Финансирование малых инновационных предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансирование малых инновационных предприятий

Введение

инновационный предпринимательство государственный

Инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принести дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг.

Сектор малого инновационного предпринимательства в России является приоритетным центром развития экономики страны и рычагом для решения политических, экономических проблем, а также перехода от сырьевой экономики к инновационной. Данный приоритет развития экономики страны неоднократно обозначал Президент РФ.

Именно малые инновационные предприятия, предлагающие новые продукты, технологии и бизнес-модели, имеют ярко выраженную тенденцию к росту и открывают новые рынки, позволяя расширять технологический базис экономики.

Формирование целостной концепции развития малого инновационного предпринимательства в России и обеспечение его поддержки не может быть осуществлено без исследования объективных тенденций, экономических противоречий, внутренних источников экономического развития предпринимательства, форм и методов его поддержки с учётом специфики развития регионов России.

Целью данной курсовой будет являться изучение деятельности малого инновационного предпринимательства и его финансирования.

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

·Раскрыть понятие «инновационное предпринимательство»

·Изучить роль малых инновационных предприятий

·Проанализировать методы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России и источники его финансирования.

Объектом исследования является система государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Предметом исследования являются управленческие отношения, складывающиеся в процессе обеспечения устойчивого развития малого инновационного предпринимательства.

Глава 1. Инновационное предпринимательство

Тема 1.1 Основные понятия инновационного предпринимательства

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. Таким образом, задача предпринимателя-новатора - реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

Объект инновационного предпринимательства - это интеллектуальный продукт, произведенный посредством интеллектуальной деятельности:

· научно-техническая продукция

· продукция информатики

· продукты культуры

Субъекты инновационного предпринимательства:

· НИИ

· производственно-конструкторские институты (ПКИ)

· ВУЗы

· предприятия

· венчурные фирмы (рисковые)

· изобретатели, конструкторы, технологи и научные работники

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

) инновация продукции:

) инновация технологии;

) социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства - инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д. Второй вид - инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Последний вид инновационного предпринимательства - социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

.2 Модели инновационного предпринимательства

На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту:

) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями:

) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства - фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»). Относительная редкость использования нерпой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки».

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

.3 Содержание инновационной политики государства

Под инновационной политикой государства понимается совокупность форм, методов и направлений воздействия на бизнес с целью интенсификации разработки и выпуска новых видов изделий и технологий. Инновационная политика включает долговременную и текущую политику. Долговременная политика направлена на решение задач, требующих больших затрат ресурсов. Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятных условий для осуществления инновационных процессов.

Направления государственной поддержки инноваций заключаются в следующем:

·содействие развитию научных исследований в перспективных направлениях;

·содействие разработке и реализации программ, направленных на повышение инновационной активности;

·формирование государственных заказов на проведение инновационных разработок;

·применение мер государственного регулирования для поддержки инновационных процессов;

·кадровое обеспечение инновационной деятельности;

·совершенствование правовой базы инновационной деятельности;

·регулирование международных связей в области инновационных процессов.

К задачам государственной инновационной политики относятся:

·обеспечение скоординированной деятельности государственных органов,

·хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики;

·обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темпы и пропорции развития экономики и его структурную сбалансированность;

·сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований;

·углубление специализации и повышение надежности кооперационных связей предприятий отраслей производства с организациями, занимающимися разработкой наукоемких технологий;

·перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

2. Малые инновационные предприятия

.1 Основная роль малых инновационных предприятий

В последнее время выросло значение малого предпринимательства в инновационной сфере, имеющих более высокие показатели эффективности исследовательского процесса. Из 58 крупнейших изобретений XX века (Америка и Западная Европа) не менее 46 принадлежит одиночкам, мелким фирмам, людям, не добившимся признания в крупных организациях, новаторам из солидных фирм (но другого профиля). Они занимаются разработкой и опытным внедрением результатов научно-исследовательских работ, где высок риск, но на время становятся монополистами, а затем либо продают права на товар, либо поглощаются. Крупные предприятия используют малые фирмы для пионерных работ, а власти поддерживают этот процесс системой специальных льгот. В инновационной сфере используются, с одной стороны, гибкость и инициативность (энтузиазм) малых предприятий, а с другой - финансовые и производственные возможности крупных предприятий.

