Инновационная деятельность малых предприятий Ростовской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,52 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная деятельность малых предприятий Ростовской области

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности

1.1 Сущность организации инновационной деятельности         

1.2 Малые инновационные предприятия        

2. Инновационная деятельность малых предприятий Ростовской области

2.1 Динамика уровня инновационной продукции

2.2 Направления поддержки инновационной деятельности малого бизнеса в Ростовской области

2.3 Реализация в 2010 году Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2013 годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задание 1. Факторы, влияющие на характер инновационной деятельности

1. 1 Внешние факторы

1.2 Внутренние факторы

Задание 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

инновационный малый бизнес целевой

Преодоление последствий мирового экономического кризиса и выход России на качественно новый уровень технического и экономического развития невозможен без активизации инновационных процессов. Менее ощутимое снижение инновационной активности малых предприятий с одной стороны связано с невысокими базовыми показателями 2008 года (3,8 %), с другой стороны реализацией ряда направлений Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы.

Для изучения инновационной деятельности малых и средних предприятий был проведен анализ инновационной деятельности малых и средних предприятий донского региона в рамках реализации «Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы» было проведено обследование малых (включая микропредприятия) и средних предприятий, осуществлявших в 2009 году инновации.

Целью данной работы явилось изучение:

. влияния кризиса на уровень инновационной активности малых и средних предприятий;

. экономического эффекта от внедрения инноваций;

. приоритетных видов инновационной деятельности;

. финансовых ресурсов, используемых на инновационную деятельность;

.возможности дальнейшего совершенствования и активизации инновационной деятельности хозяйствующими субъектами.

1. Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности

.1 Сущность организации инновационной деятельности

Организация инновационного процесса - деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации - упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса - «исследование - производство». Неопределенность достижения цели, то есть вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5- 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 - 90%, а в процессе разработок - до 95 -97%. Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перехода средств.

Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно-производственного цикла, организацию труда персонала и организация управления.

В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:

научно-исследовательские институты (НИИ);

конструкторское бюро (КБ);

проектно-технологические институты (ПТИ);

проектно-конструкторские институты (ПКИ);

государственные проектные институты (ГПИ).

При этом под научной (научно-технической) организацией следует К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований.

.2 Малые инновационные предприятия

Малые инновационные предприятия - это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующие независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего, принципиально новых) и создания обстановки восприимчивости различных инноваций.

Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги. Конкретно роль малых инновационных предприятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специальными товарами и услугами. По своей природе и особенностям функционирования МИП тяготеют к региональным и местным условиям.

Поэтому за последние годы МИП начали интенсивно развиваться в регионах России. Каждый регион представляет собой конкретный хозяйствующий субъект с четко выраженными границами не только географического и организационно-правового характера. Кроме того, подход к вопросам формирования и функционирования предприятия малого инновационного бизнеса с региональным уклоном целесообразен и с точки зрения федеративного типа государства и бюджетного федерализма.

2. Инновационная деятельность малых предприятий Ростовской области

.1 Динамика уровня инновационной продукции

Исследование результатов инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области выявило одну из выраженных и устойчивых тенденций - низкую отдачу от внедрения инноваций, что подтверждается соотношением объемов отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгрузки.

Рисунок 1

Динамика доли отгруженных инновационных товаров (работ, услуг)

(в % от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг)


Динамика уровня инновационной продукции в промышленных видах деятельности как у малых так и у средних предприятиях характеризуется незначительными изменениями и имеет отрицательный тренд, вместе с тем, в различных видах деятельности наблюдаются разнонаправленные тенденции.

Среди малых промышленных предприятий инновационно-ориентированными является химическое производство (доля инновационной продукции в 2009 году - 12,4%) и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 2009 году - 4,1%).

Доля инновационной продукции малых предприятий, деятельность которых связана с использованием вычислительной техники и информационных технологий в 2009 году практически не изменилась по сравнению с 2008 годом и составила 4,9 процента (в 2008 году - 5%).

Проведенный анализ результативности внедрения инноваций показал, что отдача от инноваций, характеризуемая объемом отгруженной инновационной продукции как у субъектов малого, так и среднего предпринимательства в целом в объемах отгрузки незначительна и в последние годы практически не меняется.

Инновационное развитие предприятий во многом зависит от ресурсного обеспечения, представляющего собой фактические расходы на различные типы и виды инновационной деятельности.

Рисунок 2

Структура затрат малых и средних предприятий

на технологические инновации по видам инновационной деятельности

в 2008 году

(в % от общей суммы затрат на технологические инновации)

малые предприятия

средние предприятия



1 - исследование и разработка новых продуктов

- производственное проектирование

- приобретение машин и оборудования

- другие виды подготовки производства для выпуска новой продукции

- маркетинговые исследования

6 - технологические инновации.

В 2009 году затраты малых предприятий на инновации составили 146,6миллиона рублей, сократившись в фактических ценах по сравнению с 2008 годом на 22,6 процента, однако уменьшение затрат наблюдается только в промышленном производстве, в сфере услуг динамика показателя имеет положительную тенденцию.

Объем затрат на инновации у малых предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками, в 2009 году составил 338,7 миллионов рублей что практически в 3 раза больше чем по малым предприятиям в целом, предоставляющих услуги в области проектирования - 23,3 миллиона рублей.

В течение последних трех лет завершенные инновации имели 68 малых и 12 средних предприятий, в том числе технологические - все малые и средние предприятия, маркетинговые - 2 малых и 3 средних предприятия, организационные - 4 малых и 2 средних. Анализ степени кооперации предприятий при разработке завершенных инновации показал, что в основном технологические, маркетинговые и организационные инновации разрабатывались организациями самостоятельно.

Одним из направлений исследования инновационной активности субъектов малого предпринимательства было изучение внешнеэкономической деятельности, в части экспорта инновационных товаров и услуг. Результаты обследования показали, что деятельность инновационно-активных малых предприятий в основном направлена на удовлетворение спроса отечественных потребителей, всего лишь 9 малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, отгружали инновационные товары, услуги на экспорт.

Разработаны электронные приборы для метрополитена;

Разработано программное обеспечение модуля ловли рыбы;

Первичные преобразователи для вихревых расходометров;

Разработка и изготовление промышленной СВЧ печи;

Разработка комплекта оборудования для диагностики оборудования АЭС;

Создание соединений трубопроводов, разработка технологии изготовления их уплотнителей;

Экспериментальные исследования механических и гидродинамических параметров элементов искусственного рифа и особенности формирования биоценозов 113;

Разработка плазматрона для резки металла;

Разработана система мониторинга состояния стальных канатов подъемно-транспортных машин.

