Финансовые ресурсы учреждений среднего образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовые ресурсы учреждений среднего образования

Содержание

Введение

.Теоретические основы финансовых ресурсов учреждений образования

.1Экономическая сущность, источники и механизмы финансирования учреждений образования

.2Теоретические основы финансовых ресурсов учреждений образования

.3Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных учреждений

Анализ формирования и направления использования финансовых ресурсов МОУ «Лицей №1» г. Нефтекамска и пути решения финансирования его деятельности

.1Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ

.2Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности

.3Направления повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов МОУ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

В России наметилась органичная связь образования с наукой, что превращает его в мощную движущую силу экономического роста, содействует увеличению валового внутреннего продукта, положительно влияя на социальные процессы в обществе. Хорошо образованный человек законопослушен, призван формировать здоровую социальную среду, легче адаптируется в меняющемся обществе.

Целью данной работы является изучить финансовые ресурсы учреждений среднего образования, источники их формирования, направления более эффективного использования.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить источники финансирования образовательных учреждений;

изучить механизмы финансирования учреждений образования

рассмотреть основные проблемы финансирования образования и пути их преодоления;

рассмотреть роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных учреждений

охарактеризовать состояние изучаемой проблемы конкретно в исследуемой школе и предложить рекомендации.

провести анализ формирования и направления использования финансовых ресурсов и пути решения конкретно в исследуемой школе

дать оценку эффективности использования финансовых ресурсов конкретной школы

Объектом исследования является МОУ «Лицей№1» г. Нефтекамска.

Предметом исследования является формирование и направление использования финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения.

Теоретическую базу исследования составила литература российских и зарубежных авторов: Година А.М., Бабича А.М., Брауна К. и других

Структура курсовой работы включает введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы, а также 5 приложений.

1. Теоретические основы финансовых ресурсов учреждений образования

1.1Экономическая сущность, источники и механизмы финансирования учреждений образования

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме ФЗ «Об образовании» можно выделить ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям.

1.2 Теоретические основы финансовых ресурсов учреждений образования

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.

Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет, около половины перешагнули пенсионный возраст.

Имеются и другие следствия недостаточных расходов на образование: библиотеки находятся в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам изношено на 70-75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.

Существенное недофинансирование образования во многом объясняется следующими факторами:

Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования сферы образования по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Общеизвестно, что в схеме планирования средств «по факту» изначально заложен механизм недофинансирования сферы образования. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании. Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования: установление минимальной заработной платы; регулирование оплаты труда относительно других бюджетных отраслей; территориальное и налоговое регулирование заработной платы. В третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами учреждению образования необходимы гарантии именного их получения в полном объеме. Такие гарантии, призваны в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях. Следует учитывать, что, если какая-либо норма устанавливается федеральным законодательством, это не означает, что она должна быть и профинансирована исключительно на федеральном уровне. Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса РФ такая норма может финансироваться из консолидированного бюджета, т.е. бюджетов всех уровней. То есть федеральный норматив финансирования, закрепляющий конституционные гарантии бесплатности определенных сфер образования, может быть реализован и через федеральный и через региональные бюджеты, а само учреждение образования может оставаться на уровне, наиболее приближенным к потребностям граждан. Бюджетным кодексом РФ предусмотрено нормативное финансирование в качестве инструмента финансового регулирования в виде территориально обусловленной цены той или иной образовательной услуги. С другой стороны, Законодательство предусматривает финансирование по нормативам, комплексно отражающим целевую ценность деятельности учреждений. То есть в норматив должны включаться общесистемные показатели (минимально допустимый уровень государственной поддержки, качество услуги и др.). Эти нормативы представляют собой укрупненные показатели, включающие всю совокупность расходов на обеспечиваемую единицу (единицу нормирования). На практике нормативы рассчитываются на основе фактически произведенных расходов и, по существу, отражают величину средних расходов, сложившихся на территории за определенный период. Его отсутствие сегодня в качестве правовой нормы, объясняется, конечно же, не особой сложностью расчета необходимых учреждению финансовых ресурсов, а наличием объективного противоречия между реальной потребностью учреждений образования в средствах и имеющимися «возможностями» бюджета. Это подтверждается тем, что на протяжении последних лет в практике финансового обеспечения сферы образования не действует механизм компенсации государством недофинансирования учреждений. Основы нового механизма финансирования сферы образования должны быть разработаны в Федеральной программе развития образования. Таким образом, при нынешнем недостаточном финансировании у российской сферы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. Они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования сферы образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.

