Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Понятие и виды органов исполнительной власти



















Контрольная работа

Понятие и виды органов исполнительной власти


Содержание


Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти

Виды органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Литература



Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти


Предназначение любого органа государственной власти состоит в том, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени; он наделен государственно-властными полномочиями.

Исполнительные органы (органы государственного управления, администрации), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером.

К наиболее общим признакам органа исполнительной власти следует относить:

а)выполнение публичных, государственных функций на основе государственно-властных полномочий, включающих регулятивные, координационные, исполнительные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;

б)оформление правового статуса этого органа положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;

в)право принимать в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческие решения в форме правовых актов, виды и порядок принятия которых установлены законом, которые соответствуют действующему законодательству и обязательны для исполнения в сфере ведения данного органа. Что указывает на подзаконный характер деятельности органа исполнительной;

г)сложная внутренняя структура: аппарат органа состоит из структурных подразделений (иногда включает и другие органы) и служащих государственной службы в соответствии со штатным расписанием данного органа;

д)финансирование из государственного федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации. Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью;

е)включение органа в систему соподчинения в системе исполнительной власти и отчетность перед органом государственной власти, учреждающим его. Отсутствие любого из перечисленных признаков у органа власти не позволяет говорить о нем, как об исполнительном.

Исходя из изложенного, орган исполнительной власти - это самостоятельный структурный элемент исполнительной власти, образуемый в установленном законом порядке, обладающий государственно-властными полномочиями, необходимыми ресурсами (правовыми, материальными, финансовыми, информационными и иными) для осуществления, в пределах определенной территории, государственного управления. Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов в составе России, федеральными и региональными законами, положениями об органах исполнительной власти.

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью и являются субъектами административного права.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти складывается из совокупности норм, закрепляющих его положение в аппарате государства, и включает в себя:

правовые нормы, регулирующие порядок формирования этого органа, его состав, срок полномочий и порядок их прекращения;

правовые нормы, устанавливающие полномочия и компетенцию органа исполнительной власти;

правовые нормы, регулирующие порядок деятельности органа исполнительной власти и его взаимоотношения с другими органами власти.

Общими чертами правового положения органов исполнительной власти являются:

подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

наделение их правом распорядительства, правом издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном (управление внутренними делами). В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управление обороной, государственной безопасностью). Это объясняется спецификой отрасли управления;

оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

Виды органов исполнительной власти

В литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти, государственного управления и сведения их в определенные видовые группы.

По основаниям образования органы исполнительной власти подразделяются на:

органы, образование которых предусмотрено Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Федерации (Правительство РФ, Главы субъектов Федерации, Правительства и Администрации субъектов Федерации);

органы создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, агентства, службы и другие ведомства).

По порядку образования органы исполнительной власти подразделяются на:

избираемые, т.е. формируемые путем прямых или косвенных выборов (главы субъектов);

назначаемые, т.е. образуемые путем указа, распоряжения, исходящего от уполномоченных органов исполнительной власти (министерства, агентства службы, иные ведомства, отделы, управления, и др.).

По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы:

общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (Президент, Правительство, администрация субъектов);

отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства и ведомства, отделы и управления);

межотраслевой компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации и др.).

По способу принятия решений можно выделить две группы органов исполнительной власти:

коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение, коллегиально (Правительство Российской Федерации);

единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, службы и др.).

В единоначальных органах могут образовываться коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты - элемент коллегиальности. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления и по сути дела выполняет консультативно-совещательную функцию, т.к. решения коллегии проводятся в жизнь приказами руководителя единоначального органа.

Исходя из принципа федерализма органы исполнительной власти делятся на:

федеральные органы (Правительство РФ, федеральные министерства, агентства, службы);

региональные органы (Президенты республик, Главы администраций, Губернаторы, Правительства, Администрации, министерства, департаменты, управления).

Федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в России (ст. 77 Конституции РФ).

По территориальным масштабам деятельности различаются:

органы исполнительной власти, действующие на всей территорию России;

межтерриториальные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории нескольких регионов, например в Федеральном округе;

федеральные территориальные органы, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации. Это территориальные федеральные органы исполнительной власти по субъекту Федерации - Управления Внутренних Дел, управления ФСБ и др.;

органы исполнительной власти субъектов федерации;

территориальные органы исполнительной власти субъектов, действующие в пределах части территории субъекта, например, в пределах района, административного округа.