Преимущества малого предприятия - гибкость, способность быстро приспосабливаться к новым требованиям, выдвигаемым научно-техническим прогрессом. Это особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса. Малые предприятия осваивают выпуск мелкосерийной, уникальной продукции. С развитием научно-технического прогресса постоянно возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах незначительна, не требует массового производства. По мере насыщения рынка, удовлетворения первичного спроса на тот или иной вид потребительских товаров, у отдельных групп покупателей формируются специфические требования к тому или иному виду изделий. Это приводит к возникновению спроса на новые модели и модификации уже существующих товаров. Это происходит и в сфере средств производства. Диверсификация производимой продукции требует новых материалов, новых способов обработки. В результате перехода к мелкосерийному и штучному производству от массового, соответственно, и оптимальный размер предприятия уменьшается.

Строительство и перепрофилирование малых предприятий требуют меньших затрат, которые быстро окупаются. Малые предприятия имеют большие возможности в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе. Малые инновационные предприятия не имеют других средств для выхода на рынок или сохранения своего места на нем, кроме выпуска качественно новой продукции. Малые инновационные предприятия, как правило, идут на риск внедрения в производство новшеств без должного исследования рынка, основываясь лишь на опыте и интуиции. Небольшие масштабы накопления и выпускаемой продукции превращают процесс технического совершенствования производства практически в единственный способ выживания малых инновационных предприятий. Следует также отметить, что характерными чертами малых фирм является узкая специализация (на 1- 2 видах продукции), наличие значительной доли высококвалифицированных специалистов в структуре занятых и высокая доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Малые инновационные предприятия имеют более высокие показатели эффективности НИР. В частности, отношение числа нововведений к численности научного персонала в них выше в 4 раза, чем в больших организациях, а число нововведений на 1 доллар затрат на НИР - в 24 раза.

3. Методы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России и источники его финансирования

.1 Опыт России в поддержке малых инновационных предприятий

Паспорт подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.» государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.»

Ответственные исполнители ПодпрограммыДепартамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.Соисполнители подпрограммыДепартамент экономической политики и развития города Москвы, органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с их компетенцией.Цель подпрограммыУвеличение конкурентоспособности экономики города Москвы за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.Задачи подпрограммы1) Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. 2) Увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города Москвы, 3) Увеличение числа занятого населения в малом и среднем предпринимательстве. 4) Создание эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства. 5) Улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности. 6) Стимулирование малых и средних предприятий города Москвы к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий.Целевые индикаторы и показатели программыПоказатель (индикатор) (наименование)Ед. изм.2011 (оценка)2016Оборот малых и микропредприятиймлрд. руб.40464987Среднесписочная численность работников малых и микропредприятийтыс. чел.16791865Производительность (оборот) на одного работающего (малые и микропредприятия)тыс. руб. / чел.24102674Количество малых и микропредприятийтыс. шт.216.5233.8Доля налоговых поступлений от малых и средних предприятий в структуре налоговых поступлений в бюджет города Москвы%10.0%12.1%Доля малых предприятий, имеющих прибыль от финансово-хозяйственной деятельности по итогам года%61,1%66,6%Этапы и сроки реализации ПодпрограммыСроки реализации Подпрограммы: 2012-2016 гг. Первый этап - 2012 год. Второй этап - 2013 год. Третий этап - 2014 год. Четвертый этап - 2015 год. Пятый этап - 2016 год. Объем бюджетных ассигнований ПодпрограммыОбъем бюджетных ассигнований Подпрограммы на период 2012-2016 гг. составляет 18 000 000 тыс. руб. (в том числе: за счет средств федерального бюджета - 5 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 13 000 000 тыс. руб.), в том числе по годам: 2012 год - 3 400 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 400 000 тыс. руб.; 2013 год - 3 500 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 500 000 тыс. руб.; 2014 год - 3 600 000 тыс. руб. в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 600 000 тыс. руб.; 2015 год - 3 700 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 700 000 тыс. руб.; 2016 год - 3 800 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 800 000 тыс. руб.Ожидаемые результаты реализации ПодпрограммыВ результате реализации Подпрограммы ожидается: 1) Выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы: · Увеличение оборота малых и микропредприятий более чем на 900 млрд. руб.; · Рост занятого населения в малом и среднем предпринимательстве на 11% (создание более 180 тыс. рабочих мест); · Повышение уровня производительности труда на малых и средних предприятиях на 11% относительно уровня 2011 года; · Рост количества малых и микропредприятий на 17,3 тыс. организаций (приблизительно на 8%); · Увеличение доли налоговых поступлений от малых и средних предприятий в бюджет города Москвы с 10% до 12,1%; · Увеличение доли малых предприятий, имеющих прибыль от финансово-хозяйственной деятельности по итогам года с 61,1% до 66,6%. 2) Достижение качественных улучшений в области развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве: · Рост рейтинга города Москвы по состоянию деловой среды относительно других крупных городов России; · Рост уровня удовлетворенности предпринимателей состоянием деловой среды и работой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; · Повышение информированности малых и средних предприятий города Москвы о мерах поддержки предпринимательской деятельности и способах ее получения.

Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике города Москвы:

Средние, малые и микропредприятия, а также индивидуальные предприниматели (далее - МСП) предоставляют более 2 млн. рабочих мест, что составляет свыше одной трети всех рабочих мест в столице (по состоянию на 2010 год);

Малые предприятия обеспечивают примерно 9-10% налоговых поступлений в бюджет города Москвы;

По итогам 2009 года суммарный оборот малых и средних предприятий МСП, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, превысил 4.7 трлн. руб. (оборот малых и микропредприятий составил 82% от общего оборота или 3.86 трлн. руб.).

К малым предприятиям относятся предприятия с численностью сотрудников от 16 до 100 человек и ежегодным оборотом до 400 млн. руб. По итогам 2009 года в городе Москве насчитывалось около 25 тыс. малых предприятий, суммарный годовой оборот которых составил приблизительно 1 трлн. руб. В малых предприятиях занято 20% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота малых предприятий составляет 24% от общего оборота МСП города Москвы.

К микропредприятиям относятся предприятия с численностью сотрудников до 15 человек и ежегодным оборотом до 60 млн. руб. По итогам 2009 года в городе Москве насчитывалось около 183 тыс. микропредприятий, суммарный годовой оборот которых составил приблизительно 2,9 трлн. руб. В микропредприятиях занято 67% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота микропредприятий составляет 69% от общего оборота МСП города Москвы.

К средним относятся предприятия с численностью сотрудников от 101 до 250 человек и ежегодным оборотом до 1 млрд. руб. По итогам 2009 года в городе Москве насчитывалось 830 средних предприятий, суммарный годовой оборот которых составил 284 млрд. руб. В средних предприятиях занято 7% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота средних предприятий составляет 7% от общего оборота МСП города Москвы.

Численность фактически действовавших индивидуальных предпринимателей в 2009 год составила 99 тыс., а их суммарный объем выручки - около 560 млрд. руб. Индивидуальные предприниматели составляют 5% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота индивидуальных предпринимателей составляет 14% от общего оборота МСП города Москвы.

В то же время потенциал развития МСП в городе Москве в настоящее время реализован далеко не полностью:

Численность занятого населения на МСП в городе Москве составляет 34% от общей численности занятого населения, что в полтора-два раза ниже, чем во многих крупных городах мира (например, в Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре, Токио);

По экспертным оценкам, МСП занимает около 25% в структуре ВРП города Москвы, что в 2 раза ниже, чем во многих крупных городах мира (например, в Гонконге, Сингапуре и Мадриде);

Город Москва отстает от большинства крупнейших городов и субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития МСП. По отчету Московского городского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» город Москва занимает 7-е место среди 11 российских городов с населением свыше одного миллиона человек и 17-е место среди субъектов Российской Федерации по критерию «индекс условий для развития МСП». Недостаточно благоприятными условиями ведения предпринимательской деятельности во многом объясняется нереализованный потенциал МСП в экономике города Москвы.