1.3 Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных учреждений

Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных её элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчётный счёт, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объём финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Федеральный центр определяет общие правовые рамки функционирования образовательной системы и основные ориентиры государственной политики. Субъекты РФ и органы местного самоуправления (ОМСУ) несут ответственность за принятие решений, касающихся региональных и муниципальных особенностей системы образования..

Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.

Основными документами, регулирующими ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» устав разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и включающий другие правовые аспекты, является двухсторонним актом. При оформлении договорных отношений по распределению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требования к объёму и характеру работы, то права создают условия для их выполнения, а ответственность означает возможность применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счёт бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены, устанавливаются минимальные нормы наполняемости при комплектовании классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

Учредитель берёт на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утверждённой сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельной бухгалтерии, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Обязанностью образовательного учреждения является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объёмах предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закреплённых за учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования.

В Российской Федерации носителем ответственности за всю деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются вопросы оптимизации бюджетных расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.

2. Анализ формирования и направления использования финансовых ресурсов МОУ «Лицей №1» г. Нефтекамска и пути решения финансирования его деятельности

.1 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ

Деятельность МОУ «Лицей №1» осуществляется на основе смешанного финансирования. Основная часть средств на покрытие расходов лицея поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, и небольшая часть - из внебюджетных источников, основным из которых является родительская плата за летний оздоровительный лагерь на организацию досуга детей и благотворительные и безвозмездные поступления.

Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Смета на 2011 год была представлена в декабре 2010 года Управлению образованием Нефтекамского городского округа.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим финансированием, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных с кассовыми расходами учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» форма 127.

В таблице 1 (Приложение 1) отражены данные по финансированию школы на конец 2011 года нарастающим итогом с начала года. В графе 3 показаны суммы планового финансирования в разрезе статей экономической классификации расходов. Графа 4 показывает удельный вес каждой статьи в общей сумме расходов учреждения. Таким образом, из таблицы видно, что незначительный вес в общей сумме расходов занимают прочие расходы, услуги связи, транспортные расходы и прочие выплаты. Их удельный вес составляет не больше 1% по каждой позиции.

Среди расходов наибольший удельный вес занимает статья «Заработная плата» - 60,0%, что характерно для большинства бюджетных учреждений. Анализ структуры расходов позволяет оценить соответствие направления использования бюджетных средств по профилю деятельности учреждения.

Графа 5 содержит суммы фактического финансирования, предоставленного МОУ, а графа 6 показывает процент исполнения плана финансирования по каждой статье. По большинству статей отклонение фактических данных финансирования от плановых отсутствует, что говорит о достоверности планирования показателей сметы. За исключением некоторых статей, таких как транспортные расходы. Неисполнение составило 0,2%. Это связано с тем, что лицею были выделены целевые средства на оплату проезда детей сирот и опекаемых к месту учебы и обратно. Но так как город маленький и делится на районы, а в каждом из них есть своя школа, то ученики практически все живут около школы и ездят только в редких случаях, и потребности в выделенных денежных средствах не возникло. Сметные назначения и финансирование МОУ «Лицей№1» за 2011г. можно рассмотреть в таблице №1.

Финансирование МОУ осуществляется через систему казначейства и все суммы выделенного бюджетного финансирования непосредственно перечисляются на оплату расходов учреждения. В целом после перехода на казначейскую систему роль анализа финансирования несколько снизился в силу того, что значительно сократилась самостоятельность учреждения при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.

В условиях развития рыночных отношений и сокращения государственного финансирования бюджетные учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности (обучение, переподготовка, репетиторство).

Объектами анализа внебюджетных средств в системе образования являются следующие показатели:

Доходы и расходы по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения, их состав, структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой).

Расходы по видам деятельности в разрезе статей, подстатей и элементов бюджетной классификации, их структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой);

Соотношение доходов и расходов от внебюджетной деятельности.

