Мировой и российский рынок леса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,06 Мб
  • Опубликовано:
    2014-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировой и российский рынок леса

Оглавление


Введение

Глава 1. Правовые основы лесопользования

Глава 2. Мировой рынок леса

.1 Рынок леса в развитых странах

.2.1 Лесной фонд России

.2.2 История становления лесного рынка в России

.2.3 Структура современного управления лесным хозяйством в РФ

.2.4 Проблемы лесной промышленности РФ

.2.5 Развитие лесной промышленности России в современных условиях

.2.6 Российский экспорт леса

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В современном мире все страны все больше задумываются об экологической безопасности планеты, которую невозможно представить без лесных насаждений. Леса оказывают глобальное воздействие на баланс водных запасов, плодородие почв, являются источником биологической экосистемы. Леса России имеют очень важное экологическое значение для всего мира, так как поддерживают климатический баланс всей Северной Евразии и аккумулируют 15% совокупных запасов углерода в мире.

Леса являются также незаменимым источником лесной продукции, самым главным из которой является древесина. На отрасли лесобумажного комплекса приходится в настоящее время приблизительно десятая часть всего промышленного производства в странах с развитой рыночной экономикой. В этот комплекс входят весьма разнообразные и непохожие друг на друга производства, которые объединяет использование единого уникального по своей природе сырья, которым является древесина.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как лес, в отличие от газа и нефти, является возобновляемым ресурсом при правильной организации и управлении. Наша страна Россия практически самая богатая в мире по наличию лесов, но сильно отстает от других развитых стран по переработке и реализации лесоматериалов. А ведь доходы от продажи леса и лесоматериалов должны составлять определяющую часть бюджета страны. Государство, в свою очередь, должно на законодательном уровне регулировать сохранность и правильное распоряжение лесным фондом. Поэтому очень важно провести анализ основных факторов, влияющих на эффективность данной отрасли в сфере экспорта.

Целью данной курсовой работы является анализ рынка леса и лесоматериалов как на мировом рынке в целом, так и на российском рынке, а также выявление проблем в российской лесной промышленности, которые не позволяют в полной мере воспользоваться своим лесным потенциалом.

Для реализации данной цели необходимо:

ü изучить нормативные документы, регламентирующие лесную промышленность в РФ;

ü  изучить правовые основы лесопользования;

ü  провести анализ мирового рынка леса и лесоматериалов;

ü  провести анализ российского рынка лесоматериалов как внешнего, так и внутреннего;

ü  изучить историю становления лесного рынка и лесного хозяйства в России.

ü  изучить структуру управления российской лесной промышленностью;

ü  выявить основные проблемы российской лесной промышленности;

ü  изучить факторы, влияющие на экспорт леса;

ü  изучить факторы, влияющие на производственные процессы;

ü  определить позицию России среди остальных стран мира;

Объектом исследования являются мировой рынок леса и лесоматериалов, российский рынок, российская лесная промышленность.

Предметом исследования являются различные статистические показатели производства и заготовки леса, полученные из разных источников, научные статьи различных авторов, размышления ведущих деятелей страны о состоянии лесной промышленности в РФ.

Теоретической основой послужили статьи таких авторов, изучающих специфику лесного рынка, как Соловьев Ю.П., Хренов Н.В., Концелидзе Н.А., Зиновьева И.С. В качестве ценного информационного источника курсовой работы взято интервью с генеральным директором Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николаем Петруниным. Также основой для курсовой работы послужил Доклад государственного совета РФ «О повышении эффективности лесного комплекса.

Глава 1. Правовые основы лесопользования


Лесные отношения в Российской Федерации регулируются лесным законодательством и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.

Понятие лесного законодательства включает Лесной кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, регулирующие лесные отношения, а также законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют лесные отношения на региональном уровне и принимаются в соответствии с актами федерального лесного законодательства.

Список основных нормативных документов, регламентирующих деятельность в области лесопользовани:

1.   Лесной кодекс (принят государственной думой 8 ноября 2006 г).

2.   Федеральный закон № 27-ФЗ от 12 марта 2014 г «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов».

3.      Федеральный закон №415 от 28 декабря 2013 г «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

.        Указ № 906 от 27 июня 2012 г «О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации»

.        Указ №1074 от 27 августа 2010 г «О Федеральном агентстве лесного хозяйства»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 г. № 55 «О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 г. № 11 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. № 1370 «Об утверждении положения о взаимодействии единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней и иных государственных информационных систем»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1525 «Об утверждении Правил учета древесины»

.        Постановление правительства РФ № 1261 от 27 ноября 2014 г «Об утверждении положения о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов »

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины»

.        Постановление Правительства РФ № 318 от 15 апреля 2014 г «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развития лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы»

.        Приказ Минприроды России от 22.07.2014 № 331 «Об утверждении состава и формы предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах»

.        Приказ №270 от 5 июля 2010 г «Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров»

.        Приказ №77 от 6 апреля 2010 г «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

.        Приказ № 248/482 от 31 октября 2008 г «Об утверждении стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».

.        Приказ №238/802 от 12 сентября 2007 г «Об образовании Межведомственной комиссии по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины»

.        Приказ №189 от 20 июля 2007 г «Об утверждении порядка представления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр».

.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 2582-р «Об утверждении Перечня информации о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), представляемой в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней»

.        Проект приказа Рослесхоза «О порядке проведения защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг»

Глава 2. Мировой рынок леса

 

.1 Рынок леса в развитых странах


В мире 35 % суши заняты лесом.

Всего можно выделить два лесных пояса: южный (широколиственный лес) и северный (хвойный лес).

Лесные ресурсы мира распределены по разным отдельным континентам и странам.

Самый большой запас древесины находится в Евразии (42% общего запаса древесины).

Практически 80 % всех лесов мира приходится всего лишь на 25 стран, из них почти 70 % распределены в 10 странах - Индии, США, Китае, Бразилии, России, Канаде, Индонезии, Демократической Республике Конго и Мексике.

Рисунок 1 Россия на лесной карте мира

Неравномерное географическое распределение лесоресурсного потенциала Земли является одним из ключевых факторов, определяющих тенденции развития и размещения лесного хозяйства.

Подавляющая часть мирового потребления древесины сосредоточена в трех основных регионах - в Северной Америке, Западной Европе и Восточной Азии.

Предполагается, что в течение ближайшего десятилетия потребление древесины и бумаги будет расти. Однако вследствие интенсификации и повышения эффективности труда в лесном секторе заготовка круглого леса может возрасти лишь незначительно или даже сократиться.

Сокращение использования древесного сырья идет по нескольким направлениям: использование бумаги с облегченной основой, принтеров/копиров «detoner» и т. д.

Использование вторичного сырья возросло на всех стадиях производственного цикла.

Значительно более быстрыми темпами, чем использование древесного сырья, увеличивается использование недревесного сырья при производстве бумаги, например, отходов сельскохозяйственного производства.

Так, объем сельскохозяйственных отходов в США превышает 280 млн. т, что сопоставимо с производством древесины в стране.

Основное производство древесины сосредоточено всего в 25 странах мира. Лидирующие позиции занимают: США, Китай, Бразилия, Индия, Канада, Россия, Индонезия, Нигерия, Швеция, Финляндия. На них приходится более половины мировой заготовки древесины.

В последние десятилетия глобализация мирового развития ведет к сосредоточению производства и переработке древесных продуктов в нескольких десятках крупнейших мировых компаний.

Уже сегодня 10 ведущих лесоперерабатывающих компаний мира (непосредственно перерабатывающих заготовленный лес в целлюлозу, щепу, пиловочник, плиты) перерабатывают 20% всего промышленного круглого леса.

В Северной Америке функционируют 56 из 100 крупнейших лесопромышленных компаний мира.

В общем объеме производства древесины 20% приходится на тропическую древесину (главные производители - Бразилия, Индонезия, Индия, Малайзия), а еще 20% производится на быстро растущих плантациях.