На сегодняшний день основными барьерами, которые препятствуют развитию МСП в городе Москве, являются:

Ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов МСП и высокой стоимостью банковских кредитов;

Низкая доступность площадей (торговых, офисных, производственных) в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды;

Административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;

Ограниченный доступ МСП к рынкам сбыта, в том числе зарубежным и региональным, что объясняется меньшими возможностями и финансовыми ресурсами большинства МСП в сравнении с крупными предприятиями;

Недостаток высококвалифицированного персонала и компетенций в МСП, в том числе компетенций управления бизнесом;

Недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей.

В отраслевой структуре МСП есть целый ряд сегментов, некоторые из которых имеют значительный потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развиты не в полной мере.

Сравнение города Москвы с рядом городов мира, в частности, с Лондоном, Нью-Йорком, Гонконгом и Токио, показывает, что доля торговли, строительства и обрабатывающих производств в структуре МСП в городе Москве значительно выше.

В то же время сфера услуг в городе Москве - и это именно та часть экономики, в которой традиционно доминируют малые и средние предприятия, - отстает в своем развитии от многих городов мира.

Кроме того, в сфере транспорта, связи, здравоохранения, коммунальных и социальных услуг доля оборота МСП в городе Москве также значительно ниже по сравнению с крупными мегаполисами развитых стран мира.

.2 Основные приоритеты, цели и задачи Подпрограммы

В настоящее время потенциал развития МСП в городе Москве реализован не достаточно. Подпрограмма является инструментом для улучшения сложившейся ситуации и создания условий для дальнейшего развития МСП и усиления его роли в экономике города Москвы, в частности, за счет увеличения числа занятого населения на МСП. Увеличение числа занятого населения на МСП ожидается главным образом за счет роста числа малых и микропредприятий, поскольку именно они обеспечивают основную долю как занятого населения на МСП, так и в его обороте.

Кроме того, поддержка субъектов МСП будет направлена на развитие МСП, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг, в целях обеспечения высокого качества жизни для населения, а также на развитие важных для города Москвы направлений экономики.

В то же время Подпрограмма основана на принципе равного доступа всех субъектов МСП города Москвы ко всем инструментам поддержки и предполагает сбалансированное развитие МСП в городе Москве.

Приоритетами Подпрограммы являются:

Рост числа конкурентоспособных малых и средних предприятий, показывающих стабильную или растущую прибыль;

Вовлечение населения в предпринимательскую деятельность и увеличение количества занятого населения на МСП;

Первоочередное развитие МСП в секторах экономики города Москвы, обладающих высоким потенциалом для предпринимательской деятельности и социальной значимостью;

Имущественная поддержка малых и средних предприятий, расширение предложения и упрощение доступа предприятий к офисным, торговым, производственным и складским площадям;

Содействие повышению качества управления и ведения коммерческой деятельности МСП в целях увеличения производительности труда по результатам реализации обучающих мероприятий Подпрограммы (в том числе дистанционного обучения) и иных мероприятий Подпрограммы;

Создание эффективной системы сбора информации, расчет финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП, анализ административных барьеров и рисков для информационного обеспечения процесса принятия решений органами исполнительной власти города Москвы в области развития МСП;

Содействие малым и средним предприятиям в расширении доступа к механизмам финансовой поддержки, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников при построении механизмов взаимодействия с финансовыми институтами и обеспечения доступа малых и средних предприятий к актуальной информации о возможностях финансирования;

Повышение квалификации и переподготовка кадров организаций инфраструктуры поддержки МСП, вовлеченных в предоставление услуг малым и средним предприятиям в рамках Подпрограммы;

Содействие сбыту продукции малых и средних предприятий на рынках города Москвы, субъектов Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

Развитие механизмов государственно-частного партнерства с вовлечением малых и средних предприятий.

