
Курай – Древний башкирский духовой инструмент. ?урай.
[Давлетбаева Р.Г. 2003, с.171]
Курайсы – Игрок на национальном инструменте башкир курае.
?урайсы.
Курбан (байрам) – мусульманский праздник
жертвоприношения, устраиваемый в 10-й день месяца зульхиджи по мусульманскому
календарю. ?орбан байрам. [Саяхова Л.Г. 2002, с. 49]
Кызым – Дочь.?ы6ым.[ Давлетбаева Р.Г. 2003, с.171]
М
Малайка – Мальчик. Малай. [Давлетбаева Р.Г. 2003, с.172]
Матур – Красивый. Матур. [Давлетбаева Р.Г. 2003, с.172]
Н
Нэнэй – Бабушка. Н2н2й.
С
Салям – Привет. С2л2м.
Сандугас – Соловей. №анду4ас. [Давлетбаева Р.Г. 2003, с.181]
Сандык – Сундук. №анды7.
Сарымай – Топленое масло. №арымай.
Т
Тукмас –– - Лапша. Ту7мас. [Саяхова Л.Г. 2002, с. 27]
У
Ураза (байрам) – пост, Ураза байрам – мусульманский
праздник, устраиваемый по окончании поста. Ура6а байрам. [Саяхова Л.Г. 2002,
с.54]
Х
Халляр – Используется в значении « дела». (Например.
Привет. Как халляр?). Х2лл2р.
Ш
Шурпа – Суп. №урпа. [Давлетбаева Р.Г. 2003, с. 157]
Я
Якши – Используется в значении «Хорошо» или «Ладно».
Я7шы. [Давлетбаева Р.Г. 2003, с.185]