Оценка внешних рынков лесобумажной продукции на перспективный период, проведенная на основе прогнозов ФАО ООН, перспективного исследования Комитета по лесоматериалам Европейской Экономической Комиссии ООН по лесному сектору Европы на период до 2020 года показали, что в перспективе на внешних рынках стран Западной и Восточной Европы, Северной Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона спрос на продукцию ЛПК будет постоянно возрастать [29, с.10].

Потребление пиломатериалов к 2020 г увеличится на 16%, фанеры на 80%, древесностружечных плит - на 50%, древесноволокнистых плит - на 27%.

Мировое потребление бумаги и картона увеличится на 35% и в 2020 г. составит 490 млн. т против 362 млн. т в 2007 г.

По мнению экспертов, потребление лесобумажной продукции в Европе будет превосходить возможности производства, что приведет к росту дефицита лесопродукции (см. табл. 1). Особенно быстро будет расти дефицит бумаги и картона.

Во всех прогнозных работах Россия рассматривается как один из ведущих экспортеров леса для стран Европы, особенно в части круглого леса, пиломатериалов и, частично, целлюлозы, бумаги и картона. Возможности России по покрытию дефицита лесобумажной продукции вполне реальны, и в ближайшие десятилетия Россия может стать одним из ведущих экспортеров леса для стран Европы и Азии.

Таблица 1 Дефицит лесопродукции в Европе в 2000 и 2020 гг.

Вид лесоматериалов

Ед.изм.

Год



2000

2020

Круглый лес

Млн. куб.м.

22,7

36,3

Пиломатериалы

Млн. куб.м.

11,6

14,3

Листовые материалы

Млн. куб.м.

5,2

9,6

Древесные полуфабрикаты

Млн. т

4,6

5,3

Бумага и картон

Млн.т

0,2

10,1


Но при этом необходимо существенно сократить долю экспорта круглого леса и увеличить экспорт продукции переработки древесины, существенно подняв качественный уровень экспортируемой продукции. Это возможно лишь при изменении существующей структуры производства.

рынок лесной промышленность

2.2 Россия на мировом рынке леса

Российская Федерация самая лесная страна и занимает мировые лидирующие позиции по площади лесов. Почти 70% территории страны покрыты лесами - 1 млрд. 162 млн. га (что сопоставимо с территорией Европы).

По обеспеченности лесами Россия занимает первое место в мире. В ней сосредоточено практически 25% мировых запасов древесины и более 50% ценных хвойных и листопадных лесов мира.

Несмотря на то, что большая часть запасов мировых лесов приходится на РФ, доля России на мировом рынке лесоматериалов составляет всего лишь 4%. «Доход российских производителей с одного кубометра заготовленной древесины равен около 60 долл., что почти в пять раз меньше, чем в среднем на мировом рынке лесоматериалов»[30, с.7].

 

.2.1 Лесной фонд России

Россия - самая лесная страна среди остальных стран мира.

Площадь лесов среди территории всей страны практически 70 %.

В последние годы в нашей стране наблюдается ежегодное увеличение лесопокрытой площади. В значительной степени это связано с кризисом в сельском хозяйстве и зарастанием больших площадей пашни и пастбищ.

Леса в России располагаются неравномерно по всей территории.

В Азиатской части страны находится 78% сомкнутых лесов и только 22% - в Европейской части. Неравномерно распределяются лесные насаждения и по отдельным регионам страны. Хотя средняя лесистость составляет 45 %, многие регионы юга Европейской России имеют показатели не выше 7-9 %.

Для России характерно полярное размещение лесов относительно основных потребителей. 9/10 лесов расположено в многолесных регионах - это Северо-Запад и Азиатская часть. 2/3 падает на регионы Центральный, Уральский и Южный.

Все наши лесные регионы можно подразделить на две группы:

.     Малолесные и среднелесистые регионы (1/10 лесов) - Центр, Юг и Урал - которые находятся в эпицентре потребления. В них доминирует внутренняя потребность и ориентация на внутренний рынок.

2.      Многолесные регионы (9/10 лесов) - Северо-Запад и Азиатская часть, где доминирует внешняя потребность и ориентация на экспорт.

В РФ сложилось три лесозаготовительных центра:

.     Северо-запад европейской части (около 50% объема заготовок, ориентация на Западную Европу).

2.      Юг Сибири и Прибайкалье (около 20% объема заготовок, ориентация на китайский рынок).

.        Юг Дальнего Востока (около 9% объема заготовок, ориентация на японский и китайский рынки).

Необходимо учитывать, что в России 78 % площади лесного фонда относится к зонам тайги и тундры, а 80 % лесов азиатской части произрастает в условиях вечной или многолетней мерзлоты.

Российские леса очень разнообразны по видовому составу и продуктивности, а встречающиеся в них древесные породы сильно различаются по восприимчивости к теплу, свету и влаге. Всего в лесах России произрастает около 300 видов деревьев и кустарников. Основные лесообразующие породы - лиственница, сосна обыкновенная, ель и береза (Рисунок 2).

Рисунок 2 Доля различных древесных пород в общей площади лесов России

Лесные площади и ресурсы древесины на душу населения в России - 5,2 га. Общие запасы древесины оцениваются в 75 млрд. м3, в том числе 44 млрд. м3 - спелой и перестойной древесины. Однако в лесах, доступных для эксплуатации, сосредоточено только около 40 млрд. м3.

Официально зарегистрированные заготовки древесины в последние годы составляют 130 - 200 млн. м3 в год (в советский период доходили до 600 млн. м3 в год).

В России огромные возобновляемые запасы лесосырьевых ресурсов. Ежегодный прирост составляет 830 - 920 млн. м3, что позволяет без экологического ущерба ежегодно заготавливать около 700 млн. куб. метров древесины. В РФ 58 % перестроенного леса, поэтому 700 млн - разрыв, который можно безболезненно ежегодно убирать из леса, он никому не нужен и невостребован.

Лесной фонд - это большой, мощный потенциал для России. В отличие от других ресурсов (нефти и газа), лесной ресурс восполнимый, т.е. каждый год восстанавливается.

При ежегодном приросте древесины на корню в объеме 920-950 миллионов кубометров, потребление (в т.ч. экспорт), составляет всего 186 миллионов кубометров.

Кроме того, каждый год площадь лесных ресурсов увеличивается на почти на 1 млн. гектар. В России, в отличие от других стран, положительный баланс.

В первые годы рыночных реформ в стране лесное хозяйство, как и многие другие отрасли, переживало глубокий кризис. Однако с конца 1990-х гг. в лесном хозяйстве наблюдается заметное увеличение деловой активности. Наиболее существенное увеличение объемов лесозаготовок отмечается в конце 1990-х - начале 2000-х гг. в Иркутской области, Республике Коми и Красноярском крае, т. е. в регионах, богатых лесом и близких к крупным европейскому и китайскому рынкам сбыта древесины.

Площадь коммерческих лесов к 2004 г. составила не более 10% от лесопокрытой площади страны. Нелегальные рубки составляют в различных регионах от 15% до 50% (максимальные значения - на Дальнем Востоке). В России действуют более 50 тысяч заготовителей леса и перерабатывающих предприятий, а в лесном хозяйстве занято около 200 тыс. человек.

 

.2.2 История становления лесного рынка в России

Лесное хозяйство возникло в России в ходе реформ Петра I. В отличие от других видов деятельности государства, лесное хозяйство России развивалось эволюционным путем.

В 18 веке Россия впервые столкнулась с нехваткой дешевой древесины, то есть такой древесины, вывозка которой не требовала бы значительных финансовых и трудовых затрат на заготовку и транспортировку.

Началось выделение лесов из других видов землепользования и закрепление собственности на лесной фонд. Одновременно развивалась структура охраны лесов, система учета лесных работ, платное пользование лесом.

На уровне государства была создана специальная организационная структура. Со времен реформ Петра I лесное хозяйство просуществовало практически без изменений до 1782 г.

Главная задача этих реформ: государство закрепило свою ответственность за сохранение лесов и регулирование пользования и воспроизводства лесным фондом, ввело платный отпуск леса на корню (указом Екатерины II в 1769 году).