.2 Направления поддержки инновационной деятельности малого бизнеса в Ростовской области

В Ростовской области инновационная деятельность субъектов малого предпринимательства является приоритетным направлением.

Нормативная правовая база Ростовской области в сфере инноваций:

1.Областной закон <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=83772> «Об инновационной деятельности в Ростовской области» от 28.11.2006 № 591-ЗС;

.Областная долгосрочная целевая программа <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87183> развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением Администрации Ростовской области «О переходных положениях при реализации областных целевых программ» от 26.12.2008 № 604;

.Постановление <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=89898> Администрации Ростовской области от 21.12.2009 № 681 «Об утверждении Перечня мероприятий по развитию инновационной деятельности в Ростовской области в 2010 году»

Поддержка малого предпринимательства в сфере инноваций осуществляется по нескольким направлениям:

Финансовая поддержка. В рамках Областной долгосрочной целевой программы <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87183> развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 - 2013 годы предусмотрены следующие формы прямой финансовой поддержки:

.Предоставление субсидий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=79684> субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам.

.Предоставление субсидий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=82741> субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части лизинговых платежей.

.Предоставление субсидий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=84806> начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела.

.Предоставление субсидий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87987> субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части арендных платежей.

.Предоставление субсидий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87983> субъектам малого предпринимательства на возмещение части стоимости приобретенных основных средств и/или программного обеспечения.

.Предоставление субсидий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91718> субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части стоимости присоединения к электрическим, газораспределительным сетям, а также сетям водопровода и канализации.

.Предоставление субсидий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=88606> субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях.

.Предоставление субсидий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=88007> субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны-импортера.

.Предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат на реализацию программ энергосбережения, а именно на возмещение части стоимости приобретения и внедрения инновационных технологий, оборудования, материалов.

.Предоставление субсидий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91692> субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов

В 2009 году среди субъектов инновационной деятельности было 37 получателей субсидий на общую сумму 5444,78 тысяч рублей.

С целью поддержки развития инновационного бизнеса в области создана инфраструктура из технопарков, инновационно-технологических центров <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=80838> и ГУП Ростовской области «Ростовский региональный центр инновационного развития» (Приложение 1).

За счет средств областного бюджета ежегодно с целью развития инновационно-технологических центров и технопарков направляются средства на материально-техническое обеспечение и возмещение части арендных платежей. В 2009 году было направлено 279,26 тысяч рублей.

Информационное обеспечение

Программа повышения квалификации «Подготовка инновационных агентов». Цель программы: формирование у специалистов и руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства целостной системы знаний о разработке и реализации инновационных проектов для экономики Ростовской области. Утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 01.04.2009 №150 <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=88205>.

Обучающая программа по подготовке инновационных менеджеров. Цель программы: подготовка инновационных менеджеров, которая ориентирована на комплексную подготовку инновационных менеджеров в вопросах финансового и оперативного управления, развития бизнес-процессов, маркетинга и кадрового менеджмента с целью эффективного обеспечения создания и реализации инновационных проектов. Утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 01.04.2009 №150 <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=88205>.

Всего обучено в 2009 году за счет средств областного бюджета 38 руководителей и специалистов 35 субъектов малого и среднего предпринимательства. Общая сумма софинансирования из областного бюджета составила 148,2 тысяч рублей Стоимость обучения на одного человека составила 6500 рублей, а за счет софинансирования из средств областного бюджета 2600 рублей.

В целях широкого информирования субъектов СМСП и содействия коммерциализации инновационных проектов, повышении квалификации персонала, организации деловых встреч с зарубежными партнерами в области особое внимание уделяется практике организации и проведения экономических форумов, ставших традиционной и практичной формой диалога между бизнесом и властью. Ежегодно в области только при поддержке администрации области проходит более 50-ти выставочно-ярмарочных мероприятий <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=76571>. Ежегодно проводимый Международный бизнес-форум на Дону <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91652> в 2010 году отметил свой десятилетний юбилей. Ключевым мероприятием Форума стала XI <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=93553> Российская Венчурная Ярмарка <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=93553>.

С целью реализации инновационной политики Ростовской области, развития экономики в сфере информационных технологий, подготовки кадров для малого предпринимательства в сфере инноваций, привлечения венчурных инвестиций в инновационный бизнес Ростовской областью заключен ряд соглашений:

Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Ростовской области и Российской Ассоциацией Прямого и Венчурного Инвестирования (г. Санкт-Петербург) от 21.10.2010.

Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в разработке и реализации Стратегии и программ инновационного развития Ростовской области между Администрацией Ростовской области и партийным проектом Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Национальная инновационная система» от 21.10.2010.

Соглашение о направлениях сотрудничества и содействия развитию малых и средних предприятий в научно-технической сфере между администрацией Ростовской области, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (г. Москва) и ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» от 06.11.2008.

Соглашение между министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (г. Москва) и Некоммерческим партнерством инновационно-технологическим центром «ИнТех-Дон» от 29.03.2005.

Соглашение о сотрудничестве в инновационной информационно-технологической сфере между министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области и Некоммерческим партнерством разработчиков программного обеспечения «РУССОФТ» и Некоммерческим партнерством инновационно-технологическим центром «ИнТех-Дон» от 22.09.2007.

Таким образом, в приоритетном порядке поддержку смогут получить субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в следующих сферах:

) промышленное производство и инновационная деятельность;

) производство импортозамещающей и экспортной продукции;

) ремесленничество и народные художественные промыслы;

) производство и переработка сельхозпродукции;

) коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;

) здравоохранение на шахтерских территориях и на территории муниципальных районов Ростовской области, платные социальные услуги;

) бытовое обслуживание населения на территории муниципальных районов Ростовской области;

) защита окружающей среды;

) въездной, внутренний туризм и гостиничный комплекс;

) общественное питание в учреждениях образования;

) микрофинансирование;

) розничная торговля, осуществляемая на территории муниципальных районов, за исключением районных центров;

) молодежное предпринимательство.

Также приоритетной поддержкой смогут воспользоваться субъекты малого предпринимательства, реализующие проекты на шахтерских территориях и на территории муниципальных районов Ростовской области.