Федеральные органы исполнительной власти

В соответствии с принципом федерализма, действующая в России система исполнительной власти состоит из двух звеньев:

федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К федеральным органам исполнительной власти относятся: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Президент Российской Федерации. В соответствии с конституционными нормами Президент Российской Федерации является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ст.11, ч. 1; ст.80, ч.1).

Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он:

определяет внутреннюю и внешнюю политику;

создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы;

формирует совместно с Государственной Думой Правительство Российской Федерации;

имеет право председательствовать на заседании Правительства Российской Федерации;

издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;

вправе отменять акты Правительства Российской Федерации и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации;

формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента;

назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в Федеральных округах;

назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;

в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение, а при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных конституционным законом, вводит чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Пункт 1. ст. 90 Конституции называет виды актов, издаваемых Президентом - это Указы и Распоряжения. Они могут быть нормативными и индивидуальными.

Указами Президента оформляются решения как нормативного, так и индивидуального характера (решения о назначении и освобождении от должности руководителей федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, присвоении высших воинских и специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании).

Указами оформляются и другие решения индивидуального характера, прежде всего в экономической сфере, например, в сфере управления федеральной собственностью.

Распоряжениями Президента оформляются решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ. Распоряжения не должны содержать нормативных предписаний.

Такое разграничение между указами и распоряжениями установлено Распоряжением Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 85-рп.

Принцип обязательности актов Президента распространяется на всю территорию страны.

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10-ти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7-ми дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства (она хранится у заведующего канцелярией Президента).

Администрация Президента и иные вспомогательные органы. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации», Администрация Президента является государственным органом, который обеспечивает деятельность и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

В состав Администрации входят:

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации;

Главные управления и управления при Администрации Президента РФ, например, такие как: Главное управление внутренней политики, Главное территориальное управление, Информационное управление, Экспертное управление, Организационное управление, Управление кадров, Экономическое управление, Управление по внешней политике, Управление по государственным наградам, Управление по работе с обращениями граждан, Управление по связям с общественностью, Управление протокола, Пресс-служба и другие.

Кроме того, в Администрацию входят на правах самостоятельных подразделений аппараты Совета Безопасности, Совета Обороны, рабочие аппараты Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, полномочных представителей Президента РФ в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде РФ,

Кроме названных структур, при Президенте РФ функционируют и другие органы, например Главное управлении специальных программ (обеспечивает исполнение Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации).

Органы при Президенте могут быть представлены различными комиссиями, например, Комиссия по правам человека, Государственной техническая комиссия при Президенте РФ, Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов и другие.

Существуют также разнообразные совещательные органы в виде советов, например, Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, Совет при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту, Совет при Президенте РФ по культуре и искусству и другие.

Количество, виды, структура и компетенция органов при Президенте РФ определяются им самостоятельно и меняются (достаточно динамично) в связи с обеспечением полномочий Президента в развивающихся общественных отношениях.

Правительство Российской Федерации является федеральным коллегиальным органом общей компетенции, осуществляющим исполнительную власть в России.

Коллегиальный орган - это организационно и юридически объединенная группа лиц, обладающая правом принятия решений по всем вопросам компетенции данного органа. В коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы.

Правительство РФ состоит из: Председателя Правительства РФ; Заместителя Председателя Правительства РФ; 17-ти федеральных министров (сельского хозяйства, экономического развития и торговли, здравоохранения и социального развития, обороны, финансов, иностранныхдел, транспорта, внутренних дел, культуры и массовых коммуникаций, природных ресурсов, информационных технологий и связи, образования и науки, промышленности и энергетики, юстиции, министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министра регионального развития, Минюста РФ, руководителя Аппарата Правительства РФ).

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением правительственных решений образуется Аппарат Правительства РФ. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства образует Президиум Правительства РФ.

Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Специальным законодательный актом, определяющим правовой статус Правительства, является Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. Правительство РФ осуществляет полномочия и функции, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента России.Перечень полномочий Правительства РФ содержится в ст. 114 Конституции РФ, нормах ФКЗ «О Правительстве» и является открытым. Полномочия Правительства конкретизируются в Законе о Правительстве, и в многочисленных федеральных законах и указах Президента.