Взимание платы за лес потребовало усиления административной структуры, которой было поручено государственное управление лесами. У государственной казны появился новый и значительный источник доходов. Поэтому в 1786 г императрица Екатерина II устанавливает надзор не только за корабельными, но и за всеми другими государственными лесами. С 1798 г. Указом Императора Павла I лесопользование становится объектом государственного регулирования с целью получения лесного дохода.

Первоначальная площадь управляемых государством лесов в России была невелика. Все леса подразделялись на две категории: помещичьи и государственные.

Значительные площади известных лесов считались ничейными. В основном они были расположены в районах построенных фабрик, заводов, приисков и поэтому управление ими постепенно отошло к заводоуправлениям. Подобно заповедным лесам, являвшимся лесосырьевой базой судостроительной промышленности страны, они стали обслуживать отраслевые, ведомственные интересы.

Поэтому фактически к началу 19 века в России непроизвольно сложилась ведомственная структура владений лесным фондом, хотя основная площадь лесов принадлежала государству.

Для обеспечения роли государства в управлении лесами и организации ведения лесного хозяйства были разработаны и введены в действие ряд важных документов, регламентирующих лесное хозяйство. Они заложили традиционную основу детализированной нормативно-справочной базы данных лесного хозяйства, регламентирующей его ведение по всей вертикали управления.

Главный урок этих реформ - создание в России в начале 19 века нового источника государственного дохода - лесного хозяйства, когда леса перестали быть бесплатной сырьевой базой разного рода пользователей и многочисленных владельцев. В связи с этим все государственные леса во главе с Лесным департаментом были переданы в 1803 году из подчинения Адмиралтейств-Коллегии в введение Министерство финансов.

В распоряжении Адмиралтейств-Коллегии были оставлены лишь корабельные леса, которые затем, в 1817 году, были переданы в распоряжение военно-морского ведомства. В 1843 году, в результате реорганизации государственных органов власти, Лесной

Департамент был включен в систему Министерства государственных имуществ. Сложилась следующая структура управления лесным хозяйством России.

Лесной Департамент при Министерстве государственных имуществ опирался в своей деятельности 50 территориальных органов Министерства: 14 управлений Государственных имуществ и 36 управлений земледелия и государственных имуществ.

Каждое управление определяло ведение лесного хозяйства в одной-двух губерниях России.

Территория управления делилась на несколько лесничеств, объединенных в районы. За ведение лесного хозяйства на территории одного района, объединявшего несколько лесничеств, отвечал лесной ревизор.

Лесничества были главным опорным звеном системы. По площади и функциям они в определенной степени соответствовали нынешним лесхозам. При этом лесничества были, вплоть до советского периода, лесными учреждениями, построенными по централизованному принципу управления. В их обязанности входило ведение лесного хозяйства в государственных (казенных) лесах, а также проведение государственной лесной политики в частных лесах через лесоохранительные комитеты.

Центральный аппарат Лесного Департамента в ту пору имел шесть отделений, одно из которых (третье) занималось охраной леса (рассматривало самовольные порубки, причины лесных пожаров, злоупотребления лесной стражи, нарушения Лесного Устава).

Принятым в апреле 1888 г «Положением о сбережении лесов» был определен режим пользования в защитных лесах, в том числе и сберегающих водоисточники.

Владельцам лесов, признанных защитными, предлагалось составлять планы хозяйства в них с соблюдением правил, которые определяло Министерство государственных имуществ.

Если эти правила нарушались, то владельцы лесов обязывались искусственно восстановить вырубки. Таким образом, частные лесовладельцы обязаны были следовать государственной политике в области лесного хозяйства.

Для соблюдения требований «Положения о сбережении лесов» были созданы лесоохранительные комитеты.

Государственное планирование являлось одним из рычагов государственного регулирования ведения хозяйства и в частных лесах России.

Можно констатировать, что становление и реформы лесного хозяйства в досоветский период способствовали созданию успешно функционировавшей системы государственного управления лесным хозяйством, дававшей значительный лесной доход.

Эта система была вертикально подчиненной и ее основу составляли лесничества, осуществлявшие комплекс административных и лесохозяйственных мероприятий в казенных лесах, а через лесоохранительные комитеты - лесничества проводили государственную лесную политику в частных лесах.

Система государственного управления лесным хозяйством в конце 19 и начале 20-х столетий имела чистый лесной доход. Он был достаточно велик и имел тенденцию к росту.

Ведение хозяйства в государственных лесах позволяло не только покрывать затраты на устройство и ведение хозяйства, но и существенно пополнять государственный бюджет.

За счет лесного дохода содержались центральные и местные учреждения Лесного департамента, производились платежи в местные бюджеты, оказывалось содействие местному населению в лесоразведении, а также велось необходимое строительство, ремонт зданий, приобреталось имущество.

Помимо этого на средства лесного дохода содержался Императорский лесной институт, оплачивались разные расходы администрации (путевое довольствие, награды, пособия).

Лесные товары представляли собой одну из ведущих статей российского экспорта, а лесное дело в российской экономике считалось приоритетным, относилось к высокорентабельным отраслям материального производства.

Таким образом, у системы управления лесным хозяйством, сложившейся в России на протяжении 18-19 веков было четыре главные цели:

)     Охрана от пожаров и расхищения;

2)      Регулирование лесопользования;

)        Воспроизводство лесов, независимо от вида собственности;

)        Получение лесного дохода.

Эта система была самодостаточна, так как обеспечивала получение устойчивого высокого лесного дохода и опиралась на признание лесов и лесного хозяйства России в числе приоритетов государственного управления.

По мере формирования экономической системы лесного хозяйства, развивалась и его организационная структура как отрасли экономики России.

Основным направлением государственной лесной политики на длительное время было определено бесперебойное обеспечение лесоматериалами государственных нужд, для решения стратегически важных задач государства.

Главными из них почти 200 лет было обеспечение лесом строительства флота и артиллерии (изготовление пушечных лафетов), а также развивающегося промышленного производства (заводов и мануфактур).

Управленческая структура сбережения лесов формировалась аналогично территориальному делению страны и имела иерархический характер. Система контроля также осуществлялась по вертикали, но в противоположном порядке, замыкаясь на Лесоохранительном комитете при Лесном Департаменте.

Позиция российских лесоводов 19-20 вв полностью сохраняет свою значимость и сегодня: лес в интересах всего общества должен принадлежать только государству,

Возврат экономики России в нормальное русло товарно-денежных отношений позволил использовать весь положительный опыт лесного хозяйства России конца 19- начала 20 вв.

В советское время лесное хозяйство практически пришло в упадок.

Созданная государственная экономически эффективная система лесного хозяйства была превращена в машину хищнического истребления лесов.

В 1930 г. лесничества преобразуют в леспромхозы. Это привело к истреблению водоохранных и почвозащитных лесов, поскольку они были наиболее доступны для лесозаготовок.

И уже в 1931 году правительство вынуждено было провести разделение лесов на зоны лесопромышленного и лесокультурного назначения с передачей последней в ведение Наркомзема СССР. В дальнейшем это привело к выделению в 1936 г. лесов водоохранной зоны.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 июля 1936 г. было организовано Главное Управление лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР и упразднено Управление лесного хозяйства НКЗ СССР. Главному управлению при СНК СССР были подчинены главные управления при СНК союзных республик.

Хозяйственной производственной единицей становятся лесхозы с делением на лесничества и без лесничеств.

Управление лесами водоохранной зоны было передано специально организованному Главному управлению лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР.

Были введены запретные полосы шириной от 3 до 20 км вдоль рек Волги, Днепра, Дона, Урала, верхнего течения Западной Двины и важнейших ее притоков. Рубка леса в этих полосах была запрещена под страхом уголовной ответственности.

Уроки реформ 1930-1935 гг. показывают, что объединение лесного хозяйства и лесной промышленности ведет к подавлению устоев лесоводства, ослаблению контроля над использованием лесных ресурсов, усилению нерациональности лесопользования, снижению качества лесов.

