Организация продажи товаров в магазине
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Управление Качеством»
ОТЧЁТ ПО
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Выполнила
студентка группы 4-24-1 соо
Плеханова
Е.Г
Проверил:
Ибрагимов А.У
Ижевск
2010г.
Введение
Производственная практика для вуза - это попытка
соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у
студентов для облегчения их выхода на рынок труда, это попытка получить
обратную связь со стороны компаний и организаций, принимающих студентов на
практику, о качестве обучения, а также получение дополнительной информации о
том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям
рынка труда.
Для студентов производственная практика -
возможность проявить все полученные знания на практике. Получение опыта,
определённых навыков. Получение дополнительной информации о рынке
востребованных компетенций и рынке профессий, связанных со специальностью
студента. Возможность получения трудоустройства в компании, где проходила
производственная практика. «Погружение» в свою профессию, понимание её
значимости.
Задачами практики являются:
знакомство с предприятиями торговли (магазинами,
том числе сетевого формата, супер- и гипермаркеты, торговые комплексы, центры с
широким ассортиментом товаров, гибкой ценовой политикой и т.д.)
изучение планировки торгового предприятия;
ознакомление с правилами внутреннего распорядка;
охраной труда, а также защитой окружающей среды;
изучение ассортимента, реализуемого торговым
предприятием;
изучение методов продажи товаров;
изучение движения товарного и покупательного
потоков;
изучение видов материальной ответственности в
торговом предприятии и обязательств работников по сохранению
товарно-материальных ценностей;
изучение прав потребителей методами
стандартизации, сертификации и правовым основам экспертизы;
изучение нормативной, информационной и
эксплуатационной документации на товары;
расшифровка маркировки и информационных знаков.
Производственная практика проводится на одном из
предприятий города Ижевска - общество с ограниченной ответственностью «Айкай».
Руководителем практики от ООО «Айкай» №34 назначен управляющий магазина -
Сорокина Елена Витальевна.
Начало практики - 29.04.10; окончание -
09.06.10.
1. Общие сведения о
магазине и организационная структура
Миссия компаний: «Мы стремимся доставить радость
покупки каждому человеку, учитывая вкусы, настроение и его растущие
потребности. Каждый из нас своим трудом вносит вклад в развитие нашего
предприятия, нашего города, нашего общества».
Наименование предприятия: Магазин №34 ООО
«Айкай»
Юридический адрес: ООО « Айкай», 105120, город
Москва, ул. Сыромятническая Нижняя д.5/7 стр.8 ОГРН 1044804301318 выдан 10.08.2004
Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам сборам №9 по УР, ИНН
1835060932
Генеральный директор Балобанов Александр
Анатольевич.
Профиль магазина (продовольственный,
промтоварный, смешанный) продовольственный
Фактический адрес: Г.Ижевск, ул. Майская 19.
Управляющий магазином: Сорокина Елена Витальевна. Тел. 948-409, 439-017
Магазин самообслуживания на 6 узлов расчета.
Дополнительно в торговом зале организовано 3 рабочих места по реализаций чая
(кофе), колбасных изделий (сыра), салатов. Для реализаций непродовольственных
товаров установлено 4 киоска.
Общая площадь: 1501,02 кв.м.
Торговая площадь: 517,6 кв.м
Дата ввода в эксплуатацию: 1975 год
Весь магазин делится на группу помещений:
Торговые помещения:
Торговый зал магазина;
помещения или дополнительные площади
обслуживания покупателей;
Помещения для приемки, хранения и подготовки
товаров к продаже:
Разгрузочные;
Приемочные;
Кладовые (охлаждаемые камеры);
Помещения для подготовки товаров к продаже;
Кладовые, фасовочные, комплектовочные;
Подсобные помещения:
Помещения для хранения контейнеров обменного
фонда и тары, упаковочных и обвязочных материалов, торгового инвентаря,
спецодежды, уборочной инвентаря и моющих средств;
Моечные;
Камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых
отходов;
Административно-бытовые помещения:
Помещения аппаратного управления;
Комнаты персонала;
Столовая;
Главная касса;
Гардеробные;
Санитарно-бытовые помещения;
Технические помещения:
Машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;
Вентиляционные камеры;
Электрощитовая;
Радиоузел;
Телефонные коммуникаторы;
Камеры кондиционирования воздуха;
В данном магазине, при поступлении товара, часть
поступает в торговый зал, часть - храниться на складах, которые расположены в
подвальном помещении.