.3 Реализация в 2010 году Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2013 годы

В Ростовской области действует Областная долгосрочная целевая программа <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87183> развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2013 годы.

В 2010 году объем финансирования программы из областного бюджета составил 240,3 миллиона рублей, из федерального бюджета - 470,1 миллиона рублей.

В качестве антикризисных мер в 2009 - 2010 годах:

установлена льгота по налогу, взимаемому в связи с упрощенной системой налогообложения, в размере 5%;

установлен понижающий коэффициент (0,85) к рыночной стоимости арендной платы за пользование областным государственным имуществом и мораторий на 2010 год на индексацию размера арендной платы;

упрощены требования к получателям поддержки (темпы роста оборота, налоговых платежей, требования к уровню зарплаты, созданию рабочих мест заменены на соблюдение результативности бюджетных расходов, обеспечение роста заработной платы и сохранения рабочих мест);

расширился перечень категорий, имеющих приоритетное право на поддержку - граждане, находящиеся под риском увольнения;

обеспечена синхронизация мер по увязке мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства и Областной программы по снижению напряженности на рынке труда;

имущественным взносом с целью предоставления микрозаймов предпринимателям наделены Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, агентство по поддержке малого предпринимательства г. Белая Калитва и Белокалитвинского района и 7 фондов поддержки предпринимательства и местного развития;

внедрен пилотный проект по предоставлению бесплатных консультаций предпринимателям и гражданам, желающим организовать собственное дело.По состоянию на 10.12.2010 оказано свыше 54 тысяч консультаций. Получателями консультационных услуг стали около 14000 предпринимателей и 8500 граждан, желающих организовать собственное дело.

Кроме того, в 2010 году на поддержку начинающих предпринимателей, в том числе из числа безработных граждан, направлены средства в размере 67,0 миллионов рублей, в том числе 48,0 миллионов рублей за счет средств федерального бюджета, что в 1,7 раза больше чем в 2009 году.

В целях расширения доступа к финансовым ресурсам субъектам МСП, которые не обладают достаточным залоговым обеспечением для получения кредита, в 2009 году создан Гарантийный фонд Ростовской области. Имущественный взнос на создание и организацию деятельности Гарантийного фонда <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=90822> в 2009 году составил 447,3 миллионов рублей (в том числе из средств федерального бюджета 347,3 миллионов рублей). В 2010 году Фонд докапитализирован до 688,3 миллионов рублей (в том числе 191,0 миллионов рублей направлено из средств федерального бюджета, 50,0 миллионов рублей - из средств областного бюджета). В 2010 году продолжена практика софинансирования муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в территориях. На эти цели направлено 206,6 миллионов рублей, в том числе из средств федерального бюджета 175,3 миллионов рублей.

С целью поддержки развития инновационного бизнеса в области создана инфраструктура из трех инновационно-технологических центров, двух технопарков, государственного унитарного предприятия Ростовской области «Ростовский региональный центр инновационного развития» и некоммерческого партнерства «Ростовский Центр трансфера технологий». Кроме того, на территории области осуществляют деятельность 7 бизнес-инкубаторов, у которых на сопровождении находятся и субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в инновационной сфере. Именно эти организации оказывают методологическую и информационную поддержку инновационному бизнесу, что проявляется в подготовке документов для участия субъектов малого предпринимательства в региональных и федеральных программах.

процентной ставки по привлеченным кредитам, займам; части лизинговых платежей (3 получателя из городов Волгодонска и Новочеркасска, Миллеровского района на общую сумму 1 189,44 тысяч рублей);

затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов (3 получателя из городов Таганрога и Новочеркасска на общую сумму 251,07 тысяч рублей);

затрат по организации собственного дела для начинающих предпринимателей (2 получателя из городов Таганрога и Ростова-на-Дону на общую сумму 253,6 тысяч рублей);

арендных платежей (10 получателей из городов Таганрога, Новочеркасска, Ростова-на-Дону и Шахт на общую сумму 976,6 тысяч рублей, два объекта инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства (городов Ростов-на-Дону, Новочеркасск) на общую сумму 195,32 тысяч рублей);

стоимости приобретенных основных средств и/или программного обеспечения (9 получателей из городов Таганрога, Новочеркасска, Шахт и Октябрьского района на общую сумму 1 046 тысяч рублей);

затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера (1 получатель из города Таганрога на общую сумму 200 тысяч рублей);

затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях (7 получателей из городов Волгодонска, Ростова-на-Дону, Новочеркасска и Таганрога на общую сумму 1 133,76 тысяч рублей).

С целью привлечения инвестиций в наукоемкий бизнес, создания новой системы финансирования и развития бизнеса в 2010 году разработан проект постановления Администрации Ростовской области «О создании Фонда содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» и учредительные документы фонда, которые будут внесены для принятия в 2011 году после внесения соответствующих изменений в Программу и в Областной закон от 08.12.2010 № 516-ЗС «Об областном бюджете на 2011 год».

Кроме прямой финансовой поддержки для субъектов инновационной деятельности, проводится информационно-методологическая работа в виде обучения, семинаров, форумов, выставок.

Продолжилась реализация постановления Администрации Ростовской области от 01.04.2009 № 150 <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=88205> «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение обучающих программ, организацию обучения по подготовке инновационных менеджеров, инновационных агентов».

В третьем квартале 2010 года был проведен открытый конкурс по отбору высшего учебного заведения по внедрению обучающей программы, в том числе в формате коучинг-образования по подготовке инновационных агентов.По итогам конкурсного отбора НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» провел обучение 48 слушателей по программе подготовки инновационных агентов. Из областного бюджета на эти цели было выделено 208,8 тысяч рублей. Все выпускники получили документы государственного образца о повышении квалификации.В 2010 году для предприятий инновационного бизнеса проводились обучающие семинары, а также другие мероприятия образовательного, информационного и организационного характера.

В период с 21 по 23 октября 2010 года в городе Ростове-на-Дону прошел юбилейный X Международный бизнес-форум на Дону, который был представлен 4 конгрессными блоками, в том числе блок «Инновации». Помимо деловых мероприятий конгрессных блоков в рамках X Международного бизнес-форума на Дону были проведены деловые мероприятия II Молодежного инновационного Конвента Южного федерального округа.