Одна из самых важных в 20 веке реформ лесного хозяйства была проведена в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году правительство СССР приняло решение о разделении лесов на три группы не по территориальному, а по функциональному признаку.

Была преобразована вся система ведения лесного хозяйства и лесопользования. Такое серьезное преобразование принципов ведения хозяйства потребовало изменения организационных структур.

В 1947 г. было образовано Министерство лесного хозяйства СССР на базе Главлесоохраны. На местах основной формой предприятий стал лесхоз. В зоне защитного лесоразведения были созданы лесомелиоративные станции (ЛМС).

В 1959 г создается Главное управление лесного хозяйства и охраны леса при Совете Министров РСФСР. В остальных республиках подобные органы существовали с 1957 г.

В 1957 г. лесное хозяйство передается в состав совнархозов, где оно объединяется с лесной промышленностью.

С 1959 по 1966 гг. значительно уменьшилась площадь покрытых лесом земель, увеличилась площадь малоценных древостоев, в том числе и спелых, медленными темпами шло лесонасаждение.

С 1961 г. лесохозяйственную деятельность в союзном масштабе координирует Госплан СССР вместе с министерством сельского хозяйства СССР. Для улучшения руководства лесными отраслями в 1962 г. организуется Государственный комитет Совета Министров СССР по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству, который в 1963 г. переходит в ведение Госплана СССР.

Крах реформы экономики путем построения совнархозов привел к необходимости воссоздания отраслевой структуры управления государственной экономикой. В соответствии с переходом к отраслевой структуре управления государственной экономикой в 1965 году был создан союзно-республиканский Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР.

Сформировалась единая общегосударственная система лесного хозяйства. Результаты этого положительно сказались на состоянии лесов: увеличилась площадь лесных массивов, улучшилось качество лесов.

Но нарушение лесохозяйственных норм все более и более углублялось, так как отдельные правительственные постановления не в полной мере отражали потребности лесного хозяйства в законодательном порядке регулирования лесопользования.

Назрела правовая реформа в лесном хозяйстве.

Во второй половине 60-х годов органы лесного хозяйства начали работу над правовыми вопросами, которая продолжалась до середины 1970-х гг. На шестой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 17 июня 1977 г., на были приняты “Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик”.

В 1978 г. был принят Лесной кодекс РСФСР.

Казалось, что лесное хозяйство, наконец-то, обрело хорошо сбалансированное положение в национальной экономике.

Но к этому времени стали сказываться результаты непродуманных решений по перемещению лесозаготовительных мощностей в восточные регионы страны, хотя основные лесоперерабатывающие мощности остались в Европейской части России.

Вместо того, чтобы внести коррективы в планы территориального развития лесоперерабатывающих предприятий, правительство стало оказывать давление на деятельность органов лесного хозяйства, связанную с обоснованием нормативов лесопользования и его результатами.

В середине 80-х годов началась подготовка правительственного акта, предусматривающего объединение лесного хозяйства и лесной промышленности. В 1984 г. такое предложение было отклонено.

Но в 1988 г. принимается решение о создании большого количества “комплексных лесных предприятий” (в начале 1990-х годов их насчитывалось 168) в многолесных районах в системе лесной промышленности (с передачей им лесного фонда), что противоречило научно обоснованной системе организации рационального лесопользования и возвращало ведение лесного хозяйства на миллионах гектаров к временам совнархозов, отодвигая его на 30 лет назад.

В 1992 году та часть системы лесного хозяйства бывшего СССР, что пришлась на долю России после его распада, была передана в ведение Министерства лесного хозяйства РСФСР.

Это министерство в свою очередь было ликвидировано в ходе реформ 1992 года, но фактически переименовано в Комитет по лесу в составе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, который в дальнейшем был выделен из состава Минприроды и преобразован в Федеральную службу лесного хозяйства России (Рослесхоз).

В рамках тех же демократических реформ и распада СССР было ликвидировано и Министерство лесной промышленности СССР.

Система организаций лесной промышленности, включая лесозаготовительные и деревоперерабатывающие предприятия, в том числе и целлюлозно-бумажные комбинаты, были вовлечены в процесс разгосударствления и приватизации.

Сложилась противоестественная ситуация, когда субъекты макроэкономических отношений: лесное хозяйство и лесная промышленность, были разведены Правительством в разные секторы экономики.

Предусмотренное Лесным кодексом создание лесного дохода за счет продажи леса на корню, аренды лесов, лесных податей и других источников, не покрывало дефицит финансирования лесного хозяйства в силу плачевного состояния лесного сектора.

Именно поэтому в конце 1990-х годов развивался процесс поиска и создания собственных средств финансирования лесного хозяйства: безналоговая продажа древесины, заготовленной органами лесного хозяйства в ходе рубок ухода, санитарных рубок и прочих рубок (рубок не главного пользования, т.к. главное пользование им запрещено).

Сложившееся взаимодействие лесного хозяйства и лесозаготовительных предприятий вызывало большое неудовольствие частных предприятий лесопромышленного комплекса России.

Обусловленный экономическими законами рост платежей за пользование лесом (попённой платы) расшатывал весьма условное финансовое равновесие приватизированных лесозаготовительных предприятий.

Лесная промышленность в результате жесткой и срочной приватизации потеряла финансовую устойчивость.

Леспромхозы, превратившись в акционерные и частные предприятия, сохранили ненужный управленческий персонал и тяжелые цепи инфраструктуры в виде ремонтных мастерских, столовых, пекарен, детских садов, подсобных хозяйств и прочего обязательного и жизненно необходимого набора структур жизнеобеспечения в плановой экономике, но совершенно самоубийственных с точки зрения экономической эффективности в рыночных условиях.

Во многих случаях именно поэтому динамично развиваются и обладают высокой конкурентоспособностью новые лесопромышленные, в том числе и лесозаготовительные компании, созданные на пустом месте, с компактным управлением и не отягощенные бременем непроизводительных затрат.

При акционировании леспромхозы, сохранив лишнее (с точки зрения рынка), потеряли необходимое: государственные гарантии финансирования затрат, традиционных партнеров, рынки сбыта и т.д. Они потеряли стабильное положение в экономической системе, потому что система еще.

В такой ситуации у Правительства Российской Федерации был ограниченный выбор эффективных решений при полном отсутствии принципиальной проработки вопроса. Возможно, поэтому было принято радикальное решение - ликвидировать Федеральную службу лесного хозяйства России, в надежде, что в рамках новой структуры федерального министерства кто-нибудь сможет решить проблему.

Весной 2000 года Указом Президента Российской Федерации от 17 мая, № 867 была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба лесного хозяйства этим указом была упразднена, а её функции и полномочия переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.

 

.2.3 Структура современного управления лесным хозяйством в РФ.


















Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

·        по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);

·              по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Департамент лесного хозяйства по федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), по контролю и надзору в области лесных отношений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности.

Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В настоящее время на территории РФ действуют 1484 лесничества и лесопарка.

 

.2.4 Проблемы лесной промышленности РФ

Современное состояние лесной промышленности Российской Федерации включает в себя несколько технологически связанных между собой отраслей - лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую.

Доля лесной промышленности в общем объеме производства продукции и экспорта составляет более 4 процентов.

Из-за недостаточного развития мощностей по глубокой переработке древесины структура лесопромышленного производства несовершенна, значительная часть древесины не находит применения.

Заготовленная древесина преимущественно используется в круглом виде и для лесопиления. Из 1 куб.метра заготовленной древесины в России производится в 3-4 раза меньше продукции глубокой переработки, чем в развитых странах.

К основным факторам, сдерживающим развитие лесной промышленности, относятся:

·    низкий технический уровень производства;

·        высокая степень износа основных производственно-промышленных фондов;

·        недостаточный объем инвестиций в основной капитал;

·        отсутствие во многих регионах России мощностей по глубокой переработке древесины;

·        специфика лесозаготовительного производства, обусловленная географическими и природными условиями;

·        недостаточное количество лесных дорог круглогодичного действия;

·        увеличение доли затрат на энергетические ресурсы и железнодорожные тарифы в себестоимости лесобумажной продукции;

·        расходование значительных средств на содержание объектов социальной сферы, находящихся на балансе градообразующих организаций.