Перед тем, как товар поступит в торговый зал и
будет размещен по отделам, товар фасуют в отведенных помещениях для фасовки.
Витрины всегда должны быть заполнены, поэтому,
как только заканчивается товар, его тут же поднимают с помощью лифтов, которые
расположены в подвале магазина, что позволяет сотрудникам не тратить свою
рабочую силу.
Магазин расположен на первом этаже жилого
пятиэтажного кирпичного дома, не имеющего глухих торцов, складские помещения -
в подвальном помещении. Договор аренды №37А/2005 от 29.07.2005г. с ООО «
Главрыба»
Санитарные требования к планировке, наличие
отдельных помещений в соответствии с СанПин 2.3.6.1066-01:
Складские помещения: для хранения
скоропортящиеся продуктов питания (количество холодильных камер, температурный
режим, соответствие объему завозимой продукции) - количество холодильного
оборудования соответствует объему завозимых скоропортящихся продуктов питания:
морозильный ларь «Дерби», холодильный шкаф ШХ-0.8, холодильная камера
стационарная.
Для нескоропортящихся продуктов питания -
оборудованы складские помещения для хранения вино-водочных изделий,
консервации, тары, напитков, кондитерских изделий, бакалеи, чая, пищевых
концентратов.
Склад вино-водочных изделий оборудован
подтоварниками стеллажами, психрометром.
Для хранения непродовольственных товаров склады
не предусмотрены.
1.1 История торговой
сети «Айкай»
Свое начало ООО «Айкай» берет с маленькой
компании «Лига - Б», которая была зарегистрирована 19 августа 1991 года в
городе Ижевске. Весной 1992 года на приватизационных торгах был приобретен
первый продовольственный магазин, это магазин №24 - «СОКОЛ».
В этом же году руководителями предприятия
определено и принято стратегическое направление - создание розничной сети
продовольственных магазинов. Уже к 2000 году ОАО «Продторг» объединяло 63
магазина.
Изучив опыт московских компаний, в 2000 году на
предприятии было принято решение изменить существующую стратегию предприятия и
взять за основу качественное обслуживание покупателей. В связи с этим, начато
развитие сети магазинов самообслуживания «Айкай» (в переводе с удмуртского
языка слово означает «восхищение, восторг»).
Особое место среди магазинов торговой сети
занимают супермаркеты «Лукоморье» (с собственными производственными цехами для
приготовления салатов и мясных полуфабрикатов). Привлекательностью этих элитных
магазинов является тот факт, что посетители могут заказать практически любой
эксклюзивный товар, которого нет в магазине, и он им будет доставлен.
«Айкай» сегодня - самая крупная
продовольственная сеть в Удмуртской республике. В составе динамично
развивающейся сети более 68 магазинов, из них свыше 42 магазинов формата
самообслуживания, ориентированные на самого широкого потребителя, на качество
предлагаемых товаров и эффективную организацию торговли.
На нашем рынке доля товарооборота сети «Айкай»,
по отношению к товарообороту во всем розничном секторе продовольствия Ижевска
составляет более 20 процентов. На сегодняшний день «Айкай» ежедневно посещает
более 140 тысяч ижевчан и гостей столицы Удмуртии. Это обусловлено качеством и
широтой предоставляемых услуг.
Торговая сеть «Айкай» обслуживает население в
нескольких форматах торговли:
жесткий «Дискаунтер», рассчитанный для
покупателей с невысоким достатком и выкладкой на полках товарного минимума,
состоящего из лидеров продаж который составляет 800 наименований товара в сети
магазинов реализуются товары более 1500 производителей из России и зарубежья
80% товары местного производства;
формат эконом класса - «ГРОШ» - с ассортиментом
до 9 тыс. наименований;
«Айкай» - магазины самообслуживания с
расширенным и «престижным» ассортиментом
формат премиум-класса- «Лукоморье», рассчитанный
на более изысканного покупателя с ассортиментом свыше 15 тысяч наименований
«У Дома», магазины, класса «Айкай», максимально
приближенные к спальному району
«КЭШ ЭНД КЭРРИ», магазины удобные как оптовикам,
так и обычным покупателям.