Полномочия в сфере экономики: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономические развитие РФ; разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового сотрудничества; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Полномочия в бюджетной, финансовой, кредитной и денежной сфере: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной денежной политики; разрабатывает и представляет ГосДуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГосДуме отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществляет валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия в сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет государственную поддержку науки; обеспечивает проведение государственной политики в образовании, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия Российской Федерации.

Полномочия в сфере социальной политики: обеспечивает проведение государственной социальной политики; реализует программы государственного социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает и реализует программы сокращения безработицы; обеспечивает проведение государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие; содействует решению проблем семьи, материнства и детства; принимает меры по реализации молодежной политики.

Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: разрабатывает и реализует государственную политику в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод; меры по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности судебной власти.

Полномочия по обеспечению обороны и безопасности страны: организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами Вооруженных Сил; обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих; принимает меры по охране Государственной границы России; обеспечивает мероприятия по гражданской обороне.

Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию минерально-сырьевой базы РФ; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф и ликвидации их последствий.

Полномочия в сфере международных отношений: обеспечивает реализацию внешней политики РФ; обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях; в рамках своих полномочий заключает международные договоры РФ; обеспечивает выполнение международных обязательств РФ; защищает граждан РФ за пределами ее территории; осуществляет контроль во внешнеэкономической деятельности.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (п.1, ст. 115 Конституции РФ). Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

В форме постановлений издаются решения Правительства, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории РФ (п.2. ст. 115 Конституции РФ).

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. Постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в Российской газете, Собрании законодательства Российской Федерации, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ в течение десяти дней после дня их подписания. Официальными являются также тексты актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства РФ, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу либо со дня их подписания, либо со дня государственной регистрации и присвоения номера в Министерстве юстиции.

В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства РФ осуществляет Аппарат Правительства РФ и Министерство юстиции РФ.

Акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом (п.З. ст. 115 Конституции РФ). Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

Создание системы федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Система данных органов устанавливается Указом Президента РФ. Действующая система установлена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Система федеральных органов исполнительной власти

Российской Федерации состоит из федеральных министерств и ведомств.

Термин «ведомства» собирательный. К ведомствам относятся: федеральные службы и федеральные агентства.

Необходимо иметь в виду, что ряд федеральных служб и федеральных агентств являются подведомственными министерствам, а некоторые напрямую подчинены либо главе государства, либо главе Правительства. Например, Федеральная миграционная служба подведомственна Министерству внутренних дел, а Федеральная служба безопасности напрямую подчинена главе государства. Указом Президента РФ от 12 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями 2009 г.) даны понятия и закреплены основные функции федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Министерство на основании и во исполнение законодательства самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

В ведении министерства могут находиться федеральные службы и федеральные агентства, за которыми оно осуществляет контроль и координирует деятельность. В том числе, оно имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.

Министерством назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств (находящихся в ведении министерства) заместителей руководителей служб и агентств, руководителей территориальных органов служб и агентств.

Министерство осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции федеральные службы и агентства издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы, агентства. Такими актами являются приказы, инструкции, распоряжения.

Федеральная служба и федеральное агентство могут быть подведомственны Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Положения о таких органах утверждаются Президентом Российской Федерации.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, не находящихся в ведении Президента РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей таких органов назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти могут быть разделены на две группы:

. Федеральные министерства, службы и агентства, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Это 5 федеральных министерств, 12 федеральных служб и 3 федеральных агентства.

Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Федеральная миграционная служба.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Федеральная служба по оборонному заказу.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Федеральное агентство специального строительства.

Министерство юстиции Российской Федерации.

Федеральная служба исполнения наказаний.

Федеральная служба судебных приставов.

Отдельные службы и агентства.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба).

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба).

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба).

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба).

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба).

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

Федеральные министерства, службы и агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.

Это 12 федеральных министерств, 24 федеральные службы и 27 федеральных агентств.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального Развития.

Федеральная служба по труду и занятости.

Федеральное медико-биологическое агентство.

Министерство культуры Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Федеральное архивное агентство.

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Федеральное агентство по науке и инновациям.

Федеральное агентство по образованию.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральное агентство водных ресурсов.