Для получения одинакового количества деловой древесины в России используется почти в 10 раз больше площадей леса, чем в соседних Финляндии или Швеции. Доход в этих странах с 1 га лесных площадей в 10-15 раз выше, чем в сходных по условиям приграничных регионах России. Во время рубки и транспортировки теряется 40-60 % древесины.

 

.2.5 Развитие лесной промышленности России в современных условиях.

Развитию лесного комплекса страны в последнее время уделяется большое внимание.

В Основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на период до 2030 года обозначена цель повышения эффективности управления отраслью и увеличения валового внутреннего продукта в этом секторе экономики на основе рыночного спроса.

В настоящее время воспроизводством и защитой лесов, заготовкой и переработкой древесины в России занимаются около 60 тыс. крупных, средних и малых предприятий. В отрасли занято более 1,1 млн человек, которые своим трудом обеспечивают долю лесопромышленного комплекса в валовом внутреннем продукте страны на уровне 1,3%.

Доля леспрома в валютной выручке от экспорта выше и составляет 2,1%, а в объеме отгруженной продукции в промышленном секторе экономики - 2,5% [26,Электронный ресурс].

Россия обладает самыми большими в мире запасами лесных ресурсов - 83 млрд кубических метров. Но по объемам заготовки занимает пятое место после Индии, США, Китая и Бразилии, получая только 197 млн кубометров в год (Рисунок 1).

Оказывается, Россия просто не может дотянуться до своих богатств. Общая протяженность автомобильных лесных дорог на территории всей страны составляет 1 млн 270 тыс. км. В результате на 1 тыс. га лесного фонда приходится всего 1,4 км дорог. Для сравнения, в Финляндии - 90 км, Австрии - 60, Германии - 45.

Для того чтобы изменить ситуацию, нужны инвестиции.

Другим ключевым направлением развития лесного комплекса России является расширение отечественной переработки древесины. Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов как раз призваны создать точки роста в отрасли.

К инвестиционным проектам относятся проекты по созданию или модернизации объектов лесной инфраструктуры (дорог, лесных складов) и лесоперерабатывающей инфраструктуры (от лесопилок до целлюлозно-бумажных комбинатов).

Причем суммарный объем капиталовложений в каждый такой проект должен составлять не менее 300 млн рублей. В этом случае проект может быть включен в перечень приоритетных, и государство предоставит инвесторам ряд преимуществ.

Например, действует упрощенная процедура получения лесных участков в аренду под реализацию инвестпроекта, а плата за использование лесов в период окупаемости проекта взимается по льготным ставкам.

Фактически на льготных условиях органами государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации приоритетных инвестиционных проектов предоставлены лесные участки с общим установленным ежегодным объемом заготовки древесины 52,7 млн кубометров, то есть 80% от заявленной потребности.

Кроме того, в регионах инвесторам предоставляются налоговые льготы, субсидии для погашения процентной ставки по кредитам.

В результате инвестиционные проекты фактически должны способствовать преобразованию структуры лесопромышленного комплекса страны, созданию сбалансированной лесопромышленной инфраструктуры.

На сегодняшний момент 75% всех объемов заготавливаемого леса обеспечивают всего лишь 12 регионов. Лидирующие позиции занимают Иркутская, Вологодская, Архангельская области и Красноярский край.

Главный фактор, который определяет такое неравномерное развитие, - возможность выхода на внешние рынки.

Потому важнейшие задачи с точки зрения использования потенциала лесной отрасли страны - увеличение глубокой переработки древесины, повышение производительности труда и развитие внутреннего рынка потребления.

К примеру, в Китае 75% общего объема производства лесопромышленной продукции приходится на внутренний рынок, а в России - всего лишь 25%.

Структура потребления оказывает существенное влияние на устойчивость национальной экономики и увеличение объемов производства.

Есть успешные примеры по переработке леса в России: Архангельская, Ленинградская области, Республики Карелия и Коми, Красноярский край и ряд других регионов.

В Красноярском крае развивают производство пиломатериалов, клееного конструкционного и стенового бруса, шпона, высококачественной фанеры, выпуск стеновых панелей, мебели из столярной плиты бизнес- и премиум-классов, пеллет и топливных гранул. Таким образом решается еще и проблема использования низкосортной древесины, то есть повышается эффективность использования лесов.

Если в Красноярском крае производимое биотопливо идет на экспорт в Данию и Швецию, то в Архангельской и Тюменской областях производство топливных пеллет нацелено на внутреннее потребление.

В Тюменской области создают небольшие заводы, а для использования собственного биотоплива за счет средств регионального бюджета переоборудуют котельные. Архангельская область имеет громадные планы по производству пеллет и топливных брикетов. В 2014 году здесь шло активное формирование кластера производства и потребления древесных топливных гранул.

Сейчас их выпускают в Устьянском районе, Онеге и Архангельске общим объемом 250 тыс. тонн и 9 тыс. тонн топливных брикетов ежегодно.

К 2020 го-ду в Поморье планируется производить 500 тыс. тонн пеллет в год, при этом поставщиком сырья для выпуска биотоплива станут свалки отходов лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий.

Согласно Концепции развития местной теплоэнергетики Архангельской области, к 2030 году в регионе планируется полностью отказаться от завозных видов топлива в пользу природного газа и древесного топлива.

В рамках этой стратегии начиная с 2007 года в регионе реконструированы 43 котельные, построены 10 новых и закрыты 22 старых.

В результате удалось заместить 51 тыс. тонн каменного угля и 21 тыс. тонн мазута и дизельного топлива, экономия средств достигла 160 млн рублей.

Говоря о развитии биотопливного производства, стоит также отметить целесообразность использования в субъектах Российской Федерации мини-ТЭЦ, работающих на технологической щепе.

Такая технология имеет одно существенное преимущество перед пеллетами: оборудование для мини-ТЭЦ выпускают отечественные производители, причем предлагается большая линейка по мощностям, а для использования пеллет оборудование требуется импортное.

В этом случае могут возникать различные форс-мажорные обстоятельства в виде экономических санкций, значительного изменения курса валют, как это произошло в конце 2014 года.

На первый взгляд, инвест-проекты должны дать толчок для развития лесной промышленности России, но предстоит еще много работать и анализировать полученный опыт для дальнейшего внедрения и расширения.

В настоящее время на территории России реализуется 121 приоритетный инвестиционный проект. Большинство из них связаны с деревообработкой (42%) и рассчитаны на переработку 13,8 млн кубических метров древесины.

Самые большие объемы перерабатываемой древесины - 33,6 млн кубометров - приходятся на 13 инвестпроектов в сфере целлюлозно-бумажной промышленности.

Остальные проекты связаны с лесопилением, производством древесных плит и фанеры.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов началась с 2007 года, когда было принято соответствующее постановление Правительства РФ.

С того времени предприниматели инвестировали в отрасль более 98 млрд рублей собственных средств и более 310 млрд рублей заемных ресурсов.

Наибольший объем вложений приходится на сферу деревообработки и домостроение - 168,3 млрд рублей.

За эти годы уже накоплен немалый опыт. К наиболее успешным можно отнести инвестпроект по созданию и модернизации лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в Республике Коми. Предприятие производит целлюлозу, бумажную продукцию, товарную целлюлозу, здесь работает более 10 тыс. человек.

Общий объем инвестиций превысил 17 млрд рублей.

В Тверской области реализуется проект ООО «СТОД», целью которого является производство бруса LVL в объеме 200 тыс. кубометров и пеллет - 60 тыс. тонн в год. Объем инвестиций - более 6,9 млрд рублей.

Более 6,3 млрд рублей инвестировано в проект по организации производства древесноволокнистых плит средней плотности ООО «Партнер-Томск» в Томской области.