Также 21-22 октября 2010 года в г. Ростове-на-Дону в рамках X Международного бизнес-форума на Дону впервые прошла XI Российская Венчурная Ярмарка (далее - Ярмарка) - мероприятие федерального масштаба. На экспозиции XI Российской Венчурной Ярмарки были представлены бизнесы 46 российских компаний, заинтересованных в привлечении венчурного капитала для развития своего бизнеса, в том числе 28 компаний из Ростовской области, которые параллельно представляли экспозицию III Донской венчурной ярмарки в таких сферах, как программное обеспечение, приборостроение, машиностроение, медицина, химия и новые материалы, строительные технологии.

В 2010 году инновационные компании из Ростовской области при информационной и организационной поддержке некоммерческого партнерства Инновационно-технологического центра «ИнТех-Дон» (далее - НП ИТЦ «ИнТех-Дон») участвовали в 19 мероприятиях по инновационной тематике.

В 2010 году проведено совершенствование существующей схемы функционирования распределенного технопарка. В ЮФУ создано 8 технологических центров (производственных предприятий) для обеспечения выпуска опытных образцов продукции структурных подразделений ЮФУ, в том числе и малых предприятий, создаваемых с участием ЮФУ. С целью реализации «Программы развития инновационной инфраструктуры Южного федерального университета на 2010 - 2013 годы» Минобрнауки России из федерального бюджета на реализацию указанной программы выделило бюджетные ассигнования в форме субсидии в размере 42 888 тысяч рублей.

Также ведется реестр инновационных проектов субъектов малого предпринимательства в Ростовской области, в который входит 20 профилей в сети трансфера технологий.

По итогам 2010 года в рамках мероприятия «Предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат на реализацию программ энергосбережения, а именно на возмещение части стоимости приобретения и внедрения инновационных технологий, оборудования, материалов» было профинансировано 5 заявок на сумму 500 тысяч рублей.

Заключение

Для качественно нового развития субъектов инноваций малого предпринимательства необходима организация на региональном уровне минимального набора элементов инфраструктуры поддержки субъектов инноваций малого предпринимательства, созданных с помощью и участием государства, объединенных в целостный инфраструктурный комплекс, имеющий «пропускную способность», адекватную потребностям субъектов инноваций малого предпринимательства региона.

Влияние региональной администрации на повышение эффективности работы инфраструктурных институтов поддержки субъектов инноваций малого предпринимательства должно идти по линии:

закрепления за каждым видом инфраструктуры поддержки субъектов инноваций малого предпринимательства конкретных функций, перечня и объема оказываемых услуг («карта компетенций»), в случае оказания которых объект инфраструктуры поддержки сам может претендовать на полный пакет поддержки от региональной администрации;

повышения требований к качеству оказываемых объектами инфраструктуры поддержки субъектов инноваций малого предпринимательства услуг на основе разработки критериев их оценки, контроля соответствия услуг, предоставляемых инновационным малым и средним предприятиям, разработанным критериям.

В условиях дефицита государственных ресурсов для оказания поддержки малому и среднему инновационному бизнесу необходимо постепенно переходить от госу­дарственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого и среднего инновационного пред­принимательства к стимулированию их саморегулирования.

Задание 1. Факторы, влияющие на характер инновационной деятельности

.1 Внешние факторы

К внешним факторам относят те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта.

К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;

закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;

законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;

закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;

закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы «цикла».

Так же сюда относят и субъективные факторы, такие как:

инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;

денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов.

Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.

К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.

В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию.

Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

К внешним факторам относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;

коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;

лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

Для малых и средних предприятий, особое значение в качестве внешнего фактора развития инновационной деятельности приобретает использование образовательного трансфера, а также консультаций.

.2 Внутренние факторы

Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность. К ним относятся:

мотивированное руководство;

интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;

высокая производительность;

эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;

непрерывное организационное обучение;

эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;

управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием.

Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы.

Первая группа факторов - это:

форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления;

организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды;

«размер организаций», определяющий ее принадлежность к категории: «малые», «средние», «крупные» компании;

отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.

Вторая группа факторов включает:

финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовой устойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций, ее платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов;

научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР;

производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность;

кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.

Важным фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силы определяет способность фирмы осуществлять собственные НИОКР или копировать новые продукты у других фирм.

Задание 2

Оптово-розничная торговая компания ООО «Ледяной дом» реализует мороженое на территории г.Москвы. В июне 2010 года предприятие имело следующие показатели: выручка от продаж 550 тысяч рублей, постоянные затраты 80 тысяч рублей, переменные затраты 280 тысяч рублей.

Определите, каким образом необходимо изменить цены при повышении натурального объема продаж на 5%, чтобы прибыль в плановом периоде возросла по сравнению с базисным на 4%.

Компания планирует повышение цены на один из продуктов на 5% (с 350 руб. за единицу до 368 руб.)

p

350

руб.

c

Переменные затраты (на ед.)

280

руб.

.

Постоянные затраты. Всего:

80

руб.

q

Объем продаж текущий

300

шт.

?p

Хотим изменить цену на

+5%

 368руб.


Для начала оценим насколько процентов должны увеличиться продажи этого продукта для сохранения уровня прибыли. По формуле находим необходимое увеличение

                                                          Цена товара

Изменение q (объема продаж) ≥        изменения цены x

Цена - переменные затраты + изменение цены

Подставив все значения , получаем результат, +5% x350/ (350-280 +(5%x350))=4%

В итоге, чтобы прибыль возросла на 4% необходимо изменить (повысить цену на 5%) при повышении объема продаж на 5%

Список Использованной Литературы

.Налоговый кодекс РФ

2.Областной закон <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=83772> «Об инновационной деятельности в Ростовской области» от 28.11.2006 № 591-ЗС;

.Областная долгосрочная целевая программа <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87183> развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением Администрации Ростовской области «О переходных положениях при реализации областных целевых программ» от 26.12.2008 № 604;

.Постановление <http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=89898> Администрации Ростовской области от 21.12.2009 № 681 «Об утверждении Перечня мероприятий по развитию инновационной деятельности в Ростовской области в 2010 году»

.Малое предпринимательство в России 2006 // Статистический сборник. - М.: Росстат, 2006.

.Российский статистический ежегодник // Статистический сборник. - М.: Ростстат, 2007,2008,2009,2010.