Основной целью Подпрограммы является увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы и рост благосостояния населения за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития МСП.

Достижение указанной цели предполагает развитие малых и средних предприятий в секторах экономики, обладающих высоким потенциалом для предпринимательской деятельности и социальной значимостью. Кроме того, по мере развития малых и средних предприятий, будут увеличиваться доходы их сотрудников и, как следствие, повышаться общий уровень благосостояния жителей города Москвы.

Основными задачами Подпрограммы являются:

) Обеспечение устойчивого развития МСП.

) Увеличение вклада МСП в экономику города Москвы.

) Увеличение числа занятого населения в МСП.

) Создание эффективной системы поддержки МСП.

) Улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности.

) Стимулирование МСП города Москвы к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий.

В качестве основных индикаторов и их значений определены следующие:

Оборот малых и микропредприятий - увеличение примерно на 941 млрд. руб. до 4987 млрд. руб. за время действия Подпрограммы;

Среднесписочная численность работников малых и микропредприятий - создание новых рабочих мест и увеличение занятости в малых и микропредприятиях примерно на 186 тыс. человек до 1865 тыс. человек за время действия Подпрограммы;

Увеличение производительности труда в МСП, выраженное в показателе оборота на одного сотрудника (малые и микропредприятия): увеличение примерно на 264 тыс. руб. на одного сотрудника до 2674 тыс. руб. за время действия Подпрограммы;

Увеличение количества малых и микропредприятий - создание свыше 17 тыс. новых малых и микропредприятий и увеличение их общего количества до 233.8 тыс. за время действия Подпрограммы;

Увеличение доли налоговых поступлений от малых и средних предприятий в бюджет города Москвы до 12,1% за время действия Подпрограммы;

Увеличение доли малых предприятий, имеющих прибыль от финансово-хозяйственной деятельности по итогам года, до 66,6% за время действия Подпрограммы.

Сведения о показателях (индикаторах) Подпрограммы и их значения по годам реализации приведены в таблице 1.

Сроки реализации Подпрограммы: 2012-2016 гг. Предусматривается 5 этапов реализации Подпрограммы, которые определяются разработкой и обеспечением выполнения ежегодного Плана реализации Подпрограммы, формируемого на основе анализа и оценки эффективности реализации проектов и мероприятий Подпрограммы за отчетный финансовый год и прогнозных оценок развития МСП города Москвы на последующие годы действия Подпрограммы. Ежегодно в 4 квартале текущего года Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы по согласованию с Департаментом экономической политики и развития города Москвы разрабатывает План реализации Подпрограммы на будущий год и выносит его на утверждение Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики. Подведение итогов осуществляется ежегодно в 1 квартале года, следующего за отчетным.

Характеристика мероприятий Подпрограммы

. Обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам.

Основное содержание данного мероприятия:

· Предоставление субсидий МСП (предоставление субсидий начинающим предпринимателям; субсидий на частичное возмещение затрат на подключение к электрическим и иным инженерным сетям и увеличение мощности подключения, возмещение затрат МСП на оплату первого платежа по договорам финансовой аренды, частичное возмещение в установленном порядке процентной ставки по кредитам, выданным МСП);

· Предоставление информационно-консультационных услуг МСП об источниках финансирования их текущей и инвестиционной деятельности;

· Оказание финансовой поддержки посредством предоставления субсидий институтам содействия кредитованию малого бизнеса Москвы как организациям инфраструктуры поддержки МСП города Москвы.