Успешен также проект по производству плит OSB объемом 300 тыс. кубометров в год ООО ДОК «Калевала» в Республике Карелия. Объем инвестиций превысил 9 млрд рублей. Подобные проекты способствуют развитию глубокой переработки древесины.

В числе лучших возможно отметить проект «Большая Коряжма» в Архангельской области. Он реализован группой «Илим» и направлен на создание нового бумагоделательного производства мощностью 220 тыс. тонн продукции в год.

Чрезвычайно важным является то, что компания планомерно начала осуществлять стратегию импортозамещения и производства в стране офисной бумаги потребительских форматов, офсетной и мелованной бумаги. Мелованная бумага до этого в нашей стране не выпускалась. Вся эта продукция с высокой добавленной стоимостью и высокого качества.

Расширение действующих и создание новых лесоперерабатывающих предприятий в рамках инвестпроектов предусматривает также подготовку необходимой ресурсной базы.

В 2013 году затраты инвесторов на лесовосстановление составили 657 млн рублей, на уход за лесами - 519 млн рублей, на охрану и защиту лесов - 714 млн рублей. Кроме того, рядом инвесторов создаются собственные лесные питомники общей мощностью 28,2 млн штук саженцев с объемом затрат 45 млн рублей.

Есть также успешно реализованные проекты и в направлении создания лесной инфраструктуры. Так, в 2013 году инвесторами создано 9 тыс. км лесных дорог с объемом финансовых вложений 849 млн рублей. Благодаря реализации приоритетных инвестпроектов из года в год увеличивается объем заготавливаемой древесины.

В 2011 году инвесторы заготовили 18 млн кубометров, в 2012 году - 22,3 млн кубометров, в 2013 году - 24,8 млн кубометров.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день реализация ряда проектов не укладывается в график. И хотя в большинстве случаев выполнение плана идет нормально, есть повод задуматься о причинах возникающих пробуксовок. Как считают исследователи, проблемы носят структурный характер.

Например, в некоторых случаях исходной причиной, по которой тормозится реализация проектов, являются пробелы в нормативной правовой базе. Находя лазейки в законодательстве, недобросовестные бизнесмены пользуются заготовкой древесины на льготных условиях и при этом не спешат вкладывать средства в реализацию приоритетного инвестпроекта, избегая контроля со стороны государства.

Определенную роль в реализации проектов играет и общая ситуация в экономике.

Существенное влияние на рентабельность не только приоритетных инвестиционных проектов, но и отрасли в целом оказывает рост железнодорожных тарифов и тарифов естественных монополий, в частности, электроэнергии и ГСМ.

Крайне отрицательно сказывается на реализации инвестпроектов повышение Центральным банком России так называемой ключевой ставки до 17,5%.

В условиях дефицита оборотных средств, это существенно ограничит доступ предприятий к кредитным ресурсам. Да и по существующим договорам и соглашениям есть большие риски - банки в одностороннем порядке начали пересмотр процентных ставок в сторону повышения, что ставит реализацию ряда приоритетных проектов под сомнение.

Необходим более строгий отбор проектов, несмотря на то, что крупных инвесторов, конечно, мало. Например, заявляемые сроки окупаемости должны быть не 12 лет и более, а 6-7.

Соответственно, нужно предусмотреть и меры ответственности за несоблюдение графика реализации проекта и обязательств по договорам аренды участков лесного фонда. Законодательство зачастую не совпадает с реальностью жизни, поэтому по ряду инвестиционных проектов имеют место факты недоимки по платежам в бюджетную систему России, объем которой превышает 270 млн рублей.

Экспертная оценка также хромает. Случается, что в перечень приоритетных включаются инвестиционные проекты, которые просто не имеют будущего из-за отсутствия достаточной сырьевой базы. Это значит, что оценка была проведена неверно.

По данным исследования, в подобных случаях уровень обеспеченности таких проектов собственной сырьевой базой составляет от 2,5 до 48%.

Требуется также совершенствовать законодательную и нормативную правовую базу для реализации проектов по созданию лесной инфраструктуры.

На сегодняшний день фактически не определен статус лесной дороги, соответсвенно не определены потребности и источники, порядок финансирования их строительства, эксплуатации, содержания.

Не решен вопрос постановки лесных дорог на баланс при условии их прохождения по землям лесного фонда.

Анализ реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов показывает, что возникающие сложности служат хорошим индикатором слабых мест в отрасли в целом.

Поиск решений тоже должен быть системным. Необходимо рассматривать во взаимосвязи охрану, защиту и уход за лесами, заготовку и переработку древесины. Это позволит повышать эффективность лесного комплекса, действовать слаженно по всем направлениям.

Прежде всего, необходимо уделить внимание достоверности данных о лесных ресурсах. Своевременные данные о качественных и количественных характеристиках леса позволят проводить более качественную стоимостную оценку ресурсов, соответственно планировать создание и развитие производств.

Необходимо совершенствовать институт аренды участков лесного фонда в сторону упрощения административных процедур.

Сами инвестиционные проекты в сфере освоения лесов должны быть взаимоувязаны с развитием социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры регионов на основе государственно-частного партнерства, подкреплены созданием региональных центров лесных инноваций.

Это позволит укреплять конкурентоспособность отрасли и сделать ее привлекательной для рабочих кадров.

Примером такого подхода может служить создание в Архангельской области инновационного лесопромышленного территориального кластера «ПоморИнноваЛес», ядром которого стали Архангельский ЦБК, ОАО «Архбум», ЗАО «Лесозавод 25» и группа компаний «Титан».

В числе участников представители малого и среднего бизнеса, поставщики оборудования, специализированных производственных, сервисных и логистических услуг, научные и образовательные организации.

Все они связаны между собой отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Никак не обойтись без укрепления и повышения квалификации кадров и укрепления потенциала научных исследований.

Таким образом, для развития отрасли лесной промышленности России необходимо предпринять следующие меры:

)     совершенствование лесного законодательства с целью создания условий для повышения инвестиционной активности;

2)      реструктуризация лесопромышленного комплекса, обеспечивающая повышение эффективности его функционирования;

)        осуществление эффективной внешнеторговой политики;

)        активизация инновационной деятельности;

)        совершенствование стандартизации и сертификации лесобумажной продукции;

)        содействие развитию системы финансового лизинга техники, используемой в лесопромышленном комплексе;

)        приведение в соответствие ряда национальных технических стандартов, используемых в лесной промышленности с международными стандартами;

)        содействие реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации, в том числе с участием иностранных инвесторов;

)        включение важнейших научно-исследовательских работ, ориентированных на создание новых высокоэффективных производств лесобумажной продукции, в действующие и разрабатываемые федеральные целевые программы;

)        стимулирование строительства индивидуальных жилых домов, в том числе с использованием механизмов системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;

)        разработка единой методологии, обеспечивающей взаимную увязку различных форм статистической отчетности.

Развитие промышленности и строительного сектора в совокупности с ростом реальных доходов населения будет способствовать увеличению спроса на все виды лесобумажной продукции на российском рынке.

К 2015 году прогнозируется значительное увеличение объемов продаж лесобумажной продукции на внутреннем рынке[22, с.45].

В этот период в большей степени будут востребованы: высококачественная бумага для полиграфической промышленности, упаковочная, санитарно-гигиеническая и офисная бумага, улучшенные изделия из бумаги и картона, разнообразная мебель, высококачественные виды листовых материалов, столярных изделий, а также широкий ассортимент лесохимической продукции.

Применение машинных технологий в лесозаготовительной промышленности возрастет к 2015 году - до 70-75 процентов и достигнет уровня, существующего в развитых лесопромышленных странах.

Осуществление мер, предусмотренных основными направлениями развития лесной промышленности, позволит увеличить лесобумажной продукции в соответствии с потребностями российской экономики, качественно улучшить структуру товарной продукции, повысить эффективность и конкурентоспособность отрасли, обеспечив ей достойное место на мировом рынке лесобумажной продукции.