Федеральное агентство по недропользованию.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Министерство регионального развития Российской Федерации.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Федеральное агентство по информационным технологиям.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Федеральное агентство связи.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Федеральное агентство лесного хозяйства.

Федеральное агентство по рыболовству.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Федеральное агентство по делам молодежи.

Федеральное агентство по туризму.

Федеральное агентство по физической культуре и спорту.

Министерство транспорта Российской Федерации.

Федеральная аэронавигационная служба.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральное агентство воздушного транспорта.

Федеральное дорожное агентство.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Министерство финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба.

Федеральная служба страхового надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральное казначейство (федеральная служба).

Министерство экономического развития Российской Федерации.

Федеральная служба государственной статистики.

Федеральная регистрационная служба.

Федеральное агентство геодезии и картографии.

Федеральное агентство по государственным резервам.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральноеагентство по управлению особыми экономическими зонами.

Министерство энергетики Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральное космическое агентство.

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Итого в структуру федеральных органов исполнительной власти входят 17 федеральных министерств, 36 федеральных служб и 30 федеральных агентств.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ.

Территориальные федеральные органы. К ним относятся действующие в пределах субъекта Федерации органы, находящиеся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти: управление статистики, управления ФСБ, управления МВД, командование военного округа и др.


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации


Систему органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», составляют:

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

Высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

Иные органы исполнительной власти.

Системы органов исполнительной власти субъектов федерации неодинаковы. Имеются различия в количестве и организационно-правовых формах составляющих их органов. Однако, несмотря на различия форм (названий) органов, в субъектах Российской Федерации функционируют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой

(специальной) компетенции.

В большинстве республик в качестве главы республики выступает президент. В республиках статус президента определяется по-разному - это глава государства и высшее должностное лицо (Ингушетия, Башкортостан); глава государства и исполнительной власти (Бурятия, Северная Осетия - Алания); глава государства (Татарстан), глава государства, высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (Калмыкия).

В Карелии, Хакасии и Мордовии главой исполнительной власти и высшим должностным лицом является Председатель Правительства. В Республике Коми установлен институт Главы Республики Коми.

В территориальных, а также в автономных субъектах РФ глава субъекта именуется, например, Главой администрации (Липецкая, Белгородская, Воронежская, Курская области), либо Губернатором (Самарская область), в городах федерального значения, Москве - Мэром, в Санкт-Петербурге - Губернатором.

Высшее должностное лицо субъекта РФ обладает следующим полномочиями:

Представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в осуществлении внешнеполитических связей, при этом вправе подписывать соглашения и договоры от имени субъектов РФ;

Обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания или издания специального акта (указа, постановления), либо отклоняет закон, использует право «вето»;

Вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган власти субъекта ранее срока;

Вправе участвовать в работе законодательного органа власти субъекта с правом совещательного голоса;

Формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта и руководит его работой;

Осуществляет иные полномочия, такие, как, представление на утверждение законодательного органа проектов планов и программ социально-экономического развития субъекта, бюджет субъекта, отчеты об их исполнении, утверждение программы приватизации собственности субъекта, осуществление мер по обеспечению прав и законных интересов лиц находящихся на территории субъекта.

В рамках осуществления своих полномочий руководитель высшего исполнительного органа государственной власти

субъекта издает указы и распоряжения (Президент), постановления и распоряжения (Губернатор, Глава администрации). Данные нормативные акты носят подзаконный характер и обязательны для исполнения на территории субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта РФ осуществляет руководство исполнительным органом государственной власти, который сам же и формирует. Статус этого органа определен Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» достаточно неопределенно. Закон не предлагает ни порядка его формирования, ни названия, ни примерной структуры. Все эти вопросы должны определяться Конституцией (Уставом) и законами субъекта РФ «с учетом исторических, национальных и иных традиций Российской Федерации».

Высший исполнительный орган государственной власти именуется либо Правительством (в республиках и некоторых других субъектах - Ленинградская, Свердловская, Ярославская области, г. Москва), либо администрацией (в краях, областях, автономных областях, автономных округах).

Исключением из этого является Дагестан, где исполнительную власть возглавляет Государственный совет. Главой Республики Дагестан является Председатель Государственного Совета - коллегиального органа, возглавляющего исполнительную власть в республике.

