Лесной кодекс Российской Федерации – источник лесного права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    816,65 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лесной кодекс Российской Федерации – источник лесного права

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

имени С.М. Кирова»

факультет экономики и управления

кафедра лесной политики, экономики и управления






Контрольная работа

дисциплина «Лесное право»

Тема: «Лесной кодекс Российской Федерации - источник лесного права»


Выполнила: студентка ФЭУ з/о сокр. группа 6

Направление 080100

N зачетной книжки 63107

Aгафонова Екатерина Федоровна

Проверил: Петров Владимир Николаевич



Санкт-Петербург, 2015-2016

Содержание

Введение

1. Основные принципы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и лесного законодательства

. Лесная политика в области лесопользования

. Лесная политика в области лесовосстановления

. Лесная политика в области охраны и защиты лесов

Заключение

Библиографический список

Введение

Леса России отличаются огромным природным разнообразием, обусловленным климатическими, почвенными и другими географическими особенностями, историей их использования, а также социально-экономическими различиями регионов страны. На долю России приходится четверть мирового лесного покрова, леса занимают почти половину территории страны. Леса являются экологическим каркасом территорий, условием экологической безопасности страны и планеты в целом.

Леса России выполняют важнейшие защитные, водоохранные и климаторегулирующие функции, играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия и поддержании других биосферных функций.

Российские леса являются ключевым фактором сохранения благоприятной среды жизни людей, социально-экономического развития страны. Лесам принадлежит исключительная роль в жизни населения. Они являются особой культурной и эстетической ценностью.

Органы государственной власти, предприятия и общественные организации, деятельность которых связана с лесом, в совокупности образуют лесной сектор экономики. Лесной сектор России потенциально способен стать одним из основных секторов экономики страны. Многие функции лесов, включая поглощение углерода, поддержание водного баланса и биоразнообразия территорий, представляют собой потенциальные источники дохода от лесного сектора.

На протяжении многих десятилетий обеспечивались сохранность лесов, потребности граждан России в лесной продукции, укреплялась экономика страны, повышался ее престиж в мире.

Если же говорить о лесном праве , то саму историю развития лесного права России можно условно разделить на четыре больших периода: 1802-1917гг., 1917-1993гг., 1993-2006гг., с 2006г. по настоящее время.

1. Основные принципы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и лесного законодательства

Существует объективная необходимость регулирования процессов, связанных с лесопользованием и лесовосстановлением.

Такая необходимость обусловлена следующими основными причинами:

o глобальным экологическим значением лесов для сохранения жизни на планете, леса покрывают 31% всей земельной площади (в основном климаторегулирующая роль);

o   ростом потребления лесных ресурсов (ежегодно площадь лесов Земли сокращается на 0,2%);

o   разрушением лесных экосистем, вплоть до безвозвратной утраты отдельных биологических видов, деградацией лесного покрова, водных бассейнов, создания инфраструктуры и др.).

В каждой лесной державе регулятором выступает лесная политика, которая должна устанавливать баланс интересов ее субъектов.

В силу исторически сложившихся условий верховенство власти в любой стране принадлежит государству, поэтому роль регулятора всегда остается за государством.

Принятие в последнее время в России ряда законов: Конституции РФ, Гражданского, Земельного, Лесного кодексов и иных нормативных актов (распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013г. №1724-р «Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации до 2030 года») и др., заставляет по новому подойти к рассмотрению проблемы лесопользования и сохранения лесных ресурсов и требует проведения новой политики государства в лесопромышленном секторе.

Предметом изучения лесной политики как научной дисциплины являются экономические, экологические и социальные отношения по поводу лесопользования, воспроизводства, охраны лесов от пожаров и лесонарушений, защиты их от вредителей и болезней и управления лесами.


Ученые Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) подготовили ежегодный доклад об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов в нашей стране. Доклад дает наглядное представление о том, как Россия выглядит на фоне других лесных держав (рис.1).


По запасам древесины Россия занимает второе место, ее доля в общем объеме запасов составляет 81525 млн.(рис.2). Средний запас древесины России на 1 га небольшой -105 м³, средний прирост древесины низкий 1,3 м³/га.

По объемам заготовки древесины Россия находится на четвертом месте (191 млн.м³). Лидером являются США 541 млн.м³ (рис.3).


Лесная политика как часть экологической и экономической политики Одним из важнейших требований при изучении данной дисциплины является познание сущности лесной политики. Вместе с тем, в настоящее время не существует официально признанного определения лесной политики.

Все леса России по целевому назначению делятся на защитные, эксплуатационные и резервные (рис.4).


Леса России низкопродуктивны, т.к. почти 65% лесов произрастает в условиях сурового климата. Основные древесные породы в России представлены на рис.5.