. Краснова Л.В. Внутренние проблемы управления инновационной деятельностью / Краснова Л.В. // Проблемы экономики. Выпуск 5(18) - Москва: Изд-во ООО «Спутник +», 2007. - с.79

.Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде// Проблемы современной экономики.- Спб., 2005. - № 3(15).- с. 34

.Рустанова О. Малый бизнес - большая польза // Аргументы и факты.-1999.- № 3.

.Савченко В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. - 1995. - № 10.

.Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. - 1999. - № 2.

.Торгово-промышленные палаты в системе поддержки отечественного предпринимательства // Российский экономический журнал. - 2002. - № 4.

. Степанова Е.А. Инновационная стратегия: потенциал, ограничения, предпосылки успешности //http://tisbi. ru.

.Удалов, Ф.Е., Удалов, О.Ф., Алехина, О.Ф., Воронов, Н.А. Элементы инновационной политики //ЭКО.- 2008.- №6 - с. 7

.Фоломьев А.Н. Устойчивость предприятий в рыночной среде // Экономика и организация рыночного хозяйства. - М., 2000. - 545 с.

Приложение 1

Технопарки и инновационно-технологические центры

№ п/п

Наименование организации

Направление деятельности

Адрес

Руководитель

Телефон

1             «Агропромышленный инновационно-консультационный комплекс» при Донском ГАУ                инновационно-консультационный комплекс» при Донском ГАУ Консультирование малых предприятий АПК. Внедрение новых разработок в АПК               346493 Октябрьский (с) р-н, п. Персиановский,  ул Кривошлыкова, корп.2 dongau@mail.ru <mailto:dongau@mail.ru>Фетюхин  Игорь Викторович(8-86360)

-63-98,

ф.3-61-50



2             Автономная некоммерческая организация «Южно-Российский техноагроцентр»    Внедрение новых разработок в различных областях, применение новых технологий охраны труда.            346428,  г. Новочеркасск, ул.Первомайская, 166 technoagro@mail.ru <mailto:technoagro@mail.ru>Сиренко  Александр Наумович(8-86352) ф. 4-51-69

5-09-61



3             Некоммерческое партнерство «Инновационно-технологический Центр «ИнТех Дон»           Помощь в реализации инновационных проектов, продвижение инновационной продукции и технологий, подготовка документов субъектов предпринимательства на получение финансовой поддержки. Проведение выставочных мероприятий и обучающих семинаров. Маркетинг и менеджмент инновационных проектов технологий аудит, защита интеллектуальной собственности.   346428, г.Новочеркасск, ул.Троицкая, 39/166 invest@intehdon.ru <mailto:invest@intehdon.ru>

Сироткин  Александр Юрьевич(8-86352)

-50-46,

2-80-00



4

ОАО «Технопарк РГУ»

Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других производственных работ по созданию научно-технической продукции, осуществление территориальной интеграции науки, образования и производства, информационных баз данных, внедрение конструкторских разработок и новых технологий, концентрации квалифицированных кадров

344113,  г. Ростов-на-Дону,  ул. Мильчакова, д. 5\2

Пятаков Александр Евгеньевич

280-38-32 ф.292-31-52, 292-31-53

5

Некоммерческое партнерство «Научно-технологический парк «Таганрог»

Выполнение НИОКР, маркетинговые и информационные услуги, консультационные услуги

347900, г. Таганрог

Корецкий Александр Анатольевич

(8- 8634) 311-142, 315-671


Приложение 2

малых и средних предприятий Ростовской области

Нормативно-правовая поддержка

Предложение

Обоснование


Определение приоритетных для Ростовской области направлений научно-технического и инновационного развития, базовых технологий, в том числе мирового уровня, на средне- и долгосрочный периоды.  Можно предусмотреть создание специализированной инфраструктуры поддержки, ориентированной на поддержку приоритетных научных и инновационных направлений мирового уровня (например, «Инновационный центр поддержки развития биоэнергетики» и т.п.).

Принцип приоритетного научно-технического и инновационного развития является основой специализации экономики в сфере инноваций и служит мощным инструментом к решению важнейших социально-экономических проблем региона.


Законодательное закрепление конкретной доли (процент) средств регионального бюджета направляемых ежегодно на поддержку инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Выделение расходов на поддержку инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области отдельной подстрокой "в том числе - поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства" в строке бюджета "Расходы по поддержке малого предпринимательства".

Закрепление финансовой поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства как приоритетного направления бюджетной политики региона. Увеличение расходов на поддержку инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение гарантированных бюджетных расходов на поддержку. Усиление контроля над финансовыми потоками, идущими на поддержку инновационной деятельности малых и средних предприятий.


Разработка инновационных целевых программ.

Совершенствование нормативной базы развития инновационной деятельности. Использование информационных технологий программного целевого управления как наиболее эффективного инструмента реализации научно-технической и инновационной политики в развитых странах.


Разработать порядок реализации мер финансовой поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая механизмы финансирования патентно-лицензированных расходов, и включить его в Положение о финансировании проектов и программ поддержки малого предпринимательства.

Развитие нормативно-правовых основ поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Совершенствование механизма финансовой поддержки.


Разработка принципов, институциональных основ и инструментов формирования государственно-частного партнерства в сфере финансирования инновационных проектов.

Активизация государственно-частного партнерства как перспективного направления поддержки инновационных проектов малого и среднего бизнеса.


Учитывая опыт развитых стран и некоторых регионов страны, успешно реализующих различные формы частно-государственного партнерства в научно-технической и инновационной деятельности, законодательно установить, что права на результаты научно-технической деятельности, созданные инновационным малым или средним предприятием полностью или на долевой основе за счет бюджета региона, могут целиком или частично закрепляться за этим предприятием.

Разработка механизмов, регулирующих правоотношения государственных научных организаций и субъектов ИМСП при вовлечении в хозяйственный оборот результатов научно -технической деятельности, полученных при смешанных формах финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.  Обеспечение использования и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданной полностью или на долевой основе за счет бюджета региона.


Разработать Положение о Региональном венчурном фонде Ростовской области, предусматривающее, в том числе, способы привлечения внебюджетных ресурсов, порядок и возможности использования бюджетных и внебюджетных средств, порядок управления и контроля. При необходимости внести соответствующие изменения в нормативные и правовые акты Ростовской области в установленном порядке. Инициировать работу по созданию фонда.

Развитие нормативно-правовых основ поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Совершенствование механизма финансовой поддержки, аккумулирование средств.


Законодательно следует предусмотреть все многообразие возможно­го взаимодействия малых и средних инновационных предприятий с крупными (путем ис­пользования таких экономических форм, как аутсорсинг, трансакции, кластеры и т.п.).