3.3 Содействие в продвижении продукции на российский и зарубежные рынки

Основное содержание данного мероприятия:

· Предоставление информационно-консультационных услуг по вопросам продвижения продукции МСП, в том числе с использованием Интернет-технологий;

· Содействие МСП в получении экспортных кредитов, предоставлении субсидий на покрытие процентных ставок по экспортным кредитам;

· Содействие поиску и установлению деловых связей между производителями и поставщиками, в том числе путем предоставления субсидий МСП на международную сертификацию товаров (работ, услуг), участие в целевых конференциях и выставках;

· Информационное содействие производителям конкурентоспособной продукции в заключении договоров с розничными сетями и оптовыми организациями для замещения импортной продукции;

· Содействие подбору необходимых инвестору региональных поставщиков из числа МСП;

· Организация обмена деловыми делегациями с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами, оказание содействия, в том числе путем предоставления субсидий, в проведении конгрессов, конференций, форумов по вопросам развития МСП;

· Предоставление консультационных услуг и информирование МСП по вопросам участия в заказе города Москвы (предоставление информационно-консультационных услуг и подготовка ежегодного отчета об участии субъектов МСП в заказе города Москвы).

3.4 Характеристика мер государственного регулирования

Система мер государственного регулирования предпринимательской деятельности, нацеленная на выполнение мероприятий Подпрограммы, предусматривает:

финансовую поддержку субъектов МСП и реализуемых ими проектов (предоставление субсидий начинающим предпринимателям; субсидий на частичное возмещение затрат на подключение к электрическим и иным инженерным сетям и увеличение мощности подключения, возмещение затрат МСП на оплату первого платежа по договорам финансовой аренды, частичное возмещение в установленном порядке процентной ставки по кредитам, выданным МСП; содействие МСП в получении экспортных кредитов, предоставлении субсидий на покрытие процентных ставок по экспортным кредитам; предоставление консультационных услуг и информирование МСП по вопросам участия в заказе города Москвы; создание, оборудование и развитие специализированных центров совместного доступа МСП; возмещение затрат субъектов МСП на прохождение учебных программ, курсов и тренингов; обеспечение функционирования центров молодежного предпринимательства; предоставления субсидий на проведении конгрессов, конференций, форумов по вопросам развития МСП; включая предоставление субсидий на уплату процентов по привлекаемым организациями кредитам коммерческих банков; предоставление субсидий с целью возмещения части затрат, связанных с производством товаров, работ и услуг в рамках реализации мероприятий Подпрограммы; компенсация части затрат на участие в международных выставках и форумах; компенсация части затрат на прохождение обучения по вопросам предпринимательства).

организационные меры, направленные на заключение соглашений с органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам сотрудничества с организациями, находящимися в федеральной собственности (и организациями с долей средств федерального бюджета в уставном капитале), расположенными в городе Москве, осуществление мониторинга и анализа развития малых и средних предприятий города Москвы, развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности.

4. Обоснование расчета финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы

Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы в 2012-2016 гг. составит 18 000 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств бюджета города Москвы - 13 000 000 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета - 5 000 000 тыс. руб.

Из них по годам реализации:

2012 год - 3 400 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 400 000 тыс. руб.;

2013 год - 3 500 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 500 000 тыс. руб.;

2014 год - 3 600 000 тыс. руб. в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 600 000 тыс. руб.;

2015 год - 3 700 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 700 000 тыс. руб.;

2016 год - 3 800 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы - 2 800 000 тыс. руб.

Ресурсное обеспечение реализации мероприятий Подпрограммы за счет средств бюджета города Москвы приведено в таблице 6.

Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета города Москвы, федерального бюджета и юридических лиц на реализацию целей подпрограммы содержаться в таблице 7.

Порядок ежегодной корректировки объемов и структуры расходов бюджета города Москвы на реализацию Подпрограммы определяется порядком составления проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год и плановый период реализации Подпрограммы.

5.Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками Подпрограммы

Основные риски при реализации Подпрограммы обусловлены внутренними и внешними факторами.

К внутренним факторам могут быть отнесены: неполное использование организациями МСП мер государственной поддержки, предоставляемых в рамках мероприятий Подпрограммы; изменение порядка предоставления мер государственной поддержки организациям МСП.