Анализируя внебюджетную деятельность МОУ «Лицей №1» можно сказать следующее. Платных услуг Лицей не оказывает, так как в районе, где она расположена, функционирует много дополнительных организаций и секций, в которые дети ходят бесплатно. Единственной услугой такого характера является организация лагеря дневного пребывания. Плату за такой вид услуги устанавливают выше стоящие организации, такие как Управление образованием и администрация города. Эта плата составляет не более 120 рублей за три недели нахождения ребенка в лагере. Эта сумма ничтожно мала и все средства, полученные от родителей, идут на организацию досуга детей в лагере. И никакой прибыли Лицей от этого не имеет.

Помимо этого МОУ имеет безвозмездные поступления в натуральном выражении от Управления образованием в виде учебников.

Анализируя выше изложенное можно сделать выводы, что внебюджетная деятельность школы не развита и основным источником покрытия расходов учреждения является бюджетное финансирование.

2.2 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности

Для проведения анализа баланса используем баланс МОУ «Лицей №1» за 2011 и 2012 года. Основные показатели представим в таблице 4.

Анализируя активы баланса школы, можно сказать, что Лицей за последние два года, стали выделять больше финансирования на приобретение основных средств. Значительным в увеличении и обновлении основных средств, стало получение в 2011 году гранта в размере одного миллиона рублей. За 2012 год первоначальная стоимость основных средств увеличилась на 56%, из них 46% увеличение стоимость в результате переоценки проведенной на 01.01.2012 года. Но, не смотря на это, основные средства Лицея находятся в неплохом состоянии. Их износ в среднем за два года составляет всего 33%. Если финансирование на материальную базу МОУ в последующие годы не будет снижаться и учреждение будет стремиться дополнительно зарабатывать средства путем участия в национальном проекте, ситуация с основными средствами улучшится.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности приводит к мнению, что задолженности не являются просроченными и возможны к взысканию, что свидетельствует о том, что Лицей работает только с известными и добросовестными организациями и поставщиками.

На начало 2012 года дебиторская задолженность в большом объеме возникла по предоплате за коммунальные услуги, а кредиторская задолженность в большом объеме присутствует только по оплате за продукты питания. Это связано с тем, что последние платежи в 2011 году осуществлялись до 25 декабря. А плата за продукты питания осуществляется по фактической поставке продукции. Вот и накопилась задолженность за поставку продукции с 24 декабря по 29, когда дети ушли на каникулы, и не возникало потребности в продуктах питания.

Из таблицы 5 видно, что доходов учреждение не имеет, а вот расходы за 2011 год, по сравнению с 2010 годом, увеличились на 39,3%. Основное увеличение приходится на расходы по операциям с активами учреждения и на оплату труда. Увеличение расходов по этим позициям составило 54,9% и 41,7% соответственно. Увеличение расходов по операциям с активами связано с тем, что на начало 2011 года на балансе числились материальные средства, которые в течение 2011 года были списаны. В связи с передачей столовой учреждения на баланс школы, в обязанности учреждения стало входить и закупка продуктов питания. Списание продуктов так же привело к увеличению расходов по операциям с активами.

Увеличение расходов на оплату труда, связано с увеличение тарифных ставок и повышением заработной платы работникам бюджета.

Наименьшее увеличение расходов, всего на 13,3%, произошло по расходам на приобретение услуг, в частности на услуги связи и прочее услуги. Увеличение по этим статьям связано с ростом цен и тарифов на оказываемые услуги учреждению и подключению школы к сети Интернет.

Так как учреждение не имеет доходов, следовательно, чистый операционный результат его деятельности уменьшается. В 2011 году такое уменьшение составило 39,3%, то есть на столько же, на сколько возросли его расходы.

Суммы операции с нефинансовыми активами уменьшились на 46,7% в связи со списанием материальных запасов числящихся на остатке, на начало 2011 года.

Операции с финансовыми активами так же уменьшились за счет того, что учреждение не имеет поступлений на счета, а только бюджетное финансирование.

Анализ изменения чистого увеличения дебиторской и кредиторской задолженности показывает, что увеличение дебиторской задолженности составляет всего 79,1%, а кредиторской 64,8%. Такое превышение связано с тем, что Финансовое управление Качканарского городского округа принимает к оплате только фактические расходы учреждения. В редких случаях допускает предоплату за оказанные услуги, выполненные работы и поставленные товары. Такое положение учреждения благоприятно влияет на его деятельность, в результате которой Лицей избегает возникновения просроченной задолженности.