Развитие межфирменного сотрудничества, в том числе научно-технического, усиление связей с крупным бизнесом как гарантированным рынком сбыта инновационной продукции малых и средних фирм.


Организационная поддержка

Предложение

Обоснование


Содействие вхождению инновационных малых и средних фирм в федеральные программы поддержки по различным направлениям развития научно-технологического комплекса России.  Например, в программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы», «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы, «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы».

Привлечение финансовых средств и получение другой поддержки (информационной, кадровой и пр.) за счет Федерального бюджета.


Содействие налаживанию долгосрочных контактов инновационных малых и средних фирм с международными и российскими организациями, спонсорами, поддерживающими научно-техническую деятельность.  Например, ОАО «Российская венчурная компания», Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), венчурные фонды, «бизнес-ангелы» и др.

Привлечение средств международных и российских организаций, физических лиц, поддерживающих научно-техническую деятельность.


Создание Регионального инновационного центра (РИЦ) Ростовской области при Администрации Ростовской области, предназначенного для общего регулирования инновационной деятельности в регионе, и (или) Регионального центра инноваций и высоких технологий малого и среднего бизнеса, предназначенного для интеграции и оптимизации поддержки малого и среднего бизнеса научно-технической и инновационной сферы.

Централизация поддержки научно-технической и инновационной деятельности, в том числе в сегменте малого и среднего предпринимательства, достижение консенсуса по проектам и программам инновационного развития региона, управление процессом их реализации.


Создание муниципальных учреждений - подразделений РИЦ с выделением в их составе Муниципальных центров инноваций и высоких технологий малого и среднего бизнеса.

Централизация поддержки на местном уровне и ее интеграция в региональную систему поддержки научно-технической и инновационной деятельности, в том числе в сегменте малого и среднего предпринимательства.


Стимулирование создания Союза малых (средних) предприятий - инноваторов.

Развитие межфирменного сотрудничества, координация и интеграция научно-исследовательских работ, консолидация усилий малых и средних предприятий по решению общих проблем, сдерживающих инновационную активность.


Организация ассоциаций малых и средних инновационных предприятий по приоритетным для Ростовской области направлениям инновационного развития и базовым технологиям.

Создание объединенными усилиями малых и средних предприятий, работающих в определенных направлениях, новой продукции с улучшенными характеристиками и более эффективное продвижение ее на рынок. Снижение дублирования разработок, консолидация усилий ряда малых и средних предприятий по созданию перспективного изделия, согласованная политика продвижения продукции на внешнем и зарубежном  рынках.


Содействие созданию на территории региона Совета ученых-экспертов по инновационному менеджменту и оценке научно-технического уровня разработок малых и средних фирм. Научно-технический уровень разработки оценивается по критерию достижения или превосходства мирового уровня в определенных приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.

Интеграция образовательной и научной инфраструктуры в целях повышения качества менеджмента и научно-технического уровня разработок на инновационных малых и средних предприятиях.


Формирование (развитие и поддержка) структур по защите и оценке интеллектуальной собственности на результаты инновационной деятельности, по патентно-лицензионному сопровождению при коммерциализации интеллектуальной собственности.

Организация поддержки инновационной деятельности в виде: научно-технической экспертизы, правовой защиты, поиска потенциальных потребителей, организации услуг по патентованию и сертификации наукоемкой продукции. Подготовка условий для развития рынка интеллектуальной собственности на результаты инновационной деятельности. Роль этого рынка, обеспечивающего коммерциализацию интеллектуальной собственности, будет возрастать по мере перехода в постиндустриальную фазу экономического развития


Содействие созданию венчурных фондов. При создании венчурного фонда для финансирования малого и среднего инновационного предпринимательства доля государства может составить 20-25 %. Таким образом, государство будет выступать основным гарантом развития приоритетных направлений малого и среднего инновационного бизнеса на региональном уровне.

Фонд является одним из самых действенных и проработанных инфраструктурных инструментов поддержки внедрения научно-технических идей.  В развитых странах структура доходов венчурных фондов включает 5-10 % частного капитала, 25-35% средств пенсионных фондов, 10-15 % средств стра­ховых компаний, 15-20% средств корпораций, 10-15% зарубежных инвести­ций, 10-15% пожертвований, однако решающими для «венчурного бума» были государственные решения, позволяющие направлять в венчурные фон­ды определенную часть «долгих» денег (пенсионных и страховых).


Создание или развитие инновационных центров, инкубаторов малых наукоемких предприятий и иных технопарковых структур, ориентированных на инновационный малый и средний бизнес. Обязательное включение в число оказываемых ими услуг тех, которые напрямую способствуют научно-технической и инновационной деятельности малых и средних фирм. Работа по повышению качества оказываемых ими услуг.

Поддержка становления и развития малого инновационного бизнеса, выполнение иных функций в области НИОКР и инновационного менеджмента: проведение патентного поиска, научных и аналитических обзоров, информационно-просветительских кампаний и др.


Разработка «карты компетенций» для различных видов инфраструктуры поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства и методик оценки качества оказываемых ими услуг, а также эффективности расходования бюджетных средств на цели их поддержки.

Повышение качества и эффективности государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства посредством четкой регламентации и повышения качества работы субъектов инфраструктуры поддержки.


Введение минимального стандарта услуг, оказываемых объектами инфраструктуры поддержки инновационно ориентированным малым и средним предпринимателям бесплатно по нормативу (например, продолжительность консультации одного человека - один час при периодичности один раз в квар­тал).  В ходе консультаций малые предприятия должны получать информацию по вопросам организации и регистрации малых и средних предприятий, о субъектах и инструментах региональной системы поддержки, о наличии свободного технологи­ческого оборудования и площадей и т.д.

Повышение доступности услуг субъектов инфраструктуры поддержки. Информационная поддержка вновь создаваемых малых и средних инновационных предприятий или существующих, но впервые решивших заняться инновационной деятельностью.


Создание ряда инжиниринговых центров - компаний и подразделений компаний, создаваемых в целях доработки, развития и тиражирования типовых проектных решений в рамках организации единого информационно-технологического пространства.

Содействие разрушению межотраслевых барьеров, усилению интеграции науки и производства, повышение научно-технического уровня инновационных проектов, коммерциализации инновационной продукции.