Образование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ происходит по-разному:

Высшее должностное лицо субъекта назначает с согласия представительного органа Председателя Правительства и по представлению последнего формирует состав Правительства (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Башкортостан, Ярославская область);

Высшее должностное лицо субъекта представляет на утверждение представительному органу кандидатуру на должность Председателя Правительства, по согласованию с представительным органом формирует состав Правительства (Республика Татарстан).

Высшее должностное лицо субъекта, являясь по должности председателем правительства, назначает с согласия представительного органа членов правительства (Московская область).

Высшее должностное лицо субъекта, являясь по должности председателем правительства, формирует правительство самостоятельно (г. Москва).

В Калмыкии создание правительства Основным Законом вообще не предусматривается. Исполнительную власть в ней осуществляет Президент и назначаемые им министры.

В субъектах, где создание правительства не предусмотрено, администрация (края, области) рассматривается в качестве самостоятельного исполнительного органа государственной власти. Так, в соответствии со ст. 37 Устава Иркутской области, администрация области является органом исполнительной власти, состоящим из губернатора, первого заместителя и заместителей главы администрации области, а также структурных подразделений, осуществляющих полномочия исполнительной власти области в конкретных сферах управления.

Но, несмотря на то, что глава администрации (губернатор) входит в структуру администрации, он является руководителем высшего исполнительного органа, которым и будет являться администрация вместе с структурными подразделениями.

Глава администрации (Губернатор) может формировать администрацию самостоятельно на основе принципа единоначалия. Администрация состоит из главы администрации, его заместителей и руководителей департаментов, являющихся органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции. Органы исполнительной власти образуются на основе схемы управления областью, утверждаемой законом области. Заместители главы администрации - руководитель органа, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом области; руководитель органа, осуществляющего функции по социальной защите населения области; руководитель финансового органа области - назначаются главой администрации области по согласованию с областной Думой. Иные должностные лица, входящие в состав администрации области, назначаются главой администрации области самостоятельно, например, ч. 3-4. ст. 48 Устава Белгородской области.

К нормативным правовым актам администрации относятся постановления, положения, регламенты, правила, которые принимаются администрацией и подписываются главой администрации.

Высший исполнительный орган субъекта РФ подотчетен руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и несет перед ним ответственность. исполнительный президент власть

Осуществляя исполнительную и распорядительную функции, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обладает следующими полномочиями: разработка и осуществление мер, направленных на комплексное социально-экономическое развитие субъекта; участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования здравоохранения; реализация мер по защите прав и свобод человека, охране собственности, общественного порядка борьбе с преступностью; разработка проекта бюджета, а также проекта социально-экономического развития и подготовка отчета об их исполнении; формирование иных органов исполнительной власти; управление и распоряжение собственностью субъекта и федеральной собственностью, переданной в собственность субъекту. Он вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ изданные им акты, а также вправе обратиться в суд; заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений о взаимной передаче осуществления части своих полномочий; он осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством субъекта.

Данные полномочия он реализует как самостоятельно, так и через органы исполнительной власти, находящиеся в его структуре.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к исполнительным органам общей компетенции субъектов Федерации относятся:

Президенты или Главы правительств республик, главы администраций, губернаторы других субъектов Федерации;

Правительства республик и администрации других субъектов федерации, образуемые либо представительными органами государственной власти, либо президентами, либо на основе сочетания выборности глав правительств и назначения на должности других членов правительств.

К исполнительным органам отраслевой и межотраслевой компетенции субъектов, входящих в состав Российской Федерации, относятся министерства, государственные комитеты, главные управления, департаменты и др. органы, ведающие вопросами, входящими в компетенцию органов исполнительной власти субъектов.



Литература


1. Федеральный закон «О системе государственной гражданской службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ)

. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ)

. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая : учеб. / Р.Р. Алеулов [и др.]. - М. : ЦОКР МВД России, 2009.

. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная : учеб. / О.И. Бекетов [и др.]. - М. : ЦОКР МВД России, 2009. - 751с.

. Административная ответственность: вопросы теории и практики / под ред. Н. Ю. Хаманевой - М. : ИГП РАН, 2013.

. Административное право : учеб.для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах [и др.]. - М. : Норма, 2011.

. Административное право России в таблицах и схемах : учеб.пособие. / А.Н. Головистикова. - М. : ЭКСМО, 2012