.3 Направления повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов МОУ

финансирование образовательный бюджетный себестоимость

Платные образовательные услуги оказывают практически все образовательные организации. Коммерческие делают это с целью получения прибыли, а некоммерческие - для того, чтобы на заработанные деньги решать социальные задачи, ради которых они созданы.

МОУ «Лицей №1» не осуществляет платной деятельности, так как находится в районе, где много дополнительных образовательных организаций и секций. Но, несмотря на это в городе происходит реструктуризация образовательных учреждений, которые в виде внебюджетной деятельности оказывали разные виды услуг, которые сейчас востребованы, но не оказываются, в связи с их закрытием и реорганизацией. Поэтому, почему бы Лицею не воспользоваться сложившейся ситуацией и начать осуществлять ряд услуг. Прежде всего, рассмотрим основные модели дополнительных платных услуг в школьных учреждениях.

Направление 1 - (кратковременное пребывание детей в специально оборудованном групповом помещении или кабинете для прохождения адаптации к Лицее). Это может быть группа со свободным режимом пребывания: родители приводят детей в летнее время на 2-3 часа в течение шестичасового интервала, например, с 8.00 до 14.00 или с 9.00 до 15.00. В такой группе воспитательно-образовательная работа с детьми проводится индивидуально, поэтому привлечение специалистов не всегда целесообразно. С такими детьми будут проходить занятия и беседы на тему Лицея и уроков, проводиться ролевые тренировочные занятия. Желательно, чтобы с детьми работали те педагоги, которые в дальнейшем будут их обучать в обычном Лицее.

Направление 2 - (организация кратковременного пребывания детей в закрепленной разновозрастной группе). Это направление не требует специально выделенного помещения. В такую группу входят 5-10 детей разного возраста, с целью обучения общения с людьми разных поколений и возрастов. Особенно необходимо создание таких групп с детьми старшего возраста. Организация работы по этому направлению требует предельной четкости, но при этом нет необходимости в большой экономии часов: педагоги имеют возможность проводить занятия в свое рабочее время.

Направление 3 - (создание групп по углубленному изучению предметов).

Направление 4 - (организация секций по стрельбе в тире (так как в Лицее есть тир)).

Чтобы успешно работать в выбранном направлении, нужно уметь решать управленческие задачи. Например, определить, будет ли рентабельной новая образовательная услуга из числа предложенных выше, узнать, как увеличение или уменьшение числа детей скажется на прибыли, и тому подобные задачи.

Рассчитать все это можно на основе полного и документального бухгалтерского учета всех осуществляемых в организации хозяйственных операций. Но, к сожалению, назвать оперативными эти сведения будет нельзя. Оперативную же информацию можно получить с помощью бухгалтерского управленческого учета, где игнорируется принцип документальной обоснованности, а основное внимание уделяется прогнозу.

Допустим, что в 2011 году МОУ «Лицей №1» планирует вести платное обучение по двум направлениям.

Первое направление рассчитано на создание групп углубленного изучения английского языка, рассчитано на 136 часов в течение одного учебного года (по 4 часа в неделю). Уроки будут вести два преподавателя, количество учеников в одной группе 10 человек, а групп всего 4.

Вторая программа рассчитана на открытие тира для посещения учениками других школ. Тир будет функционировать в течение 2 часов, пять дней в неделю. Среднее количество учащихся посещающих тир ежедневно 15 человек.

А теперь нам нужно решить, какая из этих дополнительных услуг окажется более рентабельной, а проще говоря, выгодной для Лицея.

Сначала воспользуемся способом калькулирования полной себестоимости этих услуг. Планируемые затраты разделим на прямые (они совпадают с переменными расходами, которые зависят от численности детей) и косвенные (условно совпадают с постоянными расходами).

К прямым расходам относятся расходы на оплату труда педагогов. Рассчитаем эти расходы.

В течение года по первому направлению в 4 группах по 10 человек предполагается провести всего 136 часов занятий для каждой группы (136 часов * 4 группы = 544 часа). Ставка оплаты преподавательского труда за час работы 45 рублей. За весь курс работы преподаватели заработают 24480,00 рублей.