1.2 Организационная
структура
Управляющий магазина анализирует и решает
возможные организационно-технические и социально-психологические проблемы в
целях увеличение и выполнения плана товарооборота, повышение качества
обслуживания и конкурентоспособности товаров и услуг. Осуществляет подбор и
расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и
стимулирование качества труда, контроль за рациональным использованием и
повышением профессионального мастерства персонала.
Администратор торгового зала обеспечивает
наличие полного ассортимента товаров в торговом зале и своевременное пополнение
товарных запасов, согласно стандартам выкладки. Сообщает товароведу об
отсутствии товара или его недостаточном количестве, что обеспечивает постоянное
наличие продукции в полном ассортименте. Осуществляет переоценку товара,
рассматривает претензии, связанные с неудовлетворенным обслуживанием
покупателей, организует работу обслуживающего персонала в торговом зале.
Товаровед изучает и прогнозирует спрос на товар,
своевременно осуществляет заказ на товар, обеспечивая наличие полного
ассортимента товара в магазине в достаточном количестве. Ведет оперативный учет
поступления и реализации товара и тары. Следит за качеством продукции, решает
вопросы по браку.
Старший менеджер осуществляет приемку товара и
тары по количеству и качеству или назначает ответственного на приемку товара и
тары. Обеспечивает правильность и оперативность приемки товара. Организует
учет, составляет и своевременно представляет товарный отчет бухгалтеру
магазина.
Менеджер торгового зала отвечает за определённый
вид товара (бакалея, гастроном, фрукты и овощи, молочные продукты, пиво,
вино-водочные изделия). А именно за качество товара, сроки реализации,
своевременная выкладка товара.
Сотрудник по предотвращению потерь принимает
меры по предотвращению возникновения потерь в торговом зале, в подсобных
помещениях, в местах приемки товара, ведет наблюдение за покупателями для
предотвращения «забывчивости» с их стороны.
Старший кассир следит за исправностью кассовых
аппаратов, правильностью работы продавцов-кассиров. Ведёт отчётность за
денежный оборот в магазине.
Продавец-кассир отпускает товар покупателям.
Помогает складывать товар, может предоставить информацию о том или ином товаре.
Повар готовит обед на каждого сотрудника.
Уборщица обеспечивает чистоту и порядок в
магазине, соблюдая нормы личной гигиены и производственной санитарии.
1.3 Социальная и
корпоративная программы
Для сотрудников нашей организации разработаны
следующие социальные программы:
· Дисконтные карты "Айкай",
благодаря которым есть возможность взаимоскидок на обслуживание не только в
магазинах самообслуживания, но и на автозаправках
"АСПЭК-Нефтепродукт" и магазинах фирмы "Оптима".
· Дисконтные карты на приобретение
медикаментов «Фармакон» со скидкой 5%
· Касса взаимопомощи
· Бесплатная вакцинация от гриппа всех
сотрудников ОАО «Продторг»
· Бесплатное повторное прохождение
медосмотра
· Программы для детей сотрудников ОАО
«Продторг»:
- Предоставление путевок для детей в летние оздоровительные
лагеря
- Бесплатные путевки в детские санатории
Также для сотрудников нашей организации
проводятся различные развлекательные мероприятия, молодежные дискотеки,
корпоративные праздники (новый год, 8марта-23 февраля, День торговли).
Профессиональные конкурсы, такие как "Мисс Продторг", "Лучший
продавец", "Лучший товаровед", "Лучший управляющий",
«Лушчий продавец-кассир», КВН, День Смеха и т.п.
На городском уровне были проведены такие
мероприятия, как «Пир. Индустрия Гостеприимства», «Ижевск - цветущий город»,
помощь детям-сиротам и т.д. Так же проводятся различные мероприятия при
содействии поставщиков сети «Айкай» (совместные походы на природу, боулинг,
проведение различных программ по увеличению продаж).
Для детей же сотрудников и детей покупателей
организуются конкурсы детских рисунков.
Ежемесячно выходит корпоративная газета
"Планета Продторг".
