человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие - пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности - родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.
Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.
Коренные вопросы всякого мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.
Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.
. Общая характеристика русской философии
Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
. Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
. Специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
. Целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
. Большая роль проблем морали и нравственности;
. Конкретность;
. Широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
.проблема человека;
.проблемы морали и нравственности;
.проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
.проблема власти;
.проблема государства;
.проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
.проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
.период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
.философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
.философия XVIII в.;
.философия XIX в.;
. русская и советская философия XХ
философия сознание справедливость материя
3. Проблема бытия в философии средних веков
Философия, включая в круг своего анализа проблему бытия, опирается на практическую, познавательную, духовно-нравственную деятельность человека. Эта проблема осмысливается с помощью - категории бытия, а также таких тесно связанных с нею категорий, как небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера. Они выражаются через слова языка, достаточно распространенные в обычной речи. Связь категорий философии с выражающими их словами языка противоречива. С одной стороны, многовековая языковая практика накапливает содержания и смыслы соответствующих слов, которые - при их философском истолковании - помогают уяснить значение философских категорий. С другой стороны, всегда необходимо иметь в виду, что выраженные словами обыденного языка философские категории имеют особое, самой философией устанавливаемое значение. Для понимания философской категории бытия наиболее важно принять в расчет и ее совершенно особое содержание, и связь с повседневной языковой практикой.
4. Современная философия науки
Философия науки как дисциплина возникает во втор. пол. ХХ в. Необходимость данной дисциплины обусловлена ролью науки в жизни современного общества, которая оказывает все большее влияние на разные стороны общественной жизни. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятая в их историческом развитии и рассматриваемая в исторически меняющемся социокультурном контексте. Как особая область фил исследований ФН сформировалась в 19 веке в работах Уэвелла, Милля, Конта и др.
До этого размышляя о Н, ученые не выходили за рамки общих представлений о природе человеческого мышления, одним из высших проявлений которого считалось научное познание. В 18-19 веках на предприятиях начали появляться научные лаборатории, исследовательские центры. Появились работы посвященные логике науки, ее истории, роли НЗ в жизни общества. В 20 веке Н и ФН плодотворно развивались (Вернадский).
Члены Венского кружка (1920-1930) австрийские и немецкие ученые объявили логику и ФН главной областью философии, а всю остальную философию - спекулятивной метафизикой (позитивистский сциентизм). Начиная с 50 годов философы науки начали критиковать эту позицию. Началась разработка концепции постпозитивистской ФН, для кот характерно внимание к историческому развитию научного знания, его многообразным связям с философской, религиозной мыслью.
Современная ФН трактует Н как зависящую от социума, но развивающуюся по своим законам сферу чел деятельности. Современная философия подчеркивает неразрывность и преемственность познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, понятий, методов научного исследования. В качестве одной из важных закономерностей исторического и социального развития НП ФН признает диалектическое взаимодействие дифференциации (выделение новых Н дисциплин) и интеграции (синтез Н), усиление сложности и абстрактности НЗ, расширение процессов математизации (даже в лингвистике) и компьютеризации.
. Сознание и мозг
Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности.
В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.
Мозг - центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном (переднем) отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков. У многих животных содержит также глиальные клетки, может быть окружен оболочкой из соединительной ткани. У позвоночных животных (в том числе и у человека) различают головной мозг, размещённый в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале.
Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и ответственная за основные электрохимические нейронные процессы. С точки зрения современной науки, мозг представляет собой сложнейшую нейронную сеть, производящую и обрабатывающую огромное количество логически связанных электрохимических импульсов, и внутренний мир человека, в том числе его разум, является продуктом этой работы.
6. Регулирование функции морали и права. Справедливость как идеал
Правовые (юридические) нормы, устанавливающие какие-либо права или обязанности субъектов права, все без исключения имеют атрибутивную составляющую. Субъективному праву всегда корреспондирует чья-то обязанность (определенного человека, определенного или неопределенного круга лиц). Как пишет по этому поводу Н.М. Коркунов, «из нравственных норм выводится только безусловный нравственный долг; из юридических - обусловленные друг другом право и обязанность.