Создание в регионе центров коллективного пользования уникальным научным и производственным оборудованием (Центр изготовления деталей корпусов; Центр измерительной техники и др.)

Создание центра коллективного пользования для малого и среднего бизнеса, оснащенного современным технологическим оборудованием и укомплектованного группой дизайнеров, позволит малым и средним предприятиям при снижении уровня затрат мобильно создавать новые изделия с дизайном, соответствующим требованиям рынка.  Коллективный центр измери-тельной техники позволит малому и среднему предприятию оперативно и при низких затратах получать информацию о создаваемом продукте и повысить качество и конкурентоспособность изделия.


Создание Межвузовского центра поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.

Развитие информационно-консультационного и научно-методического сопровождения инновационных проектов малого и среднего бизнеса.


Поддержка ведущих ученых, научных коллективов и научно-педагогических школ, активно взаимодействующих с малым и средним инновационным бизнесом посредством учреждения премий или иных выплат, выдачи грантов.

Обеспечение опережающего уровня развития образования и научных исследований, содействие интеграции науки и бизнеса.


Более четкая регламентация деятельности Центра трансферта технологий. Центр трансферта технологий - организация или подразделение организации, созданное для осуществления управления интеллектуальной собственностью и обеспечения процесса трансферта (коммерциализации) технологий, а также оказания консалтингового, научно-технического и образовательного сервиса в инновационной сфере.

Оставить за Центром трансферта технологий функции по обеспечению передачи или продажи прав на промышленную собственность, лицензированию запатентованных технологий, поставке "ноу-хау" и техническому, научно-техническому и образовательному консалтингу.


Меры по созданию лизинговых фирм, предоставляющих малым и средним инновационным предприятиям оборудование на условиях последующего выкупа, подкрепленные информационно-просветительской работой с малыми и средними инноваторами по возможным преимуществам лизинговых схем обновления их материально-технической базы. Содействие снижению цены на лизинговые услуги путем отнесения лизинговых фирм, оказывающих определенный объем услуг малым и средним инновационным предприятиям, к числу объектов инфраструктуры поддержки с соответствующим предоставлением им ряда преференций

Укрепление материально-технической базы инновационной деятельности, обеспечение ее своевременного обновления на базе использования признанного во всем мире инструмента - лизинга;  возможность снизить затратность лизинговых схем обновления оборудования.


Создание картографической схемы развития инновационного потенциала в Ростовской области с целью совершенствования территориальной структуры инновационного потенциала, в том числе малых и средних предприятий.

Рациональное географическое размещение научно-технического потенциала области.


Поддержка проведения на территории Ростовской области международных научных форумов, конференций, выставок, привлечение к участию в них субъектов ИМСП

Развитие международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в российскую и мировую экономику и науку.


Создание постоянно действующей виртуальной выставки новых технологий в приоритетных для Ростовской области направлениях инновационного развития и базовых технологиях, создание отдельного сайта для субъектов ИМСП.

Снижение дублирования разработок, содействие поиску партнеров и заключению коммерческих соглашений на рынке инноваций.


Проведение конкурсов инновационных проектов малого и среднего бизнеса. Отбор инновационных проектов на конкурсной основе должен производиться по критериям, учитывающим научно-технический уровень проекта, значимость проекта для решения задач социально-экономического развития региона, соответствие проекта инновационным приоритетам региона, инвестиционную привлекательность и возможность реализации в предпринимательском секторе экономики. В связи с этим необходимо разработать методику оценки инновационных проектов, которая позволит получать квалифицированные заключения о целесообразности продвижения проекта, опираясь на информационное и методологическое обеспечение инновационной деятельности

Выявление интересных и перспективных инновационных проектов и дальнейшее содействие в их реализации, например, посредством представления венчурным фондам для финансирования с соответствующей государственной гарантией или поручительством.


Утверждение премий за разработку инновационного проекта в приоритетных направлениях развития хозяйства региона.


Финансово-имущественная поддержка

Предложение

Обоснование


Развитие в регионе внебанковского рынка капитала, в первую очередь системы взаимного кредитования малых и средних инновационных предприятий.  Закон предусматривает, что эти общества, являясь, по сути, кредитными уч­реждениями, в то же время вправе не резервировать средства в центральном банке и самостоятельно определять все вопросы финансовой помощи своим участникам. Их деятельность полностью опирается на собственные сред­ства, формируемые из членских и паевых взносов участников. Для получения кредита в системе взаимного кредитования, как правило, не нужен залог, а процентная ставка только покрывает минимальные накладные расходы.

Формирование эффективных финансово-кредитных механизмов самофинансирования инновационных малых предприятий.


Создание для малого и среднего предприятия, реализующего приоритетный инновационный проект, стабильных условий налогообложения и ставок налогов в течение финансового года в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Адресная финансовая помощь малому инновационному бизнесу.


Отсрочка или рассрочка для малого и среднего предприятия, реализующего приоритетный инновационный проект, налоговых платежей в областной бюджет

Адресная финансовая помощь малому инновационному бизнесу


Комплекс мер по созданию льготного режима деятельности для субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в “стартовый” период (снижение ставок по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет, компенсация ставок по банковским кредитам, ускоренная амортизация и др.).

Финансовая поддержка начинающих малых инноваторов.


Гарантии органов государственной власти области для инвесторов и кредиторов перспективного малого и среднего инновационного бизнеса.

Привлечение внешнего финансирования в малое и среднее инновационное предприятие


Предоставление субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства кредитов через банки, как в порядке долевого участия (исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы инновационного предпринимательства), так и предоставляя гарантии банкам. Решением проблемы с обеспечением по кредитам может быть создание гарантийного фонда.

Данная мера позволит разделить банковские риски невозврата заемных средств и изменит отношение банковских организаций к кредитованию малого и среднего инновационного бизнеса.


Предоставление участков, находящихся в собственности региона (муниципалитетов - по согласованию с муниципальными властями), в аренду инновационному малому и среднему бизнесу на более льготных условиях.

Адресная финансово-имущественная помощь малому инновационному бизнесу.


Предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях малым и средним предприятиям, у которых инновационная деятельность составляет не менее пятидесяти процентов общего объема работ, выполняемых данными организациями.

Адресная финансово-имущественная помощь малому инновационному бизнесу.


Финансирование в области патентования изобретений, промышленных образцов, созданных за счет областных средств.

Снижение уровня затрат на патентование. Содействие обеспечению правовой защиты на результаты научной и научно-технической деятельности, включая интеллектуальную собственность.