Руководство нашего предприятия ценит
профессионализм и стремление к совершенствованию себя и своего магазина, делает
ставку на кадровый рост и развитие каждого нашего сотрудника. Для этого
разработаны такие программы как "Кадровый резерв" - это претенденты
на должность директора магазина, товароведа, старшего менеджера. Т.е.
возможность карьерного роста.
Обучение проходит в стенах офиса, занятия
проводят все руководители подразделений ОАО «Продторг»: торговый отдел,
коммерческое управление, техническое управление, программисты. Также действует
программа "Наставничество", где 24 лучших продавца бесплатно
обучаются в Ижевском торгово-экономическом техникуме и затем являются
наставниками в своем коллективе, обучают молодых специалистов.
Поощрения за успехи в работе ЗА:
· образцовое выполнение трудовых обязанностей
· повышение производительности труда
· улучшения качества продукции
· продолжительную и безупречную работу
· новаторство в труде
· и т.д.
Объявление благодарности, награждение ценными
подарками, награждение почетной грамотой. Присуждение званий «Лучший по
профессии», «Почетный работник Айкая», ежегодная премия - «Ветеран торговли»
(проработавший 25 лет в торговли) и пр.
Рабочие, успешно выполняющие свои трудовые
обязанности, продвигаются по карьерной лестнице.
Поощрения объявляются в приказе работодателя,
доводятся до всего коллектива, могут заноситься в трудовую книжку.
ассортимент торговый зал выкладка
2.
Ассортимент товаров и оказываемых услуг
Ассортимент магазина №34 (из
санитарно-эпидемиологическое заключения):
1. Мясные полуфабрикаты, мясо птицы,
полуфабрикаты из мяса птицы в заводской упаковке, субпродукты, замороженные в
фасованном виде, в заводской упаковке.
2. Колбасные изделия и копчености в
заводской упаковке
. Рыба мороженая и морепродукты пищевые в
заводской упаковке, в фасованном виде, рыба живая.
. Рыба копченая, соленая, сушеная,
вяленая, в заводской упаковке.
. Сельди в заводской упаковке, пресервы в
заводской упаковке.
. Салаты в заводской упаковке и
потребительской упаковке.
. Масло животное в заводской упаковке, в
фасованном виде.
. Масло растительное в заводской
упаковке.
. Жир пищевой топленый и прочие животные
жиры в заводской упаковке.
. Маргариновая продукция в заводской
упаковке.
. Майонезная продукция в заводской
упаковке.
. Сыр в заводской упаковке.
. Консервы мясные, рыбные, овощные,
фруктово-ягодные.
. Яйца и яйцепродукты в заводской
упаковке, в фасованном виде.
. Сахар в заводской упаковке.
. Кондитерские изделия, в том числе и
кремовые, в заводской упаковке.
. Варенье, джем, повидл, мёд в заводской
упаковке.
. Чай натуральный в заводской упаковке.
. Соль, мука в заводской упаковке.
. Хлеб и хлебобулочные изделия в
заводской упаковке, в фасованном виде.
. Макаронные изделия в заводской
упаковке, в фасованном виде.
. Мучные кулинарные изделия в упаковке
производителя.
. Крупа и бобовые в заводской упаковке, в
фасованном виде.
. Вино, спиртные напитки без ограничения
по крепости, в том числе заводов-изготовителей УР (при наличии лицензии)
. Пиво в заводской упаковке.
. Мороженое в заводской упаковке.
. Овощи в фасованном виде.
. Картофель в фасованном виде.
. Плоды, ягоды, арбузы, виноград, дыни.
. Табачные изделия, спички, зажигалки.
. Прочие продовольственные товары: кофе,
кофейные напитки, чайные напитки, жевательная резинка, пищевые концентраты,
сухие кисели, желе сухое, муссы, кремы, продукты для детского питания, не учитываемые
в других товарных группах. Панировочные сухари, крахмал, сода пищевая, желатин,
уксус, уксусная кислота пищевая, пищевые кислоты, ваниль, ванильный сахар.
Шафран, горчица, горчичный порошок. Соевые соусы и др. соевая продукция. Специи
и пряности, приправы, наборы пряных овощей и трав, подсолнухи (семя).
. Корм для животных и птиц в заводской
упаковке.