Право есть именно обусловленная соответствующей обязанностью другого лица возможность осуществлять данный интерес в установленных юридическими нормами пределах. Юридическая обязанность есть обязанность выполнять вытекающие из чужого права требования, соблюдать установленные юридическими нормами границы сталкивающихся интересов. Поэтому, в отличие от нравственного долга, юридическая обязанность сохраняется только до тех пор, пока существует чужой интерес, ради которого она установлена. Отсюда понятие давности, погашающей обязанности, понятие, неведомое нравственности».
Регулятивная функция мораль - это форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты
. Гражданское общество и государство
Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Гражданское общество можно определить также как совокупность не политических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.
Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества
Эти понятия чрезвычайно актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово «гражданин» вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому «град», т. е. город. Гражданин - житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города-государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т. е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина является достижение всеобщего блага.
В последующей истории философской мысли подчеркивалось, что государство призвано контролировать сферу реализации частных интересов (Гегель), что собственно, и позволяет развиваться гражданскому обществу, а не превратиться в арену войны всех против всех». С другой стороны, в концепции К. Маркса гражданское общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической формации. Исчезновение классовых антагонизмов должно было, по его мысли, привести к исчезновению насилия и государства.
Отношения между гражданским обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т. е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство, на что обратил внимание еще Макиавелли. Суть государства не в силе или насилии, а в опоре на общественное мнение граждан. Государство, как заметил русский религиозный мыслитель Вл. Соловьёв, не предназначено для осуществления рая на земле; оно существует, чтобы предупредить ад.
8. Проблема единства человечества
Во взглядах на проблему единства человечества в русской философии можно выделить такие течения: религиозно-философское, естественнонаучное и революционно-демократическое. Первое - смотрело на процессы становления единства человечества через призму религии, церкви как организации человечества в единое целое.
Второе - рассматривало его как следствие и результат геологической и биологической эволюции. Третье - считало возможным достичь единства человечества в результате классовой борьбы и строительства социализма.
Эти течения имели и общие признаки. Они в процессе становления такого единства отводили значительную роль людям, с той только разницей, что религиозная философия рассматривала этих людей как верующих, в основном православных, а естественнонаучное течение видело решение такой задачи делом индивидов, объединённых в нации и народы. Оба течения практически игнорировали классы, их значение для достижения этой цели.
Религиозно-философское направление придавало материально-производственной деятельности людей только второстепенное значение. Естественнонаучное течение рассматривало её как результат естественного эволюционного процесса. Революционно-демократическое направление придавало способу производства материальных благ решающее значение в развитии общества, а объединителем человечества считало пролетариат.
Мыслитель отмечает, что геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей, и мощь влияния человечества на этот процесс связана с его разумом и трудом. Вместе с тем он предупреждает, что наше будущее зависит и от того, будет ли человечество употреблять свой разум и труд на самоистребление. Вот почему само становление единства человечества и его последствия выступают ныне актуальной философской проблемой.
Если Вселенная является единой суперсистемой, то в ней должны действовать общие законы, обеспечивающие наличие Универсума как целостного и единого процесса. В нём человек выполняет функцию самосознания и самопознания природы. Так, один из основателей философии русского космизма Н.Ф. Фёдоров писал: «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою» [2, с. 521]. Другой философ и богослов С.Н. Булгаков назвал человека Логосом Вселенной, в котором она себя сознаёт. В «Философии хозяйства» С.Н. Булгаков подчёркивал возрастающую роль человеческой практически производственной деятельности как фактора, в результате чего природа осознаёт себя в человеке. Человек всё более и более понимает необходимость оптимального взаимодействия человечества и Космоса, космического бытия и космического сознания. Такое сознание констатирует наличие механизмов отбора жизнеспособных систем, которые направлены на сохранение и возрастание организованности, согласованности, гармонизации внутри себя, друг с другом, со всей Вселенной.
. Материя
Мате́рия - философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу.
В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.
10. Телеология
Телеоло́гия - онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (Творца) или исходящее из энтелехии. Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?». В современной методологии рассматривается как принцип объяснения, дополняющий традиционную причинность причинами-целями. Корни телеологического подхода к действительности следует искать в тех теряющихся в глубокой древности антропоморфных представлениях, когда люди стали приписывать явлениям и процессам природы целесообразный характер своих действий и поведения. Возникшие позднее попытки объяснения целесообразности в природе и обществе с помощью принципов механистического детерминизма и причинности потерпели тогда неудачу. Уже в античной философии предпринимаются усилия по объяснению процессов развития в живой природе и истории с помощью особых целевых причин