Возрастной состав насаждений отражен на рис.6


Лесная политика - это процесс реализации государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в лесопромышленном секторе. Исходя из определения лесной политики, следует четко представлять основных ее участников, знать их интересы, наиболее часто возникающие конфликты, способы их решения. Следует иметь в виду, что определения лесной политики будут меняться в зависимости от уровня развития социально-экономической системы в стране.

Можно выделить следующие циклически повторяющиеся стадии лесной политики (лесополитический цикл):

формирование лесной политики, образование лесной политики как системы;

воспроизведение компонентов и признаков данной системы;

принятие и исполнение лесополитических и управленческих решений;

контроль за функционированием и направлением развития лесной политики.

Общее содержание стадий процесса лесной политики определяется состоянием экономики в стране, типом государства, реально складывающимся соотношением сил политических партий и общественных движений. Формирование лесной политики может рассматриваться как акт одноразовый и вместе с тем непрерывно длящийся. Как правило, он происходит в момент перестроечных процессов в государстве, реформ системы лесного законодательства или лесоуправления. Например, децентрализация управления лесным хозяйством. В дальнейшем он все время возобновляется через постоянное объективное развитие лесных отношений.

Механизм лесной политики представляет собой целостную, иерархическую систему государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства в области лесного хозяйства и лесной промышленности.

Принятие и исполнение решений определяется необходимостью разрешения существующих в лесопромышленном секторе задач, нерешенных проблем. Выбор центров для решения этих задач, способов и методов определяется на федеральном уровне (Правительство Российской Федерации, федеральные органы лесного хозяйства), на уровне субъектов Российской Федерации (Правительство субъектов Российской Федерации, территориальные органы управления лесным хозяйством) и на межрегиональных уровнях (Департаменты лесного хозяйства в федеральных округах).

Контроль и надзор за сохранением и развитием лесной политики как процессом достигается путем предупреждения и устранения отклонений участников процесса лесной политики от принятых законов, постановлений, правил, стандартов, регламентов и т.п. Необходимо иметь в виду, что этот контроль осуществляется двумя группами институтов.

Одна группа это организации и учреждения, находящиеся как внутри самой лесополитической системы, так и за ее пределами (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, органы судебно-прокурорского надзора, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции).

Непосредственный контроль и надзор осуществляют лица, на которые законодательно возложены эти функции.

Другую группу представляют различные общественные организации, движения, граждане, не являющиеся служащими вышеперечисленных организаций и учреждений. Главная роль на этой стадии отводится органам исполнительной и судебной власти.

Лесная политика является частью общегосударственной земельной и экологической политики. В свою очередь она испытывает влияние экономической политики. Это означает, что лесная политика должна содержать в себе черты и земельной, и экологической политики. Но это не означает, что сфера регулирования лесной политикой общественных отношений состоит исключительно из частей, заимствованных от политики земельной и экологической.

Лесная политика содержит в себе черты, присущие только ей, которые отличают ее от других отраслей знаний, что дает право выделить ее как самостоятельный вид человеческой деятельности.

Под инструментами лесной политики понимают любые механизмы, при помощи которых возможна реализация целей лесной политики. Экологический компонент включает в себя различные предписания и запреты в области использования и защиты лесных ресурсов, планирование хозяйственной деятельности и ведения лесного хозяйства (лесное планирование) с учетом охраны окружающей среды, стандарты, сертификаты и т.п. инструменты.

Социальный компонент оказывает воздействие на рабочую силу, находит свое выражение в области получения образования, охраны труда, в сфере учета интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей на территории их традиционного проживания и т.д.

Социальный компонент имеет связь с социальной политикой государства. Признавая за лесным хозяйством и лесной промышленностью основные производственные факторы природу, труд и капитал, можно легко заметить связь между ними и вышеуказанными компонентами, содержание на практике которых принимает форму законодательных актов.

По своей сути, они являются ограничениями по использованию производственных факторов.

На локальном уровне основных субъектов хозяйственной деятельности лесничеств и лесопользователей, лесополитические требования, закрепленные в виде законов, постановлений, указов и пр., реализуются при помощи управления хозяйственной деятельностью. В связи с этим можно выделить управление персоналом, управление основными фондами, управление лесами.

Несмотря на различные функции, выполняемые лесами как экологической, лес одновременно выступает в качестве природного ресурса (поставщик различных полезностей для населения, источник налоговых поступлений для государства, прибыли лесопользователя) и объекта лесной политики.

Лес, таким образом, играет важное экологическое, экономическое и социальное значение и выступает основным объектом лесной политики.

