Русская философия рубежа XIX-XX в., её литературный характер

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,48 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русская философия рубежа XIX-XX в., её литературный характер

Санкт-Петербургский Государственный Технологический Университет Растительных Полимеров











Реферат по теме:

Русская философия рубежа 19-20 в., ее литературный характер











Санкт-Петербург

год

Содержание

Введение

Особенности и общая характеристика русской философии

Западничество

Славянофилы

Религиозная философия

Философия Л.Н. Толстого

Философия всеединства В.С. Соловьёва

Экзистенциализм Н.А. Бердяева

Выводы

Список литературы

Введение

Русская философия представляет собой чрезвычайно интересное и самостоятельное социокультурное явление, без которого невозможно представить себе мировую философскую мысль.

Тем самым данная тема является актуальной и интересной. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя способы осмысления проблем носили глубоко национальный характер. В русской философии всегда доминировали творчески деятельный характер и ярко выраженная моральная установка, даже, не смотря на то, что философская мысль в России представлена различными направлениями и школами.

Так, например, историк философской мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути - «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…».


Русская философия имеет выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Одной из главных целей русской философии является не описание исторических факторов и событий, а изучение их внутреннего смысла.

Для понимания русской философии важно так же знать и центральную идею русской философии. Идея заключается в поиске и обосновании особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. Русская философия интересна, благодаря своеобразию исторического развития.

И для того, чтобы понять особенности русской философии рубежа XIX-XX вв., нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России.

Начальный период становления русской философии - X-XI века. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом крещения

Руси в 988 году. Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде.

Философия с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX веке Кириллом и Мефодием. Именно монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси. Это отразилось на характере философских учений, которые основывались на христианских мыслях. Первым древнерусским философом был киевский митрополит Илларион, живший в XI веке. Он создал ''Слово о законе и благодати''.

В работе Иллариона содержались глубокие размышления о судьбе России и большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире.

Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации.

Особая же идея формирования России возникла в XVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В период с XVI по XVIII вв. были замечены оригинальные поиски русской философской мысли. И проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры.

Более же важные изменения в идеях России разрабатывались в периоде отечественной философии XIX начала XX вв. Основоположниками данного периода являются П.Л. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В.С. Бердяев.

В 40-60-х гг. XIX в. наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление имели две тенденции. Первую представляли славянофилы, вторую - западники. В связи с этим существовали два направления русской философской мысли, славянофильство и западничество. В оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои взгляды он изложил в знаменитых ''Философских письмах''. Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия в отличие от Запада имеет особую ''Вселенскую миссию''. Таким образом ,с одной стороны прославляя Запад, он является предтечей западничества в России, с другой - оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства .Конечно Чаадаев осознавал двойственность своей позиции и говорил по этому поводу, что русский народ только отыскивает принадлежащую им идею. Правота автора по вопросу о неопределенности характера национальной идеи обнаруживается сразу же, как только обратится к представителям русской общественной мысли, идущим вслед за Чаадаевым. Оба направления противоположным образом объясняют смысл и значение Русской идеи.

Западничество

К этому направлению принадлежали такие мыслители, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Т.Н. Грановский, тесную связь с ними поддерживал В.Г. Белинский, а среди писателей - И.С. Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму, из этого течения выросли русские революционные демократы. Западники пропагандировали и защищали идею ''европеизации'' России. Считали, что страна должна ориентируясь на Западную Европу в исторически краткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.

Славянофилы

Представители славянофильства были противниками, как западников, так и революционных демократов. Из этого направления вышла религиозная русская философия. Основателями славянофильства были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Близки к ним по идейным позициям были писатели В.И. Даль, А.Н. Островский, В.И. Тютчев. В творчестве этих общественных деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований с Запада, желательных, чтобы быть наравне с цивилизованными странами, но необходимый элемент в кругу духовных заданий национального развития. В их работах утверждается необходимость для русской мысли своего самостоятельного пути и своих особых задач, вырастающих из самой истории.