Компенсация части затрат по патентованию, лицензированию и сертификации высокотехнологичной продукции, новых технологий.

Снижение уровня затрат на патентование, лицензирование и сертификацию. Содействие обеспечению правовой защиты на результаты научной и научно-технической деятельности, включая интеллектуальную собственность. По мере развития цивилизованного рынка нематериальных результатов инновационной деятельности потребность в патентовании у субъектов ИМСП будет возрастать


Закупки наукоемкой продукции малого и среднего инновационного бизнеса для областных нужд на конкурсной основе.

Целенаправленное плановое развитие инновационной сферы, финансовая поддержка эффективных и важных для развития региона инновационных малых и средних предприятий через обеспечение им гарантированного рынка сбыта.


Создание условий и стимулов для привлечения средств негосударственных инвесторов в венчурные фонды, включая предоставление государственных гарантий, льгот по арендной плате за земельные участки и недвижимость, компенсацию процентной ставки по привлекаемым на возвратной основе финансовым ресурсам и т.п.

Косвенная финансовая поддержка инновационной деятельности малых и средних предпринимателей, обеспечивающая первоочередную государственную поддержку высокорисковых проектов, реализация которых имеет научную и экономическую перспективу и социальную значимость, но невозможна или нецелесообразна в рамках действующих рыночных механизмов.


Информационно-аналитическая и методическая поддержка

Предложение

Обоснование


Формирования единой региональной базы данных малых и средних субъектов инновационной деятельности и их разработок, налаживание с ними постоянных контактов, в т.ч. электронных, телефонных и пр. Выделение в рамках единого реестра наиболее активных малых и средних инноваторов для приоритетной поддержки.

Целенаправленная селективная работа с действующими субъектами малого и среднего инновационного бизнеса, повышение их информированности о возможности получить различные виды поддержки, обеспечение адресной поддержки, имеющей опережающий характер.


Создание информационно-аналитических баз научно-технических разработок научно-исследовательских организаций на принципах идентичных требований к информации. Выделение в рамках единого реестра основополагающих и перспективных НИОКР.

Активизация деятельности по передаче знаний и технологий между секторами экономики. Создание свободной от отраслевых барьеров системы поиска. Учет результатов исследований, прикладных разработок и технологий, в том числе полученных организациями за счет бюджетных средств.


Формирование базы потребностей крупных предприятий в определенных научных исследованиях и разработках, соотнесение их с возможностями имеющихся малых и средних инновационных фирм.

Формирование четкой системы потребностей инновационно-ориентированных крупных предприятий области, содействие интеграции малого и среднего и крупного бизнеса в части инновационной деятельности.


Издательство каталогов, буклетов, выпуск тематических страниц в печатных средствах массовой информации, а также создание тематических сайтов, характеризующих приоритетные направления региональной научно-технической и инновационной политики, раскрывающих деятельность Администрации региона по их поддержке.

Развитие информационно-консультационного сопровождения инновационной деятельности малого и среднего бизнеса.


Широкая пропаганда успехов и опыта работы малых и средних инновационных фирм в средствах массовой информации.

Повышение привлекательности предпринимательской деятельности в области инноваций.


Развертывание в средствах массовой информации пропаганды значимости и перспективности инновационной деятельности.

Формирование инновационной культуры и инновационного самосознания в целях активизации инновационной деятельности малых и средних фирм.


Проведение рекламно-информационных кампаний по продвижению достижений и возможностей донского сектора исследований и разработок в российских и зарубежных средств массовой информации.

Активный региональный маркетинг. Развитие международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в российскую и мировую экономику и науку


Организация в рамках единой системы "горячих линий" для малого и среднего предпринимательства Ростовской области работы постоянно действующей телефонной и Интернет - "горячей линии" для консультирования субъектов ИМСП по вопросам организации и ведения инновационной деятельности.

Развитие информационно-консультационного сопровождения инновационной деятельности малого и среднего бизнеса.


Кадрово-образовательная поддержка

Предложение

Обоснование


Разработать и утвердить в установленном порядке комплексы мероприятий по подготовке кадров для малого и среднего инновационного бизнеса по специальностям, связанным с высокими технологиями, оценкой интеллектуальной собственности, патентоведением, управлением инновациями.

Кадровая и образовательная поддержка малых и средних инноваторов и объектов инфраструктуры их поддержки.


В целях подготовки и переподготовки кадров по специальностям «Инноватика» и «Управление инновациями»: организация учебно-деловых центров, специализированных курсов, проведение семинаров, совещаний по основам инновационной деятельности, консультационные услуги по изучению нормативно-правовой документации

Обеспечение малого и среднего инновационного бизнеса квалифицированными кадрами, повышение качества менеджмента, развитие информационно-консультационного и правового сопровождения инновационных проектов малого бизнеса.


Подготовка кадров (менеджеров) для инновационной деятельности посредством создания Регионального центра подготовки кадров наукоемкого предпринимательства.

Решение проблемы острой нехватки кадров в области инновационного менеджмента.


Государственная (муниципальная) поддержка инновационных образовательных учреждений. Например, можно на конкурсной основе размещать среди образовательных учреждений региональные и муниципальные заказы на инновационные идеи и предложения, инновационные проекты в приоритетных для региона направлениях научно-технического и инновационного развития, базовых технологиях.

Становление и развитие инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих приток свежих инновационных идей и подготовку инновационно-ориентированных кадров.


Предусмотреть финансирование мероприятий по подготовке предпринимательских кадров в сфере управления инновациями для малого и среднего бизнеса в размере до 10% (цифра может быть уточнена) бюджетных средств, выделяемых на реализацию программ подготовки кадров в рамках соответствующих комплексных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства

Увеличение объемов финансовых ресурсов, идущих на кадровую поддержку инновационной деятельности малых и средних предпринимателей.


Подготовить предложения о проведении обучения молодых специалистов по заказам региональных и территориальных технопарков и других объектов инфраструктуры поддержки субъектов ИМСП в рамках программ переподготовки.

Обеспечение объектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности малых и средних предпринимателей высококвалифицированными кадрами.


Создание новых и переориентация старых кафедр на инновации (например, создание кафедр «Инновационный менеджмент», «Инновационное дело» и т.п.), создание сети инновационного начального и среднего образования, системы подготовки и переподготовки кадров.

Системная образовательная и кадровая поддержка малого и среднего инновационного бизнеса.



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!