Реализация основных направлений развития лесной промышленности позволит создать условия для эффективного развития смежных отраслей.

2.2.6 Российский экспорт леса

Реализация потенциала лесопромышленного комплекса непосредственно связана с экспортом его продукции. По объемам экспорта ЛПК занимает 3-е место среди российских промышленных комплексов (после ТЭК и металлургического комплекса). Более половины лесной и целлюлозно-бумажной продукции реализуется на внешнем рынке.

Внешняя торговля является одним из основных ресурсных источников для поддержания экономики ЛПК и важнейшим инструментом интеграции большинства предприятий комплекса в систему рыночных отношений.

Экспорт продукции лесопромышленного комплекса всегда играл важную роль во внешнеторговом обороте страны. Однако в конце XX века сложившийся в советский период истории лесоэкспортный потенциал, основанный на производстве качественных специализированных пиломатериалов, был разрушен.

Доля круглого леса в валютной выручке увеличилась с 28,4% в 1990 г. до 32,4% в 2007 г., а пиломатериалов, наоборот, уменьшилась с 34,2% до 18,8%.

Для российского лесного сектора вхождение в рыночную экономику оказалось очень тяжелым и затяжным. Это связано с тем, что реформы в лесном секторе и, в частности, приватизация в лесной промышленности и деревопереработке, происходили без учета сложившейся за долгие годы структуры производственных связей этого сектора.

В результате структура экспорта существенно изменилась в пользу лесозаготовительной деятельности (1998 г. - 27,5%, 2007 г. - 34,5%).

Одновременно, доля бумажной продукции, включая картон и печатную продукцию, снизилась с 34,5% до 15,8%.

Таким образом, кризис 1988 г., первоначально положительно сказавшийся на темпах роста производства лесопродукции, не остановил, а, по сути, ускорил деградацию структуры экспорта лесопродукции. Она еще более сдвинулась в сторону продукции неглубокой степени переработки.

Характерной особенностью экспорта лесных товаров из России, начиная с 1988 г., был рост экспорта необработанного круглого леса, который вырос в 2,5 раза (1998 г. - 19,8 м3, 2007 г. - 49,4 м3).

В сфере внешнеэкономической деятельности Россия обеспечивает 40% мирового экспорта круглого леса хвойных пород и 30% экспорта круглого леса лиственных пород.

В валютной выручке России доля необработанного круглого леса составляет третью часть, что в первую очередь говорит о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины.

Помимо серьезных проблем в организации лесного хозяйства и лесопользования в России, которые обусловливают невысокие результаты торговли продуктами данной отрасли в глобальных масштабах, позиции российских производителей на мировом рынке лесных товаров подверглись испытанию после вступления России во Всемирную торговую организацию и введения квот на экспорт круглого леса.

Правительство России в соответствии с соглашением о присоединении к ВТО снизило экспортные тарифы для еловых бревен до 13%, а для сосновых бревен до 15.

Однако изменение тарифов не привело к существенному увеличению потока бревен из западной части Российской Федерации в Финляндию, которая является основной страной назначения для российских бревен лиственных пород, равно как и потока бревен хвойных пород с Дальнего Востока России в Китай.

Как Финляндия, так и Китай стали закупать древесину в других регионах и поэтому стали меньше зависеть от России в плане удовлетворения своих потребностей в древесном сырье. Объемы экспорта пиломатериалов в Финляндию в физическом выражении упали за 2013 год на 13% до уровня 203,6 тыс. м3. Стоимость экспорта составила 58,8 млн. долл. (-5%).

В 2014 году в Поднебесную всего завезли 45 млн кубометров круглого леса, из них на долю России пришлось около 10 млн куб. м.

Для сравнения, из более удалённой Новой Зеландии в прошлом году Китай ввез 11 млн кубов того же товара.

Российский экспорт леса в Японию составлял в 90-е годы около 8 млн кубометров. Статистика за 2013 год свидетельствует, что этот показатель упал до 226 тыс. кубов.

В лучшие времена Южная Корея ввозила до 1 млн кубометров леса из России, теперь экспорт туда не превышает 100 тыс. При этом Россия почти не увеличила экспорт обработанной древесины.

Причиной стало и отсутствие запретительных пошлин на вывоз необработанного леса. А также сыграло роль то, что цена при этом распиленного леса не сильно отличается. Так, в том же Китае круглый лес стоит всего на $30 дешевле пиломатериалов.

Структура экспорта только по статье «древесина и изделия из неё» показывает, насколько гипертрофированы поставки сырья в сравнении с продукцией деревообрабатывающей промышленности, имеющей более высокую добавленную стоимость.

А то, что в 2014 году в целом продажа за рубеж этой группы товаров выросла в стоимостном объёме на 5,8 %, а в физическом - на 8% в соответствии со статистикой ФТС, может лишь отражать обычную тенденцию роста экспорта в кризисные периоды. Это общемировая тенденция, все мировые экспортёры леса - Канада, Россия, Финляндия, Швеция и Германия - увеличили поставки в другие страны в 2014 году. Сколько древесины и продукции из неё экспортировала Россия в 2014 году, можно увидеть на Рисунке 3.

Рисунок 3 Экспорт российской древесины и изделий из нее в 2014 году

Сертификация лесов является одним из главных и перспективных инструментов лесоуправления.

Лесная сертификация призвана решить две основные задачи - улучшение лесопользования и обеспечение выхода на рынок сертифицированных лесных продуктов.

Она имеет два компонента:

·    лесной аудит - проверка лесоуправления на местах на предмет соответствия их определенным стандартам;

·        сертификация продукции - отслеживание цепочки от заготовки до доставки ее потребителю.

В настоящее время сертификация в сфере лесного хозяйства и лесопользования на территории России осуществляется исключительно по инициативе заявителя, то есть на добровольной основе.

Для этого создана национальная система добровольной лесной сертификации, в рамках которой проверяется соблюдение требований государственных стандартов и российского природоохранного законодательства.

В ходе сертификации осуществляется проверка соответствия целому комплексу требований к процедуре управления лесным хозяйством, деятельности предприятий, документации, качеству лесной продукции.

Кроме национальной системы, в России также существует добровольная сертификация по системе Лесного попечительского совета (FSC), в рамках которой можно проверить соответствие лесохозяйственной деятельности основополагающим международным стандартам в сфере лесопользования.

Наличие у российской продукции экологических сертификатов обеспечит доступ на экологически чувствительные рынки, будет способствовать заключению долгосрочных и стабильных контрактов, повысит деловую репутацию предприятия и увеличит прибыль.

В результате лесная сертификация становится эффективным инструментом в повышении конкурентоспособности, сохранении и расширении рынков сбыта лесной продукции, развитии международной торговли, увеличении объёмов лесопользования и обеспечении устойчивого лесоуправления.

На европейском рынке наличие сертификата является определяющим условием, так как это подтверждает не только качество продукции, но и ее “законность”.

Для того чтобы продукция российского ЛПК активно продавалась в Европе, она должна быть сертифицирована и желательно иметь международный сертификат. В противном случае присутствие российской продукции на этом рынке бесперспективно.

Менее экологически чувствительными пока остаются рынки Китая, Индии. В области лесной сертификации главной задачей является развитие национальной системы добровольной лесной сертификации, ее гармонизация с другими системами, признание и аккредитация на международном уровне.

Предполагается, что в 2020 г. сертификат, подтверждающий легальность происхождения, будет иметь вся древесина и изделия из нее, поступающие на экспорт. Таким образом, можно сказать, что экспорт продукции ЛПК зависит от множества факторов как рыночных, так и административных.

Степень и характер влияния факторов существенно различаются. К сожалению, влияние большинства из них на объем экспортируемой продукции количественно оценить невозможно, так как сами эти факторы неизмеримы (налоговое и административное законодательство, таможенная политика, сертификация).

Однако, существует ряд факторов, таких как производство продукции ЛПК, экспортные цены, курс доллара, которые, безусловно, оказывают огромное влияние на величину экспорта и при этом количественно измеримы.