Особенности русской философии рубежа XIX-XX веков заключались в том, что с самого начала своего возникновения она провозглашала идею самобытности развития России, в ключе исконно русских традиций. Отличительной чертой русской философии явилось и то, что самобытность России видится так называемой русской идеи - провозглашение особой мессианской роли России, которая должна объединить на основе христианства, в частности православия, весь христианский мир. Другими словами - русская философия развивала идею самобытности и как условие этой самобытности, ее религиозное начало.

Религиозная философия

Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой - на длительном процессе развития отечественной философской мысли.

Будучи тесно связанной, с основной линией развития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX в. как бы следовала по пути славянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценки современных им исканий западной философской мысли. При всем значении для русского религиозно-философского Ренессанса и западных, и славянофильских идей его подлинными духовными отцами были Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев. Идея Соловьева о возможности достижения единства русского православия и западной религии и культуры оказала воздействие на философские построения Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова. Так русская философия конца XIX века обретает литературный характер. Самыми известными философами литературы были: Достоевский и Толстой.

Философия Л.Н. Толстого

философия западничество славянофильство экзистенциализм

Современники называли Владимира Сергеевича Соловьёва <#"justify">Рассматривая вопросы «общества и человека», он говорит, что личность <#"justify">В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм <#"justify">Экзистенциализм Н.А. Бердяева

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева <#"justify">Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа - объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверх рационально.

Развивая в своем учении тему творчества и духовности, Бердяев уделяет огромное внимание идее свободы, в которой раскрывается связь между Богом, Вселенной и человеком. Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создается Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Первичная свобода обуславливает возможность, как добра, так и зла.

Таким образом, действия человека, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, он выступает помощником, чтобы воля человека становилась добром.

Экзистенциальные воззрения в творчестве Бердяева проявляются в его мыслях о проблеме личности. По Бердяеву, личность - не часть космоса, напротив, космос - часть человеческой личности. Личность - не субстанция, она - творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Личность, проявляющая творческую деятельность, тем самым находит в себе божество.

Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа. "Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей" - считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, искание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчеркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен и открыт. Тем не менее, напоминает Бердяев, что не стоит забывать о поляризованной природе русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству.

В числе главных трудов Бердяева «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX века» (1946).

Выводы

Русская философия имеет свои цели и идеи, отличающиеся от идей и целей западной философии. Русская философия не описывает исторические события и факторы, определяет ее внутренний смысл. Что дает более глубокий анализ для изучения событий и фактов, потому что, изучая внутренний смысл можно выявить все тонкие нюансы.

Русской философии присуща тяга к религиозности, которая вытекает из стремления к целостности. Русская религиозная философия, в отличие от западной, далеко не всегда выступала в качестве «служанки богословия». Будучи сами прекрасными богословами и зачастую священнослужителями, русские философы в своих построениях выходили далеко за тесные рамки «чистого богословия», искали «своего» Бога, порой сильно отличавшегося от Бога официальной церкви.

В центре интересов русской философии всегда стоит человек, его судьба и поиск смысла жизни. В этих случаях русская философия занимается вопросами исследования души, ставит широкие этические проблемы. В русской философии человек - центр духовных интересов. Несмотря на «соборность», русский человек сохраняет свою индивидуальность, которая, в отличие от западноевропейской, еще должна быть идеологически объяснена.

Список литературы

1.Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории. -УГУ, 1991. - С. 71.

2.Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. - Л.: Эго,1991. - С. 12.

.Родугин А.А. Философия курс лекций. М., 1995 г.

.Русская философия первой половины XIX века. - Свердловск: Издание Уральского университета, 1967. <#"justify">.Гавриил, арх. Русская философия <http://www.humanities.edu.ru/db/msg/77643> /Предисловие, подготовка текста, примечания - д.ф.н. В.В. Ванчугов <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B0%D0%BD%D1%87%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1>. - Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 2005.

Похожие работы на - Русская философия рубежа XIX-XX в., её литературный характер

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!