К внешним факторам могут быть отнесены: значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов, комплектующих изделий, увеличение вероятности недопоставок; рост инфляции и ухудшение финансового состояния организаций МСП; увеличение ставок налоговых и рентных платежей; значительное сокращение спроса со стороны покупателей продукции (в том числе после дня вступления в силу для Российской Федерации протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации), приводящее к сокращению масштабов производства и потери внутреннего и внешнего рынков; усиление кризисных явлений в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами; увеличение дефицита кадров МСП, в том числе в связи с отсутствием сбалансированной миграционной политики; замедленное реформирование системы государственного заказа в Российской Федерации, в том числе на основе применения федеральной контрактной системы; изменение нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, в том числе после дня вступления в силу для Российской Федерации протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации Подпрограммы и оценки ее эффективности и результативности.

Минимизация рисков, обусловленных внутренними факторами, осуществляется на основе формирования ежегодных планов реализации Подпрограммы и мониторинга хода ее выполнения, позволяющего выявлять причины и принимать соответствующие меры в рамках механизмов государственно-частного партнерства, повышения инвестиционной привлекательности проектов Подпрограммы; повышения квалификации государственных служащих, популяризации среди населения, организаций МСП, инвесторов приоритетов и проектов Подпрограммы (при неэффективном и неполном использовании результатов осуществленных проектов и мероприятий Подпрограммы).

Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны Ответственного исполнителя Подпрограммы в адрес органов исполнительной власти города Москвы.

6. Венчурное финансирование малых инновационных предприятий

Рисковое (венчурное) финансирование малых инновационных предприятий осуществляется преимущественно специализированными финансовыми учреждениями. Они организуются как партнерства, которые из разных источников (средства крупных корпораций, банков, личные сбережения, пенсионные и благотворительные фонды, фонды страховых компаний, пожертвования филантропических организаций, пенсионные кассы и др.) формируют инвестиционные фонды, используемые для поддержки и кредитования малых инновационных предприятий.

Финансируются малые инновационные предприятия, ориентированные, главным образом, на разработку новой продукции и новых технологий. Формы предоставления малым инновационным предприятиям венчурного капитала весьма разнообразны - прямое финансирование, через специальные инвестиционные компании и в виде государственных субсидий.

Венчурное финансирование разделяется на несколько фаз в соответствии со стадиями реализации венчурных проектов:

. финансирование команды исполнителей, подготовки детального предложения на основе первоначальной идеи;

. финансирование создания прототипа продукта, формирование команды сбыта;

. поступление средств из «нерисковых фондов», выход на фондовую биржу.

Важнейшей функцией венчурных фондов является финансирование начальных стадий рисковых проектов, связанных с максимальной неопределенностью отдачи затраченных финансовых средств.

При этом вероятность неудач у подобных фирм очень велика, примерно 20 - 25% разработок доходит до последнего этапа - создания акционерного общества.

Заключение

Инновация как практика - это искусство стратегии развития, творческая деятельность, сотворение новшества, отрицающего старое.

Развитие научной и инновационной деятельности в последние десятилетия характеризуется в основном негативными тенденциями - сокращением масштабов научных исследований, снижением кадрового потенциала науки. Экономический рост последних пяти лет, по оценкам экспертов, достигнут в основном за счёт наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других изделий с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов.

В современной экономике инновации играют огромную роль. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны.

Таким образом, инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Список используемой литературы

1.Ищенко Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

2.Еременко Г.А. Малое инновационное предпринимательство в России: вопросы государственной поддержки. М.: ВНТИЦ, 2009. - С 167.

3.Ковалёв В.В, Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2009.

.Кузнецова С.А., Кравченко Н.А., Маркова В.Д., Юсупова А.Т. Инновационный менеджмент. - Новосибирск: СО РАН, 2010. - С. 364.

.Медынский В.Г., Шаршукова В.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007.

.Управление инновационными проектами: Учеб. пособие / Под ред. Проф. В.Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 173.

Похожие работы на - Финансирование малых инновационных предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!