Путем анализа динамики этих показателей и построения эконометрических моделей можно определить степень и характер их влияния на объем экспортируемой продукции, а также осуществить прогноз.

Показатели экспорта Российской Федерации в 2014 году по сравнению с 2013 годом по данным Минэкономразвития РФ.

Наименование товара

2013 г.

2014 г.

темпы роста, %


млн. долл.

в % к итогу

млн. долл.

в % к итогу

стоимости

физического объема

цены

Всего

527 266

100,0

497 564

100,0

94,4

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

16 227

3,1

18 908

3,8

116,5

 пшеница и меслин

3 483

0,7

5 423

1,1

155,7

160,4

97,0

Топливно-энергетические товары

372 036

70,6

346 190

69,5

93,1

 нефть сырая

173 670

32,9

153 888

31,0

88,6

94,4

93,8

 нефтепродукты

109 415

20,8

115 875

23,3

105,9

109,0

97,3

 газ природный

67 232

12,8

55 240

11,0

82,2

88,7

92,6

Продукция химической промышленности, каучук

30 789

5,8

29 120

5,9

94,6

 удобрения

9121

1,7

8 988

1,8

98,5

113,2

87,0

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

10 980

2,1

11 631

2,3

105,9

 лесоматериалы необработанные

1 641

0,3

1 777

0,4

108,3

110,4

98,6

 лесоматериалы обработанные

3 652

0,7

3 738

0,8

102,4

106,9

95,7

Металлы и изделия из них

40 846

7,7

40 560

8,2

99,1

 черные металлы

20 070

3,8

20 522

4,1

102,3

105,2

97,2

 медь рафинированная

1 620

0,3

1 927

0,4

118,9

130,6

91,1

 никель необработанный

3 626

0,7

3 890

0,8

107,3

100,1

107,3

 алюминий необработанный

6 133

1,2

5 345

1,1

87,2

86,5

101,8

Машины, оборудование и транспортные средства

28 910

5,5

26 315

5,3

91,0

 летательные аппараты

5 542

1,1

4 109

0,8

74,2

 автомобили легковые

1 497

0,3

1 461

0,3

97,6

100,9

105,9

 автомобили грузовые

608

0,1

504

0,1

82,8

101,7

81,4

Другие товары

27 477

5,2

24 939

5,0

90,8


Как показывает статистика, экспорт леса и лесоматериалов в РФ на очень низком уровне, поэтому изменения в области лесной промышленности просто необходимы.

Заключение


В данной курсовой работе были рассмотрены следующие вопросы: мировой рынок леса, российский рынок леса, состояние лесного фонда России и мира, состояние лесной промышленности России, история становления российского рынка леса путем многочисленных ошибок.

Эти вопросы очень актуальны в наше время, так как лесная промышленность в современной России развивается бурными темпами. России необходимо догнать зарубежные страны по лесопереработке, так как по сырьевым запасам леса Россия находится в первой пятерке среди мирового сообщества.

Очень долгое время из-за неправильной политики государства лесной фонд России пришел в упадок. Из России вывозили и вывозили за рубеж сырой лес, не развивая свою лесную перерабатывающую промышленность.

Благодаря новой политике РФ достижение основных целей развития лесного хозяйства, связанных с обеспечением устойчивого управления лесами, сохранением и повышением их ресурсо-экологического потенциала, повышением вклада лесов в социально-экономическое развитие страны, обеспечением экологической безопасности и стабильным удовлетворением общественных потребностей в ресурсах и услугах леса, должно базироваться на следующих принципах:

ü соответствия государственной лесной политики и стратегии развития лесного комплекса международным принципам и обязательствам Российской Федерации в области лесных отношений;

ü  сохранения государственной (федеральной) собственности на леса и земли лесного фонда в качестве доминирующей формы собственности;

ü  освоения лесов с учетом их целевого назначения;

ü  разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области лесных отношений;

ü  разграничения зон ответственности органов государственной власти Российской Федерации и лесного бизнеса при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов;

ü  сбалансированности использования и воспроизводства лесных ресурсов;

ü  обеспечения неубыточности лесного хозяйства на основе платности использования лесов и формирования рыночных механизмов в лесном комплексе;

ü  адаптации ведения лесного хозяйства к изменениям окружающей среды;

ü  интеграции лесного хозяйства и лесной промышленности в единый лесной комплекс страны;

ü  сохранения ресурсо-экологического потенциала лесов, их биологического разнообразия, роли лесов в стабилизации глобального и регионального состояния окружающей природной среды.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

ü формирование государственной лесной политики, отвечающей интересам государства, бизнеса и общества;

ü  совершенствование лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

ü  совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами;

ü  создание системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;

ü  совершенствование информационного обеспечения планирования и управления лесами, методов инвентаризации и мониторинга лесов;

ü  обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов на инновационной основе;

ü  обеспечение ведения лесного хозяйства на условиях, отвечающих современным экологическим и социально-экономическим требованиям охраны, защиты лесов и воспроизводства лесов;

ü  развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

ü  развитие материально-технической базы лесного хозяйства;

ü  организация научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства, международного сотрудничества;

ü  развитие государственного лесного контроля и надзора.

Список используемой литературы

1.   Лесной Кодекс РФ.

2.      Федеральный закон № 27-ФЗ от 12 марта 2014 г «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов».

.        Федеральный закон №415 от 28 декабря 2013 г «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

.        Указ № 906 от 27 июня 2012 г «О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации»

.        Указ №1074 от 27 августа 2010 г «О Федеральном агентстве лесного хозяйства»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 г. № 55 «О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 г. № 11 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. № 1370 «Об утверждении положения о взаимодействии единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней и иных государственных информационных систем»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1525 «Об утверждении Правил учета древесины»

.        Постановление правительства РФ № 1261 от 27 ноября 2014 г «Об утверждении положения о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов »

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины»

.        Постановление Правительства РФ № 318 от 15 апреля 2014 г «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развития лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы»

.        Приказ Минприроды России от 22.07.2014 № 331 «Об утверждении состава и формы предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах»

.        Приказ №270 от 5 июля 2010 г «Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров»

.        Приказ №77 от 6 апреля 2010 г «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

.        Приказ № 248/482 от 31 октября 2008 г «Об утверждении стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».

.        Приказ №238/802 от 12 сентября 2007 г «Об образовании Межведомственной комиссии по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины»

.        Приказ №189 от 20 июля 2007 г «Об утверждении порядка представления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр».

.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 2582-р «Об утверждении Перечня информации о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), представляемой в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней»

.        Проект приказа Рослесхоза «О порядке проведения защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг»

.        Доклад «О повышении эффективности лесного комплекса». Государственный совет Российской Федерации. [Электронный ресурс].

.        Концелидзе Н.А., Зиновьева И.С. Рзвитие лесной промышленности в России // Современные наукоемкие технологии. - 2013 - № 10 (2).

.        Лапцевич Мария. Недооцененное биотопливо//Лесная индустрия - 2014 - № 9 (77).

.        Паничев Г.П. Стратегия развития лесного комплекса России на долгосрочную перспективу // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник - 2013 - № 4(96).

.        Петров А.П. Экономическая организация использования лесов России в условиях рыночных отношений // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник - 2013 - № 4(96).

.        Петрунин Н. Лесные вести//[Электронный ресурс].

.        Писаренко А.И Лесное хозяйство России. От пользования - к управлению. М Юриспруденция - 2004 .

.        Романов В.В. Современное состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса // Региональные проблемы преобразования экономики -2013 - № 2.

.        Соловьев Ю.П. Экспорт лесной продукции: состояние и перспективы // Экономика природопользования. - 2012 - № 1.

.        Хренов НВ. Лесной рынок России в условиях современной глобализации// Дискуссия - 2014 - № 7(48).

.        Ялбулганов А. А., Пащенко А. В., Хрешкова В. В. Правовое регулирование использования лесов в Российской Федерации / под ред. А. А. Ялбулганова. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2011.

Похожие работы на - Мировой и российский рынок леса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!