Состояние лесов страны оказывает существенное влияние на доходность от его использования, и на характер принятия решений государства в области лесной политики. Поэтому ключевым моментом при изучении данной темы является определение экономической природы леса, т.е. установление границы, на которой биологические процессы, протекаемые в лесе, как явлении природном, можно выразить экономическими категориями.

Принципы лесной политики учитывают как исторический опыт развития лесных отношений, так и отражают особенности социальноэкономического и политического развития страны.

Принципами лесной политики являются:

v наличие единой лесной политики для страны в целом (единое организационное начало);

v  финансовое обеспечение реализации основных идей лесной политики;

v  необходимость госуправления лесами с учетом региональных различий (учет особенностей субъектов РФ);

v  гласность и предсказуемость решений государственных властей в области лесной политики;

v  системный характер лесополитических решений;

v  обеспечение равной экономической заинтересованности основных субъектов лесных отношений населения, государства, предпринимателей, неправительственных организаций;

v  равное отношение к различным формам собственности на леса;

v  признание малых традиционных прав коренных малых народов и этнических общностей на территориях их трациционного прживания;

v  признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду.

v  многоцелевое и неистощительное использование лесов, а так же сохранение площади лесов;

v  сохранение особо ценных лесов;

v  ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;

v  согласованное управление лесами и смежными территориями;

v  учет мнения всех участников переговорного процесса при принятии лесополитических решений;

v  обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;

v  усиление роли и обеспечение конкурентоспособности РФ в мировом лесном секторе.

2. Лесная политика в области лесопользования

Лесная политика в области лесопользования реализуется по двум взаимосвязанным направлениям деятельности государства:

o   установление форм и методов воздействия на субъекты лесных отношений;

o   обеспечение признания и защиты прав и законных интересов субъектов хозяйственной деятельности и существующих форм собственности.

Лесная политика в области использования лесов в настоящее время направлена на привлечение крупного бизнеса, делается ставка на инвестиционные соглашения, предусматривающие крупные инвестиции с предоставлением со стороны государства определенных преференций.

Лесная сертификация - процедура подтверждения третьей, независимой от изготовителя и потребителя, стороной (аудитором) соответствия лесоуправления и лесопользования, а также получаемой продукции определенным требованиям. В настоящее время наиболее востребованной в России является система сертификации по схеме Лесного Попечительского Совета (FSC).

Виды использования лесов

) заготовка древесины;

) заготовка живицы;

) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

) ведение сельского хозяйства;

) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

) осуществление рекреационной деятельности;

) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

) осуществление религиозной деятельности;

) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В России в 2012 году было заключено около 52,5 тыс.договоров аренды лесных участков по всем видам лесопользования. Общая площадь арендованных участков составила 212,0 млн.га.

Расчетная лесосека в России на протяжении десятилетий остается без изменений и составляла в 2012 году 672 млн.га. Динамика заготовки древесины в России показана в табл.1.

Таблица 1. Динамика заготовки древесины и использования расчетной лесосеки в РФ, млн.м³

Год

Расчетная лесосека

Заготовлено древесины

Использование расчетной лесосеки, %

2011

668,7

196,7

29,4

2012

672,0

191,0

28,4

2013

696,0

193,3

27,7


Чтобы получить в аренду лесной участок, необходимо принять участие в аукционе, который организует орган государственной власти, субъект РФ, выступающий впоследствии арендодателем.

Сроки использования лесов могут быть 10-49 лет. Однако могут быть установлены иные сроки аренды, например до 98 лет.

За последние 15 лет объем заготовки древесины снизился в среднем в 2 раза, по сравнению с объемом заготовки во времена СССР (373 млн.м³).

. Лесная политика в области лесовосстановления

В число приоритетных проблем общества выдвигается охрана окружающей природной среды. Каждая страна должна внести свой вклад в ее решение, который будет выступать свидетельством признания такой приоритетности, а также возможностей, заложенных в форме собственности на лесные ресурсы.

Реальным выражением такого вклада является качество природоохранного законодательства и уровень финансирования природоохранной деятельности.

Все виды государственного регулирования охраны и защиты лесных ресурсов можно разделить на три группы: организационные, правовые и экономические. Особое внимание следует уделить типам организации экономических лесных отношений по сохранению лесов:

o  классический, без финансовой поддержки со стороны государственных органов;

o   с частичной финансовой поддержкой деятельности по охране и защите лесов со стороны государственных органов;

o   характеризующийся полным государственным финансированием деятельности по сохранению лесов;

o   с участием страховых компаний;

o   смешанный тип.

Лесовосстановление осуществляется путем естественного (около 650 тыс.га), искуственного (около 189 тыс.га) или комбинированного (около 18 тыс.га) восстановления лесов.

По состоянию на 5 июня 2014 года лесовосстановление выполнено на площади 175 402 га, в том числе искусственное лесовосстановление - 137 747 га и комбинированное лесовосстановление - 7 720 га. Лесоразведение выполнено на площади - 474 га.