. Мыло хозяйственное, мыло туалетное в
обертке, СМС в герметичной упаковке.
. Парфюмерно-косметические товары,
средства по уходу за кожей, волосами, зубами, средства до и после бритья.
. Школьно-письменные принадлежности и
канцелярские товары.
. Посуда металлическая,
фарфорово-фаянсовая и керамическая.
. Хозяйственные товары: из пластмассы и
хлорвиниловых смол; предметы домашнего обихода металлические, посудо-хозяйственные
изделия из дерева, электролампы, бытовые перчатки.
. Бумажно-беловые товары,
санитарно-гигиенические средства из бумаги, презервативы, средства личной
гигиены.
. Галантерея: из искусственной кожи,
пленочных материалов, пластмассовая, металлическая, щёточная, зеркальная, карты
игральные, свечи хозяйственные, декоративные сувениры.
. Чулочно-носочные изделия.
. Древесный уголь в герметичной упаковке,
средства по уходу за обувью в герметичной упаковке.
. Цветы живые.
. Электротовары (чайники, кофемолки),
часы, фототовары, культтовары.
. Аудио-, видеокассеты, CD,
DVD, VCD,
компьютерные диски.
. Сумки, п/э пакеты, одноразовая посуда,
салфетки.
Покупателям оказываются такие услуги, как:
взвешивание товара покупателям необходимой ему
массы;
нарезка колбасных изделий нужной им массы;
упаковка тортов и покупок в пакет
покупатели, владеющие дисконтными картами могут
приобретать товар со скидкой.
3.
Торгово-технологический процесс
Завершающей стадией процесса товародвижения
является торгово-технологический процесс в магазине. Он включает в себя
комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций,
содержание и последовательность выполнения которых зависят от типа и величины
магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже
поступивших в магазин товаров и других факторов.
Торгово-технологический процесс можно оформить
как последовательную схему:
4.
Охрана окружающей среды
Прилегающая территория благоустроена, содержится
в удовлетворительном состоянии. Контейнерная площадка оборудована, контейнеры
для мусора установлены.
Вывоз ТБО осуществляется регулярно
специализированным транспортом ООО «Уралсервис» по договору.
Так же заключён договор на оказание услуг по
сбору, вывозу и утилизации на полигоне отходов производства и потребления.
Выводы и результаты
проведённых работ
Проходя производственную практику, я, в первую
очередь, изучила «изнутри» весь торговый процесс. За время прохождения практики
я освоила:
· Приёмку товара по количеству и
качеству
· Фасовку и выкладку товара в торговом
зале, согласно, установленных планорамм
· Навыки работы на электронных весах
· Формирование заявок, карточек,
работа с поставщиками
· Программу магазина (работа с
приходными и расходными накладными, работа с различными видами ценников,
загрузка и ввод нового товара «на весы» и пр.)
· Работу с сопроводительными
документами на товар
· Работу с дефектным товаром.
Все это помогло мне максимально близко
приблизиться к сфере моей будущей профессии, а главное - возможность
попробовать свои силы.
На сегодняшний день ассортимент предлагаемых
товаров широк и спрос покупателя полностью удовлетворен.
Ассортимент магазина складывается из множества
товарных групп продовольственных товаров, а также из самых необходимых
сопутствующих товаров: СМС, пасты зубные, щетки зубные, средства по уходу за
телом и волосами, печатная продукция и т.д.
Благодаря маркетинговым исследованиям, магазин
стойко держится в условиях жесткой конкуренции.
Пример маркетиногого хода - ценники магазина.
Они поделены на виды, каждый вид имеет определённый цвет, что привлекает
внимание покупателей.
1. жёлтые - «ВЫГОДНО!», товары со сниженной
ценой
2. оранжевые - «УДАЧНЫЙ ВЫБОР!», самые
покупаемые товары
. розовые - «БЕРИ НЕ ДУМАЙ!», приносят
большую прибыль
. зелёные - новинка
. голубые - отмечаются этим цветом лишь в
базе данных, это группа «обязательных» товаров, они всегда должны быть в
наличии (данная информация для персонала магазина).
Ещё один пример - планограммы. Именно благодаря
им товар выставляется с определенным расчетом, учитывая товарное соседство,
«ход» потока покупателей и пр.