По второму направлению преподаватель отработает 340 часов (2 часа * 5 дней * 34 учебных недели). Ставка оплаты преподавательского труда - 55 рублей в час. Расходы на оплату труда педагога в течение всего учебного года составят 18700,00 рублей.

Далее рассчитаем начисления на заработную плату педагогов (единый социальный налог по ставке 26,0% и взносы в ФСС России от несчастных случаев и профзаболеваний по ставке 0,2%). Эти затраты по первому направлению составят 6413,76 рублей (24480,00 руб. * (26% + 0,2%)), по второму направлению - 4899,40 рублей (18700,00 руб. * (26% + 0,2%)).

В группу прямых расходов входят и различные материалы, необходимые для проведения учебных занятий (бумага, расходные материалы, учебные пособия и оборудование). Предположим, что в год на одного учащегося полагаются расходных материалов не более чем на 1000 руб. Тогда данные расходы по первому направлению - 40 000 руб. (1000 руб. * 40 чел.), по второму направлению - 15 000 руб. (1000 руб. * 15 чел.).

Косвенные (постоянные) расходы могут быть следующими.

Во-первых, это заработная плата администрации и обслуживающего персонала. В нашем примере расходы по данной статье равны 25 процентам от прямой преподавательской заработной платы. По первому направлению они составляют 6120,00 руб. (24480,00 руб. * 25%); по второму направлению 4675,00 руб. (18700,00 руб. * 25%).

Начисления на заработную плату руководства и персонала по первому направлению будут равны 1603,44 руб. (6120,00 руб. * (26% + 0,2%)), а по второму - 1224,85 руб. х (4675,00 руб. * (26% + 0,2%)).

Предположим, что в нашем примере расходы на стоимость коммунальных платежей - 30 000 руб. Распределив эти суммы между направлениями пропорционально численности обучающихся, получим, что на первое направление приходится соответственно 21818,18 руб. ((30 000 руб.: 55 чел.) * 40 чел.), а на второе - 8181,82 руб., из общей стоимости коммунальных услуг.

На основе этих данных составим калькуляцию платной образовательной деятельности на 2012 год.

Затем рассчитаем финансовый результат и рентабельность наших двух дополнительных услуг. Для этого используем результат предыдущего расчета, а также будем исходить из того, что наши образовательные услуги будут стоить: первая в месяц 350,00 рублей; вторая в день 30,00 рублей.

Из полученных результатов видно, что второе направление, которое рассчитано на меньшее количество часов, но большее количество человек рентабельнее в два раза. Поэтому выгоднее организовать два вида образовательных программ рассчитанных на большее число посетителей и меньшее число часов, нежели одну, но на небольшую аудиторию и большое количество часов.

Помимо оказания дополнительных платных услуг в деятельности учреждения не обходимо произвести ряд изменений в соответствии с современными подходами. В их число входит приобретение услуг, работ и товаров путем конкурсов, аукционов и котировок цен. Проведение таких мероприятий влечет за собой значительную экономию выделенных бюджетных средств, которые в дальнейшем можно использовать на дополнительные потребности.

Нужно изменить систему централизованного снабжения МОУ материалами. Муниципальные заказы убрать как нерациональное использование бюджетных средств. Ввести разовые договорные отношения с поставщиками, т.к., судя по инвентаризации МОУ, очень много лишнего, которое не используется, например, ткани (портьеры, тюль, и т.д.) Лицея предпочли бы вариант, когда можно самостоятельно выбрать товар и его количество. Сэкономленные за счет этого деньги можно было бы направить на материальное стимулирование работников МОУ, т.к. их маленькая зарплата не способствует эффективной работе.

Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию отметим, что основная проблема состоит в том, что деньги в МОУ используются не по нуждам учреждения, а по тем статьям, которые утверждает вышестоящая организация, каждый год в соответствии с разнарядками тратятся на одни и те же товары, несмотря на то, что их уже достаточно в МОУ, к тому же закупки идут по завышенной цене. Денежные средства в результате этого расходуются не эффективно, нанося ущерб государственному бюджету и не способствуя улучшению положения МОУ.

Так же учреждение не осуществляет платную деятельность, тем самым ущемляет себя в получении дополнительных источников.

Заключение

Итак, в современных условиях школьные учреждения хотя и медленно, но становятся другими. МОУ начали переход на гибкие системы обучения. Однако МОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства.

Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности школьных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни педагогов и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности школ. У школьных учреждений нет денег на покупку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового оборудования.

К сожалению, в нынешних условиях система финансирования образования, несмотря на декларируемость новых принципов, осталась по сути прежней, не учитывающей реального уровня потребности. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что образовательные учреждения ориентируются на объемы работы, обусловленные не потребностью населения в образовательных услугах, а обеспеченные финансированием. Поэтому исходя не из потребности, а на основании финансовых прогнозов планируются объемы образовательных услуг, производственные мощности, штаты и т. д.

Хозяйственная деятельность МОУ «Лицей №1» пополняет финансовые средства за счет:

оказания платных услуг населению;

оказания образовательных услуг по договорам с родителями, спонсорство различных организаций, предприятий.

Эти средства, используемые МОУ на обеспечение учебно-воспитательного процесса, текущие хозяйственные нужды учреждения и материально-техническое развитие, являются средствами самофинансирования, поскольку поступления из основных источников составляют около 70% потребности.

Прочие источники дополнительного финансирования ДОУ, разрешенные законодательством, - это дотации, благотворительные взносы и т. д.

Финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь выдерживают то давление, которое оказывается работниками бюджетных учреждений на финансовую систему в связи с недостатком средств по финансированию образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

На сегодняшний день разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы. В настоящее время у субъектов федерации появилось больше прав в бюджетно-финансовых вопросах, в то время как на уровне местного самоуправления возрастают в основном обязанности и возлагаемые на них функции.

Платные образовательные услуги оказывают практически все образовательные организации. Коммерческие делают это с целью получения прибыли, а некоммерческие - для того, чтобы на заработанные деньги решать социальные задачи, ради которых они созданы. В дипломной работе рассмотрены основные модели дополнительных платных услуг в школьных учреждениях.

Чтобы успешно работать в выбранном направлении, нужно уметь решать управленческие задачи. Например, определить, будет ли рентабельной новая образовательная услуга из числа предложенных выше, узнать, как увеличение или уменьшение числа детей скажется на прибыли, и тому подобные задачи.

Рассчитать все это можно на основе полного и документального бухгалтерского учета всех осуществляемых в организации хозяйственных операций.

Но, к сожалению, назвать оперативными эти сведения будет нельзя. Оперативную же информацию можно получить с помощью бухгалтерского управленческого учета, где игнорируется принцип документальной обоснованности, а основное внимание уделяется прогнозу.

Важный вопрос - оптимизация бюджетных расходов и финансовая дисциплина. Сокращение и оптимизация расходов достигаются через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслуживания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации.

Если позволить МОУ самостоятельно выбирать поставщиков материалов, за счет снижения стоимости поставок получилась бы значительная экономия бюджетных средств.

Нужно изменить систему снабжения МОУ требуемыми материалами. Муниципальные заказы убрать как нерациональное использование бюджетных средств. Ввести разовые договорные отношения с поставщиками, т.к., судя по инвентаризации МОУ, очень много лишнего, которое не используется. Лицея предпочли бы вариант, когда можно самостоятельно выбрать товар и его количество. Сэкономленные за счет этого деньги можно было бы направить на материальное стимулирование работников МОУ, т.к. их маленькая зарплата не способствует эффективной работе.

Список использованной литературы

1.Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов. Учебное пособие. Высшая школа экономики 2-е издание, 2008.

.Возрастная и педагогическая психология. / Под редакцией А.В.Петровского. - М.: Высшая школа, 2011.

.Возрастная психология и педагогика. / Под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 2010.

.Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2009.

.Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Просвещение, 2008.

.Донин Ю. Бухгалтеру образовательного учреждения. Особенности налогообложения. // Финансовая газета. Региональный выпуск, N 2, январь 2011 г.

.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

.. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: Инфра-М, 2010.

.. Вахрин П.И., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

.. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ, 2012.

.Инструкция о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Минфина РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета // Экономика и учет. Бюджетные организации - 2009г. - № 5 - 15-26с.

.Быстряков А. Я. «Государственные и муниципальные финансы», М.: 2009;

.Поляк Г. Б. «Бюджетная система РФ», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 703 стр.;

Похожие работы на - Финансовые ресурсы учреждений среднего образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!