К закладке лесных культур приступили в 72 субъектах РФ.

Запланированные объемы работ на 2014 год по закладке лесных культур в полном объеме выполнены на территории 23 субъектов Российской Федерации: Республиках Адыгея, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия Алания, Татарстан, Мари Эл, Удмуртия, Чувашская, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Костромской Орловской, Тамбовской, Тульской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областях, Алтайском крае. Лесоразведение выполнено в Республике Ингушетия, Чувашской Республике, в Курской и Орловской областях.

Более 90% от плана работ по посадке лесных культур выполнено в 10 субъектах Российской Федерации: в Калужской области - 1 456 га (92,7%), в Липецкой области - 1 320 га (96,6%), в Тверской области - 6 251 га (95%)в Курской области - 480 га (93%), в Новгородской области - 3 619 га (91,6%), в Псковской области - 2 014 га (91,5%), в Республике Мордовия - 1 000 га (93%), в Оренбургской области - 862 га (90,6%), в Тюменской области - 3 358 га (91,9%), в Омской области - 1 092 га (93,5%).

План по комбинированному лесовосстановлению выполнен в Республике Северная Осетия - Алания, Республике Татарстан, Республике Дагестан, Пермском крае, Алтайском крае, Владимирской и Ярославской областях.

4. Лесная политика в области охраны и защиты лесов

На охрану лесов от пожаров от общего общего объема финансирования приходится около 20% или чуть более 10 руб на 1 га лесных земель.

Таблица 2. Общие сведения о лесных пожарах (по состоянию на 1 сентября)

Показатель

2010

2011

2012

Площадь земель лесного фонда и земель иных категорий, пройденная пожарами, тыс.га в т.ч. нелесных земель

2473

1674

2372

Сгорело леса на корню, мнл.м³

93,1

28,7

64,3

Погибло молодняков, тыс.га

126,6

102,7

168,2


Таблица 3. Число лесных пожаров (по состоянию на 1 ноября)

Показатель

2010

2011

2012

Всего В том числе: по вине граждан от сельскохозяйственных палов от грозовых разрядов по вине экспедиций и др. организаций по вине лесозаготовителей по невыясненным причинам.

34812  22168 2555 2525 610 117 6837

21074  12148 1366 3337 382 192 3649

20238  8862 1773 4518 349 59 4677


Основные задачи органов государственной власти в области защиты лесов представлены на рисунке 7.

Рис. 7 Основные задачи органов государственной власти в области защиты лесов

Сохраняются довольно большая площадь очагов вредных организмов в лесах России (табл.4)

Таблица 4. Площадь очагов вредных организмов в лесах

(на конец года, тыс.га)

Показатель

2010

2011

2012

Площадь лесов, пораженная вредными организмами, всего В т.ч хвоегрызущими

3911 348

2503 336

2621 371

лесной законодательство политика российский

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Заключение

В современных условиях проблемы сохранения и использования лесов становятся все более многообразными и сложными. Изменяются стандарты управления лесами, которое должно отвечать возросшим международным, социальным, экологическим и экономическим требованиям. Увеличиваются угрозы гибели лесов от пожаров, вредителей и болезней, других неблагоприятных факторов, утраты лесами биологического разнообразия. Требуют особого внимания вопросы противодействия нелегальному лесопользованию. В совокупности с изменениями климата эти угрозы могут привести к существенной трансформации российских лесов, ослаблению их биосферного и экономического потенциала.

Лесной сектор все больше сталкивается с необходимостью адекватного реагирования на глобализацию рынков, развитие технологий, усиление конкуренции, ужесточение экологических требований. Недостаточная инновационная и инвестиционная активность в лесном секторе препятствует развитию глубокой переработки лесных ресурсов на территории России, увеличению внутреннего валового продукта лесного сектора.

Глобальное экологическое значение, огромный экономический и социальный потенциал лесов России обязывают Российскую Федерацию иметь долгосрочную лесную политику, проводимую государством в интересах, как участников лесных отношений, так и всех граждан страны.

Принятие и реализация лесной политики позволят Российской Федерации оказывать определяющее влияние на развитие международных процессов и мировых лесных рынков.

Библиографический список

.     Петров В.Н Лесная политика и лесное право: уч.пособие.СПб.:СПбГЛТУ, 2015, 216

2.      Пуряева А.О., Пуряев А.С. Лесное право. Учебник. М.: Деловой двор, 2009. 406 с.

.        Улюкаев В.Х., ЧуркинВ.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право М.: Юридическая фирма «Частное право», 2010. 344 с.

Похожие работы на - Лесной кодекс Российской Федерации – источник лесного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!